Самым известным произведением Э. Мунка является картина «Крик». «такое мог написать только сумасшедший» – эту надпись один из пораженных зрителей оставил прямо на самой картине Эдварда Мунка (Edvard Munch) «Крик». Но картина «Крик», являясь самым известным полотном художника, всё-таки не может исчерпывающим образом характеризовать творчество Э. Мунка. Пейзаж отражает спокойное, задумчивое настроение этой картины Мунка.
В Музее Мунка представлен один из двух вариантов, созданных маслом, а проданная на аукционе Sothebys в Нью-Йорке картина «Крик» выполнена пастелью. Также говорят, что картина —плод психического расстройства Мунка. Герой картины – близкий друг Мунка Яппе Нильсен. Вернувшись в Норвегию после недолгого пребывания во Франции, он начинает работу над циклом картин «Фриз жизни».
С 1890-х годов творчество художника развивается в рамках стиля модерн, но находит и ряд новых черт, усиливающих в картинах Мунка трагическое звучание образов, предвосхищая возникновение экспрессионизма. «крик» — самая известная картина норвежского художника Эдварда Мунка. Самое знаменитое полотно, которое написал норвежский художник Эдвард Мунк — «Крик»: история создания картины так же многозначительна, как и ее название.
В статье «Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника» кратко о жизни норвежского живописца и графика, теоретика искусства. Правды ради, стоит сказать, что есть у Мунка и откровенно страшные картины, на которые вообще не хочется смотреть. Перед смертью, Мунк завещал свою коллекцию картин столице Норвегии.
Самая известная картина Мунка «Крик». В этот же период, Мунк создает одну из своих известнейших картин «Больная девочка». Некоторые критики приписывали картине даже пророческие мотивы, относящиеся ко всем тем бедам, которые сокрушатся на плечи Мунка в будущем. Картину стоимостью более 70 миллионов долларов неоднократно похищали, но она всегда возвращалась Музей Мунка в Осло.
Крик Мунка повлиял не только на художников ХХ века, но и цитировался в поп-культуре: самая очевидная аллюзия на картину – знаменитая маска из одноименного голливудского фильма ужасов. Самая известная работа Мунка — картина Крик. Творческое наследие Эдварда Мунка – знаменитого норвежского живописца, графика, театрального художника и теоретика искусства, насчитывает около 1000 картин, 4400 акварелей и рисунков, более 15000 эстампов, а также шесть скульптур. В картине Мунка решительно все шло вразрез с принятыми нормами. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти».
«крик»— картина норвежского художника Эдварда Мунка, прочно вошедшая в современную культуру как графический символ охуения, фрустрации и прочих положительных переживаний. Хотя, у меня создалось впечатление, что смерть все таки не главное в картинах Мунка. Я бы сказал что в разрушенном сознании Мункаосталась только любовькак мощное природное явлениеи ее ощущения едва и держат на плавуувлекательность картин Мунка. Впоследствии Мунк всегда говорил, что никогда не стремился к детальному изображению, а переносил на свои картины только то, что выделил его глаз, что по-настоящему было важно.
Герой картины — это близкий друг Мунка Яппе Нильсен, на момент написания картины вовлеченный в несчастливый роман с Одой Крог, супругой влиятельного художника Кристиана Крога. Например, картина «Больная девочка», на которой он изобразил свою умирающую сестру Софи Мунк, была раскритикована за незавершённость, небрежность и плохую технику. «без моих картин я – ничто», – признался однажды Эдвард Мунк, произведения которого сейчас известны намного больше, чем сам автор. В дальнейшем Мунк еще не раз возвращался к той трагической ночи – в течение сорока лет он написал шесть картин изображающих его умирающую сестру Софи. Картины Мунка постепенно стали выставлять.
Написанная в 1890-х годах картина «Расставание» буквально иллюстрирует то, как Эдвард Мунк воспринимал жизнь. И, словно кричащий на мосту с картины Мунка, стиснула щеки ладонями. «крик» ЭДВАРДА МУНКА – ИСТИННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, ЕДВА ЛИ НЕ САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ КАРТИНА В МИРЕ, ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА.
В большинстве картин Эдварда Мунка написанных в 1890-1910-х годах прослеживается цикл, который называется «Фриз жизни». Его портреты превосходно отражали характер человека. Я задержался, опёрся на балюстраду моста смертельно усталый. Крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы. Предполагается также, что ярко-алый цвет неба был вызван извержением вулкана Кракатау в 1883 г. Мощный взрыв (его сила многократно превышала силу атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму) привёл к выбросу в атмосферу огромного количества вулканического пепла из-за которого в течение последующих нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты. Искусствовед Роберт Розенблюм предположил, что странное бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 г. Мунк создал 4 версии «Крика» используя различные техники, в том числе маслом.
В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Этому циклу он посвятил более тридцати лет. Довольно долгое время она привлекала Мунка.
Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна».
Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Национальная галерея (Осло, Норвегия)Сумрачный лесной пейзаж.
Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. Самовыражаться в искусстве за свой счёт любой человек имеет право так, как ему заблагорассудится. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29.
Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали. Всё увиденное на этой выставке глубоко тронуло его понимание творчества. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Русская литература в то время завоевала огромный авторитет и потому не удивительно, что в 1883 году на норвежский язык перевели роман Ф. М.
Образ ужаса, который невозможно преодолеть, в этой работе просто перенасыщен эмоциями. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности.
Но письмо с этим известием пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Но надо думать о морали. Сначала нацисты объявили Мунка «истинно нордическим» художником, но позднее назвали представителем «дегенеративного искусства». Эдвард Мунк умер в 1944 г. в возрасте 80 лет. Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.
«Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. Надо понимать устроителям, что это оставляет в человеке сексуальный след на всю жизнь. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге.
Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев.
Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников.
«Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Национальная галерея (Осло, Норвегия)На картине изображена 15-летняя рыжеволосая девушка с изможденным от болезни лицом.
Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Мысли о смерти, страх перед жизнью, проявления чувственности и ощущение ее как греха, зла борьба с религиозными запретами – все это причудливо переплелось в его душе. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство.
Полотно называли выкидышем, недоделкой. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. Мунк экспериментировал со множеством разных тем, палитр и стилей рисования. Его картины стали выставляться в крупнейших музеях Европы. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло.
Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Хрен редьки не слаще. Достоевского «Преступление и наказание».
Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Первый скандал не заставил себя ждать.
Кажется, что картину жизни облили растворителем и все предметы начинают терять форму перед тем, как превратиться в ничто. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество.
В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Страшно то, что он, не найдя выхода, утверждает безысходность.
Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически.
Страшно за детей и подростков. Осенью он едет в Париж. Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания.
Мунк защищается от природного вопля и фигура изображенного героя является естественной реакцией испуганного человека, спасающегося от настоящих или кажущихся катаклизмов. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. Особенно это чувствуется в картине «Меланхолия».
Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем.
Шел он не как все. На его фоне изображены мужчина и женщина. Мунк начал самостоятельные поиски средств выражения своих идей. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым.
Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Центральной темой творчества Эдварда Мунка стали взаимоотношения мужчины и женщины. Ребенком он пережил и смерть матери. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню.
Бонна высоко оценивал способности Эдварда к рисованию, но не одобрял его вольного обращения с цветом27. Это было для него открытием. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы.
Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. А те-же экспрессионисты людям чувственным, но не любящим бередить себе душу, могут и не нравиться, но не могут именно на них не производить никакого впечатления. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Эдвард Мунк «Крик» (1893).
Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».
Его картина «Крик» изображает отчаянный вопль охваченного ужасом человека, усиливаемый кровавым закатным пейзажем – именно эта работа стала одной из самых узнаваемых не только в творчестве Мунка, но и вообще в мире. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен.
Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта.
Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни.
Здесь Эдвард Мунк отходит от абстрактной и сумрачной атмосферы, присущей циклу «Фриз жизни», в пользу более резкого стиля, ярких красок и обыденных сюжетов. Делал несколько шагов. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же.
Этот цинизм. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901).
Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Фигура мужчины – в самом углу картины. Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка.
Скорее всего, пепел – это сгоревшее чувство. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30. Решительная Тулла имела иное представление о любви нежели Эдвард и всеми силами пыталась женить его на себе. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», — так Мунк описывает момент, когда он ощутил потребность выразить охватившие его чувства.
Через год оставил колледж и решил стать художником – к неудовольствию отца. Снятие нескольких наиболее обнаженных гравюр делу не поможет. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. Она как будто предвещает основные темы XX в. (модернизма): одиночество, отчаяние, отчуждение, смерть.
Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. Ведь первоначальное название на немецком, которое дал Мунк своей работе, было «Der Schrei der Natur» («Крик природы»).
Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе. De gustibus non est disputandum.
Однако, «Крик» в известных нам вариациях появился не сразу. Холст, масло. Создана картина в Берлине. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине.
По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Эдвард Мунк «Больная девочка» (1886). – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Мунк будит грубые инстинкты человека.
Что-же касается созерцателей и покупателей, то и они могу и не смотреть и не покупать и иметь личное мнение о любых предметах, явлениях и субъектах. Мы видим, чтона картине небеса окрашены в ярко-алый цвет, который так впечатлил Мунка.
«Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Художник очень сильный. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам.
Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Относительно же обстоятельств создания «Крика» существует несколько версий: близ Экеберга располагалась крупнейшая скотобойня Осло, а недалеко от неё находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка Лаура. Мунк вырос в очень религиозной семье. Всего он провёл там более полугода. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Он оставил после себя огромный архив.
Картон, масло, темпера, пастель. Холст, масло. Психолог исключительный. А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии.
64, 5 54 см. В дальнейшем творчестве Мунк обращался к монументальной живописи, писал сцены городской жизни, мажорные по цвету пейзажи. В 1993 году ему присудили кавалера Большого креста ордена Святого Олафа. По форме великолепный.
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Останавливался, думая о чем-то. Как уже говорилось, картина Крик оказалась самой заметной во всём творчестве художника.
Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4.
Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24. В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода – «Ночь в Сен-Клу».
Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. Через портрет он всегда исследовал душу человека.
В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Ему приписывают маниакально-депрессивный психоз. 119, 5 118, 5 см. В это время в Париже начинают появляться живописные и графические афиши и рекламные плакаты в стиле модерн.
В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. В свободное время Мунк активно ходил на выставки и в музеи, в том числе на экскурсии, посвящённые классическому искусству, которые Бонна устраивал для своих студентов28.
Выглядит она очень хрупкой и ранимой. В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту. И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок».
Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии.
В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Все они основаны на личных переживаниях художника. Её широко открытые глаза пусты – это конец любви, конец всему». Наконец, самая известная картина Мунка – «Крик». На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина.
Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Она входит в раздел «Страх жизни». 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни".
Графические работы Мунка имеют острую выразительность. Изначально она называлась Отчаяние. Любовников как будто скрывает мгла. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32.
Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. О Мунк. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают. ».
Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. Эдвард Мунк «Ночь в Сен-Клу» (1890). Убивает разум человека.
Ему предшествовали полотна «Отчаяние», «Тревога» и «Меланхолия», в которых он пытался найти идеальный образ, который передаст то ощущение ужаса, то эмоциональное напряжение и тот самый кровавый закат. Слава и признание пришли к нему только в последние годы жизни. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).
В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Отбрасывает человека к его зверскому обличию, тянет в лес.
Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Гримаса крика искажает лицо персонажа, на котором отражаются боль и мука. Маленькие бессильные руки, узкие плечи.
Он сидит ссутулившись, подперев голову рукой и отвернув лицо. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову.
Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Кино, мультипликация, сувенирная промышленность, политика you name it.
После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). Национальная галерея (Осло, Норвегия)Человеческая фигура (мужчина. Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. Эдвард Мунк «Пепел» (1894).
Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Композиция возвращает нас к символизму 1890-х годов, что подтверждают написанные Мунком сопровождающие тексты: «Мое искусство придало моей жизни смысл. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала.
Та самая знаменитая картина «Крик» Мунка очень схожа по своей композиции с «Девушками. » : точно так же смещен фокус и сделан акцент на уходящей вдаль по диагонали дороге. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах.
Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». По некоторым данным художник был жертвой психических болезней.
Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Над чёрно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара.
Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Критики буквально высмеивали картину «Больная девочка», на которой художник написал умирающую Софи.
Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Холст, масло. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Оборачивался, как бы ища другой дороги.
Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Его поза выражает подавленность или отчаяние.
Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди.
В нем многое привлекало внимание. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин.
Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Именно здесь он написал свои самые известные полотна, включая Крик в 1893 году.
Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). 120, 5 141 см.
Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Правы все. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца.
Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. 91 73, 5 см. Он описал ее так: «Я шел по дороге с двумя приятелями, вдруг солнце зашло и все небо стало кровавым, при этом я как будто почувствовал дыхание тоски. Ей 26 лет и она замужем. Но он поступил в технический колледж, где проявил способности к физике, химии и математике.
В Сен-Клу художник снимал этаж над кафе с видом на Сену. Постепенно Мунк приходит к своему фирменному «экспрессионистскому» стилю: выразительность линий, упрощённость форм, символизм сюжетов. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти.
Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8.
Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара.
В произведениях Мунка боль личных утрат ощущается столь остро, что зритель видит в них отнюдь не сколки с реальности, но именно состояния страдающей души. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение.
Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Семья, в которой было пятеро детей (Эдвард был вторым ребёнком), часто переезжала, но большую часть детских лет Эдвард провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В возрасте 5 лет потерял мать, а через 10 лет и старшую сестру. Талант к рисованию обнаружился у него в раннем возрасте. Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна (Осло, Норвегия)В главном герое картины, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, можно видеть и самого Эдварда и его недавно умершего отца и его друга, датского поэта Эмануэля Гольдштейна.
«Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Он казался странным.