Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал.
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы». Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром.
Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини.
Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция.
До охраны наконец дошло, что картину украли. Картина, как доказывают в этом случае учёные, была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына, названного Андреа. Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов.
Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари».
Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена. Немецкие газеты платили той же монетой. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал.
Вам еще надо было доехать до Лувра, чтобы увидеть ее. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Ее одежда ничем не примечательна. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет).
() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Сколько мы знаем личностей Дюшана и как много его работ. С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа.
Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. То есть разобраться в этом механизме. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки.
Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). 3. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж».
Возрождение. О матери Леонардо почти ничего не известно. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2.
Меня удивило, что он маленький. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». да там толпа. И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи». 4.
Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально.
Что вы видите перед собой. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Картина была извлечена из чемодана с двойным дном.
Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. 77 x 53 см. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). Опасно попасть под обаяние этого призрака.
Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Одно— это чудесное леонардовское сфумато.
Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. А сколько тайн и загадок скрыто за именем, жизнью и трудами любого из мастеров. Две фрагментарные колонны обрамляют фигуру и образуют «окно», смотрящее на пейзаж. Пабло Пикассо также находился под подозрением. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре.
Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. 76х53 см. «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей.
Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Каждый из музейных указателей ведет именно к этому полотну. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. Он хотел при помощи приёмов, уже выработанных и испробованных им раньше, особенно при помощи своего знаменитого sfumato, дававшего и раньше необыкновенные эффекты, сделать больше, чем он делал раньше: создать живое лицо живого человека и так воспроизвести черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт до конца внутренний мир человека». Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности её глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся губы её сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы».
Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо.
Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. Эти картины сделаны при помощи разноцветных катушек с нитками. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. А само изображение покрывает толстая броня.
Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. «Джоконда» впала в полное забвение. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат.
Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. И всё же исследователи практически стопроцентно уверены в том что Мона Лиза есть Лиза дель Джокондо, так как обнаружили запись одного флорентийского чиновника, который написал: сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини. Картина достаточно большая по своим размерам, чтобы включать руки и кисти. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу».
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса.
Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. Прошло 24 часа, прежде чем кто-то заметил ее отсутствие. Исследователь ренессансного искусства Виктор Гращенков пишет о том, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр.
Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушкаЛизаДжерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Она представлена в середине работы, хотя вы можете увидеть ее довольно пышную, женскую фигуру, картина имеет достаточно точную сбалансированность. Девушка изображенная на картине имеет длинный, темный, прямой и падающий на плечи волос, миндалевидные глаза, с тонкими бровями, расположенными над ними и маленьким ртом. Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке. Вся работа дополняется фоном — скалистым пейзажем коричневато-зеленых гор, слегка покрытых туманом. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». Все детали ее исполнены с величайшим усердием. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы».
До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Назревала большая европейская война. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало.
Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. Объект, украденный Перуджиа, написан на прямоугольнике доски тополя высотою всего 77 см – «даже менее размера современного телеэкрана. », по пресловутому замечанию американцев в 1950-х.
Морщины были ее безошибочным паспортом. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19.
Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Ряд исследователей утверждает, что Леонардо писал портрет с нескольких моделей, ведь, когда он отказался отдать картину торговцу тканями Джокондо, она оставалась незаконченной.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели.
Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам».
Может быть, Винченцо намеревался вернуть полотно на его историческую родину. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам (итал. Vincenzo Peruggia). Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой.
Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Эта загадка практически решена. В середине прошлого века шедевр дважды вывозился из музея, но руководство учреждения приняло решения никогда больше не транспортировать «Мону Лизу» за его пределы.
Vincenzo Peruggia). Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи.
В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Доска (тополь), масло. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики.
Но еще большую загадку представляет собой всемирно известная улыбка Джоконды. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс.
Мне показалась такая реакция странной. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения». «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13.
Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы».
Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». На самом деле она никогда не покидала Парижа, пока вор, Винченцо Перуджиа (Vincenzo Perruggia), не отправился во Флоренцию в декабре 1913 года после обращения к флорентийскому дилеру по имени Альфред Джери (Alfred Geri), который, как он надеялся, должен был помочь ему избавиться от этого не продаваемого заложника за наличные. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка».
Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Никто не говорит, не сыпятся шутки, не читаются никакие письма, не надо обедать, нянчиться с младенцами, гладить котят: в чем же причина.
По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. До него никто не видел в ней никакой тайны. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Была уволена администрация музея.
Брови Моны Лизы были на месте при жизни Леонардо. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». Пабло Пикассо также находился под подозрением. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Кроме того, портрет так и не стал собственностью семьи Джокондо – Леонардо да Винчи постоянно держал его у себя.
Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами.
Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Итак, «Джоконда» стала шедевром национального значения и постоянно находилась только в Лувре. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза.
Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Но затворницей Мона Лиза не была.
Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Как было с Малевичем. На его стихи есть неплохие песни.
Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
Как Мерилин Монро или Микки-Маус. раздел Техника). () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы».
Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Будем считать, что мне повезло. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной.
Париж. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. На картине преобладают зеленый, который передает цвет одежды Моны Лизи и также подтверждает, что она находится за лесом. Состав является статическим, но открытым. Сама дама хоть и находится на переднем плане, не отмечена яркими цветами, что позволяет ей вписаться в ландшафт. Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Отсутствие резких контуров, насыщенных цветов и сложность диагностики различных элементов делает атмосферу в картине идиллической, сказочной и загадочной. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список.
Как выглядит «Мона Лиза». Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Отец еще раз женился и опять стал вдовцом.
Голова слегка повёрнута. золотых экю. Эта версия считается просто домыслом. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Ее перевели в покои министров.
Та часть Лувра, которая носит название Denon (Денон), седьмой зал живописи Италии, может похвастаться тем, что на его стене висит лик самой знаменитой женщины в истории искусства. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. После этих событий картина набрала небывалую популярность.
Обнаружить изображение помог сам Перуджа: он откликнулся на газетное объявление и решил продать «Мону Лизу». Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо.
Первые попытки найти картину ни к чему не привели. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. Джери подыграл, даже пригласил директора галереи Уффици на встречу в Albergo Tripoli-Italian (само собой разумеется, что его быстро переименовали в «Отель Джоконда»). Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными.
Во-вторых, — и это, пожалуй, ещё важнее— одухотворенности Моны Лизы пытались приписать эмоциональное содержание, между тем как на самом деле она имеет интеллектуальные корни. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов». Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им.
Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Я имею ввиду его черный квадрат. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Не хватало улыбки или она висела в воздухе, как у пресловутого Чеширского кота.
Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». 7.
Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. Но сто лет назад слава картины была ограничена западом, где она была превознесена до небес романтической популярности с тех пор, как Вальтер Пейтер (Walter Pater) написал в 1869 году: «Она старше скал, среди которых расположилась, как вампир, она умирала много раз. », что хотя и не слишком галантно, но донесло ее странное очарование до сотен тысяч. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью.
Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному».
У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Вокруг них красноватые пятнышки и волоски изображенные с чрезвычайной искусностью. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность.
() Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Дерево, масло. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. «Джоконда» – не портрет. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка.
«Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах даёт понятие о противоречивости её переживаний. Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением.
Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. К тому же он доверял профессионалам. Разразился страшный скандал. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка.
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Эту картину надо просто один раз увидеть. До него никто не видел в ней никакой тайны. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок.
() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Мона Лиза — самый ранний итальянский портрет, пристально сфокусированный на натурщице. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Изображение это давало возможность всякому, кто хотел постичь, насколько искусство способно подражать природе, легко в этом убедиться ибо в нем были переданы все мельчайшие подробности, какие только доступны тонкостям живописи. Во время Второй мировой войны картина была в целях безопасности перевезена из Лувра в замок Амбуаз (место смерти и погребения Леонардо), потом в аббатство Лок-Дьё и наконец в музей Энгра в Монтобане, откуда после победы благополучно вернулась на место. В 1997, с картиной Single Mona Lisa 1:1 (70 х 70 см) и фотокамерой, художник Георгий Пузенков отправился в путешествие по деревенской и городской России. «Джокондомания» охватила Америку. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена.
Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ.
Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». Такой вывод историк искусства, впрочем, сделал не только из-за внешнего сходства моделей, а после изучения фотографий в высоком разрешении, которые позволили разглядеть Винченти в глазах модели L и S – первые буквы имен автора картины и изображенного на ней юноши, по убеждению специалиста. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. В начале января 1914 года «Джоконда» возвратилась в Лувр.
Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий.
Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Она сберегается в Лувре. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами.
«Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Леонард был арестован. Тем самым Леонардо сумел настолько оживить свою модель, что в сравнении с ней все более старые портреты кажутся как бы застывшими мумиями». () Джоконда— не портрет. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо.
Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем.
Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Что на самом деле соединило лицо и имя, так это освещение в прессе, вызванное кражей. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. В 1517 году кардинал посетил Леонардо в его французской мастерской. Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо».
Искусство – одно из достижений человечества, предмет его заслуженной гордости. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту.
Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. Исходящее от Моны Лизы ощущение силы— это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо.
В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Мона Лиза улыбается, но почему.
Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. Так и с данной статьей.
В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Катерина воспитывала ребенка первые несколько лет его жизни, а потом отец забрал сына в свой дом. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места.
В 1911 году (21 августа) сотрудник музея Винченцо Перуджа, мастер по зеркалам из Италии, похитил портрет. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». 35 фотографических объектов – из серии Мона Лиза отправляется в Россию (1997 – 2001) представляют это путешествие. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло».
Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Лувр. На раме он заметил отпечаток пальца.
По мнению художника, поместить Мону Лизу в экран монитора, а точнее, в квадрат окна операционной системы Windows, требует само время – нынешний человек чаще смотрит в окошко Windows, чем в обычное окно. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. Не было ее и у реставраторов.
История искусств очень сложная вещь. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Но от чего они также зависят и зависели в 1911 году, так это в значительной мере от еще большего отсутствия – ее бровей. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы».
21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Впрочем, как ни смягчены все контуры, волнистая прядь волос Джоконды созвучна прозрачной вуали, а брошенная через плечо свесившаяся ткань находит себе отзвук в плавных извивах далекой дороги.
Под воздействием света и воздуха окислились использованные в работе пигменты, лак и связующее вещество. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Картина была в Швейцарии или Аргентине. Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Этот сдвиг функции восприятия как драматический механизм представляет идею о том, что в реальности не только одна правда и противопоставляет субъективную реальность совершенной истине. Бельгиец Пьере был его секретарем.
Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. придумал загадочную улыбку Джоконды. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам.
Где-то между 1503 и 1506-м. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Были допрошены сотни людей. () Джоконда— не портрет.
Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Никто не знает, кто обрезал картину. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Описание следующее: бессмертное творение имеет размеры 77 на 53 см.
Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой.
То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. Италия. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Потом разошлись по всему миру. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. А самым важным в образном строе портрета является— это подчинение всех частностей руководящей идее. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе».
Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».
Но она ли на картине. Она расположилась на фоне пейзажа. Принадлежит к позднему периоду его творчества. Глядя на приглушенную, темноватую гамму изображения, сложно представить, что когда-то оно сияло насыщенными коричневыми, зелёными, золотистыми красками.
Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. Или в холодной квартире в Бронксе или секретной комнате в особняке JP Morgan. Только вот женщин там вы не найдете. Она еле уловима, а ее смысл, кажется, ускользает от человека, рассматривающего картину. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II.
Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики.
В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Время шло – картина не появлялась. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Через два года в Италии картина была найдена. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. На самом деле, запертая в бетоне за тройным слоем пуленепробиваемого стекла, она кажется настолько же большой, как любой заключенный преступник. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Картина вызывает противоположное ощущение, что она намного больше, чем я могла ожидать. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Историки искусства отмечают, что портрет Моны Лизы стал решающим шагом на пути развития ренессансного портретного искусства. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Но в этом было что-то привлекательное, совсем не пустота. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала.
С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Двора Спербер создала целую серию картин, все из которых несут одно название – «После Моны Лизы» – и различаются лишь порядковыми номерами.
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла.
А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились. Сына он хотел видеть продолжателем своего дела, но в Леонардо в юношеском возрасте ярко проявился талант художника и отец все-таки отправляет его во Флоренцию в мастерскую Андреа Вероккьо. Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). Подобные слова принесли произведению всемирную славу.
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Первое достоверное сообщение о знаменитой картине принадлежит секретарю кардинала Арагонского – Антонио де Беатису. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра.
Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Художник испытывал потребность вернуться в места, где он родился, провёл детство и юность. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения».
По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Большое их количество вызвало на свет недоказуемую версию, что существовал вариант обнажённой Моны Лизы, написанный самим мастером. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари.
MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра). Японское телевидение в королевском дворце выкупило под портрет целый зал. Во время Второй мировой войны судьба картины не очень ясна, причем Лувр не стремится внести ясность в эту тайну. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Картина написана маслом на доске из тополя.
плотная толпа окружает картин. у но может быть это и мистика: впереди стоящий мужчина без просьб пропустил меня вперед и я оказалась в абсолютно свободном пространстве. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Но, действительно, бытует мнение, что художник, разлученный с матерью в раннем детстве, всю жизнь пытался воссоздать образ и улыбку матери в своих картинах. А. С. Пушкина в Москве.
От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Я не говорю, что я совершенно прав. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. Некоторые утверждали, что чувствовали ее вибрацию, как при прощании с покойным.
Нам не известно. Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой иконографии портретных изображений. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Только чувство утраты рождает любовь. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики.
Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. О картине особенно не вспоминали до середины XIX века, когда художники, близкие к символистскому движению, начали восхвалять её, ассоциируя со своими идеями относительно женской загадочности.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. И это был, в конце концов, венец славы Моны Лизы, коварный акт исчезновения.
Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». На ней изображена женщина, которая сидит в кресле.
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Субодх Гупта в 2009 году придал трехмерную форму произведению «L. H. O. O. Q» Марселя Дюшана, превратив репродукцию знаменитого полотна с пририсованными усами в бронзовую скульптуру. Но ведь на версии картины из музея Прадо есть колонны, которые судя по всему были и в оригинале. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Или, возможно, не самой знаменитой, ведь в 1911 году Мона Лиза не была всемирно известной. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен.
Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Мона Лиза» (1503-1519). Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно.
Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»). К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Фигура изображена в пол-размера от головы до пояса, сидящая в кресле. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов.
Однозначно никому так и не удалось выяснить истинную цель содеянного преступления. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую— святой Иоанн Креститель в молодости и третью— Святая Анна с Марией и младенцем Христом все в высшей степени прекрасные. Убедиться в этом и предлагает изложенная ниже подборка.
Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. «Джоконду» вы можете увидеть только в Лувре и нигде больше. В ХХ ст. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год.
Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен.
сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде.
Дюшан способен заставить нас воспринимать все по-иному. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции.
() Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Так он и спал на картине больше двух лет. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Родился в семье нотариуса. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени.
В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Четыре железных крючка и пыльное очертание: призрачный след живописи. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах.
Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
Трещины по красочному слою были идентифицированы и Джери сразу вызвал полицию. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Н. Гращенков, российский искусствовед, специализировавшийся на искусстве итальянского Ренессанса, считал, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
Голова слегка повёрнута10. Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди).
Где любовь, там и ревность. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «.
Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. А еще – техника. Они избрали ее объектом своих экспериментов. Это ничего не означающее мимолётное движение уголков её рта, словно отдалённое, слившееся в один звук эхо, доносит до нас из беспредельной дали красочную полифонию духовной жизни человека»14. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой.
На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи».
Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
После падения аристократии во времена Французской революции живопись стала частью публичной коллекции Лувра. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Король Франциск I, как считается, купил картину у наследников Салаи (за 4 000 экю) и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV. Франциск I является причиной того, что любой из нас может увидеть этот портрет. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.