Картина «Народження Венери» Бугро по праву вважаться одню з перлин цього збрання найкращим твором автора. Найзнаменитша картина Боттчелл Народження Венери в нема жодних амурв, як допомагають й вступити на гршну землю. Картина «Народження Венери» Бугро менш вдома обивателям, нж знаменитий шедевр пензля Сандро Боттчелл.
Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. Подобная композиция, в согласии с уже знакомыми нам идеями неоплатоников о преемственности античности и христианства, сближала картину с привычными молитвенными образами. Галерея Уффици. Так пурпурна мантя в руках у Грац мала не тльки декоративну, а й ритуальну функцю. У Платона было утверждение, что существуют две Венеры, названные им Небесной и Вульгарной (Земной) и, поскольку это утверждение символизировало глубинное человеческое чувство, его никогда не забывали. Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов.
В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота.
До появи прац всього його життя залишалося всього три роки. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи.
Вдкривши власну майстерню, молода людина досить швидко здобув популярнсть визнання. В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии. В это же время он увлекается идеями неоплатонизма, оказавшими существенное влияние на его творчество. Она много лет украшала его виллу Кастелло.
Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией. В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного на века сохранили черты погибшего. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин "Святой Себастьян" (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. Врш Полциано, мабуть, послужили сюжетним джерелом для Боттчелл.
моврно, Боттчелл дзнався про це мф вд флософа Марсло Фчно або вд поета Анжело Полцано, який у свому твор «Джостра» детально описав мф народження Венери. «Спляча Венера» що вдзначають коментатори, асоцються одночасно з християнсько темою Водохреща, з сюжетом «Коронования Дви». До ювелру ("якомусьБоттичелло", як у Вазар, людин, особистсть якого з сьогодн не встановлено), вдправив Алессандро батько, стомившись вд його "екстравагантного розуму", обдарованого здатна до вченню, але неспокйного дос пр не знахдок стинного покликання можливо, Мариано хотв, щоб молодший син пшов стопами Антоно, працював ювелром, по меншою мрою, з 1457 року, що поклало б початок не великому, але надйному смейному пдпримству. В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля.
В спешке матросы погрузили торс на свой корабль. В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине. Пурпурний хтон, якимОра прикрива наготу богин любов, можливо, вдповдно до трактатунеоплатоника Порфиря «Про печер нмф» означа душу, одевающуюся плоттю, сходячи у свт. «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов. И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода. Протягом наступного десятилття вн придбав велику кльксть впливових замовникв, серед яких опинилася смя Медч.
Саме в такй же поз була зображена скульптура Праксителя «Каптолйська Венера». Лучший художник Флоренции позаимствовал множество идей из готического искусства, что подтверждает общая стилистика, мотивы и освещение. Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние.
Даже ее маленькие стройные ноги, еще неуверенно ступают в шаткой «колыбели» раковины. Италия. И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений.
У образ Венери, як та нших жночих персонажах, переслдували риси його улюблено красунСимонеттиВеспуччи, що у 1476 р. раптово померла вд сухот через ви багато рокв художник заповдав поховати себе у ногах гробниц у церквОньисанти у Флоренц. Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Якраз цей епзод представив у поем «Станси на турнр» («Stanze per la Giostra») натхненний класичною традицю сучасник Сандро Боттчелл, Анджело Полцано.
Рождённая из пены она добирается до берега в морской раковине, где её встречает Бог западного ветра Зефир вместе со своей супругой Хлоридой (Флорой). Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. Однако Боттичелли был свидетелем великой любви, которой радовалась вся Флоренция, которую воспевали поэты — возвышенной любви Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи. Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований.
Дерево, темпера. Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 579 дней. В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп. У середн столття так атрибути Венери, як троянди раковина, стали асоцюватися з Двою Марю.
За словами Полциано, випадковий спостергач мг би побачити при цьому спалах очей богин. С другой стороны нимфа Ора, украшенная миртом, приготовила пурпурный плащ, чтобы укрыть Венеру. Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять. Венера з шкрою мармурового кольору пднматься поруч з нею над океаном, як статуя.
Юношеская "Мадонна с Младенцем и ангелом" (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет ("Мадонна с Младенцем", 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию "Мадонны" учителя Фра Филиппа. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов.
Ора, спешащая прикрыть наготу богини, олицетворяет романтическую, целомудренную сторону любви, сплетающиеся в объятии ветры – чувственную. Ще через пару рокв, в 1470 роц, вн почав самостйну роботу. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию.
Но это правда. Згдно з ншими версями, спочатку замовником був зовсм нша людина. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. Сюжет картины описывает процесс рождения Богини Венеры или Афродиты из морской пены.
Венера байдужа до охоронним дям цнотливоОри (аналогчно Меркурю в Примавере). Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор.
Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Картина была написана темперой на холсте в 1482 г. по заказу герцога Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, троюродного брата Лоренцо Великолепного, для своей виллы в Кастелло. Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку. На вдмну вд «Весни», «Народження Венери» написано на полотн.
З ншого боку нмфаОра, прикрашена миртом, приготувала пурпуровий плащ, щоб укрити Венеру. Нагая Венера стоть на золотий, сяючою раковин, яка пливе до берега по морськй ряби.
В цей же час вн захоплються деями неоплатонзму, що зробили стотний вплив на його творчсть. Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты — возможно, Музы художника, объекта платонической любви и тайной страсти самого Боттичелли. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. А на берегу юную красавицу поджидает нимфа с покрывалом, вытканным цветами, – она хочет прикрыть эту безгрешную наготу.
«Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Неприступний погляд з-пд важких повк нада Венер холоднувато-стриманий вигляд. Можливо, вн був знайомий з поетом Анжело Полцано (1454–1494), який в одному з свох вршв описував народження Венери.
Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Однако, через своего соседа Джорджо Антонио Веспуччи, Боттичелли был вхож в круг интеллектуальной элиты Флоренции. Чувства художника не утрачивают остроты, но становятся крайне чуткими к вопросам совести и морали. Одночасно ця картина несе в соб масу загадок. Их кумиром был древнегреческий философ Платон.
Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». На берегу Острова Кипр её ждёт одна из мифических граций. А потом началась настоящая битва за обладание красавицей. Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид. На картин «Народження Венери» тсно обйняти один одного бог втрв Зефр його дружина Хлориду-Флора (чий образ Боттчелл використовував в ншому свому полотн – «Весна») свом диханням ласкаво направляють Венеру до берега острова Кфера.
У поз зображено Венери Боттчелл явно видно вплив класично грецько скульптури. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя. У них описуться, як бог втру Зефр гнав Венеру до берега в раковин.
Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. Сандро родился в семье кожевника. На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы.
Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. И это напоминает поединок за новорожденную.
«Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами.
Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление. Чтобы понять замысел картины, нам придется не только оживить в памяти античный миф, но и познакомиться с духовными исканиями флорентийских гуманистов эпохи Медичи. Картина «Народження Венери» опису античний мф народження богин любов з морсько пни. Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана).
Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Одни утверждают, что эта Венера из древнегреческих мифов, другие считают, что Сандро Боттичелли не мог знать этих мифов и, скорее всего, это одна из библейских историй.
Ну а ця картина, як "весна", Про яку буде сказано трохи пзнше, потрапила до Медч потм. Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи. Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере).
По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа». Взгляните на ее стопы: они даже не пытаются поддерживать тело Венеры, практически вся ее тяжесть смещена вправо. Зефру обйма його кохана Хлориду, а на берез богиню зустрча одна з грацй.
И тогда Марцеллюс приказал своим матросам взять ее силой. «Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли. Вот таким образом все изображения богини любви и красоты – один большой мужской гимн Женщине. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно.
Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи. Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. Було також встановлено, що Боттчелл нанс на картину захисний шар з ячного жовтка, завдяки чому «Народження Венери» добре збереглося. А значит имя Венеры – это нарицательное имя всего женского рода.
Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Також Боттчелл, ймоврно, спирався на «Трактат про живопис» Ченнно Ченнн, що опису зокрема технку дроблення лазуриту для отримання синьо фарби (волошки на сукн Грац) принцип нанесення найтоншого листового золота (пурпурна накидка Венери). Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества.
С другой стороны к девушке спешит нимфа Ора, являющаяся воплощением Природы, символизирующая тот исторический момент совершенствования человека, протягивая Венере плащ, наделяя ее наилучшими добродетелями. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску "Благовещение" (Флоренция, Уффици). Варнавы работы Боттичелли). "Народження Венери" Сандро Боттчелл заслужено вважаться шедевром свтового живопису.
Умер Боттичелли в безвестности. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. В средние века такие атрибуты Венеры, как розы и раковина, стали ассоциироваться с Девой Марией. Его современникам этот замысел был более понятен, чем нам: боттичеллиевская Венера точно повторяет жест античных статуй – Венеры Медичейской из флорентийского собрания Медичи и Венеры Капитолийской, которую художник, очевидно, видел во время пребывания в Риме.
– его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Пизанцы попросили его написать фрески в цикле росписей Кампосанто, а в качестве пробы его мастерства заказали ему алтарный образ "Смерть Марии". Она не стоит, а парит. Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи— двоюродный брат Лоренцо Великолепного, герцога Флоренции.
И все же это так. Картинка, конечно, темновата, то анемон увидеть можно. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству.
И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам. Флоренция.
Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком. Что же. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, а миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота — это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь — связующая сила, движущая мир к Богу».
Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда. была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры». Псля смерт Савонароли Боттчелл впада у вдчай. Душой кружка был философ Марсилио Фичино, который с помощью сложных философских построений доказывал, что идеи Платона предвосхитили христианство. На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна».
«Спящая Венера» что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». Цей матерал зазвичай вибирався для картин, призначених прикрашати замськ будинки, так як полотно був дешевший, його було легше перевозити, нж деревян панел.
Священник категорически отказался перепродать статую и призвал на помощь прихожан. Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. Это также было и насущной задачей неоплатоников. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры.
Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. Будущий великий художник родился во Флоренции в 1445 году в семье дубильщика и поначалу хотел быть ювелиром.
Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. 203 x 314 см. Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы.
Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры». Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует.
Возрождение. И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: "Покинутая", "Благовещение", "Венчание Богоматери", "Аллегория клеветы".
У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших). В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту).
Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). Боттичелли с печалью оглядывался на античность – эпоху великого начала европейской культуры, когда единство представлялось естественным состоянием всего сущего. Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции. Неподалк вдома Боттчелл перебувала лкарня Сан Мартно делла Скала, де у 1481 року художник написав на стн лодж фреску "Благовщення" (Флоренця, Уффц). Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством.
У середн столття так атрибути Венери, як троянди раковина, стали асоцюватися з Двою Марю. грайливо розвваються втром навколо особи волоссю Боттчелл майстерно надав особливий блиск тонкими золотими штрихами. Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена».
Шею Оры обвивает гирлянда из вечнозеленого мирта — символ вечной любви, у ее ног цветет анемон — первый весенний цветок, также один из символов Венеры. Однак «Народження Венери» нколи не згадувалося в нвентарях хнього майна. Варнави роботи Боттчелл).
Бблйн сцени зображен натомсть розкшних пейзажв, де той йдеться виникають силуети будвель Стародавнього Риму (наприклад, АРКА Костянтина у тому епзод), навть наполегливо повторюються детал, як означають данина до замовника – татовСиксту IV з ц родини деллаРовере: його геральдичний символ – дуб поднання жовтого з блакитним – квтв герба деллаРовере, використане у шатах Аарона у вищйкартине. 5 жовтня 1482 рокуСиньория доручила Сандро поруч з такими досвдченими живописцями, як Грландайо, Перуджино ПaposроПоллайоло, виконати фрески в ЗалЛилий вПалаццо деПриори (тепер називатьсяПалаццоВеккио). Вже з юних лт, коли з народження, Сандро мстить у соб високе прагнення до краси, глибоке спвчуття особистсть Боттчелл вдчуваться вже зовсм негаразд, як ранше. Почнемо з того, що достеменно невдомо, хто замовником. Боттчелл належать, по крайнього заходу, одинадцять постатей римських тат з верхнього низки розписв, навть три сцени основного циклу, вдтворюючого розташован одне проти друга епзоди з цивлзованого життя Мойсея Христа: "Юнсть Мойсея", "Искушения Христа" (навпаки) "Покарання повсталихЛевитов".
Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Стихи Полициано, видимо и послужили сюжетным источником для Боттичелли.
Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания.
Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5). Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна».
Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере). Он был вновь открыт лишь в XIX веке прерафаэлитами, которых особенно восхищало тончайшее линейное мастерство ренессансного художника. Но, честно говоря, художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям этобыл Кипр, по другим — Кифера).
Згдно з мфами про римсько-грецьких богв, у момент народження Венери вперше зацвла троянда. Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. Так пурпурна мантя в руках у Грац мала не тльки декоративну, а й ритуальну функцю. Так мант зображувалися на грецьких урнах символзували кордон мж двома свтами— в них загортали як новонароджених, так померлих.
Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция. Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцы босых ног Оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях Ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри Оры и Зефиров подобны прибрежным волнам.
Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби. Заботливым материнским движением она хочет накинуть на Венеру плащ, словно защитить ее от соблазняющего ветра Зефира. Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха. Подумать только, картина была немного больше в размерах, на полметра больше по вертикали, преимущественно верх картины и на четверть метра по горизонтали.
Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. Это утверждение — оправдание женской наготы. Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей. Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины.
Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 579 дней. Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172, 5 х 278, 5 см) из-за чего пострадала пространственностькомпозиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — большей свободойдвижения). Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера.
Так бблотека сучасникв художника братв Маяно (тал. Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру. Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. Каждая деталь этого произведения подобна музыке.
Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность. По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. Неясно, хто був замовником «Народження Венери».
Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Ритм х падння подбний до ритму хвиль, утворених рухом раковини. В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности).
Боттичелли, по-прежнему желая утолить свою жажду знаний, стал искать среди высших художественных достижений эпохи иной источник. Он дал остро личное истолкование строк древнегреческих поэтов и Полициано, которые легли в основу программы картины. Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир. Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами.
Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза. В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года.
Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. Варнави роботи Боттчелл). 17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет. Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. Оры, божества, времен года, стояли на берегу в белых одеждах, а их распущенные волосы ласкали порывы воздуха.
Так завершуться цей нелегкий шлях – вд дилчних мрй чутливого юнаки до жагучо проповд пророка. Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: "Юность Моисея", "Искушения Христа" (напротив) и "Наказание восставших Левитов". Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас. Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины.
Венера, з тлом антично богин особою мадонни, залишаться байдужою до жагучому подихуЗефиров, подгоняющих раковину до земл та, сприяють перетворенню з ВенериУрании в Афродиту, тобто у бльш земне божество (в такий спосб, вони аналогчнЗефиру Хлоре в Примавере). В настоящее время картина хранится в галерее Уффици во Флоренции.
Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами.