И еще: в Символе веры из сочетания «рожденна, а не сотворенна» выбросили предлог «а», словно сомневаясь в божественности Христа. Боярыня Морозова Феодосия Прокопьевна была яркой сторонницей русского старообрядчества. Охлаждение отношений между царем и патриархом привело Никона к самовольному сложению сана в 1658 г. Он удалился на шесть лет в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь (который сам основал в 1656 г. ). Учитывая все это — удачное замужество Морозовой, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьей, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто совершенно исключительное в том, что Феодосия Прокопьевна отреклась от «земной славы». И как ни напишу ее лицо – толпа бьет.
Боярыня Морозова была представительницей одной из могущественных семей того времени. Какие же чувства вызывает Морозова в толпе. Это было ужасное зрелище. Вечерком 16 ноября 1671 года к Морозовой пришел архимандрит Иоаким с думным дьяком Илларионом.
Приблизительно к XV-XVI векам сложились такие дивные напевы, как большой знаменный распев. И вот однажды В. И.
Вроде бы там ни было, но это — знаменитая личность, а благодаря картине Сурикова держать в голове об истории Морозовой будет еще не одно поколение. Премудрая же разумница не внимаше о сем буести их уведевши же смерть возлюбленного си сына, оскорбися вельми и падши на землю пред образом Божиим умильным гласом плакаше, рыдающи, вещаше: «Увы мне, чадо мое, погубиша тя отступницы. » И пребысть на мног час, не воставающи от земли, воспущающи о сыне си надгробные песни, яко и инем слышащим рыдати от жалости. Вскоре умирает и Глеб Иванович и совокупное состояние обоих братьев номинально достаётся малолетнему сыну Глеба и Феодосии Морозовых— Ивану Глебовичу. По неким данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мама.
Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» написана в 1887 году. Это группа соболезнующих свидетелей. Именно боярин выбрал для государя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место». Озадаченный архимандрит поспешил к царю. Умилосердися, раб Христов. Но есть и другие способы телесного самопознания, например пение. Правитель знал об убеждениях верховой сударыни и такое поведение ему совсем не нравилось. Вот таким образом ребенку приходится искать себе дело самому.
Ее поместили на подворье Печерского монастыря под крепкою стражею. Для Алексея Михайловича это было личным оскорблением. Художник долго работал над тем, чтобы толпа, народ не подавляли образа боярыни. Алексей Михайлович спешил – его здоровье ухудшалось и он не хотел, чтобы «богоматерь раскола» пережила его.
Когда ребенок смотрит телевизор, он упускает время, данное ему на «овладение» собственным телом. На то время это была самая роскошная усадьба. Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой».
Той, когда Алешенька ему в ноги поклонился. Первой скончалась Евдокия Урусова, потом настала очередь Марии.
Это привело к большому недовольству бояр, которые восстановили царя против Никона. Да, в том числе и компьютерные игры.
К числу подобных работ следует отнести этюды «Голова Морозовой», «Боярышня со скрещенными на груди руками», «Боярышня в синей шубке». Сурикову удалось воскресить собственных персонажей. Но ей за унижение царя стало обидно и Феодосия смерила чванливого попа с головы до ног. В. Короленко писал: «Есть нечто великое в человеке идущем сознательно на гибель за то, что она считает истиной.
Она снова не дрогнула: «Вашему царскому величеству всегда покорны, к новинам же Никона патриарха пристать никогда не дерзнем». Созданию «Боярыни Морозовой» так же, как до этого созданию «Меншикова в Березове» и «Утра стрелецкой казни», предшествовала огромная подготовительная работа. И вдруг наступила новая эпоха. А о смерти уважаемого на Руси патриарха Иосифа говорили: или «его отравили помещики, так как он заступался за крестьян» или «патриарх не вынес неуважения простолюдинами своих господ». Одно из самых крупных – это восстание в Соловецком монастыре (1667 г). После допроса дам заковали в оковы, оставив под домашним арестом.
Сострадательный сторож исполнил эту просьбу. Во-вторых, мы хотим чего-то достичь. Дочь окольничего Прокофия Фёдоровича Соковнина. Это было время междупатриаршества по кончине Иоасафа. Сам он в это время кричал: «Утре страдницу в струб. » – то есть «сжечь каторжницу».
Василий Иванович за основу взял тему церковного раскола XVII века. Древнее пение было мужским, одноголосным. Вот почему люди испокон веков напевают, когда идут по темному лесу. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Морозова призвала старицу к себе, поселила в своем доме и стала ее смиреной послушницей.
К ней в дом нередко приходили прокаженные, юродивые и странники. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. Именно такой теперь все и представляют боярыню Морозову.
Морозова привлекало не это, а ее родство с Милославскими. Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества. Часовня-памятник на предполагаемом месте заключения боярыни Морозовой и княгини Урусовой. Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение. Никакие мучения не в силах были сломать их преданность Христу и Церкви.
Молодой сын боярыни, Иван, едва успел проститься с матерью. Тела страдалиц – в грязной рогоже, без отпевания – зарыли в ограде острога. Боярыню Морозову окружало не просто богатство, но роскошь.
Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах. Перед этим у них на глазах были сожжены 14 заключенных в монастыре старообрядцев. На переднем плане картины мы видим сидящего прямо на снегу юродивого и старуху нищую.
Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать её освящённым маслом, но Феодосия воспротивилась. 2 Боярыню вернули под арест. Никон весь в черном (среди прочего он пытался привить церковникам аскетизм) свое согласие дал не сразу, молча обвел окружавших царя бояр победоносным взглядом и остановил его на ней. Ревность знатной боярыни Феодосии Морозовой к расколу производила большой соблазн в высшем московском обществе и царь Алексей Михайлович неоднократно посылал к ней (в том числе ее дядю Михаила Алексеевича Ртищева) с увещаниями. И это породило противоречия в русском обществе. И не раз возникали бунты и восстания против нововведений. Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова.
(Он, по-видимому, не знал, что и его жена – раскольница). Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича. В глубокую ночь в дом Морозовой прибыли Чудовский архимандрит Иоаким (впоследствии патриарх Московский) и думский дьяк Ларион Иванов. Появившаяся Мусикийская грамматика Дилецкого способствовала перевороту в церковной музыке. В девичестве она была Соковнина.
Возобновились присылки к ней от царя с убеждениями и угрозами. Народ и есть истинный герой произведения Сурикова, несмотря на то, что в центре его отдельная личность. А церковная музыка – это церковное пение.
Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений. Феодосия же начат мыслию на большая простиратися, желая зело аггельскаго образа. Человеческий мозг всегда приспосабливается к тому, что мы делаем с увлечением. В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тыщ рублей была куплена работа превосходного художника «Сударыня Морозова».
Первым шагом нового патриарха стало сближение традиционного русского и греческого обрядов. Тех, кто упорствовал, ждала еще более жестокая кара – сожжение в срубе, подобии деревянной клетки. И паки мученица: «Поне мало сухариков». Суриковым было создано несколько эскизов, множество этюдов.
Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. 1669 год — царица скончалась.
Реакция последовала незамедлительно: разбор документов до высочайшего распоряжения приостановить, архив засекретить. В общем, пытаются влиять на ситуацию. А их у нас две.
На обеих сестер наложили оковы и посадили под стражу. «Феодосия Прокофьевна Морозова (в девичестве Соковнина, в иночестве Феодора 21 (31) мая 1632—2 (12) ноября 1675, Боровск) — верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. Понемногу оплот раскола рядом с царским дворцом начал раздражать власть. Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами». Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья.
В 1650 году у Морозовых родился сын Иван, болезненный, тихий мальчик. Главным же было то, что церковная демократия сменилась строгой «вертикалью власти», во главе которой стоял патриарх, а на деле – царь. Еще более славен и богат был его старший брат Борис Иванович, влиятельнейший человек того времени, дядька (воспитатель) и свояк тишайшего царя Алексея Михайловича, всесильный временщик, бывший молодому самодержцу в отцово место. Тело Феодосии Прокопьевны завернули в рогожу и погребли рядом с Евдокией.
Женское их дело что они много смыслят. ». 6 Но царь, называя Морозову «сумосбродной лютой», ответил патриарху, что «много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни. Боярыня изображена одетой в широкую чёрную бархатную шубу, оттеняющую бледность её лица. Престани, послушай, еже аз начну глаголати. Сибиряки положительно относились к старенькой вере, вот таким образом в этом регионе обширное распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим страдальцам, пострадавшим от рук представителей новейшей веры. И те, кого отсекли, откололи «новины», с вещей силой почуяли в «черном Никоне» дуновение жесточайшей бури «черного бритоусна Петра», конечное потоптание Московии, забвение народом его призвания о преображении Отчего Дома в светлый Дом Богородицы.
Здесь они застали и сестру ее, княгиню Урусову. Неизвестно, смотрел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, сомневаться не приходится. Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека.
Боярыня Морозова говорила, что хочет умереть в отеческой православной вере и громко поносила никоновские заблуждения высших духовных лиц. (Это было в конце 1674-го года). Сейчас для многих мальчиков таким делом стали компьютерные игры, в которых они стараются достичь совершенства. Он же рече: «Ни, госпоже, боюся».
Безусловно, самое яркое впечатление от полотна – лицо Морозовой, суровое изможденное. Но, как бесценное духовное сокровище, дошло до нас и подлинное житие ее, составленное в 17-ом веке одним из очевидцев ее страдания.
У него в уме начинается «творческое брожение». Но вскоре скончался её сын Иван. Брат Бориса Ивановича Глеб был дядькою младшего брата Алексея Михайловича – Ивана и царским воеводою в Новгороде, Казани, сопровождал царя в военных походах.
Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. Она легла в основу таких капитальных произведений русского искусства, как картина Сурикова «Боярыня Морозова» (1887). Это был 17 век, век раскола, (что тоже не совсем правильно). Патриарх Никон, в 1650-1660 годах предложил церковную реформу с целью ввести обряды Греческой церкви, которые отличались от обрядов Русской церкви. И глагола мученица: «И ты поне хлебца». Тем временем Морозоав приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило ее фанатизм и «стояние за веру».
Боярыню Морозову и княгиню Урусову подвергли жестоким пыткам. Пока что терзали близких ей людей – сперва отправили на Север (и позже казнили) обоих юродивых, потом сослали в далекий Пустозерск Аввакума. Ответ боярыни был тверд: «Если вы умышляете сыном отвлекать меня от Христова пути, прямо вам скажу: выводите сына моего на Лобное место, отдайте его на растерзание псам – не помыслю отступить от благочестия».
И глагола: «Не смею». Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного. Ино принеси поне яблоко или огурчик».
Многие боярские жены приезжали в монастырь, чтобы посмотреть, как Урусову на носилках тащили в церковь. Позади юродивого и нищей старухи – большая группа горожан. Сибиряки положительно относились к старой вере, потому в этом регионе широкое распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим мученикам, пострадавшим от рук представителей новой веры. Церковный раскол, который произошел в XVII веке, также во многом связан с музыкой. Но такие достижения не помогают им найти свое место в реальной жизни. Никон был уверен, что Алексей Михайлович немедленно явится к нему уговаривать остаться.
Сие святей рекши, умолче голова (житие). Хоть глоток воды. » В ночь на 2 ноября 1675 года крики умолкли. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода» – читаем в краткой справке, которую дает Wiki-энциклопедия. «Персты твои тонкостны. Забыв о своем сане, почтенный патриарх Питирим «ревый яко медведь» и приказал тащить боярыню, «яко пса, чепию за выю», так что Морозова на лестнице «все степени главою своею сочла». Никон был прекрасным оратором и любил произносить поучения собственного сочинения. Протопоп Аввакум был сожжен с товарищами за великие на царский дом хулы.
Немногие знали, как звали сударыню Морозову после пострига у старообрядцев. При этом отнюдь не была блаженной простушкой – те. – перекрестилась тремя перстами. Чудов монастырь, куда ее везли, находился в Кремле. Заключение становилось все суровее и суровее, пищи опускалось в яму все меньше.
Патриарх Питирим просил царя за сестёр: «Я советую тебе боярыню ту Марозову вдовицу, кабы ты изволил опять дом ей отдать и на потребу ей дворов бы сотницу крестьян дал а княгиню тоже бы князю отдал, так бы дело то приличнее было.
Ее сюжет переносит нас в середину 17 века. Он всегда придавал большое значение лицу, видя в нём выражение человеческой сущности. А оно должно быть достаточно сложным и продолжительным, чтобы под конец можно было испытать такое счастье, словно ты покорил горную вершину. Ради семьи Аввакум принял это предложение, но долго не выдержал, стал снова метать молнии против новых духовников, против церковных вождей, поставленных Москвой. Следующее испытание приготовил для сестер патриарх Питирим. Конечно же, боярыня отказалась. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие».
Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Безусловно. Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат. Вскоре сын Феодосии Иван, лишенный материнской заботы, умер «от многия печали» и все богатства Морозовых были конфискованы. Но этим не закончились пытки.
Мечтал о том, чтобы светская власть полностью подчинялась церковной власти. Зело изнемогох от глада и алчу ясти, помилуй мя, даждь ми калачика». Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте. Еже государь сия словеса глаголет о мне — превыше моего достоинства. Брат Глеба Ивановича, Борис Иванович Морозов, владелец огромного состояния, умер бездетным в 1662 году, оставив наследство Глебу Морозову.
Как правило, чтобы избежать этого (чересчур большое богатство заключало в себе опасность для власти), состояние бездетного брата отторгалось в пользу государства. В 1664 году в августе месяце был снова сослан в Пустозерск той же Сибири, которую он так боялся.
В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича. Почитается старообрядческой церковью как святая. Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу. В этот момент она подняла вверх руку и осенила себя крестным знамением, по-старообрядчески используя два пальца.
Но восторжествовало предложение послать их в заточение. Первым лютой казни подвергся тот же епископ Павел, а за ним настала очередь десятков и сотен приверженцев «старой веры» или «старого обряда» – так начали называть себя противники Никона и его реформ. Тогда правительству пришлось направить армию против собственных городов. Из таких выходят революционеры и Никон совершил в Русской церкви подлинную революцию.
Очень трудно ее лицо было найти. Конечно. Его опала не отменила удобных царю реформ, но принесла амнистию некоторым узникам. Художник хотел показать нелегкую жизнь и глубокую веру русского народа.
Почто ми поклоняешися много. Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями. Тема раскола привлекала к себе русское демократическое искусство.
Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню. И уже близ есени приела к ней болярина Троекурова и с месяц поноровя — князь Петра Урусова, с выговором, еже бы покорилася, приняла все новоизданные их законы аще ли не послушает, то быти бедам великим (житие). До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4.
Он уже не ползает, не бегает, не лазает по деревьям. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. В наказание он велел отобрать у нее половину вотчин. Широко известно так же и особое его повествование «О трех исповедницах слово плачевное», полностью посвященное страдальческому подвигу боровских мучениц.
Феодосия Морозова отказалась идти сама: ее унесли в кресле. Муж любил Феодосию и она отвечала ему почтительной и благоговейной любовью, заповеданной строгими уставами Домостроя. Но Аввакум предпочел царским хоромам дом боярыни.
Много раз она обращалась к своей наставнице, умоляя постричь ее, но Мелания не спешила. И тако благоверная княгиня Евдокия предаде дух свой в руце Господни месяца сентября в 11 день (житие). Отказалась от приглашения на свадьбу царя Алексея Михайловича по предлогом болезни, несмотря на то что она при дворе Феодосия Прокопьевна всегда была приближена к царю и имела статус верховной боярыни.
Современному ребенку трудно понять, почему курсор на экране компьютера перемещается, когда мы передвигаем мышку. Она так же бестрепетно выдержала эту бесчеловечную пытку. Об этом дальше будет подробнее рассказано в биографии боярыни Морозовой.
В банях тело свое не парила, ризы же ноша с заплатами и вшами, нитки делая. Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя. Впрочем, возможно, ничего такого не было – царские слова содержатся в не слишком достоверной старообрядческой «Повести о боярыне Морозовой».
В центре картины изображена боярыня Морозова, которую перевозят в санях по московским улицам. Они поняли, что так померкнуть самому духу Святой Руси. Набожная боярыня щедро подавала милостыню на храмы и монастыри.
Эта толпа вся соучаствует в этом событии. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Не понимая многих причинно – следственных связей, он с какого-то момента вообще перестает задаваться вопросом «почему. ».
И глагола Феодора: «Не смееши ли. И вдруг ребенок обнаруживает это смысловое соответствие. На сегодня это один из наибольших экспонатов галереи. При взоре на полотно сначала в глаза кидается центральный персонаж – сударыня Морозова. Дочь окольничего Прокопия Фёдоровича Соковнина.
Он был довольно зажиточным человеком и имел несколько домов в Москве. Лучше сразу начнем с главного. Первое — мыслящи, — яко вещи сей невозможно есть в дому утаитися и аще уведено се будет у царя — многим людем многие будут скорби, расспросов ради уведения: «Кто постриг. » А другое дело — и еже из дому скрытися — другая беда. Раскол интересовал его лишь в той мере, в какой он затрагивал чувства и жизнь народа.
Пытались шантажировать ее самым дорогим – жизнью сына. Ночью их привезли на Ямской двор, где был застенок. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича. Царь разгневался.
До стрельца вы видите светлые тона одежд. Прислан сказати Феодоре смерть сына ее поп-никониянин иже злоумен сый, досаждаше святой, приводя от псалма 108-го глаголы, реченные о Июде.
Она напоминает ворону в своих черных одеждах и многим, кому знакомо это произведение в Третьяковке, внушает страх. Боярыня Феодосия стала черницей Феодорой. «Ступай, простись с ней, – сказал князь, – думаю, что сегодня же будет за ней посылка». Морозова отвергает новые обряды. Но государь, не жестокий по своей природе, в этот раз оказался непреклонен.
Можно лишь предположить, что особой близости с мужем у Феодосии не было. И убо аще живы, помолимся о них и о тебе аще же умроша — помянем их. Он поместил её в центр картины и, как он сам записал в своём дневнике, «как вставил ее в картину – она всех победила». Другие шли на юг, к казакам, чтобы влиться потом в войско Степана Разина.
Захватили и последовательницу боярыни Морозовой, Марью Даниловну. (8) Церковь.
Аввакум вспоминал уже после ее гибели: Пред очами человеческими ляжет почивать на перинах под покрывалами драгоценными, тайно на рогоже (циновке) и мало уснув, по обычаю, соблюдая правило. «Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни», – писал о художнике М. Волошин. И как вставил её в картину – она всех победила», – говорил художник. Картина обладает единым композиционным центром в лице боярыни Морозовой.
Жизнь в таком заключении была немыслима. Они взаимно благословились и приготовились постоять за правую веру. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини.
История картины «Сударыня Морозова» очень необыкновенна хотя бы вот таким образом, что эта работа вызвала противоречивые оценки и звучные споры критиков во время передвижной выставки. В декабре скончалась и Марья Данилова. Немногие знали, как звали боярыню Морозову после пострига у старообрядцев. Её образу художником приданы неистовые черты: поднятая в двуперстном сложении по старообрядческому канону рука— призыв к народу стоять за старую веру, бескровное фанатичное лицо, суровые прощальные слова к толпе— все отражает сказанное о ней Аввакумом: «Кидаешься ты на врага, аки лев». Мученицы-сестры умирали медленной смертью.
Лица большинства из них говорят о сочувствии Морозовой. Так, «огнем и мечом», внедрялись на Руси богопротивные «никоновские затейки», расколовшие русский народ и погубившими десятки и сотни тысяч неповинных жизней, мученический подвиг которых служит нам теперь высоким примером к утверждению в истинной вере и благочестии. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая.
В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины. Внешне все выглядело довольно безобидно – велели креститься не двумя, а тремя перстами, вместо «Исус» писать «Иисус», а восьмиконечный крест заменили четырехконечным католическим. Монастырские слышали несущиеся из-под земли крики: «Воды. Каменный храм построили в 1703 году. Однако начавшееся при Никоне изменение богослужебных книг и церковного обихода большинство прихожан восприняло как оскорбление традиций.
Они настаивали на аресте Морозовой. Та же повесть передает его слова: «Тяжко ей братися со мною – един кто от нас одолеет всяко».
В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом». Двери ее дома открываются для всех гонимых, нищих, юродивых, а также раскольников. Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Но результат его не удовлетворил: «Как ни напишу ее лицо – толпа бьет.
Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты. Но непобедимая страдалица выдержала терпеливо и это мучение.
(Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). При царском дворце Феодосия занимала чин верховой боярыни. Алексей Михайлович тоже стал тяготиться покровительством патриарха. Царь знал об убеждениях верховой боярыни и такое поведение ему абсолютно не нравилось. За малолетством сына всем этим состоянием управляла сама Феодосия Морозова, в ее власти было 8 тысяч крестьян, только домашних слуг в доме было триста человек.
«Некому исповедаться, – отвечала она, – ниже от кого причаститься. Она предалась суровому подвигу: посту, молитве и молчанию, абсолютно устранившись от домашних дел, которые препоручила верным людям. Ведь сколько времени я его искал.
Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. После допроса женщин заковали в кандалы, оставив под домашним арестом. Атаки власти на боярыню до поры сдерживала ее родственница, царица Мария Милославская. Во-первых, мы хотим быть причастными к какому- то общему делу. Ремни, на которых ее повесили, впились в ее тело и протерли его до жил.
В доме была и сестра сударыни княгиня Урусова. Это то, где черты лица сгармонированы. В том смысле, что в споре царя и бесправной узницы может победить только один.
Но Сурикова абсолютно не занимала религиозно-догматическая сторона раскола. Пока она была жива (до 1669) и несколько времени после ее кончины боярыня Морозова продолжала свободно исповедовать старообрядчество. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. Здесь они не знали, когда день, когда ночь.
В толпе терялось. История картины «Боярыня Морозова» очень необычна хотя бы потому, что эта работа вызвала противоречивые оценки и громкие споры критиков во время передвижной выставки. В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тысяч рублей была куплена работа гениального художника «Боярыня Морозова». По некоторым данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мать. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом.
Василий Иванович за базу взял тему церковного раскола XVII века. Греческую красоту можно и в остяке найти». Первое, что нарушило порядок и спокойствие, было введение новой нотации.
В толпе терялось». Это и отразил художник на картине. Эту идею всячески поддерживали советники царя, главным из которых был его «дядька» – воспитатель Борис Морозов.
Патриарх уже велел ставить на Болотной площади срубы для сожжения, но царь остановил Питирима – видимо, боялся, что прилюдная казнь знатной боярыни создаст ненужный прецедент. - Вместо этого он послал к истерзанной узнице гонца с заманчивым предложением: привезти ее в царский дворец, где бояре понесут ее «на головах» и сам царь поклонится ей, лишь бы она – только для виду, только раз. Пожилой боярин Морозов почти весь день проводил во дворце, стараясь услужить царю. У царя состоялся совет, что делать с Морозовой и Урусовой.
До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Морозова и ее младшая сестра княгиня Урусова стали его последовательницами и духовными ученицами. Созерцая картину, невольно задумываешься о несгибаемом духе и силе убеждений Феодосии Прокопьевны. И как вставил ее в картину – она всех победила.
Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню. Сурикову удалось оживить своих персонажей. Вернувшись однажды из «крестового похода» в Москву, Никон, узнав, что Алексей Михайлович опять находится в Зюзине у Морозовых, решил царя проучить: объявил, что слагает с себя сан патриарха и удалился в основанный им Воскресенский монастырь. Инокиня Мелания наставляла боярыню сотворить всякое богоугодное дело. Потом боярыню Морозову написал. Знаете, что значит симпатичное лицо.
Вслед за Даниловой вздернули на дыбу и княгиню Урусову. Письма боярыни опальному протопопу, помимо рассуждений о вере, наполнены чисто женскими жалобами на своих людей, рассуждениями о подходящей невесте для сына. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Царь и патриарх решили во что бы то ни стало заставить стойких страдалиц принять новую веру.
На то время это была самая шикарная усадьба. Наступил конец их страданиям первою умерла Евдокия, за нею Феодосия и Мария (октябрь и ноябрь 1672). Широкой рукой она раздавала милостыню направо и налево. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных.
По воспоминаниям современников, Морозова совершала торжественные выезды в серебряной карете, в упряжке которой находилось 6 или 12 лошадей, в сопровождении нескольких сотен (до трёхсот) слуг. Страшная бледность выделяет ее лицо среди всех окружающих лиц. На первых эскизах именно ее чертами художник наделил боярыню.
Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). Их направили в Боровск (Калужской губернии) и бросили в земляную тюрьму – сырую, холодную, без света, в которой обитали крысы да насекомые. Практически же богатством распоряжалась боярыня Морозова. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. А для этого он должен заниматься тем, что может понять и проконтролировать.
Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. К этому их приучил опыт, полученный в реальной жизни. Видевши же сие Феодора и слышавши, рече посланнику: «Что твориши, человече. Стрельцы хотя и жалели боярыню, ослушаться приказа не смели.
Но нет. Отказав нескольким завидным женихам, она решила посвятить себя делам благочестия. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Ее троюродная сестра Анна Ртищева, соратница Никона, говорила: «Одно у тебя чадо и его хочешь сирым и нищим сделати».
По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Ведь сколько времени я его искал. В это же время Феодосия захотела принять иночество – великий ангельский образ. Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых. Художник желал показать нелегкую жизнь и глубокую веру российского народа.
очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Она разъезжала на красивой дорогой карете с эскортом до ста человек. Боярыня Морозова очень тесно контактировала с протопопом Аввакумом одним из идеологов старообрядчества, благосклонно относилась к юродивым и нищим, которые часто находили в ее доме тепло и приют.
Это доказывают научные исследования. Чего он ждал. Простым священникам и мирянам приходилось куда хуже – за отказ креститься тремя перстами и причащаться просфорами с четырехконечным «ляшским» крестом их клеймили, как воров, отрубали руки и выкалывали глаза.
Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Сделать этого она никак не могла – и не пошла на свадьбу, сославшись, как сказано в «Повести о житии боярыни Морозовой», написанной неизвестным автором в середине XVII века, на болезнь: «Ноги ми зело прискорбны и не могу ни ходити, ни стояти». Она носила власяницу, чтобы таким макаром «усмирить плоть». В 1662-м году приезжают из Киева монахи, которые привозят первые образцы песнопений.
Арест последовал скоро. Именно Никон расколол народное единодушие, вынесенное из Смуты, рассек душу народа смутой духовной. Однако этого не произошло и с 1658 года патриарший престол освободился. Он оказал большое влияние на боярыню Феодосию. Морозова бросила упрек жестоким мучителям: «Это ли христианство, чтобы так человека мучить. » Но мученицы победили палачей: они не изменили святой вере и не пошли в никонианство. Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме.
Однако Морозова была не рядовая ослушница. Но сестры называли еретическим все высшее русское духовенство.
Последний особенно полюбил Морозову и порой не разлучался с ней даже ночью. Грешница аз и не сподобихся достоинства Екатерины, великия мученицы. Но, видно, внушенная родителями вера была у Морозовой не показной.
Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Ее влияние при дворе и до того бывшее немалым, выросло многократно. Да. И глагола: «Не смею». Даже советовал «выколоть глазища» ткацким челноком по примеру святой Мастридии, которая таким образом избавилась от похотливых мыслей.
Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. Оба брата находились довольно близко к русскому трону и не собирались от него отходить. Морозову было приказано подольше держать на дыбе. Никон также активно вмешивался в политические дела, особенно во время войны с Польшей (1654-1667 гг. ) и длительного отсутствия царя. Из жития соименной боярыне Феодосии – преподобномученницы Феодосии Константинопольской (8 в. ), которая также, презревши знатность рода и земное богатство, от юных лет посвятила себя на сугубое служение Христу в иноческом чине известно, что, не терпя ее высокой подвижнической жизни, враг спасения рода человеческого предстал ей видимым образом и грозился жестоко отомстить. Портретный этюд был написан всего за два часа.
Реакция на картину была неоднозначной. Обессиленных и лишившихся чувств женщин сняли с дыб. Нет.
Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587, 5 см, написана она маслом. Но в отношении боярыни Морозовой это пишут довольно часто.
Ему не нужно координировать свои движения и поддерживать равновесие. Много попов, но истинного несть». Они поселились в одном из монастырей в Замоскворечье. Через два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь. Многие отказывались принять нововведения, разве можно называть их за это фанатиками.
И рече: «Не смею». Тайный постриг состоялся лишь осенью 1670 года, когда в Москве находился знаменитый старообрядческий проповедник, тихвинский игумен Досифей, который и совершил чин пострижения. Хотел, чтобы Морозова покорно склонилась и опустила глаза. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины.
Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. С той поры и началась их борьба, борьба двух сильных властолюбивых людей. Сурикова даже обвиняли в пропаганде раскола. Женщина выкрикивает окружающей ее толпе прощальные слова со своими убеждениями, что она будет идти до конца.
Будущая сударыня заходила в число придворных, сопровождавших королеву. Обе были подвергнуты допросу. Всё их имущество было конфисковано в царскую казну. Все лицо мелко было. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей.
Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине». Но оно выражается не столь решительно и последовательно, как у юродивого и нищей старухи. На богомолье молодая вдова выезжала в карете, отделанной золотом, которую везли «аргамаки многи, 6 или 12, с гремячими цепями» и сопровождали сотни пеших и конных слуг.
Единственный музыкальный инструмент-колокол, призыв в церковь, глас Божий. Ее богатству можно было только позавидовать: боярыня имела несколько усадеб, но поселилась она в селе Зюзино, где обустроила свой дом по западному образцу. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Никониане распускали слухи об их «блудном сожительстве», но все знавшие боярыню ни минуты не верили в это.
Сие же вменяю в велико, да поистине дивно и есть, еже аще сподобит мя Бог о имени его огнем сожжене быти во уготованнем ми от вас струбе на Болоте: сие ми преславно, понеже сее чести не насладихся никогда же и желаю такового дара от Христа получити». Такие примеры пробуждают в нас веру в человеческую природу, подымают душу». Такое поведение Феодоры соответственно не нравилось царю. К тому же пение – это сложная комбинационная работа.
Мати же паки отлагаше многих ради вещей. Она не только раздавала им деньги, но и сама лечила больных, перевязывала раны увечным. Но ничто не сломило их твердости. На сегодняшний день это один из самых больших экспонатов галереи.
Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность. Ребенок мог разобрать будильник изучить все шестеренки и догадаться, как он работает. В самом сложном отделе мозга – в так называемой предлобной коре.
Чтобы ребенок мог чему-то научиться, его мозг должен увязывать новую информацию с уже имеющимся набором представлений, который сложился под влиянием предшествующего опыта. Раньше любой механизм был доступен для понимания. Он был лишен сана и сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь. В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной.
Есть ли у тебе отец и мати в живых или преставилися. Боярыня Морозова стала их знаменем, её стойкость поразила современников, даже на дыбе она не отреклась от веры, от того, что было для неё свято. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Некоторые предлагали сжечь их на костре. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь.
Данилову же били еще плетьми в две перемены, сначала по хребту, потом по животу. «Вем, яко загордилася. » – бушевал Тишайший. Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано. Боярыня в действительности стала ярой противницей церковных реформ.
Возникает чувство озарения, в мозгу активизируется «центр удовольствия», нервные клетки выделяют «гормоны счастья». Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат. Морозова в это время пряла нитки или шила рубахи, которые после тайно раздавала нищим. Все лицо мелко было.
В 1887 г. картина «Боярыня Морозова» впервые была представлена на 15-й выставке художников-передвижников, после чего ее купил П. Третьяков для своей коллекции. Потом наступало время вечернего труда – Морозова шила из простой ткани одежду, которую раздавала беднякам и узникам тюрем. Она не молчала, а обличала, вися на дыбе, «лукавое отступление» никониан.
Но за нее заступалась царица Марья Ильинична. К заключенным никого не допускали, пищу давали им самую скудную.
Они вели долгие беседы и ученый протопоп дивился разумности хозяйки: «Прилежаше бо Феодосья и книжному чтению и черплюще глубину разума от источника словес евангельских».
Всю охрану отправили в ссылку, а женщин велели бросить в земляную яму, в «тму несветиму». В доме была и сестра боярыни княгиня Урусова. Но в 1671 царь женился вторично. Она отлично понимала пользу наук. Впрочем, чего гадать. Все эти способности должны развиться в раннем детстве – до шести лет. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Где пьем и едим, тут, прости Бога ради, ладно испражняем.
Суриков увидел одну приехавшую с Урала раскольницу и понял: это она. (1) Феодосия Морозова. Только тогда, когда Алексей Михайлович при большом скоплении людей в Успенском соборе Кремля, умоляя приять патриаршество, поклонился митрополиту в ноги, Никон (опять же прилюдно) истребовав от царя обещания не вмешиваться в церковные дела, дал согласие. Будущая боярыня входила в число придворных, сопровождавших царицу.