После 1640 г. картины Хеды стали больше по размерам, богаче и красочнее по колориту (например, натюрморты в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Первый датированный 1621 натюрморт Хеды (Гаага, собрание Бредиуса) посвящен теме Vanitas (аллегория бренности) в других его картинах предметы нередко имеют также иносказательный смысл. Картины Хеды стали больше по размерам, богаче и красочнее по колориту (например, натюрморты вЭрмитаже, Санкт-Петербург).
Хеда, а также оказавший на него влияние Питер Клас – самые значительные представители такого рода натюрмортов в Голландии. Интересно, что Хеда – творец изумительных картин с натюрмортами, сначала пробовал себя в написании портретов и сюжетов на религиозные темы. После 1640 г. картины Хеды стали больше по размерам, богаче и красочнее по колориту (например, натюрморты в Эрмитаже, Петербург). Любимые коричневые тона Хеда придают всему натюрморту своеобразную теплоту.
Хеду и Класа роднят зеленовато-серые или коричневатые тона, но произведения Хеды, как правило, более тщательно отделаны, а вкус его более аристократичен, что проявлялось в выборе изображаемых объектов: серебряной, а не оловянной утвари, устриц, а не сельди и т. п. Эстетические принципы натюрморта были довольно консервативными: горизонтальный формат полотна, нижний край стола с изображаемой натурой строго параллелен раме. Хеда, а также оказавший на него влияниеПитер Клас— самые значительные представители такого рода натюрмортов в Голландии. Натюрморты Хеда можно читать, как записки.
Голландский натюрморт начала 17 века отличается приверженностью к символике. В правой руке ребенка — корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен). Самые первые «stilleven» просты: хлеб, бокал вина, рыба (естественно, символ Иисуса Христа), нож (символ жертвы), лимон (это символ неутоленной жажды познания, жажды Бога), несколько орехов в скорлупе (это душа, скованная грехом), если эти орехи расколоты — значит, душа, освобожденная от греха, яблоко (напоминает о грехопадении). Это то, что делали Машков и Кончаловский.
Все обращено к человеку, к человеческой личности. Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. Одна из наиболее ранних работ – «Натюрморт» (1621, собрание Бредиуса, Гаага) – имеет символический смысл. Уже в этой ранней работе проявилось мастерство Хеды в передаче фактуры материала.
Полевые лилии — символ чистоты, невинности. Обычно принято считать, что «малые» они потому, что писали картины маленького размера. Композиция повторяется из картины в картину, лишь постепенно меняясь. Подчеркнут силуэт каждого предмета. Художник вёл свои творческие поиски через синтез формы и цвета, формы и пространства.
Вспомним, что здесь сформировался стиль Адриана Брувера. На Шемякина все ломились, а тут не было ни одного человека, я была одна. До сих пор слышны отголоски того времени. Голландские художники создавали впечатление естественного «беспорядка» в расположении вещей: они показывали разрезанный пирог, очищенный лимон с висящей спиралью кожурой, недопитый бокал вина, горящую свечу, раскрытую книгу, – всегда кажется, что кто-то касался этих предметов, только что пользовался ими, всегда ощущается незримое присутствие человека. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни.
Скорее всего, дело происходит на террасе в светлое, но не слишком солнечное летнее утро. Не буду вам портить настроение напоминанием о том, что такое голодомор. Постепенно простая снедь заменяется устрицами, ветчиной. Объединяющее их название «монохромные завтраки» условно, оно лишь подчеркивает общую сдержанную живописную тональность. В самом деле изображенные с большим живописным блеском прекрасные ткани, бокалы, венецианское стекло, часы инструменты изысканные цветы живут в натюрмортах голландских живописцев своей собственной, «тихой жизнью».
Члены объединения сразу стали самыми популярными фигурами в художественной жизни Москвы, героями светской и бульварной хроники. Зритель явственно ощущает распад, разрушение, развеществление мира. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». Голод 1932–1933 гг. Голландских художников XVII века часто называют «малыми голландцами». В Голландии XVII в. жанр натюрморта получил большое распространение. Это единство семьи, близких друзей, куда хочется уйти от невыносимой действительности. Произведениям Хеды (Завтрак, 1629 г., Завтрак с ежевичным пирогом, 1631 г., Десерт, 1637 г., Завтрак с омаром, 1648 г., Ветчина и серебряная посуда, 1649 г. ) присущи тонкая передача фактуры предметов и светотени, мягкий серовато-коричневый колорит.
Одним из его создателей стал Виллем Клас Хеда. Вот посмотрите на эту бабушку, которая сидит за своим обедом. Джорджо Моранди родился в Болонье в 1890 году.
Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Это было чудо. Связующую функцию в построении композиции выполняет свет. Все было символично.
В его творчестве свободно и причудливо переплелись сезанновские мотивы, фовистские традиции и при этом картины его очень русские. Сезанн говорил: «Я хочу вернуть природе вечность». Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма. Но, когда он познакомился с творчеством Матисса и Сезанна, он выбрал их, а не футуристов.
В неодушевленных предметах они видели особую, скрытую жизнь, связанную с жизнью человека, с его бытом, привычками, вкусами. Искусству оставлялась лишь педагогическая задача — укрепление морали. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. Это то, что обрел Запад с момента возникновения философии гуманизма, которая достигла невероятного расцвета в эпоху высокого Ренессанса, когда теоцентризм был заменен антропоцентризмом, когда вместо Бога центром мироздания стал человек. Уже в самой ранней своей датированной картине («Vanitas» или «Суета сует», 1621) Хеда выразил характерную для всей голландской живописи 17 века любовь к эмблематическим подтекстам, часто намекающим (в духе библейских псалмов и речений царя В зрелых произведениях Хеда искрится посуда, мерцают отражения на бокалах с вином (миниатюрные отражения окна, откуда падает свет), «тикают» золотые часы с раскрытой крышкой, влекут к себе аппетитные яства (ежевичные пироги, ветчина, омары) к тому же все написано с осязаемой предметностью.
Все описано со скрупулезной подробностью в книге Исход (Исх: 25, 26, 27). Наиболее яркий художник из всех «Валетов» — Илья Машков. 1570), написавший полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), акцентирует внимание не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), но и на вещах, лежащих на столе.
Но у Доу такая архитектурная деталь играет роль «обманки». В 1631 году Рембрандт оставил Лейден и уехал в Амстердам. В последовавших затем «банкетных» натюрмортах скатерть всё больше и больше сдвигалась вбок, а к концу 1630-х гг.
Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды. Он превращается в украшение жилища высокопоставленных заказчиков. Художник Маринус ван Реймерсвале (ок.
В них найдена мера цветности и этого удивительного света. Он знал слова святого Григория об изображениях как о книге для неграмотных. И они это знали. Новая роль вещей отразилась в повседневной речи. Картины из церкви как бы переселились в дома бюргеров. Можно почти с уверенностью сказать, что живопись эта — не что иное, как «иконы» новой религии — коммунизма иконы, где вместо Бога и святых беззастенчиво представлены идолы мира сего, то есть антихристовы «дары», написанные так убедительно, что голодный народ готов был им поклониться.
Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая В католичестве День святого Николая принято отмечать 6 декабря. Преобладание у Геррита вертикальных форматов, характерная затесненность композиции, более однообразное воспроизведение фактуры, большая гладкость ложащегося по форме мазка, сведение к минимуму излюбленного приема-россыпи светлых точечных акцентов (о чем уже говорилось выше) — все эти качества характеризуют картину из Вашингтона, так же как и данную работу. Роль живописи в лучшем случае сводилась к катехизису. — Тогда не было ничего другого. Вернув предметам их яркие краски, мастер открыл дорогу другим живописцам.
Все предметы четко прорисованы художником. Они живут своей таинственной, независимой от нас жизнью. Появилось выражение «дефицит».
Но интерес к натюрморту появился в голландской живописи гораздо раньше. Один рабочий писал Микояну: «Почему же нет рыбы. Расположение предметов стало носить не празднично-торжественный, а как бы случайный, естественный характер. Хотя станковых работ, выполненных древнегреческими живописцами, до нас дошло немного из письменных источников известно, что в Древней Греции получили распространение натюрморты-«обманки», писавшиеся с целью не только показать мастерство авторов, но и ввести в заблуждение зрителей.
Голландский натюрморт XVII века занял первое место среди живописи этого жанра в странах Европы. Перед нами — рассматриваемые с высокой точки зрения предметы, в каждом из которых заложены ассоциации с бренностью и тщетой: чаша с тлеющими угольками, курительные приспособления, перевёрнутый бокал, череп. Моранди для меня — это майский день и именины сердца.
Одним из его создателей стал Виллем Клас Хеда. Период 1925–1937 гг. Складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались.
Натюрморты таких живописцев, как Николас Гиллис и Флорис Клас ван Дейк получили название ontbijtjes — этот термин обычно переводится как «натюрморты-завтраки», хотя, строго говоря, ontbijtом называлась лёгкая закуска, которую можно было принимать в любое время дня. Я просто сейчас уже не могу вспомнить — это хрупкость мира, его красота. Уже в этой ранней работе проявилось мастерство Хеды в передаче фактуры материала. Это ускорило его развитие. Он признавал искусство одним из даров Божьих. Над его кудрявой головкой зритель видит латинскую надпись «Junius» — июнь.
Информацию об этом скрывали. В последовавших затем «банкетных» натюрмортах скатерть всё больше и больше сдвигалась вбок, а к концу 1630-х гг. «Завтрак с бокалом-наутилусом» (1649, Художественный музей, Шверин), Так же хороши натюрморты и «Ветчина и серебряная посуда» (1649, ГМИИ, Москва), «Натюрморт с ветчиной» (1656, Музей изобразительных искусств, Будапешт), «Завтрак» (1652, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Отдал дань увлечению сюрреализмом (мы видели это только в его натюрморте). Виллем Клас Хеда (1593/1594-1680/1682) писал однотипные натюрморты в течение нескольких десятилетий, по крайне мере они датируются как 1631 (представленный «Завтрак с черничным пирогом»), так и 1651. Есть что-то эпическое, величественное и почти трагическое в этой группе простых вещей.
1540) в композиции «Мадонна с младенцем и Иосифом» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) показал на парапете, рядом с босыми ножками младенца Христа, разрезанный апельсин и маленький ножик с перламутровой ручкой. Подлинность того, что увидел и изобразил художник, вызывает восхищение. Это произведение также отличается изысканностью красок и утончённостью проработки. Но в целом они любили вот эту тишину своего собственного дома. Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды. В этом городе он жил и работал до самой смерти. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Один из лучших натюрмортов Хеды – «Завтрак с омаром» (1648, Эрмитаж, СанктПетербург).
Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. Либо в более широком смысле Страстей Христовых Воскресения и Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас). Оба они создавали скромные «завтраки» с простым набором незамысловатых предметов. Но Бог продолжал говорить языком искусства. Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды.
Исчез открытый рынок. Разработанная в ранний период творчества первоплановая композиция использовалась Астом на протяжении всей его жизни, о чем свидетельствует полотно «Тарелка с плодами и раковины» (1630, Эрмитаж, Санкт-Петербург), написанное уже зрелым художником. Скандал был обеспечен, чего и добивались молодые художники.
Теперь я расскажу вам, как я это постепенно открывала. Это грустный итог того, что в мир принес антропоцентризм. Так, Иос ван Клеве (1464 — ок. Но там были свои ноты.
Гротескная острота характеристик напоминала Брувера («Драка», Ленинград, Эрмитаж «Крестьюнское общество», Амстердам, Рейксмузеум). Был такой теоретик искусства во времена эпохи Возрождения Альберти, который так охарактеризовал человека: «Ты стал не земным, но и не небесным, тебе интересно все, что происходит кругом, но ты несешь с собой смерть, вот таким образом все живое на земле тебя начинает ненавидеть». Хеда любил писать серебряные чаши с мерцающими бликами, кубки из венецианского стекла, перламутровые раковины.
И никогда нет источника света. Общение с произведением искусства — это всегда диалог автора со зрителем. Монолитность прежних натюрмортов здесь отсутствует. Все было символично.
Он начал создавать произведения, отличающиеся оригинальностью. Складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались. Как будто они ждали своего часа, пророчествовали о нем.
Огромное полотно: в центре герб Советского Союза, выпяченный специально, колосья из теста — «сталинский ампир», атрибуты советской власти, которые можно съесть. Эти предметы помогали привнести в изображение нечто земное, светлое и радостное. К началу 18 века голландский натюрморт тяготеет к впечатляющей эстетике деталей. Это, если можно так сказать, «движение покоя».
«Дефицит» стал центральным фактом экономической и повседневной жизни. И это все, что сделал человек, все, что он принес на землю. Для них главным была «материальность», «вещность», «натюрмортность» даже в пейзажах и портретах. А узнавать Библию посредством изображений фривольно и оскорбительно для Бога».
При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя. На самом деле все символично. Справа на дальнем плане зритель видит фигуру женщины.
А наверху на втором этаже прямо над этой выставкой в маленьком зале висел Моранди. Вместе с утварью лежат разнообразные овощи: капуста, морковь, свекла, тыква. Затем украинская деревня, где был настоящий голодомор. Это действительно было, это страшная реальность. Библия полна указаний на красоту сотворенного мира.
А раскрытые раковины с устрицами могут сменить свое негативное значение на прямо противоположное, обозначая человеческую душу, отделившуюся от тела и готовую вступить в вечную жизнь. Интересно, что природу и пейзажи Моранди видит точно так же. Предметы помещены на авансцену, приближены к зрителю, почти к краю рамы.
Вещи имели в СССР огромное значение потому, что их просто не было. Он остался верен реализму. Это удивительно, это только у «голландцев» есть, по-моему.
Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Подобные мозаичные композиции, обрамленные орнаментальным рисунком, назывались эмблемами. Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. Можно сказать, обогнало весь мир. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Виллем Хеда испытал влияние натюмортиста П. Класа, работавшего в Харлеме с 1617 года и выдвинулся, подобно Класу, как мастер «монохромных завтраков», то есть композиций с едой и утварью, решенных в сдержанной (хотя и не полностью монохромной) красочной манере.
Оба они создавали скромные «завтраки» с простым набором незамысловатых предметов. Интересно, что Моранди в этих натюрмортах бежит от всякой экзотики в выборе предметов. К подобному типу произведений относится натюрморт «Плоды и омар на столе» (1640, Эрмитаж, Санкт-Петербург), который многие исследователи причисляют к аллегориям типа vanitas («суета сует»). Кроме того, почти во всех натюрмортах есть изображение часов. Последователи Кальвина пошли еще дальше. Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным.
Выставка имела огромный успех. Вообще мир Библии наполнен предметами. Так, голландские «stilleven» превратились в напоминание о двух мирах — о Тайной Вечери, дающей жизнь и о Валтасаровом пире, ведущем в смерть.
Он протягивает нам дружескую руку и предлагает нам «остановиться, оглянуться». Складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались. итальянские исследователи творчества Моранди называют «Сошествием во ад». На картине Брейгеля букет пылает яркими красками на фоне темноты. Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы. Это когда-то было моим открытием.
Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Но дидактический подтекст, присущий главным образом поздним работам мастера, не делает его сцены ни тяжеловесными, ни скучными – мораль преподносится легко и весело, с жизненной активностью и задором («Расстроенное хозяйство», ок. Ранние произведения Герарда Доу написаны под влиянием Рембрандта. Иногда силуэты предметов даже экзотичны. Все стоит чинно, словно в торжественном предстоянии.
Вероятно, это мифические золотые яблоки, способные подарить человеку вечную молодость. Картина, во многом аналогичная, так же подписанная и датированная 1650 годом, определяется как работа Геррита, на основании тщательного разбора ее композиционных и живописных особенностей (ранее картина шла под именем Виллема). Огромная выставка, колоссальные скульптуры бронзовые. Статую нельзя было поставить на землю, она должна быть обязательно над людьми. Исчезла даже рыба.
Из церквей удалялись картины на религиозные темы. Подлинность того, что увидел и изобразил художник, вызывает восхищение. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Что такое натюрморт. Здесь бочонки, ведра, тазы, миски, кастрюли, корзины. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. Их называли «русскими сезаннистами», но ударение надо делать на слове «русские», так много в них национальных особенностей. Предметы кажутся расположенными в беспорядке, свободно и естественно.
Еще на столе лежат два яйца. Так, в 1631 году художник получает статус мастера в гильдии Святого Луки в Харлеме. Вероятно, это мифические золотые яблоки, способные подарить человеку вечную молодость. «Эта беззастенчивая карта напоминает скорее лечебницу для душевнобольных, чем выставку художественных произведений», — писали газеты. Очереди начинались с двенадцати часов ночи с толкотней, давкой истерическими припадками.
Между предметами почти нет пространственных промежутков. Вот они, например, такого размера, немножко побольше. Она более для слуха, чем для глаза. Это особое, теплое, человеческое отношение к жизни. Пространственные силуэты не разделяют их, а, скорее, соединяют.
Аст не пренебрегает даже самой мелкой деталью картины. Эрве Базен, французский писатель, писал: «Во время войны 1780 года Сезанн писал яблоки. Например, в картине И. Н. Крамского «Некрасов в период Последних песен» (1877–1878, Третьяковская галерея, Москва) предметы выполняют функцию аксессуаров. Натюрморт представлен и на римской мозаике «Июнь», выложенной из разноцветной смальты. Потом даже в XIX веке в французском искусстве интерьер был символичен, он был не случаен.
Более уравновешенную композицию находим в другом натюрморте того же года (Гаага, Королевская галерея Маурицхейс) и в «Столе с завтраком» (1631, Дрезденская картинная галерея). Уровень жизни в начале сталинского периода резко понизился в городе и в деревне. В натюрморте «Голубая скатерть» Матисс использует свой любимый композиционный приём: спускающуюся сверху ткань. Геракл похитил их из сада нимф Гесперид по приказанию царя Эврисфея.
Интересно, что картины 1920-х годов более «бубнововалетские» по фактуре, живописному колориту, оптимизму, чем те, которыми они удивляли общество в начале пути. Оно может цветом, линией, ритмом выразить то, что неподвластно речи. Однако вера охватывает всю деятельность человека.
Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. Потом это было утеряно, к сожалению, такая, чисто национальная черта. Во многих более поздних произведениях мастер вновь обращается к этому мотиву. Не умели рисовать, вот таким образом так и рисовали. Кандинский, Малевич выросли из «Бубнового валета», будучи совсем разными. В это время он пишет «Хлеба советские» и эта тема подходит к своему логическому завершению.
То же можно сказать и о его графике: офортах, рисунках, акварелях. Это было огромное полотно, вот это самое, Ильи Машкова, расположенное в центре зала. Одетая в неброскую темную одежду, она воспринимается как своеобразная деталь натюрморта. Крестьяне, чаще всего изображавшиеся во время попоек и драк, показывались как существа грубые и жестокие.
Таковы натюрморты Питера Класса, Вилема Хеды, Абрахама ван Бейерена, Вилема Кальфа. Натюрморты Бейерена строги по композициям, эмоционально насыщены, красочны. Этих двух харлемских мастеров часто сравнивают.
В 1917 г. объединение перестало существовать. Да, натюрморт — странный жанр: и многозначный и много в себе скрывающий. В коллекции Эрмитажа хранятся образцы мозаик из Древнего Рима. Перед зрителем уже почти абстракция, состоящая из черно-белых пятен, как на негативе. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами.
Его искусство оказало большое влияние на ученика Хальса Адриана ван Остаде (1610 – 1685). Бог благословляет простую жизнь, ее скромные радости, ее горести. В правой руке ребенка — корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен). 1540) в композиции «Мадонна с младенцем и Иосифом» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) показал на парапете, рядом с босыми ножками младенца Христа, разрезанный апельсин и маленький ножик с перламутровой ручкой. Все эти художники, которых я перечислила, — Кончаловский, Штеренберг и Петров-Водкин — входили в объединение «Бубновый валет», эту кузницу русского авангарда, сохранившую свой язык, стиль и характер «бури и натиска» до 30–40-х годов советской власти, что нам особенно интересно. Вероятно, это была первая европейская персональная выставка.
Они именно те «малые», которым открылся Бог, утаив Себя от великих. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Господь оставил нам две книги — книгу Писания и книгу Творения. Но художники не перестали работать. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой.
Кальвин был представителем строгого, пуританского, аскетического протестантизма. Мы не знаем, как это воспринимали современники, но сегодня мы видим здесь издевку. К этому времени относится целый ряд портретных работ Доу (портреты отца Рембрандта в образе воина, музей, Кассель и в образе астронома, Эрмитаж, Санкт-Петербург матери Рембрандта с Библией, Государственный музей, Амстердам самого Рембрандта перед мольбертом, Музей изящных искусств, Бостон святых отшельников, Старая пинакотека, Мюнхен Картинная галерея, Дрезден собрание Уоллес, Лондон). Теперь обратим внимание на задний план. Он обращался к излюбленному в Голландии типу «завтраков» — изображению накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари. У него вполне стол насыщен изобилием реальным, не вымышленным.
Художник очень точно передает материал из которого сделан каждый предмет. Он изображает свое ощущение, возникшее под влиянием этого внешнего мира. Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. Именно, может быть, потому, что он не пошел за всеми, он не пошел за толпой, которая стала увлекаться сюрреализмом, кубизмом, всеми этими «измами».
Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения. Это произведение также отличается изысканностью красок и утончённостью проработки. Этот натюрморт голландского художника Виллема Класа Хеды (Государственный Эрмитаж) написанный в 1648 году, в полной мере отражает восприятие Дома, Гостеприимства — всего того, о чем говорит Генри Уоттон. Но в своих трудах и проповедях Кальвин подчеркивал, что Дух Божий судил иначе.
Хеду и Класа роднят зеленовато-серые или коричневатые тона, но произведения Хеды, как правило, более тщательно отделаны, а вкус его более аристократичен, что проявлялось в выборе изображаемых объектов: серебряной, а не оловянной утвари, устриц, а не сельди и т. п. Самый ранний из известных натюрмортов кисти Хеды датируется 1621 г. и представляет собой аллегорию бренности (Гаага, собрание Брёдиуса). Добыча охотника — лань, кабан, заяц, лебедь Все собрано в огромные груды. Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. Натюрморты таких живописцев, как Николас Гиллис и Флорис Клас ван Дейк получили название.
Цветовая гамма полотна выстроена на оттенках зеленого и коричневого цветов. Предметы изображенные на картине (кувшин, блюдо, опрокинутая ваза, высокий бокал, горчичница, окорок, смятая салфетка, лимон), постоянно в тех или иных комбинациях фигурируют на картинах Виллема Класа Хеды. Голландские дома уютны, соразмерны человеку, красивы. Это вообще елей на больную душу. Натюрморт из отрубленных голов — бюстов коммунистических лидеров, украшенных цветами. Этот внутренней мир обладает гораздо более мощной реальностью, чем реальность внешняя.
1570), написавший полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), акцентирует внимание не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), но и на вещах, лежащих на столе. Художник, создавший это произведение, воспевает щедрость земли и плодородие лета. Так же хороши и натюрморты «Ветчина и серебряная посуда» (1649, ГМИИ, Москва), «Завтрак с бокаломнаутилусом» (1649, Художественный музей, Шверин), «Завтрак» (1652, Эрмитаж, СанктПетербург), «Натюрморт с ветчиной» (1656, Музей изобразительных искусств, Будапешт). Предметы кажутся расположенными в беспорядке, свободно и естественно.
Как правило, Складки на столовой скатерти, вопреки законам перспективы, уходили параллельными линиями, в глубину предметы полотна рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались. От персонажей его взгляд переходит к натюрморту. «Натюрморт со сценой Христа в доме Марфы и Марии» (1552, Музей истории искусства, Вена), Таковы картины «Кухня со сценой бегства в Египет» (1551, Художественное собрание университета, Упсала), где предметы, «Христос в доме Марфы и Марии» (1559, Музей старинного искусства, Брюссель), составляющие обладают натюрморт, символико-нравоучительным подтекстом. Все написано с великолепной вещественностью. Натюрморт — это особый жанр, где вещи говорят, общаются между собой и с нами.
Сюжет картины играет тут далеко не самую важную роль. Предметы имеют строго определенное место и значение.
Он говорил: «Всему народу следует учиться читать. Вскоре художник отказался от портретов и обратился к бытовому жанру. Так что подражать мы не могли, но подражали, конечно изо всех сил. Отголоски «Бубнового валета» будут существовать до 60–70-х годов ХХ века. Художник применяет нейтральный фон, серебристосерые и зеленоватокоричневые оттенки («Завтрак», 1629, Маурицхёйс, Гаага «Завтрак с ежевичным пирогом», 1631, Картинная галерея, Дрезден «Десерт», 1637, Лувр, Париж).
Вот, собственно, все, что я хотела вам рассказать. унес три–четыре миллиона жителей и на несколько лет повлиял на рождаемость. Теперь это, по-моему, стало уже общим местом.
Сами же предметы теряют объемность, становясь бесплотными. Голландские художники, создавая свои «десерты», как их иногда называли, сохраняли почти неизменной композицию картины. И действительно, отдельные аксессуары этого интерьера тома «Современника», беспорядочно уложенные на столике у постели больного, лист бумаги и карандаш в его ослабевших руках, бюст Белинского, висящий на стене портрет Добролюбова приобрели в этом произведении значение отнюдь не внешних признаков ситуации, но реликвий, тесно связанных с образом человека». На случай, если такие вещи попадутся, люди носили в карманах сетки, которые назывались «авоськами» (авось что-нибудь попадется). Все предметы в них говорят и они все символичны. Несколько страниц книги Исхода занимают подробнейшие описания скинии, где Ковчег хранится и не только скинии самой, ностола для хлебов предложения, золотого светильника, завесы, медного жертвенника.
Мертвая природа. Заметьте, что на натюрмортах никогда не изображается персонаж, никогда нет человека. Обязательно вино, обязательно рыба и обязательно хлеб. Эти предметы помогали привнести в изображение нечто земное, светлое и радостное. Деревянный стол изображен в той же неправильной наклонной перспективе.
В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. Складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались. Для него гораздо больше значило личное общение человека с Богом. Голландский художник Виллем Клас Хеда родился в Харлеме. Скажем, лестница была символом пути из ада в рай или наоборот.
С этого времени формирование Герарда Доу как художника шло самостоятельно. Здесь неважно, каким он видит мир: конкретным, реальным или абстрактным. Все элементы композиции объединены светом и колоритом – серовато-зеленой красочной гаммой. Не сразу понимаешь, что вся эта красота мертва, убита. Здесь продолжалась «тихая жизнь», тихое общение, тихий разговор частного человека в своем частном доме, то есть от Бога они все-таки ушли в частную жизнь.
Пол устилает ковер с ярким орнаментом. Именно это заставляло голландских художников с удивительным постоянством обращаться к жанру«stilleven» — это голландское название натюрморта, которое гораздо точнее выражает суть этого жанра. Натюрморт голландцы называли «stilleven», что означает «тихая жизнь» и это слово несравненно точнее выражает тот смысл, который голландские художники вкладывали в изображение вещей, чем «nature morte» – мертвая натура.
Уже в этой ранней работе проявилось мастерство Хеды в передаче фактуры материала. Рядом высится массивный деревянный стул. Все написано с чувственным восторгом. Хотя станковых работ, выполненных древнегреческими живописцами, до нас дошло немного из письменных источников известно, что в Древней Греции получили распространение натюрморты-«обманки», писавшиеся с целью не только показать мастерство авторов, но и ввести в заблуждение зрителей. Они более обособлены и индивидуализированы. Уже в этой ранней работе проявилось мастерство Хеды в передаче фактуры материала.
Со временем «завтраки» Класа и Хеды уступают место «десертам» Абрахама ван Бейерена (1620/21—1690) и Виллема Кальфа (1622— 1693). Складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались. В почти белых натюрмортах белый цвет становится не цветом и не светом, а образом цвета. На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами.
Разнообразные предметы можно увидеть и в росписях египетских гробниц. Так художники «Бубнового валета» явились и свидетелями и обличителями времени и лживой власти, но и сумели подняться над скудостью действительности и увидеть нетленную красоту жизни. 1493 — ок. Часы — или механические или песочные, но обязательно часы. Иногда бокал упал и вино пролилось — как бы жертва, мир побеждает.
В середине 1930-х годов он едет в Крым. В живописи появляются тени, как альтер эго вещи, предмета, объекта. Важным дополнением к этим наборам являются стеклянные бокалы с вином. Голландский художник Виллем Клас Хеда родился в Харлеме. Вероятно, это мифические золотые яблоки, способные подарить человеку вечную молодость. Красота, которая, едва родившись, начинает увядать, красота, живущая один день.
– сопоставлены друг с другом так, чтобы выявить особенности и привлекательность каждого. Виллем Клас Хеда умер между 1680 и 1683 годами. Пишет крестьян, купальщиц, все такое могучее, мощное. Но мне кажется, что не вот таким образом. В правой руке ребенка — корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен).
Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище. Но интерес к натюрморту появился в голландской живописи гораздо раньше. Над его кудрявой головкой зритель видит латинскую надпись «Junius» июнь. Когда появились передвижники, это уже было уже что-то свое. Элементы натюрморта впервые появились в древних наскальных рисунках, где изображенные вещи имели ритуальный смысл. Влияние «Бубнового валета» на русское и мировое искусство было огромным.
Почти каждую свою значительную картину Аст писал в течение нескольких лет. Справа в глубине изображена таверна. Мы опоздали.
В этом городе он жил и работал до самой смерти. Здесь же и обычный персонаж картин Аста маленький попугай. Жанровая специализация художников приняла и географический характер. Тишина — вот главная тема его натюрмортов этих лет.
Подобные полотна могут быть разнообразны по масштабу и характеру, – от сложных и многопредметных до лаконичных. С помощью определенных предметов художник раскрывает тему vanitas (аллегории бренности земного существования).
Раз Церковь не принимает искусства, то в нем развиваются светские тенденции. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Что же касается религиозной символики (в том числе той же «бренности»), то на нее намекают те же часы, как бы внезапно опрокинутая чаша, общее впечатление «прерванной трапезы» или, наконец (если все остается на своих местах), «божественный» свет, вкрадчиво озаряющий мягкий сумрак. мастерство Хеда значительно слабеет.
И живопись и графика Моранди существует как бы на «грани двух миров» — духовного и материального. Одним из его создателей стал Виллем Клас Хеда. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. Отказ от них – один из способов спасти душу. Как понимать эту нарочитую декларацию.
С 40-х годов художник предпочитает более спокойные сцены – сюжеты лишились «агрессивного» характера, гротеск сменился юмором, правда в облике крестьян Остаде по-прежнему подчеркивает и утрирует ущербные черты. Он их зорко подмечает как человек со стороны, но уже без издевки, а, скорее, с добродушной насмешливостью («Крестьянское общество», Берлин-Далем, Картинная галерея). Она оставалась сакральным предметом, но не имела прежней высоты, свет ушел из нее, так как высота в иконе была только в XIV-XV веке, во времена Рублева, Феофана Грека, Дионисия. Геракл похитил их из сада нимф Гесперид по приказанию царя Эврисфея. Ведущими мастерами голландского натюрморта первой половины XVII века были Питер Клас (1597/98-1661) и Виллем Хеда (1594-ок.
В их силуэтах появляется знаковая лаконичность. Собственно, весь XVIII век да и XIX все русское искусство было подражательным. В последовавших затем «банкетных» натюрмортах скатерть всё больше и больше сдвигалась вбок, а к концу 1630-х гг. Этих двух харлемских мастеров часто сравнивают.
Исчезли нэпманы. Здесь тоже, видите, часы в углу.
Кальф на протяжении всей жизни писал в свободной манере и демократические «кухни» — кастрюли, овощи и аристократические по подбору изысканных драгоценных предметов натюрморты, полные сдержанного благородства, словно насыщенные внутренним горением красок серебряные сосуды, кубки, раковины. Они как бы доброжелательно обращены к зрителю, сохраняя полную тишину.
Хотя станковых работ, выполненных древнегреческими живописцами, до нас дошло немного из письменных источников известно, что в Древней Греции получили распространение натюрморты-«обманки», писавшиеся с целью не только показать мастерство авторов, но и ввести в заблуждение зрителей. Правда, у нас была икона, но икона, которая уже потеряла свою художественную ценность. В самом деле изображенные с большим живописным блеском прекрасные ткани, бокалы, венецианское стекло, часы инструменты изысканные цветы живут в натюрмортах голландских живописцев своей собственной, «тихой жизнью». Натюрморты таких живописцев, как Николас Гиллис и Флорис Клас ван Дейк получили название ontbijtjes – этот термин обычно переводится как «натюрморты-завтраки», хотя, строго говоря, ontbijtrsquoом называлась лёгкая закуска, которую можно было принимать в любое время дня. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух).
На передке повозки — три яблока. Румяный краб, а рядом лимон, который годится и в соус для морских блюд и в лимонад. Возьмите даже букеты цветов, когда есть роскошный букет, каждый цветок что-то значил. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.
Завидя очередь, они пристраивались к ней, не спрашивая, за чем она. Свое главное решение она получила в жанровой картине. Ну, вы все знаете, как это было. Особенно русский натюрморт 20–30-х годов ХХ века. Ценители искусства называли его «Цветочным Брейгелем» не реже, чем «Брейгелем Бархатным». Они воспринимаются в удивительном единстве.
Любимая тема их натюрмортов – так называемые «завтраки». Никого не было. Это произведение также отличается изысканностью красок и утончённостью проработки. То ли это надгробие, то ли апофеоз власти, языческое капище. В такие натюрморты часто вкладывался аллегорический смысл.
Он обращался к излюбленному в Голландии типу «завтраков» — изображению накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари. Машков и Кончаловский в большом секрете готовили «сюрприз» к открытию. Огромный интерес к предметному миру проявляли художники античной эпохи.
Их пронизывает музыкальный ритм и им свойственна благородная гамма тонов. А часы — это напоминание о том, что жизнь быстротечна. Это была эстетика балагана, народного гуляния, ярмарочного праздника жизни. Авторы сразу заявили о себе: «Мы фокусники и клоуны». Таков натюрморт из Национальной галереи искусства модерна в Риме. Наверное, при виде этих дат у многих из вас перед глазами возникают фантастические «Хлебы», «Снедь» и другое сказочное изобилие Ильи Машкова, Петра Кончаловского, да и «Селедки» Штеренберга с Петровым-Водкиным.
Это произведение также отличается изысканностью красок и утончённостью проработки. Художник Виллем Клас Хеда был одним из главных его создателей. Пьедестал, когда статуя устанавливалась на нем, это тоже был символ, то есть нечто, возвышающееся над толпой. Живопись воздействует на глаз, как музыка на слух, — пятнами цвета, ритмами линий, тишиной, паузами пространства.
Вероятно, они посещали церкви. Но у меня в какой-то момент возникло сомнение. Зрители неизменно замирают перед знаменитым дрезденским «Натюрмортом с ежевичным пирогом» (1631). Фантазия художника может лишь испортить Его безграничное совершенство».
1570), написавший полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), акцентирует внимание не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), но и на вещах, лежащих на столе. Недавнее присутствие человека ощутимо в беспорядке, случайности расположения только что служивших ему вещей. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. Голландский художник Виллем Клас Хеда родился в Харлеме. Хеду и Класа роднят зеленовато-серые или коричневатые тона, но произведения Хеды, как правило, более тщательно отделаны, а вкус его более аристократичен, что проявлялось в выборе изображаемых объектов: серебряной, а не оловянной утвари, устриц, а не сельди и т. п. Самый ранний из известных натюрмортов кисти Хеды датируется 1621 г. и представляет собой аллегорию бренности (Гаага, собрание Брёдиуса). Таково же описание Храма, царского дворца.
Переходя с одного предмета на другой, он придает изображению теплоту и свежесть. «Бог слишком возвышен для человека и человеческого глаза. Лилия — это вообще символ Благовещения, всегда с лилией ангел прилетает. Становится необычайно распространенным голландский натюрморт с цветами. Художник очень точно передает материал из которого сделан каждый предмет.
В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. С помощью определенных предметов художник раскрывает тему vanitas (аллегории бренности земного существования). Наталья Гончарова, Роберт Фальк, Аристарх Лентулов.
Жанр крестьянских сцен получил в развитие в харлемской школе, в круг Франса Хальса. Это позднее творчество Машкова. На прошлых лекциях, посвященных пейзажу и портрету, я немножко об этом рассказывала. Зрители неизменно замирают перед знаменитым дрезденским «Натюрмортом с ежевичным пирогом» (1631).
«Stilleven» по-голландски — это тихая жизнь и это гораздо точнее. Жена будущего наркома иностранных дел Литвинова вскоре по прибытии в Россию в тяжелое время в конце Гражданской войны пишет: «Я думала, что в революционной России идеи это все, а вещи ничто, так как у всех будет все необходимое. В 1950-е годы Осьмеркина, последнего «бубнововалетца», уволили из Суриковского института, вместе со студентами-последователями. Когда смотришь Моранди, то невольно думаешь: что такое художник. Художники хотели противопоставить модному мистицизму Серебряного века (представьте себе башни из слоновой кости и так далее) это полнокровное сочетание французского авангарда с русским народным творчеством (лубок, подносы, глиняные игрушки и так далее). Художник применяет нейтральный фон, серебристо-серые и зеленовато-коричневые оттенки («Завтрак», 1629, Маурицхёйс, Гаага «Завтрак с ежевичным пирогом», 1631, Картинная галерея, Дрезден «Десерт», 1637, Лувр, Париж).
Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. 1680).
С исключительным мастерством он передавал отражения и блики на блестящих и гладких поверхностях, как видно на примере замечательного натюрморта, хранящегося в Государственном музее в Амстердаме. В «Завтраке с омаром» В. Хеды предметы самой различной формы и материала – кофейник, бокал, лимон, фаянсовое блюдо, серебряная тарелка и др. Настроение художника как бы «алхимическое» — кажется, что ему хочется все бросить в котел искусства, чтобы вытащить оттуда сущность вещей. Это одни и те же бутылки, графины, чайники.
1663, Вена, Музей истории искусств). Отсюда уже рукой подать было до истинного смысла. Таковы картины «Кухня со сценой бегства в Египет» (1551, Художественное собрание университета, Упсала), «Натюрморт со сценой Христа в доме Марфы и Марии» (1552, Музей истории искусства, Вена), «Христос в доме Марфы и Марии» (1559, Музей старинного искусства, Брюссель), где предметы, составляющие натюрморт, обладают символико-нравоучительным подтекстом.
писалась уже совершенно смятой. Виппера (1960-е, устно) сомневаться в авторстве Виллема Хеды и предполагать руку его сына Геррита (или Геррета), о датах и обстоятельствах жизни которого сведений почти не сохранилось. Это рыбная лавка изобилие всего рыбного. писалась уже абсолютно смятой. По монографии Врома можно найти и другие аналогии: натюрморт 1642 года в частном собрании, Ларен 1643 года в собрании Финк, Брюссель (с почти тем же набором предметов) 1650 года в Музее Франса Халса, Харлеми другие. Не считая формата, у Виллема Хеды чаще всего горизонтального, названные натюрморты во многом имеют сходство с картиной.
Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. Многие вступили в общество «Московские художники» (превратившееся в 1928 г. в Союз русских художников), сохранив все основные характеристики своего языка. Этот замедленный ритм, это «движение покоя», в котором пребывают персонажи Моранди, особенно поразительны, когда осознаешь, в какое время они созданы. В такой манере пишет Балтазар ван дер Аст. Хеду и Класа роднят зеленовато-серые или коричневатые тона, но произведения Хеды, как правило, более тщательно отделаны, а вкус его более аристократичен, что проявлялось в выборе изображаемых объектов: серебряной, а не оловянной утвари, устриц, а не сельди и т. п. Самый ранний из известных натюрмортов кисти Хеды датируется 1621 г. и представляет собой аллегорию бренности (Гаага, собрание Брёдиуса). Тут же лежит цветущая ветвь аквилегии.
Такое полотно говорит о тщете человеческой жизни, о греховной любви к богатству земному. К 1650-м гг. Тогда искусство было совершенно все символично.
В начале 1630-х гг. 1540) в композиции «Мадонна с младенцем и Иосифом» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) показал на парапете, рядом с босыми ножками младенца Христа, разрезанный апельсин и маленький ножик с перламутровой ручкой.
Не будь «Бубнового валета», не появился бы и «лучизм» Ларионова, а может быть и абстракции Кандинского. Нельзя без замирания разглядывать холсты Виллема Калфа или Абрахама ван Бейерена. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный.
На настоящей выставке только в Италии его можно увидеть, у нас почему-то нет, никогда. Вот почему-то ему так казалось. Натюрморты (завтраки) отличаются простотой и естественностью композиций, ощущением жизни вещей их связи с человеком (Завтрак с ежевичным пирогом, 1631) Большой Энциклопедический словарь Хеда (Heda) Биллем Клас (около 1594, Харлем, около 1680, там же), голландский художник. Это произведение также отличается изысканностью красок и утончённостью проработки. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки.
Так, на полотне «Служанка в окне» (ок.