Эта «поэма о жизни, любви и смерти» (по определению художника) стала отражением его личного опыта и непосредств. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Так Эдвард стал маргиналом среди художников.
Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед.
В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. В мае 2006 года трое обвиняемых в краже были приговорены к тюремным срокам, а в августе полиции удалось обнаружить работы. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться».
Она была создана в преддверии нового этапа творчества Мунка, в период, когда постепенно стихают мрачные ноты исчезают мотивы отчаяния и одиночества, так долго звучавшие в его работах. Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк.
Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники.
Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. фигуры символизируют неразрывную связь человека с творч. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству.
галерея, Осло). Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Он был первым, кто заметил талант Эдварда. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности.
Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. XIX в. Мунк совершил первую поездку во Францию, а с 1889 по 1892 год он жил преимущественно в этой стране. Художник страдал бессонницей и паранойей. школу Л. Бонн (1889–90) испытал воздействие неоимпрессионизма («Ночь», 1890, «Улица Лафайетт», 1891, обе– Нац.
Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29.
Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». галерее, Берлин), триптих «Три возраста жизни» (1907–08 собрание Р. Мейера, Берген Худож. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал.
Пластический язык обретает исключительную силу. Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции.
В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. В 1910–20-хгг.
Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. галерея, Осло), «Тоска» (1894, Музей Мунка), «Танец на берегу» (1900–02, Нац. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Всего он провёл там более полугода.
Портреты художника – исследование человеческой души. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. Лицо человека – застывшая безликая маска. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы.
В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. В композициях «Крик» (1893, Нац. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. носят пейзажный характер.
Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. стиль («Меланхолия», 1891–92, Музей Мунка, Осло «Поцелуй», 1892, Нац. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского.
Золотой нимб гигантского раскаленного солнца, посылающего свои лучи на землю, художник изображает на фоне спокойного фьорда и могучих вздымающихся скал. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Картины на тему труда («Рабочие, возвращающиеся домой», 1913–15, Музей Мунка «Человек на капустном поле», 1916, Нац.
Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. Они свободны от излишней повествовательности. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре.
Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. Мунк отнюдь не разделял все идеи этого кружка исповедовавшего крайний индивидуализм.
За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции».
Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло).
На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. Стремление к внутренней свободе толкнуло молодого художника в среду богемной интеллигенции Осло. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. В бегло намеченных чертах лица – усталость и горечь.
В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. Эта работа родилась как отклик на страдания старшей сестры художника, Софи, умершей от туберкулеза в 1877 году. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. – Младен Долар в книге Голос и ничего больше.
На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.
1940 «Автопортрет между часами и кроватью», 1940–42, оба– Музей Мунка). Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства».
Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп». Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни».
Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Уже в середине 80-х гг.
В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». В 80-е гг. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета.
Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. Картина стала важной вехой не только в творчестве Мунка, но и в европейском искусстве той поры. Мунка.
«Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. На первом варианте небо написано в багряных тонах. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин – «Больной девочки», а также менее известной, «Весны» и – косвенно – целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».
Ребенком он пережил и смерть матери. Его портреты превосходно отражали характер человека. Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали.
В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. Рядом с ней – мать. Создал также фриз (серию из 12 полотен) по заказу М. Рейнхардта для театра «Каммершпильхаус» в Берлине (1907 ныне– в Новой нац. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. В 1903году у него завязался роман с виолончелисткой Эвангелиной Маддок, выступавшей под итальянизированным псевдонимом Эва Мудоччи44, но их отношения омрачало всё более болезненное поведение Мунка. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Разве вы не знаете, что луна круглая. ». Мастер подчеркивает суровое величие и монументальность норвежского ландшафта, передавая его характерные особенности: небо, низко нависшее над холодным морем, безлюдные, отполированные водой и временем скалы, одинокий домик на берегу. выработал собств.
23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. символизма, а также учений Э. Сведенборга, С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Тематика некоторых произведений отражает тяжёлые впечатления детства, вызванные смертью матери и сестры («Больной ребёнок», 1885–86, «Весна», 1889, обе– Нац. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине.
Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Его повышенная активность, условность, фантастичность преображают обыденную реальность, придают метафорическое, символическое значение сюжету. ауры. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом).
Помимо литографий, создал также много гравюр на дереве и на металле работал в театре (декорации к спектаклям М. Рейнхардта по пьесам Г. Ибсена), занимался фотографией (с 1892) и лит. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. Лаура Катрина была моложе супруга на двадцать лет. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин.
По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Его заслугой является превращение гравюры в самостоятельную область национальной художественной культуры. «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом.
Бонна высоко оценивал способности Эдварда к рисованию, но не одобрял его вольного обращения с цветом27. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку.
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13. мотивам «Фриза жизни» («Звёздная ночь», 1923–24, Музей Мунка). Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние.
Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа.
«Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство.
Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке.
Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. музей, Гётеборг), «Ревность» (1895, частное собрание, Берген) предстают как некие архетипы извечной драмы человеческого существования. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. Первый вариант картины был создан в 1893-1894 гг., в 1895 г. была выполнена литография, а всего Мунк создал пять вариантов картины. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве.
Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. В сущности его картины 80-х гг. Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность».
Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. силами природы. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна.
В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями.
Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. 15тыс. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы.
Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Довольно долгое время она привлекала Мунка. Он ввёл Эдварда в круг столичной богемы, центральной фигурой которой был скандальный писатель-анархист Ханс Егер. «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7.
1тыс. Графика Мунка поражает разнообразием техники. Живопись Мунка достигает здесь исключительной энергии и напряженности, а эмоции – остроты и обнаженности. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. В этом описании можно увидеть одну из самых значимых картин Мунка «Мадонна» (известная еще как «Любящая женщина» или «Зачатие»), пять вариантов которой художник создал ещё за несколько лет до знакомства с Туллой. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка.
картин, св. В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии.
Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Достоевского «Преступление и наказание». Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования.
Его картины передают нам его ужасные муки и страдания. Юль часто именовали «пожирательницей мужчин» за её бесконечные романы.
Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба – «древа жизни», рассказывающий историю своей страны.
Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. Всего он провёл там более полугода.
После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Мунк долгое время жил во Франции, в Германии, но постоянно наезжал в родную Норвегию и именно Норвегия давала его искусству те импульсы, которыми оно питалось. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах.
В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Обстоятельства создания картины до сих пор остаются предметом споров, догадок и предположений. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда.
Она называлась «Дорога никуда». Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22. В свободное время Мунк активно ходил на выставки и в музеи, в том числе на экскурсии, посвящённые классическому искусству, которые Бонна устраивал для своих студентов. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины.
Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. МУНК (Munch) Эдвард (12. 12. 1863, Лётен– 23. 1. 1944, Экели, близ Осло), норв. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков.
Герои картин «Вампир» (1893, Худож. Мунк всю свою последующую жизнь пытался найти женщину, похожую на свою тётю, которая смогла бы жертвенно и нежно любить его, не требуя ничего взамен, однако вместо чистого ангела его преследовал образ женщины-демона, женщины-вампира, женщины-гибели В лице Туллы Ларсен и Дагни Юль Эдвард Мунк, всю жизнь искавший свою Мадонну, обрёл лишь Еву и Лилит, томивших и терзавших его и так больную душу. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). В центр.
Мунк упорно учился. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. В это время Мунк начал общаться с компанией радикальных анархистов из Христиании – надо признать, они были не более чем бледной тенью их современников, нигилистов из Санкт-Петербурга3. Силуэт кричащего интерпретируют по-разному, сравнивая то со скелетом, то с эмбрионом или даже сперматозоидом. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника.
впечатлений (пейзажи Осгордстранда, портретные образы друзей и родных и др. ). «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. История зарубежного искусства. Прожив насыщенную жизнь и оставив такое колоссальное наследство, он, разумеется, стал знаковой фигурой эпохи. Все они основаны на личных переживаниях художника.
«Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. В него вошло около трехсот листов. галерея, Осло), В. Ван Гога, «синтетизма» П. Гогена и кнач.
Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Грин позаимствовал наименование для своего романа.
Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Преобразующая сила света, наделяющего окружающий мир таинственностью и призрачностью, его способность воздействовать на состояние души человека определяют содержание этого листа. Родился в семье воен.
Многие картины художник писал в нескольких вариантах. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом).
неоднократно обращался к символич. Вскоре семья переселилась в столицу. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз.
Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен.
Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер.
В 1916 М. приобрёл дом в Экели, где работал до конца жизни. Большую роль в его искусстве играли литография и гравюра на дереве, меньшую – офорт, в основном занимавший его вначале. Он называл это «лошадиным лечением».
«Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества.
Создана картина в Берлине. Монументальное творчество Мунка положило начало созданию национальной школы монументальной живописи, а также позволило считать его одним из выдающихся мастеров европейского монументального искусства ХХ в. Представление о творческой индивидуальности Мунка будет неполным, если не сказать о его многочисленных графических и живописных автопортретах. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Здесь он проживёт остаток жизни.
В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны.
Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6.
За небольшой промежуток времени он овладел всеми ее видами: черно-белой и цветной литографией, разновидностями офорта, тоновой и цветной ксилографией. В Париже посещал худож. галерея, Осло). В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции».
Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна».
Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ.
Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение.
Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. В1885–1909 много путешествовал, жил во Франции (1889–92 и 1895–97), Германии (1892–95 и 1897–1908), Италии (1899, 1900).
Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. В 1921-1922 гг. Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). полотне цикла– «Танец жизни» (1889–1900, Нац.
галерея, Осло)– движущиеся по роковому кругу фигуры, которые олицетворяют разные возрасты и эмоциональные состояния (страх, тоска, мрачный эротизм, отчаяние). 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании.
Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. В 1893 году он написал первый вариант «Крика». Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Мы не только не можем услышать крик, но и человечек, странное кричащее существо инопланетянин, не может услышать нас у него или нее нет ушей, он, она или оно не может никого достигнуть при помощи крика, так же как он, она или оно не может быть достигнут (а/о).
Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же.
Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". ориентация норвежского искусства меняется.
Условная цветовая и живописно-пластическая характеристика изображенного ландшафта рождает обобщенный образ норвежской природы исполненный напряженного лиризма и углубленного созерцания. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. врача.
1890-хгг. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка.
Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину.
Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично.
Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника.
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки.
Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Картины природы всегда преломлены через настроение художника.
Близость к писательским кругам (А. Стриндберг, С. Пшибышевский, Г. Ибсен, С. Малларме), а также дружба с Ю. Мейером-Грефе наложили печать литературности на творчество М. Замысел обширного цикла картин «Любовь» (позднее назван «Фриз жизни», 1892–1902) сложился под воздействием идей лит. Считается, что натурщицей для одной из версий «Мадонны» была норвежская писательница, возлюбленная Мунка времени его берлинских поездок, жена близкого друга художника, польского писателя Станислава Пшыбышевского, — Дагни Юль. С 1884 сблизился с писателями и художниками натуралистич.
Мадонна 1895, Национальная галерея, ОслоКрик 1893, Музей Мунка, Осло Пепел 1894, Национальная галерея, ОслоВампир 1897, Национальная галерея, Осло Звездная ночь 1893, Музей Поля ГеттиАвтопортрет с бутылкой вина 1906, Музей Мунка, Осло Улица в Асгардстренде 1902Половая зрелость 1895Голгофа 1900Обнаженная у кресла 1929Убийца в переулке 1919 Расставание 1896Женщина в синем (Фрау Барт), 1921Танец жизни 1899-1900Поцелуй 1897Нимфа 1896 Искусство Франции. Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи.
Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. творчеством. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн).
направления под влиянием учителей уже в ранних работах использовал приёмы импрессионизма («Утро», 1884, собрание Р. Мейера, Берген). Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536. музей Атенеум, Хельсинки Музей Мунка).
Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Мунк вырос в очень религиозной семье. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега.
В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). Этому циклу он посвятил более тридцати лет. Мунк более не общался с Туллой, до конца своей жизни называя её лишь «та женщина». За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно.
На смену приходит пафос утверждения жизни. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Проект остался нереализованным.
Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Завещал собрание своих работ (ок. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни».
Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Отец Эдварда, Кристиан Мунк, был врачом, вначале судовым, а затем – военным. В 1881–83 учился в Школе рисования в Кристиании (ныне Осло) у скульптора Ю. Миддельтуна, брал уроки у живописца К. Крога (1882), с 1883 учился в «Академии свободного света» Ф. Таулова.
Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. ландшафты и аллегорич. И хотя большинство творцов находили спасение от своих внутренних демонов в любви, то Эдвард Мунк был явно не из их числа.
Но больше всего его раздражали пальцы. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. Осенью он едет в Париж.
Поиски заняли целых два года. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. В автопортретах Мунка, романтических по духу в ранний период, полных тревоги, горечи и боли или мужественного смирения и усталости в зрелый, предстает путь его духовных странствий.
Мунк также верил, что когда-то лун было две. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане.
Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад.
Принято считать, что именно в этом полотне проявилось гениальное пророчество художника: гримаса ужаса говорила о том, что человечеству грозят суровые испытания. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Получается лучшая гармония красок. гравюр, 5тыс. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь.
Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. В 1900-х гг. Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик».
«Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. покой, величеств. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. художник. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника.
В его судьбу вторглась война. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Картина становится символом вечного возрождения жизни.
За время нахождения в руках похитителей оба полотна получили повреждения: на них присутствовали царапины и следы от влаги, холсты были надорваны. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Вскоре он обратился к литографии, тем более что по приезде в Париж в начале 1896 года он получил доступ к лучшим печатникам и печатным станкам того времени. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы.
В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее – фигуры играющих и купающихся детей. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Это было для него открытием.
Главным становится передача состояния, психологии, а не события. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности. «Я почувствовал крик Природы»). Мунк, к этому времени привыкший стойко сносить насмешки и ругань со стороны критиков, отнёсся к ситуации с нескрываемой иронией.
В течение 1909-1916 гг. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. В Германии у Мунка было много друзей.
В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. За время пребывания в лечебнице художник пристрастился к фотографии и сделал много автопортретов на камеру Kodak Bulls Eye. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер.
Изматывающий роман с Туллой их бесконечные разрывы и воссоединения, её попытки суицида и, наконец инцидент с револьвером дурно сказались на психическом состоянии Мунка: им овладели мысли о кознях, которые строят против него враги, он стал не в меру вспыльчив и подозрителен. Природа для Мунка – особый мир, живущий по своим законам, та одухотворенная среда, в которой протекает жизнь человека. Через портрет он всегда исследовал душу человека. Но и природа изображалась им весьма поверхностно.
В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». Осенью он едет в Париж. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка.
Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. «Женщина в её тотальной изменчивости — это загадка для мужчины.
Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». В них запечатлен духовный путь мастера. С того момента он был совершенно одинок, стал добровольным отшельником, удалился от мира и людей. Племянник П. А. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным.
В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Он издает вопль. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.
Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд.
галерея, Осло) близки экспрессионизму энергией цвета, активностью живописной манеры. Темы «Фриза жизни» художник варьировал во многих рисунках и гравюрах («Крик», литография, 1895 «Тоска», цветная литография, 1896). Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. В 1895 году большая выставка в Кристиании породила настоящий скандал вплоть до того, что было поставлено под вопрос душевное здоровье художника. Живое побеждает смерть. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. Что за чертовщину они там плетут.
В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Однако «та женщина» оставила неизгладимый след не только в его судьбе, но и в его творчестве. свечением. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию.
Автопортреты М. отмечены скептическим самоанализом иимеют характер дневниковых записей («Автопортрет у окна», ок. Позже, оглядываясь на 1880-е годы, он задаст вопрос: «Когда кто-нибудь сможет описать те времена. «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. В целом всякое творчество автобиографично. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра.
Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз.
Творческий дар художника ярко проявился и в таком виде искусства, как монументальная живопись. В 1884 г. он совершенствовался в Модуме у Фритса Таулова – пейзажиста, одного из наиболее интересных художников-импрессионистов в Норвегии, который давал уроки живописи на открытом воздухе. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее.
«Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. Формирование творческой индивидуальности Мунка происходило в контактах и с другими ведущими европейскими школами и художественными движениями эпохи.
При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Это были первые опыты художника. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения.