Впервые произведение «Нана» Эдуарда Мане было представлено взору публики на персональной выставке мастера в 1876 году. Сам Золя в тексте романа сравнивает Нана с навозной мухой, которая своим прикосновением разлагает окружение. И брат невесты Мане — Фердинанд Ленхов. Некое подобие признания Мане появилось в1890-хгодах. Нана впервые появляется на последних страницах романа «Западня» (1877), где описывается её детство среди нищеты, поступление на работу в цветочную мастерскую и уход из дому.
«нана»— девятый из 20 романов серии Ругон-Маккары. Официальное признание Эдуард Мане получил в 1882 году, когда ему был вручен орден Почетного Легиона главная награда Франции. Придет время и воспоминания о Мане станут связующим звеном между ним и ею. «нана» (1883)— роман французского писателя-натуралиста Эмиля Золя.
Выведенный из себя Мане немедленно выставляет «Нана» в витрине галереи на бульваре Капуцинок. Картина Эдуарда Мане Нана: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Выведенный из себя Мане немедленно выставляет «Нана» в витрине галереи на бульваре Капуцинок.
Сюзанна закрывает глаза на все это. «Со времени своего дебюта Мане не продвинулся ни на шаг. Это уже порнография. В художественных принципах картины Олимпия лежали во многом истоки всего последующего европейского искусства, а идолообразность женской фигуры прямо предвосхищала образы Поля Гогена. Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. Вместе с женой Мане был приглашен в маленький городок Монжерон в департаменте Сена-и-Уаза приглашение исходило от Эрнеста Гошеде, дельца, поклонника и знатока искусства, бесконечно приветливого, щедрого до расточительности человека, чьи коллекции, к несчастью, слишком часто страдали от периодически повторяющихся финансовых осложнений. Каким чуждым для ушей Клода Моне прозвучало бы это слово – «геометрия». Поглядите на этого Моне.
Во Дворец промышленности Мане отправил две картины. В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана). В стиле картины соединены две характерные для Мане тенденции – стремление к пленэрной живописи и к более материальной и пластичной живописной манере.
Сезанн скажет однажды: «Я хотел бы сделать из импрессионизма нечто устойчивое, основательное, подобно искусству музеев». ). Во всех изданиях текст был неполный, что объясняется цензурными претензиями. Какибрат самого художника Густав. Враги живописца издеваются над тем, что представляется им наглой фанфаронадой. Эдуард Мане родился в богатой буржуазной семье.
Хотя ей уже двадцать семь лет, она отвергла не одно предложение. Особенно мальчику нравилось, когда к ним приходил родной дядя (брат мамы), полковник Эдмон-Эдуард Фурнье, со своей супругой. Натурщицей творца стала Генриэтта, которая была знаменитой женщиной того время. Вольф со своим обезьяноподобным лицом на редкость уродлив.
Да как же ему не быть умным, когда он торгует умом». Так как этот человек прятал что-то под пальто, Мане спутал его с бродячим гитаристом. Однако за внешней неряшливостью скрывается аристократ. Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. сделал его личностью преследуемой, а толпа почти готова обнаружить наконец у него талант».
Другие крупные произведения Мане 60-х годов – Завтрак в мастерской (1868) и Балкон (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Недоброжелатели иронически осведомляются: «Отчего бы ему и не облагодетельствовать этими двумя картинами выставку своих собратьев и друзей. », «Зачем же держаться в стороне от банды. Ощущая затаенную страстность ее натуры, он загорается сам. Композиция картины была навеяна рисункомРафаэляи образами картины КонцертДжорджоне. Он для нее «как красный цвет для быков». Но ничто не изменится.
«Это похоже на донышки плавающих бутылок шампанского», – говорит он. Наконец-то свирепствующая в живописи болезнь обнаружена. Решившись наконец прочесть «Послеполуденный отдых», он снова приходит в ярость.
Существует «отцовская сторона», то есть сторона семейства Мане, – это нечто упорядоченное, буржуазное, соответствующее общепринятым нормам, а вот «сторона Фурнье» – это уж нечто авантюрное. В последний апрельский день 1883-го не стало Эдуарда Мане, картины же его – бессмертны. «Батиньольцы» немедленно приняли его в свою компанию.
Но он прикидывает еще и те расходы, которые эта выставка повлечет за собой. Если бы он попал сюда, то как восхитился бы дымкою Венеции, ее сияниями, туманной голубизной (Моне напишет Венецию в 1908 году (Ренуар раньше – в 1881 году). ). Не могли бы Вы послать обратной почтой бумажку в 25 франков. » «Я так удручен. Сделать это еще не поздно.
Устремив глаза в сторону, она согнутой рукою словно хочет защититься, укрыться – от кого. С позавчерашнего дня у меня нет ни гроша, нет больше кредита у мясника, у булочника. Импрессионизм. Место действия картины – бар, находящийся на первом этаже популярного столичного варьете.
(Намек на коричневую краску. Мане целиком поглощен мыслями о приближающемся Салоне. – Ему подвластны подлинные основы искусства».
Идя на новую искупительную жертву, Мане решает написать портрет одного из самых свирепых хулителей своего искусства – Альбера Вольфа, критика из «Le Figaro». «Вот теперь ты попался. » – шаловливо грозя пальцем, сказала она. Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. Умен.
Отсюда, очевидно и его резкая реакция, когда ему пытаются навязать звание импрессиониста. Юная парочка встречается вечерами на улице С. -Петербург. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856). 1877 год начинается скверно. И еще слишком уж все заняты – так или иначе – г-ном Мане.
О вы, составляющие славу Института. О Мейссонье он говорит так: «В живописи это колибри». Мане, хочет он этого или нет, остается Мане. Она же в следующем столетии вдохновит Пикассо на создание вариаций на тему Завтрака на траве.
Над празднично оживленной рекой разносятся песни и смех. Стихи эти кажутся ему вышедшими из-под пера свихнувшегося человека. Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник. Малларме сидит в мягком кресле, в протянутой руке сигара, взгляд мечтательно затуманен – все сложнейшее существо поэта передано здесь, в этом портрете (Этот холст, который поэт повесил у себя в столовой, теперь находится в музее Лувра. ).
Ей очень хотелось познакомиться с Мане – они ведь соседи (Мери живет на улице Ром в доме 52). Мане просит приятельницу Сюзанны крошку Фанни Клаус из «Квартета св. «Западня», появившаяся на прилавках магазинов в феврале, мгновенно превращает Золя в самого известного и самого проклинаемого современного романиста старый Гюго гремит с высот своего Олимпа: «После нечистоплотности он перешел к непристойности я вижу бездну, глубины которой измерить мне не дано». Как и обнаженная в Завтраке, Олимпия (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. За все годы своей работы, Эдуард Мане создал множество творений. Несогласия усиливаются от сеанса к сеансу.
Это путешествие по океану в последующем сыграло не последнюю роль в творчестве художника. Недели бегут.
Но наибольшее количество бед она причиняет ее главному поклоннику, графу Мюффа. Художник изображает ее в трехчетвертном повороте, в как бы отстраняющейся позе. Вольф вынужден признать, что забава зашла слишком далеко. «Гамлет, сойдя с ума, заказал свой живописный портрет Мане», – напишет карикатурист Шам. «Этот гусь – художник из живописцев, – говорит он.
Возможно, образ из современной жизни (он намерен его представить в этом году на суд жюри) — туалет дамы полусвета — навеян интимной связью с Мери Лоран. Закончив рабочий день, он каждый вечер появляется в кафе «Новые Афины», где нет более постоянного посетителя. В 1880 году роман вышел в Петербурге отдельной книгой1. Посудите сами: Manet et manebit.
Во многом являясь предшественником вдохновителем импрессионистов, Мане в то же время расходится с ними в некоторых важных моментах: в своих произведениях он сохраняет конструктивную ясность рисунка, ритмически организующего плоскость, оставляет в своей палитре серые и чёрные тона и в целом не изменяет бытовому жанру с его литературно-ассоциативной подосновой. «Веласкес и я. – говорит Каролюс-Дюран и добавляет: – Если придерживаться хронологического порядка» (По словам Жоржа Ривьера, в феврале 1881 года Мария Башкирцева писала в своем «Дневнике»: «О. «Я думал – это ты. » Они смеялись словно сообщники. Он уникально изображал портреты, удивительные позы фигур и их движения.
В задачу Мане входило освободить художников от доктрин академизма и литературных сюжетов. Что же, Мане опять заблуждается: если жюри и примет портрет Фора, то «Нана» обречена на изгнание. Не будь между Бертой и Мане преграды респектабельности и светских привычек, а еще, наверное, не будь трепещущая Берта Моризо, такая близкая и при этом такая далекая, столь недоступной, какой-нибудь сеанс для «Балкона» в случае отсутствия мадам Мане закончился бы — кто может знать.
В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. «Имя Мане на устах у всех, – пишет Le Figaro. Ему претит неопределенность, незаконченность, неясность. В полотне художника легко прочитать психологию картины, почувствовать самого художника. Но у меня все будет по-другому – я перенесу сцену на воздух, окружу ее прозрачной атмосферой, а люди будут такими, какими мы их видим сегодня.
Она ужалила Эдуарда в левую ногу, конечность очень болела и распухла, юнгу отправили на борт судна. Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран. Прямо там художник начинал работу над своим творением. Художник и куртизанка быстро поняли друг друга. Завтра, несмотря ни на что, Берта будет носить имя мадам Мане.
– Неужто мои неудачи вызвали ваше презрение. » Эти скупые строки выдают отчаяние художника. Наконец, он устал от непонятного недомогания, появившегося еще прошлым летом. Но что из того. – Прим. В газетах тот же шум. Во многом являясь предшественником вдохновителем импрессионистов, Мане в то же время расходится с ними в некоторых важных моментах: в своих произведениях он сохраняет конструктивную ясность рисунка, ритмически организующего плоскость, оставляет в своей палитре серые и чёрные тона и в целом не изменяет бытовому жанру с его литературно-ассоциативной подосновой.
Сеансы позирования для «Балкона» смогут служить оправданиями и другим встречам, на этот раз в мастерской на улице Гюйо. Но эта попытка «приручения», которую вопреки чувству собственного достоинства предпринял Мане, была недолгой. Критик спасается бегством и начинает кричать повсюду, что, «как он всегда и думал, Мане не настоящий художник», что он «работает неуверенно» и не способен пойти далее бесформенных набросков. Цецилии» взять на себя роль одной из женщин. За что.
На этом полотне Мане показывает насколько опыт, полученный им во время путешествий и учений изменил его, он отлично усвоил уроки импрессионизма. В конце концов победила его приверженность к искусству. Родители коротали с ними вечера у камина – женщины рукодельничали, мужчины вели беседы.
Мане испытывает все более и более горячие дружеские чувства к этому нелюбимому коллегами преподавателю, оказавшемуся на дурном счету у начальства из-за своих внеуниверситетских работ – всех этих «разглагольствований», по выражению директора лицея Фонтан. Музей Орсэ. Это уже порнография. За что. В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). Однако Мане преодолевает свою антипатию.
Он пленяет ее и как мужчина. оригинальным искусством. Этот портрет – прощание, прощание с химерами, мечтами, прощание с невозможным. Всё воспитание Эдуарда проходило в буржуазной среде под дымчатым парижским небом. Хватит того, что я его обманываю», – лукаво произносила Мери. «Сторона Мане» проявляется в манерах, привычке прогуливаться по Бульварам, в его пусть обманутом, но твердом желании добиться почестей, «высокого положения» – одним словом, сделать карьеру. Параллельно в Салоне такое же негодование вызывает и портрет Фора.
Сразу после войны 1870 года он начал покупать картины Клода Моне, Писсарро, Дега, Сислея. Возвратившись в Париж, Мане начинает «Балкон». «Художник должен работать непосредственно, – говорит он. Вторая коллекция, собранная почти тотчас же, была таким же образом распродана годом позже. Омрачил все впечатления от Рио-де-Жанейро укус змеи.
куда погрузился по шею». При виде Мане Лемерр успокаивается. Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах. У Моне тоже есть лодка с кабиной – он управляет ею с помощью весла и пишет, сидя в ней, все, что пожелает, обращая особенное внимание на «эффекты света от восхода до заката». Все или почти все присоединяются к нему. Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя.
Тот обыграл по-латыни имя художника: «Manet et manebit» («он таков и таким останется»). Он нищенствует. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека).
Сюжет взят, думается изжизни. А Мане не тот мужчина, кто отклонил бы ее авансы. Чтобы добраться до Моне из Женвилье, Мане достаточно пересечь Сену.
Опираясь на мнение возмущенной «Аржантейем» публики, жюри почти единогласно (исключая два голоса) отстраняет картины Мане. После войны Моне вместе с женой и маленьким сыном обосновался в Аржантейе. Из гордости и безразличия он и не скрывает этого и коль скоро вынужден вести богемное существование, то умудряется нести бремя нищеты даже с некоторым кокетством. «Было бы дурно так поступить. Что ж, он и есть сумасшедший, подобно восемнадцатилетнему юноше, опьяненному любовью.
Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. В ней замечаешь прежде всего глаза такого насыщенно-зеленого цвета, что они кажутся черными, а взгляд благодаря молочной белизне худого, резко очерченного, своевольного лица становится каким-то особенно напряженным.
Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882). – Вот точное определение. Последняя, не будь она так виртуозна по живописи, могла восприниматься с оттенком анекдота.
Какая наивность. Ваяв за основу при изображении фигур композиции Рафаэля и вызывая в памяти пасторальную атмосферу живописи Джорджоне, Мане сознательно стремится напомнить о высоких идеалах искусства Возрождения. На «Салоне» было выставлено немало картин, отвергнутых жюри и император Наполеон III, сам любитель живописи, поддержал идею организовать «Салон отверженных», где могли бы выставить свои работы художники, чьи картины не были оценены по достоинству. Мане, в свою очередь, начинает большой портрет Дебутена в рост. Взоры живописца и его модели встречаются в последний раз.
Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. И он отступает. Своим творчеством Эдуар Мане предвосхитил возникновение, а затем стал и одним из основоположников импрессионизма. Перед безвременной кончиной маэстро создал свое последнее полотно – «Бар в «Фоли-Бержер». Число сеансов растет. Дальше – хуже.
Однажды в кульминационной сцене такой феерии она предстала на сцене Шатле в сиянии своей наготы, «засверкавшей на фоне створок серебристой раковины» (По словам Альбера Фламана. ). Ему остаются про запас только мстительные слова. Превосходные замыслы. Там выставлялся и «Завтрак».
Первой подлинно масштабной работой Мане явился Завтрак на траве (1862). Моне внушает Мане уважение. Мане фигурирует на страницах художественной хроники вместе с импрессионистами. Еще она была любовницей принца Оранского. Впрочем, Эдма скоро оставит живопись, так как недавно обручилась с Адольфом Понтийоном, с тем самым Понтийоном, который вместе с Мане путешествовал на «Гавре и Гваделупе» он был на том же самом карнавале в Рио и стал моделью для первого из датированных произведений художника — «Пьяного Пьеро», а сейчас служит морским офицером в Шербуре Эдма обвенчается с ним в начале следующего года.
Таким образом, он становится основоположником нового направления в живописи – импрессионизма. Первоклассная импрессионистическая тема. В декабре 1848 года Мане юнгой поднялся на борт парусного судна «Гавр и Гваделупа». Напротив, усугубляет свои ошибки. Мане предпочитает нечто основательное.
– Утверждают, что он умен. Дебутен награвировал в технике сухой иглы портрет Мане.
Импрессионисты, естественно, настаивают, чтобы он присоединился к ним. Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Между художниками завязалась горячая дружба. Франция.
Экая неблагодарность». «Г-н Мане, – прямо заявляет Кастаньяри, – относится к тем художникам, кого не отвергают. Воспоминание и страх. Мадам Моризо такие мелочи не смущают. В этой двойственности, неповторимом сочетании мгновенного и вечного и заключалась одна из главных особенностей всего искусства Мане. В вашей среде это будет революцией, я бы даже сказал — катастрофой».
В картинах импрессионистов и у Эдуарда Мане «случайность» выбранного момента, ничем не выделяющегося среди предшествующих и последующих, специально подчеркивалась композицией изобилующей срезами фигур и предметов, предполагающей в этом случаи возможность продолжения изображенного за пределы холста. – в мастерской на диване. Пора ему покориться, что называется, вернуться в строй. Все это запечатлел необычными мазками. «Хватит.
Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Мане готовы поставить в вину даже успех его «Кружки пива» – ведь он и впрямь был чрезмерным. Пусть он не знает, пусть она не знает (а если бы подозрение и зародилось, то как поспешно постарались бы они от него отделаться. ), что картины, когда Мане с кистью в руке пытается разгадать загадку этого лица, запечатлеть его очарование и испытываемую им самим душевную смятенность, порождают чувство обладания, взаимного причащения. Он ошибся. Когда картина была впервые выставлена, это смелое соединение старого и нового современный сюжет из жизни богемы, представленный в контексте и масштабе классического искусства вызвало всеобщее осуждение критики.
Вскоре он вновь увидит ту Венецию, которую когда-то посетил вместе с Эмилем Оливье. Чересчур. Когда «Балкон» будет закончен, Берта не перестанет бывать на улице Гюйо и часто без матери.
Как и «Кружка пива», они своего рода предельные вехи определенного направления, полностью «Кружке пива» противоположного. Мане приемлет далеко не все теории своих друзей. Художник не жалеет труда он увлеченно погружается в «подготовительную работу». Русский перевод романа «Нана» появился в год опубликования романа во Франции, в трёх периодических изданиях: в газетах «Новое время» и «Новости» и в журнале «Слово». Он неустанно изучает ее черты.
Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Мане добивается известности, хотя и скандальной. В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Он сам проникается царящей вокруг радостью и хочет перенести ее на полотно.
Его засосала легкая жизнь и за это он получает сполна. пер. ) – ядовито говорит он о председателе жюри Робере-Флери. Предлог слишком хорош, чтобы жюри не ухватилось за него. Вечерами, когда Эванс покидает улицу Ром, Мери Лоран, стоя у окна, делает условный знак носовым платком. Впервые в жизни я вижу что-то такое, чего хотелось бы самой, о чем я всегда мечтала в живописи. Цена – 1 франк 75 сантимов», «Не смешно», «Самое красивое на выставке Мане – это его мастерская (подпись – архитектор)», «Manet non manebit» (Мане не останется самим собой). ), что глаза его увлажнились от радости и он, будучи не в силах оставаться в своем убежище, бросился благодарить незнакомку: «Мадам, кто вы и почему находите хорошим то, что все считают плохим. » О счастье.
Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных». Оно стало экспонатом еще одного Парижского салона (1882-го года). В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879). Возможно, только все это дешево. Ибо Мане не в силах питать дурные чувства к художнику, который идет своим путем имея, несомненно, на то основания и виновен лишь постольку, поскольку пытается навязывать ему свои взгляды, хочет, чтобы в самом Мане существовала только «сторона Фурнье».
Мане знает, что думают его друзья об этом типе, ему известны их презрительные суждения о его искусстве, в частности, слова Закари Астрюка: «Наедине с самим собою Каролюс-Дюран предпочитает фальшивый блеск страза подлинному драгоценному камню». Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). Она догадывается — нет, она просто знает, — что он великий художник середины века. По правде говоря, в 1877 году Париж находится в сильнейшем возбуждении. Воспоминание, которое становится подчас таким же неотвязным, как и угрызения совести.
Он прихрамывает. Пару раз Вольф соблаговолил зайти в мастерскую Мане. Оставить его. Париж. – Все эти Золя и Мане импрессионисты и натуралисты- одного поля ягода: сборище нарушителей порядка и коммунаров (Портрет Фора принадлежит ныне музею Эссена «Нана» – гамбургскому Кунстхалле. ).
Мадам Моризо, неизменно присутствующая на сеансах с вышиванием в руках, находит, что у него «вид словно у сумасшедшего». То была не гитара, а трость: она принадлежала художнику, очередному «новобранцу» – Марселену Дебутену. Он жаждет официальных успехов живописца, но при этом чувствует себя самим собой только вместе с «непримиримыми», всячески, впрочем им сопротивляясь.
С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из Менин Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Позже на него повлияла манера импрессионистов с их более светлыми оттенками. Этого же года, на выставке, художник решил представить на суд жюри картину «Нана» — туалет дамы полусвета. Обнаженная натура – сделайте одолжение, но не полураздетая. Художника не случайно называли живописцем современной жизни. Что до Берты, то создается впечатление, будто замуж она не торопится.
Воистину жизнь есть сон. Это ей первой поведал он о замысле «Балкона». Он причиняет ей «что-то вроде физического страдания». Она пестрит уничижительными фразами: «Вот когда белье будет постирано, мы на него и поглядим», «Загляните в этот хаммам – тут можно принять душ.
Перед Мане он благоговеет. Когда в 1863 году Эдуард Мане завершил знаменитый «Завтрак на траве», картина произвела скандал. Что касается «Послеполуденного отдыха фавна», то Лемерр дал Малларме согласие, но когда узнал, что эклога будет иллюстрирована Мане, то пассаж Шуазель, где находится лавка этого неуживчивого издателя, огласился разъяренными воплями. Но Берта уже ускользает.
Дезабийе – это же непристойно. Кстати, брат егожены Фердинанд изображен спортретной точностью наэтой картине. Ветерок надувает паруса, белыми пятнами отражающиеся в сверкающей голубизне Сены. У Надара мы уже нагляделись на этих импрессионистов. Что же, Мане опять заблуждается: если жюри и примет портрет Фора, то «Нана» обречена на изгнание. Но ведь это так просто, посудите сами: за аморальность.
Отклонить. » – злобно бросает один из членов жюри. Еще она была любовницей принца Оранского. Человек этот доводит его до исступления. Он не исправляется. Именно теперь, когда шайка «мазилок», которой он покровительствует, все сильнее заставляет говорить о себе, когда критики мало-помалу поддаются его заблуждениям, его фиглярству, более того – заблуждениям и фиглярству его последователей именно теперь жюри менее, чем прежде, склонно терпеть выходки Мане.
Мане устал. Вероятно, эпатажнику Мане этого и надо было. Париж с восторгом приветствует глумливую находку а когда 1 мая открывается Салон, все валом валят к «Железной дороге», написанной отцом, вождем пресловутых импрессионистов. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872).
Тогда ему пришлось вернуться в «страну туманов», он приехал в Париж. Работы Моне приводят его в восхищение. Простимся же с несостоявшимся мастером».
Дезабийе — это же непристойно. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). Наконец замысел будущего портрета схвачен. Они будут огромны. Эванс был прежде придворным дантистом Наполеона III.
Дядюшка был добродушным низеньким толстяком с маленькой бородкой и всегда смеющимся лицом. Но увидев полотно Мане, Наполеон III брезгливо отвернулся. Нет товара – заменяет другим. Он не импрессионист.
(Мане выполнил также два портрета Берты Моризо в технике литографии и один – в офорте. ) – их последнее столкновение. Ведь я просил его всего-навсего сохранять нейтралитет». Заканчивая «Нана», он уже обдумывает заказ певца, надеясь ответить на его просьбу произведением, где непременно превзойдет самого себя. Но он слишком привык к ударам, чтобы переживать их по-прежнему сильно и глубоко.
Но ненадолго. В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. «Эта скотина вызывает у меня содрогание, – говорит Мане. Стоит кому-нибудь в толпе, теснящейся перед «Аржантейем», сказать словечко в защиту Мане, ему уже кричат: «Но этот синий цвет. » Он «невыносим», он «шокирует». «От него мутит». Но существует еще и другая «сторона».
После Венеции Мане все стало ясно. Украсив угол коллекцией трубок, он с половины девятого до одиннадцати отдыхает тут от жизни «вьючного животного», болтает, покуривает. «Писать правдиво, не обращать внимания на толки» – вот девиз, написанный им на пригласительном билете. «Я никогда не стану выставляться на задворках я вступаю в Салон через главный вход», – отвечает Мане. В Салоне прошлого года он долго изучал «Вид Парижа, написанный с холма Трокадеро» кисти Берты и, вдохновившись картиной — прозрачностью воздуха, деликатно промодулированными серыми тонами, в свою очередь, написал с того же места «Вид на Всемирную выставку 1867 года».
Художник бранит критика: «Неужели я просил его о чем-то невозможном. Не только художник, но и поэт, автор стихотворных драм (одна из них, «Морис Саксонский», шла перед войной 1870 года на сцене французской Комедии), Дебутен рассчитывал вначале сделать карьеру на литературном поприще. – Провал картин. В его коллекции есть несколько работ Мане, купленных у Дюран-Рюэля и у самого художника.
Но Гошеде это ничуть не обескуражило он начал собирать третью. Теперь Мане говорит со своими друзьями только о Мери Лоран.
Мане всячески отговаривается. Однажды после полудня, когда Малларме, быть может, рассказывает о своих неприятностях или, что еще вероятнее, забыв о них, вызывает своим мечтательным голосом «драгоценное облако, что плывет в глубинах каждой мысли», Мане с тем увлечением, порывом, с той силой мгновенного проникновения, какие ведомы подлинным мастерам в избранные часы творчества, пишет портрет поэта, полотно, небольшое по размерам, но великое по исполнению и еще более великое по бесконечности мыслей и ощущений, заложенных и сплетенных в нем. Так на самом деле и случилось.
«Если бы я зарабатывал столько денег, сколько Каролюс-Дюран, я бы всех считал гениями», – он говорит это шутливо, но сквозь шутливость проскальзывает горечь. Представителей академического толка «Стирка» должна неминуемо разъярить. Уж не Берта ли Моризо, привыкшая к работе на пленэре, к освещенным солнцем звучным тонам (она брала уроки у Коро), подтолкнула Мане на этот путь. Да и Мане отвечает ей восхищением. Но Мюффа одержим Нана, он унижается все больше и больше, терпит всё, лишь бы оставаться рядом с ней.
Моне пишет главным образом на берегах Сены. Надеясь хоть немного успокоиться, он едет к Гошеде в Монжерон. Указывая на пользующееся исключительным успехом в Салоне полотно Жана-Поля Лорана «Смерть Марсо», где изображены офицеры австрийского штаба, стоящие у трупа французского генерала, он ухмыляется: «А вот кучера фиакров оплакивают смерть последнего форейтора». Дюранти, пишущий сейчас брошюру об искусстве этой группы – «Новая живопись», тщетно уговаривает его быть там, где водрузят его же собственное «знамя». В воскресенье, в день открытия Салона, он оказывается «самым заметным, наиболее привлекающим внимание» посетителем Дворца промышленности. от каких призраков.
Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). «Да поглядите же на этого Дега, на этого Ренуара. Тот, что связан с «Вороном», осуществится без каких бы то ни было серьезных затруднений весной 1875 года однако спрос на книгу будет ничтожный. «Все-таки есть женщины, которые знают, которые видят, которые понимают», – твердит он, вспоминая восклицание Мери при виде «Стирки». Предлог слишком хорош, чтобы жюри не ухватилось за него. А мы видим сцену пикника двух мужчин и двух женщин, одна из которых, на заднем плане, купается в озере.
В начале 60-х годов художник порой близко пересказывает в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей (Лола из Валенсии, Гитарист, Испанский балет). Так и в жизни – ему хорошо лишь с женщинами легких нравов. В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Но в целом пресса скорее к нему расположена. «Дьявольски трудно, – восклицает он, – передать ощущение того, как построен этот корабль из досок, нарезанных и подогнанных друг к другу в соответствии с правилами геометрии».
С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком. В 1874 году он вынужден был продать их в Отеле Друо. Но Мане не уступает а ужасная статья Альбера Вольфа, опубликованная 3 апреля в «Le Figaro», по адресу «помешанных» с улицы Лепелетье, тем более укрепляет его убеждения.
Между персонажами не видно явной связи, но от их сочетания рождаются неоднозначные ассоциации. Вызываемое Бертой чувственное возбуждение превращает этого дважды живописца в лирика. Он смакует их картины, как гурман – вкусные кушанья. В живописном отношении Олимпия – одна из вершин творчества художника. «Завтрак» рождает не только смех, он вызывает ярость». И точно г-ну Мане мало полураздетой особы, так он написал еще и мужчину во фраке позади нее.
Мане горячо откликнулся на это лестное предложение. Без опыта, полученного в Аржантейе и Венеции, Мане не смог бы выполнить такую светлую живопись. Мане не растерялся. Творец мог всего в пару штрихах донести к зрителю характер и состояние героя.
Холст, масло. Но ведь это так просто, посудите сами: за аморальность. Но ныне какой туман прошлого поглотил для него времена кафе Гербуа. Один из друзей Мери Лоран, вхожий к Вольфу, сообщает тому о предложении художника.
208 x 264 см. Пленэр и опять пленэр – вот в чем причина. Мане все чаще заводит интрижки. Море его больше не взбадривает. Однажды он услышал приятный женский голос, воскликнувший при виде «Стирки»: «Но ведь это же очень хорошо. » Мане был так тронут этим непосредственным восхищением, отключившим его от издевательских насмешек (На столе у входа Мане положил небольшую тетрадь для записи отзывов посетителей. Родители хотели видеть его юристом, но Мане в детстве мечтал стать моряком, он даже совершил морское путешествие юнгой в Рио-де-Жанейро.
Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. «Лодка – вот его мастерская. » – говорит Мане. Но, по правде говоря, она с самого начала вызывает у него скуку. Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой картины Олимпия. «Филистеры, мне жаль вас, – провозглашает он, – вы не воспринимаете этих очаровательных гармоний, не можете вдыхать полной грудью этот чистый и благоуханный пленэр».
Мане целиком поглощен мыслями о приближающемся Салоне. – то неожиданно среди всей этой сутолоки разносятся его довольно громко произнесенные слова: «Вот лишнее свидетельство того, что выйти из Салона так же трудно, как и войти в него». В длительном плавании в его душе родилось какое-то особенное ощущение моря.
Возможно, образ из современной жизни (он намерен его представить в этом году на суд жюри) – туалет дамы полусвета – навеян интимной связью с Мери. Сюзанне хотелось бы вернуться в Фекан. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне).
В романе, между прочим, действующим лицом открыто является принц Уэльский, а на банкете у Нана известные кокотки беседуют о доступности для них коронованных особ, ожидавшихся на всемирной выставке 1867 года»2. Но, в конце концов, тяга к творчеству победила. Жюри ждет от Мане как раз отречения от ереси. «Сторона Фурнье» толкает его к мятежным художникам и к девицам сомнительного образа жизни. Все, что лишено этого, – ничего не стоит». И снова возникает воспоминание о бразильских джунглях.
Вместо Венеры Мане изобразил голую женщину на неприбранной постели и возле нее негритянку с букетом цветов и черную кошку с выгнутой спиной. После того как увидишь это, все остальное кажется мелочным, сухим и отвратительным». ). Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма.
Этот синий цвет ошеломляет публику, выводит ее из себя. Но точки зрения живописца и его модели никак не совпадают.
Он быстро стал всеобщим другом, превратился в одну из главных фигур их собраний. Вот увиденная им Испания совсем другая – реальная.
Творчество Мане обновило традиции французской живописи XIX века и во многом определило дальнейшее развитие мирового изобразительного искусства. Эта девушка, еще ожидающая своей женской судьбы, отнюдь не целиком поглощена живописью. Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года. Одетая всегда в черное и белое, она очень элегантна — «очень стильна», как выражаются в Пасси люди ее круга. Это «одиночество в толпе» мастеру удалось передать просто гениально.
Правда, сам Гошеде не в состоянии усидеть на одном месте: он вообще «никогда не позирует» и ради одного «да» или одного «нет» готов мчаться в Париж. Он никогда не станет рабом какой-либо формулы. Почти всю осень Мане работает над «Балконом», произведением новаторским по фактуре, где звонкие тона зеленых ставен и балконной решетки звучат подобно фанфарам будущего. С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством. Мане любит любовь и женские улыбки, любит любовные интрижки.
Однако пусть импрессионисты не торопятся праздновать победу. Гийеме это быстро наскучило: он говорит, что Мане «промахнулся» с ним, что «мадемуазель Клаус ужасна», сеансы им обоим надоели и они решили говорить, будто картина «совершенна» и «добавлять к ней нечего». Помимо «Нана», он пошлет в Салон еще портрет известного баритона Фора в роли Гамлета.
На ежегодном парижском «Салоне» она превратилась в предмет всеобщего осуждения. Он называет его «Рафаэлем воды» и подтрунивает над ним: «Послушайте, да оставьте хоть что-нибудь другим». «Я пишу так, как вижу к черту их выдумки. » Его ничто не может так вывести из себя, нежели определение его как импрессиониста, «короля импрессионистов».
Некоторая нервозность, несколько горьких острот – вот и все. В этом отношении Эванс играл роль покладистого Сганареля. Его палитра расцвечивается чистыми тонами, которые так любит его младший товарищ. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал Олимпию с игральными картами), добивается особой интенсивности цвета.
По этой же причине, как считают его коллеги, достойные воспитатели, он оказывается совершенно «вне упорядоченного и серьезного поведения, приличествующего рангу преподавателя». Как пишет Дюранти, Каролюс-Дюран был «вскормлен и выращен. Обнаженная натура — сделайте одолжение, но не полураздетая. Приблизительно одна десятая часть всех его картин – это морские пейзажи.
«Вот уже долгое время вы не приходите ко мне за советами, – пишет ей Мане 28 мая. Этот неунывающий, веселый бонвиван без ума от новаторов. Если бы я умела писать так, как Каролюс-Дюран. «1876 год. Мы предоставили г-ну Мане десять лет для исправления. Его рассуждения всегда дельны – в них чувствуется человек большой культуры.
Фор спорит с Мане. Около двух лет тому назад, еще до того, как «батиньольцы» перебрались в кафе «Новые Афины», однажды вечером они увидели у Гербуа здоровенного малого в длинном пальто серого цвета, на голове черная фетровая шляпа из-под которой густыми волнами падала пышная грива темных волос. Отныне Берта не позволит больше вопрошать свое лицо мужчине, превратившемуся в ее деверя.