Тут Вы можете слушать и скачать Монолиза в формате mp3 бесплатно без регистрации, а также много другой интересной музыки.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии».
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединёнными алостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
Необычность впечатления от знаменитой Моны Лизы отчасти и заключается в том, что Леонардо ловит свою натуру именно в момент этого игривого движения повернув голову в одну сторону, она смотрит в другую— на предмет своего интереса. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики.
«Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею.
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности её глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся губы её сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят. О вечных вещах – о встречах и расставаниях, о странствиях, о свете ночных фонарей.
Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо.
Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Алпатов добавляет, что «в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики. Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. И сама улыбка её отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания».
21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции.
Он хотел при помощи приемов, уже выработанных и испробованных им раньше, особенно при помощи своего знаменитого sfumato, дававшего и раньше необыкновенные эффекты, сделать больше, чем он делал раньше: создать живое лицо живого человека и так воспроизвести черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт до конца внутренний мир человека». Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12.
Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Зелёное платье в тонких сборках, с жёлтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую— святой Иоанн Креститель в молодости и третью— Святая Анна с Марией и младенцем Христом все в высшей степени прекрасные.
Между прочим, Леонардо прибег к следующему приёму: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. "Моя весна" – наиболее известная песня MONOЛИЗЫ, долгое время занимала лидирующие строчки в хит-параде "Чартова дюжина" на Нашем Радио. Часто дарят спиртные напитки собственного производства.
И модная электроника и этнические инструменты. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией.
О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Цель этого похищения не выяснена одназначно. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Хотели сэкономить, как всегда. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Оба этих случая не нанесли картине вреда. () Джоконда— не портрет. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал.
MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список.
В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см).
Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Как раз, песня «Среди мертвых и живых» относится к таким случаям, также как и композиция «Навсегда», она была связана с периодом расставания с молодым человеком, но я ему всё равно ничего не посвящала.
Давно, правда, такого не было, но это должен быть какой-то стресс для меня. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. раздел Техника). Весной 2012 года в результате активной ротации на «Нашем радио» визитной карточкой группы стала композиция «Моя весна», а выступление летом того же года на фестивале «Нашествие» привлекло к творчеству группы еще больше поклонников. Она одновременно кажется сладострастной и холодной.
Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Петербургский коллектив MONOЛИЗА был основан в 2007 году. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. О фатальности и ходе времени.
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. На саундчеке, казалось бы, все нормально, а на выступлении все равно «моя твоя не понимать» и разного рода накладки со звуком.
() Джоконда— не портрет. Нас вообще часто считают голодными, таким образом из Екатеринбурга как-то раз мы ехали с полным купе еды, многое даже не успели съесть из-за высокой температуры в поезде и начали всё умершее складывать Диме Чешейко (гитары, бэк-вокал — Прим. Insurgent) под подушку, а он долго мучился, не понимая, почему же когда он ложится спать, зловония приближаются, а когда спускается к нам на нижнюю полку, то они пропадают, в общем, в конце концов, ему приходилось соглашаться с тем, что всё это – плоды его измененного сознания в результате дорожной усталости. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. В съемках клипа также принял участие лидер группы «Пилот» Илья Чёрт.
По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана).
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза».
В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». О поиске ключей и паролей к сердцам любимых людей.
() Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Также неизвестно, кто и когда именно обрезал края картины с колоннами, которые, по мнению большинства исследователей, основывающемуся на сравнении с другими портретами, существовали в первоначальном варианте.
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Об одиночестве и ожидании Весны. И минор и драйв.
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет».
() Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой иконографии портретных изображений. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. За короткий срок песня достигла вершины чарта «Нашего радио», обогнав легенд русского рока.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». О картине особенно не вспоминали до середины XIX века, когда художники, близкие к символистскому движению, начали восхвалять её, ассоциируя со своими идеями относительно женской загадочности.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы не смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бъётся пульс». Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Любая перемена для организма, осень ли, весна ли – это все равно стресс для человека.
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Тем же летом было положено начало и социальному проекту по борьбе с ВИЧ, в рамках которого команда записала дуэт «Линии» с лидером группы «ЧайФ» Владимиром Шахриным.
Михаил Алпатов указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полуфигура её образует нечто целое, сложенные руки придают её образу завершенность. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15.
Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Также учёный пишет об ошибочном указании на неоконченность портрета— «портрет несомненно писался долго и был доведён до конца, что бы ни говорил Вазари, который в своей биографии Леонардо стилизовал его как художника, принципиально не умеющего окончить ни одну крупную работу. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
А самым важным в образном строе портрета является— это подчинение всех частностей руководящей идее. Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Эта версия считается просто домыслом. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21.
Голова слегка повёрнута. Также были записаны интересные дуэтные песни со Светланой Сургановой и Владимиром Шахриным (гр. Чайф). nnО чём же песни «MONOЛИЗЫ». Голова слегка повёрнута10. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Vincenzo Peruggia). () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Ротенберг пишет: «хотя художники кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах— в композициях на религиозную и мифологическую тематику.
Эта картина, по версии музея, была реквизирована немцами в Muses Nationaux Rcupration (инв. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи.
В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». И реверансы в сторону нью-вейва 80-х и кабаре.
21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Алпатов добавляет, что «в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Да, только недавно «Нашему радио» рассказывала, как мне подарили шаль, пуховый платок — были ужасные морозы. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы». Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы».
И не только был закончен, но и является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо»2. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Перуджу, с одной стороны, хвалили за итальянский патриотизм, с другой— дали ему небольшой срок в тюрьме. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения».
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Сезон не имеет значения, но погода, определенно, может повлиять на настроение – в плохую погоду я вряд ли что-либо напишу вообще.
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Тем самым Леонардо сумел настолько оживить свою модель, что в сравнении с ней все более старые портреты кажутся как бы застывшими мумиями»16.