На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Наверняка вы знаете, что Мона Лиза самая дорогая и самая известная картина в мире. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. 76х53 см.
Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка. Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»). Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2.
Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена.
Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. И кстати она у него очень хорошо вышла. Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью.
золотых экю. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался.
Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её репутация потускнела. Но Мона Лиза потрясла весь мир после ейо выхода.
Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета.
Борис Виппер указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица. Родился в семье нотариуса. Похититель Винченцо Перуджио попытался продать портрет директору галереи Уффици. Она притягивает и одновременно закрывается от зрителя.
В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Далеко не всем она кажется таковой. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Он хотел при помощи приемов, уже выработанных и испробованных им раньше, особенно при помощи своего знаменитого sfumato, дававшего и раньше необыкновенные эффекты, сделать больше, чем он делал раньше: создать живое лицо живого человека и так воспроизвести черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт до конца внутренний мир человека.
На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». Время шло – картина не появлялась.
Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински.
В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Назревала большая европейская война. До него никто не видел в ней никакой тайны. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра.
Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни.
Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Портрет Лизы Джоконды веками был головоломкой для многих искусствоведов. Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики.
Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Им стало исчезновение картины в 1911 году и скандал вокруг этого криминального события. Шумели долго и со вкусом. Грудь преподнимется. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном.
Улыбка и взгляд, то есть лицо – это главное в портрете. Справа: Мона Лиза. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. До него никто не видел в ней никакой тайны. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда.
«Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно. Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать.
Помимо занятий скульптурой, рисованием, моделированием, Леонардо осваивает гуманитарные науки, химию, черчение, металлургию. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. Она сидит с прямой спиной, слегка повернув туловище, с очень притягательным жестом рук. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва.
Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Маленькие, красиво вырезанные ноздри, розоватые и нежные исполнены с величайшей правдивостью. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Ошибка заключалась, во-первых, в том, что искали во что бы то ни стало индивидуальных, субъективных душевных свойств в образе Моны Лизы, тогда как несомненно, что Леонардо добивался именно типической одухотворенности.
для картины такого уровня это много. Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Вазари пишет, что он четыре года продолжал работу, но, возможно, еще дольше. Были допрошены сотни людей. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Зелёное платье в тонких сборках, с жёлтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди.
На раме он заметил отпечаток пальца. В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. История культурного феномена и легенды. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Может вы не знали, но полное название — Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. Мона Лиза (Джоконда) Леонардо да Винчи- без преувеличений, самая известная картина в мире.
Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. 1503-1519 гг. История картиныЕщё первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника.
И никому не было дела до того, что в реальности муж Моны Лизы был много младше Леонардо, а самого художника власти преследовали за гомосексуализм. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Улыбка ДжокондыУлыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция.
В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. Тот перевёз её в Версальский дворец, после Французской революции в 1793 г. картина оказалась в Лувре. Людовик ХIII, резвившийся еще ребенком в Большой галерее, где она висела, отказался уступить ее герцогу Букингемскому, заявив: Невозможно расстаться с картиной, которую считают лучшей в мире.
Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Джоконду осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Ни одна картина (не только эпохи Возрождения) не может сравниться с Мона Лизой. Смотря на картину, человек испытывает целую гамму ощущений, которых передать словами не возможно. Главная героиня картины- Лиза Герардини (Лиза дель Джокондо), жена флорентийского торговца и просто женщина неземной красоты. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Через отца ему передают пожелание, чтобы он написал портрет молодой флорентийки.
Исследователь ренессансного искусства Виктор Гращенков пишет о том, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой.
После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В.
Современники восхищались насколько реалистичен этот портрет. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Эта версия считается просто домыслом.
Через два года поисков "Джоконду" обнаружили, но теперь уже на ее исторической родине. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
Но это уже другая история. В дымчатой светотени не только смягчаются все очертания фигуры и пейзажа и все цветовые тона. Скорее, здесь было что-то из области колдовства. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением. Поиски полиции были безуспешными.
Принадлежит к позднему периоду его творчества. Во всяком случае история такими сведениями не располагает. Леонардо да Винчи анатомировал трупы. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи.
Наверное, автор хотел сфокусировать все внимание на женщину и ему эти прекрасно удалось. Описывать картину можно часами. 1503-1519 гг. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. В лице её мягкость, человечность, одухотворённость. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Они избрали ее объектом своих экспериментов.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами.
В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства. «Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». До охраны наконец дошло, что картину украли. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра.
В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Якобы это провокация устроена им ради отвлечения внимания от ближневосточных событий. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться.
Эта загадка практически решена. Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Хотя точная дата этого события нам неизвестна.
Которых у Моны Лизы нет.
Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. Как кажется именно эта «физическая» особенность шедевра оставила глубокое впечатление у посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
Мона Лиза является одним из самых притягательных произведений искусства. Французские националисты обвиняли Германию. Репутация картиныНесмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела.
Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак.
Свой поступок он объяснил желанием вернуть "Джоконду" на родину. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». То, что Луврскую Джоконду написал сам Леонардо, почти никто не сомневается. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии».
Немецкие шовинисты французское правительство. Разве что Рафаэль. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Мне кажется, улыбка наполнена большой любовью. Произошло это недавно, в XIX столетии от Рождества Христова. Мона Лиза – автопортрет художника.
Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». На роль шедевра мирового масштаба Мона Лиза подходила как нельзя лучше. Это можно сделать, почитав «Жизнеописания» Джорджо Вазари. Vincenzo Peruggia).
Критикам (в этом амплуа в те годы выступали писатели и поэты преимущественно романтической формации) фигура Леонардо сама по себе казалась крайне привлекательной. Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины. Неопределенность в названии картины вызвала массу предположений относительно ее подлинности. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два.
Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. «Мона» переводится как «госпожа». Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам».
Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов. Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника. Но главным произведением мировой культуры она еще не стала. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию.
«Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Леонардо да Винчи.
После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Если говорить о причинах появления мифа «Мона Лиза», версия, что прославленная картина есть автопортрет самого художника, будет очень близка к истине. Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели.
О картине особенно не вспоминали до середины XIX века, когда художники, близкие к символистскому движению, начали восхвалять её, ассоциируя со своими идеями относительно женской загадочности. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11.
Как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу». И ещё более был бы удивлен Леонардо, поставивший себе здесь гораздо более скромную и, одновременно, гораздо более трудную задачу— дать такое изображение человеческого лица, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки кваттрочентистской статики и психологической неподвижности. Эта версия считается просто домыслом. Можно заметить, где брови шире, а где становятся тоньше, появляясь из пор кожи и закругляясь книзу. Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах даёт понятие о противоречивости её переживаний.
Оказалось, что его приятель, некий Пьере, украл для него из Лувра две древние каменные статуэтки. «Джокондомания» охватила Америку. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем.
Прямое хорошо воспринимает детали, хуже – тени. Критикам картина Леонардо сама по себе казалась крайне привлекательной. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен.
На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Без мифа о Леонардо легенды о Джоконде не было бы. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо). От по своему привязался к этой картине. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Оба этих случая не нанесли картине вреда.
Положение тела, рук, ландшафт и многое другое – это детали, которые подчинены лицу. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить. На роль шедевра мирового масштаба Мона Лиза подходила как нельзя лучше. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка – душа живописи. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет.
Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Это уже дама, которой за 30-35 лет. Все детали её исполнены с величайшим усердием. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. А еще – техника.
Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. Слева: Портрет Джинервы Бенчи. ниже, раздел Кража), благодаря чему она не сходила со страниц газет. Современник её приключения критик Абрам Эфрос писал: «музейный сторож, не отходящий ныне ни на шаг от картины, со времени её возвращения в Лувр после похищения 1911 г., сторожит не портрет супруги Франческе дель Джокондо, а изображение какого-то полу-человеческого, полу-змеиного существа, не то улыбающегося, не то хмурого, господствующего над охладевшим, голым, утесистым пространством, раскинувшимся за спиной». «Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства.
Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. Ученым удалось разгадать эту загадку.
«Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». Пабло Пикассо также находился под подозрением. Италия.
Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую— святой Иоанн Креститель в молодости и третью— Святая Анна с Марией и младенцем Христом все в высшей степени прекрасные. Её страстно любят и так же страстно ненавидят.
Посередине: Дама с горностаем. Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Он приходит в музей. Об улыбке Джоконды писали очень много и совершенно по-разному интерпретировали её.
Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды».
() Джоконда— не портрет. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Великий мастер отошел в мир иной, а картина досталась его помощнику Салаи. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Еще очень давно писали о том Леонардо любил и восхищялся этой картиной. Картина, как доказывают в этом случае учёные, была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына, названного Андреа9. Мона Лиза – самая узнаваемая картина в мире.
Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Оба этих случая не нанесли картине вреда. Немецкие газеты платили той же монетой.
У Моны Лизы – реальность жизни, у пейзажа – реальность сна. Бельгиец Пьере был его секретарем. Только чувство утраты рождает любовь.
Она одновременно кажется сладострастной и холодной. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. В течение столетия о ней пишут критики, писатели, поэты, ее копируют и пародируют художники. В то же время улыбается она как-то двусмысленно. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера.
77 x 53 см. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Разразился страшный скандал. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Цель этого похищения не выяснена одназначно.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ.
Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Одновременно, мифологизируются шедевры французских коллекций (не могла в этом отношении Франция уступать Италии, ставшей безнадежной европейской провинцией).
Леонардо работал над ним не один год. Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него. Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить.
Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. Он говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами. Ее перевели в покои министров. Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12.
Потом она спускалась все ниже и ниже по лестнице придворной иерархии, пока не оказалась в одном из темных закоулков Версаля. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу.
Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов». Голова слегка повёрнута10. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя.
Проявлявший одинаковый интерес к анатомии инженерному делу, научным проблемам и аэронавтике Леонардо на протяжении своей жизни завершил невероятно мало картин. Только вот женщин там вы не найдете. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Ротенберг пишет: «хотя художники кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах— в композициях на религиозную и мифологическую тематику. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной».
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Для окончательного становления мифа не хватает некого завершающего штриха. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
По мнению Е. Ротенберга: «Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица и прекрасных холеных рук». В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы. Грустит она или улыбается.
Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Последний очень быстро стал международным и политическим. Что вы видите перед собой. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Леонардо получил свою фамилию благодаря городку Винчи к западу от Флоренции, где, предположительно родился 15 апреля 1452 года. Была нарисована примерно в 1504 году в Париже. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. К тому же он доверял профессионалам. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлёт славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя (см.
Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». От роботы с Моной Лизой он не уклонялся, как это было с его остальными заказами. Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения». Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду».
«Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена. Живопись была для него экспериментальной лабораторией, где он вел постоянный поиск все новых и новых выразительных средств. Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3.
Ещё первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. «Джоконда» впала в полное забвение. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат.
Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Ресницы, сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью.
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Это общепризнанный источник, которому доверяют все искусствоведы. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному».
Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт.
21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями.
Она придаст твоему лицу таинственное выражение. Где-то между 1503 и 1506-м. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции.
Учёные из Гейдельбергского университета изучили заметки на полях фолианта, владельцем которого был флорентийский чиновник, личный знакомый художника Агостино Веспуччи. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта.
Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Музей – это публичное заведение. Всё это происходило с ней, но сохранилось лишь как отдалённое звучание флейты, отражаясь только в изящном овале лица, в томных очертаниях век и положении рук». Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде».
Опасно попасть под обаяние этого призрака. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное.
Основанием для гипотезы послужил сонет поэта Энео Ирпино, в котором упоминается ее портрет работы Леонардо.
«Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Подобные слова принесли произведению всемирную славу.
Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы».
Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию.
Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь. Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства. Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей.
Где любовь, там и ревность. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Но это чрезвычайно трудная задача.
Именно в этом портрете придуманный мастером метод сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) раскрыт максимально. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Без мифа о Леонардо легенды о «Джоконде» не было бы.
И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи». Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Там он написал знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика изобретателя механизмов, музыканта.
Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Это и есть одна из главных тайн изображения. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Увлечение Леонардо объясняется другим.
Именно вот таким образом улыбка её так приятна, а глазам свойственен блеск и влажность, какие обычно есть у живого человека». Доска (тополь), масло. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза.
Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. 1490 г. Музей Чарторыйских, Краков. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
Также Вазари говорит о бровях. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджиа (итал. Vincenzo Peruggia). Мона Лиза» (1503-1519).
Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
Второе средство – это отношение между фигурой и фоном. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. А. С. Пушкина в Москве. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью.
Это ничего не означающее мимолетное движение уголков её рта, словно отдалённое, слившееся в один звук эхо, доносит до нас из беспредельной дали красочную полифонию духовной жизни человека». Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Подозревали журналистов, но единого мнения относительно их мотивов не было. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
Возрождение. И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией.
Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве.
Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Можно заметить, где брови шире, а где становятся тоньше, появляясь из пор кожи и закругляясь книзу. Есть два вида зрения: прямое и периферическое. Отец еще раз женился и опять стал вдовцом. Здесь в противоборстве классицистов и романтиков рождалось современное искусство.
Кроме того, портрет так и не стал собственностью семьи Джокондо – Леонардо да Винчи постоянно держал его у себя. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе.
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней.
Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Кроме «физического» рождения, овеществления из красок талантом художника, «Мона Лиза» пережила и второе рождение, как миф. Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности. Размер ейо довольного большой 75, 650 см. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения».
На допросе Перуджио не смог внятно объяснить мотив преступления. По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей. Проблема состоит в том, что картины в шахтах были обнаружены 16 июня, а по документам Лувра картина в этот день уже была в Париже. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились.
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи.
С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Антонмария ди Нолдо Герардини – отец Лизы, дважды овдовел. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. () Джоконда— не портрет. Модель ставит точную грань, которую зритель не может преодолеть. Сейчас картина находится на своем месте в Лувре. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали.
С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Леонардо да Винчи. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями.
Все щитают что сначало рукава её, платя были красными это видно из копии в Прадо. В галантный век таким центром, почти незаметно стала Франция. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. Она вздохнёт. Мона Лиза (фрагмент).
Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. Отголоски этого можно видеть в более ранних портретах самого Леонардо, созданных им в первые годы пребывания в Милане. После краткого (относительно) периода забвения, последовавшего в век Просвещения, начинается «современная» история «Моны Лизы». Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе».
Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици.
Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. То есть разобраться в этом механизме. Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Париж. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Есть мнение, что Леонардо долго писал и Мону Лизу — но сколько точно установить невозможно, так как уже говорилось в описании жизни да Винчи — он переезжал из города в город в один из периодов своей жизни. Так он и спал на картине больше двух лет.
Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Всем известны имена Рафаэля, Тициана, Беллини, Микеланджело — они лишь некоторые из достойных упоминания.
После долгих переговоров "Джоконда" была передана галерее, а Винченцо – в руки правосудия. Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была. Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
Пачифика (если это она) на картине вышла как живая.
Но затворницей Мона Лиза не была. В своей практике он даже назвал этот паралич болезнью Моны Лизы, видимо, добиваясь психотеропевтического эффекта за счет внушения пациентам ощущения причастности к высокому искусству. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть.
Чем больше мы смотрит на Лизу, тем больше появляется желание проникнуть в глубины ее сознания. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). Мона Лиза из Лувра явно старше.
Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Именно сфумато создает влажный взгляд Джоконды, легкую, как ветер, её улыбку, ни с чем не сравнимую ласкающую мягкость прикосновения рук». Картина действительно была найдена в Италии, но спустя лишь два года, в течение которых, портрет находился на первых полосах всех газет и журналов. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Быть может, Леонардо не решил этой задачи сполна, но он сделал портретом Моны Лизы так много, что все дальнейшее искусство портрета должно всегда возвращаться к «Джоконде» как к образцу недосягаемому, но обязательному».
Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Одно— это чудесное леонардовское сфумато. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Дживелегов выдвигает следующую версию: «То, что работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа».
В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка».
Дерево, масло. Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным. Лувр. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Лувр, Париж Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете.
Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. () Джоконда— не портрет. Одно – это чудесное леонардовское сфумато. Так улыбается мать, смотрящая на своего ребенка. Картина не исполнена в ярких тонах. В ней хотели читать гордость и нежность, чувственность и кокетство, жестокость и скромность. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию.
Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Исходящее от Моны Лизы ощущение силы— это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Третий брак состоялся в 1476 году с Лукрецией дель Качио. «Джоконда» – не портрет. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Если посмотреть на оригинал, то все вопросы о том, как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу», отпадут сами собой. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде.
раздел Техника). Рот, уголки губ, где розовый оттенок переходит в естественный живой цвет лица, написаны так превосходно, что кажутся не нарисованными, а как бы живой плотью и кровью. Вот это уже серьёзная несостыковка. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре.
В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Художник не расставался с портретом до самой смерти. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения.
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Все то богатство человеческих чувств и переживаний, которое характеризует библейские и мифологические образы живописцев XV века, обычно не являлось достоянием их портретных работ.
Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. Впервые портретный образ по своей значимости стал на один уровень с самыми яркими образами других живописных жанров»12. Это одно из чудес этого портрета.
Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи.
Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Франческо дель Джокондо был большим поклонником искусства и живописи, покровительствовал художникам. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет».
Публика разделилась на два враждующих лагеря. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Существует несколько версий, кто на самом деле изображен на портрете.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Родился он в 1452 году, умер в 1519 году.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Все детали ее исполнены с величайшим усердием. Картина находилась при художнике до самой его смерти.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Она изображена на фоне пейзажа, который даёт хороший контраст для изображения человека. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии.
раздел Техника). В ХХ ст. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Но в применении метода сфумато все равно ему уступал.
Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. придумал загадочную улыбку Джоконды. Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Борис Виппер задаётся вопросом, «какими средствами достигнута эта одухотворенность, эта не умирающая искра сознания в образе Моны Лизы, то следует назвать два главных средства. К середине столетия она становится одним из (еще только одним из. ) самых известных произведений искусства мира.
До XVIII столетия мировым центром искусств была Италия. Картина изучалась историками и копировалась живописцами, но она бы долго оставалась известной только для знатоков искусства, если бы не её исключительная история. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Итак, в следующее, XIX столетие, Франция вошла уже как центр европейской (читай мировой) культуры. Однако это можно списать на плохую реставрацию. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии».
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». Теперь лучшими в глазах всего мира были произведения созданные на земле Франции. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Тем самым Леонардо сумел настолько оживить свою модель, что в сравнении с ней все более старые портреты кажутся как бы застывшими мумиями»16. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата.
В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан. 1476 г. Национальная галерея Вашингтона. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Существует версия, что картины на самом деле две. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
В 1925 г. исследователь-искусствовед Вентури выдвинул теорию, что на полотне запечатлена герцогиня Констанца из семьи дАваллос. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Мастер тщательно выложил изображение из кусочков окаменевшей смолы, а самые мелкие детали высыпал из лучистой каменной крошки.
Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. Она до такой степени не вписалась в моду на идеальных красавиц классицизма и фривольных пастушек рококо, что короли-коллекционеры к ней охладели. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Если смотреть глубже — это воплощение идеала человека эпохи ренессанса. Не было ее и у реставраторов. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению.
Леонард был арестован. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Но это уже дело вкуса. С великим рядом жить было слишком некомфортно.
Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально. И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает.
Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на неё не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Потом разошлись по всему миру. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью.
Она до сегодняшних дней не перестает быть актуальной и вызывать нестихающие спору. А это означает: Мона Лиза неправильно питалась. Дживегелов объясняет это так: «романтические домыслы не подтверждаются ничем. Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична.
Голова слегка повёрнута. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Загадочная Джоконда продолжает улыбаться каждому посетителю главного парижского музея. Еще одна схожая версия.
Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как легкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Леонардо сознательно избегает тяжёлых драпировок, которые могли бы затемнить выразительность рук и лица.
Мир не перевернулся, небесные светила не погасли и не вспыхнули с новой силой в момент рождения великой картины (предполагают, что случилось это 1502 году). Как вы все знаете Мона Лиза это самая дорогая и самая известная картина в мире. И не только был закончен, но является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо». Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы». Цель этого похищения не выяснена однозначно. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
О Джоконде было написано множество книг и снято несколько фильмов. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают. Здесь он начинает работу над портретом моны Лизы.
Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Во всем этом Леонардо проявляет свое умение творить согласно законам ритма и гармонии». По ней его детища неожиданно обнаруживаются через века.
Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе».