В 1963 г. в Осло был торжественно открыт музей Э. Мунка, который занимается собранием, обработкой и популяризацией творчества норвежского художника и графика. Но сам Мунк считал эту работу очень важной для себя и впоследствии называл её «своим прорывом». В 2013 году в честь стопятидесятилетия со дня рождения Мунка Почта Норвегии выпустила серию марок с репродукциями его работ55.
Э. мунк окончил Государственную академию искусств и ремёсел в Осло, где занимался живописью и скульптурой. Графика Мунка – это отдельный мир, в котором автор отходил от детализированных образов к обобщению. Самым известным произведением Э. Мунка является картина «Крик». Мунк создал 4 версии «Крика» используя разные техники: масло и пастель. В Музее Мунка представлен один из двух вариантов, созданных маслом, а проданная на аукционе Sothebys в Нью-Йорке картина «Крик» выполнена пастелью.
Одним из лучших портретов кисти Мунка является портрет профессора Даниэля Якобсона, лечившего художника в психиатрической клинике. Герой картины — это близкий друг Мунка Яппе Нильсен, на момент написания картины вовлеченный в несчастливый роман с Одой Крог, супругой влиятельного художника Кристиана Крога. 40-41 серии были посвящены второстепенным персонажам. Мунковский «Крик» висел в музее, куда парень и девушка зашли на первом свидании. Это один из навязчивых мотивов в творчестве Мунка.
Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). В 3-й серии Нуку-Нуку пыталась помирить супругов Нацуме. Кюсаку, Акико и Рюносукэ перебрались за город в поместье Мисима и пытались жить как обычная семья. В одной из комнат поместья висела знаменитая картина Мунка. В дальнейшем Мунк еще не раз возвращался к той трагической ночи – в течение сорока лет он написал шесть картин изображающих его умирающую сестру Софи.
На перемене Коити расспрашивал его о Мунке и знаменитой картине. Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка. Творчество Мунка очень самобытно. Эдвард Мунк (род.
Он родился в семье врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком (из пяти детей). Сейчас в электронном виде уже доступны как сами тексты, так и факсимиле многих листов, потому что отличительной чертой многих произведений Эдварда Мунка был синтез литературы и рисунка, что вполне естественного для художника. Творчество норвежского художника Эдварда Мунка часто ассоциируют с такими направлениями, как символизм, экспрессионизм и эстетизм. Эдвард Мунк (норв. Создав множество картин на тему болезни, смерти и самоубийства, Мунк повторил трагическую судьбу многих своих героев.
Реконструкция жизни норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка на фоне переломной эпохи XIX-XX в. в. — «Крик» в числе прочих работ Мунка был признан образцом дегенеративного искусства в нацистской Германии и был запрещён. «крик» ЭДВАРДА МУНКА – ИСТИННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, ЕДВА ЛИ НЕ САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ КАРТИНА В МИРЕ, ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА. Мунк был не только художником-живописцем, но и монументалистом. Старшей женой Мунке была Кутукуй-хатун, дочь Улудая, сына Бука-гургена из племени икирес, зятя Чингис-хана.
В 4-й серии мелькнул «Крик» Мунка. До 1879 года Эдвард Мунк хотел стать инженером, но ему помешала болезнь. У Кутукуй и Мунке были сыновья Балту и Уренгташ и дочь Баялун. Творческое наследие Эдварда Мунка – знаменитого норвежского живописца, графика, театрального художника и теоретика искусства, насчитывает около 1000 картин, 4400 акварелей и рисунков, более 15000 эстампов, а также шесть скульптур.
Жалко, больно, хочется чтобы кто-то услышал. Спасибо за знакомство с Мунком, теперь я знаю автора. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Среди костюмов-обличий Серави был «Крик» Мунка.
Творчество Мунка оказало значительное влияние на развитие искусства XX века, особенно на такие направления, как экспрессионизм и фовизм56. «часто я просыпался в холодном поту и оглядывал свою комнату, чтобы убедиться, не в аду ли я», – сознался в конце жизни Эдвард Мунк. Впоследствии Мунк всегда говорил, что никогда не стремился к детальному изображению, а переносил на свои картины только то, что выделил его глаз, что по-настоящему было важно.
Духи страха, скорби и смерти окружали меня с момента рождения, – вспоминал Мунк о своем детстве. Мунку было всего пять лет, когда умерла от туберкулеза его мать, а затем он потерял и старшую сестру. Та известная фигура кричащего существа возникла у Мунка под впечатлением от выставки в этнографическом музее, где его больше всего поразила перуанская мумия в позе эмбриона.
Тема, ставшая центральной в творчестве Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. От другой жены, ойратки Огул-Тутмыш, у Мунке было две дочери— Ширин и Бичикэ. Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка.
После смерти матери Софи и Эдварда (Лауры) она взяла на себя заботы по ведению хозяйства в доме Мунков. В изображении парижских бульваров и улицы Карла Юхана -центральной магистрали в Кристиании – Мунк начал применять импрессионистические и пуантилистские живописные приемы, а французской Ривьере досталась вся чувственная красота, доступная его палитре. Баявчин стала наложницей Мунке в наказание её отца, укравшего из оружейной палаты тетиву лука. Благодаря этой удивительной способности можно узнать, что даже микробы (в данном случае грибки) прибегают к цитированию картины Мунка, когда дела совсем плохи. Но картина «Крик», являясь самым известным полотном художника, всё-таки не может исчерпывающим образом характеризовать творчество Э. Мунка.
После окончания школы Мунк какое-то время учился на инженера, но порвал с этой идеей, движимый стремлением заниматься живописью. Природа для Мунка интересна не сама по себе, а как особый мир, живущий по своим законам, но в котором протекает жизнь человека. После потерь Мунк посчитал главным виновником всех трагедий Бога.
«без моих картин я – ничто», – признался однажды Эдвард Мунк, произведения которого сейчас известны намного больше, чем сам автор. Эдвард Мунк (1863-1944), чье 150-летие отмечается в этом году по всему миру известен, прежде всего, как гениальный художник-новатор и мало кто знает, что он был еще и талантливым писателем. Умер Мунк в начале 1944 года, вблизи Осло, во время немецкой оккупации. Портрет Эдварда Мунка изображён на банкноте в 1000 норвежских крон. На многих работах Мунка появляется унылая линия фьордов, окружающих Осло.
Картину стоимостью более 70 миллионов долларов неоднократно похищали, но она всегда возвращалась Музей Мунка в Осло. После школы Мунк учится на инженера, но в какой-то момент понимает, что мечтает заниматься только живописью. Мунк более, чем кто-либо другой, был духовным наставником этого направления в искусстве, а его творчество — криком времени, болезненного и мрачного. Представительницы прекрасного пола влюблялись в увлеченного искусством странного юношу с горящими глазами, но Мунк считал, что сильные чувства ослабят его тягу творить.
Всю жизнь страдающий Мунк, «Мадонна» которого мало похожа на привычный классический образ, воплотил на холсте свои тайные переживания. Эдвард Мунк родился в многодетной семье военного врача. Крик Мунка повлиял не только на художников ХХ века, но и цитировался в поп-культуре: самая очевидная аллюзия на картину – знаменитая маска из одноименного голливудского фильма ужасов.
Уже в раннем творчестве Мунка появляется тема человека и природы. Благодаря лечению в клинике Мунк собрался с силами и за несколько лет до смерти разобрал личный архив и обобщил свое литературное наследие. Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский живописециграфик, театральный художник, теоретик искусства. В дальнейшем творчестве Мунк обращался к монументальной живописи, писал сцены городской жизни, мажорные по цвету пейзажи.
Воспринимая закат как «свернувшуюся кровь», Мунк пишет небо волнистыми линиями кроваво-красной краски с добавлением синего и оранжевого. В последние десятилетия жизни к Мунку пришли слава и признание. Текст составлен по материалам Википедии и авторской статьи А. П. Дьяченко "Эдвард Мунк: потерянный и обретённый".
В начале 1890-х годов Мунк уезжает в Германию.
Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство.
В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. В 1885 году он получил возможность совершить поездку в Париж, где посетил восьмую и последнюю выставку импрессионистов. Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Сразу после победы Мунке провёл следствие и суд, после которого приказал казнить семьдесят семь человек из числа своих противников— некоторых князей родов Угедея и Чагатая и их нойонов (эмиров по терминологии Джувейни и Рашид ад-Дина), в первую очередь темников и тысячников из их войск.
Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом.
Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. Мунк отнюдь не разделял все идеи этого кружка исповедовавшего крайний индивидуализм. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Живое побеждает смерть. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир.
Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. Конфискованные у них владения были разделены между Мунке и Бату, а также другими чингизидами, признавшими их власть. Создана картина в Берлине. Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин.
Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти.
В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника.
«Женщина в её тотальной изменчивости — это загадка для мужчины. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».
Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него.
Когда Ханни проснулся, его глаза загорелись дьявольским огнём, а лицо стало настолько ужасным, что солдат «сделал Крик» (если так можно назвать традицию цитировать картину Мунка). Позже новым поколением норвежских художников, которые использовали и творческий опыт Мунка, в ратуше был выполнен весь комплекс монументально-декоративных работ. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Он ввёл Эдварда в круг столичной богемы, центральной фигурой которой был скандальный писатель-анархист Ханс Егер. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта.
Проект остался нереализованным. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.
Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. В него вошло около трехсот листов. Ведь первоначальное название на немецком, которое дал Мунк своей работе, было «Der Schrei der Natur» («Крик природы»). Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», — так Мунк описывает момент, когда он ощутил потребность выразить охватившие его чувства.
Картина становится символом вечного возрождения жизни. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. Мунк более не общался с Туллой, до конца своей жизни называя её лишь «та женщина». Его портреты превосходно отражали характер человека.
Вера (читай – Ода) становится главным действующим лицом и других произведений Йегера, так что в данном случае, если вспомнить и о том, что сама Ода также оставила роман о своей жизни, речь идет уже о настоящем «Фризе жизни» – эпическом полотне из жизни кристианийской богемы в нескольких частях в духе Мунка. Юль часто именовали «пожирательницей мужчин» за её бесконечные романы. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Была также казнена и Каймыш вместе с рядом её сторонников (после другого следствия и суда)3. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.
В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос.
В этом описании можно увидеть одну из самых значимых картин Мунка «Мадонна» (известная еще как «Любящая женщина» или «Зачатие»), пять вариантов которой художник создал ещё за несколько лет до знакомства с Туллой. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». До того, как в 2015 году наследие Мунка перешло в общественное достояние52, Музей Мунка выступал как официальный правообладатель в вопросах, связанных с коммерческим использованием его картин. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Луч весеннего солнца пронизывает комнату, бросая яркие блики на предметы, на исполненные страдания и печали лица.
Эта картина честно и откровенно передает пробуждающееся сексуальное чувство, которое Мунк считал одним из самых глубоких и опасных переживаний, выпадающих на долю человека. Объясняя, почему нельзя будить «малыша», Тамаки рассказал, что однажды на американской военной базе, куда семья Ханинодзука выехала для проведения занятий по единоборствам, Ханни заснул из-за разницы во времени. Зашел какой-то солдат — и разбудил его. Они свободны от излишней повествовательности. А рядом стояла высокая женщина, статная темная фигура на фоне окна.
Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Портрет обращает внимание остротой характеристики образа и новыми особенностями живописной манеры, которая складывается к концу первого десятилетия ХХ в. Фигура Якобсона изображена на фоне напряженной симфонии желтых и красных тонов. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни».
«Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Вскоре несчастье постигло и другую его сестру, Лауру: в её поведении появились странности, со временем становившиеся всё более заметными и спустя некоторое время ей была диагностирована шизофрения. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. В течение 1909-1916 гг. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой.
Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала.
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Так как на великом курултае Мунке получил верховную власть, а Бату стал ака (то есть старшим в роде), то они смогли подавить нарождавшуюся династическую смуту. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. В связи с этим некоторые учёные выдвинули версию, что такой оттенок неба был связан с извержением вулкана Кракатау в 1883 году. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.
Была также казнена и Каймыш вместе с рядом её сторонников (после другого следствия и суда). Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея.
Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32.
– Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Принято считать, что именно в этом полотне проявилось гениальное пророчество художника: гримаса ужаса говорила о том, что человечеству грозят суровые испытания. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7.
В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Мунк упорно учился. Его гравюры – пожалуй, высшее достижение мастера.
По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение.
Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Достоевского «Преступление и наказание». Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. Это были первые опыты художника.
ориентация норвежского искусства меняется. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции.
По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. В них запечатлен духовный путь мастера.
Его картины передают нам его ужасные муки и страдания. К тому времени известность художника стала достаточной для того, чтобы историк искусства Густав Шифлер занялся составлением каталога графических работ восходящей звезды, сам же Мунк проводил все больше времени в курортных городках Тюрингии, пытаясь побороть алкоголизм и справиться с нервным расстройством.
Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). Через портрет он всегда исследовал душу человека. Осенью он едет в Париж.
Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. – Младен Долар в книге Голос и ничего больше.
Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. Взаимоотношения Мунка со своей картиной, как и ее трактовки – любимая тема критиков и экспертов. Формальные приемы, которые использует Мунк, вытекают из особенностей его мировосприятия, подчеркнуто трагического и эмоционально обнаженного.
Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. В этот период Мунк пережил несколько нервных срывов, вступал под странными предлогами в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми наконец, в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством46. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849).
В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее – фигуры играющих и купающихся детей. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба – «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Однако «та женщина» оставила неизгладимый след не только в его судьбе, но и в его творчестве. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера.
В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». В 1900-х гг. Некоторые из них – своего рода монологи-исповеди, обнажающие чувства, другие – сдержанные, отмеченные некоей формой отчуждения, затрудняющей проникновение в глубину. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане.
Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536. В его произведениях она выступает под именем Веры – героини новеллы Йегера «Поцелуй и примирение» (1889), в которой ее муж выступает под именем Бьёрка.
В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах.
Лаура Катрина была моложе супруга на двадцать лет. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Портреты художника – исследование человеческой души.
Попытка противодействия со стороны другого кандидата в ханы Ширемуна (внука Угедея) провалилась. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло.
Однако, «Крик» в известных нам вариациях появился не сразу. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).
Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин – «Больной девочки», а также менее известной, «Весны» и – косвенно – целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Отец Эдварда, Кристиан Мунк, был врачом, вначале судовым, а затем – военным. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.
Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. В него вошли работы, объединённые тематикой любви, женственности, страха, отчаяния и смерти. Картины природы всегда преломлены через настроение художника.
У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Мунк подробно описывает запутанные отношения Оды и Кристиана и еще более сложные отношения «принцессы богемы» с ее возлюбленными Хансом Йегером, Яппе Нильсеном и Гуннаром Хейбергом.
В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей.
В сущности его картины 80-х гг. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. В бегло намеченных чертах лица – усталость и горечь.
Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. Написанный крик по определению немой, застрявший в горле черное отверстие лишено голоса, который мог бы его смягчить, заполнить, наделить смыслом, вот таким образом его резонанс еще больше. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине».
В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». По мнению некоторых искусствоведов, таким образом художник пытался избавиться от Крика и смог сделать это лишь после курса лечения в клинике. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение.
Пластический язык обретает исключительную силу. В комнате царит полутьма, а единственное светлое пятно – лицо умирающей девушки, которое будто освещено. Сразу после победы Мунке провёл следствие и суд, после которого приказал казнить семьдесят семь человек из числа своих противников— некоторых князей родов Угедея и Чагатая и их нойонов (эмиров по терминологии Джувейни и Рашид ад-Дина), в первую очередь темников и тысячников из их войск.
ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль.
По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Он продолжал писать картины на темы, разработанные еще в молодости и более спокойные пейзажи вплоть до смерти 23 января 1944 в Энеми, близ Осло. Возможно, так случилось, так как это одно из немногих полотен Мунка, пропитанных умиротворением и спокойствием, где фигуры девушек и природа изображены в жизнерадостных красках. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти.
В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти». В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии.
В его судьбу вторглась война. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк.
В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Считается, что натурщицей для одной из версий «Мадонны» была норвежская писательница, возлюбленная Мунка времени его берлинских поездок, жена близкого друга художника, польского писателя Станислава Пшыбышевского, — Дагни Юль.
Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.
Так как на великом курултае Мунке получил верховную власть, а Бату стал ака (то есть старшим в роде), то они смогли подавить нарождавшуюся династическую смуту. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине.
Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Всего он провёл там более полугода. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)».
Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. Золотой нимб гигантского раскаленного солнца, посылающего свои лучи на землю, художник изображает на фоне спокойного фьорда и могучих вздымающихся скал. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Фигура героини освещена ярким весенним солнцем, заставляя ее тело отбрасывать резкую тень». Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности.
Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». На смену приходит пафос утверждения жизни.
Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения.
И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. Астроном Д. Ольсен из штата Техас даже определил место в Осло, где могло быть видно именно такое небо, как описал его Мунк. Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки.
Уже в середине 80-х гг. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. В творчестве многих художников трудно выделить единственную самую значимую и известную картину, однако в случае с Мунком не возникает сомнений – его Крик знают даже люди, не питающие слабости к искусству.
В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона.
Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события.
Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа.
В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Проза Мунка, вне всяких сомнений, автобиографична, но отличается от аналогичных литературных произведений современников, прежде всего, соотношением физических и «ментальных» событий, то есть, художника интересует не столько мир внешний и люди с их поступками, сколько мир внутренний, собственные мысли и переживания. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. носят пейзажный характер.
Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. Ему предшествовали полотна «Отчаяние», «Тревога» и «Меланхолия», в которых он пытался найти идеальный образ, который передаст то ощущение ужаса, то эмоциональное напряжение и тот самый кровавый закат. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Главным становится передача состояния, психологии, а не события. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало.
Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы.
Нужен Достоевский или хотя бы смесь Крога, Йегера и, возможно, меня самого для того, чтобы столь же убедительно, как это удалось Достоевскому на примере русского сибирского города, описать прозябание в Кристиании – не только тогда, но и сейчас». Подчас этому способствуют сами избранные мотивы.
В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал.
В 80-е гг. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. Он продолжает экспериментировать и расширять круг своих персонажей: среди них в этот период появляются купальщики, фермеры, рабочие, нередки также изображения животных. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Он издает вопль.
Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Графика Мунка поражает разнообразием техники.
В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение.
Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Всего он провёл там более полугода.
Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок».
К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Изматывающий роман с Туллой их бесконечные разрывы и воссоединения, её попытки суицида и, наконец инцидент с револьвером дурно сказались на психическом состоянии Мунка: им овладели мысли о кознях, которые строят против него враги, он стал не в меру вспыльчив и подозрителен. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. В Германии у Мунка было много друзей. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же.
Сдержанно сопоставлены холодный свет луны и четкие плоскости зеленых и теплых коричневых тонов. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма.
Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. – На мой взгляд, подобное глубоко религиозное восприятие женщины, такое восславление красоты страдания можно найти лишь в русской литературе». Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет.
В целом всякое творчество автобиографично. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. Мы видим, чтона картине небеса окрашены в ярко-алый цвет, который так впечатлил Мунка. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение.
В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. В 1921-1922 гг. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк.
Мы не только не можем услышать крик, но и человечек, странное кричащее существо инопланетянин, не может услышать нас у него или нее нет ушей, он, она или оно не может никого достигнуть при помощи крика, так же как он, она или оно не может быть достигнут (а/о). Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки.
Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Девушки на мосту – одна из немногих картин Мунка, получивших известность после создания – признание пришло к Мунку и большинству его творений лишь в последнее десятилетие жизни художника.
«Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству.
В это время Мунк начал общаться с компанией радикальных анархистов из Христиании – надо признать, они были не более чем бледной тенью их современников, нигилистов из Санкт-Петербурга3. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. Один из друзей художника, Адольф Поль, так описывал свои впечатления от этой работы: «На краю кровати сидит обнаженная девочка. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы.
Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. В это время в Париже начинают появляться живописные и графические афиши и рекламные плакаты в стиле модерн. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22.
Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30. Попытка противодействия со стороны другого кандидата в ханы Ширемуна (внука Угедея) провалилась. В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение.
В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Вскоре семья переселилась в столицу. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41.
Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Лицо человека – застывшая безликая маска.
Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства».
Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов».
Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. Именно здесь началось увлечение пейзажем – наиболее распространенным жанром национальной живописи. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность.
«Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. Безрадостным, глухим к чужому несчастью представляется художнику мир, который он воплощает в веренице символических образов. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. Особенностью этого пейзажа становится полное слияние человека с природой в единое одухотворенное целое их извечная гармония. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Рядом с ней – мать.
В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило.
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13.