О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Также неизвестно, кто и когда именно обрезал края картины с колоннами, которые, по мнению большинства исследователей, основывающемуся на сравнении с другими портретами, существовали в первоначальном варианте. Если бы Дон Жуан встретил Джоконду, он бы узнал в ней все три тысячи женщин из своего списка. » В личной жизни длинногривый герой романтических салонов Готье был типичным подкаблучником своей любовницы балерины Карлотты Гризи.
Лазарев анализировал её как учёный-искусствовед: «Эта улыбка является не столько индивидуальной чертой Моны Лизы, сколько типической формулой психологического оживления, формулой, проходящей красной нитью через все юношеские образы Леонардо, формулой, которая позднее превратилась, в руках его учеников и последователей, в традиционный штамп. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи.
Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин.
Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Франсуа является причиной того, что любой из нас может увидеть этот портрет.
«Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»12.
А еще – техника. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». По-французски картина именуется «La Joconde», а по-итальянски — «La Gioconda», то есть «легкомысленная женщина». В зальце размером метров десять на двадцать на стене за пуленепробиваемым стеклом висит темная дощечка 76х53см. Улыбка, застывшая на вытянутых, трепетных губах, стала характерной для него и чаще всего называется леонардовской. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов.
И это был, в конце концов, венец славы Моны Лизы, коварный акт исчезновения. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды».
Для любого вменяемого человека все вышеописанные загадки покажутся бредом сбежавших из дурдома «Вечный Путь» буйнопомешанных. До сих пор никто не осмелился протереть картину из опасения повредить ее. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения».
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
() Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Цель этого похищения не выяснена однозначно. И всё же исследователи практически стопроцентно уверены в том что Мона Лиза есть Лиза дель Джокондо, так как обнаружили запись одного флорентийского чиновника, который написал: сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».
Была уволена администрация музея. Назревала большая европейская война. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы не смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бъётся пульс».
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»1. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию2. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью.
Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. На его стихи есть неплохие песни. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал.
В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. Посередине: Дама с горностаем.
До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Картина была в Швейцарии или Аргентине. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше.
Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. В почти неуловимых глазом тончайших переходах от света к тени, в вибрации леонардовского сфумато до предела смягчается, тает и готова исчезнуть всякая определённость индивидуальности и её психологического состояния. Брови Моны Лизы были на месте при жизни Леонардо.
Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам».
Голова слегка повёрнута10. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа11. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре.
Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен.
Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Однако это можно списать на плохую реставрацию. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. да там толпа. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы».
Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина».
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой.
Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Но это уже дело вкуса. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер.
() Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению.
«Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
Но значение его гораздо шире: великий художник Леонардо да Винчи сумел внести в образ ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть.
Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Что это даёт. Дэн Браун пишет, что в 1911 году картина была похищена из Лувра. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. После этих событий картина набрала небывалую популярность. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно.
Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»10. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»12. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Эта версия считается просто домыслом. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Не было ее и у реставраторов. Эту картину надо просто один раз увидеть. Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали.
Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Четыре железных крючка и пыльное очертание: призрачный след живописи. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы».
Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» – так и появился термин.
Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Все детали её исполнены с величайшим усердием. Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Нежный розовый нос кажется настоящим. Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18.
Будем считать, что мне повезло. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался.
Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Во-вторых, — и это, пожалуй, ещё важнее— одухотворенности Моны Лизы пытались приписать эмоциональное содержание, между тем как на самом деле она имеет интеллектуальные корни. Не хватало улыбки или она висела в воздухе, как у пресловутого Чеширского кота. Оба этих случая не нанесли картине вреда. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь два года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею.
Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
Грудь преподнимется. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы.
Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Контейнер открывают один раз в год, чтобы проверить саму картину и работу кондиционера. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы14.
До него никто не видел в ней никакой тайны. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Мона Лиза (фрагмент). Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена.
Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. «Возрождение или Ренессанс (фр. Renaissance итал. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена.
Борис Виппер указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Но возникает вопрос: действительно ли в эпоху Возрождения «появляется интерес к античной культуре» или сама эпоха Возрождения и конструирует эту «античную культуру». По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Именно он и пишет о торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены.
В настоящее время принято решение о том, что «Мона Лиза» больше никогда не покинет стен Лувра — риск похищения или порчи картины слишком велик. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два.
Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»17.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Именно он и пишет о торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены. То есть разобраться в этом механизме. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Частота вспышек в зале— примерно 2 Гц.
Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Vincenzo Peruggia). Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. «Джоконда» впала в полное забвение.
Бельгиец Пьере был его секретарем. Опасно попасть под обаяние этого призрака. Для массовости такой понт не выгоден, а значит, никому не нужен. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Голова слегка повёрнута9.
Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура.
Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. Вот таким образом выражение её лица постоянно неуловимо меняется, оно действительно как бы живёт. Но в применении метода сфумато все равно ему уступал.
Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Но в этом было что-то привлекательное, совсем не пустота.
«Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Как было с Малевичем. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак.
Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. К тому же он доверял профессионалам. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12.
Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в абсолютно иной, преимущественно лирической образной тональности. Rinascimento) – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.
Леонардо да Винчи. Считается, что это портрет Лизы Герардини, супруги Франческо дель Джокондо – торговца шёлком из Флоренции. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов.
Ему легко удалось пройти мимо сторожей. «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки.
В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Разразился страшный скандал. 1476 г. Национальная галерея Вашингтона. Потом разошлись по всему миру.
То, что Луврскую Джоконду написал сам Леонардо, почти никто не сомневается. Так и с данной статьей. Я имею ввиду его черный квадрат. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена19.
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. У Марчелло Арджилли (тоже итальянца) был юмористический рассказ из цикла «Десять городов» о том, как один человек решил постебаться над маститыми искусствоведами, больными ФГМ и СПГС на всю голову. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). 1503-1519 гг. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза». Сказочный ландшафт как бы просвечивает сквозь морские воды, настолько он кажется далеким и неосязаемым. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. В эпоху Возрождения расцветает изобразительное искусство. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов.
Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Только вот женщин там вы не найдете. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну.
Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Далеко не всем она кажется таковой. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»11.
Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15., что хотя и не слишком галантно, но донесло ее странное очарование до сотен тысяч. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей., по пресловутому замечанию американцев в 1950-х. Конечно, не всегда это такие же тонкие работы, да и делают их на холстине, а не на дереве. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал.
Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на неё не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19.
() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»3. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Вот это уже серьёзная несостыковка. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде.
Немецкие газеты платили той же монетой. И что же. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его французской мастерской. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Кажется, что её губы сейчас разомкнуться.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс. » Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Сначала было высказано предположение, что картину мог забрать музейный фотограф. Единственный стоящий след обнаружил самый знаменитый полицейский Франции тех лет Альфонс Бертильон. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер.
Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Именно в этом портрете придуманный мастером метод сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) раскрыт максимально.
Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. () Джоконда— не портрет. Были допрошены сотни людей. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду».
Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Но затворницей Мона Лиза не была. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Необычность впечатления от знаменитой Моны Лизы отчасти и заключается в том, что Леонардо ловит свою натуру именно в момент этого игривого движения повернув голову в одну сторону, она смотрит в другую— на предмет своего интереса.
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем.
В ней хотели читать гордость и нежность, чувственность и кокетство, жестокость и скромность. Примерные хронологические рамки эпохи – XIV-XVI века. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Вазари высказывает очень хвалебное мнение о качестве этой картины: «Любой человек, желающий увидеть, как хорошо искусство может имитировать природу, может с лёгкостью в этом убедиться на примере головы, т. к. здесь Леонардо воспроизвёл все детали Глаза наполнены блеском и влагой, как у живых людей Нежный розовый нос кажется настоящим.
Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей.
Справа: Мона Лиза. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля».
В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Краски под слоем пыли наверняка ярче, чем кажутся нам сейчас.
С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины. Отличительная черта эпохи Возрождения – светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Цель этого похищения не выяснена однозначно. Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. До охраны наконец дошло, что картину украли.
Также Вазари говорит о бровях. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Голова слегка повёрнута.
А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничегоо, кроме «Моны Лизы». Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22.
Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее.
Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. На раме он заметил отпечаток пальца.
Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Картина был убрана на реставрацию, которая продлилась несколько лет.
К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики20. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
Морщины были ее безошибочным паспортом. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. Впрочем, последнее— полная херня.
Джери подыграл, даже пригласил директора галереи Уффици на встречу в Albergo Tripoli-Italian (само собой разумеется, что его быстро переименовали в Отель Джоконда). В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности.
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз.
Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. В последний раз «Мона Лиза» покидала Лувр в 1974 году, когда экспонировалась в Японии.
Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Но это-только начало эффекта, при некотором изменении точки зрения, даже абсолютно незначительно, лицо приобретает вдруг абсолютно определённо очертания черепа, её височные впадины углубляются, глаза начинают проваливаться. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы.
Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Но сто лет назад слава картины была ограничена западом, где она была превознесена до небес романтической популярности с тех пор, как Вальтер Пейтер (Walter Pater) написал в 1869 году: Она старше скал, среди которых расположилась, как вампир, она умирала много раз.
Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Дополнительную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного сфумато-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания «воздушного» впечатления).
Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Король Франциск I, как считается, купил картину у наследников Салаи (за 4 000 экю) и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция.
Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Вокруг них красноватые пятнышки и волоски изображенные с чрезвычайной искусностью. Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Картина вызывает противоположное ощущение, что она намного больше, чем я могла ожидать.
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Во время Второй мировой войны картина была в целях безопасности перевезена из Лувра в замок Амбуаз (место смерти и погребения Леонардо), потом в аббатство Лок-Дьё и наконец в музей Энгра в Монтобане, откуда после победы благополучно вернулась на место. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. На самом деле она никогда не покидала Парижа, пока вор, Винченцо Перуджиа (Vincenzo Perruggia), не отправился во Флоренцию в декабре 1913 года после обращения к флорентийскому дилеру по имени Альфред Джери (Alfred Geri), который, как он надеялся, должен был помочь ему избавиться от этого не продаваемого заложника за наличные. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Мона Лиза улыбается, но почему.
Время шло – картина не появлялась. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари»1. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Как-то утверждалось, что подделывают даже рецептуры красок, фактуру холста и пр.
«Джокондомания» охватила Америку. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет.
Таким образом, Мона Лиза действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо— Лизой Герардини7. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Ее перевели в покои министров. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи2.
Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж».
Через два года Винченцо Перуджа, похититель знаменитого творения Леонардо, предложил «Мону Лизу» галерее Уффици за сто тысяч долларов. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. В 1956 году один душевнобольной посетитель музея плеснул в «Мону Лизу» кислотой.
Она до такой степени не вписалась в моду на идеальных красавиц классицизма и фривольных пастушек рококо, что короли-коллекционеры к ней охладели. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Где любовь, там и ревность. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Однако возможна и другая причина — работа по-прежнему оставалась незаконченной. Слева: Портрет Джинервы Бенчи.
1490 г. Музей Чарторыйских, Краков. Посетитель его дома во Франции, где художник работал в свои последние годы на французского короля Франциска I, упоминает их. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
Он имеет не одно, а несколько названий. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления).
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Меня удивило, что он маленький. () Джоконда— не портрет. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в то же время недосягаемым и бесчувственным образом.
От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью.
Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Цель этого похищения не выяснена одназначно.
Что на самом деле соединило лицо и имя, так это освещение в прессе, вызванное кражей. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
Мона Лиза из Лувра явно старше. И напротив, если в действительности «античность» отстояла от эпохи Возрождения на несколько десятилетий, то на произведениях художников эпохи Возрождения мы будем постоянно натыкаться на некие реликты античной эпохи, абсолютно необъяснимые с позиций Ренессанса. Родился он в 1452 году, умер в 1519 году. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которое впечатляет и любителей живописи и профессионалов. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции.
Я не говорю, что я совершенно прав. Считается, что одни только губы своей героини художник рисовал целых десять лет. А. Т. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером.
Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия». В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Картина была извлечена из чемодана с двойным дном. Также неизвестно, кто и когда именно обрезал края картины с колоннами, которые, по мнению большинства исследователей, основывающемуся на сравнении с другими портретами, существовали в первоначальном варианте. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Она вздохнёт. Первые попытки найти картину ни к чему не привели.
А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»1.
Лувр, Париж Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде».
Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Ошибка заключалась, во-первых, в том, что искали во что бы то ни стало индивидуальных, субъективных душевных свойств в образе Моны Лизы, тогда как несомненно, что Леонардо добивался именно типической одухотворенности. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица.
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка.
И в качестве первого шага мы хотим проверить рельеф и наличие скрытых надписей на картине Леонардо да Винчи «Мона Лиза» с помощью микроэпиграфики. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Это уже дама, которой за 30-35 лет. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Леонард был арестован. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Только чувство утраты рождает любовь. Кроме всего прочего, появились китайцы, которые вместо собственного контента занимаются тем, что клепают подделки вообще на все работы западных мастеров и клепают действительно в промышленных масштабах.
А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь.
Собственно портретные работы XV века при всем их бесспорном физиономическом сходстве и излучаемом ими ощущении внутренней силы отличались ещё внешней и внутренней скованностью. Прием живописи именуемый сфумато (героиня романа «Код да Винчи» Софи Невё называет его «туманным»), благодаря которому окружающий мир предстает перед зрителем как будто в легкой дымке, является главной отличительной чертой живописных полотен Леонардо да Винчи. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. Пабло Пикассо также находился под подозрением. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность.
Разве что Рафаэль. Где-то между 1503 и 1506-м. В Италии картина экспонировалась до тех пор, пока не была возвращена в столицу Франции.
Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. Прошли целые сутки, прежде чем администрация узнала о пропаже. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи.
В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи.
Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Предположение о том, что Леонардо просто взял и нарисовал криворукую косоглазую бабу с дебильной ухмылкой, способно вызвать ураган лютой ненависти силой в 5 баллов по шкале Саффира-Симпсона. Мне показалась такая реакция странной. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Козлов пишет14, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды».
Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в абсолютно иной, преимущественно лирической образной тональности. Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы». Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция.
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»12. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Искусствовед Ротенберг считает, что «немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных Моне Лизе по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Таков был его способ выражения «совершенства природы». В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. () Джоконда— не портрет. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий.
По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий.
Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности.
Леонардо начал рисовать Мону Лизу во Флоренции около 1503 года и взял портрет с собой, когда он уехал во Францию через 13 лет. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи.
Vincenzo Peruggia). Так он и спал на картине больше двух лет.
Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую — святой Иоанн Креститель в молодости и третью — Святая Анна с Марией и младенцем Христом все в высшей степени прекрасные. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения.
Наш ИДДЦ (Институт древнеславянской и древнеевразийской цивилизации РАЕН) занимает по этому вопросу пока нейтральную позицию и ищет некоторые независимые аргументы, которые могли бы либо подтвердить, либо опровергнуть данное утверждение. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо.
Которых у Моны Лизы нет. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». История искусств очень сложная вещь.
Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. 1503-1519 гг. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Трещины по красочному слою были идентифицированы и Джери сразу вызвал полицию. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат.
Изобразительное искусство. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена.
Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы». Что вы видите перед собой.
В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую— святой Иоанн Креститель в молодости и третью— Святая Анна с Марией и младенцем Христом все в высшей степени прекрасные.
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
Леонардо да Винчи. Существует мнение, что таким образом Леонардо подчеркивал более темную сторону бытия. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Некоторые утверждали, что чувствовали ее вибрацию, как при прощании с покойным. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Они избрали ее объектом своих экспериментов. Или в холодной квартире в Бронксе или секретной комнате в особняке JP Morgan.
Секрет выразительности лица Джоконды- в технике многослойной живописи тонкими слоями краски поверх уже высохших слоёв. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2.
Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным. Как же выглядит сей шедевр IRL. Похитителем оказался итальянец, который отвез «Мону Лизу» в Италию. Глаза наполнены блеском и влагой, как у живых людей.
Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. 21 августа 1911 года картина была похищена18 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Ирина – elfirina, Вы совершенно правы.
Но исходя из принципа «количество-качество» можно предположить, что хотя бы на тысячу картин (а репродукций конкретно на Джоконду еще больше) найдется хоть одна приличная. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. раздел Техника).
Глядя на масштабы шумихи, раз за разом возникающей вокруг несчастной картинки и на количество морально ущербных любителей высокого, ежегодно прущих в Лувр, дабы «припасть к истокам», можно предполагать, что вся эта история является одним большим вбросом лютой хуеты непосредственно в мозжечок подопытных. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею.