Известно, однако, что существовала монументальная живопись и светского содержания. Октябрьский переворот 1917 г. круто изменил ритм жизни обители. Готическая архитектура— период развития западно- и центрально-европейской архитектуры, соответствующий зрелому и позднемуСредневековью (с конца XII по начало XVI века). Собственно, больше в капелле нет почти ничего, лишь голые стены и скамьи.
Базилика мон-ря в Фульде (Германия). Выходя из зала с престолом Богоматери, по правую руку видим круглое помещение именуемое заалтарной капеллой (El Cambril) или капеллой Богоматери. В них хранилась церковная и монастырская утварь. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Уилфреда в Хексеме, 672-678 и др. ).
Произведениям монументальной живописи 9 в. присущи некоторые новые специфические черты. V век. XV) и Тиволи (вилла Адриана) до Сплита (зал приемов дворца имп. Образ Святой Девы мастер писал с особым благочестием, а дьявола – предельно уродливым. Среди сохранившихся ярких примеров вост.
В сумеречную погоду церковь тонет в голубовато-сиреневом мареве. 90-е гг. Траяне (98-117). на севере Франции план базилики усложнился: вместо Т-образной формы она приняла крестообразную форму, так как трансепт, примыкавший ранее к восточному концу продольного помещения, передвинулся теперь ближе к середине (монастырская базилика в Сен Дени и первоначальная церковь в Жюмьеж). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Базилика Рождества Христова в Вифлееме.
процессами, но и усилившимся к тому времени визант. Скученность строений, отсутствие водопровода и канализации часто приводили к страшным эпидемиям. Решение этой задачи было в первую очередь граничит с каменными перекрытиями. План: 1.
Софии в Охриде, столице новообразованного Болгарского царства, XI в. ) на Кавказе (монастырские соборы Дорт-килисе и Пархал в Тайке (Тао), базиликальные элементы в памятниках типа храма Баграта в Кутаиси, ок. Здесь же показано, как после смерти богач попадает в ад, где eгo душу раздирают дьяволы. На порталах святые ведут неслышную беседу. Если вы хотите сначала поклониться Черной Мадонне, то заходить в базилику нужно не через центральный вход, а через боковую дверь с правой стороны, расположенную под арками галереи атриума. Широко воспроизводились аллегорические образы с религиозным подтекстом. Петра, начатая ок. Он поднимался островерхими башнями над небольшими окружающими его строениями.
Являясь родоначальником всех других, позже пришедших форм мебели, сундук вплоть до XVIII в. сохранял большое значение в обстановке жилища. Так, в Испании вестготы модифицировали Б. в центричные миниатюрные здания с планом типа «греческого креста» и боковыми помещениями в коротком трансепте (ц. на стр.
IV в. ). и позднесредневек. Готика, готический стиль родился в эпоху, когда разрозненные и враждебные друг другу феодальные владения cтaли объединяться и преобразовываться в централизованные гoсударства, а крестовые походы на Ближний Восток не только приносили богатство участникам этих походов, но и способствовали расширению их кругозора и знакомству с новой Cтpоительной техникой.
Лишь много времени спустя, в XII – XIII вв., догадались передвинуть очаг к стене, а потом убрать его в нишу и снабдить колпаком, который вытягивал дым в широкую не закрывающуюся трубу. Б. зачастую превосходили по размерам крупнейшие языческие святилища (длина Б. в Лехеоне (Греция) 186 м). архитекторами. Это прямоугольный, почти квадратный зал, несколько вытянутый с юга на север.
Однако во 2-й пол. Как и церковь Сан Витале, Аахенская капелла представляет собой высокий центральный восьмиугольный зал (диаметром 15. V– VII в. Фотография.
Сен-Береньи в Бургундии, 1108), учитывавших палестинские образцы, ц. в Вифлееме и храм св. Базиликой называют также христианский храм, композиционно следующий римскому прототипу. Эта церковь называлась Санта Мария делла Нэвэ (от итал. С западной стороны располагалась алтарная часть с апсидой, с восточной – нартекс, перед которым простирался обширный атрий или внутренний двор, с фонтаном для омовения. Средний неф (8025 м) был перекрыт тремя крестовыми сводами, которые поднимались над полом, выложенным каменными плитами, на 36 м. Боковые нефы, также разделенные на три отсека или травеи, каждый, были перекрыты цилиндрическими сводами, расположенными так, чтобы максимально содействовать устойчивости здания. Петра.
Базилика св. Климента, папы Римского, в Риме. Интерьер базилики св. 313–318 гг.
Верхняя часть дверки скруглена. Приспособление базилики для нужд христианской религии. Промокнув лицо, Иисус оставил на нем отпечаток – образ Спаса Нерукотворного.
К числу новшеств следует также отнести второй поперечный неф (трансепт) и увеличение восточной части храма (хора), предназначенной для духовенства. В целом Аахенская капелла свидетельствует о мастерстве и опыте ее создателей. В Б. имп. 830, собор в Кёльне, освящен в 873) и сохраняла ее вплоть до кон. neve – "снег").
Мало того, животные, человеческие и фантастические образы сливаются с буквами, обогащают их образную выразительность. Свои рукоделья монахини продавали в монастыре или на рынке в селе Клементьеве.
Ее фасад (длинная сторона этой базилики) выходил на обширную площадь, посреди которой была воздвигнута конная статуя императора. Трактовка фигур примитивна. в XI в. на Востоке Б., прежде всего купольные, строят в основном на визант.
Радиальный амбулаторий с полукруглыми капеллами, а также капеллы в вост. Димитрия в Фессалонике. святыни, особенно связанные с именем имп. В городище Варендорф (VIII в. ) обнаружены следы хозяйственных дворов, состоявших из сооружений самых различных типов. V – нач. Испания, англо-саксонская Англия и др. ).
была построена большая Б. с криптой под алтарем. Подобный шкаф имеется и в Гальберштадтском соборе. часть активно развивалась, занимая 2 и более компартиментов становясь все протяженнее, она могла достигать невероятной длины (хор собора Кентербери, Англия, к 1100 имел 12 травей). Другая монастырская церковь – Сен Филибер де Гранлье (департамент Нижней Луары), начатая постройкой в 819 г., представляла собой трехнефную крестовую базилику на столбах с тремя восточными абсидами.
Константина в Трире. В Византии был выработан тип Б. с куполом над пересечением нефа и трансепта, т. н. купольная Б., ранним примером ее является ц. св. Древнеримская базилика имела четко выраженные особенности в плане. Известно, однако, что существовала монументальная живопись и светского содержания. Б. утверждаются такие важные элементы, как чередование в опорах аркад колонн и пилонов (ц. Плутархом, в Popl.
Композиция «Христос во славе» Королевского портала собора Нотр-Дам в Шартре особенно выразительна, принадлежит к вершинам романского стиля в скульптуре. После 532 г. 2. Eвaнгелисты в обличьях ангела, льва, тельца и орла насыпают на ее жернова облатки, символизирующие евхаристическую жертву Христа, который уподоблен здесь пшеничному зерну (см. Он был установлен на колокольне в 1958 году. Центральное пространство перекрыто куполообразным сводом на барабане с окнами.
310 г. Фотография. XII–XIII вв. В X – XI вв. Высокого развития достигли обработка металла и дерева, эмаль, миниатюра. Петра, включая такие детали, как атрий, фонтан и деревянные перекрытия.
Предполагают, что в образе святого Георгия скульптор изобразил своего брата Венанси. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками.
В последней капелле находится современное полотно (1980), написанное замечательной каталонской художницей Монсеррат Гудиоль (Montserrat Gudiol i Corominas) (р. Для романской эпохи характерны благородство и строгая красота. Михаила в Фульде (илл. Это особенно чувствуется в интерьере церкви Сен-Сернен в Тулузе.
устройства для совершения литургии. Однако этот хлеб, как ни странно, уравновесил чашу и мытарь был отпущен со словами: «Ступай и живи отныне так, как учит тебя полезность сего хлеба». 313–318 гг. Благодаря витражным окнам, которые называли «большими траурными цвeтaми», «темно-пурпурными розами», «oгнeнными колесами», воздух в готических coборах как бы окрашен.
Высокого развития достигли обработка металла и дерева, эмаль, миниатюра. Ок. VI в. Фотография. Пеликан, питающий птенцов собственной кровью из расклеванной грудки, напоминает о Христе. Вдоль искривленных узких улиц располагались сточные канавы.
имп. Здесь уже не может быть и речи о преобладании декоративных начал. С другой стороны, такие памятники, как фреска Вознесения Богоматери в церкви Сан Клементе (847—855), близки к живописи каролингского типа. Кон. 5. цв.
8). 1430 г., были созданы комбинации трехнефной базилики с крестово-купольной галереей. земле, зодчие нач. Крупнейшими центрами романской архитектуры стали также Германия и Италия. для церковных построек. Это была уже сложная базилика с четко расчлененным внутренним пространством. С юга и севера к залу примыкают очень низкие маленькие полукруглые абсиды.
Публика следила за ходом разбирательства, стоя в нефах. Максенция и Константина с перекрытыми сводами), кровля часто черепичная. Алтарь, Хор), отделенный балюстрадой солеи. Гроба Господня в Иерусалиме).
Согласно традиции, для позолоты потолка использовали золото из первой партии, привезённой из Нового Света (из Перу), которое папа Александр VI получил в дар от испанского королевского дома — Фердинанда и Изабеллы. Ирины (св. Даже если вы человек не верующий и богослужения вас не интересуют, вам всё равно, скорее всего, захочется услышать чистые голоса мальчиков из хора «Эсколания», обучающихся в музыкальной школе при монастыре. Европа: Августа Раурика (Швейцария), Лугдун Конвенарум (Сен-Бертран-де-Комменж, Франция), Конимбрига (Коимбра, Португалия) Сев. 169). Димитрия в Фессалонике, сер.
Вестготская фибула. Христос. 20-е гг. богослужения (вместительность, наличие алтарной апсиды, возвышения солеи и горнего места). Все части скульптуры раскрашены, что придает им яркость и живость. Африка: Тимгад (Алжир), Лептис-Магна (Ливия) Б. иногда использовали как культовые здания вост. Знаменитую «падающую башню» в итальянском городе Пизе сегодня знает каждый.
Петра вплоть до воспроизведения ее ориентации на запад. Иоанна в Мюнстере, в швейцарском кантоне Граубюндене (ныне в Цюрихском музее), расширили представление о художественном наследии каролингов. В ранний период истории франкского государства, при так называемых Меровингах (франкские короли считали себя потомками легендарного вождя Меровея), еще не исчезли пережитки родового быта и первобытной военной демократии. Грандиозное по массовости строительство соборов в городах и мон-рях было ориентировано на рим.
1145-1155. архитектуры. V в. Фотография.
На противоположном конце среднего нефа находилась алтарная часть или вима, где имелся жертвенник с нишеобразной апсидой позади него. Они позволяли разместить дополнительные алтари и множество реликвий, прежде всего раки с мощами. Орнаментация напоминает произведения прикладного искусства этого периода, но часто встречаются также мотивы, заимствованные из искусства христианского Востока: пальметки, некоторые виды плетенки и т. д. К числу лучших памятников этого стиля принадлежат «Луксейский лекционарий» и «Геллонский сакраментарий» в Парижской Национальной библиотеке (оба около 780 г. ) и «Гомилии Григория Великого» в Ленинградской Публичной библиотеке (вторая четверть 8 в. ). Восточный трансепт завершался полукруглой абсидой и хором западный имел над проходом высоко расположенный хор.
Сюжеты обычно заимствовались из церковных легенд, хроник, аллегорических трактатов. Михаила в Хильдесхайме, 1010-1033). Интерьер базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Восточный трансепт завершался полукруглой абсидой и хором западный имел над проходом высоко расположенный хор.
Накопленные богатства и были направлены на создание новых величественных соборов, крепостей, замков, дворцов, правительственных сооружений. храмы в Риме и в Св. Вертикальный разрез pомaнcкoгo храма благодаря крестовым сводам получил очертания полуциркульной арки, ставшей лейтмотивом романского архитектурнoгo стиля: она повторяется в очертаниях портала, оконных проемах, в аркаде центрального нефа.
вкл., рис. Разрастание хора уменьшило роль центрального нефа, к-рый архитектурно часто выглядел придатком алтарной (вост. ) части. Иоанна в Мюнстере, в швейцарском кантоне Граубюндене (ныне в Цюрихском музее), расширили представление о художественном наследии каролингов. Она создавалась в 1876–1887 гг.
Пресвитерий и хор с сидениями для монахов были реконструированы в 1957–1958 гг. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ- стиль средневекового западноевропейского искусства 10-12 вв. части храма. Софии в Никее, ок. Ее необычный для западноевропейского искусства сюжет («Ковчег завета» с указывающими на него ангелами по сторонам) и манера исполнения говорят о воздействии раннего христианского искусства. 1088–1190 гг. вкл., рис.
Ее характерный элемент — арочная форма дверных и оконных проемов. Все части скульптуры раскрашены, что придает им яркость и живость (см. образцам (в Фульде и Херсфельде) пониженный (церкви-мартирии для мощей св. V– VII в. Фотография. Там же находились усыпальницы знатных лиц.
Б. встречается редко. Струящийся свет создает в храме особую атмосферу – таинственную и нарядную одновременно. Базилика мон-ря Клюни-III (Франция).
Однако романская архитектура имела и свои собственные завоевания. Петра, Сан-Джованни ин Латерано и Санта-Мария Маджоре в Риме). территориях в Греции, на островах Вост. Базилика мон-ря Клюни-III (Франция).
Ее эклектичный стиль считается предтечей каталонского модернизма. Апостолов в К-поле план был повторен в увеличенном виде в Сан-Симпличиано (Милан), кон. «), окруженный более низким (диаметром 29. и) шестнадцатиугольником, а не восьмиугольником, как в Сан Витале. Так, например, движение умирающего св. Правда, пока нигде не обнаружен общественный центр (площадь для собраний и празднеств). VI в. С кон.
171, рис- на стр. Колокола созывают верующих на богослужения и важные церемонии. Образцом складного сиденья с крестообразными ножками является табурет Св. имп.
Так, в рукописи «Геллонского сакраментария» распятие служит буквой «Т» фигура Марии составляет часть заглавной буквы «I». 107–113. В католич.
В романской архитектуре пяты арок опирали непосредственно на капители, что почти не делалось во времена античности. XIII в. (во 2-й пол. Другая монастырская церковь — Сен Филибер де Гранлье (департамент Нижней Луары), начатая постройкой в 819 г., представляла собой трехнефную крестовую базилику на столбах с тремя восточными абсидами. Он предельно четко передает внутреннюю структуру здания. Начинают изготавливаться стеклянные сосуды и лампады.
В Риме базилики располагались обычно у форумов и появились, по-видимому, во 2 в. до н. э (базилика Порция, 184 до н. э. ). Лев означает Богочеловека: могучая голова – Бога, мене мощный торс – человека». Апостолов в Милане (382).
Постепенно для Б. вырабатывали все более сложные по плану и конструкции варианты (выделяют до 12 основных композиций, среди к-рых крестообразные, дополненные нартексом, обстроенные портиками и внешними атриумами, с поперечным трансептом и др. ). Мозаики абсид в Сайта Мария ин Доминика, Санта Прасседе (817 — 824) и в некоторых других храмах того времени представляют собой Западное переложение искусства Сирии. Редкий образец романского витража – изображение «мисмической мельницы» в церкви Санкм-Аносмельн в Кёльне. Фотография. В целом Аахенская капелла свидетельствует о мастерстве и опыте ее создателей. Ок.
Чтобы уравновесить несомые и несущие части храма, над опорными столбами ввIcoкoгo центрального нефа возвели второй ярус, опирающийся на крестовые своды боковых нефов и открытый через аркады в центральный неф. Из античной мебели для сидения продолжала жить лишь одна форма складного табурета или кресла с Х-образными перекрещивающимися ножками (по типу греческого дифроса окладиоса или древнеримского селла курулис – курульного кресла), легко переносимого слугой за своим господином. 1080). При полном отсутствии индивидуальных характеристик и искажении форм эмоционально достоверно передано психологическое coстояние всех участников драмы.
Ставшие позднее известными фрагменты фресок из церкви св. В эту эпоху делались, правда, весьма редко, дощатые стулья и кресла. Укрепленный замок — жилище феодала и одновременно крепость. типа на Запад, прежде всего в подверженную визант. На башнях уродливые химеры дeмонстрируют человеческие пороки.
Купола мало соответствовали продольному плану подобных построек, вот таким образом в романских храмах стали использовать цилиндрические (над центральным залом) и более сложные крестовые (над боковыми нефами) своды перекрытий. Однако эстетический фактор играл здесь весьма малую роль. Собор предназначался не только для богослужения – он был связан с общественной жизнью города: здесь собиралась община для совета, заключались торгoвыe сделки, хранились исторические реликвии и покоились останки выдающихся граждан. Внутри стоят скульптуры работы Энрико Кларасо и Агапита Вальмитжана. нартекс или вестибюль, был один на все нефы.
Он принимает участие во всех торжественных литургиях, а также почти каждый день (кроме субботы и каникул) устраивает для туристов и паломников короткие концерты в базилике. Художником выбраны персонажи имеющие значение для истории Каталонии. Главной идеей паломнической церкви была идея пути, радостного приближения к заветной цели. II в. ) и Б. для военных упражнений (exercitatoria). Б. мон-ря в Фульде (90-е гг. Как показывают многочисленные городища, подобные раскопанным в Голландии (Гольдберг, Эцинге и др. ) истоки этого типа восходят ко времени гальштатской культуры (рис.
Строительство таких храмов было вызвано не только собственно западноевроп. Такие объекты мебели для сидения как скамьи обычно использовались в храмах и монастырях. Одним из наиболее старых сохранившихся меровингских зданий является баптистерий в Пуатье). Архитектором данного проекта был Фердинандо Фуга.
1065), в принимавших Крещение странах (трехнефная базилика св. Однако наиболее типичным, массовым вариантом Б. рубежа XI-XII вв. Каждая pомaнская ячейка центрального нефа оказалась между двумя двухъярусными ячейками с боковых сторон. Мира, ) в К-поле (после 532 после 740 переоформлена в первую в столичной школе зодчества крестово-купольную структуру благодаря добавке поперечных рукавов). Феодора Студита в К-поле), дополняли нартексом и атрием (ц.
Рамона в соборе Рода де Исабена в Испании, обильно украшенный резьбой. 320-330), также пятинефный, с поперечным членением (трансептом) между нефом и апсидой, в середине к-рого помещалась гробница апостола – композиционный центр храма. Церковь не особенно велика по размерам. Особенно замечательно завершение гробницы, перекрытой вместо купола монолитом, получившим при обработке правильую форму. Замечательно красивая фронтальная часть алтаря из серебра и эмали является творением Монсеррат Майнар (Montserrat Mainar) (р. Широко воспроизводились аллегорические образы с peлигиозным подтекстом.
В оттоновский период в интерьере западнохрист. 307), а завершилось уже при Константине (в 312), гораздо ближе к окончательной форме сводчатой христианской базилики. Это просто съёмная доска или грубо сколоченный щит, который устанавливался на двух козлах. Реконструкция: 1. XX в. Базилика св.
Пз всех многочисленных памятников каролингской живописи уцелели лишь немногие. В результате складывается характерный для романской базилики план в форме латинского креста, который позднее получит теологическое осмысление. Сан-Педро де ла Наве). IV в. и в Санта-Кроче (Равенна), 1-я пол. Выполните задание 21 из рабочей тетради.
План западнохрист. Здесь уже не может быть и речи о преобладании декоративных начал. элементы, впосл. Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен.
Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями. папой Сикстом III и посвящённая Богоматери. Быстрому распространению Б. в христ. Димитрия в Фессалонике.
Петра в Риме (Сан-Пьетро) (ок. Б. вертикальность, ранее не свойственную ей. Здание (размером 117 м на 55 м в плане) имело всего 5 нефов обе торцевые стороны заканчивались экседрами (большими полукруглыми помещениями) с алтарями и местами для судей и советников. Перекрытия были деревянные, балочные. империи продолжали строить повсеместно.
Перекрытие широкого среднего нефа покоилось на двух рядах колонн (или столбов), по сторонам к нему примыкали один или несколько боковых нефов, также опиравшихся на колонны. Так, Ансельм Кентерберийский утверждал: «Оба суть вожделения. Средиземноморья, в М. Азии и на Ближ. Вскоре богатый скупец заболел и в бреду увидел себя на суде перед Христом.
Константина в Трире. Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков. Обрамляющая эту фронтальную часть рельефная серебряная рамка — работа ювелира Мануэля Капдевилы (Manuel Capdevila) (1910– 2006).
Императорские указы, так называемые Libri carolini, подчеркивают дидактическую ценность искусства: «Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг». На консолях, под ногами святых, таятся лукавые демоны. Как бы ни были наивны изобразительные приемы мастера из Оксерра, его искусство носит повествовательный характер, недавно еще чуждый и недоступный художественной фантазии германцев и кельтов. В 7 – 8 вв. развившиеся и ставшие традиц.
Готическая архитектура сменила архитектуруроманской эпохии в свою очередь уступила место архитектуре периодаВозрождения. Сам термин «готика» возник вНовое времякак презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами.
Но самым универсальным и практичным мебельным объектом в романскую эпоху был сундук. и африкан. Впосл. 350).
собор Сан-Пьетро: как и там, в этой церкви огромный трансепт отделял зап. ХХ в. Базилика вмч. План: 1.
По мере развития религиозного мировоззрения, культуры и искусства она приобретала черты того или иного стиля (например, готики, барокко, классицизма и т. д. ), но ее черты можно найти во всех христианских храмах. религий (храм Сераписа в Пергаме (Красная Б., II в. ) подземная Б. I в. за Порта Маджоре в Риме). Архитектурные формы возвращаются к раннехристианским образцам.
Именно в течение XI – XII вв. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), аббатство Мон Сен Мишель дЭгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв. ) и другие. Мартирий, Храм, Св. Базилика стала основным типом зданий в христианской архитектуре.
апсиду, где хранились мощи св. Однако в итоге закончить работы удалось лишь в 1954 году. Сиденье снабжено высокой спинкой, его боковые стенки украшены ажурными резными арками.
Обычным было параллельное изображение сцен Старого и Нового заветов. Со ступеней храмов провозглашались важнейшие городские и королевские указы. капелл и крипты к XI в. привело к созданию западноевроп. Звериный стиль.
Появление во ФранцииГотика зародилась в северной части Франции (Пикардия, Иль-де-Франс) в середине XII века и достигла расцвета в первой половине XIIIв. Центромрелигиозных реформв средневековой Франции было аббатствоКлюни, что в Бургундии, — старейший из монастырей орденабенедиктинцев. Толщина и прочность стен, простая каменная кладка почти без облицовки (в отличие от древнеримской) – основные критерии сооружения. план, предполагавший размещение основного входа в храм с запада, в дальнейшем возобладал.
218) была не первым центрическим сооружением каролингского времени: ее предшественницами являются капелла в Неймегене (в устье Рейна), а также церковь в Георгенберге (в Госларе). Все основные, вытянутые в длину постройки каркасного типа имеют единообразную (западно-восточную) ориентацию. Аахенская капелла была не первым центрическим сооружением каролингского времени: ее предшественницами являются капелла в Неймегене (в устье Рейна), а также церковь в Георгенберге (в Госларе). Ахиропиитос в Фессалонике, 450-470). время и распространена на отдельных территориях (Сев. Из районов, наиболее тесно связанных с Приднепровской Русью, базиликальных построек много в Херсонесе, в средневек. (в ряде стран также в 13 в. ). Однако уже они обладали рядом особых свойств: в вост.
120 г. Ардее и Альбе Фуценс, I в. до Р. Х. ). И все это многообразие фигyp оплетает узор из местных растений – плюща, хмеля, земляники, чертополоха, боярышника, винограда. Климента, папы Римского, в Риме.
Базилика мон-ря в Курси (Палестина). Апостолов в Милане (Сан-Надзаро), ок. Идея реконструировать этот «тронный зал» и прилегающие к нему комнаты, а также построить новую лестницу родилась в 1944 году.
Шесть ярусов таких же аркад покрывают стоя щую рядом беломраморную «падающую башню», получившую та кое название из-за сильного наклона (отклонение от вертикальной линии на 4, 5 м). фасада с башнеобразным порталом, галереей или капеллой над ним и 2 фланкирующими башнями. О светских сооружениях некоторое представление дает перестроенная из дворца короля Рампро I (848) церковь Санта Мария де Наранко близ Овьедо – однонефное помещение, перекрытое цилиндрическим сводом на подпружных арках.
В третьей молельне есть картина Жузепа Кусакса, посвященная исходу евреев из Египта. Некоторые типы сундуков имели массивные и весьма высокие ножки. 1) описал 2 типа двухэтажных Б. : с 2 рядами надстроенных друг над другом колоннад и с колоннами во всю высоту главного нефа (Б., построенная Витрувием в Фане, не ранее 27 г. до Р. Х. ).
Однако здания этого центрического типа мало соответствовали потребностяхМ католического культа и в дальнейшем они встречаются все реже и реже. Он выполнен из цельной каменной глыбы монсерратского камня весом 8 тонн. После падения К-поля (1453) простейшие однонефные одноапсидные базилики с коробовым сводом в бывш.
Действительно, в XI—XII вв. IV в., напр. имп.
Культовая архитектура развивалась под сильным воздействием (в зависимости от местных условий) античного, византийского или арабского искусства. Обезоруживает покорность Стефана, всем своим естеством устремленного в иной мир и уже как будто принадлежащего раю, который врывается в земное пространство языками Божественнoгo света и десницей Божьей в кpyгe славы. В Риме уцелели и такие значительные памятники, как базилика Сан Джованни ин Латерано (восходит к 330, но основательно перестроена), базилика Сан Лоренцо фуори ле Мура (380, в начале 19 в. пострадала от пожара, но затем была восстановлена), Санта Мария Маджоре (432, великолепный образец базилики), Санта Агнесса и Сан Лоренцо (обе вне городских стен), Санта Сабина (425). В Сен-Дени под влиянием папы Стефана II (753, 755) и смены галликанского обряда рим. Заглавная буква инициал, разрастался в целую картину, заменив собой миниатюру.
В зрелый романский период делаются прямоугольные столы, столешница которых опирается не на ножки, а на два боковых щита, соединенных одной или двумя проногами (продольными брусками), концы которых выступают наружу и заклиниваются.
Мы много раз смотрели на фотографии двух храмов и удивлялись сходству. Искусство и архитектура в конце 8 — в 10 в. поднялись на более высокую, чем в 6—8 столетиях, ступень своего развития. Она может быть суровой и грозной, давящей на человека своей каменной тяжестью. Жуаном Льимоной (Joan Llimona) (1860–1926).
167, 168). Таким декоративным приемом создавалась иллюзия трех этажей. В середине 1920-х гг. Фотография.
Экспрессию и красочность скульптурного декора усиливала живопись на стенах, о чем свидетельствует фреска со сценой избиения святого Стефана 33 камнями (см. Центром средневековой романской архитектуры была Франция. Сер.
Там есть молельня святой Схоластики. В большинстве случаев вход с крыльцом расположен на продольной стороне. Буквы, составленные отчасти из животных и растительных форм, ярко расцвечены, красным, зеленым и желтым. Каменные рельефы, украшающие меровингские саркофаги (из которых наиболее известен саркофаг в Муассаке, 7 – 8 вв. ), также отличаются плоским орнаментально-декоративным характером. Многие папы, стремясь сделать эту весьма почитаемую римскую церковь ещё прекрасней, достраивали и украшали её. Базилика Сан-Джованни ин Латерано в Риме.
Романские рельефы настолько эмоциональны и динамичны, что их называют «застывшим в камне ypaгaнoм страстей и криков». Франция) привела к возникновению вестверка – башни на квадратном основании с противоположного алтарю конца, куда доступ обеспечивали 2 боковые башни с винтовыми лестницами (аббатство Корвей в Вестфалии, 873-885), что открыло путь к созданию романского зап. Базилика мон-ря в Фульде (Германия). 960). Вариантом центрического сооружения является капелла св. Базилика св. Принесшем себя в жертву ради людей.
в Гернроде, XI в. ) и галереи над боковыми нефами, появление к-рых диктовалось в основном архитектурными требованиями (галереи использовались также для размещения дополнительных алтарей, для певчих и проч. ). Вопросы и задания1. Лаврентия в Ассизи: св. части трансептов стали важнейшей чертой западнохрист.
323, была снесена в эпоху Возрождения, чтобы освободить место для собора св. цв.
382 г., с длинным «коридорчатым» нефом, пересеченным протяженным трансептом и заканчивающимся полукруглой апсидой. Б. раннего средневековья стала крестообразная ц. св. До 333 г. Реконструкция: 1.
Крупные полотна в верхней части выполнили Александр де Рикер (Alexandre de Riquer) (1856–1920), Жуаким Вансельс (Joaquim Vancelles) (1956–1942) и Жуан Льимона (Joan Llimona) (1860–1926). Вместе с тем ноги, руки, головы, повернутые в разные стороны, кажутся вывихнутыми. XX в. Базилика мон-ря в Курси (Палестина).
стену дополнительные капеллы (ц. Его заложили около1227года. Однако Б. имперского времени чаще были ориентированы не продольно, а поперечно и имели колоннады по всему периметру зала (такой тип описан Витрувием). Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Востребованность данной композиции была обусловлена особенностями рим.
Получив отказ, дьявол разрушил помост. 1944). 1093).
А он, видя, как из глаз их катятся слезы, отвечал: «Если господу угодно, пусть он снимет с сердец ваших печаль, причин которой я не знаю и преобразит ее в радость». Опыт строительства замков был впоследствии перенесен на монастыри. Для него ставился парадный стул или кресло, собранное из точеных балясин (стержней), с высокой спинкой, локотниками (или без них) и подставкой для ног с целью защиты от холода каменного пола.
IV в. заметно проникновение элементов Б. вост. Гражданские Б. строили вблизи форума как крытое продолжение (ранние известны в Косе, Юж. образцами – собором Сан-Пьетро в Риме, крестообразными Б. типа ц. св. Главный алтарь базилики был освящен в 1959 году.
Эт0 была уже сложная базилика с четко расчлененным внутренним пространством. XX в. Термин «Б» в позднеимперский период прилагали к любому большому крытому прямоугольному залу, независимо от его функции, однако архитектура типичной Б. основана на устойчивых принципах: протяженность, простота конструкции, освещенность через проемы стен центрального нефа, поднятые над аркадами, отделяющими его от боковых нефов. За столом или у очага только синьор имел свое место. Дизайн литургической мебели излучает ту же строгость: серебряная дарохранительница (1967) работы Мануэля Капдевилы (Manuel Capdevila) (1910– 2006), а также крест, сидение, амвон, светильники (1996–1997) работы его сына Жуакима Капдевилы (Joaquim Capdevila) (р.
Термин романский стиль (лат. Б. постепенно приобрели нек-рые религ. Термин подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от стилистикиДревнего Рима. Изображенные им фигуры, особенно толпа, окружающая св. В этих условиях Б. была вновь востребована и создание нового типа базиликального храма (прежде всего монастырского) стало главным достижением каролингской архитектуры. 326 собор ап.
VIII в. - 819) имела в качестве образца рим. Каменный храм в средневековом городе имел особый статус. Стены и арки строили из камня или бетона (с кирпичной облицовкой), колонны – из мрамора и гранита. Один из таких шкафов имеется в Обазии (департамент Коррез). Последнее вообще характерно для эстетических представлений раннего средневековья. Стандартный план Б. мог варьироваться: так, к базиликальной ц. Рождества в Вифлееме (до 333) вместо апсиды была пристроена октагональная в плане постройка, Б. в Аквилее (IV в. ) не имела апсиды.
Причем под средой подразумевается не просто реальная жизнь, а жизнь как бы на стыке двух миров – земного и загробного. Димитрия в Фессалонике. Черные демоны-обвинители взвешивали на весах его грехи. Б. на Западе пришлось на период после распада империи.
Мозаики купола Аахенского собора говорят о высокой опенке наследства Византии и Равенны. Константина и его семьи первые крупные христ. 48).
Стефана при всей условности линий передано в какой-то мере с жизненной убедительностью. XII – нач. Он мог одновременно служить ёмкостью, кроватью, скамьёй и даже столом. 2. 2. 2.
Б. - пятинефная ц. св. Центральное пространство перекрыто куполообразным сводом на барабане с окнами. Мира) в К-поле. В средней части трансепта возвышается эл- липтический купол. влиянием в Испании.
Франциска). периферии (исключение – ц. св. Стефана.
Одним из редких уцелевших образцов, утратившим перекладины на спинках, является епископский трон XI в. (собор в Ананьи). 90-е гг. Обход во втором этаже первоначально имел арки на консолях и колонны, может быть, также и статуи (общепризнанной реконструкции до сих пор не существует). В молельне Святейшего установлен большой витраж.
В строительстве этой церкви впервые был применен новаторский прием имевший большое значение для всего последующего развития архитектуры, -использование слегка заостренной (стрельчатой) арки свода. части Византии Б., как правило, были менее вытянутыми их чаще строили без клерестория и перекрывали сводом (сохраняя, однако, главный неф повышенным по отношению к боковым) чаще окружали галереями с 3 сторон (ц. 220). Апостолов в К-поле), а также решением одних и тех же задач, напр.
Востоке, прежде всего в Св. Тuмпан портала занимает «Апокалиптическое видение», которое обрело здесь каноническую завершенность: неподвижная фигура Христа-Судии на троне в симметричном окружении ангелов, апостолов, символов евангелистов.
Углы баптистерия поддерживаются выступающими грубыми пилястрами. в Баньос-де-Серрато, 661) в перекрытиях начали использовать коробовые своды, центр здания мог быть отмечен их пересечением (ц. Центральный неф во всех христианских базиликах шире и выше, чем боковые. Витрувий (Кн. Так, один древний писатель сообщает, что самый план церкви должен был напоминать собой «животворящий крест».
Б. рим. 1936). Для раннехрист. Гoризонтальную балку над дверным проемом украшают фигуры старцев – судий Страшного суда. св.
земле, было возведено огромное количество трехнефных (реже пятинефных) Б. стандартной композиции с нартексом, экзонартексом и атрием по продольной оси. Домициана, упом. Внутреннее убранство дома было скудным: в большинстве случаев пол выполнялся земляным. В дальнейшем она всё более упрощалась, становясь конической. С восточной стороны он заканчивается полукруглой аспидой (аркой), покрытой полукуполом. Существуют титулы великих и малых Б. Первые (basilicae majores), Патриаршие, - это храмы под прямой юрисдикцией папы (в Риме: Латеранская, Сан-Пьетро, Сан-Паоло фуори ле Мура, Санта-Мария Маджоре, св.
(греч. Б., особенно паломнической и монастырской. Наиболее своеобразным памятником остготского зодчества является гробница Теодориха, сооруженная в 526 – 530 гг.
С этого времени и до начала 4 в. н. э. Константина Великого). Ирины (св. традицию и на раннехрист. Мозаики купола Аахенского собора говорят о высокой опенке наследства Византии и Равенны. Ок.
Капелла отделена от остального пространства храма большой стеклянной дверью. Звание малой Б. (basilicae minor) присваивается папой с XVIII в. тем церквам, к-рые Ватикан стремится выделить среди др. Вход в базилику обычно располагали с западной стороны, реже – с запада, севера и юга, причем для северного и южного входов строили дополнительный поперченный неф, который назывался «нартекс». Роль стен выполняла обмазанная глиной плетенка. под руководством архитектора Франсеска де Паула дель Вильяр-и-Лосано (Francesc de Paula del Villar i Lozano) (1828–1901), которому помогал юный Антонио Гауди (1852–1926) (именно Гауди разработал основную часть декоративных элементов), а затем и собственный сын зодчего, Франсеск де Паула дель Вильяр-и-Кармона.
XX в. Интерьер базилики св. равноап. Боковые нефы использовали также для создания дополнительных капелл.
В средне-, поздне- и поствизант. имп. архитектура стремилась уже с IV в., породив на Западе целый ряд сложных композиций (ц. Столы в ранний период еще весьма примитивны.
Б., Сан-Себастьяно (312 или 313. ) и Сант-Аньезе фуори ле Мура (ок. 10), экономически тяготевшие к возникавшим крупным феодальным поместьям (раскопанное поселение Гладбах, VI—IX вв. ). Вход, сначала находившийся на короткой восточной стороне здания (здесь имелся и нартекс), был при Константине перенесен в середину длинной южной стены, что вызвало пристройку апсиды напротив него, с продольной северной стороны (раньше апсида имелась только с западной).
пели шелкопряды Ивейну, главному герою прославленного средневекового романа Кретьена де Труа «Ивейн или Рыцарь льва». Стефана при всей условности линий передано в какой-то мере с жизненной убедительностью. Б. развивалась, отражая служебно-литургический строй и общие изменения архитектурных форм. «царский»), большое общественное здание, возводившееся в центре древнеримских городов.
Раскраска изображений условна. Базилика св. Идеальным образцом зрелой романской базилики являются так называемые паломнические церкви, которые располагались вдоль четырех дорог, ведущих через юг Франции к монастырю Сантьяго-де-Компостела. Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью.
В зачаточном виде раннехрист. 49). Показателен и возврат к Т-образному базиликальному плану – трансепт храма даже превышает по длине неф (77 и 65 м). VI в. в связи с кризисом в жизни городов в варварских королевствах (вестгот. Др.
Господствовавшей стала базиликальная форма. Произведениям монументальной живописи 9 в. присущи некоторые новые специфические черты. Напротив образа Черной Мадонны (который из этого помещения виден лишь со спины) на фоне центрального окна находится скульптура святого Георгия, покровителя Каталонии, выточенная из дерева и покрытая полихромным покрытием (ее автор — Агапит Вальмиджана). Также здесь находятся остатки прежнего (XVI века) фасада базилики. Ее необычный для западноевропейского искусства сюжет («Ковчег завета» с указывающими на него ангелами по сторонам) и манера исполнения говорят о воздействии раннего христианского искусства.
Так, на одной из стен большого зала дворца в Ингсдьсгейме были изображены сцены, представляющие смерть действительных и легендарных героев древности: Кира, Нина, Фалариса, Рема, Ганнибала и Александра Македонского. Имеет пять нефов и напоминает французские модели. Марии Лаах, ок. Последний продолжил работы по реставрации базилики и, в частности, построил ее новый фасад. Алтарь покоится на каменном постаменте, который являлся частью прежнего алтаря базилики.
Сюжеты обычно заимствовались из церковных легенд, хроник, аллегорических трактатов. Преобладает фиолетовый цвет, воспринимающийся как цвет готики. Максенция и Константина в Риме, нач.
Возрастание роли алтарной части определялось развитием под ней и трансептами крипты с мощами, а над ней, вокруг главного (высокого) алтаря, - обходной галереи с 3, 5 или редко 7 капеллами (собор Клермон-Ферран, ок. Со стороны алтарной части средний неф обычно завершался аркой, зачастую великолепно украшенной (иногда ее называют триумфальной аркой). Оконные проемы над колоннадами в верхней части стен среднего нефа позволяли свету проникать внутрь. Сохранилось изображение (собор в Дареме, Англия) сиденья с пюпитром очень редкого типа, предназначенного для монахов-переписчиков. Выручали их небольшие угодья, принадлежащие монастырю и навыки к рукоделию. V в., а также в дальнейшем неоднократно использовался зап.
VIII в. одним из важнейших элементов каролингского Ренессанса стало возрождение «большой формы» в архитектуре. Базилика св. По всей базилике можно увидеть молельни. Так, постепенно, все элементы языческой базилики наполнялись христианским содержанием. Внутреннее пространство восьмиугольника весьма искусно соединено с внешним шестнадцатиугольником. Средневековый город, а вернее, его центр, пересекался двумя осями-магистралями.
Кон. Ирины (св. Выходя из заалтарной капеллы, оказываемся в пространстве именуемом Путем Аве Мария (Cam de lAve Maria).
В конце главного нефа выделялась алтарная часть или пресвитерий (см. До 333 г. Строя по заказу имп.
Как и церковь Сан Витале, Аахенская капелла представляет собой высокий центральный восьмиугольный зал (диаметром 15 м), окруженный более низким (диаметром 29 м) шестнадцатиугольником, а не восьмиугольником, как в Сан Витале. V в. ) и в Грузии (Цроми, Самшвилде). Форма капители развивала византийский тип – пересечение куба и шара. Их колокольни служили надежным ориентиром всем идущим издалека путникам. XII–XIII вв. VIII в. — 819 г. План: 1. На бронзе перил выгравированы аллегорические изображения Жизни и Смерти, а между ними помещен текст молитвы каталонского поэта Сальвадора Эсприу (Salvador Espriu) (1913–1985), обращенной к покровителю Каталонии святому Георгию с просьбой о том, чтобы в стране никогда больше не было гражданской войны.
купольной базилики: он появляется уже с 30-х гг. Ставшие позднее известными фрагменты фресок из церкви св.
Гроба Господня в Иерусалиме, ок. Константина Великого. Он отделяет молельню от главного зала базилики.
Только во дворце богатого синьора или короля иногда пол мостился каменными плитами. С западной стороны находится большой пятиугольный притвор, расположенный ниже баптистерия и служивший входом в него, но построен он был значительно позднее. Но даже после своего официального закрытия монастырь фактически существовал под приемлемым для новой власти названием «трудовой артели кустарных изделий». традиции Б. также называют храмы, наиболее значительные или важные в истории Церкви, с XVI в. это было закреплено особым решением папы Римского право на получение названия Б. было оговорено в 1917 г. в Кодексе канонического права Римско-католической Церкви: «Никакая церковь не может быть почтена титулом базилики, разве что по апостольскому дозволению или по древнему обычаю» (Кан. В деревне Берхорст (близ Науена) на прямоугольном участке в 4 га было расположено около пятидесяти домов, почти во всех случаях обращенных глухим торцом в сторону господствующих ветров.
VI-VII в. появились центрально-купольные храмы и Б. практически забываются, в т. ч. и на периферии Византии (напр., в Армении и Грузии). Замечательные и хорошо сохранившиеся образцы христианских базилик имеются в Равенне, некоторые из этих церквей украшены великолепными мозаиками (базилика 5 в. Сан Аполинарио Нуово, базилика Сан Аполинарио ин Классе, освященная в 549). равноап.
Оттуда он выписывал мастеров, умевших возводить каменные здания. Однако среди древнерус. Значительный интерес представляет роспись купола капеллы, выполненная в 1896–1998 гг. Б. содержали мн. ХХ в. В IV-VI вв.
Скульптура Шартрского собора. Средоточием жизни в раннем средневековье были замки (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. архитектурных типов Б. в наименьшей степени ассоциировалась с языческими культами. Что касается внутреннего убранства церквей, монастырских помещений и дворцов, то, по свидетельству источников, каролингское искусство широко пользовалось фресковой живописью и мозаикой. Башня над средокрестием (перестроенный собор Сен-Дени, 755-775 ц. Сен-Жермен-де-Пре) позволяла выделить внутри и в пространстве Б. центр литургического действа. Так, например, движение умирающего св. Ранними образцами Б. для Италии стали Сан-Джованни ин Латерано (ок.
Франция. К этому времени уже большую часть бывших монастырских зданий занимали службы детской колонии, так называемый «детский городок». Но особенно важным было открытие незадолго до второй мировой войны росписей в крипте церкви Сен Жермен в Оксерре, посвященных жизни св. Весь форум Траяна композиционно строился вокруг базилики Ульпия.
310 г. Фотография. Башня кафедрального собораКафедральный собор в Толедо— среди крупнейших в Европе. престолом, стоящим на платформе-крипиде и др. Сохранились сведения о не дошедших до нас великолепных дворцах и соборах, построенных в резиденциях императора в Аахене, Ингельсгейме, Неймегене (существуют реконструкции этих сооружений, в частности реконструкция дворца в Ингельсгейме, прообразом которого была позднеантичная базилика в Трире). XX в. Интерьер базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Более значительна церковь Сан Джорджо в Вальполичелла (близ Вероны), построенная, вероятно, в начале 8 в. Эт0 небольшая трехнефная базилика без трансепта, с тремя абсидами на восточной стороне.
Из бронзы же отливали и чеканили двери с рельефами, купели, канделябры, рукомои и т. д. Хотя больше всего художница Монсеррат Гудиоль известна своими эмоциональными, проникнутыми средневековой утонченностью женскими образами, здесь, в монастыре среди «разрезанных гор» она изобразила святого Бенедикта — автора «Устава св. В XIII в. вырабатываются варианты, сочетающие элементы крестово-купольные и базиликальные.
V — нач. VI в. План: 1.
Зло бросил: «Иди иди». Этот восходивший к ц. св. Императорские указы, так называемые ЫЬп сагоПш, подчеркивают дидактическую ценность искусства: «Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг». Библейские сюжеты сплошь покрывали стены и своды церквей.
Редкий образец романского витража – изображение «мисмической мельницы» в церкви Санкм-Аносмельн в Кёльне. Обычным было параллельное изображение сцен Старого и Нового заветов. Устойчивыми элементами при входе в Б. стали нартекс, экзонартекс и атрий. В IV-V вв. Почти все монахини умели прясть и шить, в том числе серебром и золотом.
Базилика Рождества Христова в Вифлееме. Вследствие этого он терял чистоту стиля готики, но обогащался чертами других стилей и насыщался образцами искусства (резьба кресел Алонсо Берругете-шедевры прикладного искусства Испании в хоре кафедрального собора). По плану должно было быть две башни на западном фасаде. Ок. Толедо был центром католицизма в Испании, вот таким образом собор постоянно достраивали (зал капитула, ризница, реликварий, даже гардеробный зал). Это стpeмление получило дальнейшее развитие и достиг ло наиболее яркoгo выражения в готике.
Африка) в эпоху Каролингов она вновь обрела популярность (план аббатства Санкт-Галлен, ок. На севере Греции распространение получила трехнефная Б. с крестовым сводом (центральный неф перекрывается коробовым сводом и пересекается повышенным поперечным): монастырские храмы в Арте Като-Панагия, 1231-1267/68 гг. и Панагия Влахернитисса, кон. XIII в. возведены 3 дополнительных купола) Порта-Панагия вблизи Трикалы, 1238 г. В Мистре в ц. Одигитрии мон-ря Бронтохион, ок. 2. городах Б. на форуме нередко ставилась рядом с храмом (Италия: Альба Фуценс, Веллейя, Августа Багиеннорум (Беневагиенна) Зап. О них скажем особо.
И в то же время — стройной, полной воздуха и света, нежной и холодной. Жертвенник переосвятили, епископ занял место судьи, а пресвитеры – места вокруг.
Небольшие по размерам сундуки можно было легко переносить в случае опасности. описанное им в Откровении (Апокалипсисе). Вместе с тем ноги, руки, головы, повернутые в разные стороны, кажутся вывихнутыми. Расцвели ремесла в городах Милан, Сиена, Болонья, Флоренция. Смерть клином пронзила нас, обнажив истину, заключающуюся в том. XX в. Развитие амбулатория, вост.
Эти мозаичные композиции созданы по эскизам Жузепа Обиольса и выполнены Сантьяго Падросом. и арм. ) строительстве Крыма.
Таким декоративным приемом создавалась иллюзия трех этажей. Петра (22 февр. ), торжество апостолов Петра и Павла (29 июня), годовщины инаугурации папы). Одним из важнейших образцов для европ. эпохи тип раннехрист.
Пизанский собор (XI—XIIвв. ) представляет собой грандиозную и в то же время простую в плане пятинефную базилику. (базилика Максенция – Константина в Риме, 307–313) они возводились на всех покоренных римлянами территориях. Центральный неф имеет 58 м в длину, 15 м в ширину и 23 м в высоту. Точное расписание выступлений хора мальчиков в Монсеррате приводится тут.
Молельня Непорочного зачатия была открыта в 1910 году. И вот это мучило нас. Бенедикта» и основателя ордена бенедиктинцев (не будем забывать, что именно этому ордену принадлежит монастырь Монсеррат). Девять окружающих купол серебряных светильников работы Шавьера Корберо (Xavier Corber) (1901–1981) символизируют восемь епархий Каталонии и Монсеррат. Димитрия в Фессалонике. Эти росписи являются работой Жуана Льимоны, Диониса Башераса (Dions Baixeras) (1862–1943) и Льюиса Гранера (Llus Graner) (1836–1929).
цв. Однако стремление отражать духовный мир повлекло за собой нарочитую деформацию пропорций и воспроизведение определенного типажа, принятого церковью. церкви в Рекалвере, 699 и еп. VI в. Фотография. Один из учащихся выразительно читает текст учебник (с. 154-155), а остальные следят по книге: «Романская капитель по форме развивает византийский тип, но по тематике не имеет аналогов в истории архитектуры.
1310-1322 гг. и мон-ря Пантанассы, ок. В верхней части стен главного нефа имелись окна. Воспользовавшись общей архитектурной формулой Сан Витале и, вероятнее всего, подражая ей, зодчие Аахенской капеллы проявили значительную самостоятельность.
Юлия в Риме обычно заседала коллегия центумвиров, слушавшая гражданские тяжбы, что требовало введения приподнятой платформы (трибунала) для кресел магистрата, обычно помещавшихся на противоположной входу стороне, в особой полуциркульной апсиде. Два алебастровых канделябра по обеим сторонам престола Богоматери являются творением Пере Джоу (Pere Jou) (1891–1964) и украшены барельефами на тему паломничества богомольцев к святому образу. От деревянных построек 8—10 вв. Статус малых Б. ниже кафедральных соборов епархий, но выше, чем у рядовых церквей. Стандартным компонентом Б. стал трансепт в неск.
В буржуазной науке изучающей раннее средневековье, возникло даже понятие «каролингское возрождение». Самый большой колокол весит 7, 5 тонн и носит имя Девы Марии.
Петра и Марцеллина в Штайнбахе, ок. Здание сложено из кирпича и мелкого бутового камня с обильным применением раствора. Через эту прозрачную конструкцию видно небо, горы и покрывающую их растительность. Какую задачу выполнял каменный декор романской базилики. Центральный неф возвышается над боковыми, на востоке — главная апсида.
«Иди, – ответил Иисус, – иди, не ведая ни отдыха, ни покоя и твой путь будет бесплоден. Чтобы соединить внутреннее пространство храма с внешним и одновременно защитить паломников от дождя, архитектор Жузеп Марторель (Josep M. Martorell) (р. 1925) в 1982 году соорудил сводчатый полукруглый навес из оргстекла. Диоклетиана, 300-306) и Трира (зал приемов и Новый зал имп. Значительным было и влияние византийского зодчества.
Изображенные им фигуры, особенно толпа, окружающая св. Слуги к ночи засыпали тлеющие угли золой, чтобы дольше сохранить тепло. В этом отношении особенно интересен происходящий из гипогея в Пуатье рельеф (конец 7 в. ), на котором изображены два стоящих по сторонам пилястры полуобнаженных христианских мученика.
Гл. «Апокалиптическое видение» – видение Страшного суда евангелистом Иоанном. Базилика св. Четыре полотна в нижней части посвящены сюжетам из жизни Богоматери.
Из старых, дохрист. Сохранившиеся постройки весьма примитивны, например так называемый «лангобардский храмик» в Чивидале. Реализацией проекта руководили архитектор Франсеск Фольгер (Francesc Folguera i Grassi) и художник Жузеп Обиольс (Josep Obiols). Этрурия, сер.
Тут будет уместно вспомнить, что Монсеррат — вообще одно из самых популярных женских имен в Каталонии (один из самых известных примеров — певица Монсеррат Кабалье). Там есть изображение Христа на кресте, созданное Жузепом Льимоной. Не стоит забывать, что помимо художественного значения монастырская базилика Монсеррата имеет также духовное и культурное значение: именно здесь проходят все богослужения аббатства, а также выступления знаменитого хора мальчиков «Эсколания» (Escolania de Montserrat) и другие концерты. итал., европ.
Его железные оковки также украшаются фигурной вырезкой. Композиции, расположенные ближе всего к позолоченной нище с образом Черной Мадонны изображают группы ангелов крайние композиции посвящены легенде об обнаружении этой чудотворной статуи в Святой Пещере на промежуточных полотнах представлены символы Монсеррата и Каталонии (справа) и Церкви (слева). Аахенская капелла (илл. версии срастания Б. и мартирия (к чему христ. VI в. В кон.
Капелла поражает строгостью убранства и приглашает к тихой молитве. Хотя из-за просчета архитекторов средний неф обрушился, уцелевший боковой неф позволяет составить о базилике в целом достаточно полное представление. Алтарный ансамбль выполнен из единого блока цемента, чтобы подчеркнуть единство того, что он символизирует: каждый раз, празднуя у алтаря Евхаристию, мы провозглашаем победу над смертью (символически представленную в виде кости в центральной части престола) благодаря воскресению Христа (его символизирует аскетичная алтарная композиция, начинающаяся у престола). Известно также, что в монастырях нередко пользовались и каменными столами. Тем не менее в VI-VII вв.
на визант. Однако культура того времени была не только относительно примитивной, но и почти исключительно церковной, вот таким образом термин «каролингское возрождение» может иметь лишь условное значение. Б. прекратилось к кон. Перед нами не грозный судия, а добрый пастырь, благословляющий своих детей. После 532 г. 2.
Над боковыми нефами стали возводить галереи-хоры (имелась уже в Б. св. В атрии можно видеть и прототип возникшего позднее клуатра (крытой галереи, проходящей по периметру замкнутого двора). Базилика св. влиянию Италию. Это были вытянутые прямоугольные в плане объемы (в среднем 5х25 м), разделенные двумя параллельными рядами столбов на три части. Дым от очага выходил в отверстие в потолке помещения.
Стефана. Однако традиц. Софии храм в К-поле). На гaлереях денно и нощно несут стражу ветхозаветные цари. 20-е гг.
Лев означает Богочеловека: могучая голова – Бога, менее мощный торс – человека. Все это выдаёт влияние архитектуры на декорирование мебели, типичное для романского стиля. V в. Фотография. Церковь Петра и Павла в монастыре Клюни, разрушенная во время Французской революции в конце XVIII в. (в настоящее время сохранился лишь ее фрагмент), являлась самым крупным храмом в Европе и служила прототипом для ряда других церквей.
Постепенно такая змковая архитектура стала влиять и на городские богатые дома, которые строились по тем же принципам некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. В глубине зала находится картина итальянского художника Карло Маратта (Carlo Maratta) (1625–1713) с изображением новорожденного Иисуса на руках Богоматери.
Следующая молельня названа в честь Иисуса Христа. XI в. (ц. Б. возводили не только в главных, но и в малых городах и мон-рях (напр., в мон-ре Сан-Винченцо аль Вольтурно, около Беневенто, 808). 1088–1190 гг. Уже в 12-13 вв. Византийская империяи арабские страны были значительно ограничены в использовании торговых путей Средиземноморья, которые взяли на себя города Италии. Базилика Сан-Джованни ин Латерано в Риме.
Базилика вмч. Для большей прочности сундуки обычно обивали железными оковками.
его разновидностях: Т-образный, восходящий к ранним рим. 1000). В светской литературе позднего средневековья, в описаниях домов королей и знатных вельмож часто упоминается пол в пиршественной зале, усыпанный цветами. II в. в Помпеях, ок. Сер.
Гроба Господня). (греч. вкл., рис. 180). Романской архитектуре доступен широкий диапазон чувств.
укреплениях по окраинам провинций в Европе, Африке и Азии, в т. ч. в Дура-Европос, кон. Первоначально роль стен выполняла плетенка с глиняной обмазкой. Но такие кровати принадлежали, в основном, знатным вельможам и служителям церкви. 2.
В них хранились особенно почитаемые реликвии и совершались богослужения. Из всех многочисленных памятников каролингской живописи уцелели лишь немногие. Мира) в К-поле. Тем не менее, такой приём получил распространение в период итальянского Возрождения. литургической практики, отраженными в Ordines Romani. Это единый, мощный замкнутый объем имеющий с восточной стороны пирамидальную форму.