Позже новым поколением норвежских художников, которые использовали и творческий опыт Мунка, в ратуше был выполнен весь комплекс монументально-декоративных работ. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Формирование творческой индивидуальности Мунка происходило в контактах и с другими ведущими европейскими школами и художественными движениями эпохи. Осенью он едет в Париж.
И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. Разве вы не знаете, что луна круглая. ».
В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Ребенком он пережил и смерть матери. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. Самая, пожалуй известная работа Мунка обросла великим множеством комментариев и интерпретаций при всем разнообразии воззрений сущность их в том, что главное в картине – ее способность вызвать у зрителя глубокое личное переживание. Будучи зрелым и уже немолодым художником, он написал автопортрет, когда болел испанкой, портрет так и называется – «Больной испанкой».
Оборачивался, как бы ища другой дороги. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг.
Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Осенью он едет в Париж. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали.
В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. Он называл это «лошадиным лечением».
Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. Он вырос в норвежской столице, Кристиании (ныне Осло).
Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»).
В 1884 г. он совершенствовался в Модуме у Фритса Таулова – пейзажиста, одного из наиболее интересных художников-импрессионистов в Норвегии, который давал уроки живописи на открытом воздухе. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. Значение же Мунка для искусства модерна состоит в том, что созданные им образы объединяют синтетизм и смелый колорит с графической условностью плоскостного решения.
Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. В его судьбу вторглась война. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях42.
Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки.
Эта работа родилась как отклик на страдания старшей сестры художника, Софи, умершей от туберкулеза в 1877 году. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Отец Эдварда, Кристиан Мунк, был врачом, вначале судовым, а затем – военным. А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти.
Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья.
Мунк создает произведения большой жизненной правды и человечности, выражающие его трагическое ощущение жизни. Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка.
Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок».
«Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. Все они основаны на личных переживаниях художника. Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн).
Картина становится символом вечного возрождения жизни. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина.
Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света.
Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется.
Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка.
Мунк полагал, что эти полотна будут поэмой о жизни, любви и смерти. Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке6. После этой трагедии отец, очень привязанный к детям, читавший им сказки и саги и игравший с ними, впал в унылое христианство, постоянно читал Библию, почти не обращал внимания на своих отпрысков. В 1893 году он написал первый вариант «Крика».
Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе.
В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. Мунк упорно учился. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. «Я почувствовал крик Природы»). В него вошло около трехсот листов. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю.
Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Гримаса крика искажает лицо персонажа, на котором отражаются боль и мука.
Свои произведения автор сравнивал с музыкой. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.
Он был крайне подозрителен, считал, что люди хотят ему зла, тайные противники преследуют его. Много картин находится в Бергене. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер.
В Германии у Мунка было много друзей. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни.
От картины веет всепоглощающим страхом, краски и линии пейзажа восстают против слабого и сверхчувствительного человека, ландшафт движется по направлению к нему, чтобы задушить его. Спустя несколько лет после выписки Мунк купил большую усадьбу Эйкелю на окраине Осло с намерением разместить там «Фриз жизни», однако впоследствии он считал, что все картины, написанные им, так или иначе имеют отношение к этому циклу. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Шел он не как все. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ.
Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше.
Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». носят пейзажный характер. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом.
По некоторым данным художник был жертвой психических болезней. Но и природа изображалась им весьма поверхностно. Не случайно в процессе работы над полотном он отказывается от мрачных смысловых атрибутов, хотя и они трактованы неоднозначно: череп животного буйно прорастает листвой, погребенное в земле тело, как щупальцами, объято корнями дерева. В свободное время Мунк активно ходил на выставки и в музеи, в том числе на экскурсии, посвящённые классическому искусству, которые Бонна устраивал для своих студентов28. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом).
ориентация норвежского искусства меняется. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде.
«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Он был первым, кто заметил талант Эдварда.
Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. Пытаясь спасти души своих детей, он в самых ярких красках описывал им муки ада, говоря о том, как важно быть добродетельными, чтобы заслужить место в раю. В бегло намеченных чертах лица – усталость и горечь. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина.
Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Ей 26 лет и она замужем. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны27. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он.
Примерно с 30 лет и до самой кончины Мунк пытался изобразить свое мировоззрение: «Фриз жизни» был задуман как ряд картин, которые дают представление о жизни человека. Когда Национальная галерея в Осло купила его картину, на другой день один из критиков заявил, что отныне граждане Осло не смогут водить своих дочерей в галерею до тех пор, пока «пьяным проституткам» Э. Мунка будет«разрешено спать» в залах галереи. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным.
22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Любовников как будто скрывает мгла. Художник то достоверно описывает свой облик, то отказывается от буквального полного сходства, а скорее стремится создать психологически адекватный портрет, отмеченный напряженным лиризмом. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»29 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца30.
Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в семье норвежского военного врача, фанатичного лютеранина. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.
Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. Достоевского «Преступление и наказание». Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Здесь он проживёт остаток жизни. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года.
Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». Грин позаимствовал наименование для своего романа. Принадлежавшая художнику рыбацкая хижина в Осгорстранне, где он подолгу жил и работал, сейчас функционирует как дом-музей, вся обстановка которого осталась нетронутой со времён его жизни. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет».
Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры.
При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. В целом всякое творчество автобиографично. Он был очень религиозным человеком.
И, хотя женщины на картинах Мунка, как и в произведениях обожаемых им Генрика Ибсена и Юхана Августа Стриндберга, всегда символизируют хрупкость жизни и тонкую грань между жизнью и смертью, в Девушках на мосту отразилось редкое для художника состояние душевной радости. Работая в технике офорта, сухой иглы, акватинты, литографии, ксилографии, художник не искал новых тем и композиций, а только варьировал мотивы своих живописных произведений. Другие картины этого цикла также отличаются крайней мрачностью сюжета. Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность».
Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Картины природы всегда преломлены через настроение художника. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны.
На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8. Ему приписывают маниакально-депрессивный психоз.
Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Урна с прахом Э. Мунка стоит в почетной роще церкви Спасения в Осло. Сестра будущего живописца, Софи, также скончалась от этой болезни в 15 лет.
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Мунк страдал боязнью пространства, он с трудом переходил улицу, не любил оглядываться по сторонам, это состояние изображено на картине «Крик»: рот юноши раскрыт, он обвил руками голову для того, чтобы заглушить вопль. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс».
Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее – фигуры играющих и купающихся детей. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное.
Конечно, это совсем не канонический образ мадонны, но нимбом вокруг головы художник подчёркивает её святость. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем.
Но всего пару лет спустя молодой художник вышел из-под влияния академизма и решительно порвал с реализмом. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения.
Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство.
Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Проект остался нереализованным. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти».
«Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал.
Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования.
Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Провел он там больше полугода, продолжая рисовать. В 1900-х гг. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Они свободны от излишней повествовательности.
Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». Хрен редьки не слаще. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536.
Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Всего он провёл там более полугода.
В 1889 году он вновь подал заявку на стипендию для поездки в Париж и, не в последнюю очередь благодаря поддержке Эрика Вереншёлля, получил её25. Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает.
В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк.
Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. Всего он провёл там более полугода. Мунк вырос в очень религиозной семье. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).
Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем.
Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба – «древа жизни», рассказывающий историю своей страны.
Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. Сторонники Квислинга, принявшие оккупацию Норвегии и сотрудничавшие с немцами, обратились через Кнута Гамсуна, который был знаком с ними, чтобы пригласить Мунка в «Почетный совет искусства», но он отказался от этого предложения. Главным становится передача состояния, психологии, а не события. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.
Мы не только не можем услышать крик, но и человечек, странное кричащее существо инопланетянин, не может услышать нас у него или нее нет ушей, он, она или оно не может никого достигнуть при помощи крика, так же как он, она или оно не может быть достигнут (а/о).
Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. Всего он провёл там более полугода. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29. В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Графика Мунка поражает разнообразием техники.
Он считал, что люди – всего лишь «безмолвные пешки», высшие силы дают им одну заповедь: «Преодолевайте слепую игру по имени жизнь». Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.
В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье.
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. Мунк отнюдь не разделял все идеи этого кружка исповедовавшего крайний индивидуализм. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца.
Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13. Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге.
Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»4: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада5. Получается лучшая гармония красок. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы.
Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции».
Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. Он оставил после себя огромный архив.
В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). Правы все. Она называлась «Дорога никуда». Критика обрушилась на Мунка с огромной силой, ему советовали найти другую профессию, картины художника критики называли «безнравственными, болезненными, грубыми».
Пластический язык обретает исключительную силу. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. На протяжении всего детства Эдварда Мунки неоднократно переезжали, отчасти по требованию отцовской службы, отчасти из-за недостатка денег, заставлявшего их подыскивать более дешёвое жильё. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.
«Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым.
«Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы.
Здесь он начал посещать уроки Леона Бонна, среди студентов которого было много скандинавов. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. Многие картины художник писал в нескольких вариантах.
Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. Он рассматривает внутренний и внешний мир страдающего человека изображенного с мрачным лицом и держащегося окровавленной рукой за сердце. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь.
Его картины передают нам его ужасные муки и страдания. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. На одной из картин изображена борьба обнаженных фигур, лезущих друг на друга, группа людей наверху поднимает гроб. На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». Что за чертовщину они там плетут.
Вскоре семья переселилась в столицу. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина.
Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. В поздние годы, Мунк нарисовал несколько картин с использованием моделей.
К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м.
Преувеличение по существу преображает реальный облик людей до степени причудливого ирреального, наделяя их мрачной символикой. В сущности его картины 80-х гг. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма.
Портреты художника – исследование человеческой души. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе.
И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. Он также продолжил работу над графикой, включая литографические портреты. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха.
Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Следует подчеркнуть в то же время, что они были обусловлены как реальными обстоятельствами жизни, так и мироощущением художника. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Коллекция, включавшая в себя несколько тысяч живописных полотен, рисунков, гравюр и рукописей, составила основу для собрания будущего Музея Мунка, открывшегося в 1963 году48. Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически.
«Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. Коллекция, включавшая в себя несколько тысяч живописных полотен, рисунков, гравюр и рукописей, составила основу для собрания будущего Музея Мунка, открывшегося в 1963 году51. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Это было для него открытием. De gustibus non est disputandum.
Урна с прахом художника стоит в почетной роще Спасителя в Осло, городе, которому Мунк завещал в наследство все свои работы, созданные за 60 лет творческой жизни. Через портрет он всегда исследовал душу человека. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. Чувствуется влечение этих двоих друг к другу, великие силы овладели ими.
Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Родив пятеро детей в течение семи лет, она умерла от туберкулеза, когда ей исполнилось только 30 лет.
Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности.
Влияние этого стиля проявляется также в стремлении Мунка избегать однозначных образов, отдавая предпочтение скрытым чувствам и эмоциям. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. В Германии Мунк сдружился с семейством Пшибышевских: писателем Станиславом и его супругой Дагни. Очертания фьорда лишь намечены извилистыми линиями – пронзительными полосами желтого, красного и синего.
Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка.
Кажется, что он поднялся с кровати для того, чтобы встретить смерть. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (через 10 лет эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность.
Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. Он казался странным. Осенью он едет в Париж. Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств.
Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». Всего он провёл там более полугода.
Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями.
Хрупкое здоровье Мунка затрудняло полноценное обучение, но ему удалось получить образование в Королевской школе рисования в Христиании (ныне Осло). Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. Заметив, что кто-то при нем шепчется, говорил: «Когда буржуазный сброд перестанет обо мне злословить. » Тяжелый и продолжительный психоз развился у Мунка достаточно поздно, в возрасте 45 лет, заболевание было диагностировано как «мания преследования».
Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22.
Фигура героини освещена ярким весенним солнцем, заставляя ее тело отбрасывать резкую тень». Его портреты превосходно отражали характер человека. Лицо человека – застывшая безликая маска. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица.
В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Иногда Мунк в буквальном смысле слова «боролся» со своими картинами, которые ему не нравились он топтал их ногами, произносил проклятия в их адрес, устраивал им «лошадиное лечение», оставлял их на улице под дождем, надеясь, что картина станет лучше. Состояние своей героини художник передает через деформированные формы и искаженные цвета, тем самым ассоциируя себя с символизмом и нарождающимся экспрессионизмом. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. Рядом с ней – мать.
Он продолжает экспериментировать и расширять круг своих персонажей: среди них в этот период появляются купальщики, фермеры, рабочие, нередки также изображения животных. В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине.
Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.
Довольно долгое время она привлекала Мунка. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. Это были первые опыты художника. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него.
Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. Выставленная впервые, эта работа подверглась уничтожающей критике — прежде всего, за жесткую манеру письма. Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. – Младен Долар в книге Голос и ничего больше.
Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего.
Вскоре несчастье постигло и другую его сестру, Лауру: в её поведении появились странности, со временем становившиеся всё более заметными и спустя некоторое время ей была диагностирована шизофрения. Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. На берегу стоит пара: она смотрит на берег и море, он – на нее. Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв.
Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти.
«Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины.
Последние годы жизни Мунка совпали с оккупацией немцами Норвегии. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины».
Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер.
Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». В 80-е гг. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера.
Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк.
Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин – «Больной девочки», а также менее известной, «Весны» и – косвенно – целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника.
Он издает вопль. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите.
Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Каждая картина тогда, писал он, «издает свой собственный звук и эти звуки объединяются в общую мелодию». Он в одном из своих дневников писал, что идея ее написания пришла к нему, кода он с товарищами совершал променад по мосту.
В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. Этот образ тесно связан с популярным в европейском искусстве в 1890-е годы стилем «ар нуво», для которого характерны плавные, волнистые линии. Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций.
В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895).
Новое образное отражение действительности в области пластических искусств реализуется в формах условных, трансформирующих реальность, главным образом в виде живописной системы модерна. Мунк также верил, что когда-то лун было две. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)28. Он был вторым ребёнком в семье: у него была старшая сестра, Юханна София, две младших— Ингер и Лаура и брат Андреас. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло.
Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории.
Все произведения, написанные Мунком, отражали его внутреннее состояние. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании11. В 1921-1922 гг. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. После выздоровления Мунка, как и прежде, особенно волновали тайны любви и смерти.
Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Одновременно с этим он говорил, что люди – это «жалкие земляные вши», они велики лишь в собственных мыслях, «если тебе надоест плясать под дудочку судьбы, остается только один выход – лишить себя жизни».
В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти». В них запечатлен духовный путь мастера. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами.
Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре.
Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30.
Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно.
Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. Маленькие бессильные руки, узкие плечи. Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи.
После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души.
Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп». На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы.
Изображение человека с искаженным от ужаса лицом стало не просто олицетворением страха, но и своеобразным знаком эпохи. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех».
В 29 лет Мунк получил стипендию и уехал в Париж, где находился под сильным влиянием импрессионистов, особенно А. Тулуз-Лотрека. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Старый человек сидит в кресле, накрыт пледом, рот раскрыт, он задыхается.
В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. В 1879 году Эдвард поступил в технический колледж, где показал прекрасные успехи в физике, химии и математике, несмотря на то, что хрупкое здоровье препятствовало полноценному обучению9.
Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало.
Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника.
Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. «Через всю серию картин, – объяснял он, – проходит волнистая линия побережья. В нем многое привлекало внимание. На смену приходит пафос утверждения жизни. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Мунк обладал даром психолога, вот таким образом он почти не писал портреты незнакомых людей – для него не было главным передать внешнее сходство.
Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Это продолжалось около четырёх лет и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла и показав её тело. Все то неповторимое индивидуальное, что мы называем искусством Мунка, впервые прозвучало именно в эти годы. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны.
23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Но больше всего его раздражали пальцы. Нужен Достоевский или хотя бы смесь Крога, Йегера и, возможно, меня самого для того, чтобы столь же убедительно, как это удалось Достоевскому на примере русского сибирского города, описать прозябание в Кристиании – не только тогда, но и сейчас». Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)».
В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Лаура Катрина была моложе супруга на двадцать лет.
В этот период его наставником стал художник-натуралист, соратник Фрица Таулова Кристиан Крог. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. Особенностью этого пейзажа становится полное слияние человека с природой в единое одухотворенное целое их извечная гармония. Живое побеждает смерть.
Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый.
Делал несколько шагов. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. Художник страдал бессонницей и паранойей. Поиски заняли целых два года. В этот период Мунк пережил несколько нервных срывов, вступал под странными предлогами в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми наконец, в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством.
В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. В 1889 году он вновь подал заявку на стипендию для поездки в Париж и, не в последнюю очередь благодаря поддержке Эрика Вереншёлля, получил её.
Этому циклу он посвятил более тридцати лет. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Сам Мунк, был болезненным ребенком. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. Создана картина в Берлине.
Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Останавливался, думая о чем-то. В мае 2006 года трое обвиняемых в краже были приговорены к тюремным срокам, а в августе полиции удалось обнаружить работы.
Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец. Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик». Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге.
По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. Мунк отказался от перспективы и светотеневой моделировки, композицией и отсутствием формы картина отдалённо напоминала икону. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами.
На первом варианте небо написано в багряных тонах. Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой. Уже в середине 80-х гг.
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине.
Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». В течение 1909-1916 гг. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа.
Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Эдвард Мунк, как и многие другие писатели, музыканты и художники, поражал своей целеустремленностью, трудолюбием, сверхценным отношением к своему творчеству, которое не исчезало даже в период развернутого психотического состояния.
В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие.
Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. Его внимание всегда сосредоточено на лице модели, психологической характеристике человека, как правило, наделенного напряженной внутренней жизнью и духовной энергией.
Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения.
Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».
Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала.
Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине».