Летом 1936 года в Париже состоялась большая ретроспективная выставка Альфонса Мухи, где экспонировались и ранние его плакаты и картины из цикла «Славянский эпос». 24 июля исполнилось 156 лет со дня рождения всемирно известного чешского художника иллюстратора, ювелирного дизайнера, плакатиста Альфонса Мухи. В 19 веке в Чехии жил художник Альфонс Муха, который нарисовал множество плакатов-афиш.
Знаменитый теннисист чешского происхождения Иван Лендл кроме своего мастерства на теннисных кортах прославился также страстным коллекционированием плакатов Альфонса Мухи. Муха за всю свою жизнь написал несколько сотен картин и плакатов. Первый большой успех пришёл к Альфонсу Мухе в 1894 году, когда он сделал рекламный плакат для великой актрисы Сары Бернар.
После занятий в Мюнхене Муха переехал в Париж, где продолжил учёбу в Академии Коларосси и зарабатывал на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, ресторанных меню, календарей и визитных карточек.
Рекламный плакат, впрочем, оставался в его творчестве главным. Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток.
Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». Однако позже в письмах своей жене Марии Муха будет утверждать, что с актрисой у него сложились исключительно приятельские отношения. Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства. Картины обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения. С 1904 по 1913 гг.
Вскоре художник совершил, вместе с супругами Куэн-Беласси, путешествие в Северную Италию и в австрийский Тироль. У неё две дочери. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Он согласился.
Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси. Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Я предложил мою работу о драпировках. Он стал писать афиши, плакаты, открытки.
Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар. Именно плакаты выдвигают Альфонса Муху в число лидеров мирового модерна. Родился Альфонс Муха в 1860 году.
Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в НьюЙорк, на этот раз вместе с женой. В настоящее время она живет в Чехии. Картины отличались насыщенностью красок и деталей. Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898).
В 1887–1922 годах художник живет преимущественно в Париже. Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы.
Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов).
Как рассказывал сам Муха, в театре поношенная шляпа все время сползала ему на глаза, мешая делать наброски, но снять ее художник боялся: вдруг кто-нибудь украдет чужую вещь. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. Это было время творческих скитаний и поисков себя. В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен. Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели.
На следующий год- вторая, более крупная – в салоне de Cent, а затем она объехала всю Европу. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар. Семья была большая. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». К началу XX века флоральное течение модерна достигло апогея своего развития.
Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями.
Книга была издана в формате 395Ч310 мм. Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним. Он тут же сделал наброски в своем альбоме. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров.
Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». Мальчик с детства хорошо рисовал. Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». От заказов не было отбоя.
От того, что здесь его называют Мюша. Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках. В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным. В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в НьюЙорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса.
Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) в России делал такие же книги для петербургской Экспедиции заготовления государственных бумаг, но оформленные им сказки издавались большими тиражами и стоили копейки. Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию.
С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря. Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. В 1888 Муха впервые побывал в Париже.
Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. 50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах. Интересна история внучки Мухи. Муха остался без средств к существованию. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров.
Тогда Муха стал брать уроки рисования. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда». От претенциозных и чересчур раскрепощенных парижанок Художник был отчаянно одинок и тосковал по родине. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Вся работа заняла у Мухи три месяца.
Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию. «Салон ста» (фр. Salon des Cent) — плакат чешского художника Альфонс Муха. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов.
Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной. Он получил несколько заказов на портреты, также читал лекции в Нью-Йорке, Филадельфии и Чикаго. Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения.
Оригинальные рисунки Мухи пришлись по душе ювелиру. Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах.
Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной.
Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». Сара Бернар была под таким сильным впечатлением от работы художника, что она тут же предложила художнику шестилетний эксклюзивный контракт. До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать».
После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки.
«Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. Большую популярность Муха приобретает после создания афиш предназначенных для спектаклей театра «Ренессанс» и парижского театра Сары Бернар. Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж.
В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. Затмить славу Уильяма Морриса, английского художника и дизайнера, работавшего над изысканными, роскошными изданиями, Альфонсу Мухе, конечно, не удалось, да и с общепризнанным и отточенным изяществом чернобелой тоновой ксилографии многокрасочная литография соперничать не могла. Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах.
Актрисе было исключительно важно, чтобы ее изображали в самой актуальной манере. А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над циклом «Славянская эпопея». Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов.
Альфонс был первым сыном во втором браке. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Является единственным официальным музеем художника. С середины 1920-х годов художник полностью меняет направление собственного творчества.
Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани. Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером. Она захотела познакомиться лично с автором афиши. «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. Надо заметить, что Фуке наступали на пятки не менее именитые ювелиры Р. Лалик и А. Вевер. Мальчик с детства хорошо рисовал. Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру.
По сегодняшний день жители и гости города могут любоваться этим даром известного мастера имя которого Альфонс Муха. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Судьбу Альфонса Мухи изменила случайность. Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея».
Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896). Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование. Муху в тот же вечер отправили смотреть пьесу.
Но судьба благосклонна к гению. «Сара была великолепна», — вспоминал Муха. Занимался он и практической работой. Приведем краткое описание картины. В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей». Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым».
На ней изображены символы, которые один из современных художнику критиков определил так: « сердце, которому глупость угрожает чертополохом, гениальность — тернами и любовь — цветами». Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги. Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток. Он серьезно занимался пением, но в 1875 году был вынужден отказаться от любимого занятия, так как его голос стал ломаться. Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. Новые моменты в жизни связаны с Парижем.
Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. Он рисовал афиши для различных театральных постановок. Это наглядное руководство для художников, на страницах которого воспроизведены разнообразные орнаментальные узоры, шрифты, рисунки мебели, различной утвари, столовых наборов, ювелирных изделий, часов, гребней, брошей. Хитилова была соотечественницей Мухи. Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter). Сразу же после возвращения в Чехию в огромном Хрустальном зале замка Збирог недалеко от Праги он принялся за работу.
И тут директору фирмы вдруг позвонила «божественная Сара», которой срочно, до конца года, потребовалась новая афиша к недавно поставленному спектаклю «Жисмонда». Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899). В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц.
Альфонс был первым сыном во втором браке. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи». Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже. Хотя художник считал свои работы в стиле ар-нуво не более чем возможностью для получения денег, которые он мог бы потратить на реализацию более серьезных вещей, но критики думали иначе.
Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок. От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое». Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием. Украшения для волос, отдаленно напоминающие диадемы, сложные многоярусные ожерелья, пояса-шателены с подвесками, застежки-аграфы и пластины, плавно переходящие в платье («Брюнетка», «Зодиак» и др. ). Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись. Восхищённый талантом юного мораванина, граф согласился оплатить расходы по его учёбе в Мюнхенской академии изящных искусств.
Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». Позже у них рождаются две дочери и сын.
Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. В настоящее время она живет в Чехии.
Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. Альфонс Муха (чеш. Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. Он создает цикл картин под названием «Славянская Эпопея», который посвящен истории славянства а также языческой и дохристианской истории, что вызывает недовольство католической церкви.
Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел. В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа. Так продолжалось вплоть до конца 1893 года. Из-за финансовых трудностей патрон Мухи граф Куэн-Беласси больше не мог снабжать деньгами своего подопечного и молодой художник быстро оказался на мели. Сара Бернар помогла Мухе реализовать его ювелирные фантазии. После первой мировой войны художник возвращается на родину.
Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908). При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием. Оригинальные рисунки воспроизводились в технике фототипии, которая, к слову сказать, также была изобретена чехами.
Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать».
Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. Именно в эти годы Муха является ведущим художником французской рекламы, его работы печатаются в журналах в виде плакатов.
Посетители узнают и детали личной жизни автора. Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня). 3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире».
Мария Хитилова стала постоянной натурщицей Мухи и на многих картинах легко угадываются её черты. В ту пору он заинтересовался историей славян. Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования. Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. Оформительскую задачу художник решал комплексно. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя.
Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. Такие полотна, как: Апафеоз истории славянства, Праздник Свентовита, Славянский праздник под липою и многие другие заняли своё почётное место в истории высокого искусства. Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков. По возвращении в Европу он стал готовиться к работе, которую считал самой важной в своей работе.
Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. Но на этом сказка закончилась. Близится Рождество.
Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника. Бумага эта почемуто была названа именем библейского праведника Иова.
Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация3». Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души».
Некоторое время он работает художником по декорациям для театра, а затем его приглашают расписывать стены замка графа Куэн-Беласси. Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901).
«Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Тот факт, что благосостояние Альфонса Мухи более, чем улучшилось после подписания контракта с Сарой Бернар, неоспорим. Образы эффектно подчеркивали самые невероятные драгоценные предметы. Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году.
Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной.
Пару раз посещает США, где работает как художник и педагог. В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос. В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз. Хитилова была соотечественницей Мухи. В 1906 году мастер женится на Марии.
Альфонс Муха (Alfons Muca1) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. Но ее роль в его жизни трудно переоценить. Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу.
Сценические украшения, нарисованные воображением художника, определили также тематику серии декоративных панно («Драгоценные камни»). Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. Акварели эти художник называл «Блаженствами». Семья была большая. Украшения на театральных афишах Мухи представляли собой утонченную историческую стилизацию в духе подлинных артефактов Средневековья: широкий декоративный пояс, рельефная орденская цепь и богато орнаментированное оружие («Лорензаччо», «Гамлет»). За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения.
Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами. После завершения главного труда всей своей жизни Альфонс подарил всю серию картин своему любимому городу Праге. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью. Это было довольно прибыльным делом. Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». Предки его занимались выращиванием винограда.
«Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. Великая актриса была очарована работой. От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве.
Художественное образование получает в Брно. Рыжеволосые славянки-красавицы на картинах Альфонса Мухи продиктованы именно образами жены художника и его дочерей: все три обладали этим типом внешности. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь.
Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. Он вернулся в Моравию, в город Микулов, здесь он познакомился с графом Куэн-Беласси, который заказал ему оформление Эммахофского замка. От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин.
В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар. Из работ Мухи этого периода стоит отметить рекламирующий детское питание плакат для фирмы Nestle, которая сегодня стала крупным международным концерном и изображения женских фигур, на эскизах оберток для шоколада Masson, выполненных Мухой в 1895 году. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»7. В представлении принимала участие Сара Бернар. Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». У неё две дочери.
Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи. Предки его занимались выращиванием винограда. После возвращения в Прагу Альфонс Муха, картины которого становятся известны по всему миру, приступает к самой грандиозной своей работе. Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно. Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве.
Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). Все это делает творения Альфонса Мухи значительной вехой в истории мирового художественного искусства. Альфонс Муха (Alfons Muca) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. франков.
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи».
Альфонс Муха (1860 – 1939) – чешский художник и дизайнер, создававший иллюстрации, рисунки, картины и декорации в период Прекрасной эпохи и модерна. Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев».
Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества.
Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». А вместе с ней взошла звезда и никому ранее не известного художника Альфонса Мухи. Естественно, за годы их сотрудничества ходило немало слухов о том, что художника и актрису связывали не только деловые, но и романтические отношения. Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво. После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы.
Годы сотрудничества с Сарой Бернар стали началом самого плодотворного периода в творчестве художника Альфонса Мухи. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. В стиле Арт Нуво Муха создается также красочные графические серии, например, «Времена года», «Цветы», «Месяцы», «Звезды», которые и сегодня широко тиражируются как арт-постеры. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви.
Интересна история внучки Мухи. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». Художник моментально становится знаменитым. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем. В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества. Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе.
Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. Один зритель любезно предложил приглядеть за цилиндром — как потом выяснилось, это был автор пьесы Викторьен Сарду. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи.
Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. 1893 год. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера.
Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere. В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года.
Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком.