Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на неё не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы».
Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой иконографии портретных изображений. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы».
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
Каждая женщина мечтает о счастье. Борис Виппер указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
Подруги Вика, Юля и Аня докажут это утверждение на своем примере. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Смотрите отечественный сериал Мамочки (1 сезон) онлайн в хорошем качестве, чтобы убедиться в том, что мнения об этом понятии у каждого разные. В центре сюжета находятся три лучшие подруги: Юлия, Виктория и Анна. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12.
Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13.
Юлия и Анна уже стали мамами и их жизни кардинально изменились. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Это история о них троих. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. В почти неуловимых глазом тончайших переходах от света к тени, в вибрации леонардовского сфумато до предела смягчается, тает и готова исчезнуть всякая определённость индивидуальности и её психологического состояния.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы».
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали.
В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Желающие смотреть российский сериал Мамочки (1 сезон) 18, 19, 20 серия онлайн бесплатно, могут в очередной раз убедиться в том, что возраст ничуть не портит, а напротив только красит женщину, а в материнстве нет ничего страшного. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Все то богатство человеческих чувств и переживаний, которое характеризует библейские и мифологические образы живописцев XV века, обычно не являлось достоянием их портретных работ. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Голова слегка повёрнута10. А может ей и не нужно такое счастье.
Но что такое счастье. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. () Джоконда— не портрет. 5 июня 1940 года она была перевезена в Шовиньи на мягких носилках в машине скорой помощи, В сентябре её перевезли в Музей Энгра в Монтобане, а затем в 1942 году в Монталь. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Михаил Алпатов указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полуфигура её образует нечто целое, сложенные руки придают её образу завершенность. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.