Они летят над Витебском, родным городом Марка Шагала. Картину «Над городом» Марк Шагал написал в 1918 году.
Все четыре года разлуки жених с невестой переписывались. Он уже был знаком с состоятельными петербуржцами, являвшимися редакторами недавно закрытого либерального еврейского журнала «Восход». В отличие от нее, самого себя он нарисовал угловатым и неловким. Белла стала главной женщиной в жизни Шагала и главной музой. А работа сама по себе действительно хороша. 141 х 197 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия В картине «Над городом» Шагал и его супруга Белла словно летят над Витебском, оставляя в пространстве земного притяжения его покосившиеся домики.
Они наивны и мистичны изобилуют приметами времени и символами. Это мои глаза, моя душа. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Там – маленькие домики, маленькие сценки из жизни городка. Последний в свою очередь тоже поддерживал Шагала и однажды даже назвал мир его картин «surnaturel» — сверхъестественное, а позже «surreal» — сюрреализм, придумав, таким образом имя новому стилевому направлению в искусстве, которое получит свое развитие только спустя десятилетие и в творчестве совсем других художников.
Далее — Эфрос, несущий на руках самого Шагала, а тот в свою очередь протягивает палитру застывшему в балетном па Грановскому. Сегодня же эта работа смотрится несколько пророческой: новый, насильно утвержденный государственный строй сулил многие блага своим гражданам, но на деле бльшую часть народа раньше времени свел в могилу. «Его позвал в дорогу какой-то таинственный инстинкт. Ияпонял: это моя жена. Мужчина придерживает женщину за грудь – довольно интимный жест любовников, которые сбежали из спящего города рано поутру. Так в 1923 мастер с семьей оказался в Париже. Но запомни: денег у меня больше нет.
Вся жизнь показана как сочетание высокого и низкого. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Познакомились они в1909 году.
В 1910 голу Шагал уезжает в Париж. Она молчит, я тоже. И это было поразительно, так как Белла была красавицей, а Марк не слишком хорош собой. Здесь талант мастера заиграл новыми гранями. Очевидно, автор специально сделал такую отсылку к создателю супрематизма Малевичу.
Так, на картине «День рождения» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва) Шагал достоверно воспроизвел не только обстановку комнаты, в которой жил с Беллой, но и атмосферу светлой радости, окрылявшей влюбленных. Марка Шагала считают своим не только в России и Беларуси, но и во Франции, США и Израиле — во всех странах, где он жил и работал. Возможно, воспоминания о родном городе вызывали у живописца нежные щемящие чувства и он не хотел оставлять в своей памяти его уже другой изменившийся облик. Мовша Хацкелевич Сагал (впоследствии Марк Захарович Шагал) родился 24 июня (6 июля) 1887 года на окраине Витебска. Её черты узнаваемы во всех женщинах и ангелах.
Белла отвечала ему взаимностью сразу. Большие, выпуклые, чёрные. Целый год после этого Марк Захарович ещё проживет в России, с увлечением работая учителем рисования в детских трудовых колониях «Малаховка» и «III Интернационал». Полет влюбленных продолжается уже за пределами комнаты.
На панно, написанном для украшения театра, в верхней правой части есть ромбовидный «черный квадрат». Та дотошность, с которой Шагал выписывал на работах «вид из окна» своего дома, сегодня могла бы сослужить добрую службу тем же самым реставраторам. В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Пока Шагал ездил в командировки, Малевич устроил в народной школе «переворот» и, сместив директора, провозгласил образовательное учреждение «Супрематическим институтом».
Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». «Тьма сгустилась у меня перед глазами», — написал позже об этом периоде своей жизни Шагал. Между представленным профилем — своеобразным автопортретом горожанина Шагала — и животными находится сама деревня, в которой некоторые дома стоят крышами вниз, а мужчина с косой на плече разговаривает с перевернутой вверх ногами женщиной. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях.
Уже 2 сентября она скоропостижно скончалась. Большие, выпуклые, чёрные. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Образ «Введения» не только символичен, но и наполнен самоиронией.
Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Те, кто знал их с Беллой, пришли в изумление. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. В этот период в творчестве живописца стали преобладать радостные, яркие сюжеты, словно наполненные воздухом, музыкой и счастьем.
Спустя пятьдесят лет художник снова ступил на родную землю. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Прогремел художник уже после возвращения народину. Благодаря этой картине слова «парить в небесах» и «взлететь от счастья» обрели зримое воплощение.
Аналогичный образ художник уже неоднократно воспроизводил на своих полотнах, например в картине «Зеленый скрипач» (19231924, Музей С. Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк). Это как бы одно существо. Забор тянется черной лентой, с ним соседствуют дома приглушенных оттенков – Витебск спит. Для него это был практически солнечный удар, еслибы определение придумывал Бунин.
Любовь, захватившая молодоженов, отразилась и в творчестве художника, на несколько лет став главной темой его творчества. Столица империи представлялась ему землей обетованной. Вскоре художник заключил договор с издательством Амбруаза Воллара на иллюстрирование романа Николая Гоголя «Мертвые души» и в течение 19231925 создал сто семь эскизов для гравировальных досок. Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник».
Возможно, таким образом автор хотел показать, что героиня была на волосок от смерти. На первом плане также присутствует «святое семейство», а у входа «в пещеру» под «Вифлеемской звездой» стоят «волхвы», «дары приносящие». Высылать ничего не буду.
Зимой 1941 Марку Захаровичу нанес визит консул США в Марселе Харри Бингхэм. Но здесь жила Белла.
Может быть, вот таким образом я постоянно испытываю потребность куда-то уехать». А еще «Прогулка» стала частью триптиха. Работы Шагала не иллюстративны. На полотне «Ворота кладбища» (1917, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж) под темным грозовым небом над распахнутыми воротами еврейского погоста видна вырезанная в надвратной части надпись на иврите: «Так говорит Господь Бог: вот Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву» (Книга пророка Иезекииля, 3712).
Шагал, видевший российскую революции воочию, поначалу разделял ее идеи «свободы, равенства и братства», но затем осознал всю чудовищность последовавших террора и насилия. Теперь педагог не выказывал студенту Шагалу своего неодобрения относительно его рисунков. На телеге лежит корова и сидит сам хозяин, а сзади следует его жена с ягненком на плечах. В своей книге «Моя жизнь», Шагал описывает этот период так: «Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем.
Художник на время приехал в Париж и возобновил отношения с прежними друзьями. Родные Марка были ему очень рады и тут же принялись обустраивать его личную жизнь. По приказу министра пропаганды фашистской Германии Пауля Йозефа Геббельса в 1933 году произведения мастера были публично сожжены в Мангейме.
Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)20. Режиссером в нем был Алексей Грановский (настоящее имя — Аврахам Азар), мечтавший поставить новые спектакли, которые соединяли бы в себе современные театральные идеи и достижения и национальный еврейский колорит. Образы иобъекты нахолсте недетализированы.
Две эти картины – «Над городом» и «Прогулка» – которые чаще всего и ассоциируются с творчеством Шагала, относятся к периоду времени между 1914 и 1918 гг. В 1900 он поступил в Витебскую гимназию. Вдалеке на горизонте белый, подобно «фата моргане», собор. А творческая потенция Шагала так велика, что никакое препарирование его городского пейзажа не в силах лишить прелести «густо-синий свет из единственного окна». Как такового повествования в картине нет. Черты ее лица прорисованы довольно четко, а прическа естественна и легка.
«Твоих работ в России тоже не видно, — ответил Шагал, — а ведь ты как-никак коммунист. » Пикассо рассмеялся: «Я знаю, почему ты не выставляешься в России: ведь там нельзя заработать. » Насчёт России Пикассо был не прав — через несколько лет Шагал поехал туда и подарил Пушкинскому музею 75 своих бесценных литографий, чего с ним долгие годы не случалось (раньше-то Марк Захарович много работ раздаривал, но Вава считала это непростительным мотовством). Насыщенные зеленые и синие цвета одежды влюбленных, зеленые деревья, зеленый козел, желтый дом и желтые окна передают полноту впечатлений истинного чувства. Уже вэто время проявился почерк Шагала, который впоследующих работах иобеспечил ему известность иузнаваемость. Вернее всего, сначала промолчал, потом, по обыкновению, разогрел самовар, налил себе чаю и уж тогда, с набитым ртом, сказал: «Что ж, поезжай, если хочешь.
Шагал даже издавал декреты. – я тоже. Однако семье Шагала жить на пособие от Комиссариата просвещения становилось все тяжелее. Новая любовь привнесла в творчество Шагала ощущение радости и воодушевления.
Войдя в возраст и обнаружив в себе страсть к рисованию, Шагал покидает родной город: «В Витебске тогда было много столбов, свиней и заборов, а художественные дарования дремали.
Под кроватью прячется мужчина — очевидно, отец ребенка. Успех балета «Алеко», созданного по мотивам поэмы классика русской литературы Александра Пушкина «Цыганы» на музыку великого русского композитора в постановке выходцев из России имел на Американском континенте грандиозный успех.
Она смотрит— о, её глаза. Это произведение Шагал посвятил памяти политического деятеля Дага Хаммаршельда и его сторонников. Несмотря на недовольство родственников, в июле 1915 Белла и Марк поженились. Они – это сама реальность, счастливая реальность, а все остальное – где-то там. (картина Рождение ребенка 1911 г). Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. А ещё Белла была одухотворенной и воздушной.
На стиль Шагала повлияли, конечно, годы, которые он провел в Париже до Первой мировой войны. Он шел издалека: с холма, на котором стояла церковь. Покинув Витебск, Шагал навсегда унес этот мир с собой. Он заставляет нас воспринимать Христа уснувшим, а не умершим.
Марк Захарович приобрел в Берлине некоторую известность, но, как только представилась возможность переехать в Париж, тут же ею воспользовался. Кроме того, ситуация в стране становилась все более сложной. Потом Ваве, хоть она и сама принадлежала к «избранному народу», захотелось, чтобы творчество Шагала перестало ассоциироваться с еврейством. Через год после знакомства Белла и Марк были женихом и невестой. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. Однажды, придя домой, Марк ощутил всеобщее возбуждение, домашние были чрезвычайно взволнованны, вскоре он услышал крик младенца, а затем увидел свою мать на постели с новорожденным на руках.
В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. Для Шагала это была большая драма, он даже подумывал о самоубийстве. Для выставки работ этого цикла в Ницце даже специально открыли музей. А она сама хранила спокойствие.
Во второй половине XX века Шагал приобрел небывалую популярность. Город внизу маленький, нереальный. Главная тема творчества Шагала – «время человека». Но мечта стать живописцем не оставляла юношу. Если смотреть слева направо, то первое изображение — падающая зеленая корова.
Вошла, чтобы остаться навсегда, наполняя картины и жизнь новым смыслом. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком. Вся эта монотонная композиция уравновешена чередующимися вертикалями и горизонталями.
И его картины – это удивительный сплав живописи и поэзии. Среди них был и Казимир Малевич, который еще в 1915 на выставке в Петрограде произвел фурор, представив собственное произведение «чистой живописи» под названием «Черный квадрат» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Образ этой картины является своеобразной аллюзией на евангельский сюжет о рождении Христа.
Как Макаренко, наравне со всеми пёк хлеб, дежурил на кухне, качал воду из колодца. Одну из квартир там занимал в то время Амедео Модильяни, другую — Фернан Леже Все обитатели «Улья», как и положено настоящим художникам, бедствовали и даже голодали.
Судя по всему, зрителю виден эскиз реальной работы Шагала «Россия, ослы и другие» (1911, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж), которая также экспонировалась в Салоне Независимых. Преподавал в этом учебном заведении Николай Рерих. Хотя сюжет этой знаменитой картины Марка Шагала – фантастический, её герои – вполне конкретны.
Девушка поражает своей геометрической структурой и хрупкостью. Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Все это, очевидно, олицетворяет творческие замыслы режиссера и художника. Для начала перестал рисовать раввинов. Все вместе украшавшие театр панно («Музыка», «Танец», «Драма», «Литература») призваны рассказать зрителю на понятном ему языке о еврейском искусстве, созданном богоизбранным (как написано в Ветхом Завете) народом и потому пронизанном Божественным светом. И, что поразительно, тех же нескольких дней хватило, чтобы Шагал подчинился ей полностью.
Потом Шагал вдруг пригрозил подать в суд на авторов еврейской энциклопедии, если они упомянут там его имя. Это мои глаза, моя душа». У художника появились последователи. Этот вестник грядущих событий все чаще стал появляться в творчестве художника.
Комнату заливал густо-синий свет из единственного окна. Миф Витебска художник сделал одним из самых устойчивых образов своего творчества. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Не случайно на картине так много церковных образов.
Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. В 1960-е мастер продолжил иллюстрировать ветхозаветные сюжеты.
Способность сочетать высокое с обыденным – индивидуальное качество творчества Шагала. Просто в Витебске ему не у кого было по-настоящему учиться живописи.
Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Настиль Шагала повлияли, конечно, годы, которые онпровел вПариже доПервой мировой войны.
Вот один из них, от 16 октября 1918 года: «Всем лицам и учреждениям имеющим мольберты, предлагается передать таковые во временное распоряжение Художественной комиссии по украшению г. Витебска к первой годовщине Октябрьской революции». Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)910 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)11112.
— я тоже. Онизображает нелюдей, аихдуши, непредметы, аихсуть. На полотне изображена кобыла с еще не родившимся жеребенком в брюхе, везущая повозку.
Автор как бы говорит нам: «Каким бы умным (талантливым, гениальным) я ни был, я все равно глупец». Пейзажи Шагала написаны словно с птичьего, а вернее с ангельского, полета. Даже изображая влюбленных, парящих над городом и бытом, художник не забывает о деталях.
В своей книге «Моя жизнь» художник писал: «Вся в черном или белом она пролетала сквозь мои холсты, направляя мое искусство. Даже в преклонные годы художник постоянно работал. Это мои глаза, моя душа», — пишет Шагал вкниге «Моя жизнь».
— В России всё сумрачно и имеет серовато-коричневый оттенок. Одежда ее вполне в духе того времени, винтажной женственности: длинная «учительская» юбка с пеной кружев и блузка с манжетами и воротником, которая олицетворяет молодость. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Значительную часть детства Марк Шагал провёл также в доме своего деда по материнской линии Менделя Чернина и его жены Башевы (1844—. «Сней должен быть я— вдруг озаряет меня. В межоконных простенках зрительного зала были помещены вертикальные панно, представляющие собой своеобразные изображения собственных муз еврейского театра.
Он изображает не людей, а их души, не предметы, а их суть. Цветовая палитра картины «Над городом» на первый взгляд имеет некий диссонанс. В этом же году Шагал начал создавать эскизы декораций, костюмов и занавеса для балета «Жар-Птица» на музыку Игоря Стравинского.
Вместе с ним переносила тяготы Гражданской войны: голод, холод, бытовую неустроенность. Союз с Беллой означал для художника не просто один из аспектов человеческой жизни. Оказалось, только что на свет появился его младший брат. Весной 1952 Шагал расстался с Вирджинией Макнейл. Эти ошеломляющие чувства художник позже отобразил в своей картине «Рождение» (1910, Кунстхаус, Цюрих). В конце 1922 он начал писать картину «Падение ангела» (Художественный музей, Базель) и вплоть до 1947 вносил в нее различные поправки и изменения.
Шагал привез в Берлин более сорока своих работ, созданных в Париже. Например, «Окно на даче» (1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва) представляет собой вид на лес, открывающийся через окно, на котором висит небрежно подобранная белая занавеска. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. Это Божий мир. Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд.
Забор тянется черной лентой, с ним соседствуют дома приглушенных оттенков – Витебск спит. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. Но чтобы он ни изображал — творение мира Богом, царя Давида, пляшущего перед ковчегом, битву Иакова с Ангелом, кошку, сидящую на окне его парижской квартиры, влюбленных, пророка, обнимающего Тору — все это пронизано духом благоговения и благодарности Творцу за творение и за каждый миг жизни. Плафон он украсил горизонтальной композицией «Введение в еврейский театр» (1920, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
В начале 1910-х Шагал готовился к выставке в Салоне Независимых. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1617, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1819. А художник и его супруга в своей реальной нереальности сна. Ползал и подбирал. Таковы и иллюстрации Шагала к Библии.
Одной из своих самых важных работ мастер считал созданные им иллюстрации к Библии. Великий испанец спросил его, почему Марк не выставляется в советской России. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. Скорее всего, он, как и миллионы других евреев, проживавших в оккупированных немцами странах, был бы отправлен в концлагерь и убит, но вмешался американский консул.
Так, например, произведение «Продавец скота» (1912, Художественный музей, Базель) наполнено метафорами псевдо-благополучной жизни России. Они наконец-то воспарили на своем счастье, вместе, вдвоем. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж.
Внешне она была очень похожа на самого Шагала. Это всё, что я могу наскрести.
Я не закончил ни одной картины и ни одной гравюры, не спросив у нее: да или нет». Там его окружали, восновном, поэты-символисты. Нежнейшие полутона, неуловимые перетекания краски, горение цвета и света исчезающе-малые детали и контуры, прорисованные тонкой линией – все это призвано передавать не выразимые в словах оттенки чувства и интимные движения человеческой души. Однако страшные образы Советской России не покидали художника. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище.
Все иллюстрации к Библии, создававшиеся художником с конца 1920-х до середины 1970-х, в дальнейшем были названы «Библейским посланием Марка Шагала».
Однако богатая семья Розенфельдов мечтала совсем о другом муже для своей младшей дочери: из состоятельной семьи и с престижной, приносящей хороший доход профессией. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Корова рогами упирается в гриф сломанной скрипки, которую протягивает ей актер Соломон Михоэлс, сидящий на шпагате. Отъезду помешала болезнь Беллы — жена художника заразилась вирусной инфекцией.
Марк Шагал – не только талантливый художник, но и одарённый поэт. Уже после окончания Великой Отечественный войны Шагал объездил с ней полмира. Уже летом этого же года Вальден выставил в своей галерее «Der Sturm» бльшую часть полотен художника.
Имя Шагала становится известным после выставки «1915 год» в Москве, где он показал 25 произведений из «Витебской серии». На тот момент семейная жизнь Марка Захаровича дала трещину.
Именно эти глаза смотрят на нас почти со всех картин Шагала. Уделено внимание, прежде всего, образу Беллы – кружева нарядного платья изящные туфельки и влюбленные глаза. Но тогда благодаря связям Гинцбурга Марк не остался в одиночестве. Колорит картины убеждает нас в том, что благополучная жизнь россиян того времени (даже тех, кто имел домашних животных) являлась лишь видимостью. Центральное место на полотне занимает ярко-красный падающий ангел с женской грудью. Одежда ее вполне в духе того времени, винтажной женственности: длинная «учительская» юбка с пеной кружев и блузка с манжетами и воротником, которая олицетворяет молодость.
Выполненные мастером в 1965—1966 произведения «Триумф музыки» и «Источники музыки» (местонахождение неизвестно) стали настоящим украшением этого знаменитого американского оперного театра. Набледном лице сияют глаза. Но Шагал стал исследовать окружающий его мир, рисуя все, что видел своими глазами.
Отец будущего художника, Хацкл-Мордхэ, был торговцем селедкой, а мать держала собственную лавку. Пэн достаточно высоко оценил работу юного ученика и разрешил ему заниматься бесплатно. Произведение наполнено счастьем и ангел здесь играет не последнюю роль. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Общая окраска искусства Шагала – жизнеутверждающая.
Одним из них является «Музыка» (1920, Государственная Третьяковская галерея, Москва). «Продавец газет» — картина, где звучит национальная тема. Портрет продавца газет глубоко психологичен и, вероятно, является скорее собирательным образом, нежели индивидуальным портретом.
Так, в произведении «Большое солнце» (1958, частное собрание) мастер изобразил мужчину, нежно прижимающего к себе обнаженную женщину. А над официальными учреждениями развевается знамя с изображением человека на зелёной лошади и надписью: «Шагал — Витебску». «Перелётной птице» будто подрезали крылья — поселившись с Вавой на вилле Коллин в небольшом средиземноморском городке Сен-Поль-де-Васе километрах в двадцати от Ниццы, он больше никогда никуда не переезжал (если, конечно, не считать рабочих поездок).
Надо ему кого-то подыскать». Это был небывалый, уникальный праздник, совсем не похожий на те, которые когда-либо где-либо устраивала советская власть: дома покрашены белым, а по белому разбегаются зелёные круги, оранжевые квадраты, синие прямоугольники (дело рук Малевича, которого Шагал пригласил из Москвы). В том же 1946 при поддержке парижского Музея современного искусства во французской столице состоялась выставка работ Шагала, приуроченная к открытию музея после окончания войны. Любовь вошла в творчество Шагала в образе Беллы.
В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». Исследователи творчества Марка Шагала предлагают следующие интерпретации представленных на панно образов. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. Вдалеке на горизонте белый, подобно «фата моргане», собор.
Некоторые элементы кубизма можно увидеть в картине «Я и деревня» (1912, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). На этой почве Шагал рассорились с Пикассо. Все события, происходившие вокруг художника, непременно отражались в его творчестве. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге.
Помимо этих символичных изображений на картине присутствует излюбленная художником корова (на этот раз желтая) со скрипкой, а также свеча, сияющая над крышами российских домов и покосившееся распятие. Кмоменту завершения «Над городом» они уже были супругами иродителями. По словам Шагала, «Витебск – несчастный, скучный город». Шагал, пожалуй, как никакой другой художник умел передать на своих полотнах «гений места» — субстанцию тонкую, загадочную и отнюдь не материальную. Родился в Витебске, в "местечковой" семье. И всё же сюжеты его картин не изменились.
Обратите внимание на белый луч – он пересекает картину сверху вниз. Мрачные эмоции отразились в некоторых его работах.
С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Официальное открытие этого учебного заведения состоялось 28 января 1919. Марк Шагал «Над городом» (1918) Холст, масло. Оторвавшись от палитры, я умчался в Питер». Теперь он мог путешествовать с семьей по стране и отдыхать на Лазурном Берегу.
В ту же серию попали картины «Двойной портрет» и «Над городом». Политически полезным авангардное искусство художника советская власть не признавала. Они обращают внимание, заставляют задуматься, устанавливают взаимосвязи, задают вопросы. И я понял: это моя жена. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала.
Между молодыми людьми вспыхнуло взаимное нежное чувство. Известен и Шагал – иллюстратор. Её звали Белла Розенфельд. Имя Шагала становится известным после выставки «1915 год» вМоскве, где онпоказал 25 произведений из«Витебской серии». Произведение «Желтое распятие» (1943, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж) по своей интонации очень близко к «Падению ангела».
Человек, несущий на плечах ягненка, — это традиционный раннехристианский (иконографичный) образ, восходящий к доброму Пастырю — Христу. Они не только поддерживали молодого художника (разрешили ему ночевать в пустующем помещении редакции), но и в 1909 рекомендовали его в студию рисования и живописи Елены Званцевой, когда-то учившейся у Ильи Репина, а впоследствии даже оплачивали весьма дорогостоящие занятия. Можешь не рассчитывать».
Торжественное открытие плафона состоялось в 1964 и вызвало большой резонанс в прессе. Прогремел художник уже после возвращения на родину. Жил Марк на улице Данциг, неподалёку от бульвара Монпарнас, в круглом кирпичном здании — это было общежитие художников под названием «Улей». Их здесь трое – он, его жена Белла и родной Витебск. Интерпретация сюжетов и нахождение ответов всегда остается приоритетом зрителя.
Дело в том, что на идише слово «корова» обозначает не только удачу в любых начинаниях, оно имеет еще одно значение — глупец. Неизвестно, чем бы все это кончилось, если бы необъяснимые «внутренние часы» Марка Захаровича не показали, что пришло время совершить новый «перелет». Часто он так её и рисовал — безмятежно парящей в небе.
А сам Шагал написал: «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видимо имея ввиду, что внешний мир не должен рубить творцу его мирный полет фантазии. Если бы, конечно, ставилась задача восстановления старого города. И между молодыми людьми, встретившимися после долгой разлуки, с новой силой вспыхнули былые чувства.
Приехав в Париж, я был потрясен переливами света». В анналы мирового искусствознания Шагал вошел с устойчивым определением «мифотворец» и убедить сегодня кого-то в обратном сложно. Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. У него был один брат и пять сестёр13. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Эти персонажи взяты художником не "с натуры", а из собственного духовного мира.
Над головой музыканта в свободном полете парит человек, которого приветствуют жители окрестных домов. С детства он получил традиционное домашнее еврейское образование. Картина «Песнь Песней» (1958, Национальный музей «Библейское послание Марка Шагала», Ницца) — своеобразное яркое изображение сути любовных гимнов четвертой книги, входящей в раздел Ктувим Танаха, которую написал пророк Соломон. Так как Витебска Шагала теперь попросту не существует.
Но идиллия продолжалась недолго. Сам знаешь. В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов.
В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. И среди местечка с маленькими покосившимися домиками, высится Эйфелева башня. Полотно «Автопортрет с семью пальцами» (1912, Музей Стеделейк, Амстердам), которое было там представлено, сочетает в себе черты неопримитивизма и кубизма. Глаза летуньи лучатся чистотой и невинностью, но их черный цвет, «жгучий и прекрасный», приковывает своей таинственностью. Композиция произведения условно поделена на две части.
Глаза летуньи лучатся чистотой и невинностью, но их черный цвет, «жгучий и прекрасный», приковывает своей таинственностью. На левой руке художника семь пальцев. Можно предположить, что автор образно подшучивает над собственным художественным мастерством (на идише есть выражение, похожее на русское «мастер на все руки», но там идет речь про пальцы) или над картиной, которая стоит на мольберте. И я понял: это моя жена.
На бледном лице сияют глаза. Искусствоведы считают, что эта деталь олицетворяет самого бога, но это неточно. Искусствоведы связывают развитие немецкого экспрессионизма в те годы в том числе с живописью Шагала. Она смотрит— о, еёглаза. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Он сумел найти некоторые свои картины, оставленные в «Улье» и начал создавать авторские копии утерянных работ.
В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Это и Витебск и Париж одновременно. Появление художника «в компании театральных деятелей» приветствует карлик, его прототипом, по некоторым предположениям, является актер Хаим Крашинский. Как грача или журавля осенью.
Над измученной роженицей стоит мрачная повитуха и небрежно держит младенца. Большие, выпуклые, чёрные. «Париж, ты мой Витебск. » — это, по мнению Шагала, было лучшим комплиментом. Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей.
Жена была его музой. К моменту завершения «Над городом» они уже были супругами и родителями. Большие, выпуклые, чёрные. Любовь художника кроется в изящных ее линиях, стройности стана, нежности лица. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». Черты ее лица прорисованы довольно четко, а прическа естественна и легка.
Еврейский театр Шагалы начали снимать жилье в подмосковной Малаховке, однако времени на творчество не хватало — художник, по сути, являлся чиновником Наркомпроса и занимался тем, что колесил от дома к работе и обратно. Сорок лет Белла была рядом с Шагалом. Решено. Его дочь Ида все время повторяла: «Надо что-то сделать иначе он покончит с собой. Шагал с энтузиазмом взялся за работу, ведь ему дали возможность свободно творить, отображая суть и дух еврейского народа.
Еще в начале 1926 в нью-йоркской галерее «Reinhardt» была организована выставка полотен Шагала. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. Не брала в расчет, что он – сын простого еврея, который разгружал селёдку. В том же году художник с супругой был приглашен в США на открытие в нью-йоркской штаб-квартире ООН стеклянного витража под названием «Мир» (1964, нью-йоркская штаб-квартира ООН).
Вот почему летом 1908 молодому живописцу пришлось покинуть стены этого учебного заведения. Вот что писала в 1951 году подруга семьи Шагалов — Марина Антоновна Деникина (дочь знаменитого белого генерала): «Ирландка вдруг сбежала от Шагала с художником — то ли шведом, то ли норвежцем — и сына захватила с собой.
У обнаженной роженицы на одной ноге нет чулка. А когда в 1916 году родилась дочь Ида, стал рисовать и её. А первого учителя, Иегуду Пэна, назначил руководителем одной из живописных мастерских школы.
Цветовая палитра картины «Над городом» на первый взгляд имеет некий диссонанс. И снова он рисовал себя и свою Беллу летящими в небе, свободными и влюблёнными. Картине Марка Шагала «Влюбленные над городом» была уготована странная участь. Так во всяком случае считали его друзья. Под этим временем он понимал «человека и его воспоминания, его размышления как что-то одновременно существующее и видимое.
За сорок дней и ночей художник сделал декорации и эскизы костюмов для трех мини-постановок по Шолом-Алейхему (еврейскому писателю и драматургу) и оформил зрительный зал — росписи покрывали потолок и все стены. Теперь, в 1914-м, он как будто бы заново влюбился в неё — и во сто крат сильнее прежнего. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1415. Недаром художник среди бородатых мужчин, приходящих в дом изобразил и корову — это как бы дар, подарок от «волхвов». Марк Захарович Шагал – один из самых фантасмагорических лиричных живописцев XX века.
Сюжет живописной картины на стекле наполнен символами мира и любви. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. В «Двойном портрете» Белла сидит на плечах мужа и готовится к прыжку, а в картине «Над городом» они уже парят в небе вдвоем. Вместе с ним уехала в эмиграцию, где к Шагалу пришла всемирная слава.
Через несколько лет автор «Чёрного квадрата» вытеснит Шагала из Витебска, обвинив его в консерватизме. Уже в середине 20-го века авторитет Шагала художника и графика получил мировое признание. На графическом полотне «Вечер у окна» (1950, частное собрание, Люцерн) двое влюбленных стоят возле окна из которого открывается вид на вечерний российский город. Девушка поражает своей геометрической структурой и хрупкостью. Она молчит, ятоже.
Творение Шагала, в котором воплощено видение художником современного для него мира. Мастер изобразил себя сидящим перед мольбертом с палитрой и кистями в правой руке. Но искусство Шагала с самого начала неповторимо самобытно.
В левой части композиции художник изобразил двух евреев с зеленовато-синими лицами. «И погасили мы Луну, И свечек пламя заструилось, И лишь к тебе моя стремилась Любовь избрав тебя одну» — написал Шагал вскоре после свадьбы. С января по июль 1964 мастер уже занимался непосредственным созданием плафона, стараясь как можно бережнее обращаться с более ранней живописью художника Ленепве (18191898), которая изначально украшала потолок зрительного зала оперы Гарнье. Там он проучился 2 месяца. Здесь хорошо просматривается отношение Марка Шагала к жене.
Старый друг Марка Захаровича Яаков Бааль-Тшува рассказывает о том времени: «Мы беседовали между собой на идише, но стоило нам на улице поравняться с кем-нибудь из французов, как Шагал тут же переходил на французский». Архитектурный пейзаж «Влюбленных над городом» — яркое тому доказательство, а приведенная выше цитата из автобиографии — не столько риторическая фигура, сколько чистосердечное признание. Но он вернется», — объясняла она. Когда знаменитый мастер объявил о своем намерении отправиться работать в Париж, Марк тоже задумался о поездке в столицу мирового искусства.
«Мои русские картины были без света, — писал Шагал из Парижа. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Над всеми ними — дуги, поверх которых на идише написаны фамилии героев сюжета.
И художник подчинился. Как только пара вернулась в Витебск, Марка мобилизовали в армию. —ятоже. В его пейзажах земля круглая и очень небольшая и уютная, а небо глубокое и бескрайнее.
Родила ему дочь. Там его окружали, в основном, поэты-символисты. Он снова оказался не у дел и без средств к существованию. «Прогулку» трактовали и как побег от реальности, которую собой тогда представляла революция. Образы и объекты на холсте не детализированы.
В дневнике он записал: «я понял: это моя жена глаза. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни31. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. На бледном лице сияют глаза. Что сам Марк только отучился в Витебской школе живописи и рисунка.
Увы, она была обыкновенной женщиной и не устояла перед парижскими соблазнами. В стенах этого заведения юноша обрел нового наставника — Льва Бакста имевшего славу талантливого театрального декоратора и художника-станковиста. Именно это увлечение во многом и определило в дальнейшем его выбор профессии. Художник показан в духовно-пластическом единстве со своей подругой.
Это мои глаза, моя душа», – пишет Шагал в книге «Моя жизнь». За ними скрывается биография мастера, его мироощущение. Предложение написать их он получил еще в конце 1920-х от издателя Амбруаза Воллара. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Используя контрастные световые эффекты, художник повествует о чуде рождения человека.
Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». Так, художник создал очень выразительные иллюстрации для книги «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя и для книги «Басни» Жана де Лафонтена. Горожане в широкополых шляпах, с бантами в петлицах несут плакаты: «Да здравствует революция слов и звуков. » Какие-то дамы вышли на парад на ходулях. И только кажется, что в прошлом кто-то был счастлив.
В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). Заходил в «Улей» и Бакст, который с удивлением узнал, что его ученик вслед за ним перебрался в Париж.