Особое место в ряду самых поздних произведений Борисова-Мусатова занимают пейзажные работы 1905 года: пастель «Осенняя песнь», акварель «Балкон» и, наконец, шедевр художника – пастель «Куст орешника» (в Государственной Третьяковской галерее). В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой. Л. м., 1966 Кочик О. Я. Живописная система В. Э. Борисова-Мусатова.
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (2 (14) апреля 1870 — 26 октября (8 ноября) 1905)— русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд». Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (214апреля1870— 26октября 8ноября1905)— русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд»2. «самым поэтичным и своеобразным художником» назовет искусствовед А. Русакова Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова (1870 — 1905).
Но внезапно 26 октября 1905 года Борисов-Мусатов скончался. Борисова-мусатова похоронили на берегу Оки, в том самом месте, которое он сам указал незадолго до смерти. У Борисова-Мусатова их не было. Борисов-мусатов меньше года жил в Тарусе, но его творчество покорило тарусян.
Это произведение – одно из самых поэтических у Борисова-Мусатова изображений природы. Борисов-мусатов вступает в Союз русских художников. О Борисове-Мусатове написаны монографии, выпущены альбомы, каталоги. Умер Борисов-Мусатов в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905.
В Тарусе Борисов-Мусатов создает и свое последнее произведение – большую акварель "Реквием" (1905, ГТГ), посвященную памяти безвременно умершего друга, Н. Ю. В работах «Гобелен» (1901), «Прогулка при закате» (1903), «Призраки» (1903), «Сон божества» (1904—1905) Борисов-Мусатов запечатлел зубриловские постройки. В ночь на 26 октября 1905 года Борисов-Мусатов умер. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (2 (14) апреля 1870 — 26 октября (8 ноября) 1905) — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд».
Ощущение волнующей и неизъяснимой тайны присутствует уже в ранних пленэрных картинах Борисова-Мусатова, например, в картине «Окно». М., 1980 В. Э. Борисов-Мусатов и «саратовская школа». Основные работы Борисова- Мусатова можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве, Саратовском художественном музее им. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (2 (14) апреля 1870— 26 октября (8 ноября) 1905)— русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд».
Среди блестящей плеяды русских художников Серебряного века Виктору Эльпидифоровичу Борисову- Мусатову принадлежит одно из первых мест. Почти одновременно с работой над серией станковых картин в 1903-1905 годах Борисов-Мусатов создал ряд эскизов для монументальных стенных росписей. Борисов-мусатов родился в Саратове в дружной и любящей семье.
Лит. : Русакова А. В. Э. Борисов-Мусатов. В 1904 году в Германии с большим успехом проходит персональная выставка Борисова-Мусатова весной следующего года его произведения, в том числе и Водоем, экспонируются в парижском Салоне Национального общества изящных искусств, а сам художник избирается его членом. Тончайшим и нежным горбуном назвал Борисова-Мусатова Андрей Белый.
Незаурядной личностью был дед будущего художника, Борис Александрович Мусатов — его имя впоследствии художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов. Саратов, 2001 Киселев М. В. Э. Борисов-Мусатов. Искусству Борисова-Мусатова свойственна ранняя зрелость. Всю жизнь Борисов-Мусатов вдохновлялся картинами родной природы, самыми простыми, самыми бесхитростными, представляя на полотне так, что невозможно отвести глаза.
Кто же он такой – В. Э. Борисов-Мусатов. Борисов-мусатов скончался в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905. К сожалению, жизнь В. Борисова-Мусатова прервалась очень рано, в расцвете его творчества. После окончания школы Борисов-Мусатов жаждет продолжить свое художественное образование.
При подготовке публикации были использованы материалы статьи«Живописные элегии Борисова-Мусатова» А. Алехина, М. 1992 г. Позже Борисов-Мусатов совершенствовал своё мастерство в Париже у известного французского художника Ф. Кормона. Несмотря на это, материальное положение Борисова-Мусатова остается тяжелым. Борисов-мусатов приходит в искусство на рубеже двух веков, в эпоху чрезвычайно сложную и исключительно богатую крупными творческими индивидуальностями.
Расцвет творчества Борисова-Мусатова падает на начало XX века, когда были созданы наиболее совершенные работы художника: "Весна" (1898 – 1901, ГРМ), "Гобелен" (1901, ГТГ), "Водоем" (1902, ГТГ), "Изумрудное ожерелье" (1903-1904, . ГТГ) и другие. Виктор Эльпидифорович Мусатов (впоследствии добавивший себе в качестве второй фамилии отчество отца) родился в семье мелкого железнодорожного служащего. И ничто уже меня не может выбить из моей колеи, – писал художник.
Но сердце художника не выдержало нагрузки. Еще в 1899 году Борисов-Мусатов стал членом Московского товарищества художников (МТХ) и вскоре, несмотря на слабое здоровье и на то, что жил не в Москве, оказался одним из его лидеров: он энергично занимался устройством выставок в Москве и Петербурге и заметно влиял на художественные позиции объединения. Любуясь им, я слепну от разнообразия красок».
Выставки его работ организовываются в Берлине, Мюнхене, Гамбурге, Дрездене и Париже, где он был избран членом французского Национального общества изящных искусств. В 1895 году путешествовал по Крыму и Кавказу исполнил много этюдов. Лирический «мотив без слов» уступает место образу-символу. Лелея эффект «иного мира», проступающего сквозь парковые пейзажи, художник в большинстве случаев работал акварелью, темперой или пастелью, добиваясь особого рода имматериальности красочного слоя. Он учил не только рисовать, но и думать, решать сложные творческие задачи. Напротив, Борисов-Мусатов намеренно сосредоточивает внимание зрителей на центральной фигуре, которой посвящен «Реквием» и придает ей особенную одухотворенность. Среди станковых картин, написанных Борисовым-Мусатовым в 1901-1904 годах, трудно вы-делить какую-то одну, которая была бы центральной или наиболее характерной для мастера произведения этого периода не уступают друг другу ни по степени эмоциональной напряженности, ни по уровню художественного качества.
Какие-то слухи долетают до меня. Врубеля, творчество В. Э. Здесь, среди дубовых рощ, начинает он новую картину — Изумрудное ожерелье.
Шевченко (1955) и др. Но в основе всех его построений заложено обостренное чувство ритма. Путь «одиноких» художников часто напоминает как бы боковую тропинку, бегущую в стороне от основного русла развития русского искусства. Критики называли его картины «дикими», относя их «к чистой патологии творчества», называя «парижскими модами» и оригинальничаньем. Но ничто не помогало.
Лето 1903 года Борисов-Мусатов с женой, художницей Е. В. " 21 августа 1905 года Н. IO. Оно создает эффект изображения, застывшего, мерцающего на зыбкой грани между «позитивом» и «негативом». Такова магия этого холста, ее изумительной композиции. А. Н. Радищева), "Мотив без слов" (1900, ГТГ), "Гармония" (1900, Москва, собрание А. В. Гордона).
В 1898 году Борисов-Мусатов возвращается из Франции. Родился Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 2 (14) апреля 1870 г. Виктор был первенцем у родителей. Этой некрасивости посвящают они все свое творчество, украшают ее всеми сокровищами своего таланта, опрозрачивают, возводят ее на престол и силой своей любви создают из некрасивости новую Красоту. Его мечта о фресках (цикл эскизов на тему времен года, 1904–1905 все картины в Третьяковской галерее, Москва) так и осталась неосуществленной. Об отношениях прославленных поэтов Серебряного века можно судить по посмертной статье Андрея Белого, посвященной Борисову-Мусатову, «Сиреневые гирлянды».
Это и есть подход к миру – декоративный». Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму. И, конечно же, как и все художники мира, он в Лувре изучал работы известных творцов. В декабре 1903 года семья Мусатовых переезжает в Подольск. Весной 1905 года Виктор Элъпидифорович с женой и маленькой дочкой переезжает в Тарусу.
Нередко в детские годы Мусатов видел медленно, плавно шествующих по городским улицам верблюдов, а на саратовском базаре встречал калмыков и киргизов, привозивших в город соль, баранину, рыбу. Техника исполнения подобна вытканному блеклым шелком гобелену. На высокий пафос — иронией и гротеском: «Купание красного коня» Петрова-Водкина, «Весна» М. Шагала и пр. Можно отметить полотна «Весна», «Гобелен» (1901), «Водоем» (1902), «Изумрудное ожерелье» (1903 – 04), «Призраки» (1903).
Этот петербургский период стал важным этапом становления художника Борисова-Мусатова. Чувствуется аромат сирени. Чьи женские лица и руки жизнь дадут моим мечтам. »- пишет художник. Его работы ежегодно появлялись на выставках «Московского товарищества художников» и вначале вызвали единодушное осуждение в прессе. Композиция его чрезвычайно проста.
Ершова «Конек-Горбунок», сделанная отцом Эльпидифором Борисовичем для своего сына. Как в сказке. История не вправе игнорировать их искания и достижения – не только ради исчерпы-вающей полноты рассказа об искусстве того времени, но прежде всего потому, что наиболее одаренным и чутким из «одиноких» мастеров удалось с особенной яркостью выразить отдельные существенные черты их сложной эпохи и даже предвосхитить некоторые идейно-творческие тен-денции, сыгравшие впоследствии заметную роль в русской живописи предреволюционных лет. Борисов-Муса-тов стремился передать внутренний мир человека глубже, чем это доступно художественным средствам импрессионизма.
Уровень мастерства теперь позволял решать любые творческие задачи. Все меня захватит, вероятно, в другой форме.
«Как хорошо Боже, как хорошо. » – прошептал кто-то тихо. Художник вынужден оставить Петербург. В нем и в природе родного Поволжья он черпал свои силы и вдохновение. Виктор Борисов-Мусатов родился в провинциальном Саратове в скромной мещанской семье. Работы художника вызвали восторженные отклики критики.
В числе наиболее известных книг оформленных и иллюстрированных Марианной Викторовной были: "Диккенс" Г. Честертона (1929), "Дневник капитана Скотта" (1934), "История ацтеков" Д. Вайяна (1949. ), "лка в Сокольниках" А. Т. Символизм Мережковского и Гиппиус — это прежде всего символизм христианский, религиозно-мистический, постижение символа, как акт богопознания. Повсюду свободные граждане» Но Увидеть преобразования в жизни России он не успел. И все. В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой.
В Водоеме особенно четко проявились две стороны художнической натуры Борисова-Мусатова: почти математический расчет прирожденного декоративиста сочетается здесь с эмоциональностью поэта, способного втягивать зрителя в пленительный мир вымысла. На переднем плане – куст орешника. В послереволюционные годы судьба забросила их в Крым, к родственникам. Импрессионизм с его вниманием к световоздушным эффектам, к воспроизведению текучих изменчивых состояний, пристрастием к этюду, широкой манере письма (уже заявивший о себе в произведениях Левитана, Коровина и Серова) послужил исходным пунктом творческого развития Борисова-Мусатова.
Знаменитый педагог был крайне требователен к рисунку с натуры, к колориту. Особенно отчетливо это проявилось в «Майских цветах», где изображены играющие среди цветущего сада две девочки. Его отец, Эльпидифор Борисович Мусатов (его вторая фамилия стала производной от отчества), был сыном мельника.
Они посвятили картинам Борисова-Мусатова циклы стихотворений. Мимо расцветших деревьев по молодой траве с пушистыми шариками одуванчиков идет девушка. Прошло мгновение ока. Коновалова, юный Мусатов впервые услышал об импрессионизме. Его произведения отличались почти архитектурной выстроенностью.
Он полон знаниями и ему не терпится приступить к воплощению своих идей. Способствует этому и внутренняя культура, утонченность духовного мира Борисова-Мусатова, его влечение к музыке, литературе, современной поэзии (по преимуществу символистской и неоромантической), философии. Последние годы его жизни заполнены непрестанной работой.
Но, парадоксально, его творческий язык и идеи повлияли и сформировали ярчайших художников-новаторов 20-го века – Петрова-Водкина, Сарьяна, представителей саратовской школы Павла Кузнецова, Уткина, Карева, Матюшина их друзей Сапунова, Судейкина, Арапова. Станюкович скончалась. и успокаивалась при нем. Окончит Ленинградское художественно-промышленное училище.
Это Автопортрет с сестрой. В том же состоянии гипнотической завороженности пребывают и героини мусатовской картины. И Мусатов мечтает стать одним из таких братьев-странников. Борисов-Мусатов тяготел куединенной тихой жизни, тем более что после операции напозвоночнике врачи рекомендовали ему покинуть Петербург. Мусатов прожил очень краткую жизнь, всего 35 лет. А современник художника, поэт Андрей Белый, дополняет: «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики».
Белым-белы ветви вишен на фоне флигеля, порозовевшего от вечерней зари. Он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника – символиста в живописи. После «Автопортрета с сестрой» пару картин, а именно «Осенний мотив» и «Гармонию», специалисты относят к авторским неудачам – они выглядят как пышные костюмированные постановки. Социальная и психологическая характе-ристика персонажей не занимает художника. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. Искусство Борисова-Мусатова находит признание не только в России, но и за рубежом. Таковы двухфигурные композиции Гобелен (1901) и У водоема (1902).
Больная узнавала только В. Э. Вписываются в эту гармонию нежные фиолетово-розовые оттенки платья стоящей девушки, "розоватые и желтоватые отблески, создающие впечатление вибрации воды". Город, который долгое время не имел ни музеев, ни художественных школ. Таких поездок в его жизни было немного, но все были насыщенны впечатлениями и работой. В школьные годы он читал Лессинга, Тэна и Гегеля. Действительно, на полотнах Борисова-Мусатова чаще всего мы видим изображение старинных усадеб, прудов, тенистых парков, а на их фоне – прекрасных девушек (чаще всего это сестра художника и его жена), очарованных красотой природы и погружённых в лёгкую грусть.
Здесь, в отличие от других провинциальных городов издавна сложился кружок интел-лигенции, не чуждой художественным интересам имелось даже «Саратовское общество изящных искусств». Медленно и трудно привыкала критика к своеобразию мусатовской живописи.
Сидящий лев и ваза – с пандуса лестницы из дома в Зубриловке. Проснулся. Кормона и Чистякова он считал своими главными учителями. Все лицо будет голубое – яркое, лиловое, зеленое».
Член Союза русских художников (с 1904 года). Вот таким образом родители особенно радовались этому веселому и непоседливому малышу.
Четыре эскиза – "Весенняя сказка", "Летняя мелодия", "Осенний вечер" и "Сон божества" (ГТГ) – объединены общим названием "Времена года". Наиболее ярким представителем «голуборозовцев» был В. Э. Борисов-Мусатов. Художник происходил из демократической среды. И слава действительно пришла к художнику. Чистякова.
26 октября (ст. Мальчик упал со скамейки, получив тяжелейшую травму позвоночника. И если трепетный мазок, фактура красочной поверхности остаются импрессионистическими, то картина в целом, с ее продуманной композицией, определенностью и равновесием цветовых плоскостей изысканностью рисунка цветущих ветвей — произведение уже иной системы — декоративной. Однако из-за проблем со здоровьем, вызванным сырым климатом, в 1893 г. Виктор Эльпидифорович был вынужден вернуться в Москву и продолжить обучение в училище живописи, ваяния и зодчества. В 1895 г. Борисов-Мусатов оставил учебу и перебрался в Париж, где течение трех лет, совершенствовал навыки рисования в школе Фернана Кормона (Fernand Cormon). Он создал только 77 картин, которые разбросаны в двух десятках музеев.
Чувствуется близость Востока, близость пустыни. Сделанные на пленэре полотна были наполнены светом и движением. Он завершает «Весну», которая была начата еще несколько лет назад.
До чего же хороша картина, написанная в это время, «Капуста и ветлы». В 1890 году Борисов-Мусатов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где будет учиться почти пять лет. Таруса», «Куст орешника», «Осенняя песнь» (все в 1905 г. ), занимается монументальной живописью (эскизы к декоративным росписям). Побывав вПариже (ради новой операции), вКрыму инаКавказе, с1898 года онпоселился вродном Саратове, чуть позже жил вСаратовской губернии— вумиравшей усадьбе князей Голицыных-Прозоровских Зубриловке, которую онизапечатлел насамых известных своих полотнах. Ритмы картины чрезвычайно продуманны. В «Реквием» вложено не только чувство, но и мысль художника, его философское раз-мышление о смерти, не чуждое оттенка мистицизма. Скорее, это мусатовская «Прекрасная дама», она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта».
Известный русский художник Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года. Его гравюры, подобно романам Достоевского, открывают Петербург одновременно как живой организм и как запредельную метафизическую сущность. Лицо словно изваяно, черты строги и четки, взгляд зорок. Все пронизывающий, медлительный ритм, проводимый с поистине завораживающей последовательностью и равномерностью через все многообразные Модификации силуэтов, форм и цвета изображаемых вещей, является у Борисова-Мусатова воплощенным символом всесвязующего и всепримиряющего духа жизни, выбывающим в воображении гетевский образ «вечно женственной» природы. Характеризуя картину, один из исследователей творчества художникаЯ. Кего болезни позвоночника прибавилось заболевание почек.
Из всех предметов Виктор больше нравилась живопись. Знакомство с творчеством Н. Н. Недаром один из товарищей его детских лет, литератор А. М.
Вершиной творчества мастера явилась картина "Водоем" (1902, ГТГ), в ней поэтические грезы выражены в абсолютной, законченной форме. По словам К. Петрова-Водкина, Борисов-Мусатов придал поэзии «прочную живописную форму». Виктор был вторым ребенком в семье (пятеро детей, появившихся до него, за исключением дочери Агриппины, не выжили). "Он напряг все силы, чтобы спасти ее.
Позднее, русские художники-символисты объединились вокруг журнала «Мир искусства» (А. Мусатов достигает здесь удивительной ритмичности в чередовании легких, светлых тонов. Основы широкой эстетической культуры, свойственной Мусатову, были заложены еще в детстве. В это время он очень подружился с Андреем Белым и Валерием Брюсовым. С «Миром искусства» Мусатова роднит то, что критика именовала «мечтательным ретроспек-тивизмом». Положение ее стало ухудшаться.
Впрочем, он и в Париже тщательно оберегал свою самостоятельность. Естественность ребенка наедине с природой рождает ощущение интимности образа. Время, которое отныне воспевает Мусатов вне конкретных границ и противоречий. Так же, как в этом портрете, в картинах «Осенний мотив», «Дама в голубом платье», «В парке» каждый раз раскрывается новая грань идеала одухотворенной женственности. Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз.
Острые и меткие наблюдения идущие от живой натуры, своеобразно сочетаются в картине «Майские цветы» с сознательной условностью. С 14 лет Виктор стал заниматься исключительно живописью. В те годы, когда будущие мастера «Мира искусства» еще находили опору своим исканиям в мюнхенском модерне и картинах Беклина, а в понимании импрессионизма не шли дальше Уистлера и Цорна, Борисов-Мусатов с пристальным вниманием обратился к творчеству основоположников новой французской живописи. Стремясь к дальнейшему совершенству, художник в 1895 году едет в Париж и поступает в частную школу под названием «Ателье Кормона».
Панно и фрески Пюви де Шаванна стали для Мусатова эталоном совершенства. Монументальность его обусловлена, конечно, не размером холста (хотя Водоем — самая большая из всех его картин), а равновесием масс, найденным с предельной точностью, обобщенностью и лаконизмом цвета, более глубокого и звучного, чем прежде. Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых.
Виктор Борисов-Мусатов не был современником гениального писателя. Борисов-Мусатов родился 2 (14) апреля 1870 года в Саратове в семье мелкого железнодорожного служащего из бывших крепостных. Обычно уделом «одиноких» становилась безвестность при жизни и в лучшем случае посмертное признание в узком художническом кругу. Но внезапно 26 октября (8 ноября) 1905 года Борисов-Мусатов скончался.
Поэзия картины, при всей ее камерности, чрезвычайно действенна. Виктор мечтал об интенсивных, солнечных, чистых красках. В 1907 году открывается выставка «Голубая роза», название которой дал Андрей Белый и костяк которой составили представители ближайшего окружения Борисова-Мусатова, он был признан их идейным вождем. И отрезан от всего мира.
Отец всячески поддерживал это стремление, покупал ему карандаши, краски. Но особенно близкими и созвучными ему становятся картины-панно символистской группы «Наби» (что означает в переводе с древнееврейского языка пророк избранный – так скромно именовали себя набиды). Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Здесь, как и в других эскизах, нет развернутого драматического действия.
Станюкович. Оно на всю жизнь отделило его от сверстников. Мальчик любил мечтать, побродить в одиночестве, увлекся рисованием. Вернувшись в Саратов, Борисов-Мусатов написал картину Автопортрет с сестрой (1898), в которой впервые обнаружилось его стремление представить реальный мир как напоминание об ином – нереальном и прекрасном мире прошлого, выразилась склонность к декоративизму, превращающему картину в подобие панно и даже любовь к характерному сине-зеленому колориту. Он знакомится с импрессионизмом в чистом, классическом проявлении.
Виктор подолгу бывал в музее, но еще больше времени он уделял кистям и мольберту. Но к таким произведениям, как «Дворянское гнездо», «Ася», полотна этого художника – «Водоем», «Ожидание гостей», «Одиночество» – являются лучшими иллюстрациями. И Виктор улыбался, радостно смущенный».
«Дама в голубом», «Призраки», «Прогулка при закате», «Девушка в ожерелье», «Реквием» Все сильнее ощущалась тоска по прошлому, переходящая в скорбь по ушедшим. В луже крови — кем-то брошенная в спешке детская кукла. Этот интересный, с богатой историей город расположен почти в тысяче километров от столицы.
Здесь он окунается в атмосферу творческих исканий. И Виктор улыбался, радостно смущенный.
Он был признан лишь на склоне жизни, а лучшую свою работу закончил в год смерти. Писал также и «чистые», безлюдные пейзажи, полные задумчивого лиризма (Осенняя песнь, 1905). В 1881 году будущий художник поступает в саратовское реальное училище. Постоянными персонажами этих (и большинства других) картин стали молодые женщины в старинных платьях на фоне барской усадьбы но это не были исторические картины.
Современность отказывала им в славе. Вскоре после свадьбы Борисов-Мусатов переезжает с семьей в Подольск, поближе к столице. Содержание этих работ в какой-то степени навеяно летними поездками в имение Слепцовку, где он гостил у своего крестного – управляющего поместьем и где впервые глубоко почувствовал обаяние старины. Красочный слой (темпера) втирается в полотно так, что зернистый рельеф грубо плетеного холста проступает на поверхности живописи. Признанным шедевром этого года стал «Водоем».
Вскоре Борисов-Мусатов оставляет училище и начинает серьезно заниматься живописью. Для меня по внутренним поискам и стремлениям он созвучен с Блоком, Скрябиным, Врубелем. была твоим свадебным подарком».
Её изображение мы видим на многих работах мужа. Они мало покупаются, но художник признан во всем мире. Было бы, впрочем, ошибкой отрицать значение школы в творческом развитии Мусатова. Коровин, А. Е.
В. Э. Прическу украшает роза, на шее мерцающее ожерелье, в ушах серьги, руки на коленях безвольно расслаблены, в правой сложенный веер. Вернее, мир действительный и отраженный оказываются подобными, взаимообратимыми.
Но если в сравнительно ранних вещах, вроде «Весны» 1901 года, цвет еще воссоздает реальные впечатления от живой, конкретно увиденной натуры, то в дальнейшем, в «Призраках» и «Прогулке при закате» колорит становится все более условным. Большая часть его работ, написанных между 1895 и 1900 годами, представляет собою серию подобных же опытов овладения системой импрессионизма таковы, например, этюд «Мальчик в шляпе» (1896-1898, Государственный Русский музей) или «Девушка с агавой» (1897, Государственная Третьяковская галерея), в которой осуществлена приведенная выше живописная программа или, наконец, картина «Гармония» (1899-1900, частное собрание в Москве) с ее подготовительными этюдами (Государственная Третьяковская галерея). Недаром Борисов-Мусатов назовет Изумрудное ожерелье самой языческой своей картиной. Борисов-Мусатов был похоронен здесь же, в любимой Тарусе, на высоком берегу Оки. В1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой). А между тем уже сто лет пролетело. Как-то странно — такая тишина среди всеобщего смятения. Вследствие несчастного случая мальчик в трехлетнем возрасте сделался горбатым.
Она помогала давать названия картинам. БОРИСОВ-МУСАТОВ Виктор Эльпидифорович, российский художник и график. Борисова-Мусатова провела в Москве. И еще. Она загадочна еще и потому, что мы не видим ее лица, ее взора, устремленного в сторону старинного дома, освещенного прощальными лучами солнца.
Несмотря на это Борисов-Мусатов рос общительным, живым, хотя и мечтательным ребенком. Близость к Москве была крайне важна для него. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905) родился в Саратове в семье мещанина Эльпидифора Борисовича Мусатова. Таким образом, Мусатов очень близок к нам в связи времен и поколений. В картине «Призраки» (1903, Государственная Третьяковская галерея) извилистые тропинки старого парка словно оживают в обманчивом сходстве с лентами стелющегося по земле тумана, оживают статуи на лестничных ступенях классического особняка, форме здания с колоннами под куполом придана органическая неправильность, текучесть очертаний. В 1904 году персональная выставка Борисова-Мусатова с успехом прошла в Германии.
В 1904-1905 годах он выполняет эскизы к декоративным росписям.
Дальше – порыжевший луг, желтая с просинью полоска леса. Правда, в том же 1904 году Борисов-Мусатов получил заказ на четыре росписи для богатого особняка. Как внук крепостного, Мусатов знал, что в прошлом далеко не все было идиллией. Будто прозрачный ореховый куст дрожит от холода, протянув к осинам свои мокрые ветки.
По свидетельству современников, русский художник никогда не расставался с репродукцией «Джоконды». Возникает впечатление, что «Гобелен» вот-вот сорвется со стены и за ним откроются таинственные знаки другого, высшего бытия. И вот снова и снова мы видим на полотнах Борисова-Мусатова его любимую сестру. Так, творчество В. Борисова-Мусатова относят к символизму, считая художника певцом «дворянских гнёзд».
Он в ожидании каких-то перемен. Но если довелось увидеть его картины, причем желательно ретроспективу (их не так много, всего 77 – жизнь художника была очень короткой), они запоминаются навсегда, оставляя в душе тот же след, что и некоторые произведения Тургенева, воспевшего мир провинциального дворянства. В планах художника была большая картина «Венки васильков», он создал немало эскизов для циклов росписей, начал работу над «Реквиемом». Федоpoв, писал впоследствии о картинах Мусатова: "И глядя на это синее молодое небо среди белых облаков, которые любил изображать Мусатов, мне вспоминается разлив Волги.
Фигуры в его картинах (Гобелен, 1901 Водоем, 1902 Призраки, 1903 Изумрудное ожерелье, 1903–1904) – даже тогда, когда они очевидно натурны (своих героинь мастер обычно писал с сестры и жены), – несут в себе оттенок поэтически-печальной потусторонности. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, М. Добужинский и др. ) М. Добужинский — величайший русский график пред — и послереволюционных лет. Станюкович.
Как будто зарей ушедшей юности освещены стены родного дома. Борисов-Мусатов скончался 26 октября 1905 года. Какие-то надежды, какие-то ужасы. В последний год своей жизни он создал образцы чистой пейзажной лирики, свободной от ретроспективной темы и символистских иносказаний. По возвращении из Парижа он жил сначала в Саратове, а с 1903 года – в Подольске и Тарусе. В природе художнику чудилась некая «бесконечная мелодия» – «монотонная, бесстрастная, без углов», выражением которой становится линия рисунка и строй его композиций в целом.
Борисова-Мусатова увлекают два направления в современной живописи. Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. «Изумрудное ожерелье», «Призраки», «Парк погружается в тень», «Сон божества» – все эти названия были даны ею. На формирование его индивидуальности оказали влияние и бережное отношение родителей к его раннему увлечению рисованием и уроки молодого саратовского живописца, выпускника Петербургской Академии художеств В. Коновалова но главное — это впечатления от природы окрестностей Саратова, от голубой шири и глади Волги, покрытых лесом прибрежных холмов, выжженных солнцем, дышащих зноем заволжских степей. Вообще, явно французская ориентация живописи Мусатова заметно выделяет его рядом с петербургским «мирискусничеством», воспитанным преимущественно на образцах немецкой и английской графики.
Погруженная в мечты барышня давно минувшей эпохи. Эти слова известного американского писателя Генри Миллера в полной мере можно отнести к жизни и творчеству Виктора Борисова-Мусатова. Эта эпоха порождает «одиноких» художников, которые резко порывают с официальной академической школой, с пренебрежением отворачиваются от проторенных дорог успеха и проходят особенный, неповторимо своеобразный путь развития. На пустынном берегу Оки.
Над широкой полосой покрытого поблекшей травой берега поднимается синий лес. В результате травмы у него стал расти горб. Именно здесь проявились художественные способности молодого человека.
Сюжет очень прост. Повсюду жизнь.
Импрессионистическая вибрация мазка претворена у Мусатова в чисто декоративный эффект матово мерцающей фактуры, напоминающей старинные гобелены (не случайно одну из своих картин 1901 года художник так и называет «Гобелен»). Какие-то дороги забастовали. С картины «Автопортрет с сестрой» начинается новый этап в жизни художника. Специалисты называют его работы картинами-элегиями. Матвеевым и являющееся одной из наиболее интересных работ этого мастера.
Но стремясь овладеть как можно большим мастерством, он уезжает в Петербург, в класс П. П. Чистякова. «Одиноким» художникам принадлежит теперь неотъемлемое место в общей картине культуры.
Ему было 35 лет. Продолжением ее стала многофигурная композиция «Изумрудное ожерелье». Изображены две девочки с большим красным мячом играющие в саду среди цветущих деревьев. Их волнует не красота, т. е. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. Коновалов сразу же оценил способности Мусатова и стал заниматься с ним особо. В первые послереволюционные годы некоторые приёмы символизма оказались для ряда художников средством выражения романтического ощущения наступления новой эры: Б. М. Кустодиев: «Большевик», К. Ф. Юон: «Новая планета» и др.
А его частную школу из российских живописцев посещали Рерих и Исаак Батюков. Ибо лишь соединение безупречного рисунка с абсолютной живописью позволяло воплотить мечты о прекрасном, гармоничном мире будущих произведений. И вот таким образом не случайно пристальное внимание к явлениям современного искусства, отмеченным чертами символизма, затронувшего в последние десятилетия века европейскую литературу и искусство. Борисов-Мусатов оказал значительное влияние на творчество художников объединения «Голубая роза».
«Девушка в ожерелье» (1904) — этюд к одному из самых совершенных по воплощению и самому светлому по строю чувств созданию мастера — к картине «Изумрудное ожерелье». Три зимы (1895-1898) молодой художник провел в Париже, занимаясь в мастерской отличного педагога Ф. Кормона и внимательно приглядываясь к тому, что происходило во французском искусстве. Но, как это всегда бывает, подлинное признание приходит после смерти.
14 апреля был день рождения Виктора Мусатова-Борисова (1870-1905), одного из самых необычных русских художников. В Тарусе художник создает свои лучшие пейзажи: "На балконе. Той же цели подчинены его пространственные построения. Все здесь художником написано с натуры, все знакомо и легко узнается. Все складывается, он энергично и самозабвенно работает, рисуя по 6-7 картин в год.
Учился в МУЖВЗ (1890-91 годы и 1893-95 годы), петербургской Академии Художеств (1891-93 годы) у П. П. Чистякова, также в мастерской Ф. Кормона (1895-98 годы) в Париже. Разрабатывая композицию, художник избегает каких-либо схем. Когда мальчику исполнилось 3 года, случилась трагедия.
Он же всячески старался расширить кругозор своего ученика. Но в 1893 г., после второй операции, Борисов-Мусатов вынужден был из-за сырого петербургского климата вернуться в Москву. Лица обеих девушек грустно-спокойные, движения плавные, медленные. Одиночество его было наполнено неустанным трудом дни проходили в работе над картинами и в постоянном, систематическом чтении. Этому способствовала безграничная родительская любовь. Таруса" (1905, ГТГ), "Куст орешника" (1905, ГТГ), "Осенняя песнь" (1905, ГТГ) написаны они нежными тающими красками и с большой силой обобщения.
Создавал также «чистые», безлюдные пейзажи («Осенняя песнь», 1905 год, ГТГ) и эскизы монументально-декоративных панно (символистский цикл «Времена года» для московского особняка Дерожинской, акварель, 1904-05 годы, ГТГ и ГРМ). В ночь на 26 октября 1905 г. Борисов-Мусатов скоропостижно скончался, успев завершить лишь большую акварельную работу «Реквием» – дань безвременно ушедшей Н. Ю. Станюкович. Мерцают сиреневые, зеленые, серые, розовые тона в голубом зеркале водоема. Он всегда был окружен симпатизирующими ему людьми. В сущности сюжета, драматического действия, протекающего во времени, в картине вовсе нет. Архипов – новаторы в живописи – боролось за обновление искусства. К концу 19 века Саратов – все еще провинция, с режущим глаз контрастом между «ассенизационными проблемами и «парижскими увеселениями» и одновременно – волжский город с необычайным летом и загадочной осенью.
Росписи, однако, небыли осуществлены. В эти годы Борисов-Мусатой много рисует (чаще всего – сцены домашнего быта), пишет картину "Окно" (1886, ГТГ). Сам художник, описывая свою жизнь и творчество того времени, говорил, что живет в мире грез и фантазий «среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осеннего тумана».
Сознательно отворачиваясь от окружавшей его провинциальной действительности, Борисов-Мусатов вел жизнь одинокого мечтателя. Продлится он недолго — всего пять лет и оборвется смертью художника. Также почти до современности, до 1991 года – дожила дочь художника Марианна.
По рассказу сестры художника Елены Эльпидифоровны, Мусатов усиленно работал, пользуясь теплыми днями лета и своими натурами, безотказно идущими в его желании для намеченных картин. Серов, К. А. Очень близким ему оказалось творчество Огюста Ренуара, Поля Гогена и Берты Моризо.
Художественной школы в Саратове не было. Заснул. Чтобы понять духовную атмосферу, в которой выросло искусство Борисова-Мусатова, следует заглянуть в его дневники и записные книжки, в перечни прочитанных им книг. но они остаются.
Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Уже ранние пленэрные композиции художника проникнуты ощущением волнующей тайны («Окно», 1886 год, «Майские цветы», 1894 год, обе – в ГТГ). Весенний цветущий сад.
Борисова-Мусатова (1870-1905). Ореол историко-культурных и литературных ассоциаций, столь существенный для восприятия произведений Врубеля и художников «Мира искусства», отсутствует у Борисова-Мусатова. Даже не в лицо, а в определенное выражение лица, которое волнует и тревожит их неотвратимо. В своих цветовых построениях художник идет уже не столько от натуры, сколько от декоративного замысла.
Мусатовский мир пребывает вне времени и пространства – по выражению одного из критиков, это некая «вообще красивая эпоха». Достаточно рано у него выявилась и другая склонность: он увлекся рисованием. Но вершины в пейзажной живописи Борисов-Мусатов достигает в последние месяцы своей жизни.
Фамилия «Борисов», прибавленная им к родовому прозванию, представляет собой псевдоним. В них звучит мелодия угасания осенней природы, близкая душевному состоянию художника. Но несчастье не отняло у ребенка ни любви к жизни, ни энергии.
В 1899 г. художникВ. Но основные образы «Автопортрета», выражающие его эмоциональное содержание, не вмещаются в систему импрессионистической живописи. Коровин, «академист» П. П. Где я найду моих женщин прекрасных. Последняя работа Борисова-Мусатова – незавершённая акварель «Реквием» (1905 год, ГТГ) – одно из лучших созданий русского живописного символизма, крупнейшим представителем которого был Борисов-Мусатов.
Его знаменитый «Гобелен» обманывает обыденностью, простотой своего сюжета. Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин». Кто бы мог подумать, что жизнь художника внезапно оборвется в 35 лет. «Женитьба мало изменила его жизнь по внешности, тем более что и жена принадлежала к миру художников, но разрешение вопроса «гармонии любви» отразилась на всем последующем творчестве художника, дала ему силу, уверенность, уравновесила его порывы и сообщила всем дальнейшим работам значительность, зрелость и внутреннее спокойствие», – пишет В. Станюкович. Художник умирает внезапно летом 1905 года на даче в Тарусе. Ге и его новой картиной «Распятие», а также их беседы оказали большое влияние на творческое мировоззрение молодого художника. Основные цветовые пятна истолкованы наподобие звуков, вибрирующим эхом наполняющих «пространственный колодец».
И отнюдь не случайно, что художник именно в этот год обратился к пейзажу, олицетворяющему в его представлении Россию. В Саратове у него была школа художников-единомышленников, выставивших свои работы в 1904 году на экспозиции «Алая роза». Некоторые критики обвиняют его картины в постановочности и манерности. Она помогала давать названия картинам. Борисов-Мусатов с большим желанием учился у старого учителя в училище. По окончании совершенствовал мастерство в Париже, в студии Ф. Кормона.
Их волнует отнюдь не красота, т. е. Но времени для исполнения задуманного у него уже не было. Слышатся в ней и отголоски японского искусства, сильно влиявшего на европейскую живопись (и графику) последних десятилетий XIX века. Но белое в «Водоеме» – не предметный цвет, а нечто вроде ассиста в иконописи. В воде отражается холодное бледно-серое небо. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные.
Там в феврале 1921 года мама умерла от голода. Серова и М. А. Как странно.
Расположенный на высоком правом берегу Волги между тремя холмами, Саратов очень живописен. Критика отмечала новаторское, экспериментаторское начало в его картинах. Отец был железнодорожником. Именно таким картинам-панно Мусатов отныне отдает предпочтение. Родители безумно любили своего сына.
Пейзажный фон, а также детали обстановки и белое женское платье на переднем плане – то есть все декоративные элементы «Автопортрета» – решены в системе живописных приемов импрессионизма. Молодые художники – И. И. Грустная тишина.
Они не могли нарадоваться на своего шустрого мальчугана. Юный Витя с 6 лет проявил большой интерес к рисованию. – прошептал кто-то тихо. Втомже октябре онвнезапно скончался из-за подорванного здоровья ввозрасте 35лет.
Он идет к созданию целостного поэтического мира не путем сочинения необыденных ситуаций или игры с тенями прошлого, как «мирискусники», не населяет свои картины сказочными и мифологическими существами, как Врубель. Однако эти искания художника были встречены неодобрительно. Недаром Мусатов впоследствии признавался: «Когда меня пугает жизнь – я отдыхаю в искусстве».
Как хорошо Боже, как хорошо. Вскоре после начала русско-японской войны, был призван в действующую армию В. К. Легкие коричневые штрихи, окруженные густыми пятнами желтого цвета, словно намекают на гроздья сережек цветущего орешника, осыпанные пыльцой (хотя пейзаж писался осенью). Современники сразу же обратили внимание на новизну красок и поэтичность картины. В этом городе прошла большая часть жизни художника. В одном из последних писем к А. Бенуа: «Теперь я живу в Тарусе.
Появление на выставках Гобелена, Водоема и других картин привлекает внимание художественных кругов, хотя пресса продолжает относиться к его живописи скептически. В глуши. Стояла тишина.
Голубое небо с белыми облаками дано лишь в отражении на поверхности водоема. Одна из самых пронзительных его гравюр «Детские забавы», посвящена революции 1905 года. Знаменательна поездка в имение Зубриловка в 1902 году. Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Но при этом слишком очевидно и различие – в мусатовских произведениях обычно отсутствуют конкретно-исторические реалии быта и культуры определенной эпохи, столь существенные для «мирискусников». – Человек носит свое счастье в себе самом.
С середины 1890-х годов художника все больше привлекает изображение человека в пленэре. Излюбленный мотив его творчества — архитектуные виды Петербурга. Однако этим замыслам не суждено было воплотиться.
Многочисленные оттенки сведены к серовато-розовым и перламутрово-сиреневым. Саратов. Виктор ходил в другой комнате.
Художникам этого типа, даже при очень большой одаренности, редко удавалось добиться заметного положения в искусстве своей эпохи. Теперь он вернулся и разразился целой серией синих картин, в которых ни один мудрый философ не доискался бы до смысла» Именно так были восприняты официальной критикой лучшие творения Борисова-Мусатова – «Осенний мотив» (1899 г. ), «Гармония» (1900 г. ), «Весна» (1901 г. ), «Гобелен» (1901 г. ), «Водоем» (1902 г. ) и «Изумрудное ожерелье» (1904 г. ). Доживет до 1991 года. Сюда входили П. Кузнецов, А. Матвеев, М. Матюшин, Уткин и К. Петров-Водкин. «Водоем» полностью изменил отношение к нему столичных художников, критиков и зрителей, признавших картину шедевром русской живописной школы.
Виктор ходил в другой комнате.
Девочку воспитывала мать. 1901 год – период наибольшего творческого расцвета мастера. Таков Водоем. Живопись стала для него лишь средством выражения лирического мироощущения. В последний год жизни он выставил свои произведения в «Союзе русских художников», а также в Берлине, Мюнхене, Лейпциге и в парижском «Осеннем салоне».
Его художественное образование было беспорядочным: он обучался то в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) (1890-1891 и 1893-1895), то в Академии художеств (АХ) (1891-1893) и одновременно работал самостоятельно. Ученичество позади. В его понимании язычество — синоним пантеизма. «Художник всегда одинок – если это художник».
Ведь после начнется другая жизнь. Постепенно энергичный и целеустремленный художник становится главой кружка молодых живописцев, увлеченных поисками новых путей в искусстве. Правда, последующие попытки развить намеченное не сразу привели к успеху: картины Осенний мотив (1899) и Гармония (1899-1900) выглядели как наивные изображения костюмированных сцен. Впоследствии в одном из писем молодой Мусатов писал о себе: «Во мне кровь плебейская, но душа принца».
Этому способствовала безграничная родительская любовь. Задумчивый мотив звучит в природе.
От своего учителя, художника В. В. В отношении к брату она очень хорошо понимала и чувствовала стремление его к творчеству и всегда старалась внимательно поддерживать в моменты его меняющихся душевных настроений". Сам Борисов-Мусатов после нее обрел уверенность в себе, в своих творческих поисках. В это время в стране происходят бурные революционные события.
А еще мальчик любил помечтать, побродить в одиночестве. И Мусатов работал увлеченно, с великим старанием. Левитан, М. Нестеров, В. А. Семья переезжает в Подольск, но лето всегда проводят на даче в Тарусе.
Теперь, много повидав, он смотрел на нее иными глазами: Красивый город удивительно. Параллельно – он еще и вольный слушатель Петербургской Академии Художеств. Он создает свои лучшие пейзажи – «На балконе. Небесная высь, опрокинутая на невидимую поверхность водоема, становится как бы глубиной бездонного пространственного колодца, на краю которого живут людские привидения, – своего рода живописный аналог образу символического колодца в «Пелеасе и Мелисанде» Метерлинка. А глубина картины уже погружается в прохладный полусумрак. В своих словно подёрнутых дымкой нереальности, «сновиденческих» произведениях Борисов-Мусатов стремился выразить романтичную мечту о прекрасном мире, в котором человек находится в гармоническом единстве с природой («Весна», 1898-1901 годы, ГРМ «Гобелен», 1901 год и «Изумрудное ожерелье», 1903-04 годы, оба в ГТГ).
Например, фронтон гостиницы «Метрополь» украшает его знаменитая «Принцесса Греза». Это, по его словам, просто красивая эпоха. Тройницкого, директора Эрмитажа, проведя с ним три года в ссылке в Уфе.
Она отвернулась, но именно ее взором увиден и одухотворен весь пейзаж. И я хочу, чтобы слава этой картины.
Это произведение стало самым «земным» и жизнеутверждающим в творчестве художника. Вскоре у него появились боли в спине и начал расти горб. Как и всегда, проведена большая подготовительная работа этюды, наброски, эскизы Героини полотна сестра и невеста художника. От Коновалова он получает первые навыки мастерства, первые эстетические представления. Здесь живопись как бы сливается с музыкой, поэзией и гармонией природы. Но подлинной вершиной творчества художника стала картина «Водоем».
С 1890 года Борисов-Мусатов – студент Московского художественного училища.
Картины этих лет становятся шедеврами. Даже в Европе таких нет. Идейные позиции и теоретические принципы французских импрессионистов были ему чужды. Полотно решается как декоративное панно или гобелен. художественный музей им.
Подолгу – иногда в течение всей жизни – они стараются держаться вне групп, не примыкают к какому-либо сложившемуся художественному течению и более всего дорожат независимостью своих творческих исканий. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. Похоронен художник на высоком берегу Оки в Тарусе. После них художник обратился к композиции более сложной – Изумрудное ожерелье (1903-1904), включающей в себя уже шесть фигур, связанных общим сложным движением и отчетливо ощущаемым ритмом.
Его рисунки и виньетки украсили в 1905 году страницы журнала «Весы». Как она перекликается с творчеством импрессионистов. Сделав две-три попытки обратиться к сюжетам античности (в оставленной на стадии эскизов картине Рабы, в пастушеской идиллии Дафнис и Хлоя), Борисов-Мусатов бесповоротно отдается живописно-лирической теме: милой его сердцу поэзии русской природы и старины, прекрасной своей одухотворенностью русской женщине. Марианне не было ещё и года, когда папы не стало.
Её изображение мы видим на многих работах мужа. Елена Владимировна была для Мусатова не просто женой, она была другом, соратником, музой. Картина «Водоем» (1902, Государственная Третьяковская галерея) представляет собой как бы концентрированную формулу живописной системы Борисова-Мусатова. После ссылки вернулась в Москву. В 1884 году Борисов-Мусатов поступает в саратовское реальное училище.
Кононова (1952), "Стихотворения" Т. Г. Борисов-Мусатов читает газеты и письма, которые ждет с нетерпением. С 1898 года жил преимущественно в Саратове, с 1903 года – в Подольске и Тарусе. Однако зрелый стиль этого мастера в целом следует характеризовать как постимпрессионизм в его живописно-декоративном варианте, в некоторых чертах близкий стилю французских художников группы «наби».
За эту короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях. Главным мотивом Борисова-Мусатова стали «дворянские гнезда», мир старинных усадеб, преображенный – благодаря музыкальной ритмике линий и композиций, зыбкому мареву колорита – в поле волшебных видений и грез. От нее же и деда по материнской линии – гжатского мастера-золотопечатника он унаследовал и художественные наклонности. Он был похоронен, как завещал, на высоком берегу Оки, на кладбище у Вознесенской горы. К сожалению, это высокое признание, как на родине, так и за ее пределами, ничего не меняло в существовании художника, жившего с женой и ребенком довольно бедно: коллекционеры его работ почти не покупали и даже Третьяковская галерея, уступая настойчивости В. А. Серова, приобрела у него лишь однажды картину и два эскиза. Есть художники, – писал о Борисове-Мусатове М. Волошин, – которые всю свою жизнь влюблены в одно лицо. Картина «Последний день» (The last day, 1903), купленная в мае 2006 г. на Sothebys за 702 400 британских фунтов, является, по-видимому, единственной работой живописца проданной на аукционе.
Летние облака принимают фантастические формы. В нее входили Поль Серюзье (руководитель), Пьер Боннар, Эдуард Вюйар и Морис Дени. Обобщенные статичные пятна, размеренный ритм линий, форм рождают настроение печального угасания. За Волгой – выжженные солнцем, розоватые, желтые степи под бледным небом, дышащим зноем. В это же время художник получил заказ в Москве на исполнение двух циклов монументально-декоративных росписей. Мусатов героически боролся за жизнь больной.
В акварели На балконе. В 1904 г. в ряде городов Германии с успехом прошла персональная выставка работ Борисова-Мусатова, а весной 1905 г. художник принял участие в выставке Общества французских художников (Salon de la Socit des Artistes Franais) и стал членом этого общества. Умер Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 26 октября 1905 г. Работы живописца экспонируются во многих картинных галереях: в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Воронежском областном художественном музее, Саратовском художественном музее, Национальном художественном музее Республики Беларусь, Нижегородском государственном художественном музее. Станет книжным графиком.
Я его имею и верю, что в нем не разочаруюсь до конца». Полностью отказываясь от иллюзорной передачи пространства, Борисов-Мусатов строит замкнутую в своей плоскостности композицию, сближая первый и второй планы исключая линию горизонта. Известность Борисова-Мусатова растет.
Достаточно просто прогуляться по центру Москвы. Преобладающее значение имеет колорит. В 1901 г. он приехал в Зубриловку. Сумерки начинают сгущаться. Картина полна неизъяснимой грусти и очарования.
Кумиром его был Леонардо да Винчи, которому, кроме всего прочего, как никому другому, удавались сфумато (прозрачные тени). Его дед был крепостным крестьянином, отец – мелким железнодорожным служащим в Саратове. В мастерской он только рисовал и никогда не показывал Кормону свою живопись. По эмоциональности эскизы созвучны ранее созданным работам Борисова-Мусатова. На напряженные духовные поиски поэтов она отвечает чистым отображением духовности: «Над вечным покоем» И. Левитана, «Видение отроку Варфоломею», «Труды преподобного Сергия», «Пустынник» М. Нестерова. Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга. Не связанные между собой словесным диалогом или каким-либо определенным действием, они связаны иначе – непрерывностью композиционного развития имеющего характер движения по кругу и подобной же непрерывностью живописно-колористического «мелоса».
Задача штудирования обнаженной натуры изучение эффектов солнечного освещения, стремление достигнуть декоративности используя локальный цвет, в этюде «Мальчик с собакой» (1895), сочетаются с попыткой образного решения мотива. Он бегал по докторам, за лекарством, ежедневно приносил ей цветы, которые так ее радовали. У времени и у них одно общее – вечность. Но где же взять натуру, где взять моделей.
Через просеку видна холодная, будто стальная, Ока. «Тоска меня мучит, музыкальная тоска по палитре, быть может. Все они были отмечены выдающимся мастером пейзажа В. Д. Поленовым, а написанная в 1894 г. картина «Майские цветы» – приобретена Ее Высочеством Елизаветой Федоровной. Зритель сразу замечает какую-то особую напряженность всей композиции. Стояла тишина. Но вот друг художника, скульптор А. Матвеев, не согласен с таким определением Борисова-Мусатова: «Матвееваприводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос) Это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд», воплощающие «тоску по прошлому». Как и всегда, он много и плодотворно работает.
Особенно его интересовала живописная система импрессионистов и искания символистов. Последние годы жизни М. В. Чтобы определить специфику живописи Борисова-Мусатова и подметить закономерности ее развития, следует обратиться ко всей серии, от «Встречи у колонны» (акварель, перо, Государственный Русский музей) и «Гобелена» (1901, Государственная Третьяковская галерея) и почти импрессионистической «Весны» (1901, Государственный Русский музей) до выполненных темперой картин «Водоем» (1902, Государственная Третья-ковская галерея), «Прогулка при закате» (1903, Государственный Русский музей), «Призраки» (1903, Государственная Третьяковская галерея) и, наконец, до завершающей серию работы «Парк погружается в тень» (1904, Государственная Третьяковская галерея). Конечно, можно прожить век и ничего не знать об этом замечательном мастере.
Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. Дальнейшее развитие искусство символизма в русской живописи получило в творчестве художников группировки «Голубая роза». Содержание передано в аллегорической форме. ст. ) 1905 года Борисов-Мусатов умер, едва достигнув тридцатипятилетнего возраста.
Борисов-Мусатов испытавший влияние П. Пюви де Шаванна, П. Гогена и художников группы «Наби», соединил его с тенденциями импрессионистического «пейзажа настроения». В этюде запечатлено окно небольшого флигеля, где жила семья Мусатовых в Саратове.