Низвержение Наполеона и реставрация Бурбонов вынуждают Давида эмигрировать из Франции. Давид рисовал Наполеона, когда тот был еще генералом в 1797. Портрет Наполеона был написан Давидом, когда в живописи господствовал период классицизма. «наполеон на перевале Сен-Бернар»— большая картина Жака-Луи Давида, написанная им в 1801 году и открывающая собой эпоху романтизма в европейской живописи1.
2 декабря 1804 года проходила коронация Наполеона I в соборе Парижской Богоматери и именно этому событию посвящена данная картина Жака Луи Давида. Давид выбрал момент, когда Наполеон коронуетЖозефину, апапаПий VIIдаёт ему своё благословение. Коронация Наполеона I прошла 2 декабря 1804 года, в соборе Парижской Богоматери, в связи с этим событием была посвящена данная картина, которую написал Жак Луи Давид. Событие такого масштаба не могло пройти незамеченным и Наполеон за несколько месяцев до коронации заказал картину, отображающую все величие этого действия, у художника Жака-Луи Давида.
В первом варианте давидовской картины Наполеон короновал сам себя правой рукой, а в левой держал шпагу с «Регентом», прижимая её к сердцу. Картина была создана Давидом по заказу самогоНаполеона I. На ней изображён эпизод коронации императора, произошедший2 декабря1804года всоборе Парижской Богоматери. В первом варианте картины Давида, Наполеон короновал сам себя правой рукой, а в левой — держал шпагу с «Регентом», прижимая к сердцу. Одна из самых известных картин Давида – это портрет Наполеона, генерала победоносной итальянской кампании.
«посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года». Картина французского художника Жака луи Давида. Член Национального конвента, цареубийца, неоклассический художник, рисующий исторические сцены (Рим, Греция, наполеоновская Империя), Давид – один из редких для того времени великих французских мастеров.
В конечном итоге героический поступок Наполеона привел к победе французов. Да. Тогда сосредоточились на императорских регалиях. После этого он возвращается в свою могилу. Наполеон попросил Исабея сохранить его. Да и вообще писать папу римского великая честь» Но в итоге Папа Римский позировал Давиду.
Он обожал ювелирный стиль «а-ля Цезарь»с характерными лавровыми и дубовыми листьями, гирляндами, орлами, мечами, факелами Лавровый венок Бонапарта – чистейшей воды ампир, одно из самых дорогих ювелирных направлений. В его честь художник создает конный портрет на фоне вымышленного пейзажа «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1801, Мальмезон, Национальный музей), большое историческое полотно «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижского Богоматери 2 декабря 1806 года» (1805—1807, Париж, Лувр), портрет «Наполеон в своем рабочем кабинете» (1812, Вашингтон, Национальная галерея искусства), аллегорическую картину «Леонид при Фермопилах» (1814, Париж, Лувр), прославляющее походы «Великой армии». Пудреные волосы оттеняли загорелое лицо. Своим долгом художник считает «прославление кистью революционных мучеников», посвятив этой теме полотна «Смерть Марата» (1793, Брюссель, Королевские музеи), «Смерть Жозефа Бара» (1793, Авиньон, Музей Кальве).
Первые опыты работы 1780-х годов (Госпожа Пекуль и Господин Пекуль — парные портреты тещи и тестя художника, 1784, Париж, Лувр) продолжила большая серия портретов 1790-х годов. Давид был также активным участником революционных событий. За представленное полотно «Велизарий» (1781, Лилль, Музей изящных искусств) Давид был единогласно принят в члены Академии. В светильнике, в изгибе спинки канапе было спокойное равновесие, неотрывное от человека. И с каждым годом его творчество становилось все более внешним идеализирующим.
Невозможно о них не упомянуть. Влияние Наполеона и проводимых им реформ было настолько ощутимо, что Ф. Р. Шатобриан с сокрушением утверждал: «Скатиться от Бонапарта и Империи к тем, кто пришел на его место, значит рухнуть в пустоту, низвергнуться с вершины горы в пропасть. Двигаясь дальше от даты рождения Наполеона в хронологическом порядке, стоит рассказать о таком небезызвестном художнике Франции конца 18- начала 19 века, как Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867). Император изображен анфас, сидящим на троне. В её шкатулки переехали драгоценности французской короны, кроме одной — алмаз «Регент» принадлежал Наполеону. Художник исполнил прекрасный эскиз изображающий главнокомандующего итальянской армии на Аркольском мосту.
Да. Первое самостоятельное историческое полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств) было написано в духе грациозной интерпретации античного сюжета Вьеном, с легким привкусом допустимой фривольности.
Идея коронационных костюмов принадлежит художнику Жану Батисту Исабею. Стремительный порыв вперед, хладнокровное спокойное лицо и напряженный взгляд подчеркивают решительность и мужество героя.
Парижский ювелир Мартин-Гийом Бьенне, по заказу Наполеона изготовил золотую корону в средневековом стиле. Потом он надел мундир и занял место на помосте. Картина «Наполеон на Аркольском мосту» принесла художнику успех. Событие современной национальной истории впервые стало сюжетом исторического полотна «большого стиля».
«Турок» победил. Ныне корона Шарлеманя 2 находится в Лувре, в зале Аполлона. Это картина «Наполеон пересекает Альпы» 1848 года и «Наполеон после отречения в Фонтенбло» 1840 года, она как нельзя лучше завершит рассказ о Бонапарте в картинах французских художников. Это был очень символичный момент.
Бонапарт трогает чумные бубоны – этот жест напоминает о легендарных французских королях, способных своим прикосновением вылечивать золотуху. Этот набросок маслом на холсте (совсем недавно, в 1953 г., вошедший в собрание Лувра) принадлежит к лучшим портретам молодого Бонапарта. Полнейшая беспощадность к преступникам. Дело было в полдень и генерал естественно ничего не увидел.
«Я бываю то лисой, то львом. Обнаженные руки, шея и ступни маленьких ног были совершенны, как у богини.
Масштабы Альп как будто малы в сравнении с величием Наполеона. Турецкого посла тоже пришлось уговаривать, чтобы он согласился позировать. Но опять же не со стороны его военной карьеры, а со стороны политической карьеры. Глаза Андромахи, красные от слез, смотрят в глаза зрителю.
Однако в XVIII–XIX веках мышьяк широко использовался и в медицине и в промышленности. «Сабинянки» не могли насытить его искусство, давно и накрепко сросшееся с реальной действительностью. После того, как Наполеон Бонапарт объявил себя наследником революции, Давид становится его безоговорочным приверженцем, а в 1804 году получает титул «первого живописца Императора». Пий VII благословил регалии и державу, помазал священным елеем и возложил на алтарь.
Говоря о знаменитой картине «Бонапарт на привале Сен-Бернар», написанной в 1801 году, стоит заметить, что до него Давидом в 1797 г. был начат другой портрет, отличающийся большей жизненностью и драматической выразительностью (портрет остался незаконченным). Огромная картина Ж. -Л. Давид отвечает за организацию революционных торжеств и увековечения памяти погибших в Революцию. С тех пор, говорила легенда, римляне и сабиняне объединились в единый народ.
Но тем не менее Гро написал смелый и энергичный портрет Наполеон на Аркольском мосту. На деньги, полученные от контрибуций и грабежа захваченных территорий, Наполеон начинает издавать газету «Курьер Итальянской армии», которая бесплатно распространялась и в армии и среди горожан. На картине Антуана Гро «Бонапарт, посещающий замученных в Яффе» изображён благородный правитель, обладающий всеми талантами и наивысшей властью. Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия.
Давид, уверявший после 9 термидора, что Робеспьер обманул его ожидания и что отныне он «будет привержен только принципам, а не лицам», не выполнил своего намерения. Полотно представляет собой огромный холст. На них лежит печать официального заказа. На сколько комфортно он себя чувствует в этой должности и как он её достиг.
Художник послал ему несколько записок. Генерал был одет просто, как для обычной верховой прогулки: синий редингот поверх белого колета, высокий черный галстук. Чего-то не возможного он не признавал. На лице императора выражение полного спокойствия и уверенности. С родными полководец до конца жизни предпочитал общаться по-итальянски.
Бонапарт, однако, не являлся. Ко времени коронации у жены Бонапарта был гарнитур из крупных отборных жемчужин размером с «маленький апельсин», два больших бриллиантовых комплекта, парюра из изумрудов, гарнитур из рубинов редкой красоты. 1775—1780 годы Давид провел во Французской академии в Риме.
Что говорило о большей эмоццинальности работ Наполеона кисти Гро, чем Давида. Картина была настолько велика, что не помещалась в ателье. Жироде, Ж. Б.
Выяснилось, что генерал попросту забыл о данном обещании. Наполеон отлично понимал, что судьба нации зависит от него и его армии, вот таким образом он тщательно продумывает свой публичный образ: солдат, беспощадный к врагам Франции, но милостивый к своему народу. В конце концов император решил избавиться от слишком прославленного военначальника. Конь был необыкновенно хорош – серый в яблоках, со спутанной длинной гривой.
Особенно впечатлял один, невероятно красивый, за сполохи на поверхности мрачно именуемый «Сожжение Трои». Мелкие уколы самолюбия чередовались с прямыми унижениями. Римляне пригласили соседей сабинян на праздник, но намерения римлян были коварны: они неожиданно напали на гостей и захватили в плен присутствовавших на празднике сабинских женщин.
В это время пришла та женщина и ее пропустили к Марату. Каждая эпоха имеет свой облик, неповторимый и нелегко замечаемый своими современниками. Певец революции Жак-Луи Давид писать красиво умел (до этого он был придворным живописцем короля).
Классицизм. На фоне сумрачных каменных аркад факелом горит алый плащ, накинутый на плечо младшего Горация. Давид решил писать картину в Риме и показ ее здесь вызвал подлинную сенсацию.
Он становится одновременно и преступником, совершившим кровавую оккупацию Испании, но и приобретает ауру жертвы, непонятой, так и не осуществившей до конца идеалы Французской революции – свобода, равенство и братство. Грандиозные завоевания Древнего Рима не давали покоя честолюбивому Наполеону. Бонапарт считал, что полотно должно отражать его характер, а не демонстрировать внешность. В действительности этот горный переход выглядел более прозаично.
Сабиняне решили отомстить, собрали войско и двинулись на Рим. Ледяной свет заливает комнату, где стоит погребальное ложе Гектора, блестит на бронзовом высоком канделябре и угасает в глубине, где траурные драпировки безмолвно напоминают о смерти. Всем была памятна его первая победа под Тулоном в декабре 1793 г., когда огонь руководимой им батареи обратил в бегство английский флот и тем самым вынудил тулонских мятежников сдаться революционным войскам его называли «генерал Вандемьер», ценя в нем смелость, с которой он в один из осенних дней 1795 г. (13 вандемьера) расстреливал в Париже роялистов, применив артиллерийские орудия в условиях городских улиц восхищались его военным талантом, побеждавшим участников антифранцузской монархической коалиции на полях Италии. На этой волне его неизменно восхищало все романское. Пудреные волосы оттеняли загорелое лицо. Виктор Гюго писал о Наполеоне: «Этот странный человек сумел опьянить историю: слепое правосудие исчезло в лучах его славы». Властитель и суверен охвачен порывом милосердия к окружающим.
Давиду было заказано полотно на сюжет из Римской истории Роллена «Клятва Горациев» (1784, Париж, Лувр). Об этом полотне с восхищением отозвался строгий критик Дидро в Салоне 1781 года. Лавровый венок Наполеона в 1819 году будет уничтожен разгневанным королем Луи XVIII. Бархатную мантию Жозефины несли за ней три сестры Наполеона.
Этот навык пригодился, когда пришлось изобразить коронацию Наполеона. Модели изображены то словно уподобленными античной статуе (Госпожа де Веркинак, 1799, Лувр), то в свободной непроизвольной позе, отдыхающими на пленэре (Портрет госпожи Серезиа — сестра жены Давида Портрет Пьера Серезиа, оба — 1795, все — Париж, Лувр).
Его слишком длительное пребывание в Мальмезоне позволило ему избежать ловушек Бурбонов. Вокруг шептались, у императрицы хранятся страшные камни — опалы – предвестники несчастья. Он писал множество работ с Бонапартом. У Тита Ливия Давид разыскал рассказ о том. Большой общественный резонанс вызвало его полотно «Клятва в Зале для игры в мяч» (1789, Версаль, Национальный музей рисунок пером — Лувр), оставшееся незавершенным. От холста будто идет звон тяжелого и грозного оружия.
Викар, ставшие позднее прославленными мастерами. Восемь полуарок сошлись в центре, соединенные распятием. Наконец еще один решил попытать счастья.
Марат был болен, вот таким образом лежал в ванне, накрытый простыней, принимая лечение от простуды. Талант мастера привлёк внимание Наполеона, когда тот пришёл к власти во Франции. «Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией.
., » состоящее из портретов известных исторических лиц (здесь изображены члены большой семьи Наполеона, Талейран, держащий мантию, Евгений Богарне — пасынок будущего императора, Папа Пий VII, благословляющий Наполеона и Жозефину) имело большой успех в луврском Салоне 1808 года. Его путь в искусстве лежал между классицизмом и романтизмом.
Так что ничего исключительного в этом не было. А оно здесь и не требуется. Одним из старших учеников Давида, пришедших к нему до революии был Франсуа Жерар (1770--1837). Но тиара на Жозефине не списана честно с шедевра Нито вольным художником Жаком-Луи.
В театре с большим успехом разыгрываются трагедии Корнеля, драматурга, который в образах античных героев прославлял гражданские доблести и чувство патриотизма. Этот лист – единственная уцелевшая часть императорской лавровой короны. Энергия и деятельность его, казалось, не признавали границ. Узнав об этом, Энгр сильно огорчился. Но это придало ему и хорошей художнической злости.
С наступлением в 1815 периода Реставрации героические мотивы уходят из творчества мастера. «И с глаз спала пелена», — скажет художник свою известную фразу по поводу увиденных им подлинников. Обещал приехать в мастерскую в ближайшие дин. Корона Карла Великого (Шарлеманя) — древняя регалия королей франков, а после 1237 года — королей Франции. Сделав быстрый рисунок, Давид начал писать. Он одет в тунику и большую коронационную мантию. Как скучала кисть Давида по возвышенному и героическому.
И это последнее является очень существенным обстоятельством. Франция. Большинство из этих праздников готовилось непосредственно Давидом. «Праведное небо. И почти весь этот фон заполнен огромной фигурой всадника. В 1808 Гро создал одну из самых известных своих работ – Битва при Эйлау (1808).
В ней причудливо сочетались циничная трезвость с романтической восторженностью. Все, затаив дыхание, следили за поединком человека и коня. Но что же осталось. Сам ли Давид решился на столь явную лесть или (что более вероятно) ему были подсказаны свыше имена полководцев, чей славный пример вдохновлял Наполеона при его переходе через Альпы, но так или иначе, он поместил их в своей картине.
Одни паяцы, пригодные для комедий гениального Мольера». В тот период в художественном мире у начинающих живописцев кумиром был Жак Луи Давид. Муж усердно декорировал Жозефину бриллиантами. Композиция портрета была готова в его воображении, он даже успел набросать ее на холсте. Выражаясь метафорически, можно сказать, что на картине изображено будущее Франции. Бонапарт вошел, не обратив внимания на всеобщее смятение, два офицера его сопровождали.
Среди работ того периода стоит отметить портреты Наполеона. Композиция картины с сидящей у смертного ложа супруга Андромахой повторяет сцену, воспроизведенную в античном рельефе «Смерть Мелеагра», который часто копировали мастера неоклассицизма.
«Героический» стиль полотна с изображением застывших в клятве единения фигур трех братьев Горациев на фоне дорической колоннады вызвал много подражаний у мастеров неоклассицизма в эпоху предреволюционных настроений во Франции. -- коран запрещает изображение людей. На одном из них (1804) Наполеон – Первый консул. Художник просил генерала подарить ему хотя бы одни сеанс, он должен написать портрет. Написанный за один сеанс (Наполеон вообще не любил позировать и считал, что точное сходство не важно для грядущих поколений), этот портрет проникнут чувством живого увлечения художника своей моделью.
Приказания и исправления продолжали тревожить Давида. Потом он надел мундир и занял место на помосте. Давида «Коронация Наполеона I», размером 610 метров, – это одновременно и один из видов пропаганды и скрытое изобличение придворного маскарада. Наполеон просит его увековечить великолепие имперского режима в гигантских композициях.
И вот карета запряженная восемью лошадьми остановилась у собора. Назавтра ученики по указанию Давида соорудили помост в ателье. Так складывался новый стиль и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем (Клятва Горациев). А Наполеон будет безостановочно покупать новые.
Когда молодой офицер только поступил на службу, солдаты плохо понимали его команды из-за иностранного акцента. Величественный образ Марата, убитого Ш. Корде, создан на основе рисунка пером (Версаль, Национальный музей), сделанного с головы мертвого героя революции. После вступления союзников в Париж, Наполеон отрекся от престола 6 апреля 1814 года во дворце Фонтенбло и был отправлен на остров Эльбы в Средиземном море. Можно сказать, что лучшими в цикле батальных картин Гро являются «Зачумленные в Яффе» (1804, Лувр) и «Битва при Эйлау» (1808, Лувр).
Да и сама Жозефина не сильно тормозила. Винкельмана.
Но результатом его первого визита к Давиду явился замечательный эскиз, сделанный с натуры. Потом шли десятки других портретов: члены императорской фамилии, высшие сановники, маршалы, фрейлины иностранные послы. Во время церемонии наряды менялись несколько раз. Лицо его при всём этом оставалось абсолютно бесстрастным. Если можно так сказать он принципиально отвергал доброту, считал её качеством, которая для правителя вредно, недопустимо» Великие военные дарования Бонапарта достигли своего апогея в первый период его полководческой деятельности (1796-1809гг).
Можете сравнить сами — обе короны тут присутствуют. Главную регалию, как и прежние венцы французских королей, назвали весьма нескромно «корона Карла Великого». Однажды Давид с приятелем наблюдали свиту короля, отправившуюся на охоту. Друэ, А. Л.
Первый сын, Шарль Леон, родился в 1806 году. Этот знаменательный момент и изобразил Давид на своём знаменитом полотне. Задача настолько велика, что он завершает лишь Коронацию Наполеона (1806-1808 гг. ) и Распределение Орлов, две картины с реальными деталями на грандиозном плане. Сразу возникает множество вопросов: о чём думал этот человек в момент написания портрета. Но в картине идеализирован не только облик полководца, но и вся обстановка трудного перехода через Альпы.
Пятая версия, созданная Давидом, оставалась в его мастерских вплоть до смерти художника. Брюссель. Давид — один из самых крупных мастеров неоклассицизма и его искусство последовательно эволюционировало вместе со стилем, выражая эстетические идеалы раннего, зрелого и позднего неоклассицизма эпохи империи — ампира (1804—1814). Жерар умел нравиться заказчикам. Т. е. Рисунок везде одинаково точен так же, как и формы, почти иллюзорные по выпуклости объемов.
Катрмером де Кенси, авторитет которого в деле изучения античности был очень велик, он совершает поездку в Неаполь, Геркуланум, Помпеи, Портичи, куда на королевскую виллу свозились новые памятники. Всё это будоражит воображение зрителя и порождает интерес к истории. Нет на картине никакого действия, динамики.
Духом героики пронизаны ранние работы Гро. Осенью 1806 года Энгр, наконец, смог отправиться в Рим. Но не все дозы опиума оказались смертельными – некоторым солдатам удалось выжить.
Вряд ли. В великом полководце Гро обрел и покровителя и главную тему своего творчества. В горестном оцепенении склоняются в объятия друг другу сестры воинов. В «Зачумленных в Яффе» фигуры, находящиеся в тени на первом плане, поражают естественностью и глубоко запечатленным страданием: слипшиеся пряди волос, синевато-коричневые губы, набухшие веки, землистая бледность лиц -- все это передано сильно и смело.
Европейские монархи боялись Наполеона. Бонапарт согласился, хотя без особой радости.
В 1809 году Наполеон, захватив Вену, потребовал доставить к нему во дворец Шёнбрунн «Турка» — знаменитый шахматный автомат, созданный механиком Вольфгангом фон Кемпеленом и сыграл с необычным противником партию. Вьена — основывалась на требовании достижения «правды и величия» на основе изучения античности, живописи Рафаэля и мастеров болонской школы, скульптуры Микеланджело. Попав в тюрьму сразу после падения Робеспьера, он снова начинает рисовать.
В основу церемонии положена коронация Бурбонов. Знаменитые «сто дней», вошедшие с тех пор в поговорку, закончились поражением Наполеона под Ватерлоо и его ссылкой на далекий остров Святой Елены, но эти сто дней стоили европейским императорам многих седых волос. Королевский музей изящных искусств. Этого живописца называют «свидетелем эпохи», так как, отразив в своем искусстве различные этапы политической жизни Франции — времени «старого режима» (времени царствования Людовика XVI до 1789 года), революции, консульства империи, реставрации Бурбонов, — он был не только художником, но и известным общественным деятелем.
Портрет написан не с натуры и вот таким образом его ценность только возрастает. 165 x 128 см. На сколько художник приукрасил портретируемого и как он к нему относится.
Веселые восклицания, смех, оживленные голоса раздались с лужайки, расположенной поодаль.
Церемониймейстер граф Луи Филип де Сепор отчаянно старался порадовать новоявленного императора. После 9 термидора из-за контактов с окружением Робеспьера и участия в Комитете общественной безопасности, связанном с подписанием ордеров на арест, Давид был обвинен в поддержке «заговора Робеспьера» и заключен в тюрьму Люксембургского дворца из которой был освобожден в 1795 году с приходом к власти правительства директории. Пока Давид приготавливал краски и обсуждал с адъютантом детали костюма, в котором собирался писать генерала, Бонапарт внимательно разглядывал «Брута». Лицо его при этом оставалось абсолютно бесстрастным.
На его лице яркое выражении усталости и, возможно, смирения, а может быть и злости. Нет. Полотно «Коронование. Он бросил треуголку в кресло, раскланялся с Давидом. С едва тронутого красками холста смотрело сухое властное лицо с презрительным ртом и острым, выступающим подбородком.
Его работы с изображением Бонапарта написаны после смерти императора. Император надел лавровый венок, но пока пристраивал на голове, отвалился лист. Существует рассказ о том, что когда один пожилой пехотный генерал отчитывал молодого Бонапарта за самоуверенность, а тот указал ему на небо и спросил: «Видите ли вы там звезду. ». В 1789 г. Давид становится страстным революционером. Второго сына, Александра Флориана Жозефа, родила в 1810 году польская дворянка Мария Валевская. В 1812 г. Давид передает Наполеону для его кабинета в Тюильри портрет в полный рост.
Если в «Портрете Потоцкого» был известный разрыв в трактовке человеческой фигуры и коня, то здесь этого нет, художник достигает удивительного единства живописной манеры. В соответствии с программой, составленной в 1776 году графом Анживийе, директором Управления королевских строений, предполагалось создание серии больших исторических полотен, «призванных оживить добродетели и патриотические чувства». Он не пожелал принимать корону из чьи-либо рук, кроме своих. Но за всей этой, полной внешнего величия и гармонии сценой, видна целая галерея портретов, написанных в стиле «Капричос» Гойи.
Позднее он говорил своему ученику: «Вы оживили мои статуи». Но Юстиниан не доверял Велизарию и боялся его. С чувством благоговения Жан-Батист исполнил пожелание императора.
Благожелательный прием в Салоне встретило и полотно «Скорбь Андромахи у тела Гектора» (1783, Париж, Лувр). Давид вернулся к себе, воодушевленный мыслью о будущем портрете. Давил принялся за работу. Где тут думать о прекрасном беспорядке красочных нитей, непосредственности движений. Гро был учеником вышеупомянутого Давида.
После знаменитых «Ста дней» 22 июня 1815 года составленное по новой конституции собрание приняло его второе отречение и провозгласило императором его малолетнего сына Наполеона II. Личностью Наполеона Давид был покорен сразу и достаточно глубоко. Покрасовался, снял и «запросто» надел лавровый венок. Нескромные императорские костюмы, короны, драгоценности, словно насмешка над аристократами казненными за приставку «де» перед именами, куска кружева на одежде или кольца знатности Мелкий дворянин Бонапарт, в вышитых перчатках и платье из пурпурного бархата, настоял чтобы его красавица-жена, с весьма дурной репутацией, тоже была коронована.
Блестящая по форме картина лишена той человеческой теплоты в трактовке героя, которую придал Давид образу Марата. Давид в сущности не очень интересовался точными обстоятельствами похода. Пока Давид приготавливал краски и обсуждал с адъютантом детали костюма, в котором собирался писать генерала, Бонапарт внимательно разглядывал «Брута». Этот момент и запечатлен на картине Жака-Луи Давида. Он голосует за смерть Луи XVI, монтаньяр и член Комитета общественной безопасности.
Молодой художник изобразил новоиспеченного императора в архаическом стиле. Наполеон поручил Давиду создать еще три варианта полотна для замкаСен-Клу, библиотеки Дома инвалидов и дворца Республики в Милане. «Портрет Жозефины» являл собой новый тип парадного портрета, в котором Жерар сочетал строгость классической композиции с простотой и естественностью передачи облика портретируемого. Наполеон, не доверяя никому, взял с алтаря корону Карла Великого и увенчал ею свою буйную головушку. У Давида она напоминает не то божество, не то призрак. Картина поражает своей зрелой и поистине виртуозной техникой исполнения. Глаза внимательно вглядывались в даль, словно озирая позиции неприятеля.
Он бросил треуголку в кресло, раскланялся с Давидом. Тема имела созвучие и с трагедией П. Корнеля. На перевале было холодно, дул сильный резкий ветер (его как раз в полной мере использовал Давид в качестве одного из главных элементов в своем композиционном построении), Наполеон, ехавший на муле, кутался в серый армейский плащ и был мрачен — еще трудно было предвидеть успешность такого маневра. На этот раз Наполеон не колебался в выборе сюжета и вскоре после победы при Маренго Давид получает точное указание написать полководца «спокойным на вздыбленной лошади». Матерью мальчика была Элеонора Денюэль де Ла Плень, бывшая любовница маршала Иоахима Мюрата. Он напомнил Давиду коней Диоскуров с римского Капитолия.
Педагогическая система его учителя — известного исторического живописца Ж. М. В момент принятия ванны Марат как раз читал письмо, в другой руке у него перо.
А письменные приказы Бонапарта подчиненные с трудом читали из-за грамматических ошибок и неразборчивого почерка. Характерным примером формирования легенды в сознании современников является работа художника Антуана Гро «Наполеон на Аркольском мосту», написанная в 1796 году сразу после битвы, – одна из первых картин, послужившая началу становления мифа. Недаром его прозвали «живописцем королей и королем живописцев».
Через небольшой промежуток времени мастерство Энгра достигает того уровня, что он уже способен зарабатывать на жизнь своими портретами. В полной мере использовал Давид в этом произведении и цветовой эффект. Но главное, что взволновало зрителей – ощущение необходимости и благородства подвига. На них крупно написаны имена: «Bonaparte», ниже и, как бы полустертое от давности времен, слово: «Annibal» и еще ниже, у края картины: «Karolus Magnus». Оставшись в одном камзоле, юноша казался совсем хрупким рядом с огромным жеребцом.
На ней изображён отрёкшийся и изгнаный правитель. Так много можно в нём прочесть и узнать. Битва закончилась полным разгромом австрийской армии. Существуют его многочисленные копии и единственный подлинный лист.
Во время создания работы Давид столкнулся с массой трудностей. Античный сюжет из новеллы Мармонтеля (1767) о прославленном древнеримском полководце из-за ложного обвинения обреченном на нищету и скитания, был популярен в эпоху раннего неоклассицизма. В его более поздних произведениях – Сдача Мадрида (1809), Наполеон перед пирамидами и Битва при Прейсиш – Эйлау – заметно снижение пафоса, отказ от оригинальных композиционных решений и даже снижение качества живописного исполнения. Некоторые пришлось делать заново.
Наполеон же продолжал: «А вот я вижу и пока я её вижу, ничто не может мне помешать. » Так начал формироваться образ одновременно и аффектированного гения и настоящего национального героя, способного пойти на любые жертвы и риски во имя спасения своего народа и утверждения собственной славы. Художник сделал беглый профильный набросок головы Наполеона, написав под ним: «Генерал великой нации». Позднее мадам де Богарне станет владелицей сотен, затем тысяч украшений и камней без оправы. Бонапарт вошел, не обратив внимания на всеобщее смятение, два офицера его сопровождали. Холст, масло. Яркое освещение и, по контрасту с ним, темный гладкий фон подчеркивают эти детали.
Работа в портрете всегда была значительной стороной творчества Давида. Одной из составляющих легенды о Наполеоне стала его вера в собственную путеводную звезду. Пий VII категорически отказался позировать Давиду.