В этих картинах Шагала фантастическое неотделимо от реальности: кажется, нет ни одного искусствоведа, который не отметил бы, что в работе «Над городом» художник и его жена Белла совершают полёт над Витебском так же непринуждённо и легко, как если бы прогуливались за руку по улице. Они летят над Витебском, родным городом Марка Шагала. Шагал пишет БеллуКартина «Над городом» писалась в годы революции, которая, по словам самого Шагала, взволновала его «зрелищем динамического порыва, пронизывавшего ее до глубины». Когда Шагал начал писать картину «Над городом» в 1914 году, они были знакомы с Беллой уже 5 лет.
Картина «Над городом» писалась в годы революции, которая, по словам самого Шагала, взволновала его «зрелищем динамического порыва, пронизывавшего ее до глубины». Картина «Над городом» писалась вгоды революции, которая, пословам самого Шагала, взволновала его «зрелищем динамического порыва, пронизывавшего еедоглубины». У Шагала есть автопортрет, где он рисует тот же пейзаж, что и в картине «Над городом».
Путь в Европу был отрезан, пришлось остаться. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Забор тянется черной лентой, с ним соседствуют дома приглушенных оттенков – Витебск спит. Девушка поражает своей геометрической структурой и хрупкостью. Союз с Беллой означал для художника не просто один из аспектов человеческой жизни.
Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. В 1987 году, в Москве, к 100-летию со дня рождения художника и через два года после его смерти состоялась большая ретроспективная выставка, охватившая почти весь его творческий путь. Петрова Е. Память о Марке Шагале в России //Марк Шагал. Покинув Витебск, Шагал навсегда унес этот мир с собой.
В анналы мирового искусствознания Шагал вошел с устойчивым определением «мифотворец» и убедить сегодня кого-то в обратном сложно. Вдалеке на горизонте белый, подобно «фата моргане», собор. Кмоменту завершения «Над городом» они уже были супругами иродителями. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим».
Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Марк Шагал «Над городом» (1918) Холст, масло. Архитектурный пейзаж «Влюбленных над городом» — яркое тому доказательство, а приведенная выше цитата из автобиографии — не столько риторическая фигура, сколько чистосердечное признание.
Это как бы одно существо. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Ползал и подбирал. отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. Так как Витебска Шагала теперь попросту не существует. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились.
Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Глаза летуньи лучатся чистотой и невинностью, но их черный цвет, «жгучий и прекрасный», приковывает своей таинственностью. Она смотрит— о, её глаза. Онизображает нелюдей, аихдуши, непредметы, аихсуть.
– С. 11. Познакомились они в1909 году. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. После эмиграции Шагал был крайне успешен.
Девушка поражает своей геометрической структурой и хрупкостью. Он говорил о любви художника к родному Витебску: «Кажется, вся история мировой живописи не знала художника, настолько привязанного к своему родному городу, как Шагал». Если пойти грубо математически, то в пользу Франции говорит тот факт, что Шагал был ее гражданином 62 года (из 97ми прожитых). Но прежде всего Шагал был живописцем.
Решено. Полет влюбленных продолжается уже за пределами комнаты. Миф Витебска художник сделал одним из самых устойчивых образов своего творчества. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже.
– СПб. : Palace Editions, 2005. Столица империи представлялась ему землей обетованной. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». В книге «Моя жизнь» подводя итоги витебского периода, полного тревог, хлопот, разочарований, Шагал обращается к жене: Одна ты осталась со мной. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание.
В своей книге «Моя жизнь», Шагал описывает этот период так: «Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. И я понял: это моя жена. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. С детства он получил традиционное домашнее еврейское образование. Даже изображая влюбленных, парящих над городом и бытом, художник не забывает о деталях. В ту же серию попали картины «Двойной портрет» и «Над городом».
В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Несколько слов об эпохеПредлагаемый читателю текст знакомит с основными этапами жизни и творчества всемирно известного художника, Марка Шагала и может служить пособием к работе лектора. Шагал сформировался как художник в переломный период развития человечества, когда культура и наука исследования и открытия приобретали новые, дотоле невиданные черты. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. Он изображает не людей, а их души, не предметы, а их суть. Главная тема творчества Шагала – «время человека». Вып. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна.
Его знаменитые произведения рассеяны по всему свету. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. В Третьяковской галерее хранятся его ранние работы. Настиль Шагала повлияли, конечно, годы, которые онпровел вПариже доПервой мировой войны. Жена была его музой. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал».
Благодаря этой картине слова «парить в небесах» и «взлететь от счастья» обрели зримое воплощение. Я смотрю на тебя и мне кажется, что ты – мое творение. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). Это и Витебск и Париж одновременно. И его рецептом может поделиться лишь по-особенному знакомый с предметом витебский экскурсовод: «Обратите ваше внимание на третий план картины, который Шагал выписывает с не меньшей тщательностью, чем первый и второй.
– С. 28. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. Открылись возможности и тайны, вечно хранимые Вселенной.
В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Познакомились они в 1909 году. Набледном лице сияют глаза. Там его окружали, восновном, поэты-символисты. Висящие в зале кубистов, где всё так надуманно и непонятно, они также поражают своей иррациональностью, но такой иррациональностью, которая психологически вполне убедительна»26.
Их здесь трое – он, его жена Белла и родной Витебск. Авторы -Абрам Эфрос и Яков Тугендхольд отмечали искренность и «детскую вдохновенность» его искусства. Родила ему дочь. воспоминаний о детстве, юности и взрослых годах (ведь Витебск — родной Шагалу город, куда он неоднократно возвращался). Как выглядел Витебск в первой четверти XX векаО персонажах на полотне, почестному, нельзя говорить «двое». Белла стала главной женщиной в жизни Шагала и главной музой.
– обращался Эренбург к читателям. Именно эти глаза смотрят на нас почти со всех картин Шагала. Две эти картины – «Над городом» и «Прогулка» – которые чаще всего и ассоциируются с творчеством Шагала, относятся к периоду времени между 1914 и 1918 гг. 116. Та дотошность, с которой Шагал выписывал на работах «вид из окна» своего дома, сегодня могла бы сослужить добрую службу тем же самым реставраторам.
Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. Для него этобыл практически солнечный удар, если бы определение придумывал Бунин. Комнату заливал густо-синий свет из единственного окна. Накануне эмиграции Шагал закончил автобиографическую книгу «Моя жизнь», Он посвятил эту книгу «Родителям, жене и родному городу» «Мой грустный и веселый город.
Прогремел художник уже после возвращения народину. Я люблю землю». Эренбург И. О Марке Шагале //Декоративное искусство СССР, 1967, 12.
В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. Большие, выпуклые, чёрные. Там его окружали, в основном, поэтысимволисты. Вместе с ним уехала в эмиграцию, где к Шагалу пришла всемирная слава. Это мои глаза, моя душа», — пишет Шагал вкниге «Моя жизнь».
Так, художник создал очень выразительные иллюстрации для книги «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя и для книги «Басни» Жана де Лафонтена. Какую известную книгу он написал. За ними скрывается биография мастера, его мироощущение.
Она молчит, я тоже. Белла стала единственной любовью и Музой Марка Шагала. В «Двойном портрете» Белла сидит на плечах мужа и готовится к прыжку, а в картине «Над городом» они уже парят в небе вдвоем.
Там его окружали, в основном, поэты-символисты. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Он увлекает ее своей энергией, она указывает ему путь. Образы и объекты на холсте не детализированы. Большие, выпуклые, чёрные.
Я не закончил ни одной картины и ни одной гравюры, не спросив у нее: да или нет».
И его картины – это удивительный сплав живописи и поэзии. Если бы, конечно, ставилась задача восстановления старого города. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. — я тоже. Сам знаешь. Уже в середине 20-го века авторитет Шагала художника и графика получил мировое признание.
Сколько раз спасала ты мои картины от гибели. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Шагал уехал из советской России в 1922. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист.
Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Любовь вошла в творчество Шагала в образе Беллы. Ияпонял: это моя жена. «Прогулка», Марк Шагал (1918)Судьба художникаМарк Шагал прожил почти 100 лет. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж.
Гонения на евреев в фашистской Германии, предчувствие приближающейся катастрофы окрасили произведения Шагала в апокалиптические тона. «Сней должен быть я— вдруг озаряет меня. Прогремел художник уже после возвращения на родину. «С нейдолжен быть я — вдруг озаряет меня. Даже со своей первой женойон познакомился на одной из таких вечеринок «для своих». На стиль Шагала повлияли, конечно, годы, которые он провел в Париже до Первой мировой войны. Творение Шагала, в котором воплощено видение художником современного для него мира. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза».
Работы Шагала не иллюстративны. 141 х 197 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия В картине «Над городом» Шагал и его супруга Белла словно летят над Витебском, оставляя в пространстве земного притяжения его покосившиеся домики. Её черты узнаваемы во всех женщинах и ангелах. – Ведь всё созданное им неразрывно граничит с любимым им Витебском». Используя контрастные световые эффекты, художник повествует о чуде рождения человека. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников.
Он заставляет нас воспринимать Христа уснувшим, а не умершим. Его искусство кажется подчас фантастическим, странным, причудливым. Они отрешенны и спокойны. Белла отвечала ему взаимностью сразу.
Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). На бледном лице сияют глаза. Его взгляд устремлен мечтательно в небо, тогда как другая половина его души воплощена в Белле и шлет привет земле.
Образы иобъекты нахолсте недетализированы. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Интерпретация сюжетов и нахождение ответов всегда остается приоритетом зрителя. Его больше беспокоили еврейские корни, культура. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.
Эренбург И. О Марке Шагале //Декоративное искусство СССР, 1967, 12. Картина написана легко и прозрачно, как будто смотришь чужой сон. Имя Шагала становится известным после выставки «1915 год» вМоскве, где онпоказал 25 произведений из«Витебской серии». Занимался ли Шагал литературным творчеством. Вдалеке на горизонте белый, подобно «фата моргане», собор.
В своей книге «Моя жизнь» художник писал: «Вся в черном или белом она пролетала сквозь мои холсты, направляя мое искусство. Впереди была Москва, потом Париж, потом Нью-Йорк. – С. 34. Через несколько дней объявили войну. Впервые после многих лет молчания, в 1967 году, появилась в советской печати статья, в которой писатель Илья Эренбург написал о своих встречах с Шагалом. — я тоже.
По мере достижения пика славы его манера – в целом сюрреально – экспрессионистская – становится все легче и раскованней. (Государственный Русский музей представляет). Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)20. Сюжет большинстваего картин — переведенный на язык живописи еврейский фольклор. Она смотрит— о, еёглаза. Через год они с Беллой поженились.
Картине Марка Шагала «Влюбленные над городом» была уготована странная участь. Не брала в расчет, что он – сын простого еврея, который разгружал селёдку. В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Город внизу маленький, нереальный. Она молчит, я тоже.
А художник и его супруга в своей реальной нереальности сна. Еврейское предписание запрещало изображать бога, а этот луч, освещающий Христа, становится олицетворением того, что смерть уничтожена. В его пейзажах земля круглая и очень небольшая и уютная, а небо глубокое и бескрайнее. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн).
Цветовая палитра картины «Над городом» на первый взгляд имеет некий диссонанс. Они – это сама реальность, счастливая реальность, а все остальное – где-то там. В 1973 году Шагал приезжал в Москву и Ленинград, где навестил своих сестёр. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. Они обращают внимание, заставляют задуматься, устанавливают взаимосвязи, задают вопросы.
Это всё, что я могу наскрести. Сорок лет Белла была рядом с Шагалом. Что такое «реальность». А ты всегда во всем права. Для него это был практически солнечный удар, еслибы определение придумывал Бунин. Да, женат он был не единожды. Но практически на всех полотнах женские образы вдохновлены одной прекраснойдамой — Бертой (Беллой) Розенфельд. – С 36-37. А еще «Прогулка» стала частью триптиха.
Это мои глаза, моя душа». Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж). Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. Если метафизически, то вопрос гражданства в истории художника — дело десятое.
Глаза летуньи лучатся чистотой и невинностью, но их черный цвет, «жгучий и прекрасный», приковывает своей таинственностью. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). В еврейских местечках искусство не жаловали, но мать Шагала, видя художественные способности мальчика, отдала его учиться живописи Иегуди Пэну, ученику Ильи Репина. Ты мой второй Витебск. ». К моменту завершения «Над городом» они уже былисупругами и родителями.
«Прогулку» трактовали и как побег от реальности, которую собой тогда представляла революция. Вошла, чтобы остаться навсегда, наполняя картины и жизнь новым смыслом. И я понял: это моя жена. Известен и Шагал – иллюстратор. Вместе с ним переносила тяготы Гражданской войны: голод, холод, бытовую неустроенность.
Всемирная слава Шагала прошла мимо России. ВОПРОСЫ К ВСТУПЛЕНИЮВ какую эпоху жил Шагал. У художника появились последователи. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. Взмахни кистью, словно дирижерской палочкой и унеси меня в неведомые дали.
Оказывается, можно взять и нарисовать с почти навязчивой конкретностью однообразные ленты серых заборов, неказистые сараи, закрытые со двора ставни домов и приставленные к чердакам лестницы окраины маленького провинциального города. Знакомя читателей с жизнью Шагала, Эренбург писал: «Он прожил несколько десятилетий в Париже, проводил летние месяцы в Бретани и в Пиренеях, в Оверни и в Савойе, жил да и теперь живёт близ Лазурного берега, побывал в Испании, в Англии, в Голландии, в Германии, в Италии, восхищался галереей Уффици и улицами Флоренции, два раза был в Палестине, глядел на Иерусалим, потом на пирамиды Египта, на пёстрые краски Бейрута, шесть лет прожил в Нью-Йорке, съездил в Мексику. А творческая потенция Шагала так велика, что никакое препарирование его городского пейзажа не в силах лишить прелести «густо-синий свет из единственного окна». Забор тянется черной лентой, с ним соседствуют дома приглушенных оттенков – Витебск спит. Можешь не рассчитывать». Шагал не тоти не другой. Затем выставка Шагала прошла в Русском музее. Черты ее лица прорисованы довольно четко, а прическа естественна и легка.
В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Гийом Аполлинер, увидев картины Шагала в его парижской мастерской в первый раз произнес слово «сюрреализм». Шагал вернулся на родину летом 1914, чтобы повидаться с родными и встретиться с Беллой. Его стихи – это лирические думы и воспоминания.
Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. —ятоже. Пара плывет над городом – над серыми домами, серыми заборами, красной тюрьмой. Это мои глаза, моя душа», – пишет Шагал в книге «Моя жизнь». Писатель вспоминал известную фразу Шагала из его книги «Моя жизнь»: «О Париж.
(картина Рождение ребенка 1911 г). Был издан хорошо иллюстрированный каталог со статьями деятелей культуры. Прогремел художник уже после возвращения на родину. И среди местечка с маленькими покосившимися домиками, высится Эйфелева башня. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)910 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)11112.
Художник родился в Витебске, небольшом городке на западных окраинах Российской империи. Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва).
– я тоже. Через некоторое время в Эрмитаже были представлены гравюры Шагала. Они наконец-то воспарили на своем счастье, вместе, вдвоем. Плетни и крыши, срубы и заборы и все, что открывалось дальше, за ними, восхищало меня. Одежда ее вполне в духе того времени, винтажной женственности: длинная «учительская» юбка с пеной кружев и блузка с манжетами и воротником, которая олицетворяет молодость. «Неправда, что мое искусство фантастично. » – говорил Шагал: «Наоборот, я реалист.
В отличие от нее, самого себя он нарисовал угловатым и неловким. И я понял: это моя жена. Имя Шагала становится известным после выставки «1915 год» в Москве, где он показал 25 произведений из «Витебской серии».
Она молчит, ятоже. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные. Но запомни: денег у меня больше нет. У него был один брат и пять сестёр13.
К моменту завершения «Над городом» они уже были супругами и родителями. Как бы он жил без нее в этом городе. Автор материала – Людмила Васильевна Короткина Вступление.
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком. Что сам Марк только отучился в Витебской школе живописи и рисунка. Это мои глаза, моя душа. Большие, выпуклые, чёрные.
Высылать ничего не буду. Только с конца 1980-х появились статьи о творчестве Шагала. Способность сочетать высокое с обыденным – индивидуальное качество творчества Шагала. Он шел издалека: с холма, на котором стояла церковь. Она смотрит — о, её глаза. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887.
А работа сама по себе действительно хороша. Черты ее лица прорисованы довольно четко, а прическа естественна и легка. Это Божий мир. «Продавец газет» — картина, где звучит национальная тема. Портрет продавца газет глубоко психологичен и, вероятно, является скорее собирательным образом, нежели индивидуальным портретом. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов.
Это мои глаза, моя душа», — пишетШагал в книге «Моя жизнь». Что именно, вы можете увидеть на моей картине «Над городом» Цепочка домов и будок, окошки, ворота, куры, заколоченный заводик, церковь, пологий холм (заброшенное кладбище). Символы прослеживаются и в образах мужчины и женщины: у них по одной руке, это показывает, что каждый из них является дополнением другого, они ничего не значат по отдельности.
Летом 1920 года Шагал с семьей навсегда уехал из Витебска. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Ее жених, как настоящий мужчина, уверенно держит Беллу и ни за что не даст девушке упасть, хоть его поза и довольно свободна. Там – маленькие домики, маленькие сценки из жизни городка. Он также был автором биографических книг, особенно известна «Моя жизнь», которую он написал ещё в молодости.
Всё сказанное относится и к творчеству Марка Шагала. Мовша Хацкелевич Сагал (впоследствии Марк Захарович Шагал) родился 24 июня (6 июля) 1887 года на окраине Витебска. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». В дневнике он записал: «я понял: это моя жена глаза. Любовь художника кроется в изящных ее линиях, стройности стана, нежности лица. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург.
Но Шагал стал исследовать окружающий его мир, рисуя все, что видел своими глазами. Здесь вы можете увидеть здание с треугольным портиком и колоннами — дворец генерал-губернатора, Спасскую церковь, которая позже станет у художника обобщенным символом православного храма, слева от нее — домик витебского врача Алонова, который сохранился доныне, с проецируемыми на его фасад каменными столбиками ограждения старого еврейского кладбища. Шагал Марк Захарович (наст. Им хорошо вдвоем и они летят на крыльях счастья над Витебском, родным городом авангардиста. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни31. Вся жизнь показана как сочетание высокого и низкого.
В какую страну он уехал учиться и жил там, начиная с дореволюционных лет. – М. : Геликон, 1918. Имя Шагала становится известным после выставки «1915 год» в Москве, где он показал 25 произведений из «Витебской серии». Искусствоведы считают, что эта деталь олицетворяет самого бога, но это неточно.
Художник показан в духовно-пластическом единстве со своей подругой. Образы и объекты на холсте не детализированы. Большие, выпуклые, чёрные. Шагал, пожалуй, как никакой другой художник умел передать на своих полотнах «гений места» — субстанцию тонкую, загадочную и отнюдь не материальную. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ).
Цветовая палитра картины «Над городом» на первый взгляд имеет некий диссонанс. Обратите внимание на белый луч – он пересекает картину сверху вниз. Пейзажи Шагала написаны словно с птичьего, а вернее с ангельского, полета. А сам Шагал написал: «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видимо имея ввиду, что внешний мир не должен рубить творцу его мирный полет фантазии.
На стиль Шагала повлияли, конечно, годы, которые он провел в Париже до Первой мировой войны. Марк Шагал – не только талантливый художник, но и одарённый поэт.
На бледномлице сияют глаза. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Одна ты, о ком не скажу и слова всуе. Эфрос А. и Тугендхольд Я. Искусство Марка Шагала.
Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1415. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году).
Там он проучился 2 месяца. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Я ничего не понимаю ни в людях, ни в собственных картинах. Одежда ее вполне в духе того времени, винтажной женственности: длинная «учительская» юбка с пеной кружев и блузка с манжетами и воротником, которая олицетворяет молодость.
Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1617, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1819. Картина «Над городом» – самое известное произведение «русского периода» Шагала. Деревянный захолустный Витебск, город молодости, врезался и в его глаза и в его сознание //.
Так направляй же мою руку. Здесь хорошо просматривается отношение Марка Шагала к жене.