Леонардо да Винчи. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. То, что Луврскую Джоконду написал сам Леонардо, почти никто не сомневается. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей.
Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела.
Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. В настоящее время монастырь находится в заброшенном состоянии. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Картина также известна, как "Джоконда" и считается одним из лучших примеров портретного искусства. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см).
Были допрошены сотни людей. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его французской мастерской. Не понятно только у кого и что собирали. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см.
Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо.
Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника. Посередине: Дама с горностаем. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни.
Так и с данной статьей. Картина, размером 97х53 см, была закончена в 1503 г. и сразу получила известность. Я не говорю, что я совершенно прав.
В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. 1503-1519 гг. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. Поверьте на слово, что вполне достаточные, чтоб видеть и понимать состояние женщины в вершинах ее удовлетворенности. И когда уже общественное мнение, казалось бы, смирилось с безвозвратной утратой Моны Лизы, никому не известный прежде итальянец Виченцо Перуджа «устал» держать в сундуке спрятанную картину.
Если посмотреть на оригинал, то все вопросы о том, как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу», отпадут сами собой. Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы». Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». До него никто не видел в ней никакой тайны.
Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды».
Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Но в применении метода сфумато все равно ему уступал. Картина вызывает противоположное ощущение, что она намного больше, чем я могла ожидать. Где-то между 1503 и 1506-м. Мне показалась такая реакция странной. Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой.
На раме он заметил отпечаток пальца. Скорее, здесь было что-то из области колдовства. Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины.
Музей – это публичное заведение. В то же время улыбается она как-то двусмысленно. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Она притягивает и одновременно закрывается от зрителя. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть.
Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Картина была в Швейцарии или Аргентине. В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х).
Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий.
Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Именно в этом портрете придуманный мастером метод сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) раскрыт максимально. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац.
«Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски.
После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Подобные слова принесли произведению всемирную славу. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики.
Эту картину надо просто один раз увидеть. Общая стоимость поддельных картин составила 67 миллионов долларов. Людовик ХIII, резвившийся еще ребенком в Большой галерее, где она висела, отказался уступить ее герцогу Букингемскому, заявив: Невозможно расстаться с картиной, которую считают лучшей в мире. На его стихи есть неплохие песни. Леонардо работал над ним не один год. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Может быть, эта история и соответствует действительности, но скорее всего Вазари просто добавил её к биографии Леонардо для развлечения читателей. Эта загадка практически решена. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Трудно представить, что получилось бы. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Пачифика (если это она) на картине вышла как живая. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
Одна из загадок связана с глубокой привязанностью, которую автор испытывал к этому произведению. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Но это те деньги, которые заработал предприимчивый аргентинец.
Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи».
Пройдя многочисленные залы с представленным искусством древней Месопотамии, Греции и пр., наконец попадаешь в зал "итальянцев". Модель ставит точную грань, которую зритель не может преодолеть. Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса.
Голова слегка повёрнута. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18.
Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Михаил Алпатов указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полуфигура её образует нечто целое, сложенные руки придают её образу завершенность. Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
Грудь преподнимется. Но в этом было что-то привлекательное, совсем не пустота. Впрочем, последнее— полная херня. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Кажется, что её губы сейчас разомкнуться.
А. С. Пушкина в Москве. особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам. «Мона» (правильнее «монна») не имя, а форма сокращения слова «мадонна», принятая на полуострове, что дословно переводится с итальянского как «моя госпожа».
К тому же он доверял профессионалам. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. да там толпа. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». «Джоконда» впала в полное забвение.
Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». А вот Перуджа, как только попытался продать оригинал во Флоренции, оказался опознанным. Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения». Некоторые утверждали, что чувствовали ее вибрацию, как при прощании с покойным. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена.
Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением.
Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. С этой целью посмотрим на автопортрет Леонардо (см. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. После его смерти 2 мая 1519 года эту картину выкупил сам король. Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
Они избрали ее объектом своих экспериментов. Поскольку Джокондо — фамилия, которую Лиза Джерандини получила при замужестве, в переводе с итальянского означает «веселый, радостный», то специалисты Лувра считают, что своим портретом да Винчи как бы смеялся над позирующей Моной Лизой. рисунок) – комментарии излишни. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели.
Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. Ее перевели в покои министров. Чем сильнее контраст, тем сильнее воздействие на зрителя. Что вы видите перед собой. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи.
Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. 1503-1519 гг. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. раздел Техника). Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. Мона Лиза улыбается, но почему.
Цель этого похищения не выяснена одназначно. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали.
Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Чтобы посмеяться над любителями живописи. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Потом разошлись по всему миру.
Справа: Мона Лиза. Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. И это был, в конце концов, венец славы Моны Лизы, коварный акт исчезновения. Только вот женщин там вы не найдете. Не являвшихся монахинями хоронили, укладывая их тела в ряд.
Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. У Марчелло Арджилли (тоже итальянца) был юмористический рассказ из цикла «Десять городов» о том, как один человек решил постебаться над маститыми искусствоведами, больными ФГМ и СПГС на всю голову. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Сегодняшнюю стоимость картины даже самые опытные эксперты Лувра назвать не берутся.
Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение».
Леонардо да Винчи. А это означает: Мона Лиза неправильно питалась. Была уволена администрация музея. 1490 г. Музей Чарторыйских, Краков. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем.
В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению.
Это уже дама, которой за 30-35 лет. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»).
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Все детали её исполнены с величайшим усердием. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов.
Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Песни о Джоконде поют певцы со всего света от – Демиса Руссоса и Нэта Коула до Элтона Джона и Боба Дилана. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель. В 1911 году картину имеющую всевозрастающую ценность, несмотря на охрану, похитили. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Или в холодной квартире в Бронксе или секретной комнате в особняке JP Morgan. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати.
В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Вокруг них красноватые пятнышки и волоски изображенные с чрезвычайной искусностью. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн.
Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию.
Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. А оказавшись на свободе, он встретился с Пикассо и они в знак протеста против произвола властей вместе выбросили в Сену всё, что до этого удалось украсть из Лувра. Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12.
Брови Моны Лизы были на месте при жизни Леонардо. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. "Мона Лиза" считается одним из величайших сокровищ искусства Ренессанса. Через отца ему передают пожелание, чтобы он написал портрет молодой флорентийки. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США.
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». Другие утверждают, что брови и ресницы на самом деле были, но с течением времени истёрлись.
Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. Я увидел то, что написал, тем более, когда я пришел к этому своему убеждению, мне было очень сродни состояние влюбленности и взаимности. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы.
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Статуя Венеры, между прочим, тоже находится в Лувре, но этажом ниже. По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Однако, Котт обнаружил на руке сгладившиеся черты накидки, цвета которой со временем поблекли и стало казаться, что это сама рука имеет странную неестественную форму.
Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Это слово немедленно вызывает в памяти сфинкса красоты, который так загадочно улыбается с картины Леонардо. Долгое время было вообще неясно, кто является прототипом создания картины. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. () Джоконда— не портрет.
Вообще словосочетание собирательный образ неудобоваримое. После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной».
На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. В 1800 году Первый консул Французской республики генерал Бонапарт украсил ею свою спальню во дворце Тюильри. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Но затворницей Мона Лиза не была. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Положение тела, рук, ландшафт и многое другое – это детали, которые подчинены лицу.
Этот портрет молодой женщины с загадочной улыбкой на устах будоражит умы многие сотни лет. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Мона Лиза – автопортрет художника. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики.
Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
В ней хотели читать гордость и нежность, чувственность и кокетство, жестокость и скромность. Это и есть одна из главных тайн изображения. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. Не хватало улыбки или она висела в воздухе, как у пресловутого Чеширского кота. Она одновременно кажется сладострастной и холодной.
del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. Как было с Малевичем. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо.
Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Время шло – картина не появлялась. Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Еще одна схожая версия. Разве что Рафаэль.
Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Эта версия считается просто домыслом. Вспомните, как усаживает курортный фотограф отпускников на фоне задника с намалеванной горой Ай-Петри.
«Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Кстати, название шедевра появилось только в XIX веке.
Флиртующая улыбка, хотя при этом соблазнитель и отводит глаза в сторону от объекта своего интереса, чтобы затем вновь бросить на него лукавый взгляд, который опять же мгновенно отводится, едва лишь будет замечен. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Где любовь, там и ревность. История искусств очень сложная вещь. Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает.
Ведь речь не идет даже о так называемом типичном образе, не об идеале. Будем считать, что мне повезло. Гийом провёл в тюрьме неделю, но был отпущен за недостаточностью улик. Так кто же изображен на картине, висящей сегодня в Лувре.
Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Это общепризнанный источник, которому доверяют все искусствоведы. Вот это уже серьёзная несостыковка. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. То есть разобраться в этом механизме. Леонардо с друзьями отделался легким испугом. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза».
Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Доска (тополь), масло.
Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Бельгиец Пьере был его секретарем. Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке.
Мона Лиза из Лувра явно старше. Разразился страшный скандал. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Назревала большая европейская война. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом).
По одной из версий, она была реквизирована немцами и позже обнаружена в шахтах Альтаусзее в числе прочих шедевров, похищенных нацистами. Только чувство утраты рождает любовь. Именно эта загадочная улыбка останавливает, тревожит, завораживает и зовет зрителя, как бы вынуждая вступить в телепатическую связь. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить.
Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». Леонард был арестован. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней.
Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. Вазари пишет, что он четыре года продолжал работу, но, возможно, еще дольше. Он приходит в музей. Мона Лиза (фрагмент).
Пабло Пикассо также находился под подозрением. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
Франческо ди Бартоломео дель Джокондо заказал великому художнику портрет своей третьей жены, 24-летней Моны Лизы. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане.
Которых у Моны Лизы нет. В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства. Морщины были ее безошибочным паспортом. Франсуа является причиной того, что любой из нас может увидеть этот портрет. Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Это можно сделать, почитав «Жизнеописания» Джорджо Вазари.
Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Однако это можно списать на плохую реставрацию. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Помимо Лизы Джерардини на роль Моны Лизы претендует немало женщин, в том числе и знатных. Затем пять копий были проданы в Америке, а шестая — в Бразилии.
«Джокондомания» охватила Америку. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе».
() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». Мона Лиза» (1503-1519). Не было ее и у реставраторов. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Просто исторически картина вызвала шок и осталась в перечне известных в виду исторического места, а не качества самой работы. 76х53 см. Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой. До охраны наконец дошло, что картину украли. А еще – техника. В Италии XVI века оно чаще просто указывало на замужний статус владелицы.
Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»). Третий брак состоялся в 1476 году с Лукрецией дель Качио. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Здесь он начинает работу над портретом моны Лизы. Сыщики, подгоняемые возмущенной общественностью, лезли из кожи вон, но ничего, кроме издевок и насмешек, не добились.
Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Сильное сходство «Моны Лизы» и портрета Катерины Сфорцы кисти Лоренцо ди Креди, написанного в 1487 году, бросается в глаза сразу.
Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год.
Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Но исходя из принципа «количество-качество» можно предположить, что хотя бы на тысячу картин (а репродукций конкретно на Джоконду еще больше) найдется хоть одна приличная. Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов.
Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. Джери подыграл, даже пригласил директора галереи Уффици на встречу в Albergo Tripoli-Italian (само собой разумеется, что его быстро переименовали в Отель Джоконда). Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо.
Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. В ХХ ст. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду».
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Леонардо да Винчи анатомировал трупы.
() Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. Но меня интересовало его мнение о Высоцком, на что он самоуверенно стал дословно говорить: "Мы поэты его поэтом не считаем.
В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. При помощи георадара в кладке было обнаружено еще одно захоронение. И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство. То, что нарисовал художник, останется без всяких комментарием и толкований в истории живописи. Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. На картине была его жена — МонаЛиза изображенная в виде мадонны».
Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Родился он в 1452 году, умер в 1519 году. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Но это чрезвычайно трудная задача. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Оба этих случая не нанесли картине вреда. Частота вспышек в зале— примерно 2 Гц. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Кроме того, самое последнее дело пытаться объяснить, что хотел художник выразить своим творчеством.
Она вздохнёт. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности.
Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Столетия она считалась ценным, но достаточно заурядным шедевром эпохи Ренессанса. Внимательный анализ композиции приводит к выводу, что Леонардо не стремился создать индивидуальный портрет. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Принадлежит к позднему периоду его творчества.
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. Но зачем Леонардо понадобилось изображать себя в виде женщины.
На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Вывод исследовательницы-компьютерщицы оригинален и неожидан — та самая таинственная улыбка Моны Лизы, над которой гадает весь мир, на самом деле якобы принадлежит Леонардо да Винчи. А когда надежда найти картину окончательно угасла, на её место повесили портрет, написанный Рафаэлем, под названием «БальдассареКастильоне».
В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы.
В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы.
Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды».
Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Но, пожалуй, самая большая загадка картины — а кто, собственно говоря изображен на ней.
Ротенберг пишет, что «Леонардо сумел внести в своё создание ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Публика разделилась на два враждующих лагеря. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах даёт понятие о противоречивости её переживаний. Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q».
Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Михаил Алпатов указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полуфигура её образует нечто целое, сложенные руки придают её образу завершенность.
После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Учитывая знаменитую улыбку Моны Лизы, эта версия не лишена смысла. «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Также Вазари говорит о бровях.
Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Свидетельством этого может быть использование различных растворителей в период написания. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ.
А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Для любого вменяемого человека все вышеописанные загадки покажутся бредом сбежавших из дурдома «Вечный Путь» буйнопомешанных. Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. Далеко не всем она кажется таковой. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов.
Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром. И что же. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами.
() Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которое впечатляет и любителей живописи и профессионалов. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо.
В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. Опасно попасть под обаяние этого призрака.
21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой иконографии портретных изображений. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Что на самом деле соединило лицо и имя, так это освещение в прессе, вызванное кражей.
Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк.
Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет.
Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. В 1957 году итальянец Карло Педретти выдвинул иную версию: на самом деле это Пачифика Брандано, еще одна любовница Джулиано Медичи. Несмотря на ряд неудач, Венчети не отчаивается найти останки, принадлежавшие купчихе. Как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу».
Возможно. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Она придаст твоему лицу таинственное выражение. Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии.
Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы. Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов»., что хотя и не слишком галантно, но донесло ее странное очарование до сотен тысяч. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре.
Так он и спал на картине больше двух лет. Она без конца перестраивалась, то входила в упадок, то снова возрождалась. Лувр, Париж Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
Голова слегка повёрнута10. Но сто лет назад слава картины была ограничена западом, где она была превознесена до небес романтической популярности с тех пор, как Вальтер Пейтер (Walter Pater) написал в 1869 году: Она старше скал, среди которых расположилась, как вампир, она умирала много раз. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи.
В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. В зальце размером метров десять на двадцать на стене за пуленепробиваемым стеклом висит темная дощечка 76х53см. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы.
В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Леонардо долго работал над произведением, особенно над позицией рук модели. Обе женщины сидят в одинаковой позе, одинаково держат руки и даже улыбаются почти одинаково.
Четыре железных крючка и пыльное очертание: призрачный след живописи. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Картина была извлечена из чемодана с двойным дном. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Художник не расставался с портретом до самой смерти.
Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. В этом заключается гениальность Леонардо.
Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности.
«Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Вазари, родившийся в 1511 году, никак не мог увидеть Джоконду своими глазами и был вынужден сослаться на информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни.
Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Меня удивило, что он маленький. () Джоконда— не портрет. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
Среди подозреваемых в пропаже были самые знаменитые люди того времени. До него никто не видел в ней никакой тайны. Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен. Слева: Портрет Джинервы Бенчи.
Как-то утверждалось, что подделывают даже рецептуры красок, фактуру холста и пр. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». Так случилось, что его фанаты задержались на 2 часа и я мог с ним спокойно обсудить все интересующие меня вопросы. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной».
На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. В одно мгновение он поймал её лукавый взгляд, мимолётную улыбку, одно единственное движение, которое воплотилось в картине. После этих событий картина набрала небывалую популярность.
Я имею ввиду его черный квадрат. Это одно из чудес этого портрета. Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него. Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности.
Немецкие газеты платили той же монетой. Самый последний найденный скелет, по словам ученых, скорее всего, мог принадлежать, умершей в 1609 году Марии дель Риччо, об этом имеется запись в книге мертвых. Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Vincenzo Peruggia). Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». «Мона» переводится как «госпожа».
Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Это— зримый символ самой жизни человека и природы, соединённых в одно целое и представленных отвлечённо от своей индивидуально-конкретной формы. Как же выглядит сей шедевр IRL. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на неё не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19.
По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе.
() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. За него заступились влиятельные покровители.
Предыстория Джоконды такова. Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве.
Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо.
Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Одни искусствоведы считают, что это Изабелла Десте — подруга Леонардо по жизни в Милане. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами.
Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения.
К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон.
Глядя на масштабы шумихи, раз за разом возникающей вокруг несчастной картинки и на количество морально ущербных любителей высокого, ежегодно прущих в Лувр, дабы «припасть к истокам», можно предполагать, что вся эта история является одним большим вбросом лютой хуеты непосредственно в мозжечок подопытных. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь два года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Но это уже дело вкуса. Так, лицо Моны Лизы, в отличие от рук, покрыто сетью трещин.
придумал загадочную улыбку Джоконды. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
«Джоконда» – не портрет. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Мона Лиза была конфискована полицией и в новогоднюю ночь 1913 года вернулась во Францию. Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. Улыбка и взгляд, то есть лицо – это главное в портрете.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Картину еще ожидало настоящее признание: сейчас это кажется немыслимым, но в те дни репродукции Моны Лизы только что обрели популярность. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы.
Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Итальянцы изначально называли Мону Лизу по фамилии позировавшей модели Джокондой. Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. Vincenzo Peruggia). Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. В первом браке он был женат на Лизе ди Джованни Филиппо де Кардуччи, а во втором – на Катерине ди Мариотто Ручеллиа, которые обе умерли во время родов., по пресловутому замечанию американцев в 1950-х.
Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно.
Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. 1476 г. Национальная галерея Вашингтона. 5 июня 1940 года она была перевезена в Шовиньи на мягких носилках в машине скорой помощи, В сентябре её перевезли в Музей Энгра в Монтобане, а затем в 1942 году в Монталь. Более поздние по времени захоронения располагались над ранними.
Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать.
На самом деле она никогда не покидала Парижа, пока вор, Винченцо Перуджиа (Vincenzo Perruggia), не отправился во Флоренцию в декабре 1913 года после обращения к флорентийскому дилеру по имени Альфред Джери (Alfred Geri), который, как он надеялся, должен был помочь ему избавиться от этого не продаваемого заложника за наличные. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Писал ее великий художник четыре года (он вообще свои произведения творил длительное время). То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал.
По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Никто не говорит, не сыпятся шутки, не читаются никакие письма, не надо обедать, нянчиться с младенцами, гладить котят: в чем же причина. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают.
«Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Трещины по красочному слою были идентифицированы и Джери сразу вызвал полицию. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Под подозрением также находился Пабло Пикассо.
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю.
Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь.
Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь. Антонмария ди Нолдо Герардини – отец Лизы, дважды овдовел. Эта теория появилась не на пустом месте и имеет под собой кое-какие основания.
Конечно, не всегда это такие же тонкие работы, да и делают их на холстине, а не на дереве. золотых экю. Можно заметить, где брови шире, а где становятся тоньше, появляясь из пор кожи и закругляясь книзу. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Но не следует исключать и того, что это доказательство еще одной оригинальной теории. Для массовости такой понт не выгоден, а значит, никому не нужен.