Все критики отмечают «поющие» линии на картинах Мухи и изысканный колорит, тёплый, как женское тело. Все картины Альфонса Мухи отличаются своеобразным и неповторимым стилем. Томные барышни, королевы, принцессы, чаще прекрасные богини плодородия, женщины на картинах Мухи скорее Евы, чем тёмная искусительница, страстная Лилит.
В 1936 году в Париже состоялась ретроспективная выставка картин Мухи. В 1906 году Альфонс Муха уезжает в Америку, чтобы заработать деньги, необходимые для осуществления мечты всей его творческой жизни: создания картин во славу своей Родины и всего славянства. Описание картин Альфонса Мухи «Времена года» начинается с героинь, запечатленных на холсте. Именно опыт извлеченный Мухой при создании иллюстраций к данному труду, впоследствии лег в основу самой известной его серии картин – «Славянской эпопеи».
Главное в описании картин Альфонса Мухи, плакатов – девочка. Муха за всю свою жизнь написал несколько сотен картин и плакатов. Летом 1936 года в Париже состоялась большая ретроспективная выставка Альфонса Мухи, где экспонировались и ранние его плакаты и картины из цикла «Славянский эпос».
Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги. Это было довольно прибыльным делом. Здесь он познакомился в Ван Гогом и Полем Гогеном.
Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием. У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс».
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Приведем краткое описание картины.
Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину.
Альфонс был первым сыном во втором браке. Близится Рождество. Декоративные панно, этикетки, виньетки, портьеры интерьеры, ювелирные украшения игральные карты, открытки иллюстрации книг — все это было «феноменом Мухи». Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р. Жюльена в Париже. С 1887–1922 г. Альфонс Муха жил в основном в Париже. Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле.
Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи. У неё две дочери. По окончании гимназии он пытался поступить в пражскую Академию художеств, но не выдержал экзамены5 и некоторое время по протекции отца работал писарем в суде своего родного городка. В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). Каждую фразу молитвы Альфонс Муха поместил на отдельной странице, воспроизвел ее стилизованным рисованным шрифтом и окружил текст изысканным орнаментальным узором. Он тут же сделал наброски в своем альбоме. Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда». Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи.
В 1887–1922 годах художник живет преимущественно в Париже. В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. Я предложил мою работу о драпировках. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Потрясенный случившимся, Муха покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Mikulov), где занялся оформительской деятельностью. Граф Карл Куэн-Беласси (Count Karl Khuen of Mikulov) нанял художника украсить фресками родовой замок (Hruovany Emmahof Castle) и был настолько впечетлен работой живописца, что решил оплатить обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств (Munich Academy of Fine Arts). В 1887 г. Муха переехал в Париж и продолжил учебу вначале в Академии Жюлиана (Acadmie Julian), а затем в Академии Коларосси (Acadmie Colarossi).
Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток. Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним. Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. Большую популярность Муха приобретает после создания афиш предназначенных для спектаклей театра «Ренессанс» и парижского театра Сары Бернар. Является единственным официальным музеем художника.
Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США. Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) в России делал такие же книги для петербургской Экспедиции заготовления государственных бумаг, но оформленные им сказки издавались большими тиражами и стоили копейки. После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы.
Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным. Героиня картины «Зима», напротив, закутана в одежды.
Бумага эта почемуто была названа именем библейского праведника Иова. Начиная с 1920 годов, Альфонс резко изменяет стиль своего творчества и создаёт целую серию картин Славянская эпопея. И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души».
Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). Хитилова была соотечественницей Мухи. В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико».
В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар. «Сара была великолепна», — вспоминал Муха. Сначала билеты и афиши, затем декорации.
Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. Впереди Муху ожидает работа судебного писаря. 1893 год.
Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи». Фоном для красавицы станут замысловатые орнаменты. Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова.
С этого момента начнет свое рождение уникальный и узнаваемый стиль Мухи. Альфонс Муха (Alfons Muca1) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. Новые моменты в жизни связаны с Парижем. На рубеже веков Альфонс Муха стал настоящим мэтром, к которому внимательно прислушивались в кругах художественной общественности.
Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим. Техника литографии позволяет тиражирование, при этом каждый оттиск сохраняет свою художественную оригинальность. Идею работы над украшениями и декоративными предметами по эскизам Альфонса Мухи ей предложил её отец, Иржи Муха, который долго и безуспешно пытался найти подходящего дизайнера. Но судьба благосклонна к гению.
Интересна история внучки Мухи. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. Еще позже, судьба сведет Муху с графом Куэн-Беласи. Репродукции, сделанные с работ Мухи, станут добрыми гостями в вашем доме.
Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». Так продолжалось вплоть до конца 1893 года. Мальчик с детства хорошо рисовал. Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию.
Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация3». В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»7. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви.
Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов — иногда томно-пленительная иногда загадочная иногда грациозная иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз. Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня).
Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». В 1906 году мастер женится на Марии. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. Разве смогло бы выжить в такой почве зерно таланта. От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. Проводя все свободное время в его стенах, он начнет рисовать. Он согласился.
Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908). Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. Уже в школьном возрасте начал рисовать, а после окончания гимназии решил поступать в Прагу в Академию художеств.
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Выставки работ Альфонса Мухи организуются в крупнейших городах Европы.
Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. Родился Альфонс Муха в 1860 году. Приглядитесь к этим картинам.
В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей». До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников.
Альфонс Мария Муха (1860-1939) родился в городе Иванчице (Ivanice), расположенном неподалеку от города Брно в семье мелкого чиновника Ондрея Мухи (Ondrej Mucha)В детстве Альфонс увлекался пением, был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Альфонс Муха (1860—1939гг), – выдающийся чешскийхудожник, театральныйхудожник иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн». Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем, его произведения дышат спокойствием и негой. Художественное образование получил в Брно.
Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. В том же году Альфонс принимает решение переехать в Париж. Семья была большая. Предки его занимались выращиванием винограда.
Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). От ее разгоряченного стройного тела и румянца на щеках веет теплом и солнечным зноем, атмосфера которых правдоподобно передана в смешении красок и воздушности, «влажности» летнего воздуха. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. Художник переезжает, становится преподавателем в крупном художественном учреждении.
В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere. На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев». Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной.
Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Позже у них рождаются две дочери и сын. Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование. Он стал писать афиши, плакаты, открытки.
Таким образом, цветы в живописи приобретали абсолютно иное понятие. Что же привлекало покупателей к творчеству художника. По завершению работы художник передает полотна в дар городу Прага. В 1918 г. Чехословакия получила независимость и Муха создает образцы первых банкнот и почтовых марок государства. В 1939 г. после оккупации Праги нацистами художник несколько раз задерживался и подвергался допросам. Альфонс Муха умер 14 июля 1939 г. Владелец типографии де Бруноф дал, тогда ещё малоизвестному, художнику заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», в главной роли которого и играла прима. Иногда гений становится гением не благодаря, а вопреки чему-то.
В настоящее время она живет в Чехии. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем. Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно. Книга была издана в формате 395Ч310 мм.
Сара Бернар заключила с ним контракт на шесть лет и, благодаря ей, муха стал главным декоратором «Ренессанса». Его композиции, как правило изображающие томных роскошных девушек, стали печататься в виде плакатов в модных газетах и журналах. Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар. Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». А ведь выжило и проросло. Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899).
У неё две дочери. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. В этом и есть прелесть Времен года Альфонса Мухи – в непохожести картин.
Многое из нарисованного впоследствии было выполнено в металле и дереве, например золотые броши и ожерелье с портретами Сары Бернар, предназначенные для самой актрисы. Оформительскую задачу художник решал комплексно. Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел. Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника.
В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. В 1906 году он делает предложение руки и сердца Марии Хитиновой. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Муха сделал набросок в своём блокноте во время представления, а затем нарисовал эскиз прямо на мраморной плите столика в кафе, за неимением других подручных черновиков. Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в НьюЙорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса.
Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок. Там он поступает в Академию изящных искусств. Как рассказывал впоследствии художник, в конце 1893 года ему позвонил владелец типографии по имени де Бруноф, с которым он поддерживал деловые отношения. Декоративны и красочны плакаты, сделанные для фирмы, выпускавшей бумагу для изготовления сигарет. Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter).
Альфонс был первым сыном во втором браке. Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым». Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. Афиша стала революционной.
В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен. Альфонс Муха родился в 1860 году в городке Иванчице, расположенном недалеко от Брно. В 1905 году Альфонс Муха получает приглашение от Американского общества иллюстраторов. В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями. Поворотный момент в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1894 году, когда он выполнил очередной заказ на афишу к постановке пьесы «Жисмонда» театра «Ренессанс», которую играла великая Сара Бернар.
«Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. Предки его занимались выращиванием винограда. Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. Занимался он и практической работой.
С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат. Жизнь его родителей не была даже приближена к творческой. Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет.
Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Ведь редкий гость, даже самый гениальный, сможет принести с собой тепло и изысканность.
Он рисовал афиши для различных театральных постановок. Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. Описание картины, плаката Альфонса Мухи под названием «Зима» прямо противоположное.
Муха остался без средств к существованию. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала. Саре Бернар работа Мухи настолько понравился, что она пригласила его в свой театр и заключила с ним контракт на шесть лет. За это годы Муха создал огромное количество плакатов, афиш, книжных иллюстраций и приобрел широкую известность как дизайнер ювелирных украшений интерьеров и предметов прикладного искусства. В 1897 г. с большим успехом прошли персональные выставки живописца в Париже и ряде других городов Европы, а французский литературно-художественный журнал «La Plume» посвятил ему специальный номер. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже художника пригласили для оформления двух национальных павильонов (Боснии и Герцеговины и Австрии). В 1906 г. Альфонс Муха принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Мария Хитилова стала постоянной натурщицей Мухи и на многих картинах легко угадываются её черты.
Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. Слава талантливого художника, предлагающего нечто абсолютно новое, «современное» и при этом эстетически гармоничное, стремительно расходится по всей Франции. Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. После совместного путешествия с графом и его женой по Европе Муха отправляется в Мюнхен.
Благодаря этому Альфонсом будет получено блестящее художественное образование. Сам Альфонс увлекался с детства пением и изредка пробовал рисовать. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. Посетители узнают и детали личной жизни автора.
С середины 1920-х годов художник полностью меняет направление собственного творчества. Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. Но вращение в богемных кругах, знакомство с Полем Гогеном и Августом Стриндбергом играют решающую роль в формировании его как художника. После отказа в приеме в Пражскую Академию художеств ему пришлось работать писарем в суде, а все свободное время он посвящал любительскому театру. Техника создания – масло и яичная темпера.
Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901). А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». Рекламный плакат, впрочем, оставался в его творчестве главным.
От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. Однако, его главным увлечением с детства все-таки был рисунок. В 1879 г. Муха переехал в Вену и поступил на работу в «Художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт» (Art workshops Kautsky-Brioschi-Burghardt), в качестве художника театральных декораций. В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. Образы меняются от картины к картине до той поры, пока и в жизни и в творчестве художника не остается только одна женщина – Мария Хитилова, его ученица, супруга и муза.
От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы.
В 1888 Муха впервые побывал в Париже. Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу.
Чаще всего изображение чувственных, роскошных, томных женщин, украшенных цветами. Хитилова была соотечественницей Мухи. Знакомство Мухи с братьями Люмьер (создателями первого киноаппарата и движущегося изображения) побуждает его экспериментировать с созданием собственных работ – позже, работая над серией «Славянская эпопея» художник будет использовать в качестве основы для картины сфотографированные им снимки натурщиц (фото Альфонса Мухи за работой представлено ниже). В это же время Альфонс Муха начинает писать авторские картины, организует персональные выставки в Париже. Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток. Именно плакаты выдвигают Альфонса Муху в число лидеров мирового модерна.
Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами. В стиле Арт Нуво Муха создается также красочные графические серии, например, «Времена года», «Цветы», «Месяцы», «Звезды», которые и сегодня широко тиражируются как арт-постеры. франков. В последующие годы Альфонс Муха создает еще ряд знаменитых афиш, которые прочно закрепили его как одного из лучших иллюстраторов и живописцев (1896 год – «Дама с камелиями», «Медея», 1897 год – «Самаритянка», «Тоска» и т. д. ). Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком.
Вся работа заняла у Мухи три месяца. Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). Художественное образование получает в Брно.
Это было время творческих скитаний и поисков себя. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Муха же рассуждал по-другому: он получал удовольствие от любого вида творчества, стремясь сделать красивой любую, даже самую банальную и бытовую вещь.
В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Спасибо увлечению любительским театром. Описание плаката Альфонса Мухи можно продолжать бесконечно. В 1895 художник сталкивается с символистами и ненадолго примыкает к ним. В 1880 работал в Вене театральным художником-декоратором.
Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. Несколько раз посетил США, где работал, как художник и педагог.
Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя. Художника пригласил Институт искусств в Чикаго, лекции в котором он читал на протяжении трех лет. В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896). «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров.
Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером. Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). Картины отличались насыщенностью красок и деталей. Афиша восхитила актрису и парижскую публику, моментально принесла художнику популярность. Пару раз посещает США, где работает как художник и педагог.
В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». Иллюзорность театра Муха воспринимал очень органично, поскольку мальчиком несколько лет пел в церковном хоре города Брно. При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием. Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда». С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам.
Актрисе так понравилась работа, что она заключила с художником контракт на шесть лет, а также добилась его повышения до главного декоратора театра. Он преподает в Художественном институте Чикаго, создает декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке. Однако, несмотря на громкий успех в 1910 г. он возвращается в Чехию. С 1910 г. по 1928 г. он работает над серией картин «Славянская эпопея», состоящей из двадцати монументальных полотен, на которых изображены ключевые события в истории славянских народов. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег. Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве.
Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства. Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. 3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире». Ее можно назвать наиболее нехарактерной для стиля художника. В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже. Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов.
В отличие от тревожных картин современных ему мастеров – Климта, Врубеля, Бакста – произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Описание картины, плаката Альфонса Мухи «Девушка с распущенными волосами» может выглядеть следующим образом.
Некоторое время он работает художником по декорациям для театра, а затем его приглашают расписывать стены замка графа Куэн-Беласси. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории».
Но на этом сказка закончилась. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». Он создает цикл картин под названием «Славянская Эпопея», который посвящен истории славянства а также языческой и дохристианской истории, что вызывает недовольство католической церкви. Великая актриса была очарована работой.
Но ее роль в его жизни трудно переоценить. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. От заказов не было отбоя. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью.
За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Акварели эти художник называл «Блаженствами».
Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Он должен быть готов к утру новогоднего дня.
Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов.
В настоящее время она живет в Чехии. Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос. На картине «Лето» героиня изнывающая от жары, смотрит на зрителя с легкой сонной полуулыбкой. От того, что здесь его называют Мюша. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера.
Талантливый художник, мастер своего дела Альфонс Муха сразу поступает на 3 курс в Мюнхенской Академии Художеств. Семья была большая. Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков. После первой мировой войны художник возвращается на родину. Альфонс Муха (чеш.
Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга. Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в НьюЙорк, на этот раз вместе с женой. Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси.
Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж.
50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение. После смерти графа Карла Куэн-Беласси Муха остается без средств и вынужден зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Перед Рождеством 1894 г. Муха случайно оказался в типографии, куда поступил срочный заказ на изготовление афиши для премьеры пьесы «Жисмонда» со знаменитой актрисой Сарой Бернар в главной роли. Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках. Тот пригласит художника для оформления собственного замка. Так же в этот период он на заказ иллюстрирует многотомную «Историю Германии».
Петра и Павла и стал заниматься в средней школе города Брно. Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования. Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились.
Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. Увидев результаты работы, граф решит принять участие в судьбе художника. Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. На его картинах будет царить загадочная незнакомка с пленительной улыбкой.
Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». Интересна история внучки Мухи. В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа.
Напечатали всего 252 нумерованных экземпляра книги и каждый из них стоил целое состояние — 40 тыс. Альфонс Муха (Alfons Muca) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага.
Да еще как. Художник моментально становится знаменитым. Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись. Мальчик с детства хорошо рисовал. Тогда Муха стал брать уроки рисования.
В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар. Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток. Известность художника растет. Тогда то в 1896 году и появились декоративные панно «Цветы» и «Времена года» (которые я сегодня и показываю вам, читатели моего «Цветоблога»), а также «Драгоценные камни», «Месяцы», «Звёзды» и «Деревья».
Она захотела познакомиться лично с автором афиши. В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества.
Сказочно обильный и политически активный Муха посвятил остаток своей жизни академичной живописи. От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое». И тут снова вмешается театр. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани.
Театральные афиши Мухи наполнены символическими деталями и схожи с прекрасными ребусами. Один экземпляр оттиснули на пергаменте, один — на шелке, 15 — на японской бумаге, 35 — на рисовой бумаге, а остальные 180 — на веленевой. В 1881 г. во время представления в Венском театре комической оперы (Ringtheater) произошел пожар, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил художественные мастерские. В представлении принимала участие Сара Бернар.
За время проживания в Америке Муха получает множество крупных заказов. Картины обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения. В 1879 году Муха был замечен и приглашён в Вену в художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт, в качестве художника театральных декораций.
Многие узоры заимствованы из искусства Византии и других восточных стран, что также представляет собой вполне традиционную черту Ар Нуво, который идет рука об руку с ориентализмом и эклектикой. Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво. Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде.