«Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. Но судьба благосклонна к гению.
Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация3». Несколько раз посетил США, где работал, как художник и педагог. Слава талантливого художника, предлагающего нечто абсолютно новое, «современное» и при этом эстетически гармоничное, стремительно расходится по всей Франции. После завершения главного труда всей своей жизни Альфонс подарил всю серию картин своему любимому городу Праге.
Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером. Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. Родился Альфонс Муха в 1860 году. В этом и есть прелесть Времен года Альфонса Мухи – в непохожести картин. В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». Когда в 1918 году провозглашается республика, Альфонс Муха получает заказ на изготовление чехословацких почтовых марок, государственного герба и денежных знаков. Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт.
Длительное время она прожила в Испании, где два года училась в Барселоне в престижной школе изобразительных искусств Массана на отделении живописи. Отсутствие красочных деталей и всякого интереса натурщицы к художнику и создаваемому им полотну, склоненные плечи, в которых отражены усталость и грусть, наличие обыденной житейской атмосферы в свое время удивили современников. Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре. Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши иллюстратор, ювелирный дизайнер. Весна, 1894 год.
Афиша стала революционной. Героиня картины «Зима», напротив, закутана в одежды. Картины отличались насыщенностью красок и деталей.
До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров. Ее привлекали утонченность его рисунка и оригинальность и красочность композиций. Семья была большая. Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной.
Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. Семья была большая.
С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. Альфонс Мария Муха (1860-1939) родился в городе Иванчице (Ivanice), расположенном неподалеку от города Брно в семье мелкого чиновника Ондрея Мухи (Ondrej Mucha)В детстве Альфонс увлекался пением, был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. В том же году Альфонс принимает решение переехать в Париж. Работы Мухи имели свой неповторимый стиль.
Холст, масло. Я предложил мою работу о драпировках. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Техника создания – масло и яичная темпера. «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе.
Так же в этот период он на заказ иллюстрирует многотомную «Историю Германии». Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию. Как рассказывал впоследствии художник, в конце 1893 года ему позвонил владелец типографии по имени де Бруноф, с которым он поддерживал деловые отношения. Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги. Но это не так.
Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. 3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире». В 1880 работал в Вене театральным художником-декоратором.
Альфонс Муха (чеш. Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно. В стиле Арт Нуво Муха создается также красочные графические серии, например, «Времена года», «Цветы», «Месяцы», «Звезды», которые и сегодня широко тиражируются как арт-постеры. Оформительскую задачу художник решал комплексно. С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам. В настоящее время она живет в Чехии.
От того, что здесь его называют Мюша. Описание картины, плаката Альфонса Мухи под названием «Зима» прямо противоположное.
Но это не так.
Да еще как. Владелец типографии де Бруноф дал, тогда ещё малоизвестному, художнику заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», в главной роли которого и играла прима. Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком. Альфонс Муха (Alfons Muca) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. Холст, масло.
Там он поступает в Академию изящных искусств. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. Альфонс Муха (Alfons Muca1) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. На картине «Лето» героиня изнывающая от жары, смотрит на зрителя с легкой сонной полуулыбкой. Новые моменты в жизни связаны с Парижем.
Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел. Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908). Принцесса Гиацинт, 1911 год. Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним.
«Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. Саре Бернар работа Мухи настолько понравился, что она пригласила его в свой театр и заключила с ним контракт на шесть лет. За это годы Муха создал огромное количество плакатов, афиш, книжных иллюстраций и приобрел широкую известность как дизайнер ювелирных украшений интерьеров и предметов прикладного искусства. В 1897 г. с большим успехом прошли персональные выставки живописца в Париже и ряде других городов Европы, а французский литературно-художественный журнал «La Plume» посвятил ему специальный номер. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже художника пригласили для оформления двух национальных павильонов (Боснии и Герцеговины и Австрии). В 1906 г. Альфонс Муха принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США. С середины 1920-х годов художник полностью меняет направление собственного творчества. Да и самого художника в Европе порой считают французом. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Слева автопортрет художника. В это же время Муха под сильным впечатлением от работ Макарта работает над созданием своего индивидуального стиля, закладывает в него те художественные основы, которые будут отражаться в его произведениях до конца жизни.
Хитилова была соотечественницей Мухи. Аметист, 1900 год. Он с удовольствием писал то, что любил сам. Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной. В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным. Один из ярчайших представителей стиля модерн. Предки его занимались выращиванием винограда.
1893 год. Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Музей Альфонса Мухи, Прага.
Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. Иногда гений становится гением не благодаря, а вопреки чему-то. Рубин, 1900 год. В настоящее время она живет в Чехии. После первой мировой войны художник возвращается на родину.
Холст, масло. Однако, его главным увлечением с детства все-таки был рисунок. В 1879 г. Муха переехал в Вену и поступил на работу в «Художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт» (Art workshops Kautsky-Brioschi-Burghardt), в качестве художника театральных декораций.
Это и женственность, феминность, мягкость – причем не только очевидная, через изображение соответствующих образов – но и через общую атмосферу картин – нежных, спокойных, умиротворяющих. Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника. Еще позже, судьба сведет Муху с графом Куэн-Беласи. В 1894 году малоизвестный художник Альфонс Муха вытащил свой счастливый билет. Приглядитесь к этим картинам.
Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов. Начиная с 1897года он организует персональные выставки в Париже и других городах Европы, включая Прагу, пользующиеся огромным успехом, журнал La Plume посвящает ему специальный номер. В 1895 художник сталкивается с символистами и ненадолго примыкает к ним.
Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей». Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели.
Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках. Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала. Божественная актриса (так называли Сару Бернар французы) высоко ценила талант Мухи. В последующие годы Альфонс Муха создает еще ряд знаменитых афиш, которые прочно закрепили его как одного из лучших иллюстраторов и живописцев (1896 год – «Дама с камелиями», «Медея», 1897 год – «Самаритянка», «Тоска» и т. д. ). После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. Пару раз посещает США, где работает как художник и педагог.
Дама с камелиями – афиша к одноименному спектаклю с Сарой Бернар в главной роли. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. Художник переезжает, становится преподавателем в крупном художественном учреждении. Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Мария позировала для многих поздних картин Альфонса и в его героинях мы можем угадать ее черты.
Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter).
Большую популярность Муха приобретает после создания афиш предназначенных для спектаклей театра «Ренессанс» и парижского театра Сары Бернар. Он писал для ее выступлений афиши, рекламные плакаты, стал главным декоратором возглавляемого ею театра Ренессанс.
Акварели эти художник называл «Блаженствами». Название пришло из Франции. Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». У неё две дочери. Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль.
Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток. Рекламный плакат, впрочем, оставался в его творчестве главным.
Он создает цикл картин под названием «Славянская Эпопея», который посвящен истории славянства а также языческой и дохристианской истории, что вызывает недовольство католической церкви. Весь мир знал его как блестящего художника-декоратора. Потрясенный случившимся, Муха покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Mikulov), где занялся оформительской деятельностью. Граф Карл Куэн-Беласси (Count Karl Khuen of Mikulov) нанял художника украсить фресками родовой замок (Hruovany Emmahof Castle) и был настолько впечетлен работой живописца, что решил оплатить обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств (Munich Academy of Fine Arts). В 1887 г. Муха переехал в Париж и продолжил учебу вначале в Академии Жюлиана (Acadmie Julian), а затем в Академии Коларосси (Acadmie Colarossi). Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. Дама с камелиями, 1896 год.
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн — Общественного дома, отелей «Европа» и «Империал», создаёт эскиз главного витража достраиваемого Собора святого Вита. В центре картины всегда была женская фигура – манящая, таинственная, томная, порой – близкая, порой, напротив, – величественная. После смерти графа Карла Куэн-Беласси Муха остается без средств и вынужден зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Перед Рождеством 1894 г. Муха случайно оказался в типографии, куда поступил срочный заказ на изготовление афиши для премьеры пьесы «Жисмонда» со знаменитой актрисой Сарой Бернар в главной роли. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани. Является единственным официальным музеем художника. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя. По завершению работы художник передает полотна в дар городу Прага. В 1918 г. Чехословакия получила независимость и Муха создает образцы первых банкнот и почтовых марок государства. В 1939 г. после оккупации Праги нацистами художник несколько раз задерживался и подвергался допросам. Альфонс Муха умер 14 июля 1939 г. Альфонс Муха (1860—1939гг), – выдающийся чешскийхудожник, театральныйхудожник иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн». Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем, его произведения дышат спокойствием и негой. Художественное образование получил в Брно.
Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899). Тот пригласит художника для оформления собственного замка. Спасибо увлечению любительским театром. В 1888 Муха впервые побывал в Париже.
Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже. В 1906 году мастер женится на Марии. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Близится Рождество.
У неё две дочери. Частная коллекция. В 1881 г. во время представления в Венском театре комической оперы (Ringtheater) произошел пожар, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил художественные мастерские. Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу.
Он должен быть готов к утру новогоднего дня. В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество.
Мадонна лилий, 1905 год. Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). Портрет Ярославы, 1927-1935 гг.
В представлении принимала участие Сара Бернар. В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями. Это было довольно прибыльным делом. Изумруд, 1900 год.
Выставки работ Альфонса Мухи организуются в крупнейших городах Европы. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». Мальчик с детства хорошо рисовал. Название пришло из Франции. В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Славянский Эпос, 1928 год.
Девочка с распущенными волосами и тюльпанами, 1920 год. Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи. Техника литографии позволяет тиражирование, при этом каждый оттиск сохраняет свою художественную оригинальность. Художник моментально становится знаменитым. Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси.
В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества. Всё своё свободное время он посвящал занятиям в местном любительском театре— вначале как актёр, затем как декоратор и художник афиш и пригласительных билетов. Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. В 1887–1922 годах художник живет преимущественно в Париже. От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались.
Так продолжалось вплоть до конца 1893 года. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар. Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс».
Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. От заказов не было отбоя.
Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня). Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной.
Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. Интересна история внучки Мухи. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки.
Описание плаката Альфонса Мухи можно продолжать бесконечно. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Портрет Ярославы Альфонс Муха написал в стиле романтизма.
Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Альфонс был первым сыном во втором браке. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки.
Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым». Занимался он и практической работой. Один из ярчайших представителей стиля модерн. Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов.
Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием. Музей Альфонса Мухи, Прага. Увидев результаты работы, граф решит принять участие в судьбе художника.
Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. Тогда Муха стал брать уроки рисования. В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). Эти картины, наполненные спокойствием, мудростью и одухотворенностью, считаются лучшими его работами.
Он преподает в Художественном институте Чикаго, создает декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке. Однако, несмотря на громкий успех в 1910 г. он возвращается в Чехию. С 1910 г. по 1928 г. он работает над серией картин «Славянская эпопея», состоящей из двадцати монументальных полотен, на которых изображены ключевые события в истории славянских народов. И опять мы видим прекрасных женщин в окружении цветов. Цветы и прекрасные женские головки проходят лейтмотивом через все творчество художника. На его картинах будет царить загадочная незнакомка с пленительной улыбкой. В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896).
Разве смогло бы выжить в такой почве зерно таланта. Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. На портрете изображена Ярослава, старшая дочь художника, с гвоздиками в руках. Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р. Жюльена в Париже. С 1887–1922 г. Альфонс Муха жил в основном в Париже.
После совместного путешествия с графом и его женой по Европе Муха отправляется в Мюнхен. Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. Да и самого художника в Европе порой считают французом. Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно.
Проводя все свободное время в его стенах, он начнет рисовать. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация».
Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. Жизнь его родителей не была даже приближена к творческой. Холст, масло. От ее разгоряченного стройного тела и румянца на щеках веет теплом и солнечным зноем, атмосфера которых правдоподобно передана в смешении красок и воздушности, «влажности» летнего воздуха. Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. Музей Альфонса Мухи, Прага. Например, аметист – это ирисы.
Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда». Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар. Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях).
Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга. В отличие от тревожных картин современных ему мастеров — Климта, Врубеля, Бакста — произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Он тут же сделал наброски в своем альбоме.
Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись. Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. Плакат был неслыханной инновацией в плакатной печати- раньше в плакате было большое количество текста с несколькими мелкими иллюстрациями, обычно в 1-2 цвета. Муха остался без средств к существованию.
Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос. В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим. На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев». Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар.
Здесь он получает несколько заказов на портреты, а также читает лекции в Нью-Йоркском университете. В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. На следующий год- вторая, более крупная – в салоне de Cent, а затем она объехала всю Европу. Приведем краткое описание картины.
От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое». Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование. 50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет. Чешский художник Альфонс Мария Муха (Alfons Maria Mucha), (1860 – 1939 гг) известен всему миру прежде всего своими блестящими декоративными произведениями (панно, плакаты, афиши, календари и т. п. ), выполненными в стиле ар нуво (модерн).
Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц.
В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз. Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок. Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души».
В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в НьюЙорк, на этот раз вместе с женой. Великая актриса была очарована работой. Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов.
Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи. Он стал писать афиши, плакаты, открытки. Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования.
Мальчик с детства хорошо рисовал. От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью. А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих».
Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве. В 1906 году он делает предложение руки и сердца Марии Хитиновой. По прошествии двух лет чешский художник отправляется продолжать свое художественное образование в Художественное Училище Жюльена в Париже. С этого момента начнет свое рождение уникальный и узнаваемый стиль Мухи. Рисунки представляли собой изображения изящных женщин с пышными волосами и красивыми фигурами.
И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений. Петра и Павла и стал заниматься в средней школе города Брно. Описание картины, плаката Альфонса Мухи «Девушка с распущенными волосами» может выглядеть следующим образом.
При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием. Талантливый художник, мастер своего дела Альфонс Муха сразу поступает на 3 курс в Мюнхенской Академии Художеств. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. Ведь редкий гость, даже самый гениальный, сможет принести с собой тепло и изысканность. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним.
Именно плакаты выдвигают Альфонса Муху в число лидеров мирового модерна. Альфонс был первым сыном во втором браке. Позже у них рождаются две дочери и сын. Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире.
Каждый драгоценный камень имеет свое выражение в цветах. Из работ Мухи этого периода стоит отметить рекламирующий детское питание плакат для фирмы Nestle, которая сегодня стала крупным международным концерном и изображения женских фигур, на эскизах оберток для шоколада Masson, выполненных Мухой в 1895 году. Великая французская актриса Сара Бернар (1834 – 1923 гг. ) подписала с ним контракт на 6 лет. Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами.
Его декоративные работы были рассчитаны на широкую публику. Огромной удачей для художника стала работа по оформлению замка графа Куэн-Беласси: граф, восхищенный талантом юноши, согласился оплатить его дальнейшее обучение в Мюнхене. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. И тут снова вмешается театр.
За время проживания в Америке Муха получает множество крупных заказов. Муха выступает дизайнером этих постановок соответственно его эскизам создаются платья и удивительные сценические ювелирные украшения. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе.
Бруноф впоследствии купил это кафе и стол с рисунками Мухи стал его главной достопримечательностью. Произведения дышат спокойствием и негой. В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere.
В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат. Сначала билеты и афиши, затем декорации. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Mucha Museum, Прага.
Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. Муха был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. В 1905 году Альфонс Муха получает приглашение от Американского общества иллюстраторов. Интересна история внучки Мухи.
Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток. Восхищенная Сара Бернар пожелала познакомиться с неизвестным художником и по её настоянию он получил место главного декоратора театра.
Он рисовал афиши для различных театральных постановок. Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США. Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. Слева автопортрет художника. Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901). На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег.
Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. Фоном для красавицы станут замысловатые орнаменты. Но ее роль в его жизни трудно переоценить. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа.
Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи.
Посетители узнают и детали личной жизни автора. Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи». Длительное время она прожила в Испании, где два года училась в Барселоне в престижной школе изобразительных искусств Массана на отделении живописи. Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи».
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток.
За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. франков. Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво. Сам Альфонс увлекался с детства пением и изредка пробовал рисовать. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину.
Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства. Лето – с помощью ярких зеленых оттенков, осень – насыщенно-оранжевой, а зима – прозрачно-холодной. Ее можно назвать наиболее нехарактерной для стиля художника. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь.
Художественное образование получает в Брно. Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». Заказ достался Мухе практически случайно, повезло из-за того, что Бернар обратилась в типографию, принадлежащую знакомому художника.
После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Топаз, 1900 год. Бумага эта почемуто была названа именем библейского праведника Иова. А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», – начала «серебряного» веков.
Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. Это было время творческих скитаний и поисков себя. Но на этом сказка закончилась. На фото слева: Цветок, 1897 год. Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку».
В последние десятилетия своей жизни Альфонс Муха жил на родине – в Чехословакии. Хитилова была соотечественницей Мухи. Через два года, трагический пожар в театре «Рингтеатре» (погибло 500 человек) уничтожил его мастерскую и декораторская фирма потерпела крах. Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». Предки его занимались выращиванием винограда. В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен.
По возвращении в Европу он стал готовиться к работе, которую считал самой важной в своей работе. Книга была издана в формате 395Ч310 мм. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». Вся работа заняла у Мухи три месяца. Известность художника растет.
Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши иллюстратор, ювелирный дизайнер. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. Впереди Муху ожидает работа судебного писаря.
Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. «Сара была великолепна», — вспоминал Муха. Знакомство Мухи с братьями Люмьер (создателями первого киноаппарата и движущегося изображения) побуждает его экспериментировать с созданием собственных работ – позже, работая над серией «Славянская эпопея» художник будет использовать в качестве основы для картины сфотографированные им снимки натурщиц (фото Альфонса Мухи за работой представлено ниже). Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», – начала «серебряного» веков. За время своей работы Муха тесно знакомится с историей славян, что откладывает определенный отпечаток на последующие его работы. А ведь выжило и проросло.
Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение. И передавал свою любовь через декоративную живопись людям. Благодаря этому Альфонсом будет получено блестящее художественное образование.
Репродукции, сделанные с работ Мухи, станут добрыми гостями в вашем доме. Эту декоративную серию, составленную из четырех работ, Альфонс Муха создал в 1900 году. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»7. Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) в России делал такие же книги для петербургской Экспедиции заготовления государственных бумаг, но оформленные им сказки издавались большими тиражами и стоили копейки. Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда». Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем.
В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа. В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в НьюЙорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Он согласился.