Впрочем, не будем забывать о том, что Лукас был в первую очередь ловким промоутером.
Кто же был прав. Представление о «кораблях» широко распространилось еще во время средневековья. И до сих пор мир на его картинах не поддаётся никаким объяснениям и теориям. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.
Недаром лучшие из кинокритиков норовят разобрать «Хэллбоя» в контексте манихейской ереси, а, например, «Лабиринт фавна» — как метафору взаимоотношений ребенка с миром религиозных запретов. Всё это воплотилось в творчестве великого живописца и теперь его глазами мы можем посмотреть на давно ушедшее время. И все же лучше судить о Босхе по его работам. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года).
Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод – Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
Еще острее Босх. Французский постановщик Кристоф Ган, главным образом известный, благодаря экранизации культовой компьютерной игры «Сайлент Хилл», сумел воссоздать на большом экране натурально босховский ад. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана).
Приглашают подняться на обзорную площадку Кафедрального собора Св. В 1819 году Музей был открыт для публики. Mать происходила из семьи резчика по дереву.
Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. «Очень субъективный стилистический аспект», – возмущенно отреагировали испанцы на выводы голландцев и не дали на выставку две первые работы, а заодно и главный шедевр из коллекции музея – «Сад земных наслаждений». Человечество попадает в капканы грехопадений, расставленные им самим на пути к райскому блаженству – невозможно не вспомнить «Сад земных наслаждений». Босх, проживший всю свою жизнь вСеверном Брабанте (который при его рождении был Бургундией, акмоменту смерти стал уже Нидерландами), вгороде Хертогенбосе, происходивший изнемецкой семьи ван Акен ивзявший себе псевдоним вчесть родного города, был обычным бюргером.
Впрочем, портретов и автопортретов Босха будет найдено предостаточно. Сейчас живописная коллекция Музея насчитывает более 8600 полотен. 600-летняя песня на заднице из ада быстро стала популярной – сейчас можно послушать ее метал-кавер или хоровое исполнение с наложенными на музыку словами: This is the butt song from hell, we sing from our asses while burning in purgatory (Жопная песнь в аду, претерпевая муки, задом издаем звуки).
Меня зовут Лубберт Дас». Этого мы не знаем. Теперь никто не упрекнет их в инфантильности и легкомыслии. Рядом с хрестоматийным «Садом земных наслаждений» представлены инфракрасная спектроскопия и рентгеновский анализ триптиха, позволяющие посетителям увидеть удивительные изменения, внесенные живописцем с момента эскиза до завершения полотна.
Инебудут следующие минимум сто лет, атоивообще больше никогда невстретятся. Что за тексты он иллюстрирует в своих адских видениях. Если бы нидерландский Проект по исследованию и реставрации работ Босха (Bosch Research And Conservation Project, BRCP), запущенный за несколько лет до юбилея, не наделал такого же шуму в мире искусства, что и аналогичный исследовательский проект по Рембрандту десятилетиями ранее, критически пересмотрев босховский oeuvre. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто.
Она расшифровала ноты, перевела в современную музыкальную систему записи и сыграла получившуюся мелодию на фортепиано. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.
На выставке будет представлено около 50 произведений мастера. Таким местом могла бы быть Италия, так что пепельно-серая ворона могла бы стать первым доказательством того, что Босх побывал в Италии, что, с другой стороны, совсем не удивительно для мастера его масштаба. Еще одним наглядным примером огромных знаний Босха о повадках птиц является фрагмент с изображением красноватого шатра на центральной панели «Сада земных наслаждений». Исследования материала привели к неожиданному результату: фрагмент камня, помещенный под микроскоп, начал слабо светиться, а температура его поверхности внезапно возросла на три с лишним градуса. Кто-то — дух. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра.
Иесли художественный музей Нельсона-Аткинса изКанзас-Сити просто счастлив, что его фрагмент «Искушение святого Антония», проходивший как «работа неизвестного последователя Босха», оказался самим Босхом имузей Грунинге вБрюгге рад, что подтвержден статус их«Страшного суда», томузей Прадо был глубоко оскорблен понижением трех его картин— «Извлечение камня глупости», «Искушение святого Антония» (еще одно) и«Семь смертных грехов» —достатуса «мастерской». Грех любострастия также символизируют традиционные атрибуты – блюдо с вишнями и висящий за бортом металлический кувшин с вином. Да и о том, что совы — не то, чем кажутся, Босх знал за 500 лет до сериала «Твин Пикс». Дель Торо, как и Босх, нередко становится жертвой смелых зрительских трактовок. Багрово-парной кошмар «Сайлент Хилла» щедро присыпан пеплом и типичными для Босха символами — крестами, ключами и т. п. По городу бродит жуткий пирамидоголовый жнец (нужно ли напоминать, насколько любимы были Босхом всякие пирамиды, конусы и треугольники. ) и, кажется, если приглядеться, на лезвии его чудовищного тесака обнаружится столь характерное для Босха клеймо «М».
Его техника называется алла прима. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Фигуры плоские, грубые и уродливые, напоминают гротескные маски. Государственный Музей изобразительных искусств им. Пушкина в этом году отмечает свое столетие. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Центральная тема «Корабля дураков» проходит через все творчество художника.
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Крупнейшая выставка Иеронима Босха в рамках проекта «Босх 500» откроется 31 мая 2016 года в Музее Прадо, который владеет рекордным количеством произведений Босха. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Город предпочел католицизм и союз с испанцами. День, месяц и год рождения Босха неизвестны.
Спустя четыре столетия после смерти сюрреалисты нарекли его «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени. На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Конечно, Прадо недал «Сад земных наслаждений»— нонаэто никто инерассчитывал: оннепокидал территорию Испании с1568 года инепокидал стен Прадо никогда. После посвящают в логику изучения работ. Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. Босх считается автором примерно 30 произведений, но подписаны автором лишь семь из них.
Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. О его жизни известно и того меньше — происходил из семьи потомственных художников, выгодно женился, не имел детей, состоял в религиозной организации — Братство Девы Марии. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Чернокнижником и алхимиком. Наего родине, вХертогенбосе, где онипрожил все примерно 65лет своей жизни, расставили фигурки его монстров, устроили масштабную анимацию «Лодочная прогулка нанебеса ивад» вместной системе каналов, сделали проекцию его картин нацентральной рыночной площади, создали 3D-модели его персонажей ипосвятили Босху здешний знаменитый карнавал. Практически на всех картинах можно заметить, что зритель вынужден смотреть на всё происходящее как бы сверху, как сторонний наблюдатель откуда-то с небес.
Наследников у них не осталось. Инаэту выставку— «Босх. Картина 16 века «Искушение Святого Антония», более восьмидесяти лет хранившаяся в Музее искусств Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити, оказалась работой прославленного мастера Северного Возрождения Иеронима Босха.
Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Взяли его хитростью, по-голландски. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов.
В числе картин коллекции находится и гениальный триптих художника – «Сад Наслаждений» (1510). Одним из многих событий станет выставка «Босх в Конго» (11 июня – 18 сентября).
Вэтом году исполняется 500 лет содня смерти Босха (день игод его рождения точно неизвестны). К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. И до того, скорее всего, тоже. Отдельно представлена графика, которой посвятили самостоятельный зал.
Связь между ними более глубинная, поверхностным взглядом ее не разглядеть. Удивителен подход художника к решению пространственных задач.
Колдуны, алхимия, рептилоиды, звероподобные фрики, мертвое дерево, тьма. В стране, где идет война за независимость и протестантскую веру это было опасно. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Самая полная коллекция «кошмаров» нидерландского художника хранится в Музее Прадо.
Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Три работы из коллекции мадридского Прадо, ранее считавшиеся творениями самого Босха, теперь атрибутированы статусом «мастерская или последователи» : «Извлечение камня глупости», «Искушение Святого Антония» и «Семь смертных грехов». Победителем-учеником. Самые знаменитые музеи мира участвовали в «Воображаемом музее», открытом в честь этого события. Точная дата рождения Босха неизвестна.
Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху. 5 По мнению Френгера, Босх был членом Братства Свободного Духа, приверженцы которого назывались также адамитами, — еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже. Идея создания специального помещения для Музея появилась в 1770-х годах при Карлосе III. Нозато Прадо дал третий его самый знаменитый триптих, «Стог сена» изБрюгге привезли другой «Страшный суд», аизвенецианского палаццо Гримани— полиптих «Видения потустороннего мира» («Блаженные ипроклятые»).
В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Иэта буквальная реализация известного штампа о«силе воображения художника»— абсолютно особыйи, возможно, самый поразительный опыт, который дает эта удивительная вовсех отношениях выставка. Называется эта система Биннендизе (как ответвление от реки Дизе) и на ее берегах расположены очаровательные домики, а также стоят фигурки, сошедшие с полотен Босха.
Кто же такой Иероним Босх. Предыдущий проект BDH – Война слов (2014) --позволял оказаться в роли готовящегося к битве на Сомме поэта Зигфрида Сассуна и был номинирован на премию BAFTA. Крупнейшая выставка Иеронима Босха в рамках проекта «Босх 500» откроется 31 мая 2016 в Музее Прадо, который владеет рекордным количеством произведений Босха.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Они кривляются, кричат, буйствуют, рискуя перевернуть корабль. «Как будто Норманн Роквелл встречается с Иеронимом Босхом», — сказал однажды о фильме «Синий бархат» один из звукорежиссеров Дэвида Линча. Иероним родился в большой семье потомственных художников. Затем Босх учился в нидерландских городах Харлеме и Делфте, где он познакомился с искусством Рогира ван дер Вейдена, Дирка Боутса, Гертгена тот Синт Янса, влияние которых ощущалось потом в разные периоды его творчества. Бестселлер эпохи Молот ведьм. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок).
Средневековую мистику и демонологию. Биография самого Иеронима Босха – сплошная загадка для исследователей. Или собрание фламандских пословиц и поговорок, как в целом Возе сена (Мир – это стог сена и каждый выдергивает из него сколько сможет), так и в мельчайших деталях Сада земных наслаждений вроде стеклянной сферы с любовниками внутри (Счастье и стекло – как они недолговечны). И правда, кем был Босх. Подробности, как обычно, до премьеры не разглашаются.
Создавая культ планетарного масштаба, стоит обзавестись респектабельными источниками вдохновения — в самом деле, не говорить же Лукасу, что на создание «Звездных войн» его вдохновило «Маппет-шоу». На ней представлены все шесть творений Босха из собрания Прадо, «Несение креста» из Эскориала, «Святой Иоанн Креститель в пустыне» из Фонда Ласаро Гальдиано. В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Обе птицы не только поразительно верно нарисованы, но и изображены в тех позах, которые для них естественны. Джорджа Лукаса трудно заподозрить в любви к средневековой живописи.
Босх – был личностью весьма интересной. Монахиня играет на лютне и оба поют, а может быть пытаются схватить ртом блин висящий на шнуре, который приводит в движение человек с поднятой вверх рукой. Не случайно картина «Сад земных наслаждений» изображающая человечество, пойманное в ловушку своих грехов и впитавшая атмосферу эпохи, стала символом Средневековья. В 1480 Босх вернулся в Хертогенбос мастером-живописцем. Видения гения»— привезли 20изсохранившихся 25его живописных досок.
Зрителям сразу показывают из какого быта вырос художник. Ималенький бонус вследующем зале— гравюра Дюрера «Святой Иероним впустыне».
Значение многих символов уже безвозвратно утеряно, символы меняли значение в зависимости от контекста, они по-разному трактовались в разных источниках— от мистических трактатов до практической магии, от фольклора до ритуальных представлений. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Ради этой выставки доски мастера везли на родину со всех концов света – из венецианского Музея Академии и нью-йоркского «Метрополитан», парижского «Лувра» и Художественного музея в Канзас-Сити. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Наиболее яркий пример – вереница существ вокруг водоема у ног Адама.
В первую очередь мексиканца дель Торо роднит с Босхом страсть к многофигурным композициям. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности.
Эти знания истали тем, что получили музеи взамен. «Артхив» вспомнил 10 режиссеров, в чьих фильмах Босх присутствует как минимум на правах музы. Произведение мастера жанровых сцен и пейзажа Питера Брейгеля «Триумф Смерти», созданное художником в 1562 году, является одной из визитных карточек музея. Но что все до души. Босх превратилискусствов зеркало современного мира.
человек. Кроме того, это что-то вроде культурной индульгенции фанатам эпопеи. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики.
Это увлечение длилось несколько десятилетий. Тех, кто видел это в детстве, уже не испугать поделками вроде «Кошмара на улице Вязов»: не пытаясь походить на полотна мастера визуально, эта «Халиф-аист» эксплуатирует самые жуткие элементы обязательной босховской программы. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Он является напоминанием о бренности мирской жизни, о неминуемой расплате и страшном суде. У Брейгеля Смерть – это кара за грехи.
Ишанс увидеть ихвоссоединение абсолютно уникален. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). И это говорит отом, что семейство происходило из немецкого города Ахена. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось.
Почему он создает этих монстров и что они означают. Но очертить контекст и источники из которых Босх, возможно, брал «фактуру», устроители выставки все же попытались. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. Есть подозрение, что он просто решил добрать за счет Босха солидности.
Пассажиры корабля Босха – представители различных слоев общества. Словом, Дэвид Линч — верный последователь Иеронима. Даже персональная выставка его фоторабот (по большей части состоявшая из обнаженной женской натуры) называлась «Диптихи и триптихи». Примерно в том же году он женится на купеческой дочке Алейт Гойартс ван дер Мервене.
Босх — давняя обсессия Терри Гиллиама. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. Статус сенсации проекту придает не только уникальное собрание работ на территории одного музея, но и научные результаты шестилетней исследовательской работы «Проекта по исследованию и реставрации работ Босха» (Bosch Research And Conservation Project). Этот факт открывает для исследователей возможность произвести окончательную атрибуцию произведений мастера. воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья исполненное волшебства и чертовщины».
Нуиопять: тут впервые выставлен отличной сохранности большой рисунок Босха изчастного собрания— «Адский ландшафт» (повторяющий мотивы самой знаменитой вмире сцены ваду из«Сада земных наслаждений»), недавно атрибутированный. А вот клип Until it Sleeps, который Байер снял для группы Metallica, — это очевидный оммаж Босху: за пять минут Байер умудрился процитировать «Сад земных наслаждений», «Воз сена» и приписываемую Босху работу «Се человек». Об этом заявил директор музея Хулиан Сугасагойтия, находясь с визитом в Амстердаме. Мать его была дочерью портного. Например, на левой панели «Сада земных наслаждений» у ног Адама разгуливает пепельно-серая ворона, которая не водится ни в Испании, ни в Нидерландах.
Сама же выставка устроена гениально. Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. По некоторым данным Босх скончался в возрасте 65 лет (ок. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх.
Она сохранилась благодаря мрачному покровителю творчества Босха – королю Испании Филиппу II. «Пляска смерти» (Danse Macabre) – изображение жуткого танца мертвых и живых становится одним из самых популярных сюжетов в искусстве Западной Европы. На сегодня насчитывается около 30 произведений, в большинстве представленных в Музее Прадо. Она окажется даже больше той, что идет на родине: будет присутствовать «Сад» и «Искушение Св.
Тот же «Синий бархат» неслучайно начинается с отрезанного уха — ключевого образа в творчестве Босха. «Был у меня сокол по прозвищу Манрике ибо взращен был в доме большого охотника дона Педро Манрике (Pedro Manrique).
Апокрифы. Это очень нехарактерно для его времени, но для таких фигур как этот художник, не бывает ничего характерного. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров».
Выставка плавно перетекает в жизнь города. Также здесь можно увидеть триптих «Искушение святого Антония», предоставленный лиссабонским Национальным музеем древнего искусства «Увенчание терновым венцом» из Национальной галереи в Лондоне рисунок «Человек-дерево» из венской Галереи Альбертина работы из Музея изобразительных искусств в Бостоне, Метрополитен-музея, Лувра, Национального музея в Вашингтоне, музеев Венеции и Музея Бойманса — ван Бёнингена в Роттердаме. Что ж, Босх, конечно, знал толк в гигантских жабах.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Построили дамбу, осушили воду. «Я часто задаю себе и зрителям вопрос о красоте жестокости и жестокости красоты. На этом празднование Года Босха не закончится.
Зато культура массовая без всяких сомнений предпочла Брейгелю Босха. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Лишь семь творений Босха подписаны. Одни считают его сюрреалистом, называя «почетным профессором кошмаров».
В1480 году художник уже упоминается как Босх. В фильмографии американца Байера — всего один полнометражный фильм: ремейк «Кошмара на улице Вязов», который неловко сравнивать не то что со средневековой живописью, но даже с оригинальным фильмом про Фредди Крюгера. По другой версии, закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга, соответственно, символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью и что врачевание подобного рода – шарлатанство.
Гринуэй давно сообщал о намерении завершить трилогию о голландских мастерах (Ночной дозор, 2007 и Гольциус и Пеликанья компания, 2012) биографическим фильмом о главном голландском анархисте. Игра, название которой отсылает к Семи смертным грехам, начинается в Национальном музее Лиссабона: главный герой по прозвищу Худи видит во время школьной экскурсии триптих Искушение святого Антония, знакомится со странным человеком, подозрительно много знающим о творчестве Босха и исчезает – дальнейший сюжет зависит от действий игрока. Величайшим сатириком под стать Себастьяну Бранту, коль скоро оба описали Корабль дураков, один в стихах, другой – в красках. О нем вообще мало что известно.
Ни у одной из картин нет названия, присвоенного ей самим Босхом. По крайне мере так заявляют ее организаторы, хотя в начале мая в родном городе художника голландском Хертогенбосе закрылась первая в марафоне Босхианы этого года выставка, куда удалось заполучить 20 картин и 19 рисунков мастера (для сравнения: в Прадо – 25 картин). Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. В них тоже тесновато от тиар и нимбов, рогов и копыт.
Трио медиапродюсеров из Бристоля BDH (Стив Баррел, Джон Даррант и Роб Хифле), которое последние 20лет задает моду на британском телевидении и собрало уже 18наград Королевского телевизионного общества, выпустило приложение для iOS и Android Босх: виртуальное путешествие по Саду земных наслаждений. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Как писала заграничная пресса, «через столетия после войны Нидерландов с Испанией за независимость перемирие пошатнулось из-за художника, которого обе страны обладают и коллекционируют – Иеронима Босха».
Между прочим, на самом деле звали его Еруном ван Акеном. Ренессансным интеллектуалом, единомышленником Эразма Роттердамского, с которым его (безуспешно) пытались связать биографы или провинциальным ремесленником из головы которого так и не извлекли все камни глупости средневековых предрассудков. Вкаждом зале на стены проецируется ролик, в котором нетолько увеличиваются детали картин до максимального разрешения, ноипоказывается, как накладываются сохранившиеся рисунки инаброски Босха нафигуры игруппы сживописных досок, как записанные фигуры (иувиденные наспециальной аппаратуре при исследовании) повторяются внабросках ит. И все, никакие крепости не помогли.
Все суеверия и страхи, терзавшие средневекового человека, обрели плоть в его работах. Иероним Босх – великий нидерландский художник. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует.
Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Голландская Иероним Босх. Также был сделан ряд открытий и новых атрибуций. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование.
По его словам, однажды увидев триптих «Искушение святого Антония» в Брюсселе, он испытал «синдром Стендаля», превратился в «собаку Павлова от искусства» и теперь всякий раз при упоминании Иеронима Босха роняет восторженные слюни. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Самые важные триптихи Босха: «Воз сена», «Поклонение волхвов», «Искушение святого Антония» — заняли места в центре залов, чтобы можно было увидеть не только «лицо», но и оборотную сторону створок.
Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Например, самым первым номером тут висит доска Босха, верхняя часть которой— это «Корабль дураков» изЛувра, анижняя— «Обжорство и вожделение» изгалереи Йельского университета.
Эта снайперская формулировка подойдет ко многим фильма Линча. Немудрено, что и сюрреалисты опознали в Босхе-визионере своего предтечу и что его так охотно цитировали Сальвадор Дали с Максом Эрнстом. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Художниками были дед, двое дядей и два брата Иеронима.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. В экспозиции выставки, кроме произведений Босха, которыми владеет Музей Прадо, будут представлены работы из Альбертины в Вене, Музея древнего искусства в Лиссабоне, Музея изобразительных искусств в Бостоне, Метрополитен Музея, Лувра, Национального музея в Вашингтоне, музеев Венеции и Музея Бойманса – ван Бенингена в Роттердаме. Там же и умер в 1516году.
Как иеще множество других досок совсего света— «Поклонение волхвов» из Метрополитен-музея, «Смерть искупец» изВашингтонской национальной галереи, «Святой Иоанн наПатмосе» изБерлина, «Святой Иоанн Креститель» измадридского музея Ласаро Гальдиано и«Святой Христофор» изРоттердама.
В апреле должна состояться премьера совместного видеопроекта Питера Гринуэя и Саскии Боддеке, его жены и теперь уже постоянного соавтора. И, конечно, Венская академия недала другой знаменитый босховский триптих— «Страшный суд», главную иединственную жемчужину своей коллекции. Более или менее достоверно следующее. Тем не менее, автор «Звездных войн» говорил в интервью, что некоторых инопланетных существ он придумал под влиянием картин Босха (в частности он упоминал Джаббу Хатта). То, как онвидел ад, — это было чем-то абсолютно экстраординарным. И больше ничего доподлинно неизвестно о жизни этого Мастера.
Довольны ими, впрочем, остались невсе. Антония» из музея в Лиссабоне. Правда из-за них вокруг выставки закрутился кураторский ад. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Город много раз осаждали, он совершенствовал систему обороны, заслужив, в результате, прозвище «Болотный дракон».
В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.
Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Помимо общего восторга иэнтузиазма, тыпонимаешь, что его странная, необъяснимая, непонятно откуда взявшаяся фантазия (наэтот счет даже поитогам всей колоссальной работы, тут проделанной, уученых так инет ответа) создает своего рода кокон вокруг— примерно как тапрозрачная сфера или тараковина мидии, вкоторой оказываются персонажи в«Саде земных наслаждений». Видения гения, сопровождавшаяся к тому же суперсовременными интерактивными эффектами имела оглушительный успех: ее посетило более 420 тыс.
В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Специально созданная к памятной дате Иеронима Босха (1450 – 1516) команда голландских экспертов за почти десятилетие обследовала с использованием новейших средств все наследие художника, практически никогда не подписывавшего свои работы и сделала ряд сенсационных заявлений, в частности о том, что две картины – Святой Антоний и Извлечение камня глупости – из трех, которые согласился прислать на выставку Прадо, на самом деле никакой не Босх, а мастерская или последователи, соответственно и датировки сильно передвинулись. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Удерживаясь отжелания еще раз употребить слова «уникальный» и«феноменальный», язакончу одним чисто эмоциональным впечатлением.
Брак Иеронима Босха не был счастливым (супруги не имели детей), но он дал ему материальное благополучие, положение в обществе и независимость: даже выполняя заказы, он мог себе позволить писать так, как хотел. Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Его фильмы, как и полотна Босха, слегка страдают от перенаселения.
По смерти не канул в Лету благодаря усердным граверам, копиистам, подражателям (целая школа последователей сложилась в Антверпене, к ней принадлежал и Ян Мандейн – его босхианский Пейзаж с легендой о святом Христофоре можно увидеть в Эрмитаже) и такому преданному коллекционеру, как ФилиппII Испанский – в сущности, это его стараниями в Прадо пройдет самая роскошная из юбилейных выставок. Священное писание.
В 2016 году отмечается несколько значимых для мира и Испании дат. Картина «Корабль дураков» относится к зрелому периоду творчества Босха. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Все эти изображения были хотя бы частично выдержаны в духе Босха— с обилием чудесных и чудовищных созданий.
Иероним с детства приобщился к семейным художественно-ремесленным традициям. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Известно, что его настоящее имя Иеронимус Ван Акен, псевдоним «Босх» взят из названия Гертогенбос – родного города художника, одного из крупнейших центров Брабантского герцогства. Главная выставка проходит на родине Босха – в городке Хертогенбосе.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Творчество Босха очень нетипично для европейской живописи XV века. У Терри Гиллиама (режиссера «12 обезьян», «Бразилии», «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», участника знаменитой комик-группы «Монти Пайтон») много общего с Иеронимом Босхом. Иврезультате спесивые испанцы недали первую ивторую картины навыставку вГолландию.
Его адиприлегающие области населены фантастическими тварями, монстрами, гибридами людей иживотных (реальных ивымышленных), растений исамых разнообразных предметов. Существовали образы «Корабль господен» и «Корабль дьявола», олицетворявшие доброе и злое начала.
Едва ли вы перепутаете кадр Линча с фрагментом какого-нибудь триптиха Босха. Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена – одного из четырех главных городов герцогства Брабант. В экспозиции выставки, кроме произведений Босха, которыми владеет Музей Прадо, будут представлены работы из Альбертины в Вене, Музея древнего искусства в Лиссабоне, Музея изобразительных искусств в Бостоне, Метрополитен Музея, Лувра, Национального музея в Вашингтоне, музеев Венеции и Музея Бойманса – ван Бенингена в Роттердаме.
Ведь здешний герой попал в передрягу не столько потому, что спутался с колдуном-вивисектором, сколько из-за того, что смеялся. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. В каждом зале транслируют видео, на которых демонстрируют результаты исследований с максимально возможными close-upами и указаниями на схожие детали в разных работах. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Человечество перед ее лицом предстает как бессильная масса, состоящая из слепых частиц. Сменил имя на Босх – в честь родного города, в просторечии Бос (Bosch). «Удивительные и странные фантазии чаще неприятные, чем ужасные», – сказал о картинах Босха другой голландец, современник живописца и автор «Книги о художниках» Карeл ван Мандер.
Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен. На берегу каналов рассажены фигурки его фирменных монстров, преимущественно из адской части «Сада земных наслаждений». Так или иначе, возможное значение символов используемых фламандцем, могло быть известно его современникам, но было утрачено со временем или получило противоречивое толкование.
Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Просто идти в Черный вигвам можно разными тропами. Кто-то заимствует у него «букву».
Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Когда ходишь потемным залам сидеально подсвеченными живописными работами (тут действительно современная подсветка иочень современные, почти небликующие стекла), вкакой-то момент начинаешь чувствовать, как количество босховских монстров переходит вкачество зрительских эмоций.
По его словам, на сегодняшний день эксперты «Проекта по исследованию и реставрации работ Босха» уверены в своих утверждениях относительно авторства и времени создания небольшой деревянной панели, находящейся в собрании пинакотеки с 1935 года. Целое состояние.
С грустью приходится признать, что в России нет работ Иеронима Босха. При жизни он, видимо, был неплохо известен от Мадрида до Венеции. В своей творческой личности он совместил ещё не родившихся на тот момент художников Сальвадора Дали и Эдварда Мунка.
Кто-то идет по следам мастера, даже не подозревая об этом. На выставке будет представлено около 50 произведений мастера. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. Джона и посмотреть на город в перспективе.
В результате девяти лет кропотливой работы было собрано по музеям (Лувр, Метрополитен, Галерея старых мастеров в Берлине, Национальная галерея искусств в Вашингтоне, Галерея Йельского университета, Музей Нельсона-Аткинса вКанзас-Сити, Галерея Академии и Палаццо Гримани в Венеции, Музей изящных искусств в Генте, музей Прадо, Художественно-исторический музей в Вене и др. ) почти все наследие Босха: из двадцати четырех работ на выставке представлено двадцать полотен и столько же рисунков. Все.
На время гражданской войны основные полотна вывезли в Швейцарию. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. То, что директору маленького провинциального музея Северного Брабанта Шарлю деМоою удалось получить эти 20работ измировых мегамузеев, стало возможно благодаря «Проекту поисследованию исохранению работ Босха», который девять лет изучал практически все сохранившиеся картины Босха (кроме двух досок изПрадо иодной изВенской академии), атакже наденьги фонда Гетти проводил реставрацию иконсервацию досок, — только потому многие изних истало возможно перемещать. Это было последнее произведение Босха. Когда-то через рынок текла «Вода», по крайней мере один из домов, сейчас принадлежащий гостинице Golden Tulip, стоял рядом с мостом.
Творчество Босха остается волнующим, загадочным и удивительно современным. Все они придуманы позже исследователями его творчества. Среди обычных людей, любителей живописи и художников очень популярны не только картины Иеронима, но и его стиль в целом, его уникальный подход к искусству.
.