Среди них мучеников русского старообрядчества одно из первых мест заняла боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова со своей сестрой княгиней Евдокией Урусовой. В 1912году Совет старообрядческих съездов предложил обратиться в Министерство внутренних дел с ходатайством об установлении на могиле протопопа Аввакума креста, а на могиле боярыни Морозовой и княгини Урусовой— часовни. Этот Аввакум, как увидим далее имел огромное влияние на боярыню Морозову и вовлек ее в старообрядчество, так же как и сестру Морозовой, княгиню Евдокию Урусову.
Последнее допетровское поколение, последняя молодая Московия -- такие, как Федосья Морозова или княгиня Евдокия Урусова или их брат Алексей Соковнин, -- вошли в Никонову смуту и в ней, как и последнее поколение старой России, погибли в истязаниях и пытках смертельной борьбы за Русь. «месяца ноября во вторый день сказание отчасти доблести и мужестве и изящном страдании, терпении свидетельство благоверныя княгини Феодосии Прокопьевны Морозовой и преподобномученицы, нареченныя во инокинях схимницы Феодоры. Тогда стрельцы понесли на плечах носилки с боярыней Морозовой, а за носилками, пешей, пошла её младшая сестра княгиня Урусова. Патриарх Питирим просил царя за сестёр: «Я советую тебе боярыню ту Морозову вдовицу, кабы ты изволил опять дом ей отдать и на потребу ей дворов бы сотницу крестьян дал а княгиню тоже бы князю отдал, так бы дело то приличнее было. Среди женщин можно отметить трогательные личности, жертвы раскола: боярыню Феодосию Морозову, княгиню Евдокию Урусову, Марию Данилову и др.
И когда в 1671 году утешившийся, наконец, царь играл свадьбу с Натальей Кирилловной Нарышкиной, боярыня Морозова во дворец явиться не пожелала, сославшись на болезнь, что Алексей Михайлович счёл оскорблением и пренебрежением. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Допрос должен вестись в Чудовом монастыре. А как уезжала – дед ей полный подол соболей наклал». После допроса сестёр заковали в кандалы, но оставили под домашним арестом. Все лицо мелко было.
Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Феодосия Морозова была не просто противницей Никона. Пробовал увещевать Морозову и Урусову местоблюститель патриаршего престола Павел Крутицкий.
Во всяком случае боярыня имела возможность поддерживать общение со своими друзьями. Реакция на картину была неоднозначной. Истолкование раскола и никонианства и сегодня далеко не единогласно. На обеих сестер наложили оковы и посадили под стражу.
В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины. Они провели допрос Феодосии и её сестры (чтобы выказать своё презрение к пришедшим они легли в постели и лежа отвечали на вопросы). 1865.
В 1200 году один из этого рода получил от князя-епископа Рижского в лен замок Икскюль (ныне Ишкиле в Латвии). Ведь сколько времени я его искал. Заботясь о будущем единственного сына, вначале была занята думами о том, достаточно ли богат ее дом и достаточна ли знатна фамилия Морозовых («как дом строен, как славы нажить больше»), откуда взять невесту для сына («из добрыя ли породы или из обышныя»). Это Суриковы. Однако Морозова была не рядовая ослушница. Впрочем, чего гадать.
И тако благоверная княгиня Евдокия предаде дух свой в руце Господни месяца сентября в 11 день (житие). Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. И перед смертью что-то сломится в ней, что-то не выдержит муки. Но после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, состоявшегося в конце декабря 1670 года, Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий. Это ли не вольность суждений, которая не одного могла увлечь на опасный путь.
По неким данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мама. Чуть теплые печи. На нотах для гитары молодой художник делает первый набросок «Утра стрелецкой казни» и там же пробует первое композиционное решение «Боярыни Морозовой», но долго не решается им по-настоящему заняться.
Фактически же наследством своего малолетнего сына распоряжалась боярыня Морозова. Протопоп Аввакум был сожжен с товарищами за великие на царский дом хулы.
Где пьем и едим, тут, прости Бога ради, ладно испражняем. Сначала были муки душевные. Царь Борис дал Урус-мурзе город Касимов и наградил титулом царя. Боярыня в действительности стала ярой противницей церковных реформ.
Умилосердися, раб Христов. Морозова призвала старицу к себе, поселила в своем доме и стала ее смиреной послушницей. Но ей за унижение царя стало обидно и Феодосия смерила чванливого попа с головы до ног. Боярыня Морозова была представительницей одной из могущественных семей того времени. «Строгая жизнь», – отзывался Репин о суриковских квартирах. Еще более славен и богат был его старший брат Борис Иванович, влиятельнейший человек того времени, дядька (воспитатель) и свояк тишайшего царя Алексея Михайловича, всесильный временщик, бывший молодому самодержцу в отцово место.
Горе увеличивалось ещё и тем, что она не могла с ним проститься, да и каково ей, монахине Феодоре, было узнать, что сына причащали и похоронили по новым «нечестивым» обрядам. (Это было в конце 1674-го года). Это было ужасное зрелище.
В заключении она получала письма от протопопа Аввакума и смогла даже причаститься у одного из верных старой вере священников. Милославских при дворе множество, дружных, во всем согласных, на выручку скорых. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. Семнадцати лет была выдана замуж за боярина Глеба Ивановича Морозова, младшего брата царского дядьки и свояка, стольника Бориса Ивановича Морозова.
Первым шагом нового патриарха стало сближение традиционного русского и греческого обрядов. Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Зритель, стоящий около полотна, ощущает себя в этой массе и вроде бы переносится во времени на несколько веков вспять. «Питирима же патриарха вскоре постиже суд Божий», – утверждал современник. Они поняли, что так померкнуть самому духу Святой Руси.
Учитывая все это — удачное замужество Морозовой, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьей, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто совершенно исключительное в том, что Феодосия Прокопьевна отреклась от «земной славы». Феодосия Морозова отказалась идти сама: ее унесли в кресле. И убо аще живы, помолимся о них и о тебе аще же умроша — помянем их. И рече: «Не смею».
В ночь на 16 (26)ноября или 14 (24)ноября1671 года в дом Морозовой по приказу царя пришёл архимандрит Чудова монастыря Иоаким (впоследствии Патриарх Московский) и думный дьяк Иларион Иванов. Это был 17 век, век раскола, (что тоже не совсем правильно). Патриарх Никон, в 1650-1660 годах предложил церковную реформу с целью ввести обряды Греческой церкви, которые отличались от обрядов Русской церкви. Те же строгости в отношении пренебрегавших этими книгами священников. В толпе терялось». Потом боярыню Морозову написал. Широко известно так же и особое его повествование «О трех исповедницах слово плачевное», полностью посвященное страдальческому подвигу боровских мучениц.
Евдокию в других дровнях отправили к Пречистенским воротам, в Алексеевский монастырь. Оба брата находились довольно близко к русскому трону и не собирались от него отходить. Богатство ее было сказочно. Наутро после допроса в Чудовом монастыре Федосье вместе с сестрой еще в подклете родного дома наденут цепи на горло и руки, кинут обеих на дровни, да так и повезут скованными и рядом лежащими по Москве.
Федосья торжествует, не замечая, как меняются обстоятельства и время. Чаша терпения Алексея Михайловича была переполнена. Тело Феодосии Прокопьевны завернули в рогожу и погребли рядом с Евдокией.
Тем временем Морозоав приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило ее фанатизм и «стояние за веру». Смысл жизни для Василия Ивановича составляла воля. Почто ми поклоняешися много. Картина обладает единым композиционным центром в лице боярыни Морозовой. По воспоминаниям современников «Дома прислуживало ей человек с триста.
В Кремле же родились его внуки, Глеб и Борис. Неизвестно, глядел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, нет ни малейшего сомнения. Её образу художником приданы неистовые черты: поднятая в двуперстном сложении по старообрядческому канону рука— призыв к народу стоять за старую веру, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе— все отражает сказанное о ней Аввакумом: «Кидаешься ты на врага, аки лев».
А в 1682 году к власти пришла от имени младших своих братьев царевна Софья. Но чюдно о вашей честности помыслить: род ваш, – Борис Иванович Морозов сему царю бысть дядька и пестун и кормилец, болел об нем и скорбел паче души своей, день и нощь покоя не имуще но сопротивтово племянника ево роднаго, Ивана Глебовича Морозова, опалою и гневом смерти напрасной предал, – твоего сына и моего света («Письма», 1672). Обессиленных и лишившихся чувств женщин сняли с дыб. Вслед за нею тем же пыткам была подвергнута и Евдокия Урусова.
Морозова бросила упрек жестоким мучителям: «Это ли христианство, чтобы так человека мучить. » Но мученицы победили палачей: они не изменили святой вере и не пошли в никонианство. Сурикову удалось воскресить собственных персонажей. Пророк пошел дальше и увидел других безутешных. Бунтовали и воевали всю жизнь, в 1825 году вышли в офицеры.
Вслед за ней духовной дочерью Аввакума стала и ее младшая сестра Евдокия, княгиня Урусова. С 1662 после смерти обоих братьев Ф. П. Морозова остается наследницей их громадных богатств: у Б. И. Морозова в 19 уездах было 9100 (по другим данным – 7254) тяглых дворов с 55 тыс. Арест последовал скоро. Я расскажу вам одну притчу. Появившаяся Мусикийская грамматика Дилецкого способствовала перевороту в церковной музыке. В начале 1980-х на месте захоронения прошли строительные работы для сооружения трехэтажного здания райкома партии тогда же недалеко от этого места на городище был установлен деревянный крест в память мучениц.
Не вем и не слышу не ведаю – жива, не ведаю – скончали. 17 (27)ноября или 18 (28)ноября1671 года Феодосия была перевезена в Чудов монастырь, откуда после допросов её перевезли на подворье Псково-Печерского монастыря. Однако Аввакум попрекал молодую вдову, что она недостаточно «смиряет» свою плоть и писал ей «Глупая, безумная, безобразная выколи глазища те свои челноком, что и Мастридия» (призывая по примеру преподобной Мастридии, чтобы избавиться от любовных соблазнов, выколоть себе глаза).
Заключение становилось все суровее и суровее, пищи опускалось в яму все меньше. Двери ее дома открываются для всех гонимых, нищих, юродивых, а также раскольников. Здесь они застали и сестру ее, княгиню Урусову. Расчеты государственные перехлестнулись с делами личными. Основал в двух верстах от Москвы монастырек со школой, где начал учить всех, у кого были способности и охота.
В 1662-м году приезжают из Киева монахи, которые привозят первые образцы песнопений. Два года ещё Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню. Возобновились присылки к ней от царя с убеждениями и угрозами. Процессы против народников едва успели завершиться. Он был лишен сана и сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь. Очень трудно ее лицо было найти.
Чудов монастырь, куда везли боярыню, находился в Кремле. Алексей Михайлович дал ему должность придворную – поставил главным над любимой своей соколиной охотой, уговорил написать, как такую охоту вести, а дальше и вовсе поручил учить наукам сына – царевича Алексея Алексеевича, объявленного наследника престола. Практически же богатством распоряжалась боярыня Морозова. Все лицо мелко было. И глагола мученица: «И ты поне хлебца».
Василий Иванович за базу взял тему церковного раскола XVII века. Некоторые предлагали сжечь их на костре. Их предок, дружинник князя Александра Ярославича Невского, новгородец Михаил (Миша) Прушанин стал одним из героев Невской битвы 1240 года. Снова напрашивается версия, что его жгла какая-то личная обида на Морозову, а может быть, он чувствовал себя неловко перед Феодосией Прокопьевной из-за женитьбы на молодой красавице Нарышкиной и хотел забыть о прошлом. На суриковском полотне бунт Федосьи Морозовой влечет за собою одних и ненавистен другим. И как ни напишу ее лицо – толпа бьет.
Мечтал о том, чтобы светская власть полностью подчинялась церковной власти. При взоре на полотно сначала в глаза кидается центральный персонаж – сударыня Морозова. И как вставил её в картину – она всех победила», – говорил художник. Она была дочерью окольничего Прокофия Федоровича Соковнина, человека очень близкого и, без сомнения, родственника царицы Марьи Ильиничны, супруги царя Алексея Михайловича. Одно из самых крупных – это восстание в Соловецком монастыре (1667 г). Он был готов увещевать, уговаривать, ограничиться, наконец, простой видимостью раскаяния. Для нее нечаянная, вымоленная царицей милость – победа и она хочет ее испытать до конца.
В банях тело свое не парила, ризы же ноша с заплатами и вшами, нитки делая. При царском дворце Феодосия занимала чин верховой боярыни. О преславное. Облик боярыни Морозовой в национальной памяти слит с любимой народом картиной В. Сурикова.
Картина обладает единым композиционным центром в лице боярыни Морозовой. (Остался и позже в их роду бунт против тех, кому принадлежала власть. Боярыня изображена одетой в широкую чёрную бархатную шубу, оттеняющую бледность её лица. Это были описания того, как перевозили государственную преступницу из дома в застенок.
Когда пришлось спорить о своей правде, о том, во что поверила, во что душу вложила, проспорила с самим митрополитом целых восемь часов: «И бысть ей прения с ними от второго часа нощи до десятого». Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Другое дело – материнская родня.
И слезы в молитве, яко струи исхождаху из очей ее. Василий Иванович за основу взял тему церковного раскола XVII века. Есть ли у тебе отец и мати в живых или преставилися. Почти одновременно с Борисом скончался и Глеб Иванович и единственным владельцем этого громадного состояния, уступавшего, быть может, только состоянию «именитых людей» Строгановых, оказался отрок Иван Глебович, а на деле его мать – Феодосья Прокопьевна Морозова. И мать права – ему не пережить ее заключения.
Но поддержка ею старообрядчества, судя по письмам Аввакума, была недостаточной: «Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля и то с оговором». Приими от нас отшедших к тебе сих души раб своих, пожерших телеса их псами колитвенными (приблудными). В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины. Надо бы боярыне испугаться, притихнуть. Феодосию Прокопьевну окружало не просто богатство, но роскошь.
Юродивый – торговец огурцами с московской толкучки: «Вижу – он. Не убедила. Ино принеси поне яблоко или огурчик». Однако было бы неправильным предполагать, что Феодосия Прокопьевна была фанатичкой и «синим чулком». Ее раздели до пояса и подняли на «встряску», то есть на дыбу. Первой, 11 сентября 1675 года, преставилась младшая сестра.
Чудов монастырь, куда ее везли, находился в Кремле. Поне яблочко или огурчик». Да ведь говорила-то по делу, доводы находила, возражала, переспорить себя не дала.
О боярыне ему рассказывала его тетка и крестная мать О. М. Дурандина. Само собой, начались бунты: крестьяне отказывались подчиняться помещикам, уходили на север, где их не могли достать царские воеводы, наиболее свободолюбивые объединялись в банды и совершали набеги на помещичьи усадьбы. Христа люблю более сына. По некоторым данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мать.
Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Сурикову удалось оживить своих персонажей. Следующее испытание приготовил для сестер патриарх Питирим. Будущая боярыня входила в число придворных, сопровождавших царицу.
Никон весь в черном (среди прочего он пытался привить церковникам аскетизм) свое согласие дал не сразу, молча обвел окружавших царя бояр победоносным взглядом и остановил его на ней. От ненависти к этим гостям и новой вере сестры Феодосия княгиня Урусова в знак несогласия легли в постель и лежа отвечали на их допросы. Из этих удивительных мест и был родом Борей – северный ветер. Два с половиной месяца – разве этого мало для земляного мешка.
Больше молчала, слова лишнего вымолвить не хотела. И глагола Феодора: «Не смееши ли. Не первая и не последняя была Феодосия Прокопьевна, устроившая свой дом по-монастырски. Последним поводом послужил отказ Морозовой присутствовать на царском браке: после смерти Марьи Ильиничны царь решил жениться на молодой красавице Наталье Нарышкиной (будущей матери Петра I). Может и не знает, каким этому шагу быть. Вскоре после этого произошел окончательный разрыв с царским домом.
Тогда правительству пришлось направить армию против собственных городов. Но она отказалась прибыть на торжество и тем, как считалось, лично оскорбила царя. В завзятости споров скрывалось отчаяние сопротивления. Еже государь сия словеса глаголет о мне — превыше моего достоинства. Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат.
В 1669 году царица умерла.
Прокопий Соковнин был человеком зажиточным имевшим в Москве несколько домов. Художник желал показать нелегкую жизнь и глубокую веру российского народа.
Вернувшись однажды из «крестового похода» в Москву, Никон, узнав, что Алексей Михайлович опять находится в Зюзине у Морозовых, решил царя проучить: объявил, что слагает с себя сан патриарха и удалился в основанный им Воскресенский монастырь. Все неповинующиеся церкви предавались анафеме. 17 (27) ноября или 18 (28) ноября 1671 года Феодосия была перевезена в Чудов монастырь, откуда после допросов её перевезли на подворье Псково-Печерского монастыря. А ведь, казалось, все еще могло прийти к благополучному концу. В декабре скончалась и Марья Данилова.
И как вставил ее в картину – она всех победила. Имущество Морозовой было конфисковано в царскую казну, а двое её братьев сосланы. После допроса женщин заковали в кандалы, оставив под домашним арестом. Сурикова даже обвиняли в пропаганде раскола. А церковная музыка – это церковное пение.
Дама потаенно приняла его и получила новое имя – Феодора, доказав собственному окружению, что остается верна старенькой вере. Тетка к деду ездила. Инокиня Мелания наставляла боярыню сотворить всякое богоугодное дело.
Премудрая же разумница не внимаше о сем буести их уведевши же смерть возлюбленного си сына, оскорбися вельми и падши на землю пред образом Божиим умильным гласом плакаше, рыдающи, вещаше: «Увы мне, чадо мое, погубиша тя отступницы. » И пребысть на мног час, не воставающи от земли, воспущающи о сыне си надгробные песни, яко и инем слышащим рыдати от жалости. «Василий Иванович занимал две небольшие квартиры, расположенные рядом, – вспоминал художник А. Я. Головин, – и, когда писал свою Боярыню Морозову, он ставил огромное полотно на площадке и передвигал его то в одну дверь, то в другую, по мере хода работы». Её образу художником приданы неистовые черты: поднятая в двуперстном сложении по старообрядческому канону рука— призыв к народу стоять за старую веру, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе— все отражает сказанное о ней Аввакумом: «Кидаешься ты на врага, аки лев». Ведь сколько времени я его искал. Но поддержка ею старообрядчества, судя по письмам Аввакума, была недостаточной: «Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля и то с оговором». Человек и народ.
В том же году умер и отец Феодосии Прокопьевны. Боярыня изображена одетой в широкую чёрную бархатную шубу, оттеняющую бледность её лица. Хотел, чтобы Морозова покорно склонилась и опустила глаза. Прежде всего сын.
Тяготился ли неудобствами. Пророк снова отправился в путь и встретил сельчан, лица которых светились радостью. –Царского. Каменный храм построили в 1703 году. Она носила власяницу, чтобы таким макаром «усмирить плоть». И глагола: «Не смею».
Морозова и ее младшая сестра княгиня Урусова стали его последовательницами и духовными ученицами. И тогда отдаст царь холопей и вотчины твоя». служил воеводой в Енисейске, потом принимал участие в Земском соборе, заведовал Каменным приказом в 1641-46 гг.
Здесь они не знали, когда день, когда ночь.
105 стр. Он же рече: «Ни, госпоже, боюся». Безусловно, самое яркое впечатление от полотна – лицо Морозовой, суровое изможденное. Им-то далеко было до Морозовых. Судьба человеческая – судьба народная». Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие».
Никон также активно вмешивался в политические дела, особенно во время войны с Польшей (1654-1667 гг. ) и длительного отсутствия царя. Охлаждение отношений между царем и патриархом привело Никона к самовольному сложению сана в 1658 г. Он удалился на шесть лет в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь (который сам основал в 1656 г. ). Морозова отвергает новые обряды. П. Кутузов, «Церковная «реформа» XVII века как идеологическая диверсия»).
И в той самой среде, в которой они родились и выросли, которую давно перестали замечать. Аввакум становится частым гостем в доме Феодосии в Белом городе возле церкви Георгия на Красной горке в Москве.
Никакие мучения не в силах были сломать их преданность Христу и Церкви. Неточны историки и в другом обстоятельстве. Мученицы-сестры умирали медленной смертью.
В августе 1681 года, также в ссылке, скончался Никон. Но замужество дочери стоило многих служб. Художник хотел показать нелегкую жизнь и глубокую веру русского народа. Она попросит у стражника: «Помилуй мя, даждь ми колачика, поне хлебца.
После допроса дам заковали в оковы, оставив под домашним арестом. Царь и патриарх решили во что бы то ни стало заставить стойких страдалиц принять новую веру. Ему даже обещали место духовника самого царя, но при одном условии – отказаться от раскола.
Но с Аввакумом иначе. Ровно через три месяца после Федосьи не стало царя Алексея Михайловича. Однако Аввакум попрекал молодую вдову тем, что она недостаточно «смиряет» плоть и писал ей: «Глупая, безумная, безобразная выколи глазища те свои челноком, что и Мастридия» (призывая по примеру преподобной Мастридии, чтобы избавиться от любовных соблазнов, выколоть себе глаза).
На то время это была самая роскошная усадьба. И в «Утре стрелецкой казни» и в последовавшей за ним картине «Меншиков в Березове» Суриков словно готовится к своей будущей героине. И снова отказ «застывшей в гордыне» Федосьи, снова взрыв ненависти к царю, ставшему ее палачом. И глагола: «Не смею».
Тот же Аввакум писал о ней: Жена ты была боярская, Глеба Ивановича Морозова, вдова честная, вверху чина царева, близ царицы. Такого прежде еще никогда не бывало в Русской церкви, вот таким образом, естественно, произошло всеобщее возмущение.
Путь саней с узницами действительно лежал мимо Чудова монастыря. Рассказывала потом про северное сияние. Они взаимно благословились и приготовились постоять за правую веру. Престани, послушай, еже аз начну глаголати.
Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. Поспешно были преданы анафеме все, кто крестится двумя перстами, в 1656 году – это и стало поводом к расколу (причин, конечно же, больше). Его женщины любят, страдают, отчаиваются, надламываются под ударами судьбы. А ведь новоположенный патриарх Питирим никак не хотел открытых жестокостей.
Алексей Михайлович неумолим. Молодой царь приблизил Морозовых ко двору. Но царь, нежестокий по своей природе, на этот раз оказался непреклонен. Но ничто не сломило их твердости. Допрос затянулся на много часов и одинаково обозлил обе стороны. Данилову же били еще плетьми в две перемены, сначала по хребту, потом по животу. (Он, по-видимому, не знал, что и его жена – раскольница).
Как видно, сказывалась печаль по безвременно ушедшей супруге, но больше всего остерегался государь возмущений старинных боярских родов, которые могли бы усмотреть в посягательстве на Феодосию Прокопьевну прецедент расправы с высокопоставленными семьями. Германия, Франция, Италия, Австрия – может быть именно множество впечатлений вместе с отстраненностью от родных мест позволяют отчетливо сформулировать смысл «Боярыни Морозовой». Она разъезжала на красивой дорогой карете с эскортом до ста человек.
Первое — мыслящи, — яко вещи сей невозможно есть в дому утаитися и аще уведено се будет у царя — многим людем многие будут скорби, расспросов ради уведения: «Кто постриг. » А другое дело — и еже из дому скрытися — другая беда. Цари менялись – боярские роды продолжались и неизвестно, от кого в большей степени зависели князья церкви. После допроса сестёр заковали в кандалы, но оставили под домашним арестом. Федосья крепче, упорней, но и ей не пережить зимы. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие».
«Я не понимаю действий отдельных исторических лиц без народа, без толпы, мне нужно вытащить их на улицу. » – писал Суриков. В ночь на 16 ноября того же, 1671 года строптивая боярыня навсегда простилась со свободой. Дома твоего тебе служащих было человек с триста, у тебя же было крестьян 8000 имения в дому твоем на 200 000 или на полтретьи (250 000 – Ред. ) было Другов и сродников в Москве множество много.
Ещё писатель В. Гаршин, увидев сто лет назад на выставке полотно художника, предсказал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине». В 1662 году Глеб Иванович Морозов скончался. В подмосковном ее имении был дворец с мраморными полами, выездная посеребренная карета и «сад в две десятины с павами и павлинами». «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Они настаивали на аресте Морозовой.
Образ Морозовой впервые входит в жизнь Сурикова еще в самые ранние сибирские годы, когда он учится в красноярском уездном училище. – хотя бы конец боли, страшного в своей неотвратимости ожидания новых страданий. Учитывая всё это — удачное замужество Феодосии Прокопьевны, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьёй, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто абсолютно исключительное в том, что боярыня Морозова отреклась от «земной славы». Та же образумяся, прокляла паки ересь никониянскую и перекрестилася истинным святым сложением и оздравела и паки утвердилася крепче и первого» («О трех исповедницах слово плачевное»).
Когда умер старый муж, ей было всего тридцать лет. Но к ним потянулись старообрядцы с изъявлением солидарности с мученицами «за истинную веру». В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича. (8) Церковь. Такое поведение Феодоры соответственно не нравилось царю.
Перейдем от искусства к фактам известных историкам о жизни боярыни Морозовой. При бесплодии русские женщины обращались к преподобному Сергию Радонежскому. Многие отказывались принять нововведения, разве можно называть их за это фанатиками.
Очень трудно было ее лицо найти. Морозову было приказано подольше держать на дыбе. Царь повелел убрать Феодосию – «бунтовщицу хуже Разина» – из столицы.
Видевши же сие Феодора и слышавши, рече посланнику: «Что твориши, человече. В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тыщ рублей была куплена работа превосходного художника «Сударыня Морозова». Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине». Упокой души их в недрах Авраама и Исаака и Иякова. Это при нем и его усилиями произошел окончательный раскол.
Ночью 14 ноября 1671 года Морозова в цепях была препровождена в Чудов монастырь, где её уговаривали причаститься по новому обряду, но старица Феодора ответила твёрдо: «Не причащуся. » После пыток их вдвоём с сестрой отправили подальше от Москвы в Печерский монастырь. Ведь недаром же сам вспоминал: «. Феодора же, будучи инокиней, не желала присутствовать на пиршестве, на котором к тому же ей, как родственнице царя, предстояло бы занимать одно из первых мест и говорить титул государя, называя его «благоверным» и подходить под благословение к архиереям-никонианам. Но государь, не жестокий по своей природе, в этот раз оказался непреклонен.
Вопрос о дальнейшей участи именитых узниц приводил в затруднение самого царя. Сибиряки положительно относились к старенькой вере, вот таким образом в этом регионе обширное распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим страдальцам, пострадавшим от рук представителей новейшей веры. Сентябрь. Имущество Морозовой было конфисковано в царскую казну, а двое её братьев сосланы.
Именно боярин выбрал для государя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место». Женское их дело что они много смыслят. ». А о смерти уважаемого на Руси патриарха Иосифа говорили: или «его отравили помещики, так как он заступался за крестьян» или «патриарх не вынес неуважения простолюдинами своих господ».
Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. А полотно Сурикова живет. Попы, следовавшие дониконианскому порядку служб, немедленно и окончательно лишались мест. Ревность знатной боярыни Феодосии Морозовой к расколу производила большой соблазн в высшем московском обществе и царь Алексей Михайлович неоднократно посылал к ней (в том числе ее дядю Михаила Алексеевича Ртищева) с увещаниями. Захватили и последовательницу боярыни Морозовой, Марью Даниловну.
Донесения патриарху утверждали, что держалась боярыня гордо, отвечала дерзко, каждому слову увещевания противоречила, во всем с сестрой «чинила супротивство». Боярыню Морозову окружало не просто богатство, но роскошь. Письма боярыни опальному протопопу, помимо рассуждений о вере, наполнены чисто женскими жалобами на своих людей, рассуждениями о подходящей невесте для сына.
Раздетых до пояса сестер станут поднимать на дыбу и бросать об землю. Сибиряки положительно относились к старой вере, потому в этом регионе широкое распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим мученикам, пострадавшим от рук представителей новой веры. Бунтовали крестьяне. История жизни боярыни Морозовой очень интересна, потому как эта женщина имела собственные взгляды на жизнь. Не могла убедить. Впрочем, чего гадать.
К заключенным никого не допускали, пищу давали им самую скудную. Борис Морозов умер бездетным в 1652-ом году и его богатейшие вотчины наследовал младший брат, Глеб Морозов, который и сам был достаточно зажиточным человеком (2110 дворов по росписи 1653 г. ). «Феодосия Прокофьевна Морозова (в девичестве Соковнина, в иночестве Феодора 21 (31) мая 1632—2 (12) ноября 1675, Боровск) — верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума.
Ни покровительство, ни заступничество Федосьи не помогли. До возвращения в Москву из первой сибирской ссылки протопопа Аввакума нет свидетельств о приверженности боярыни Морозовой к староверию. Но царь, называя Морозову «сумосбродной лютой», ответил патриарху, что «много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни. Большой же «собор» 1666 – 67 гг., где ведущую роль играли заезжие иностранные авантюристы, отменял многие ключевые решения Стоглава и вводил свои правила. В 1912 в Боровске на месте захоронения сестер Ф. и Е. Морозовых решено было воздвигнуть часовню, но начавшаяся Первая мировая война помешала осуществить этот замысел.
Боярыня Морозова Феодосия Прокопьевна была яркой сторонницей русского старообрядчества. Глубокой ночью, на очередном допросе в Чудовом монастыре, он напоминал им о благородстве их происхождения и искушал земными благами в надежде, что претерпевши столько страданий, они, наконец, предпочтут для себя богатую и спокойную жизнь.
В Житии боярыни Морозовой возвращение вотчин объясняется заступничеством царицы Марии Ильиничны, неизменно благоволившей родственнице. Но вскоре после смерти мужа вместе с родной сестрой княгиней Е. П. Урусовой и подругой – женой стрелецкого полковника М. Г. Даниловой, становятся приверженцами и последовательницами протопопа Аввакума («столпа древнего благочестия»), вернувшегося в Москву из сибирской ссылки. Княгиня Урусова ни в чем не уступала сестре. Она же по приятии трех перст разболевся болезнию и дни с три бысть вне ума и расслабленна. История картины «Сударыня Морозова» очень необыкновенна хотя бы вот таким образом, что эта работа вызвала противоречивые оценки и звучные споры критиков во время передвижной выставки. Приобретает распространение среди бежавших на Дон людей идея похода на Москву, уничтожения «московских иродов».
Об этом дальше будет подробнее рассказано в биографии боярыни Морозовой. Образы Веры Засулич, Софьи Перовской волновали молодежь и поэтов. Женское их дело что они много смыслят. ». 6 Но царь, называя Морозову «сумосбродной лютой», ответил патриарху, что «много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни. Какая цель ее. Под его влиянием Феодосия в 1671 тайно постригается в монахини, приняв имя Феодоры.
Здесь содержание узниц было относительно сносным. Но Аввакум предпочел царским хоромам дом боярыни. К ней в дом нередко приходили прокаженные, юродивые и странники. Ни перед кем не заискивал.
Вскоре после ареста Феодосии скончался её сын Иван. В доме была и сестра боярыни княгиня Урусова. Но после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, состоявшегося в конце декабря 1670 года или, согласно старообрядческим преданиям, 6 (16)декабря1670 года, Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий. В это же время Феодосия захотела принять иночество – великий ангельский образ. Изнемогающая в цепях и непобедимая боярыня Морозова -- живое знамение для всех русских, живых как забыть, что её мощная христианская кровь мощно дышит и во всех нас: она нам знамение Руси о имени Господне.
Она так же бестрепетно выдержала эту бесчеловечную пытку. Вновь сосланный в земляную тюрьму на берегу Белого моря, Аввакум ведет переписку с Ф. П. Морозовой, наставляя ее окончательно «отрешиться от земной славы, почестей, громкого имени и роскоши». Но были ещё и другие обстоятельства для беспокойства. Чадо церковное, чадо мое дорогое, Федосья Прокопьевна.
Художник допустил ряд исторических неточностей. Немногие знали, как звали сударыню Морозову после пострига у старообрядцев. Аминь» («О трех исповедницах слово плачевное»). Бысть же жена веселообразная и любовная» (священномученик Аввакум «О трех исповедницах слово плачевное», 1675).
Предки Соковниных происходили из Германии, точнее от одного из древнейших родов европейского рыцарства – Мейендорфов. Тайный постриг состоялся лишь осенью 1670 года, когда в Москве находился знаменитый старообрядческий проповедник, тихвинский игумен Досифей, который и совершил чин пострижения. На свадьбе царя он был посаженным отцом.
Но в отношении боярыни Морозовой это пишут довольно часто. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. Феодосия Прокопьевна действительно стала ярой противницей церковных реформ. Чего он ждал.
Он погрешил бы против исторической истины и характера народа, потрафив желаниям Стасова. Вот соберу материал для картины, вот кончу картину. Озадаченный архимандрит поспешил к царю. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освящённым маслом, но Феодосия воспротивилась. 2 Боярыню вернули под арест. Женское их дело что они много смыслят. ».
Но этим не закончились пытки. Алексей Михайлович тоже стал тяготиться покровительством патриарха. Единственный музыкальный инструмент-колокол, призыв в церковь, глас Божий. По воспоминаниям современников, Морозова совершала торжественные выезды в серебряной карете, в упряжке которой находилось 6 или 12 лошадей, в сопровождении нескольких сотен (до трёхсот) слуг.
Морозова беззаветно любила своего единственного сына Ивана и хотела передать ему все морозовские богатства в целости и сохранности. Сострадательный сторож исполнил эту просьбу.
Сундук.
Так, «огнем и мечом», внедрялись на Руси богопротивные «никоновские затейки», расколовшие русский народ и погубившими десятки и сотни тысяч неповинных жизней, мученический подвиг которых служит нам теперь высоким примером к утверждению в истинной вере и благочестии. Солнце там, как медный шар. Её навещали слуги, приносили еду и одежду.
Приблизительно к XV-XVI векам сложились такие дивные напевы, как большой знаменный распев. Но Морозова была не рядовая ослушница. В наказание он велел отобрать у нее половину вотчин. И тебе уж некого четками стегать и не на ково поглядеть, как на лошадки поедет и по головки неково погладить, – помнишь, как бывало». Этого царь не должен был простить.
Царь разгневался. Но царь упорствует. «Оле, чудо. Кланяющиеся девушки – старообрядки с Преображенского. Именно боярин выбрал для царя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место».
Два дня колебаний и митрополит Павел получает приказ допросить упрямую раскольницу. Ни от кого не хотел зависеть. И паки мученица: «Поне мало сухариков». Для одних это была «крепость», для других «лютость», но для всех одинаково – поединок с царской волей.
Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат. Евдокия дотянет лишь до первых осенних холодов. По воспоминаниям современников «Дома прислуживало ей человек с триста. В литературный мир русского зарубежья Лукаш вошел со своей темой и своеобычным авторским почерком. Сколько людей при дворе мечтало о такой неслыханной чести. Дед еще сотником в Туруханске был.
–Эта буква называется «алиф», – показал учитель, не дожидаясь вопроса, будто прочитал Дунины мысли. – Потерпите. Позже этот вопрос будет подспудно питать творчество А. И. Солженицына. И странно: благочестивейшая, богобоязненная, в мыслях своих не согрешившая против власти церкви, против разгула никонианской грозы, царица Марья Ильинична не видела греха в «заблуждениях» Федосьи Морозовой. Мати же паки отлагаше многих ради вещей. И уже близ есени приела к ней болярина Троекурова и с месяц поноровя — князь Петра Урусова, с выговором, еже бы покорилася, приняла все новоизданные их законы аще ли не послушает, то быти бедам великим (житие).
Вдова по понятиям и убеждениям века уже носила в своем положении смысл монахини, – писал историк-археолог Иван Егорович Забелин (1820-1908). В конце концов, она только женщина и ей уже под сорок лет. В глубокую ночь в дом Морозовой прибыли Чудовский архимандрит Иоаким (впоследствии патриарх Московский) и думский дьяк Ларион Иванов. Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. Недаром Суриков придавал этому полотну неизмеримо большее значение, чем «Утру стрелецкой казни». Спорил с самим Никоном, что зря вмешивается в мирские дела, хочет управлять государством.
Боярыню вернули под арест. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освящённым маслом, но Феодосия воспротивилась. Через два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь. Аввакум в письмах советовал своей воспитаннице выколоть глаза, чтобы избавиться от любовного соблазна. В 1650 г. у нее родился сын Иван. В одном стражник не сможет отказать Федосье – вымыть на реке единственную ее рубаху, чтобы помереть и лечь в гроб чистой.
Эта женщина стала воплощением бесстрашности и упрямства, это настоящий борец за свои принципы и идеалы. Правитель знал об убеждениях верховой сударыни и такое поведение ему совсем не нравилось. Пророк увидел сидевших на заборе вдоль дороги понурых людей.
Патриарх в присутствии духовных и гражданских властей беседовал с Феодосией Прокопьевной в Чудовом монастыре. Строптивая боярыня должна всенародно покаяться и повиниться, должна унизиться перед ним. Широкой рукой она раздавала милостыню направо и налево. Но царь, называя Морозову «сумосбродной лютой», ответил патриарху, что «много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни. Подробну же добродетели ее недостанет ми лето повествовати: сосуд избранный видеша очи мои. » («О трех исповедницах слово плачевное»). Под пышной боярской одеждой она носит власяницу (чтобы «томить» тело), а по ночам, переодевшись в простое платье, ходит по темницам и богадельням, раздавая милостыню, кормя и леча увечных.
Дочь окольничего Прокопия Фёдоровича Соковнина. Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Царева воля значила много, но куда было уйти от именитого родового боярства. 1669 год — царица скончалась.
Феодосья и сама желала приобщиться к иноческому чину. Он оказал большое влияние на боярыню Феодосию. Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. Она не молчала, а обличала, вися на дыбе, «лукавое отступление» никониан. Тем временем Феодосия Прокопьевна приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило её фанатизм и «стояние за веру».
«Только я на картине сперва толпу писал, – признается художник, – а ее после. «Ступай, простись с ней, – сказал князь, – думаю, что сегодня же будет за ней посылка». На первых эскизах именно ее чертами художник наделил боярыню. «Мать моя из Торгошиных была. – Честное вдовство само собою уже приравнивалось к обету иночества. Тогда всех троих отступниц поместили в подземелье монастыря. «Персты твои тонкостны.
Забелина. Упорством своим Федосья, похоже, была обязана своему роду. Будущая сударыня заходила в число придворных, сопровождавших королеву. Но восторжествовало предложение послать их в заточение.
Мы рады, что живем, остальное – обычные заботы». На сегодняшний день это один из самых больших экспонатов галереи. Князь Урусов был кравчим, то есть прислуживал при царском столе. Из жития соименной боярыне Феодосии – преподобномученницы Феодосии Константинопольской (8 в. ), которая также, презревши знатность рода и земное богатство, от юных лет посвятила себя на сугубое служение Христу в иноческом чине известно, что, не терпя ее высокой подвижнической жизни, враг спасения рода человеческого предстал ей видимым образом и грозился жестоко отомстить. Подробности замужней жизни Федосьи Прокофьевны нам почти неизвестны.
Когда же она изнемогла, Евдокия сама читала над собою молитвы. Потрясенность обстановкой восьмидесятых годов мешала вернуться к глубочайшему смыслу последней пушкинской строчки в «Борисе Годунове»: «Народ безмолвствует». Сын.
Алексей Михайлович согласен – пусть Федосья на людях, при стечении народа перекрестится, как требует церковь, троеперстием, пусть просто поднимет сложенные для крестного знамения три пальца. В Пустозерске был сожжен в срубе протопоп Аввакум. Все лицо мелко было. Их направили в Боровск (Калужской губернии) и бросили в земляную тюрьму – сырую, холодную, без света, в которой обитали крысы да насекомые.
Обе были подвергнуты допросу. На сегодня это один из наибольших экспонатов галереи. Касимовский царь Петр Арсланович родил шестерых сыновей. Видя виждь, Владыко, смерти их нужные и напрасные и безгодные. Неизвестно, смотрел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, сомневаться не приходится. Древнее пение было мужским, одноголосным. Так пусть и новый патриарх убедится в ней.
Почитается старообрядческой церковью как святая. Но непобедимая страдалица выдержала терпеливо и это мучение. И учини духи их идеже присещает свет лица твоего.
Для Федосьи два года не срок, чтобы забыть царю о покойной царице Марье Ильиничне. Он и искал впечатления на улицах, в окружающей жизни. Жизнь в таком заключении была немыслима.
Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню. Боярыня Феодосия стала черницей Феодорой. Иоасаф II сменил Никона, ни в чем не поступившись никонианскими убеждениями. Но и то объяснялось не деньгами – работой.
Ее влияние при дворе и до того бывшее немалым, выросло многократно. Феодосия Прокопьевна занимала место верховой сударыни, обладала огромным воздействием, была приближенной к царю. В толпе терялось». Ф. П. Морозова, как состоявшая в родстве с царской фамилией, по дворцовому этикету обязана была «в первых рядах стояти и титулу царскую говорити».
Твой Петр Семенович происходит от третьего сына касимовского царя, от Сатый-мурзы. Набожная боярыня щедро подавала милостыню на храмы и монастыри. Но поддержка ею старообрядчества, судя по письмам Аввакума, была недостаточной: «Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля и то с оговором».
Боярыню Морозову и княгиню Урусову подвергли жестоким пыткам.
Он знал пресность раскольничьей боярыни. Грешница аз и не сподобихся достоинства Екатерины, великия мученицы. Спросил: «О чем скорбите. » Ему ответили: «Жажда рая обуревает нас». Но Федосья снова отказывается сделать по своей воле хотя бы шаг.
Это граничит с подписанием греками Флорентийской унии, падением Константинополя и концепцией «Москва – третий Рим». Дочь окольничего Прокопия Фёдоровича Соковнина. Это привело к большому недовольству бояр, которые восстановили царя против Никона. Той, когда Алешенька ему в ноги поклонился.
А есть еще и третьи – любопытствующие наблюдатели. И невольно приходят на память строки Пушкина: «Что развивается в трагедии. Сие святей рекши, умолче голова (житие). Вскоре после ареста Феодосии скончался её сын Иван.
Однако этого не произошло и с 1658 года патриарший престол освободился. Не отреклись, царского гнева и опалы не испугались. Но даже сделав первый шаг, Алексей Михайлович не сразу решается на следующий. Может и духовный отец, а все равно посторонний человек.
И снова поостеречься бы ей, не перетягивать струны, уйти с царских глаз. Со следующей ночи на ямском дворе приступят к пыткам. Она меньше всего собиралась поддерживать старообрядцев, боролась с ними железной рукой. Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» написана в 1887 году. Такой вот череп у таких людей бывает.
Он был довольно зажиточным человеком и имел несколько домов в Москве. Часто он приходил беседовать с нею о различных «неженских» религиозных и других серьезных предметах, говоря, что наслаждается «паче меда и сота» премудрыми ее речами. Морозова и впрямь надеялась, что на переходах дворца мог стоять и смотреть на нее царь. Его сын Василий, по прозванию Соковня (существует множество версий относительно этого прозвища), стал родоначальником русских Соковниных. Его первенец Муса-мурза родил восьмерых сыновей. Вскоре в своем доме она создала приют для странников, нищих, убогих и калек. Там они были подвергнуты пытке «на дыбе и огне» с целью заставить заблудших отречься от «старой веры».
Как правило, чтобы избежать этого (чересчур большое богатство заключало в себе опасность для власти), состояние бездетного брата отторгалось в пользу государства. Аввакум вспоминал уже после ее гибели: Пред очами человеческими ляжет почивать на перинах под покрывалами драгоценными, тайно на рогоже (циновке) и мало уснув, по обычаю, соблюдая правило. Боярыню вернули под арест. Но результат его не удовлетворил: «Как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Это в них, тихих и покорливых, готовы разгореться искры бунта Морозовой. Но то, что очевидно для многих царедворцев, непонятно Федосье.
Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. (1) Феодосия Морозова. Этот раскол, как устоявшееся три с лишним столетия и вновь возгорающееся противостояние старообрядчества и «исправленной» церкви, особенно трагичен. Те же исправленные книги для богослужений. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. В чём-то отлучена.
Только тогда, когда Алексей Михайлович при большом скоплении людей в Успенском соборе Кремля, умоляя приять патриаршество, поклонился митрополиту в ноги, Никон (опять же прилюдно) истребовав от царя обещания не вмешиваться в церковные дела, дал согласие. Феодосия же начат мыслию на большая простиратися, желая зело аггельскаго образа.
Вдова «томила» тело власяницей, но и власяница не всегда помогала усмирить плоть. Но за нее заступалась царица Марья Ильинична. В ночь на 16 (26) ноября 1671 года в дом Морозовой по приказу царя пришёл архимандрит Чудова монастыря Иоаким (впоследствии Патриарх Московский) и думный дьяк Иларион Иванов.
Царь знал об убеждениях верховой боярыни и такое поведение ему абсолютно не нравилось. В «Боярыне Морозовой» этот характер должен был взорваться такой внутренней силой убежденности, способности к противостоянию людям и обстоятельствам, что стал бы символом всей России. Теперь пришло время радоваться Соковниным.
Про боярыню Морозову». В 1650 году у Морозовых родился сын Иван, болезненный, тихий мальчик. Место это на городском валу получило название Городища и стало местом паломничества.
До Василия Сурикова никто из живописцев так ярко и непредвзято не изображал людей допетровской эпохи. Провещай мне, старцу грешну, един глагол: жива ли ты. ». История картины «Боярыня Морозова» очень необычна хотя бы потому, что эта работа вызвала противоречивые оценки и громкие споры критиков во время передвижной выставки. Но приверженцы царской власти ничего не добились.
Таков был господствующий идеал для женской личности, свободной от супружества. Федосье достанется провисеть на дыбе целых полчаса. Зело изнемогох от глада и алчу ясти, помилуй мя, даждь ми калачика». Дочь окольничего Прокофия Фёдоровича Соковнина.
В. И. Суриков ошибался. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». У царя состоялся совет, что делать с Морозовой и Урусовой. Снег талый.
Фактически же наследством своего малолетнего сына распоряжалась боярыня Морозова. Ночью их привезли на Ямской двор, где был застенок.
А решилась пренебречь царской волей одна Федосья Прокопьевна. Письмо, которое столь переполошило правившую династию, касалось личной жизни Алексея Михайловича, вошедшего в русскую историю под именем Тишайший. Воспитание венценосцев – дело непростое. Они поселились в одном из монастырей в Замоскворечье.
Федосьи не станет 2 ноября 1675 года. Пока она была жива (до 1669) и несколько времени после ее кончины боярыня Морозова продолжала свободно исповедовать старообрядчество. И не только мужу по сердцу пришлась Федосья. Пара ломаных стульев с дырявыми соломенными сиденьями.
У старшего сына Едигея, у Акиз-мурзы, было три сына. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум.
В 30 лет боярыня Морозова осталась вдовой и сиротой.
Теперь настанет время отступать царю. С той поры и началась их борьба, борьба двух сильных властолюбивых людей. Большое влияние оказывала на нее в то время и старица Мелания, умудренная годами и крепкая в вере инокиня, которая, спасаясь от гонений, приютилась у любвеобильной боярыни.
Поне мало сухариков. На то время это была самая шикарная усадьба. Именно такой теперь все и представляют боярыню Морозову.
Подворье было предназначено для пребывания Федосьи. Феодосия Морозова занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих и юродивых. Это было время междупатриаршества по кончине Иоасафа. А ведь говорить умела и как говорить. Феодора, по ее просьбе, творила над ней по памяти церковное правило на исход души.
Морозову было приказано держать на дыбе дольше всех. Патриарх Питирим просил царя за сестёр: «Я советую тебе боярыню ту Марозову вдовицу, кабы ты изволил опять дом ей отдать и на потребу ей дворов бы сотницу крестьян дал а княгиню тоже бы князю отдал, так бы дело то приличнее было. Я его на снегу так и писал. Суриков оказался ближе не к Мусоргскому, но к Пушкину. Ее поместили на подворье Печерского монастыря под крепкою стражею.
В начале зимы было. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода» – читаем в краткой справке, которую дает Wiki-энциклопедия. Никон был прекрасным оратором и любил произносить поучения собственного сочинения.
Милостив буди нам, Господи. Теперь уже к ней самой приступили с увещеванием, постарались приунять, утихомирить. Сын Измаила Урус-мурза поступил на службу к царю Борису Годунову.
Она именовалась кравчей царской державы и была, по словам Аввакума, в четвертых бояронях. И думный Иларион глаголаше двема мученицама: «Аще и вы не покоритеся и вам сице будет. » Феодора же, видя бесчеловечие и многи раны на святей Марии и кровь текущу, прослезися и рече Илариону: «Се ли християнство, еже сице человека умучити. » И посем развезоша их по местам в десятом часу нощи» («Житие»). Морозова в это время пряла нитки или шила рубахи, которые после тайно раздавала нищим. Но в 1671 царь женился вторично. Если она понадобилась тем, в чьих руках сила, пусть насильно несут ее куда хотят.
В 1650 году царь Алексей Михайлович пожаловал его придворным чином и должностью окольничего – второго (после боярина) думного чина. Но имея в виду общий склад тогдашнего домашнего быта бояр, можем предположить, что дом такого степенного, богобоязненного и тихого боярина, каким действительно был Глеб Иванович, скорее, чем другие, должен был служить наиболее полным выражением идеалов «Домостроя». И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы.
А она, наученная неистовым протопопом, пришла в ярость, начала сама проповедовать, не скрываясь, сама смутила сестру, забрала в руки сына. Участники разыгравшейся драмы начинают уходить один за другим. В доме была и сестра сударыни княгиня Урусова. Немногие знали, как звали боярыню Морозову после пострига у старообрядцев. В 1650 г. у Феодосьи родился сын Иван. В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тысяч рублей была куплена работа гениального художника «Боярыня Морозова». Домашний быт русских цариц. Ведь сколько времени я его искал.
Она же смалодушничала, обещалася тремя персты перекреститися. Ремни, на которых ее повесили, впились в ее тело и протерли его до жил. Скованную боярыню снова привезут в Чудов монастырь, чтобы Питирим помазал ее миром. Церковный раскол, который произошел в XVII веке, также во многом связан с музыкой. Напрасно Аввакум уверял: «Не кручинься о Иване, так и бранить не стану». Такие примеры пробуждают в нас веру в человеческую природу, подымают душу».
Но сестры называли еретическим все высшее русское духовенство. «Воровскими людьми» называли документы предков художника за то, что участвовали они в Красноярском бунте XVII века.
Бунтовали окраины, принимавшие все больше и больше беглецов. Братья Морозовы, Борис и Глеб, приходились родственниками отцу царя Михаилу и в юности служили у старшего Романова спальниками, что означало исключительное положение при дворе. Но после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, состоявшегося в конце декабря 1670 года, Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий. И на все получит отказ: не могу, не смею, боюсь. Со свойственной ему скупостью на слова Суриков записывает: «Статья Тихонравова Н. С. Русский вестник.
Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освящённым маслом, но Феодосия воспротивилась. Наступил конец их страданиям первою умерла Евдокия, за нею Феодосия и Мария (октябрь и ноябрь 1672). И оба писателя придут к одинаковому ответу. Однако Аввакум попрекал молодую вдову, что она недостаточно «смиряет» свою плоть и писал ей «Глупая, безумная, безобразная выколи глазища те свои челноком, что и Мастридия» (призывая по примеру преподобной Мастридии, чтобы избавиться от любовных соблазнов, выколоть себе глаза). В толпе терялось. Часовня-памятник на предполагаемом месте заключения боярыни Морозовой и княгини Урусовой.
«Свет мой, еще ли ты дышишь. Царь же на радостях повеле ей все отдать. Ризы же ношаше в доме с заплатами и вшами исполненны и пряслице прилежаше, нитки делая. Они провели допрос Феодосии и её сестры (чтобы выказать своё презрение к пришедшим они легли в постели и лежа отвечали на вопросы). А Торгошины были торговыми казаками – извоз держали, чай с китайской границы возили от Иркутска до Томска, но торговлей не занимались. Молодой сын боярыни, Иван, едва успел проститься с матерью. Не стоит забывать, что свой выбор боярыня Морозова сделала еще и вот по какой причине. В 1887 г. картина «Боярыня Морозова» впервые была представлена на 15-й выставке художников-передвижников, после чего ее купил П. Третьяков для своей коллекции.
Вслед за Даниловой вздернули на дыбу и княгиню Урусову.
Первое, что нарушило порядок и спокойствие, было введение новой нотации. Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. Спросил: «Что сделало вас счастливыми. » Ему ответили: «Дух Истины.
В 1635-37 гг. Никон был уверен, что Алексей Михайлович немедленно явится к нему уговаривать остаться. Самая главная из них – Феодосия на момент ареста была еще молодой женщиной, не достигшей сорокалетнего возраста. Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» написана в 1887 году. Митрополиту Павлу не удается вразумить строптивицу.
Это произошло в начале зимы 1674 года. Но оценить осторожной снисходительности своего следователя Федосья Морозова не захотела.
Протопоп Аввакум по-прежнему передавал наставления своей духовной дочери. Вмешательство царевны Ирины только усилило бессильное раздражение царя против Морозовой. И нитки – свои труды – ночью по улицам побредет да нищим дает. Алексей Михайлович не сомневался в «лютости» Федосьи.
Алексея Михайловича хотя и прозвали Тишайшим, но царствование его было одним из самых неспокойных на Руси. К тому же она слабее телом и духом, до конца не перестанет убиваться об осиротевших детях.
Бунтовали горожане из тех, кто трудом изо дня в день добывал пропитание. Много раз она обращалась к своей наставнице, умоляя постричь ее, но Мелания не спешила. Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Но для характера русской женщины этого мало.
Даже Аввакум замечал, что Морозова отличалась весёлым и приветливым характером.
.