Текст составлен по материалам Википедии и авторской статьи А. П. Дьяченко "Эдвард Мунк: потерянный и обретённый".
Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. В конце 1880-1900-х гг. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Провел он там больше полугода, продолжая рисовать.
Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7. Забыть его и не узнать при следующей встрече просто нереально. Смелая независимость Мунка, перешагнувшего узкие рамки натурализма, вызвала бурю негодования. Особенностью этого пейзажа становится полное слияние человека с природой в единое одухотворенное целое их извечная гармония. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой.
Создана картина в Берлине. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32. Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83).
Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Вы могли бы нарисовать на холсте собственную сильную эмоцию.
Некоторые из них – своего рода монологи-исповеди, обнажающие чувства, другие – сдержанные, отмеченные некоей формой отчуждения, затрудняющей проникновение в глубину. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)».
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников.
Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство.
Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа.
В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. Композиция возвращает нас к символизму 1890-х годов, что подтверждают написанные Мунком сопровождающие тексты: «Мое искусство придало моей жизни смысл. Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. носят пейзажный характер.
Его гравюры – пожалуй, высшее достижение мастера. Мунк отнюдь не разделял все идеи этого кружка исповедовавшего крайний индивидуализм. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение.
Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен.
Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Монументальное творчество Мунка положило начало созданию национальной школы монументальной живописи, а также позволило считать его одним из выдающихся мастеров европейского монументального искусства ХХ в. Представление о творческой индивидуальности Мунка будет неполным, если не сказать о его многочисленных графических и живописных автопортретах. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.
Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется.
Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года. Графика Мунка поражает разнообразием техники. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение.
«Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.
Буйство красок, динамичная фактура – приемы, в которых отчасти возрождаются импрессионистические принципы, но на иной основе. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться.
Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец. Но уже через год он покинул школу Миддельтуна и в 1882 г. начал посещать в числе других молодых художников ателье Кристиана Крога. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя.
Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона. Проект остался нереализованным. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед.
В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии.
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Он продолжал писать картины на темы, разработанные еще в молодости и более спокойные пейзажи вплоть до смерти 23 января 1944 в Энеми, близ Осло. Вскоре семья переселилась в столицу. Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского.
В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк.
Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. В Германии у Мунка было много друзей. В бегло намеченных чертах лица – усталость и горечь.
Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала.
«Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба – «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. После открытия оформленного им актового зала в университете Кристиании Мунк приобретает усадьбу Экели неподалеку от столицы и переезжает туда.
Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Всего он провёл там более полугода. Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов».
Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти». Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции».
Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Принадлежавшая художнику рыбацкая хижина в Осгорстранне, где он подолгу жил и работал, сейчас функционирует как дом-музей, вся обстановка которого осталась нетронутой со времён его жизни. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным.
Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. В 80-е гг. В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение.
Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. В эти годы в живописных и графических работах Мунка, в системе его художественного мышления выявляются черты символизма. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». В чем выражается ваш страх. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи.
Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине.
Всего он провёл там более полугода. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти».
Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).
Именно вот таким образом на картинах живописца так много ужаса. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна».
В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».
Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи.
Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. В сущности его картины 80-х гг. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило.
Он выставлял свои произведения в галереях, но они вызывали слишком большой общественный резонанс и его выставки закрывали. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала.
Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности.
Пластический язык обретает исключительную силу. Уже в середине 80-х гг. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль.
Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа.
Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Один из первых представителей экспрессионизма. Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Лицо человека – застывшая безликая маска. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет».
В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. На смену приходит пафос утверждения жизни. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке.
Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик». входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма.
Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны27.
Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. В работах Мунка второго десятилетия ХХ в. получают развитие постимпрессионистические явления. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло).
Осенью он едет в Париж. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. С их именами, к которым следует причислить и учителей Мунка, связан подъем норвежского изобразительного искусства последней трети ХIХ в. Будучи представителями нового поколения, они стремились преодолеть те влияния, которые ранее были привнесены на национальную почву из художественных центров Германии – Дюссельдорфа и Мюнхена.
Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника.
Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Преувеличение по существу преображает реальный облик людей до степени причудливого ирреального, наделяя их мрачной символикой.
Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы.
Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею.
В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании11. Все это есть на картинах норвежского живописца Эдварда Мунка.
Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад.
Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Его творчество нравится избранным. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29.
Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. Живое побеждает смерть. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее – фигуры играющих и купающихся детей.
Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин.
Всего он провёл там более полугода. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м.
У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма.
В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета.
Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. Человек без лица – сам Мунк, потерявший смысл жизни, пребывающий в изоляции и оттого отчаявшийся до предела.
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. В них запечатлен духовный путь мастера. Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер.
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом.
Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Творчество Мунка разнообразно по темам и жанрам. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии.
Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Мунк создает произведения большой жизненной правды и человечности, выражающие его трагическое ощущение жизни. Мунк упорно учился. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты.
В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Достоевского «Преступление и наказание».
Осенью он едет в Париж. Они свободны от излишней повествовательности.
Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. В 1900-х гг. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.
Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. В него вошли работы, объединённые тематикой любви, женственности, страха, отчаяния и смерти. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника.
Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. В него вошло около трехсот листов.
Это были первые опыты художника. Впоследствии в 1908 году художник попал в копенгагенскую психиатрическую клинику с душевным расстройством. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины».
Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов.
Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Как выглядит ваше переживание. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. ориентация норвежского искусства меняется.
Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»29 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца30. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи.
Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. Всего он провёл там более полугода. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега.
Художник писал портреты, пейзажи, бытовые сцены и картины со сложным символистским подтекстом, создавал графические произведения. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. Формирование творческой индивидуальности Мунка происходило в контактах и с другими ведущими европейскими школами и художественными движениями эпохи. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы.
Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (через 10 лет эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане.
2. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине.
Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа.
Портреты художника – исследование человеческой души. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24. Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. Осенью он едет в Париж. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»4: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада5. Творчество Мунка с начала 1890-х гг.
Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Очертания фьорда лишь намечены извилистыми линиями – пронзительными полосами желтого, красного и синего. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности.
Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение.
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. В следующем году, однако, он принял решение оставить колледж и стать художником— к неудовольствию отца, в глазах которого этот выбор был сомнительным и с материальной и с моральной точки зрения1011. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света.
Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. В его судьбу вторглась война. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией.
Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке6.
Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ.
Недаром самой значимой и известной картиной живописца является Крик. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. В течение 1909-1916 гг. Здесь он начал посещать уроки Леона Бонна, среди студентов которого было много скандинавов.
Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик».
При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Картины природы всегда преломлены через настроение художника. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом.
По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Рядом с ней – мать. В 1921-1922 гг.
Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. В 1889 году он вновь подал заявку на стипендию для поездки в Париж и, не в последнюю очередь благодаря поддержке Эрика Вереншёлля, получил её23. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства».
Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.
В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах.
Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Полотно вошло в цикл «Фриз жизни».
Однако найдется и тот, кто возьмет с собой репродукцию с картины Мунка. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге.
Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. Картина становится символом вечного возрождения жизни.
В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее.
Он издает вопль. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества.
Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Йегера, Ю. А. Стриндберга и других писателей-символистов, что определило его частое обращение к характерным для символизма вечным мотивам смерти, угасания, одиночества, тревоги. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер.
Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Изображенное существо лишено защитной оболочки и каждое воздействие внешних сил заставляет его испытывать невероятные мучения. На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню.
Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Однако никто не способен остаться равнодушным в присутствии его холстов маслом. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Якобы художник предчувствовал недвигающиеся на человечество в 20 веке потрясения и катастрофы. Вы можете не знать биографию художника. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41.
«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)28.
Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. Он был вторым ребёнком в семье: у него была старшая сестра, Юханна София, две младших— Ингер и Лаура и брат Андреас3. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин.
В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен.
Спустя несколько дней между Мунком и Туллой произошёл загадочный инцидент, в результате которого художник прострелил себе руку— по одной из версий, Тулла пригрозила ему самоубийством и он попытался вырвать у неё револьвер42. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн).
В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях42. Его полотна вызывают противоречивые чувства, отталкивая и притягивая одновременно. В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти».
Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22. Мунк познакомился с Егером лишь спустя несколько лет12, но они довольно быстро и близко сошлись и впоследствии художник признавал на себе его влияние13.
Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим».