В статье «Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника» кратко о жизни норвежского живописца и графика, теоретика искусства. Эдвард Мунк краткая биография норвежского живописца, графика и экспрессиониста изложены в этой статье. Эдвард Мунк биография и интересные факты из жизни норвежского живописца, графика и экспрессиониста изложенные в этой статье.
Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке.
Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. Все произведения, написанные Мунком, отражали его внутреннее состояние. Мунк страдал боязнью пространства, он с трудом переходил улицу, не любил оглядываться по сторонам, это состояние изображено на картине «Крик»: рот юноши раскрыт, он обвил руками голову для того, чтобы заглушить вопль. Получается лучшая гармония красок.
Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Мадонна 1895, Национальная галерея, ОслоКрик 1893, Музей Мунка, Осло Пепел 1894, Национальная галерея, ОслоВампир 1897, Национальная галерея, Осло Звездная ночь 1893, Музей Поля ГеттиАвтопортрет с бутылкой вина 1906, Музей Мунка, Осло Улица в Асгардстренде 1902Половая зрелость 1895Голгофа 1900Обнаженная у кресла 1929Убийца в переулке 1919 Расставание 1896Женщина в синем (Фрау Барт), 1921Танец жизни 1899-1900Поцелуй 1897Нимфа 1896 Искусство Франции. Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица.
Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина.
Иногда Мунк в буквальном смысле слова «боролся» со своими картинами, которые ему не нравились он топтал их ногами, произносил проклятия в их адрес, устраивал им «лошадиное лечение», оставлял их на улице под дождем, надеясь, что картина станет лучше. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели.
Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней.
Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. Эта работа родилась как отклик на страдания старшей сестры художника, Софи, умершей от туберкулеза в 1877 году. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света.
Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.
Живое побеждает смерть. Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу».
Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Лицо человека – застывшая безликая маска. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Примерно с 30 лет и до самой кончины Мунк пытался изобразить свое мировоззрение: «Фриз жизни» был задуман как ряд картин, которые дают представление о жизни человека.
В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности.
Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41. Художник был госпитализирован и на этом их отношения с Туллой завершились, но его психическое благополучие было сильно подорвано. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание.
Он утверждал, что будет писать людей, чувствующих, любящих и страдающих при соприкосновении с живописью люди должны проникаться святостью и снимать перед картинами шляпы, как в церкви. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Шел он не как все.
Останавливался, думая о чем-то. Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство.
В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ.
Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Проект остался нереализованным. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.
Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. Таким постоянным мотивом в живописи и графике Мунка был лунный свет, преображающий все земное, доводящий изображение до ирреального. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба – «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй».
Хрен редьки не слаще. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности.
ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти». Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине».
Все свои произведения и архив он завещал городу Осло. Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар.
За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый.
В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин.
«Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. Выставленная впервые, эта работа подверглась уничтожающей критике — прежде всего, за жесткую манеру письма. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше.
В Германии у Мунка было много друзей. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз.
От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. Провел он там больше полугода, продолжая рисовать. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Он считал, что люди – всего лишь «безмолвные пешки», высшие силы дают им одну заповедь: «Преодолевайте слепую игру по имени жизнь».
Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (через 10 лет эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства. Он называл это «лошадиным лечением». Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы.
Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик». Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке.
Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. Заметив, что кто-то при нем шепчется, говорил: «Когда буржуазный сброд перестанет обо мне злословить. » Тяжелый и продолжительный психоз развился у Мунка достаточно поздно, в возрасте 45 лет, заболевание было диагностировано как «мания преследования». «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал.
Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Один из первых представителей экспрессионизма.
Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство.
Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях.
Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника.
Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. В Париже Мунк посещал студию Леона Бонна, где началось увлечение художника импрессионистической живописью.
«Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. Другие картины этого цикла также отличаются крайней мрачностью сюжета. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6.
Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7. ориентация норвежского искусства меняется.
Картины природы всегда преломлены через настроение художника. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30. Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет.
Чувствуется влечение этих двоих друг к другу, великие силы овладели ими. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». Солнце, дождь и ветер изменяли краски и, с точки зрения художника, гармонизировали полотна.
Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее – фигуры играющих и купающихся детей.
Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. В его судьбу вторглась война. Мунк также верил, что когда-то лун было две.
В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (позднее эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера.
Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Он продолжал писать картины на темы, разработанные еще в молодости и более спокойные пейзажи вплоть до смерти 23 января 1944 в Энеми, близ Осло. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45.
С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины».
Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья.
Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Здесь он проживёт остаток жизни. Первые гравюры Мунка появились в 1894 г. и быстро завоевали успех у коллекционеров и публики. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие.
Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Он издает вопль.
Достоевского «Преступление и наказание». После выздоровления Мунка, как и прежде, особенно волновали тайны любви и смерти. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг.
Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.
Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. Вскоре семья переселилась в столицу.
В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи. Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр).
Рядом с ней – мать. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги.
В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей.
В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. Визуализация Мунком психологической травмы, которую он получил в ранней юности, стала одним из проявлений экспрессионизма. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств.
Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы.
Оно у Мунка изображено отражающимся в воде одного из фьордов южного побережья Норвегии, но написано при этом столь смело и стилизованно, что заставляет вспомнить художников-абстракционистов. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования.
носят пейзажный характер. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Оборачивался, как бы ища другой дороги. Пластический язык обретает исключительную силу.
Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. Он казался странным. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями.
В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Делал несколько шагов. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы.
Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы.
«Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года. В бегло намеченных чертах лица – усталость и горечь. Он оставил после себя огромный архив. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии.
Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Но больше всего его раздражали пальцы. В 80-е гг. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии».
Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи.
Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка.
Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Творчество Мунка с начала 1890-х гг. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом.
После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Теперь центром притяжения становится Париж, творчество норвежских мастеров развивается под воздействием иных импульсов, освобождаясь от сковывающих его условностей и канонов. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка.
Кажется, что он поднялся с кровати для того, чтобы встретить смерть. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.
В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Это были первые опыты художника.
Поиски заняли целых два года. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства.
Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс».
Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Последние годы жизни Мунка совпали с оккупацией немцами Норвегии. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.
Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. Она была создана в преддверии нового этапа творчества Мунка, в период, когда постепенно стихают мрачные ноты исчезают мотивы отчаяния и одиночества, так долго звучавшие в его работах. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала.
Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения.
В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». Портреты художника – исследование человеческой души.
Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни.
От картины к картине он усиливает экспрессию живописи, где главным средством драматизации образа становится цвет. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.
В сущности его картины 80-х гг. Они свободны от излишней повествовательности.
Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик».
Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. Его гравюры – пожалуй, высшее достижение мастера. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза.
Художник страдал бессонницей и паранойей. Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой. В 1884 г. он совершенствовался в Модуме у Фритса Таулова – пейзажиста, одного из наиболее интересных художников-импрессионистов в Норвегии, который давал уроки живописи на открытом воздухе. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника.
Он был первым, кто заметил талант Эдварда. Одновременно с этим он говорил, что люди – это «жалкие земляные вши», они велики лишь в собственных мыслях, «если тебе надоест плясать под дудочку судьбы, остается только один выход – лишить себя жизни». Всего он провёл там более полугода. В 1900-х гг. Критика обрушилась на Мунка с огромной силой, ему советовали найти другую профессию, картины художника критики называли «безнравственными, болезненными, грубыми». Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м.
Этот человек – сам художник. Это было воплощение его собственной изоляции, отчаянного одиночества, потери смысла жизни. Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв. Разве вы не знаете, что луна круглая. ».
Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)».
– Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. Берлинский периодВ 1892 году Мунк принял участие в совместной выставке немецких символистов в Берлине. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры.
Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает.
В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. De gustibus non est disputandum. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские.
Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. После открытия оформленного им актового зала в университете Кристиании Мунк приобретает усадьбу Экели неподалеку от столицы и переезжает туда. В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу.
Что за чертовщину они там плетут. Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически.
Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.
Осенью он едет в Париж.
На первом варианте небо написано в багряных тонах. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». В основе языка этих работ – лаконичная композиция, лишенная многословности, локальный цвет, решенный нередко на столкновении тонов. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен.
Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции.
Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега.
Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку.
Архитектура дома была нелепой: что-то среднее между электростанцией и белым гробом, мебели не было – не потому, что Мунк был скуп, а потому, что убранство комнат его не интересовало. Всего он провёл там более полугода. На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы».
В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов».
На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Художник был госпитализирован и на этом их отношения с Туллой завершились, но его психическое благополучие было сильно подорвано. Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде.
В 1908 году после тяжёлого расставания с возлюбленной Мунк оказался в датской психиатрической клинике Даниеля Якобсона в Копенгагене. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. В 1893 году он написал первый вариант «Крика».
В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние.
Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Уже в середине 80-х гг. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех».
Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X.
Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Его портреты превосходно отражали характер человека. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Всего он провёл там более полугода.
Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству.
На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи.
Согласно одной из версий, неподалёку от Экберга в непосредственной близости друг от друга располагались крупнейшая в Христиании скотобойня и клиника для душевнобольных – та самая, где лечилась сестра Мунка, Лаура. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Картина становится символом вечного возрождения жизни.
После этой трагедии отец, очень привязанный к детям, читавший им сказки и саги и игравший с ними, впал в унылое христианство, постоянно читал Библию, почти не обращал внимания на своих отпрысков. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. Мунк полагал, что эти полотна будут поэмой о жизни, любви и смерти.
От картины веет всепоглощающим страхом, краски и линии пейзажа восстают против слабого и сверхчувствительного человека, ландшафт движется по направлению к нему, чтобы задушить его. Спустя несколько лет после выписки Мунк купил большую усадьбу Эйкелю на окраине Осло с намерением разместить там «Фриз жизни», однако впоследствии он считал, что все картины, написанные им, так или иначе имеют отношение к этому циклу. Сторонники Квислинга, принявшие оккупацию Норвегии и сотрудничавшие с немцами, обратились через Кнута Гамсуна, который был знаком с ними, чтобы пригласить Мунка в «Почетный совет искусства», но он отказался от этого предложения. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции.
Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Она называлась «Дорога никуда».
История зарубежного искусства. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Урна с прахом Э. Мунка стоит в почетной роще церкви Спасения в Осло. В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». В нем многое привлекало внимание.
Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Он в одном из своих дневников писал, что идея ее написания пришла к нему, кода он с товарищами совершал променад по мосту. Но и природа изображалась им весьма поверхностно. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение.
В течение 1909-1916 гг. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. На берегу стоит пара: она смотрит на берег и море, он – на нее.
Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. В эти юные годы Мунк пишет много портретов своих родных, однако сестру матери он всегда писал с опущенной головой, закрытым лицом, как будто ему не хотелось смотреть ей в глаза. Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд.
Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого.
Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. Многие картины художник писал в нескольких вариантах.
Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. В декабре из Норвегии приходит известие— умер после инсульта отец семейства, Кристиан Мунк. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным.
Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Осенью он едет в Париж. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком.
Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Создана картина в Берлине. Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп».
Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства.
Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Теперь мрачные, трагические видения, господствовавшие в работах рубежа веков, вытесняются образами света и солнца. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона.
Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис.
Кажется, что картину жизни облили растворителем и все предметы начинают терять форму перед тем, как превратиться в ничто. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. Когда Национальная галерея в Осло купила его картину, на другой день один из критиков заявил, что отныне граждане Осло не смогут водить своих дочерей в галерею до тех пор, пока «пьяным проституткам» Э. Мунка будет«разрешено спать» в залах галереи.
Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе. Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника.
Он был вторым ребёнком в семье: у него была старшая сестра, Юханна София, две младших— Ингер и Лаура и брат Андреас. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем.
Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Мунк упорно учился. Мунк отнюдь не разделял все идеи этого кружка исповедовавшего крайний индивидуализм. Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. Будучи зрелым и уже немолодым художником, он написал автопортрет, когда болел испанкой, портрет так и называется – «Больной испанкой».
В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Маленькие бессильные руки, узкие плечи. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Работая с этим заказом, Мунк писал маслом на холсте, что позволило ему достичь удивительных эффектов цвета и фактуры, даже не сравнимых с теми, что обычно ассоциируются с настенными росписями.
В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Через портрет он всегда исследовал душу человека. На смену приходит пафос утверждения жизни. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве.
«Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. В них запечатлен духовный путь мастера. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. В конце 1880-1900-х гг.
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8. «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Правы все.
Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. Старый человек сидит в кресле, накрыт пледом, рот раскрыт, он задыхается.
Главная улица норвежской столицы превращается в устрашающую декорацию для отображения трагического настроения, свойственного современной городской жизни. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). По счастью, постепенно сгустки крови рассосались.
Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». Это место стало его прибежищем на последующие 20 лет, куда он стремился возвратиться всякий раз, когда чувствовал себя на грани. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане.
Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. Эдвард Мунк, как и многие другие писатели, музыканты и художники, поражал своей целеустремленностью, трудолюбием, сверхценным отношением к своему творчеству, которое не исчезало даже в период развернутого психотического состояния. Однако не исключена возможность, что эти расстройства не были оформлены в виде приступов, а существовали на протяжении всей жизни больного. Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»).
Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами.
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло.
По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. Графика Мунка поражает разнообразием техники. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок».
Любовников как будто скрывает мгла. Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем.
В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.
В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. В него вошло около трехсот листов.
В 1921-1922 гг. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам.
Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Ей 26 лет и она замужем. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5.
На сторону юноши встали тётушка Карен и близкий друг Кристиана Мунка Карл Фредрик Дирикс, а также дальний родственник, влиятельный художник Фриц Таулов. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. Фюреру, кстати, неудавшемуся художнику и автору не плохих, но посредственных акварелей, экспрессионисты тоже не нравились. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895).
Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. Не случайно в процессе работы над полотном он отказывается от мрачных смысловых атрибутов, хотя и они трактованы неоднозначно: череп животного буйно прорастает листвой, погребенное в земле тело, как щупальцами, объято корнями дерева.
Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. «Я почувствовал крик Природы»).
Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии.
входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Грин позаимствовал наименование для своего романа. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова».