Музей деревянного зодчества и быта мордовского народа под открытым небом — одна из самых уютных и познавательных достопримечательностей столицы Мордовии. С начала 70-х годов музей мордовской народной культуры был филиалом Республиканского краеведческого музея и назывался — Музей народного зодчества и быта Мордовии. Музей деревянного зодчества и быта мордовского народа под открытым небом – одна из самых уютных и познавательных достопримечательностей столицы Мордовии. Компания Мордовское Зодчество гарантирует спокойствие заказчика бани или дома и высокое качество выполнения своих работ.
На площадь ориентируется планировка села. А какой вариант ещё возможен. Если же изба стояла параллельно улице, что бывало чаще в мокшанских деревнях и главным образом в южных районах (нынешних Ко- вылкинском, Торбеевском, Рузаевском), то сени располагались в одну линию с домом по улице и вход в сени также был с улицы. Первый свет храма – прямоугольные, второй – овальные окна.
Среди центрических храмов выделяются ротонды Богоявленской церкви в Языковой Пятине (1770), Казанской в Чеберчине (1798), Рождественской в Ковыляе (1826) и др. Самые крупные, высокие здания (до 45 м) являлись ориентирами в сельском ландшафте. Неоштукатуренные фасады первого яруса прорезаны крупными прямоугольными проемами, звон колокольни и ротонда имеют арочные проемы. кв. Фасады прорезаны прямоугольными, второй свет храма – круглыми проемами. Трапезная и апсида по высоте соответствуют первому ярусу храма и колокольни. Западный фасад трапезной прорезан тройными окнами с сегментами.
Объемные композиции и наборный декор Иоанно-Богословской церкви в Саранске и зданий Макаровского погоста стилистически близки московскому барокко конца XVII в. Для барочных памятников середины XVIII в. характерны двухосносимметричные планы, упрощенный ордер и тектоничный декор (Троицкая церковь в Андреевке, 1751 Казанская церковь в Бекетовке, 1755). в большинстве случаев это дохристианские мужские имена. Распространены здания типа «восьмерик на четверике»: Трехсвятская церковь в Саранске (1766), Знаменская в Яковщине (1792), Иерусалимская в Кондровке (1795) и др. Очень многие названия селений оканчиваются мордовским словом лей (э) или ляй (м), которое в переводе на русский означает «река» (Семилей, Камляй, Леплей, Неляй, Нерлей и др. ). Трехраздельное жилище можно исторически связать с большой семьей.
Храм перекрыт четырехлотковым сводом, лежащим на арках, опирающихся на угловые пилоны. Запах хвойной породы, который образуется в бане от сосны, благотворно влияет на здоровье человека. Многие колхозники сажают деревья около своего дома и отгораживают палисадники. Красный угол находился справа или слева от двери.
В притрактовых селениях деревья сажают по обе стороны шоссе. В объемной композиции уравновешены двусветный четверик храма, перекрытый четырехскатной кровлей и увенчанный восьмигранным барабаном с барочной главкой и двухъярусная колокольня (два четверика, завершенные аналогичной главкой со шпилем).
19 в. Клеевыми красками написан гризайльный орнамент, масляными – сюжетные сцены. Градостроительный памятник сформировался в конце XVIII – начале XIX в. и представляет застройку трапециевидной площади размером 200х200 м, в центре которой размещены каменные Казанская церковь, мавзолей и церковь во имя Архистратига Михаила. В первом здании – трёхкомнатная изба с девичьей светелкой и обеденным залом с печкой, столом и иконами. Город хорошо озеленен, в нем много садов и скверов.
Фасады прорезаны большими проемами с лучковыми перемычками, проемы первого яруса храма обработаны криволинейными наличниками. В непосредственной близости находится классическая белая баня, скотный двор и амбар.
Свободная территория вокруг храма предназначалась для проведения крестного хода. Он состоял из жилой избы и сеней. Он имеет неповторимую текстуру. Часто к названию села добавляется слово новый, старый (Новая Пырма, Старая Пырма) или большой, малый (Большой Уркат, Малый Уркат). Так, например из Писцовой книги 1624—1626 гг.
В XVI-XVII вв. Композиция фасадов демонстрирует сочетание барокко и более позднего «русского стиля». Первый ярус храма завершен плоскими треугольными фронтонами. Вытянутый план здания включает равные квадраты бесстолпного храма и трапезной, с востока замыкается циркульной апсидой, с запада – квадратным основанием колокольни.
Наиболее древний вид — беспорядочная застройка селений. В объемной композиции приземистая трапезная служила основанием куба храма и контрастировала с вертикалью трехъярусной колокольни (четверик и два восьмерика, завершенные полусферой купола). Трехразделйный дом состоял из жилой избы — пуд (м), пудо (э), сеней — ку дотоль (м), кудыкелькс (э) и горницы — горньча. Среди памятников храмовой архитектуры — Троицкая церковь в селе Андреевка (1751), Никольская церковь в неорусском стиле (конец 19 века) в селе Вольно-Никольское (Атрьевский район), церковь Косьмы и Дамиана (1897) в селе Русские Дубровки (Атяшевский район), Петропавловская церковь (1831) в селе Починки (Большеберезниковский район) и др.
Она устойчива к резким переменам температуры и к высокой влажности. Однако сами мордовские крестьяне различают эти два типа. Для мордовского традиционного жилища характерны определенные виды планировки. Т-образный план включает квадратное основание бесстолпного храма с криволинейными стенами, прямоугольный алтарь с сегментом апсиды, квадратное основание колокольни, которую соединяет с храмом обширная трапезная с двумя циркульными апсидами (построена в XIX в. ).
Много фруктовых насаждений на приусадебных участках колхозников. Трапезная и притвор, пониженные по отношению к четверику храма имеют двускатные кровли. В непосредственной близости находится классическая белая баня, скотный двор и амбар. Рядовая планировка встречается и в таких селениях, которые возникли сравнительно недавно и не успели еще разрастись.
Никто не учил мордовских вышивальщиц композиционным правилам художественным приемам. На кершпеле спали. Трапезная и алтарь вдвое ниже храма.
Енгалычево Дубенского района свидетельствует об укорененности классицизма в мордовском крае. Застройка посада ориентировалась на храм. Обычно стены обшиваются вагонкой из осины. Иногда спали не непосредственно на кершпеле, а сверху пристраивали широкую лавку. Строительная техника стала более абсолютной.
Трапезная перекрыта системой крестовых и сомкнутых сводов. Дом с приделом имеет почти тот же вид, что пятистенок, поставленный перпендикулярно улице. Накопившийся опят мы применяем при строительстве сруба, сто позволяет изготовить дом быстро, качественно и в любое время года. Классицистическая композиция Казанской церкви (1798) – крестообразный в плане объем, завершенный купольной ротондой, вход сверху фланкируют две колокольни.
Тесные низкие интерьеры храма преображаются в более просторные, созданные с помощью новых купольных конструкций – сомкнутых сводов. Ширина его — 1—1, 5 м,, а в длину он занимал все пространство между печью и задней стеной. Природа повлияла и на зодчество. Рядом с избой огород с луком, редькой и подсолнухами.
Ориентироваться на этот синтез было весьма рискованно по стилистическим соображениям. Церковь доминирует в невыразительном сельском ландшафте. Названия многих сел и деревень связаны с именами их основателей.
Кузнец — Геннадий Алушкин, уроженец села Ромоданово, занимается изготовлением уникальных металлических изделий на заказ. Теплая Михайловская церковь (вторая половина XIX в. ) – прямоугольная в плане, замыкается с запада притвором и украшена скромным декором (фронтоны, рустованные пилястры). В интерьере барабан на парусах перекрыт низким куполом. Апсида перекрыта конхой, трапезная – низким сомкнутым сводом.
Селения мордовского края, как правило, были приречные. Подчеркивание конструкции свода росписью зрительно увеличивает его высоту. Очень редкий и дорогой материал для отделки бани это красный кедр.
Таковы села Сабаево, Налитово, Атяшево и др. Четверик летнего храма и отдельно стоящая колокольня в конце XIXв. Наряду с древесиной широко используются кирпич, бетонные блоки. В музее регулярно проходят различные выставки, посвященные творчеству отдельных художников, а также тематические: «Береста», «Солнечная лоза», «Кружевная сказка», «Наследники Эрьзи. Субподрядными проектными организациями выступили ГУП РМ ПТИ "Мордовский промстройпроект" – архитектурно-строительная часть и ООО "Имлайт – Шоутехник" г. Киров – реконструкция сценического комплекса.
Одним из немногочисленных памятников исламской архитектуры является мечеть в селе Тювеево (Темниковский район), каменное здание которой было выстроено в 1913. Позднее здесь стали ставить кровать. Неоштукатуренные фасады равномерно членятся лопатками, большие равные проемы с циркульными перемычками обрамлены наличниками с тремя кокошниками. Лица пожилого и среднего возрастов предпочитают дома традиционного сельского типа.
Если планировка села была линейной, то площадь с церковью образовывалась на главной улице. Краски сильно загрязнены. Проемы с прямоугольными и циркульными завершениями обрамлены наличниками с треугольными и лучковыми сандриками. Он замыкают перспективу улицы, а поставленный лицом к реке, формирует речную панораму. Поселки усиленно озеленяются. Если вблизи собора можно разглядеть массу композиционных недостатков, то, по мере удаления они сглаживаются, а издали собор становится центром эффектной панорамы.
В Мордовии сохранилось большое число археологических, архитектурных и культурных памятников, среди которых: Имеркские стоянки — уникальный комплекс древних поселений эпохам неолита и энеолита в Зубово-Полянском районе поселение Ош Пандо в Дубенском районе, где были открыты следы пребывания племен так называемой балановской (или фатьяновской) культуры бронзового века Андреевский курган у села Андреевка Большеигнатовского района с образцами древнемордовской культуры Старобадиковские могильники, Шокшинский могильник, Виндрейское городище, Итаковское городище. Декор перестал быть украшением, он стал конструктивным, более тектоничным. Окна обрамлены наличниками с замками и треугольными сандриками. Город застраивается большими многоэтажными домами. Необычность декору придают два ряда выступов (ромбовидных и круглых) под окнами третьего света, а также их сандрики, врезающиеся в плоский упрощенный антаблемент. Объемная композиция состоит из двух четвериков и восьмерика, завершенного восьмигранной шатровой кровлей с глухим барабаном главки.
Небольшая сельская площадь с церковью посередине окружалась порядками. Для внутренней отделки бани должны использоваться только натуральные материалы. Имеются утраты в апсиде, в нижней части стен четверика, в трапезной. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Все это меняет облик старой мордовской деревни.
В сельских центрах делают тротуары. Архитектура церкви является поздней провинциальной вариацией барочных форм. В объемной композиции доминировали четырехгранный барочный купол на четверике и пять глав (завершение, своды храма и апсиды не сохранились).
Они сами создавали систему декора. В процессе художественной практики складывались формы абстрактного мышления, обеспечивающее самостоятельное развитие системы эстетических представлений. четырехстолпную трехнефную трапезную и колокольню, соединенные между собой узким проходом.
Резьба по дереву», «Батик.
Апсида перекрывалась куполом с декоративной главкой. На территории Мордовской АССР семь городов и десять поселков городского типа. В объемной композиции распластанная трапезная с востока ограничивается кубом храма, переходящим в восьмерик, увенчанный восьмидольным куполом с главкой с запада композиция завершена мощной вертикалью трехъярусной колокольни (четверики увенчаны покатым куполом со шпилем). Как правило, небольшие приходские церкви в XIX в. Архитектура православных церквей края достаточно полно характеризует эволюцию архитектурных стилей (с некоторым запозданием по сравнению со столичными памятниками). В эрзянских избах конца XIX — начала XX в. кершпель не встречался, но для них были характерны полати над дверью, которые зачастую отсутствовали в мокшанских избах.
Так, мотив «Мирового дерева» (или «Древа жизни») известен в орнаменте почти всех народов. Грубую обмазку пазов глиной заменила в более южных, степных районах наружная и внутренняя штукатурка стен, а в более северных, лесных районах — обшивка из теса. Рядом с избой огород с луком, редькой и подсолнухами. В объемной композиции контрастируют двусветная ротонда храма, перекрытая куполом и трехъярусная колокольня (три четверика, завершенные куполом со шпилем). Характерны композиции двухсветного четверика: Иоанно-Богословская церковь в Макаровке (1704), Петропавловская в Саранске (1789) и др.
Молодёжь больше привлекает городской стиль жилья.
Традиционная обстановка старой мордовской избы почти совсем исчезла. Ермоловым в 1751 г., оно доминирует в застройке западной части села. Столетием позднее (в 1774 г. ) жители Саранска приветствовали Емельяна Пугачева и оказывали ему помощь фуражом, лошадьми и продовольствием. В 3, 5 км к северо-западу от села Теньгушева находится Теньгушевское городище, в котором сохранились оборонительные сооружения — земляной вал высотой до 4 м и оплывший ров. Среди важнейших культурных памятников Мордовии — Огаревская аллея в Старом Акшине (Старошайговский район) — родовом имении русского поэта и общественного деятеля Н. П. Огарева. Проемы трапезной обрамлены наличниками с треугольными сандриками. В этом самобытном творчестве отразилось своеобразие двух субэтносов мордвы: мокши и эрзи.
Мордовская сосна отлично подойдет для строительства вашей бани. Каждый образ «отливался» в образ-тип, отчего сохранялись схематизированные изображения людей, животных, растений. Объемы завершены карнизом с сухариками. Двухраздельный дом существовал у мордвы в XIX — начале XX в. параллельно с трехраздельным. Кирпичное здание церкви в честь Живоначальной Троицы с приделами Неопалимой Купины и Иоанна Богослова было построено в 1807 г., в 1863 г. пристроены трапезная и колокольня здание доминирует в центре села.
От того времени в Саранске сохранилось небольшое каменное здание под названием «Палатка Пугачева». Северный и южный фасады храма – четырехколонные портики упрощенного тосканского ордера. Красный цвет, который преобладал в вышивке, всегда символизировал жизненные силы.
Подавляющее большинство провинциальных церквей – одноосные. При светских учреждениях (больницах, университетах) также практиковалось строительство храмов. В интерьере восьмерик храма перекрыт восьмилотковым, трапезная – коробовым сводами.
В объемной композиции уравновешены высокий двусветный четверик храма, перекрытый четырехдольным куполом с главкой и двухъярусная колокольня (четверик, завершенный куполом с главкой). (Конечно, у всех этих людей ещё масса иных корней). На каждом лотке была написана композиция (в значительной степени утр. ).
видно, что гнездо деревень вокруг с. Чукалы (ныне Ардатовского района Мордовской АССР) образовано в основном выселками из него. Росписи исполнены в 3-й четв. Если деревня стоит у оврага, деревьями засаживают его склоны. Храмы являлись архитектурными символами уездных городов и сел. жителей.
Основные архитектурные памятники Мордовии относятся к 18-19 вв. : Макаровский погост (село Макаровка близ Саранска), ансамбль которого включает комплекс Иоанно-Богословского монастыря и бывшую усадьбу Полянских ансамбль Спасо-Преображенского монастыря в поселке Учхоз (18 в. ) на правом берегу реки Мокши близ города Краснослободска усадьба И. А. Арапова в городе Ковылкино (начало 19 в. ), в которой сохранены господский дом, конюшня и другие хозяйственные постройки. В интерьере доминирует развитое кверху пространство храма, перекрытое восьмилотковым сводом и освещенное в три света.
Вытянутый план включает квадрат храма, замыкающийся с востока пятигранной апсидой, прямоугольники трапезной и колокольни, соединенные притвором во второй половине XIX в. В объемной композиции четверик храма, перекрытый куполом, контрастирует с четырехъярусной колокольней (ее четыре четверика завершены небольшим куполом с главкой) трапезная и апсида вдвое ниже храма. В Саранске имеется телецентр. Ротонда украшена люкарнами. Деревянные здания строят все чаще с чистым углом («в лапу») и подводят под них каменный фундамент. Печи с топкой «по-черному», как правило, глинобитные исчезли в мордовских деревнях в начале XX в. Для старой мокшанской избы характерен кершпелъ — дощатый настил в виде нар на высоте 30—35 см от пола.
Соборная площадь – это, как правило замкнутое пространство правильной геометрической формы. Данный тип древесины прочный и не дорогой, а минус, что со временем осина чернеет. Под окнами в нишах изображены сцены на темы евангельских блаженств.
Под кершпелем было свободное пространство, где хранили обычно картофель. Они вместе с центральной главой на куполе имитируют пятиглавие. Но таким был заказ республиканского и епархиального руководства. Над ними изображен раскрепованный антаблемент.
Древесина из Мордовии отлично подходит для строительства срубового дома. были объединены трехнефной трапезной. В конце 1651 г. был образован Саранский уезд, я бывшая крепость стала значиться городом. кв. К этому времени в Саранске насчитывалось около 6 тыс. Вытянутый план включает квадрат храма со скругленными углами, небольшую квадратную апсиду (первого этапа строительства), обширную четырехстолпную трехнефную трапезную и квадрат колокольни (1901). Иногдав ней жила семья родственников, например женатый сын или брат главы семьи, в других случаях она считалась «чистой», парадной комнатой, но значительно чаще служила местом хранения утвари и мелких хозяйственных вещей, отчасти продуктов и только в летнее время была спальней.
С ней ассоциировались положительные символы, связанные с такими понятиями, как «оберег», «жизнь», «добро», «радость». Экстерьер второй половины XVIII в. традиционно демонстрирует объемность церкви, скульптурность ее трехмерной формы (новое здесь – вертикальная устремленность динамичной композиции, подчеркнутая силуэтом). Такие гнезда селений отстоят обычно друг от друга на 40—60 км пространство между ними занято почти везде лесными массивами. Самобытные формы бытовой и хозяйственной утвари, орнамент вышивки, узоры резьбы по дереву вместе с цветовым и линейным ритмом, цветовой гаммой и всем композиционным строем явились средством передачи настроения и отношения к действительности, окружающему пространству, выражением эстетической природы, народного искусства мордовского народа.
Над низкими боковыми приделами возвышается крупный восьмерик храма, перекрытый восьмидольным куполом с главкой на башенке с востока композиция замыкается двухэтажными апсидами, с запада – мощной трехъярусной колокольней (два высоких четверика и низкий восьмерик, завершенный куполом с главкой). Трапезная перекрыта четырехлотковым, апсида – коробовым сводами. Вытянутый план включает квадрат храма и прямоугольник алтаря с криволинейной апсидой (первого этапа строительства), обширную трапезную с тремя нефами, обнимающую храм с севера и юга, прямоугольник колокольни, соединенный с трапезной узким проходом. Фасады храма завершены аттиком с лучковой аркой, купол украшен люкарнами.
В интерьере храма восьмерик перекрыт восьмилотковым сводом, трапезная – парусным сводом. Столица республики — Саранск — старинный город, возникший еще в середине XVII в. (1641 г. ). Композиционным центром ансамбля являлась колокольня (не сохранилась) ныне здесь доминирует Казанская церковь, на одной оси с которой размещен мавзолей, южнее располагается скромная по размерам Михайловская церковь.
В ряде случаев он представляет собой позднее явление, так как удобен для выделения кухни1. Для больших ценителей на рынке строительных материалов есть ольха, но она еще дороже липы. И в мокшанских и в эрзянских домах встречается иногда и западнорусский план. Природа представала в зооморфной и растительной орнаментации.
В интерьере преобладает мебель заводского изготовления. Нестеровым.
На западной стене сохранился только верхний ярус росписи. Главными общественными зданиями российской провинции в течение нескольких веков были православные церкви. Апсида и притворы перекрыты конхами, трапезная – коробовым сводом. Для селений, расположенных по берегам рек, характерен рядовой план. Жилая застройка является 12 -этажным фоном для храмов.
Здесь находятся почта, магазин, клуб, правление колхоза. Есть три типа ольхи: черная, белая и сибирская. Древесина из Мордовии – это недорогой строительный материал для вашей будущей бани.
Монумент «Навеки с Россией».
Хотя внешнюю отделку можно сделать, если вы хотите все строения на участке в одном стиле. Общая площадь зданий – 2, 2 тыс. Селения с радиальной планировкой состоят из двух или нескольких улиц, расположенных под углом или (обычно в центре) пересекающих друг друга улицы чаще всего расходятся от площади, где располагаются общественные постройки.
Кершпель, коник2, потмар сохраняются в редких домах. На юго-западной и юго- восточной окраинах города выросли новые жилые массивы. Избы отапливались русской печью. По отношению к улице двухраздельное жилище располагалось различно.
Пространственная структура церкви может быть построена на основе одной плоскости симметрии, проходящей по оси востокзапад (однооосный тип), либо на основе двух плоскостей симметрии, когда к продольной оси добавляется перпендикулярная ось север-юг, проходящая поперек храма (центрический и двухосный типы). Сплошной фронт улиц разрывается для постановки храма. Здесь существует несколько образовательных программ для дошкольников, школьников, учащихся техникумов и студентов вузов: «Сказки для маленьких мастеров», «Духовный мир мордовского крестьянства» и др.
Наши специалисты изготавливают срубы из бревна более 10 лет. Подобные группы селений имеются вокруг с. Турдаково (Ардатово, Кечушево, Урусово) и вокруг с. Ичалки (Новые Ичалки, Малые Ичалки, Лобасски).
Фасады домов в этих деревнях обращены к реке, особенно если эта сторона солнечная. Традиционное жилище мордвы было Ь основном двух типов: трехраздельное и двухраздельное. В строительстве современных мокшанских и эрзянских домов сохраняются традиционные конструктивные и декоративные приёмы, преобладают многокамерные (многокомнатные) жилища. является тип «церкви под колоколы» со звоном на храме – Рождественская церковь в Мальцево (1796). Естественно, предметы народного искусства пользовались широким спросом у мордвы, вот таким образом прошлые формы его существования (домашнее производство, домашняя работа на себя, культурные промыслы) обусловили в свое время эстетическую природу художественной деятельности в целом.
Деревянные дома идеально сочетают в себе эти два требования. Объемы украшены парными пилястрами и широким карнизом. С востока храм замыкается алтарем с циркульной апсидой. В Мордовии сохранилось большое число археологических, архитектурных и культурных памятников, среди которых: Имеркские стоянки — уникальный комплекс древних поселений эпохам неолита и энеолита в Зубово-Полянском районе поселение Ош Пандо в Дубенском районе, где были открыты следы пребывания племен так называемой балановской (или фатьяновской) культуры бронзового века Андреевский курган у села Андреевка Большеигнатовского района с образцами древнемордовской культуры Старобадиковские могильники, Шокшинский могильник, Виндрейское городище, Итаковское городище.