Эдвард Мунк краткая биография норвежского живописца, графика и экспрессиониста изложены в этой статье. В статье «Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника» кратко о жизни норвежского живописца и графика, теоретика искусства.
В 1893 году он написал первый вариант «Крика». Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии.
По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Осенью он едет в Париж.
Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников.
Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Сам Мунк изображён в ней отрешённым от жизни, а процесс создания искусства – кошмаром наяву. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). Будучи зрелым и уже немолодым художником, он написал автопортрет, когда болел испанкой, портрет так и называется – «Больной испанкой».
У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен.
В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. Портреты художника – исследование человеческой души.
От изображенной здесь женской фигуры на фоне освещенного луной пейзажа веет тишиной. Но больше всего его раздражали пальцы. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане.
Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. Они свободны от излишней повествовательности. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора».
Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920).
Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. Бонна высоко оценивал способности Эдварда к рисованию, но не одобрял его вольного обращения с цветом27.
Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Разве вы не знаете, что луна круглая. ». Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). В 1918 году Мунк писал: Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение 30 лет. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892).
Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Кровь коагулировалась и образовала сгустки, которые мешали видеть – будто бы пятна накладывались на всё, на что он смотрел. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Останавливался, думая о чем-то.
Что за чертовщину они там плетут. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка.
В этих картинах, пересеченных извилистой линией берега, с волнующимся за нею морем, под кронами деревьев развертывается вся жизнь с ее радостями и печалями. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года.
Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника.
Одновременно с этим он говорил, что люди – это «жалкие земляные вши», они велики лишь в собственных мыслях, «если тебе надоест плясать под дудочку судьбы, остается только один выход – лишить себя жизни». За время пребывания в лечебнице художник пристрастился к фотографии и сделал много автопортретов на камеру Kodak Bulls Eye. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849).
Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8. Оборачивался, как бы ища другой дороги. Молчаливый, нелюдимый ироничный, мрачный и подозрительный, мягкий и обидчивый, бескомпромиссный, сомневающийся и неудовлетворенный собой – свидетельство его поисков и блужданий.
Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца.
Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. В бегло намеченных чертах лица – усталость и горечь. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней.
Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. Чувствуется влечение этих двоих друг к другу, великие силы овладели ими. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». В Германии у Мунка было много друзей. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком.
Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. В них запечатлен духовный путь мастера. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины».
Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. На смену приходит пафос утверждения жизни. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Лицо человека – застывшая безликая маска.
Другие картины этого цикла также отличаются крайней мрачностью сюжета. Кажется, что он поднялся с кровати для того, чтобы встретить смерть. Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине.
Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу.
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы.
Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29. Достоевского «Преступление и наказание». Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа.
Но кроме задуманных картин, Фриз жизни объединил ряд живописных и графических произведений, каждое из которых граничит с трагическим и оптимистическим аспектами бытия. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца.
Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. В них он сублимирует свои психологические юношеские травмы, связанные с неистовой религиозностью его отца, со смертью матери и сестры.
Все вокруг полно таинственного ожидания, вслушивания. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Главным становится передача состояния, психологии, а не события.
Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. Он называл это «лошадиным лечением».
Поиски заняли целых два года. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение.
В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Его гравюры – пожалуй, высшее достижение мастера. В восемнадцать лет он поступил в Школу искусств и ремесел к скульптору Ю. Миддль-туну, в 1882 году его учителем стал К. Крог, вокруг которого в 80-е годы группировались многие норвежские художники. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Творчество Мунка с начала 1890-х гг.
Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности.
Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. Здесь он проживёт остаток жизни. Незадолго от смерти художник справился с алкоголизмом и вдобавок отказался от кофе, заменив его чаем. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895).
Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв. Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны.
Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины.
В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Маленькие бессильные руки, узкие плечи.
Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. Усиливает ощущение удушающей атмосферы сама фактура холста и тягучие мазки, вторящие волнообразным цветовым линиям. В 1889 году он вновь подал заявку на стипендию для поездки в Париж и, не в последнюю очередь благодаря поддержке Эрика Вереншёлля, получил её25. В 1885 году появилась его Мадонна, созданная, возможно, под влиянием Пшибышевского. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство.
Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света.
Большую роль в его искусстве играли литография и гравюра на дереве, меньшую – офорт, в основном занимавший его вначале. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях.
Но основная линия творчества меняет свой характер и развивается теперь с небольшими отклонениями. «Я почувствовал крик Природы»). Мунк также верил, что когда-то лун было две.
Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Эдвард Мунк родился в 1863 году. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях.
Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре.
В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом. Иногда Мунк в буквальном смысле слова «боролся» со своими картинами, которые ему не нравились он топтал их ногами, произносил проклятия в их адрес, устраивал им «лошадиное лечение», оставлял их на улице под дождем, надеясь, что картина станет лучше. Картина становится символом вечного возрождения жизни. Критика обрушилась на Мунка с огромной силой, ему советовали найти другую профессию, картины художника критики называли «безнравственными, болезненными, грубыми».
В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах.
Он был первым, кто заметил талант Эдварда. Подчеркивая величие образа, художник назвал гравюру Мадонна. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение.
Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг.
На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он.
Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (через 10 лет эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло.
«Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. Творческий дар художника ярко проявился и в таком виде искусства, как монументальная живопись. Символом обаяния и гармонии стал созданный в 1903 году Портрет Евы Мудосси. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции».
«Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7. Урна с прахом Э. Мунка стоит в почетной роще церкви Спасения в Осло. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901).
В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета.
Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.
Этот человек – сам художник. Это было воплощение его собственной изоляции, отчаянного одиночества, потери смысла жизни. Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. В 1889 Мунк уехал в Париж, где познакомился с новыми направлениями в живописи – постимпрессионизмом и зарождающимся модерном. Мунк познакомился с ней, когда отправился вместе со своим отцом-доктором навестить маленького мальчика, сломавшего ногу.
Богема стала для него второй семьей. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. Он считал, что люди – всего лишь «безмолвные пешки», высшие силы дают им одну заповедь: «Преодолевайте слепую игру по имени жизнь». Но и природа изображалась им весьма поверхностно. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире.
Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13.
Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам.
Мунк полагал, что эти полотна будут поэмой о жизни, любви и смерти. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. Нужен Достоевский или хотя бы смесь Крога, Йегера и, возможно, меня самого для того, чтобы столь же убедительно, как это удалось Достоевскому на примере русского сибирского города, описать прозябание в Кристиании – не только тогда, но и сейчас». Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него.
Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. Это были первые опыты художника. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами.
Мадонна 1895, Национальная галерея, ОслоКрик 1893, Музей Мунка, Осло Пепел 1894, Национальная галерея, ОслоВампир 1897, Национальная галерея, Осло Звездная ночь 1893, Музей Поля ГеттиАвтопортрет с бутылкой вина 1906, Музей Мунка, Осло Улица в Асгардстренде 1902Половая зрелость 1895Голгофа 1900Обнаженная у кресла 1929Убийца в переулке 1919 Расставание 1896Женщина в синем (Фрау Барт), 1921Танец жизни 1899-1900Поцелуй 1897Нимфа 1896 Искусство Франции. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Эти сверхценные идеи, граничащие с бредовыми расстройствами, отличались изменчивостью, некоторые из них имели возрастную окраску.
Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». Хрен редьки не слаще.
Формирование творческой индивидуальности Мунка происходило в контактах и с другими ведущими европейскими школами и художественными движениями эпохи. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы.
Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Данные ему объяснения, что луна и серп луны – это единое целое, он посчитал глупостью и отказался согласиться с этим. В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту.
На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи. Он утверждал, что будет писать людей, чувствующих, любящих и страдающих при соприкосновении с живописью люди должны проникаться святостью и снимать перед картинами шляпы, как в церкви. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа.
Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба – «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей.
Художник стремится освободиться от магнетизма пессимистического настроения, поверить в иные силы. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило.
Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Тем не менее стиль живописца, менявшийся в течение жизни, но не потерявший самобытности, зрелости, особого художественного видения мира, свидетельствует о таланте живописца, его особой приверженности избранному им виду искусства.
Шел он не как все. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову. Впервые Мунк приехал сюда в 1892 г., несколько последующих лет он провел преимущественно в Берлине.
В нем многое привлекало внимание. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. Искусство Мунка складывалось под влиянием произведений Метерлинка, Пшибышевского, Ибсена, Стриндберга, с которыми художник был дружен. Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский художник и график.
Он казался странным. Старый человек сидит в кресле, накрыт пледом, рот раскрыт, он задыхается. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства. Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии».
Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы.
Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. Огромную роль в формировании его как художника сыграло и творчество Гогена и Ван Гога. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. В него вошло около трехсот листов. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна».
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги.
Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Сторонники Квислинга, принявшие оккупацию Норвегии и сотрудничавшие с немцами, обратились через Кнута Гамсуна, который был знаком с ними, чтобы пригласить Мунка в «Почетный совет искусства», но он отказался от этого предложения. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». Изображение человека с искаженным от ужаса лицом стало не просто олицетворением страха, но и своеобразным знаком эпохи.
У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Она называлась «Дорога никуда». Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле.
В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее – фигуры играющих и купающихся детей. В конце жизни Эдвард Мунк написал свой автопортрет. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом.
Первые опыты Мунка в печатной графике представляли собой инталии на сюжеты его же живописных произведений. Мунк страдал боязнью пространства, он с трудом переходил улицу, не любил оглядываться по сторонам, это состояние изображено на картине «Крик»: рот юноши раскрыт, он обвил руками голову для того, чтобы заглушить вопль. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. Пластический язык обретает исключительную силу. Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. Создана картина в Берлине.
Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. В сущности его картины 80-х гг. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Художник страдал бессонницей и паранойей. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни.
В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Девушки на мосту – одна из немногих картин Мунка, получивших известность после создания – признание пришло к Мунку и большинству его творений лишь в последнее десятилетие жизни художника. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Только на кровати светится яркое покрывало.
Уже в середине 80-х гг. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве.
Получается лучшая гармония красок. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства.
Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали.
Некоторые из них – своего рода монологи-исповеди, обнажающие чувства, другие – сдержанные, отмеченные некоей формой отчуждения, затрудняющей проникновение в глубину. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Мир, окружающий художника, становится страшным, он полон боли, кошмаров и зла. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа.
Милли имела репутацию кокетки и, по-видимому, не принимала ухаживаний юноши всерьёз, тогда как Эдвард, неопытный в любовных делах, относился к их роману со всей серьёзностью, не говоря уж о том, что связь с замужней женщиной означала для него, происходившего из глубоко религиозной семьи, нарушение строжайшего табу. Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Затем в 1885 году он посещает Париж и знакомится с импрессионизмом, неоимпрессионизмом и символизмом, а также модерном. Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло.
Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. На сторону юноши встали тётушка Карен и близкий друг Кристиана Мунка Карл Фредрик Дирикс, а также дальний родственник, влиятельный художник Фриц Таулов12. А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти. Графика Мунка поражает разнообразием техники. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло. Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет.
Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра.
Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. Все произведения, написанные Мунком, отражали его внутреннее состояние.
Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств.
Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. Всего он провёл там более полугода. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди.
После выздоровления Мунка, как и прежде, особенно волновали тайны любви и смерти. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. Многие картины художник писал в нескольких вариантах. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп». Мунк экспериментирует с различными стилями, многие картины этого периода отмечены влиянием импрессионизма и пуантилизма. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей.
В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом.
Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. Влияние этой группы очень ярко проявилось в творчестве Мунка 80-х годов. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. В портретах Мунк иногда использует мелкий мазок импрессионистов (Портрет сестры, 1892), а иногда концентрические красочные вихри, напоминающие Ван Гога, как в Автопортрете с папиросой (1895).
Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». На первом варианте небо написано в багряных тонах.
Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Образ конкретной женщины превратился в символ вечной женственности источника жизни. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов».
Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».
История зарубежного искусства. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Родился Эдвард в 1863 г. в семье врача, ему было всего 5 лет, когда от чахотки скончалась его мать. Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо.
Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Когда Национальная галерея в Осло купила его картину, на другой день один из критиков заявил, что отныне граждане Осло не смогут водить своих дочерей в галерею до тех пор, пока «пьяным проституткам» Э. Мунка будет«разрешено спать» в залах галереи. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни.
Офорт Голос был создан в 1895 году, через два года после одноименной картины. Эдвард Мунк, вне всяких сомнений, был символистом по духу, об этом свидетельствует содержание его работ, собственно бесчисленное количество символов и аллегорий, типичные для символистов темы смерти и жизни, отчаяния и страха, эроса и танатоса. Монументальное творчество Мунка положило начало созданию национальной школы монументальной живописи, а также позволило считать его одним из выдающихся мастеров европейского монументального искусства ХХ в. Представление о творческой индивидуальности Мунка будет неполным, если не сказать о его многочисленных графических и живописных автопортретах. Через год после сильной депрессии Мунк скрылся в отдаленной психиатрической лечебнице в Норвегиильно, а затем переехал в Швейцарию.
Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30. Грин позаимствовал наименование для своего романа.
входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству.
Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Архитектура дома была нелепой: что-то среднее между электростанцией и белым гробом, мебели не было – не потому, что Мунк был скуп, а потому, что убранство комнат его не интересовало. Последние годы жизни Мунка совпали с оккупацией немцами Норвегии.
Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии. Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех».
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»).
В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд.
Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах.
Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда – и десять-пятнадцать лет. Все вокруг мрачно и бледно.
От картины веет всепоглощающим страхом, краски и линии пейзажа восстают против слабого и сверхчувствительного человека, ландшафт движется по направлению к нему, чтобы задушить его. Спустя несколько лет после выписки Мунк купил большую усадьбу Эйкелю на окраине Осло с намерением разместить там «Фриз жизни», однако впоследствии он считал, что все картины, написанные им, так или иначе имеют отношение к этому циклу. В его судьбу вторглась война. Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка.
В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м. Живое побеждает смерть.
Что-же касается созерцателей и покупателей, то и они могу и не смотреть и не покупать и иметь личное мнение о любых предметах, явлениях и субъектах. Самовыражаться в искусстве за свой счёт любой человек имеет право так, как ему заблагорассудится. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой.
Всего он провёл там более полугода. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет.
Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Ей 26 лет и она замужем. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. В 1900-х гг. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Провел он там больше полугода, продолжая рисовать.
Они воплощали жизнь и смерть, любовь, ревность, теску. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар.
Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства».
Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Один из первых представителей экспрессионизма. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало.
В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.
А те-же экспрессионисты людям чувственным, но не любящим бередить себе душу, могут и не нравиться, но не могут именно на них не производить никакого впечатления. В основе языка этих работ – лаконичная композиция, лишенная многословности, локальный цвет, решенный нередко на столкновении тонов. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Он был чрезвычайно подозрителен и во всём искал происки врагов выходил из себя, когда кто-либо говорил что-то поперёк. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично.
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова».
В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». Подчас этому способствуют сами избранные мотивы.
В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. Мунк практически не использоваал прямых линий. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности.
В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. В конце 1880-1900-х гг. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года».
Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние.
Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Осенью он едет в Париж. Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж.
«Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. носят пейзажный характер. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться».
Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Принято считать, что именно в этом полотне проявилось гениальное пророчество художника: гримаса ужаса говорила о том, что человечеству грозят суровые испытания. Заметив, что кто-то при нем шепчется, говорил: «Когда буржуазный сброд перестанет обо мне злословить. » Тяжелый и продолжительный психоз развился у Мунка достаточно поздно, в возрасте 45 лет, заболевание было диагностировано как «мания преследования».
Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи.
В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника.
«Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. Он оставил после себя огромный архив. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Девушка есть и в Танце жизни (1899-1900) и в картине Три возраста женщины (ок. 1895). Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг.
Картины природы всегда преломлены через настроение художника. Его повышенная активность, условность, фантастичность преображают обыденную реальность, придают метафорическое, символическое значение сюжету. Восьмидесятые годы были достаточно спокойными: художник перебирал приёмы импрессионизма и пуантилизма, экспериментировал с палитрой, плавно эволюционировал от реализма к символизму. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ.
Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. Одна из его ранних картин – Больная девочка, выставленная в Осеннем салоне Христианин (ныне Осло), - открыла целую сюиту изображений комнат с больными и умирающими.
развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение.
Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. Проект остался нереализованным. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.
Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). Творчество знаменитого норвежского художника Эдварда Мунка таит в себе множество загадок. Он издает вопль.
«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Он в одном из своих дневников писал, что идея ее написания пришла к нему, кода он с товарищами совершал променад по мосту. Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг. Рядом с ней – мать. А экспрессионисты – "враги народа" – бередили не закалённые души чрезмерной чувствительностью, которая пушечному мясу империй всегда без надобности.
На берегу стоит пара: она смотрит на берег и море, он – на нее. Мунк отказался от перспективы и светотеневой моделировки, композицией и отсутствием формы картина отдалённо напоминала икону. Его краски стали резче и интенсивнее.
В свободное время Мунк активно ходил на выставки и в музеи, в том числе на экскурсии, посвящённые классическому искусству, которые Бонна устраивал для своих студентов28. В это время Мунк начал общаться с компанией радикальных анархистов из Христиании – надо признать, они были не более чем бледной тенью их современников, нигилистов из Санкт-Петербурга3. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Любовников как будто скрывает мгла. Как бы то ни было, эмоционально заряженная картина стала одной из первых работ экспрессионизма и для многих осталась его эмблемой, а отраженные в ней темы отчаяния и одиночества оказались главными в искусстве модернизма.
Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Середина 1880-х годов ознаменовалась серьезным поворотом в его жизни и в художественных воззрениях. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти».
«Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. В центре композиции в кресле с высокой спинкой изображена больная девочка, немощная, с усталым бледным лицом и худыми слабыми руками. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». В 1921-1922 гг. Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций.
Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893).
Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22. Черты намечены легкими штрихами, а пышные волосы – волнообразными линиями. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения.
В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Литография, на которой изображена английская скрипачка, превратилась в поэму о любимой женщине. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. В автопортретах Мунка, романтических по духу в ранний период, полных тревоги, горечи и боли или мужественного смирения и усталости в зрелый, предстает путь его духовных странствий. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения.
Милли имела репутацию кокетки и, по-видимому, не принимала ухаживаний юноши всерьёз19, тогда как Эдвард, неопытный в любовных делах, относился к их роману со всей серьёзностью, не говоря уж о том, что связь с замужней женщиной означала для него, происходившего из глубоко религиозной семьи, нарушение строжайшего табу20. «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина».
Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. Его портреты превосходно отражали характер человека. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка.
И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни.
Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Художник был госпитализирован и на этом их отношения с Туллой завершились, но его психическое благополучие было сильно подорвано. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед.
De gustibus non est disputandum. До того, как в 2015 году наследие Мунка перешло в общественное достояние52, Музей Мунка выступал как официальный правообладатель в вопросах, связанных с коммерческим использованием его картин. Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде».
Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой.
Через портрет он всегда исследовал душу человека. Образы, полные драматизма и тревоги, порой отмеченные печатью гротеска, но основанные на жизненных впечатлениях, несут в себе размышления о судьбе человека, смысле бытия. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Он считал, что точно передать внутреннее состояние, по его собственному выражению, энергию жизни героев способны только взвихренные, волнообразные линии.
Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик». Живопись Мунка достигает здесь исключительной энергии и напряженности, а эмоции – остроты и обнаженности. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин.
Примерно с 30 лет и до самой кончины Мунк пытался изобразить свое мировоззрение: «Фриз жизни» был задуман как ряд картин, которые дают представление о жизни человека. Всего он провёл там более полугода. Правы все. Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83).
В 1892 году в Христиании проходит персональная выставка Мунка, которая неожиданно приводит в восхищение Адельстена Нормана, художника-пейзажиста имевшего репутацию консерватора34. В течение 1909-1916 гг. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Делал несколько шагов. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи.
Его творчество резко изменилось. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой.