Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо. О вечных вещах – о встречах и расставаниях, о странствиях, о свете ночных фонарей. Еще очень давно писали о том Леонардо любил и восхищялся этой картиной.
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». А это означает: Мона Лиза неправильно питалась.
Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной».
Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Но Мона Лиза потрясла весь мир после ейо выхода. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя.
Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. Эта версия считается просто домыслом.
Vincenzo Peruggia). Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. В то же время улыбается она как-то двусмысленно. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей.
Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Также были записаны интересные дуэтные песни со Светланой Сургановой и Владимиром Шахриным (гр. Чайф). nnО чём же песни «MONOЛИЗЫ». Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Опасно попасть под обаяние этого призрака.
Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Конечно, не всегда это такие же тонкие работы, да и делают их на холстине, а не на дереве. Голова слегка повёрнута.
Но меня интересовало его мнение о Высоцком, на что он самоуверенно стал дословно говорить: "Мы поэты его поэтом не считаем. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. да там толпа. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь.
«Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. Цель этого похищения не выяснена одназначно.
Художник не расставался с портретом до самой смерти. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну.
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Так он и спал на картине больше двух лет. Размер ейо довольного большой 75, 650 см. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики.
«Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. То есть разобраться в этом механизме. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Бельгиец Пьере был его секретарем. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. От роботы с Моной Лизой он не уклонялся, как это было с его остальными заказами.
О поиске ключей и паролей к сердцам любимых людей. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи».
Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати.
«Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше.
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Только вот женщин там вы не найдете. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
До него никто не видел в ней никакой тайны. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом).
() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Если вспомнить, что писал о Леонардо да Винчи Фрейд, а так же все, что говорят о подсознании художника его картины, то можно без труда заключить, что, когда Леонардо работал над Джокондой, он был влюблен в свою мать. Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения. Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон.
Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Была уволена администрация музея.
Как-то утверждалось, что подделывают даже рецептуры красок, фактуру холста и пр. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами.
«Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Не смотря на то, что взгляд Джаконды направлен на нас, междя нами и ей создан визуальный барьер — ручка стула, действующая как перегородка.
Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ.
Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт. Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри.
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы».
На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы».
И модная электроника и этнические инструменты. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац.
Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. Джозеф Борковски, американский стоматолог и эксперт по живописи, считает, что женщина на картине, судя по выражению ее лица, потеряла много зубов. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде».
Он отправил на конкурс кинофильмов засвеченную плёнку, на конкурс картин— пустой холст, на конкурс музыки— пустую кассету. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Но затворницей Мона Лиза не была. Голова слегка повёрнута10. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни.
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке.
Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии.
По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Впрочем, последнее— полная херня. раздел Техника).
Ее перевели в покои министров. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Я имею ввиду его черный квадрат. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Меня удивило, что он маленький.
Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство.
Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице.
Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Была нарисована примерно в 1504 году в Париже.
Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. Для любого вменяемого человека все вышеописанные загадки покажутся бредом сбежавших из дурдома «Вечный Путь» буйнопомешанных.
Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Об одиночестве и ожидании Весны. Она придаст твоему лицу таинственное выражение. Только чувство утраты рождает любовь. На раме он заметил отпечаток пальца.
Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра.
Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Может вы не знали, но полное название — Портрет госпожи Лизы дель Джокондо.
На его стихи есть неплохие песни. И что же происходит со злополучным беднягой-зрителем, находящимся во власти Эдипова комплекса. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. С апреля по июнь 1974 года «Джоконда» — возможно, самый известный портрет за всю историю человечества — проездом из Японии, где ее посмотрели 1, 5 миллиона человек, остановилась в Москве и два месяца выставлялась в Пушкинском музее.
Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
«Джоконда» впала в полное забвение. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Ошибка заключалась, во-первых, в том, что искали во что бы то ни стало индивидуальных, субъективных душевных свойств в образе Моны Лизы, тогда как несомненно, что Леонардо добивался именно типической одухотворенности.
Но это уже другая история. И сама улыбка её отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания»12. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи.
Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения».
Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. Улыбка смягчит твое лицо, сотрет с него следыусталости, неприступности, жесткости, которые так отпугивают мужчин.
Как вы все знаете Мона Лиза это самая дорогая и самая известная картина в мире. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. И кстати она у него очень хорошо вышла. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. И минор и драйв.
Немецкие газеты платили той же монетой. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Современники восхищались достигнутым художником поразительным сходством и необычайной жизненностью портрета. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов.
Я не говорю, что я совершенно прав. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. После этих событий картина набрала небывалую популярность. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду».
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Оба этих случая не нанесли картине вреда. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена.
«Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Музей – это публичное заведение. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Все щитают что сначало рукава её, платя были красными это видно из копии в Прадо.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Но исходя из принципа «количество-качество» можно предположить, что хотя бы на тысячу картин (а репродукций конкретно на Джоконду еще больше) найдется хоть одна приличная. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Как было с Малевичем. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею.
В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Глядя на масштабы шумихи, раз за разом возникающей вокруг несчастной картинки и на количество морально ущербных любителей высокого, ежегодно прущих в Лувр, дабы «припасть к истокам», можно предполагать, что вся эта история является одним большим вбросом лютой хуеты непосредственно в мозжечок подопытных. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. История искусств очень сложная вещь. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции.
«Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить.
Все детали её исполнены с величайшим усердием. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Публика разделилась на два враждующих лагеря. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Где-то между 1503 и 1506-м. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась.
В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Леонардо да Винчи анатомировал трупы. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени.
() Джоконда— не портрет. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
Гийом провёл в тюрьме неделю, но был отпущен за недостаточностью улик. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года.
По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. Под подозрением также находился Пабло Пикассо.
Еще одна схожая версия. Один японский врач совершенно уверен в том, что у Моны Лизы был высокий уровень холестерина. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. Также учёный пишет об ошибочном указании на неоконченность портрета— «портрет, несомненно, писался долго и был доведён до конца, что бы ни говорил Вазари, который в своей биографии Леонардо стилизовал его как художника, принципиально не умеющего окончить ни одну крупную работу. Разразился страшный скандал. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину.
В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды».
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы.
Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. До охраны наконец дошло, что картину украли. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Над проверкой этой версии трудятся многие учёные, сегодня ведутся раскопки могилы Моны Лизы дельДжокондо в монастыре Святой Урсуллы на территории Италии. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. () Джоконда— не портрет. Но значение его гораздо шире: великий художник Леонардо да Винчи сумел внести в образ ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом.
Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами.
Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника. И реверансы в сторону нью-вейва 80-х и кабаре. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов.
В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. Для массовости такой понт не выгоден, а значит, никому не нужен. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Франческо дель Джокондо был большим поклонником искусства и живописи, покровительствовал художникам.
Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Этому имперсональному психологизму отвечает космическая отвлечённость пейзажа, почти полностью лишённого каких-либо признаков человеческого присутствия.
Не было ее и у реставраторов. А когда надежда найти картину окончательно угасла, на её место повесили портрет, написанный Рафаэлем, под названием «БальдассареКастильоне». Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы».
Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Пабло Пикассо также находился под подозрением. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу».
Петербургский коллектив MONOЛИЗА был основан в 2007 году. Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15.
Эту картину надо просто один раз увидеть. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий.
Будем считать, что мне повезло. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал.
В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Так и с данной статьей. А еще – техника.
От по своему привязался к этой картине. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта.
Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Где любовь, там и ревность. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь. Вазари, родившийся в 1511 году, никак не мог увидеть Джоконду своими глазами и был вынужден сослаться на информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо.
Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Они избрали ее объектом своих экспериментов. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе.
Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Джоконда была похищена 21 августа 2011 года, а уже 7 сентября по подозрению в её краже был задержан поэт Гийом Аполлинер. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19.
Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. Картина, как доказывают в этом случае учёные, была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына, названного Андреа. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов.
Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа.
Мона Лиза – автопортрет художника. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Таким образом, он заставляет выступать последние с особой силой, тем большей, чем скромнее и нейтральнее ландшафт и одеяние, уподобляющиеся тихому, едва заметному аккомпанементу».
Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. О фатальности и ходе времени.
Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. для картины такого уровня это много. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим.
Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы». Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. Когда желающих причаститься становится слишком много, стояние у картины запрещают, а хомячков собирают в очередь и медленно гонят мимо шедевра, что несказанно способствует восприятию прекрасного. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Исследователь ренессансного искусства Виктор Гращенков пишет о том, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ14: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное.
А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Цель этого похищения не выяснена однозначно. И что же. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год.
Частота вспышек в зале— примерно 2 Гц. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Таковой и считали ее Франциск и его придворные.
Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо.
Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. Как это удалось великому мастеру живописи никому разгадать не суждено и останется секретом навсегда. Время шло – картина не появлялась. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Если бы Дон Жуан встретил Джоконду, он бы узнал в ней все три тысячи женщин из своего списка. » В личной жизни длинногривый герой романтических салонов Готье был типичным подкаблучником своей любовницы балерины Карлотты Гризи. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы».
Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Назревала большая европейская война. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам.
Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински.
Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Отголоски этого можно видеть в более ранних портретах самого Леонардо, созданных им в первые годы пребывания в Милане. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах.
Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи.
Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два.
Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Что вы видите перед собой.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Ему легко удалось пройти мимо сторожей. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. У Марчелло Арджилли (тоже итальянца) был юмористический рассказ из цикла «Десять городов» о том, как один человек решил постебаться над маститыми искусствоведами, больными ФГМ и СПГС на всю голову. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела.
Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Родился он в 1452 году, умер в 1519 году. Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи. Таким образом, он заставляет выступать последние с особой силой, тем большей, чем скромнее и нейтральнее ландшафт и одеяние, уподобляющиеся тихому, едва заметному аккомпанементу»16.
В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Министр культуры СССР Екатерина Фурцева сделала невозможное, чтобы советские люди увидели шедевр: благодаря ее энергии была изыскана огромная страховая сумма (100 млн. долларов) и по ее личному заказу изготовлен специальный пуленепробиваемый футляр для экспонирования «прекрасной флорентийки».
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза». Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. Как же выглядит сей шедевр IRL. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Потом разошлись по всему миру. Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других.
Неспроста Леонардо выбрал позицию модели, очень схожую с позициями богоматери в итальянских картинах ХV века. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Пачифика (если это она) на картине вышла как живая. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета.
До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Были допрошены сотни людей.
Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция».
Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Скорее, здесь было что-то из области колдовства. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других.
Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. Наверняка вы знаете, что Мона Лиза самая дорогая и самая известная картина в мире.
Гийом активно пропагандировал сожжение всех музеев и дружил с человеком, укравшим несколько небольших египетских статуэток из Лувра. Большое их количество вызвало на свет недоказуемую версию, что существовал вариант обнажённой Моны Лизы, написанный самим мастером. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
К тому же он доверял профессионалам. Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции.
Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). Леонард был арестован. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду».
21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). А самым важным в образном строе портрета является— это подчинение всех частностей руководящей идее. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Среди подозреваемых в пропаже были самые знаменитые люди того времени.
Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3.
Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Эти идеи вызрели в квартале поэтов – Латинском квартале Парижа, в дискуссиях в кафе романтической молодежи. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно.
Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать.
Он приходит в музей. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства.
Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. «Джокондомания» охватила Америку.
В 1956 году нижняя часть картины была повреждена, когда один из посетителей облил её кислотой.