Летом 1936 года в Париже состоялась большая ретроспективная выставка Альфонса Мухи, где экспонировались и ранние его плакаты и картины из цикла «Славянский эпос». Главное в описании картин Альфонса Мухи, плакатов – девочка. Муха за всю свою жизнь написал несколько сотен картин и плакатов.
Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс».
Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев».
Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование. А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над циклом «Славянская эпопея». Такие полотна, как: Апафеоз истории славянства, Праздник Свентовита, Славянский праздник под липою и многие другие заняли своё почётное место в истории высокого искусства. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Художник переезжает, становится преподавателем в крупном художественном учреждении. Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня). Он рисовал афиши для различных театральных постановок.
Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком. Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним.
Интересна история внучки Мухи. На картине «Лето» героиня изнывающая от жары, смотрит на зрителя с легкой сонной полуулыбкой. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя.
Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Альфонс был первым сыном во втором браке. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства.
К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). Он стал писать афиши, плакаты, открытки. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии.
Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. В последующие годы Альфонс Муха создает еще ряд знаменитых афиш, которые прочно закрепили его как одного из лучших иллюстраторов и живописцев (1896 год – «Дама с камелиями», «Медея», 1897 год – «Самаритянка», «Тоска» и т. д. ). Саре Бернар работа Мухи настолько понравился, что она пригласила его в свой театр и заключила с ним контракт на шесть лет. За это годы Муха создал огромное количество плакатов, афиш, книжных иллюстраций и приобрел широкую известность как дизайнер ювелирных украшений интерьеров и предметов прикладного искусства. В 1897 г. с большим успехом прошли персональные выставки живописца в Париже и ряде других городов Европы, а французский литературно-художественный журнал «La Plume» посвятил ему специальный номер. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже художника пригласили для оформления двух национальных павильонов (Боснии и Герцеговины и Австрии). В 1906 г. Альфонс Муха принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США. Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары.
Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация».
В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. Интересна история внучки Мухи. Афиша стала революционной. Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь.
Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве. В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей». В том же году Альфонс принимает решение переехать в Париж. Приведем краткое описание картины. В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие.
Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения.
В 1888 Муха впервые побывал в Париже. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани.
Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Тогда Муха стал брать уроки рисования. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет. Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами. Вскоре художник совершил, вместе с супругами Куэн-Беласси, путешествие в Северную Италию и в австрийский Тироль.
Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св.
Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Он считал свои работы в стиле ар-нуво несерьезными, вот таким образом он особо не расстраивался, что они выходят из моды. От заказов не было отбоя.
Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Книга была издана в формате 395Ч310 мм. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». Хотя художник считал свои работы в стиле ар-нуво не более чем возможностью для получения денег, которые он мог бы потратить на реализацию более серьезных вещей, но критики думали иначе. Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно.
Все это делает творения Альфонса Мухи значительной вехой в истории мирового художественного искусства. В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже. Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним.
В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен. Ради своей мечты мастер едет на заработки в Америку, где он вынужден много работать, создавая рекламные плакаты и афиши. С 1904 по 1913 гг. Однако, его главным увлечением с детства все-таки был рисунок. В 1879 г. Муха переехал в Вену и поступил на работу в «Художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт» (Art workshops Kautsky-Brioschi-Burghardt), в качестве художника театральных декораций.
У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. Это было довольно прибыльным делом.
Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов – иногда томно-пленительная иногда загадочная иногда грациозная иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. Панно печатали на шелке либо плотной бумаге и развешивали в гостиных, будуарах и различных ресторанах. «Сара была великолепна», — вспоминал Муха. В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями.
Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря.
За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Петра и Павла и стал заниматься в средней школе города Брно. В 1906 году мастер женится на Марии. Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. франков. В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико».
В настоящее время она живет в Чехии. В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. В 1906 году он делает предложение руки и сердца Марии Хитиновой. Однажды Муха работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси и тот был так впечатлен работой художника, что согласился оплатить его учебу в мюнхенской Академии изящных искусств. Известность художника растет.
Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. Тем не менее на обучение живописи в академии Альфонса хватает ровно на два года – в 1887 году художник вновь берет работу от Куэн-Беласси и какое-то время живет на получаемые от него средства. Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908). Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы».
Художник моментально становится знаменитым. Восхищённый талантом юного мораванина, граф согласился оплатить расходы по его учёбе в Мюнхенской академии изящных искусств. В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц.
Так же в этот период он на заказ иллюстрирует многотомную «Историю Германии». Предки его занимались выращиванием винограда. Он создает цикл картин под названием «Славянская Эпопея», который посвящен истории славянства а также языческой и дохристианской истории, что вызывает недовольство католической церкви. На рубеже веков Альфонс Муха стал настоящим мэтром, к которому внимательно прислушивались в кругах художественной общественности.
Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи.
Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899). Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток. Является единственным официальным музеем художника. Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию.
Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием. Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку».
Он тут же сделал наброски в своем альбоме. Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах.
Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника. Рекламный плакат, впрочем, оставался в его творчестве главным.
У неё две дочери. Это было время творческих скитаний и поисков себя. Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной.
Он согласился. Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера.
Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш. Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи. Его мастерская находится над рестораном мадам Шарлотты, в течение некоторого времени он делил её с Ван Гогом. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Потрясенный случившимся, Муха покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Mikulov), где занялся оформительской деятельностью. Граф Карл Куэн-Беласси (Count Karl Khuen of Mikulov) нанял художника украсить фресками родовой замок (Hruovany Emmahof Castle) и был настолько впечетлен работой живописца, что решил оплатить обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств (Munich Academy of Fine Arts). В 1887 г. Муха переехал в Париж и продолжил учебу вначале в Академии Жюлиана (Acadmie Julian), а затем в Академии Коларосси (Acadmie Colarossi).
Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). Позже у них рождаются две дочери и сын. Именно плакаты выдвигают Альфонса Муху в число лидеров мирового модерна.
В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории».
Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках. Как рассказывал впоследствии художник, в конце 1893 года ему позвонил владелец типографии по имени де Бруноф, с которым он поддерживал деловые отношения.
А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. По завершению работы художник передает полотна в дар городу Прага. В 1918 г. Чехословакия получила независимость и Муха создает образцы первых банкнот и почтовых марок государства. В 1939 г. после оккупации Праги нацистами художник несколько раз задерживался и подвергался допросам. Альфонс Муха умер 14 июля 1939 г. Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896). В 1895 художник сталкивается с символистами и ненадолго примыкает к ним. Акварели эти художник называл «Блаженствами».
До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров. Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в НьюЙорк, на этот раз вместе с женой. В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в НьюЙорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса.
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Но ее роль в его жизни трудно переоценить. В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег. В это же время Муха под сильным впечатлением от работ Макарта работает над созданием своего индивидуального стиля, закладывает в него те художественные основы, которые будут отражаться в его произведениях до конца жизни.
Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Работы, отличающиеся своеобразным стилем и оригинальностью, сразу пришлись по душе читателям. В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). У неё две дочери. Но судьба благосклонна к гению. Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле.
В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат. «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». Так, слегка втягивая голову в плечи и поднося красные от холода руки к лицу, девушка тем самым передает атмосферу подлинного холода и сдержанности всех природных красок.
Описание картины, плаката Альфонса Мухи «Девушка с распущенными волосами» может выглядеть следующим образом. Новые моменты в жизни связаны с Парижем. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Плакат был неслыханной инновацией в плакатной печати- раньше в плакате было большое количество текста с несколькими мелкими иллюстрациями, обычно в 1-2 цвета. Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. В этом и есть прелесть Времен года Альфонса Мухи – в непохожести картин.
На рубеже веков Альфонс Муха стал настоящим мэтром, к которому внимательно прислушивались в кругах художественной общественности. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»7. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире.
Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. По прошествии двух лет чешский художник отправляется продолжать свое художественное образование в Художественное Училище Жюльена в Париже. После совместного путешествия с графом и его женой по Европе Муха отправляется в Мюнхен. Оформительскую задачу художник решал комплексно.
Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования. «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар.
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались.
Там он поступает в Академию изящных искусств. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. В качестве декоратора оригинальных и ярких афиш в свою мастерскую Муху приглашает театральный мастер Бриши-Бургхардт.
Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Знакомство Мухи с братьями Люмьер (создателями первого киноаппарата и движущегося изображения) побуждает его экспериментировать с созданием собственных работ – позже, работая над серией «Славянская эпопея» художник будет использовать в качестве основы для картины сфотографированные им снимки натурщиц (фото Альфонса Мухи за работой представлено ниже). Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси.
Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». Я предложил мою работу о драпировках. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери).
Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу. Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) в России делал такие же книги для петербургской Экспедиции заготовления государственных бумаг, но оформленные им сказки издавались большими тиражами и стоили копейки.
Альфонс Мария Муха (1860-1939) родился в городе Иванчице (Ivanice), расположенном неподалеку от города Брно в семье мелкого чиновника Ондрея Мухи (Ondrej Mucha)В детстве Альфонс увлекался пением, был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи. От ее разгоряченного стройного тела и румянца на щеках веет теплом и солнечным зноем, атмосфера которых правдоподобно передана в смешении красок и воздушности, «влажности» летнего воздуха. Владелец типографии де Бруноф дал, тогда ещё малоизвестному, художнику заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», в главной роли которого и играла прима.
Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. Тот факт, что благосостояние Альфонса Мухи более, чем улучшилось после подписания контракта с Сарой Бернар, неоспорим. Героиня картины «Зима», напротив, закутана в одежды. В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину.
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. Мальчик с детства хорошо рисовал.
В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа. В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным. В число его знакомых входят братья Люмьер, вместе с которыми он участвует в опытах по кинематографии и Стриндберг. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация3». Картины отличались насыщенностью красок и деталей.
Посетители узнают и детали личной жизни автора. Большую популярность Муха приобретает после создания афиш предназначенных для спектаклей театра «Ренессанс» и парижского театра Сары Бернар. В 1881 г. во время представления в Венском театре комической оперы (Ringtheater) произошел пожар, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил художественные мастерские. В 1905 году Альфонс Муха получает приглашение от Американского общества иллюстраторов.
Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. Описание плаката Альфонса Мухи можно продолжать бесконечно. Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт.
Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда».
Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США. После первой мировой войны художник возвращается на родину. Отсутствие красочных деталей и всякого интереса натурщицы к художнику и создаваемому им полотну, склоненные плечи, в которых отражены усталость и грусть, наличие обыденной житейской атмосферы в свое время удивили современников.
Вся работа заняла у Мухи три месяца. Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага.
Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ).
В стиле Арт Нуво Муха создается также красочные графические серии, например, «Времена года», «Цветы», «Месяцы», «Звезды», которые и сегодня широко тиражируются как арт-постеры. Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. Ее можно назвать наиболее нехарактерной для стиля художника. Хитилова была соотечественницей Мухи. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах.
Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Выставки работ Альфонса Мухи организуются в крупнейших городах Европы. Хитилова была соотечественницей Мухи. 3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире».
Он преподает в Художественном институте Чикаго, создает декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке. Однако, несмотря на громкий успех в 1910 г. он возвращается в Чехию. С 1910 г. по 1928 г. он работает над серией картин «Славянская эпопея», состоящей из двадцати монументальных полотен, на которых изображены ключевые события в истории славянских народов. Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». Бумага эта почемуто была названа именем библейского праведника Иова.
Муха остался без средств к существованию. С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter).
Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре. От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. Творческая концепция Мухи находила свое отражение в каждой детали созданных им картин и плакатов: эмоционально выполненная, наполненная силой фигура, занимающая большую часть пространства, была бы незаконченной без соответствующего фона, сочетающего черты изобразительного и прикладного искусства. С середины 1920-х годов художник полностью меняет направление собственного творчества.
Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). За время проживания в Америке Муха получает множество крупных заказов.
Занимался он и практической работой. В представлении принимала участие Сара Бернар. Семья была большая. Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901). Описание картины, плаката Альфонса Мухи под названием «Зима» прямо противоположное. Слава талантливого художника, предлагающего нечто абсолютно новое, «современное» и при этом эстетически гармоничное, стремительно расходится по всей Франции. Посетители, попавшие в музей Альфонса Мухи, знакомятся с серией арт-постеров, созданных автором в конце XIX века.
Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов — иногда томно-пленительная иногда загадочная иногда грациозная иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». В ту пору он заинтересовался историей славян. В настоящее время она живет в Чехии. Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии».
Великая актриса была очарована работой. После смерти графа Карла Куэн-Беласси Муха остается без средств и вынужден зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Перед Рождеством 1894 г. Муха случайно оказался в типографии, куда поступил срочный заказ на изготовление афиши для премьеры пьесы «Жисмонда» со знаменитой актрисой Сарой Бернар в главной роли. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью. Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись.
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз. Альфонс Муха (Alfons Muca1) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве.