На блоке фрагмент картины Жака-Луи Давида 171Наполеон на перевале Сен-Бернар187. «наполеон на перевале Сен-Бернар»— большая картина Жака-Луи Давида, написанная им в 1801 году и открывающая собой эпоху романтизма в европейской живописи. Картина «Наполеон на перевале Сен-Бернар» Жак-Луи Давида хранится в Мальмезон, Париж. «наполеон на перевале Сен-Бернард» – картина постановочная полностью. Наполеон на перевале Сен-Бернар.
На одной из марок фрагмент картины Жака-Луи Давида 171Наполеон на перевале Сен-Бернар187. «наполеон на перевале Сен-Бернар»— большая картина Жака-Луи Давида, написанная им в 1801 году и открывающая собой эпоху романтизма в европейской живописи1.
«Война была настолько его стихией, что, когда он готовил её или вёл, то всегда производил впечатление человека, живущего полной жизнью» (Е. В. Вернувшись в Париж, художник задумал картину в память особытии, взволновавшем всю Францию. Картина поражает своей зрелой и поистине виртуозной техникой исполнения.
Повод не заставил себя ждать. Сам ли Давид решился на столь явную лесть или (что более вероятно) ему были подсказаны свыше имена полководцев, чей славный пример вдохновлял Наполеона при его переходе через Альпы, но так или иначе, он поместил их в своей картине. Величественный образ Марата, убитого Ш. Корде, создан на основе рисунка пером (Версаль, Национальный музей), сделанного с головы мертвого героя революции. Каждая эпоха имеет свой облик, неповторимый и нелегко замечаемый своими современниками.
И он действительно был сверхчеловеком, стоящим над страстями, которых не разделял». В настоящее время картина находится в Национальном музее во дворце Мальмезон. Делакруа не пытался поразитьзрителя броской экзотикой. Античный сюжет из новеллы Мармонтеля (1767) о прославленном древнеримском полководце из-за ложного обвинения обреченном на нищету и скитания, был популярен в эпоху раннего неоклассицизма. Бонапарт считал, что полотно должно отражать его характер, а не демонстрировать внешность. Остальные братья тоже не были обойдены при раздаче корон.
Маршалы Наполеона стали владетельными герцогами. «Пусть не думают, что я собираюсь выпрашивать трон для кого-нибудь из своих: у меня хватит тронов, чтобы раздавать их моей семье» (Наполеон — Мюрату). «Делатель и разделыватель королей», как называл Наполеона принц де Линь, действительно раздавал титулы направо и налево, что позволило потом русским без особого уважения относиться к герцогскому и королевскому достоинству его генералов и маршалов. В этом полотне почти повторенакомпозиция «Клятвы Горациев», но всеакценты смещены.
В октябре 1813 г. произошла «битва народов» под Лейпцигом. На первомплане — фигуры умерших и обезумевшихони написаны в натуральную величину. ных хребтов:кажется, что весь мир замер, послушныйвластному жесту победителя. На них лежит печать официального заказа. Достойная сверхчеловека.
По егословам, он хотел «изобразить античныенравы с такой точностью, чтобы греки иримляне, доведись им увидеть мою работу, не сочли бы меня чуждым своим обычаям». Полотно «Коронование. Бонапарт возвратился в Париж, когда его не ожидали.
Уже первая встреча с солдатами короля показала, кому в действительности принадлежит армия. Армия Наполеона, вопреки правилу, была рассредоточена. Но убийство русского императора не дало свершиться этим заманчивым замыслам. В действительности этот горный переход выглядел более прозаично.
С тех пор, говорила легенда, римляне и сабиняне объединились в единый народ. Кто из вас хочет стрелять в своего императора.
Событие современной национальной истории впервые стало сюжетом исторического полотна «большого стиля». И великий полководец впервые отступил. Загнанный в Фонтенбло, он не мог оказать сопротивления коалиции и вынужден был подписать отречение от престола: «Император Наполеон, верный своей присяге, заявляет, что он готов оставить трон, покинуть Францию и даже уйти из жизни для блага Родины». Когда20 июня 1789 г. король Людовик XVIпопыталсяраспустить заседавшее во Дворцемалых забав в Версале Национальноесобрание, его депутаты обосновались вЗале для игры в мяч на улице СвятогоФранциска в Париже и поклялись нерасходиться до тех пор, пока не вырабо- 13 июля1793 г., спустя полтора месяца послеякобинского переворота, один из еговдохновителей и вождей Жан Поль Марат (1743—1793) был заколот в своей квартиредворянкой по имени Шарлотта Корде. Но теперь во главе Франции стоял человек, который хотел войны.
Для этого была нужна война. Первое самостоятельное историческое полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств) было написано в духе грациозной интерпретации античного сюжета Вьеном, с легким привкусом допустимой фривольности. Такого триумфа он ещё не знал. В картине«Плот Медузы» (1818— 1819 гг. ) Жерикодобивался максимального правдоподобия. Однако звание консула, даже пожизненного, уже не устраивало Бонапарта.
Он был хмур и молчалив. В его честь художник создает конный портрет на фоне вымышленного пейзажа «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1801, Мальмезон, Национальный музей), большое историческое полотно «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижского Богоматери 2 декабря 1806 года» (1805—1807, Париж, Лувр), портрет «Наполеон в своем рабочем кабинете» (1812, Вашингтон, Национальная галерея искусства), аллегорическую картину «Леонид при Фермопилах» (1814, Париж, Лувр), прославляющее походы «Великой армии». Вместе с этим совместно вырабатывался проект похода на Индию. до н. э. ) они одолели в бою трёх лучших воиновпротивника (тоже братьев — Курпациев), что принесло римлянам почти бескровнуюпобеду., » состоящее из портретов известных исторических лиц (здесь изображены члены большой семьи Наполеона, Талейран, держащий мантию, Евгений Богарне — пасынок будущего императора, Папа Пий VII, благословляющий Наполеона и Жозефину) имело большой успех в луврском Салоне 1808 года.
Написанный за один сеанс (Наполеон вообще не любил позировать и считал, что точное сходство не важно для грядущих поколений), этот портрет проникнут чувством живого увлечения художника своей моделью. Конь вздыблен, кругом крутые горные овраги, снега, дует сильный ветер и царит непогода. Простота обстановки придаётзрелищу особую трагическуюторжественность. Знаменитые «сто дней», вошедшие с тех пор в поговорку, закончились поражением Наполеона под Ватерлоо и его ссылкой на далекий остров Святой Елены, но эти сто дней стоили европейским императорам многих седых волос. И Бонапарт начал действовать.
В 1805г. Личностью Наполеона Давид был покорен сразу и достаточно глубоко. Энгр пытался передать в живописидекоративные возможности различныхвидов старого искусства: выразительностьсилуэтов древнегреческой вазописи— в полотнах «Эдип и Сфинкс» (1808 г. ) и«Юпитер и Фетида» (1811 г. ) пластикускульптурного рельефа — в работах«Сон Оссиана» (1813 г. ), «Вергилий, читающийЭнеиду семье императора Августа» (1819 г. ) насыщенные краски готическойминиатюры — в картине «Паоло и Франческа» (1819 г. ). Винкельмана.
Приближалась зима с непривычными для французов морозами. В июле 1816 г. близ островов ЗелёногоМыса (у побережья Западной Африки)корабль «Медуза» под командованиемнеопытного капитана, получившегодолжность по протекции, сел на мель. После жестокой битвы русские войска отступили и поле боя осталось за французами. Жироде, Ж. Б. После того, как Наполеон Бонапарт объявил себя наследником революции, Давид становится его безоговорочным приверженцем, а в 1804 году получает титул «первого живописца Императора». Она грубила мужу, кричала на него и не скрывала, что нисколько его не любит.
Наполеон принял яд, но он не подействовал. Ванна напоминаетсаркофаг ящик, на котором, как напьедестале, начертано посвящение:«Марату — Давид», — выразительныйрубеж, разделяющий погибшего и зрителейпустое сумеречное пространство фона —образ вечности, где пребывает павшийгерой. Предводитель спартанцев Леонид гибнет вместе с 300-ю спартанцами, окруженные неприятелями. 20 марта 1815 г. Наполеон, окружённый свитой, въехал в столицу. В настоящее время картина находится в Национальном музее во дворце Мальмезон.
Своим долгом художник считает «прославление кистью революционных мучеников», посвятив этой теме полотна «Смерть Марата» (1793, Брюссель, Королевские музеи), «Смерть Жозефа Бара» (1793, Авиньон, Музей Кальве). Англия блокировала Францию с моря. Работа в портрете всегда была значительной стороной творчества Давида. Художник родилсяв Вольгасте (городе на территориисовременной Польши) в семьесудовладельца. Масштабы Альп как будто малы в сравнении с величием Наполеона. Первым крупным сражением была битва под Смоленском. Но Россия отказалась подписать мир.
Братья Буассере — Сульпиций (1783—1854) и Мельхиор (1783— 1859) — собиралипамятники старинного искусства. Наполеон вступил в Москву. Если в «Портрете Потоцкого» был известный разрыв в трактовке человеческой фигуры и коня, то здесь этого нет, художник достигает удивительного единства живописной манеры. 6 мая 1800 года Бонапарт впервые покинул Париж после государственного переворота.
Давид, уверявший после 9 термидора, что Робеспьер обманул его ожидания и что отныне он «будет привержен только принципам, а не лицам», не выполнил своего намерения. Наполеон в течение 20 дней покорил Францию без единого выстрела. Модели изображены то словно уподобленными античной статуе (Госпожа де Веркинак, 1799, Лувр), то в свободной непроизвольной позе, отдыхающими на пленэре (Портрет госпожи Серезиа — сестра жены Давида Портрет Пьера Серезиа, оба — 1795, все — Париж, Лувр). Ещё более капризными оказались сменявшие друг друга правительства. Похоже, что этот день приближался. Наполеон потерпел сокрушительное поражение, несмотря на ряд выигранных им сражений. Схемацветовой гармонии живописца походилана глобус, в котором роль «полюсов»играли белый и чёрный цвета, а «экватор»был составлен из двенадцати чистыхкрасок — жёлтой, красной, синей и т. д. — и их производных.
Но тайная магическая В 1810г., в год смерти Рунге, вышла его книга«Шар цветов или Конструкция соотношениявсех смешанных цветов и их родственныхсвязей, с приложением опыта выведениягармонии соотношения красок», получившая высокую оценку Гёте. Вьена — основывалась на требовании достижения «правды и величия» на основе изучения античности, живописи Рафаэля и мастеров болонской школы, скульптуры Микеланджело. Именно им республика была обязана многими славными победами. В конце концов император решил избавиться от слишком прославленного военначальника. Европейские монархи боялись Наполеона. Здесь он попадает в круг знатоков и любителей античности вместе с французским ученым и критиком А. К. правительственнаяпрограмма, которая поощряла созданиебольших картин, «призванных оживлятьдобродетели и патриотические чувства». Надо ли говорить, как этот жест покорил русского императора.
Рисунок везде одинаково точен так же, как и формы, почти иллюзорные по выпуклости объемов. Он ей объявил вооруженный нейтралитет. Рунге глубоко чувствовал это вселенскоеединство, как и внутреннее родстворазных видов искусства: он предполагалвыставить «Времена суток» в специальноспроектированном здании, сопроводивих музыкой и стихотворным текстом.
Военное счастье капризно. По диагонали влево вздымаются уступами Альпы, массы облаков идут в противоположном направлении и эти линии, сталкиваясь и как бы нейтрализуя друг друга, не нарушают устойчивости пейзажа, сохраняя в то же время необходимую динамичность горного ландшафта.
Этот набросок маслом на холсте (совсем недавно, в 1953 г., вошедший в собрание Лувра) принадлежит к лучшим портретам молодого Бонапарта. Критики увидели в ней«помесь торговки с древнегреческойбогиней». Наполеон безоружный подошёл к сомкнутым рядам.
После этого он возвращается в свою могилу. Провозглашённый в 1804 г. императором Наполеон назначил Давида«первым живописцем».
е. отдельно от союзников) мир с Францией. И это последнее является очень существенным обстоятельством.
Все мечтали стать ее мужем, но она всем отказывала. В горестном оцепенении склоняются в объятия друг другу сестры воинов. Единство и процветание – все возрождалось. У Тита Ливия Давид разыскал рассказ о том. После малейшей неудачи способные полководцы клали свои головы под нож гильотины.
На них крупно написаны имена: «Bonaparte», ниже и, как бы полустертое от давности времен, слово: «Annibal» и еще ниже, у края картины: «Karolus Magnus». Это не мешало ему относиться с уважением к женщинам, обладавшим развитым сознанием долга. Резной крест на вершине скалы— обычный мотив среднеевропейскогопейзажа того времени. Утро, день, вечер иночь, сменяющие друг друга, были дляромантиков символом и человеческойжизни и земной истории они воплощаливечный закон, по которому всё в мирерождается, растёт, стареет и уходит внебытие — чтобы возродиться вновь. В 1799—1801 гг. В глазах всех Бонапарт становился посланцем Провидения.
«Героический» стиль полотна с изображением застывших в клятве единения фигур трех братьев Горациев на фоне дорической колоннады вызвал много подражаний у мастеров неоклассицизма в эпоху предреволюционных настроений во Франции. Естественно, он стремился, чтобы национальное примирение шло ему на пользу. Конь вздыблен, кругом крутые горные овраги, снега, дует сильный ветер и царит непогода. В качестве полководца Бонапарт в каждой женщине видел мать одного или нескольких солдат. Все, затаив дыхание, следили за поединком человека и коня.
Фигурыженщин удивительно пластичны. «И с глаз спала пелена», — скажет художник свою известную фразу по поводу увиденных им подлинников.
Жерикожил в Италии. Давид решил писать картину в Риме и показ ее здесь вызвал подлинную сенсацию. Благожелательный прием в Салоне встретило и полотно «Скорбь Андромахи у тела Гектора» (1783, Париж, Лувр). человек растаяла. К тридцати годам он всецело познал горечь разочарований, во многом и многих разуверился: в юношеских увлечениях великими освободительными идеями, в наивных мечтах о свободной Корсике, в революции, в якобинстве, в верности своей жены, которую любил больше всего на свете, своих братьях, ближайших соратниках, готовых предать его и, на которых нельзя было положиться в трудную минуту.
Франция с восторгом приветствовала героя Италии и Египта. На этот раз Наполеон не колебался в выборе сюжета и вскоре после победы при Маренго Давид получает точное указание написать полководца «спокойным на вздыбленной лошади». В настоящее время картина находится в Национальном музее во дворце Мальмезон. Полотно представляет собой огромный холст.
Делакруа опятьпочувствовал интерес к современностии создал в 1830 г. картину «Свобода, ведущаянарод (28 июля 1830 года)». Так складывался новый стиль и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем (Клятва Горациев). Картина «Смерть Марата» (1793 г. ) былазакончена художником меньше чем затри месяца и повешена в зале заседанийКонвента. Обязанности первого консула были возложены на Камбасереса. В соответствии с программой, составленной в 1776 году графом Анживийе, директором Управления королевских строений, предполагалось создание серии больших исторических полотен, «призванных оживить добродетели и патриотические чувства».
Даже самые громкие его победы не встречали с таким буйным ликованием, как возвращение в Париж. Интересны заголовки парижских газет тех дней, меняющиеся в зависимости от продвижения императора к столице: «Корсиканское чудовище высадилось в бухте Жуан» — «Людоед идёт к Грассу» — «Узурпатор вошёл в Гренобль» — «Бонапарт занял Лион» — «Наполеон приближается к Фонтенбло» — «Его императорское величество ожидается сегодня в своём верном Париже». В настоящее время картина находится в Национальном музее во дворце Мальмезон. Художник сделал беглый профильный набросок головы Наполеона, написав под ним: «Генерал великой нации».
Композиция картины с сидящей у смертного ложа супруга Андромахой повторяет сцену, воспроизведенную в античном рельефе «Смерть Мелеагра», который часто копировали мастера неоклассицизма. В армии, деморализованной мародёрством и бездействием, начался голод. «Солдаты, вы меня узнаёте. Предложение было передано в комиссию.
Он хотел большего. Картина Жака-Луи Давида, французского художника-живописца, написанная им в 1801 году. Художникупредстояло запечатлеть событие, послужившее причиной её начала.
Ихгалерея в Штутгарте насчитывала свышедвухсот произведений XIV—XVIвв., большинство из которых в 1826 г. влилосьв коллекцию мюнхенской Пинакотеки (нынеэтот музей называется Старой пинакотекой, в отличие от Новой, где хранятсяпроизведения живописи XIX—XXвв. ). Взгляды тех, кто ещё не отчаялся, обращены на дальний край плота, гдеафриканец, стоя на шатком бочонке, машет красным платком команде«Аргуса». Я хочу соединиться с вами, чтобы положить предел несправедливостям этого государства.
Сам термин «романтизм» был введёнФридрихом Шлегелем (1772—1829), немецкимкритиком, философом и писателем. В 1806 г. Энгр наконецсмог отправиться в Италию. Триумф был полный. Я пишу вам не с тем, чтобы вступать в прения по поводу прав человека и гражданина каждая страна управляется по своему усмотрению. Власти прибегалик более гибким методам художественнойполитики: распределение крупных заказовна украшение общественных зданийприобрело особенный размах в правлениеНаполеона Iи ЛуиФилиппа (1830—1848). Стреляйте. » Солдаты, расстроив ряды, бросились к Наполеону.
Народ встречал своего кумира ликованием. Вместо этого сенат 11 мая 1802г.
Но, кроме мира, Бонапарт мечтал также о военном союзе с Россией и совместном походе в Индию (по случаю этого предприятия, был даже выпущен из Петропавловки казачий атаман Матвей Платов, который по мнению Павла должен был знать дорогу в Индию). Но особенно первого консула беспокоили не решённые дипломатические проблемы. Давид — один из самых крупных мастеров неоклассицизма и его искусство последовательно эволюционировало вместе со стилем, выражая эстетические идеалы раннего, зрелого и позднего неоклассицизма эпохи империи — ампира (1804—1814).
Они плакали от восторга, падали на колени, целовали его руки. И вполне резонно предположил, не является ли сам Фуше вождем заговорщиков. Тарле). Союзники вошли в Париж. В 90-е гг.
И почти весь этот фон заполнен огромной фигурой всадника. Но Англия и Австрия не пожали протянутую руку и отвергли французские предложения. А стране нужны реформы. На перевале было холодно, дул сильный резкий ветер (его как раз в полной мере использовал Давид в качестве одного из главных элементов в своем композиционном построении), Наполеон, ехавший на муле, кутался в серый армейский плащ и был мрачен — еще трудно было предвидеть успешность такого маневра. Светлые и тёмныеоттенки каждого цвета стали «меридианами», проходившими от чёрного «полюса» кбелому через цветной «экватор». И это после такой оглушительной победы, которая поразила всю Европу и весь мир.
Этого живописца называют «свидетелем эпохи», так как, отразив в своем искусстве различные этапы политической жизни Франции — времени «старого режима» (времени царствования Людовика XVI до 1789 года), революции, консульства империи, реставрации Бурбонов, — он был не только художником, но и известным общественным деятелем. Когдаистёк четырёхлетний срок стажировки, он остался за границей на свой страх ириск. Под раздачу попали и непричастные к делу якобинцы. Бонапарт. Собрав новую армию, он попытался остановить русское наступление в Европе.
«Наполеон ежедневно трудился от двенадцати до пятнадцати часов. Такого разгрома Европа ещё не видела. Сразу по возвращениив Париж художник принялся за картину«Алжирские женщины в своих покоях» (1833 г. ). Кроме того, он поссорился с Александром I императором российским.
Это предложение сенату не понравилось и было отвергнуто большинством. Членам Директории ничего не оставалось, как только принять его с распростёртыми объятиями. Планы были рассмотрены и одобрены самим Наполеоном. Затем Наполеон обмундировал 7000 русских пленных и приказал их отправить императору Павлу.
Давид, как и многие бывшие революционеры, радостно приветствовал это событие. Однако осмелевшие европейские государства решили присоединиться к России. ска на своих генералов, вернулся в Париж. В самом деле, художникпридал своей героине и величавуюосанку «Афродиты Милосской» (античнойстатуи, которая находится в коллекцииЛувра) и те черты, которыми наделилСвободу поэт Огюст Барбье, певец революции1830 г. : «Это сильная женщина с могучейгрудью, с хриплым голосом, с огнём вглазах, быстрая, с широким В 1832 г. Делакруасопровождал дипломатическую миссию вАлжир и Марокко. Но результатом его первого визита к Давиду явился замечательный эскиз, сделанный с натуры.
Конь вздыблен, кругом крутые горные овраги, снега, дует сильный ветер и царит непогода. После 9 термидора из-за контактов с окружением Робеспьера и участия в Комитете общественной безопасности, связанном с подписанием ордеров на арест, Давид был обвинен в поддержке «заговора Робеспьера» и заключен в тюрьму Люксембургского дворца из которой был освобожден в 1795 году с приходом к власти правительства директории. Спартанская царевна Елена была самой красивой смертной женщиной Ойкумены. Затем две армии встретились подле села Бородино. В картине «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» художник изобразил своего нового героя возвращающимся из победоносного похода в Италию.
Но главное, что взволновало зрителей – ощущение необходимости и благородства подвига. С определенным допуском можно даже говорить о пародийном элементе в работах Делароша, хотя эти картины, конечно же, остаются вполне самостоятельными и самоценными творениями. Картина Жака-Луи Давида, французского художника-живописца, написанная им в 1801 году. до н. э. ), — приговорил к смерти двоихсыновей за участие в монархическомзаговоре. Двенадцать днейспустя их спасло судно «Аргус».
Это с одной стороны обеспечивало секретность продвижения войск и внезапность их появления в тылу австрийцев, но с другой – Бонапарт лишался преимущества, которое всегда стремился сохранять, – сосредоточения сил в едином ударном кулаке. Говорили, что красота ей досталась по наследству от Зевса. Опять на Францию ополчилось больше половины Европы. Книга ВильгельмаГенриха Вакенродера (1773—1798) «Сердечныеизлияния монаха — любителя искусств» (1797 г. ) стала манифестом романтизма визобразительном искусстве: онапровозгласила решительный отказ отлюбых «правил красоты» и объявилаосновой творчества искреннее чувство. Друэ, А. Л. Он напомнил Давиду коней Диоскуров с римского Капитолия. Тем не менее художник вновь избралсюжет, созвучный современности:сказание о женщинах, прекратившихвойну между римлянами (их мужьями) исабинянами (их отцами и братьями), звучалов тогдашней Франции как призыв кгражданскому миру.
Всем была памятна его первая победа под Тулоном в декабре 1793 г., когда огонь руководимой им батареи обратил в бегство английский флот и тем самым вынудил тулонских мятежников сдаться революционным войскам его называли «генерал Вандемьер», ценя в нем смелость, с которой он в один из осенних дней 1795 г. (13 вандемьера) расстреливал в Париже роялистов, применив артиллерийские орудия в условиях городских улиц восхищались его военным талантом, побеждавшим участников антифранцузской монархической коалиции на полях Италии. Конь вздыблен, кругом крутые горные овраги, снега, дует сильный ветер и царит непогода. За представленное полотно «Велизарий» (1781, Лилль, Музей изящных искусств) Давид был единогласно принят в члены Академии. Во время создания работы Давид столкнулся с массой трудностей.
Начались знаменитые «Сто дней» правления императора. Давид в сущности не очень интересовался точными обстоятельствами похода.
Будучи уже зрелым мастером, не только познавшим секреты живописи, но и искушенным в политике и идеологии, Деларош пишет портреты Наполеона, удивительным образом перекликающиеся с конкретными известными прижизненными портретами императора. Давидвместе с учениками работал над картиной«Сабинянки, останавливающие битвумежду римлянами и сабинянами». Почти все войска, высланные остановить свергнутого императора, перешли на его сторону.
Никто никогда не имел над ними такой власти Наполеон мог быть циничным, грубым, неблагодарным, высокомерным, бестактным со своими приближёнными, он пожертвовал своей славе несколько сот тысяч жизней, уничтожил независимость половины стран Европы, но для солдат всегда оставался их «маленьким капралом», которого они любили с грубоватой и наивной нежностью. Предполагалось отправить туда две армии. Пятая версия, созданная Давидом, оставалась в его мастерских вплоть до смерти художника. В ней причудливо сочетались циничная трезвость с романтической восторженностью.
В результате этого отступления армия в 600 тыс. В это время Наполеон был много занят составлением свода законов. Правда, молодые генералы недолго оставались на своих высоких постах. постановил: продлить консульство Наполеона еще на десять лет.
В полной мере использовал Давид в этом произведении и цветовой эффект.