Зимней серии 2006 года был вопрос: куда устроителям очередной выставки передвижников порекомендовал повесить свою картину Всюду жизнь (1888) ее автор, Ярошенко.
Там женщина (вдова), крестьянин, солдат и казак. «ЯВИ ТЯ СТАДУ ТВОЕМУ» (Олег Селедцов, г. Майкоп // «Правило веры», 13, декабрь 2002 г. ) Пути Господни неисповедимы. То, что иным показалось идеализацией образов, было уточнением замысла. Все новые килограммы взрывчатки закладывались под стены собора. Лица людей, смотрящих на них, светятся. В книге «Памятные встречи» Ал.
Другие, наоборот, находили эти лица «зверообразными», «звероподобными». Ярошенко излечивает туберкулез, но Пути Господни неисповедимы. Он вырисовывается на фоне окна в позе героя «Заключенного» с ещё одной картины Ярошенко, что более чем очевидно указывает на то, что этот человек. Вся картина кажется выцветшей – небо серое, голуби кажутся тоже не оченьто яркими, сероват перрон, да и вагон давно обшарпался – и только лица людей притягивают взгляд, выбиваясь из общей серости.
На холсте изображены узники арестантского вагона, наблюдающие за голубями. И потому не нужна иная красота: цвета, света, линий. «Всюду жизнь» — высшая точка в творчестве Ярошенко потому, что — вне зависимости от рассуждений и доводов биографического, общественного искусствоведческого порядка — именно эта картина стала для большинства зрителей, современников и потомков, главной картиной художника.
Работа написана под впечатлением от рассказа Л. Н. Толстого «Чем люди живы. » и ее первоначальное название было «Где любовь – там и Бог». Скорее преступен суд и строй их осудившие.
Нигде не дано оценки их невиновности, но он не выглядят, как злодеи. Бородатый крестьянин, казак с усами и чубом, солдат в шапке изза спин выглядывающий в белый свет.
Через него кормят вольных голубей этапируемые: вдова (в чёрном платке) с ребёнком лет пяти, крестьянин (с окладистой бородой и усами) интеллигент (с клиновидной бородкой и усиками) и заключённый (с хохлацким чубом и висячими усами). Критик Божидаров толковал «архипередвижницкую» картину «Всюду жизнь»: «Вне этого вагона нет никого, ни души, все там, за решеткой. Символы Ярошенко — не дешёвые аллегории, не бутафория, придуманная ради ловкого выражения некой ординарной мысли, они — обобщенная реальность, реальность, поднятая до символа. В главе о Ярошенко, написанной для книги «Московская городская галерея П. и С. Третьяковых» (М., 1909), Сергей Глаголь, касаясь картины «Всюду жизнь», отметил: «Ярошенко был в это время под сильным впечатлением идей Л. Н. Толстого, очень увлекался мыслью о том, что любовь есть основа жизни и что жизнь всегда там, где есть любовь. Для Дмитрия Менделеева на Белой вилле была даже оборудована специальная лаборатория. Могила осталась нетронутой.
Символы поднимали картину над уровнем жанровой сцены, но уничтожали впечатления, что картина изображает сцену из реальной жизни. Голуби тоже не блестят. И потому не нужна иная красота: цвета, света, линий.
Внутри вагона темень. Небо блеклое. Картина писалась ровно за пятьдесят лет до гибели храма. То, что иным показалось идеализацией образов, было уточнением замысла. Интересно, что Ярошенко вернулся к теме забытого храма за два года до своей смерти. Кроме одной.
Другие, наоборот, находили эти лица «зверообразными», «звероподобными». Арестованных куда-то везли. У маленького зарешеченного окошка толпятся его обитатели. Женщина в черном с серьезным, грустным лицом – скорее всего вдова. Несправедливо угнетаемый верхами бедный народ.
Нет оснований видеть в картине иллюстрацию к рассказу или— ещё невероятнее— к учению. «Кочегар», «Заключенный», «Курсистка», портреты кисти Ярошенко — все это часто воспроизводится, знакомо людям с детства, по букварям, по школьным учебникам, по календарным картинкам и репродукциям из массовых журналов, но все же для многих, для большинства зрителей Ярошенко — это «Всюду жизнь», более того, «Всюду жизнь» — это Ярошенко: картина как бы исходная точка, с которой начинается интерес к художнику и познание его. Некоторые критики упрекали Ярошенко в идеализации изображенных лиц. Тема социальных противоречий была одной из главных в творчестве Н. А. Ярошенко. За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, — политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого» и тем подсказал зрителям — кто это).
Арестантский вагон. В 1883 году началось всенародное строительство собора во имя Святителя Николая. Деревянная платформа серая.
В церковном хоре пели лучшие певцы России Шаляпин и Собинов. Что это – совпадение или откровение свыше. И отвечает: «Ограничивая задачу искусства одною моралью и педагогической стороной, Вы ответите отрицательно и будете не правы, так как задачи и содержание произведений искусства могут и должны быть так же разнообразны, как сама жизнь». Нет намека на редкую улыбку, на то, что радость от обычных добрых мелочей вроде кормления голубей для них необычна. За их спинами, в темноте вагона, виден силуэт ещё одного арестанта.
Тенденциозность картин Ярошенко— следствие его убежденности в том, что он пишет, а не желание написать нечто, подтверждающее его убеждения. Зарешеченное окно. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Деревянная платформа серая. Обитатели арестантского вагона ничем кроме одежды и выстриженных наполовину голов не отличаются от тех, кто смотрит на них, стоя перед холстом.
Вагон грязно-зеленый, с облезшей краской. Вообще обращение к библейской тематике ярко проявляется в позднем творчестве художника. Зарешеченное окно. Мы видим только его тёмный силуэт. Среди жанровых работ художника наиболее известной стала картина «Всюду жизнь».
На картине «Всюду жизнь» изображены арестанты, которых везут на каторгу. И власти сдались. На холсте изображены узники арестантского вагона, наблюдающие за голубями. Первые взрывы не причинили храму большого вреда, ведь строился он надежно, на века. Свобода, доступная птицам, – предмет зависти арестантов.
Он даже намеревался дать картине название Где любовь, там и бог». Но в 1888 году появилась картина «Всюду жизнь» — и оказалась высшей точкой в творчестве Ярошенко. Он хотел проиллюстрировать стих Евангелия о том, что делающий добро людям делает добро богу.
Что же их ждёт там, чем они могли заслужить такую судьбу. Предпочтение отдавал портретам и сюжетным сценкам (как правила из жизни крестьянства, с так называемой «народной тоской»), работал стиле реализма, порой вызывая своими картинами множество споров и крайне разносторонних реакций как зрителей, так и критиков. «Всюду жизнь» — наиболее скандальная его картина, вызвавшая бурление и брожение умов, обвинения в идеализации и обелении обыкновенных преступников, а также обидные дразнилки вроде переиначивания названия в «Всюду тенденция». И эта единственная, не тронутая взрывной волной, могила была Николая Александровича. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина Всюду жизнь (1888). Погибли все могилы. И не потому, что это — картина переломная, хотя картины, за ней следующие, по замыслу, по настроению, по манере, в самом деле, существенно отличаются от картин, ей предшествующих.
Вверх летели кресты и кости давно усопших знатных кисловодчан. То, что иным показалось идеализацией образов, было уточнением замысла. Идя от эскиза к картине, Ярошенко уходил от черт «преступности» в изображенных лицах. За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, — политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого» и тем подсказал зрителям — кто это).
Некоторые критики упрекали Ярошенко в идеализации изображенных лиц. Через него кормят вольных голубей этапируемые: вдова (в чёрном платке) с ребёнком лет пяти, крестьянин (с окладистой бородой и усами) интеллигент (с клиновидной бородкой и усиками) и заключённый (с хохлацким чубом и висячими усами). Рассказ Толстой написал за 3 года до появления картины Ярошенко. Тема социальных противоречий. Ярошенко – русский художникпередвижник, крайне разносторонняя личность.
Жизнь и лечение в Кисловодске делают свое дело. Сегодня они опять вместе. Скорее преступен суд и строй их осудившие. 22 октября 1888 года новый собор был освящен.
Тема социальных противоречий. Арестантский вагон. За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, — политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого» и тем подсказал зрителям— кто это). Они гораздо человечней многих, оставшихся по другую сторону вагона на свободе.
Идя от эскиза к картине, Ярошенко уходил от черт «преступности» в изображенных лицах. В толпе сдержанный смешок. «Художник, помогающий Вам видеть и понимать красоту, увеличивающий таким образом количество радостей жизни и поводов её любить, а следовательно и сил бодро и энергично в ней участвовать, -исполняет ли основную задачу искусства или нет. »— спрашивает Ярошенко.
Ничто не предвещало будущих гроз над храмом. Все. Критик Божидаров толковал «архипередвижницкую» картину «Всюду жизнь»: «Вне этого вагона нет никого, ни души, все там, за решеткой. И вроде бы сама собой.
Несправедливо угнетаемый верхами бедный народ. Вагон грязно-зеленый, с облезшей краской. А нравственная красота— за ними. А нравственная красота — за ними. Они освещенывнутренним светом. — Такое сочетание, сколько продуманности: ребёнок и женщинаи этот человек, отмеченный позором — «Всюду жизнь»— ведь это символ — Заметьте: женщина в своей невыносимой скорби находит великое чувство любви к божьей пташкегде любовь там и бог — Ну, запахло «толстовщиной». Голуби тоже не блестят. В 1896 году он пишет новый вариант картины.
Чудо это подействовало и на зевак и даже на вандалов-разрушителей. От взрывов стали сокрушаться могилы. И малыш, который, возможно, впервые увидел голубей из-за решётки. Сразу же. Небо блеклое.
Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. Он стал поистине духовным центром кавказских Минеральных вод. Так и стояла она более полувека одна на пустой соборной площади, словно напоминая жителям и новым гостям курорта о некогда возвышавшемся здесь храме, носившем то же имя, что и выдающийся русский художник. Он отныне не одинок в кипучем житейском море.
Первая церковь во имя Николая Чудотворца была освящена в заложенной русскими войсками крепости в 1803 году. Похоронили художника у собора, где по традиции хоронили видных жителей города. Пути Господни неисповедимы. — Гораздо глубже надо подойти, психологичнее Здесь выражение социальной психологии понимаете» Суть воспроизведенного А. Алтаевым диалога в том, что «ярошенковская публика», зная своего художника, встречает насмешкой предположение, будто он мог свести смысл картины к формуле «Где любовь, там и бог»: в картине Ярошенко надо искать «социальную психологию», к ним с точки зрения «ярошенковской публики» «глубже надо подойти». Они гораздо человечней многих, оставшихся по другую сторону вагона на свободе.
Старики и дети, женщины и молодежь днем и ночью дежурили у последнего приюта художника. Он даже намеревался дать картине название Где любовь, там и бог». – На качелях (1888), В теплых краях (1890), Песни о былом (1894). Он стоит коленопреклоненно в молитвенном сосредоточении. Только один человек в вагоне смотрит в противоположную сторону. Внутри вагона темень. Работа написана под впечатлением от рассказа Л. Н. Толстого «Чем люди живы. » и ее первоначальное название было «Где любовь – там и Бог».
Алтаев (псевдоним писательницы М. В. Ямщиковой) рассказывает, как приняли картину «Всюду жизнь» первые зрители: «Первая встреча была пышная, многолюдная, полная горячих слов и восхищений. За год до своей кончины он тщательно работает над картиной Иуда, которой предостерегает современных ему, а также нынешних иуд от непоправимого греха вероубийства и предательства своей русскости-православности.