Вот великий Эдвард Мунк это и изобразил – отчаянную боль из-за расставания, которую получил молодой человек от одной ветреной девушки. Написанная в 1890-х годах картина «Расставание» буквально иллюстрирует то, как Эдвард Мунк воспринимал жизнь. В картине "Расставание" Эдвард Мунк пытается максимально раскрыть близкую ему тему отношений мужчины и женщины.
Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. Считается, что натурщицей для одной из версий «Мадонны» была норвежская писательница, возлюбленная Мунка времени его берлинских поездок, жена близкого друга художника, польского писателя Станислава Пшыбышевского, — Дагни Юль. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе.
Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье.
В творчестве многих художников трудно выделить единственную самую значимую иизвестную картину, однако вслучае сМунком невозникает сомнений – его «Крик» знают даже люди, непитающие слабости кискусству. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать).
Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. Кроме того, вэти годы художник работал надпохожими понастроению картинами, например, над «Тревогой» (1894) изображающей людей натом же мосту надОсло-фьордом и «Вечером наулице Карла Иоанна» (1892). «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. Она называлась «Дорога никуда».
В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Он называл это «лошадиным лечением».
Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Высоких было больше, чем низких. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. На полотне изображены мужчина и женщина.
Художник страдал бессонницей и паранойей. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка.
Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп». Мунк вырос в очень религиозной семье.
Получается лучшая гармония красок. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем.
Изначально она называлась Отчаяние. С точки зрения как критиков, так и офтальмологов, в них очевиден страх художника окончательно потерять зрение. Он был первым, кто заметил талант Эдварда. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследииДостижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль.
Блондинок мало. Его картины стали выставляться в крупнейших музеях Европы. Взаимоотношения Мунка со своей картиной, как и ее трактовки – любимая тема критиков и экспертов. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). Скорее всего, автор предлагает публике ситуацию, пережитую им самим. Страдание мужчины физические.
После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Ребенком он пережил и смерть матери.
Именно здесь он написал свои самые известные полотна, включая Крик в 1893 году. В 1889 году он купил дом в Осгордстранде, который стал для его творчества отправной точкой. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде».
Выглядит она очень хрупкой и ранимой. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. Но больше всего его раздражали пальцы. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону.
На первом варианте небо написано в багряных тонах. Один из первых представителей экспрессионизма. Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). «О чем я думаю. Расхожее выражение как нельзя точно характеризует сюжет этой картины.
В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». Кто-то считает, что скорчившийся вужасе человек реагирует надоносящийся отовсюду «Крик природы» (первоначальное название картины – ред. ). Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Его картина «Крик» изображает отчаянный вопль охваченного ужасом человека, усиливаемый кровавым закатным пейзажем – именно эта работа стала одной из самых узнаваемых не только в творчестве Мунка, но и вообще в мире. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни.
Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ. Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж.
В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X.
Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. Творчество Мунка с начала 1890-х гг.
Но и природа изображалась им весьма поверхностно. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. Оно у Мунка изображено отражающимся в воде одного из фьордов южного побережья Норвегии, но написано при этом столь смело и стилизованно, что заставляет вспомнить художников-абстракционистов. По воспоминаниям художника, взлополучную ночь его отец, который привсех бедах обращался кбогу, «ходил взад-вперед покомнате, молитвенно сложив руки» иничем немог помочь дочери. Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг.
Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Тяжело переживает мужчина, торжествует женщина. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи.
В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Солнце, дождь и ветер изменяли краски и, с точки зрения художника, гармонизировали полотна. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным.
Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами. «Я почувствовал крик Природы»). Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку.
Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Здесь Эдвард Мунк отходит от абстрактной и сумрачной атмосферы, присущей циклу «Фриз жизни», в пользу более резкого стиля, ярких красок и обыденных сюжетов.
Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). «Больная девочка»— ранняя картина Мунка иодна изпервых, представленных художником наОсенней художественной выставке 1886 года. Изображение человека с искаженным от ужаса лицом стало не просто олицетворением страха, но и своеобразным знаком эпохи. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов.
Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. Все они основаны на личных переживаниях художника. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года.
В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Четверть — молодежь. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. Мунк экспериментировал со множеством разных тем, палитр и стилей рисования. Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7.
Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Всё увиденное на этой выставке глубоко тронуло его понимание творчества. После обучения в Королевской школе Искусства и Дизайна в Христиании (сейчас Осло), в этом же городе в 1883 году работы Мунка впервые выставлялись на выставке Индустрии и Искусства. Многие картины художник писал в нескольких вариантах.
Перед концертом нам удалось немного поговорить. В 1993 году ему присудили кавалера Большого креста ордена Святого Олафа. Урна с прахом художника стоит в почетной роще Спасителя в Осло, городе, которому Мунк завещал в наследство все свои работы, созданные за 60 лет творческой жизни. Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). В конце 1880-1900-х гг.
Та самая знаменитая картина «Крик» Мунка очень схожа по своей композиции с «Девушками. » : точно так же смещен фокус и сделан акцент на уходящей вдаль по диагонали дороге. Как уже говорилось, картина Крик оказалась самой заметной во всём творчестве художника. Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. Что за чертовщину они там плетут. Однако «та женщина» оставила неизгладимый след не только в его судьбе, но и в его творчестве.
В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала.
Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. Слава и признание пришли к нему только в последние годы жизни.
«Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. Грин позаимствовал наименование для своего романа. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету».
Восьмидесятые годы были достаточно спокойными: художник перебирал приёмы импрессионизма и пуантилизма, экспериментировал с палитрой, плавно эволюционировал от реализма к символизму. Поиски заняли целых два года. «Женщина в её тотальной изменчивости — это загадка для мужчины. Этому циклу он посвятил более тридцати лет.
Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Нападки со стороны прессы будут преследовать его ещё, как минимум, 15 лет. В 1889 году Мунк осел в Европе и стал жить за счёт стипендии.
От поздних работ Мунка это полотно отличается своей приверженностью к реализму, хотя уже и здесь заметен преимущественный интерес внутренним переживаниям человека, а не к его внешнему облику. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое.
Разве вы не знаете, что луна круглая. ». «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал.
Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех».
Мунк более не общался с Туллой, до конца своей жизни называя её лишь «та женщина». Именно так и произошло: двадцатый век обернулся тяжелейшим периодом в истории человечества: революции, колониальные войны, Хиросима и Вьетнам и, наконец, две кровопролитные мировые войны. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели.
В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». «Девушки намосту»— одна изнемногих картин Мунка, получивших известность после создания – признание пришло кМунку ибольшинству его творений лишь впоследнее десятилетие жизни художника. В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина».
Довольно долгое время она привлекала Мунка. 5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Тогда картины Мунка все больше были сосредоточены на изображении таких эмоций, как тревога, одиночество и экзистенциональный страх, возможно, самый яркий пример – его самая знаменитая картина «Крик».
Эдвард Мунк Расставание (1896)Расставание – маленькая смерть. Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. По мнению некоторых искусствоведов, таким образом художник пытался избавиться от «Крика» исмог сделать это лишь после курса лечения вклинике.
Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк.
В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». В этом описании можно увидеть одну из самых значимых картин Мунка «Мадонна» (известная еще как «Любящая женщина» или «Зачатие»), пять вариантов которой художник создал ещё за несколько лет до знакомства с Туллой. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. После открытия оформленного им актового зала в университете Кристиании Мунк приобретает усадьбу Экели неподалеку от столицы и переезжает туда.
Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма.
Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. Образ ужаса, который невозможно преодолеть, в этой работе просто перенасыщен эмоциями.
С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Возможно, так случилось, так как это одно из немногих полотен Мунка, пропитанных умиротворением и спокойствием, где фигуры девушек и природа изображены в жизнерадостных красках. Но не получается» Сегодня на пляж высыпало много людей. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств.
Как имногие другие полотна, Мунк воссоздавал «Крик» втечение нескольких лет, написав первую версию картины в1893 году, апоследнюю – в1910-м. Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию.
«Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.
Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным.
«Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж.
Он в одном из своих дневников писал, что идея ее написания пришла к нему, кода он с товарищами совершал променад по мосту.
На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает.
Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Лихорадочно вцепившись в ту область груди, где находится сердце, он смертельно бледен. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.
Это обобщенный образ, напротив, мужчина – индивидуален. входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями.
И, хотя женщины накартинах Мунка, каки впроизведениях обожаемых им Генрика Ибсена иЮхана Августа Стриндберга, всегда символизируют хрупкость жизни итонкую грань между жизнью исмертью, в «Девушках намосту» отразилось редкое дляхудожника состояние душевной радости. Юль часто именовали «пожирательницей мужчин» за её бесконечные романы. «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Достоевского «Преступление и наказание».
«Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения.
Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Мунк также верил, что когда-то лун было две. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка.
Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Девушки на мосту – одна из немногих картин Мунка, получивших известность после создания – признание пришло к Мунку и большинству его творений лишь в последнее десятилетие жизни художника. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма.
Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). В 1893 году он написал первый вариант «Крика».
Это было для него открытием. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние.
Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Он упорно добивался какого-то очень точного ощущения в картине, придирчиво и беспощадно отклоняя несколько вариантов.
Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». Худых — больше, чем толстых.
Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов.
Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем.
В комнате царит полутьма, а единственное светлое пятно – лицо умирающей девушки, которое будто освещено. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы.
Создана картина в Берлине. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Здесь он проживёт остаток жизни. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». 20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.