Испанская картина Мона Лиза берет свои истоки из старинной королевской коллекции XVII века, благодаря чему она лучше сохранилась, чем оригинал. На ней посетители впервые смогли насладиться оригинальным цветом красок Моны Лизы (то есть цветом оригинальных пигментов, которые использовал да Винчи). Мона Лиза дель Прадо отличается от оригинала своей фактурой, не используется техника сфумато и имеет брови.
То, как могла выглядеть Мона Лиза, нам демонстрирует копия картины из музея в Прадо, которая выполнялась, как считается, одновременно с оригиналом в мастерской художника. Однако рентгеновские снимки показали, что "Мона Лиза" из Прадо была написана учеником художника в то же самое время, что и оригинал. Согласно исследователям, картину "Мона Лиза" можно увидеть в 3D благодаря другойверсии, нарисованной, когда Леонардо создавал оригинал. «мона Лиза» (оригинал) была бы еще долго известна только искушенному и тонкому знатоку изобразительного искусства, если бы с ней не произошла одна удивительная история, принесшая полотну всемирно известную популярность.
Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. «Джокондомания» охватила Америку. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Однако теория о том, что Мона Лиза – это икона, где место Божьей матери заняла земная женщина, популярна и сама по себе. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединёнными алостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью. Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ.
Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Джоконда стала персонажем криминальной и светской хроник вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Подделать произведение вторичного художника можно, подделать и повторить живопись никогда.
В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам (итал. Vincenzo Peruggia).
История картины «Мона Лиза» волнует не одно человеческое поколение. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Так он и спал на картине больше двух лет.
Только чувство утраты рождает любовь. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение.
Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре.
Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его французской мастерской. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. То есть это единственный в мире, действительно, бесценный объект. Да что там говорить.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Меня удивило, что он маленький. да там толпа. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. Цель этого похищения не выяснена одназначно. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду».
Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Музей – это публичное заведение. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал.
«Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Остается только припомнить сказку «Голый король». Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн.
Оба этих случая не нанесли картине вреда. В 1517 году кардинал посетил Леонардо в его французской мастерской.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке.
Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Весь мир увидел и все еще видит сегодня в этой двусмысленной улыбке вполне определенный оттенок эротизма.
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Единственный я думаю поллок был оценен при жизни. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которое впечатляет и любителей живописи и профессионалов. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше.
Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую— святой Иоанн Креститель в молодости и третью— Святая Анна с Марией и младенцем Христом все в высшей степени прекрасные. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Но действительно ли перед нами жена торговца шелком Франческо дель Джокондо, фамилия которого стала вторым именем этой загадочной дамы.
Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника.
Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Она придаст твоему лицу таинственное выражение. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо.
Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. Итак, «Джоконда» стала шедевром национального значения и постоянно находилась только в Лувре. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался.
Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Неясность происхождения лишь способствовала ее известности.
А общая их масса составляет более 100 тысяч каратов. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу».
Девушку звали Мона Лиза. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари.
В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем.
На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Борис Виппер указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица. Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы.
Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения».
Просто исторически картина вызвала шок и осталась в перечне известных в виду исторического места, а не качества самой работы. Зрители часто отмечают, что в образе Моны Лизы, несмотря на всю нежность и скромность, есть какая-то мужественность и лицо юной модели, почти лишенное бровей и ресниц, – кажется мальчишеским. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Разразился страшный скандал.
Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Голова слегка повёрнута. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Мона Лиза или Джоконда – полотно великого художника Леонардо да Винчи являтся самым загадочным произведением живописи на сегодняшний день.
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Но опять же скажу это мое субъективное мнение, все это фигня.
С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно. Живопись самое переоцененное искусство. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк.
Обнаружить изображение помог сам Перуджа: он откликнулся на газетное объявление и решил продать «Мону Лизу». Во время Второй мировой войны судьба картины не очень ясна, причем Лувр не стремится внести ясность в эту тайну. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Эта версия считается просто домыслом. Как же выглядит сей шедевр IRL. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Но она ли на картине.
Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Ведь сделана она из драгоценных камней.
Одна из загадок связана с глубокой привязанностью, которую автор испытывал к этому произведению. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Пабло Пикассо также находился под подозрением. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики.
Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам. Эта версия считается просто домыслом.
В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Публика разделилась на два враждующих лагеря.
30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. С начала XVI столетия картина, приобретённая Франциском I после смерти Леонардо, оставалась в королевской коллекции. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью.
Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. О матери Леонардо почти ничего не известно. Скорее, здесь было что-то из области колдовства. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Сказочный ландшафт как бы просвечивает сквозь морские воды, настолько он кажется далеким и неосязаемым.
Во время Второй мировой войны картина была в целях безопасности перевезена из Лувра в замок Амбуаз (место смерти и погребения Леонардо), потом в аббатство Лок-Дьё и наконец в музей Энгра в Монтобане, откуда после победы благополучно вернулась на место. Ротенберг пишет: «хотя художники кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах— в композициях на религиозную и мифологическую тематику. В разделе Советы, Идеи на вопрос Сколько стоит картина Леонардо да Винчи Мона Лиза (оригинал. ). Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности.
Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи.
Vincenzo Peruggia). Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске.
Немецкие газеты платили той же монетой. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати.
Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13.
Художник не расставался с портретом до самой смерти. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Под подозрением также находился Пабло Пикассо.
А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. Беда в том что 99 людей не понимает что такое живопись. Уже современники мастера оценили портрет в наивысшей степени.
Где любовь, там и ревность. Но еще большую загадку представляет собой всемирно известная улыбка Джоконды. И это не было плагиатом, тогда считалось, что произведения ученика – заслуга учителя.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Тем самым Леонардо сумел настолько оживить свою модель, что в сравнении с ней все более старые портреты кажутся как бы застывшими мумиями». На ней изображена женщина, которая сидит в кресле.
Описание следующее: бессмертное творение имеет размеры 77 на 53 см. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. В 1911 году (21 августа) сотрудник музея Винченцо Перуджа, мастер по зеркалам из Италии, похитил портрет. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею.
На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. заданный автором ArthurGrespo лучший ответ это Копия Джоконды оказалась дороже оригинала. Считается, что известнейшая картина Леонардо да Винчи, «Мона Лиза», представляет собой настолько большую культурную ценность, что у нее даже нет цены. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий.
«Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре.
Многие из них имели подмастерий и учеников, особенно если художник писал большие по площади картины. Очень хорошо видно что идеи «современного» искусства 20 века как и идеи например бессмысленного психоанализа заменяют живопись и цвет как таковой. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни.
Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Мона Лиза является одним из самых известных произведений искусства в истории человечества.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. В Вашингтоне и Нью-Йорке картину за два месяца посмотрели больше полутора миллионов человек. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Не было ее и у реставраторов. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
У Марчелло Арджилли (тоже итальянца) был юмористический рассказ из цикла «Десять городов» о том, как один человек решил постебаться над маститыми искусствоведами, больными ФГМ и СПГС на всю голову. Та часть Лувра, которая носит название Denon (Денон), седьмой зал живописи Италии, может похвастаться тем, что на его стене висит лик самой знаменитой женщины в истории искусства. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединёнными алостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью.
В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Именно эта неуловимость привносит в образ нечто, порождающее желание вглядываться в него вновь и вновь.
Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Это ничего не означающее мимолётное движение уголков её рта, словно отдалённое, слившееся в один звук эхо, доносит до нас из беспредельной дали красочную полифонию духовной жизни человека»14. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Она еле уловима, а ее смысл, кажется, ускользает от человека, рассматривающего картину. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. раздел Техника). По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим.
Была уволена администрация музея. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук».
Людовик ХIII, резвившийся еще ребенком в Большой галерее, где она висела, отказался уступить ее герцогу Букингемскому, заявив: Невозможно расстаться с картиной, которую считают лучшей в мире. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список.
Отголоски этого можно видеть в более ранних портретах самого Леонардо, созданных им в первые годы пребывания в Милане. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной.
Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. Король Франциск I, как считается, купил картину у наследников Салаи (за 4 000 экю) и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. Если бы Дон Жуан встретил Джоконду, он бы узнал в ней все три тысячи женщин из своего списка. » В личной жизни длинногривый герой романтических салонов Готье был типичным подкаблучником своей любовницы балерины Карлотты Гризи.
() Джоконда— не портрет. Также неизвестно, кто и когда именно обрезал края картины с колоннами, которые, по мнению большинства исследователей, основывающемуся на сравнении с другими портретами, существовали в первоначальном варианте. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах даёт понятие о противоречивости её переживаний. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе.
На его стихи есть неплохие песни. Улыбка смягчит твое лицо, сотрет с него следыусталости, неприступности, жесткости, которые так отпугивают мужчин. Когда каждый человек это уникум в своем роде.
Еще одна схожая версия. Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Как было с Малевичем. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения. Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Ротенберг пишет, что «Леонардо сумел внести в своё создание ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом.
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Исследователь ренессансного искусства Виктор Гращенков пишет о том, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ14: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. К тому же он доверял профессионалам. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Более того, копии этого произведения Леонардо да Винчи создают не только традиционными художественными методами (краски, графика, принт), но из множеством других иногда, довольно неординарных способов. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо.
Родился в семье нотариуса. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини.
«Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Картина это мир в который хочет затянуть его создатель. «Джоконда» впала в полное забвение.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». Кроме того, в разное время выдвигались различные предположения по поводу того, правильно ли считают Моной Лизой – Лизу дель Джокондо. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Будем считать, что мне повезло. Частота вспышек в зале— примерно 2 Гц.
Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». Мона Лиза – автопортрет художника. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает.
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную.
Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Зачем же нам должны навязываться чужие стереотипы. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине.
«Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в абсолютно иной, преимущественно лирической образной тональности.
Только вот женщин там вы не найдете. Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо.
Ее перевели в покои министров. Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Эту картину надо просто один раз увидеть. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине.
Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Джоконда – это, без сомнения, самая известная картина в мире и одна из самых копируемых.
Для массовости такой понт не выгоден, а значит, никому не нужен. Глядя на масштабы шумихи, раз за разом возникающей вокруг несчастной картинки и на количество морально ущербных любителей высокого, ежегодно прущих в Лувр, дабы «припасть к истокам», можно предполагать, что вся эта история является одним большим вбросом лютой хуеты непосредственно в мозжечок подопытных. В результате получилась настолько страшная картина, что непонятно, как эта женщина вообще жила. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Назревала большая европейская война. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Он приходит в музей.
Даже копия это картины, созданная в Китае, стоит не один десяток миллионов долларов. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Ему легко удалось пройти мимо сторожей. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения». () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы».
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки.
Леонардо да Винчи начал работу над своим бессмертным шедевром около 1503 года. При помощи этой формулы и точных математических расчетов из под кисти мастера вышла ужасающая по силе работа.
Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён.
Я имею ввиду его черный квадрат. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Раньше искусство служило церкви, власти и знати. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Но никто эти картины не оценивает по достоинству.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
В начале января 1914 года «Джоконда» возвратилась в Лувр. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Позже возникла версия о том, что Перуджа был всего-навсего исполнителем, а заказчиком кражи выступил аргентинский мошенник Эдуардо де Вальфьерно. Сегодня, спустя 500 лет после создания шедевра, французский ученый Паскаль Котте (Pascal Cotte) утверждает, что под изображением самого знаменитого женского образа в истории обнаружены новые детали, позволяющие утверждать, что в пределах картины Мона Лиза есть еще один скрытый портрет. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Какой блин приятель. раздел Техника). () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал.
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Михаил Алпатов указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полуфигура её образует нечто целое, сложенные руки придают её образу завершенность.
Леонардо да Винчи анатомировал трупы. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15.
Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя.
Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом).
Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. До него никто не видел в ней никакой тайны.
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Время нещадно исказило картину до такой степени, что многие до сих пор ищут такие секреты Джоконды, каких просто нет. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта.
Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. После этих событий картина набрала небывалую популярность. В США политическая касса не лимитирована и открыта также для иностранных спонсоров.
Но затворницей Мона Лиза не была. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи.
() Джоконда— не портрет. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Конечно, не всегда это такие же тонкие работы, да и делают их на холстине, а не на дереве. Ни одна картина не стоит и 10 части денег за нее заплаченных. Алпатов добавляет, что «в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. На раме он заметил отпечаток пальца. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями.
После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Даже Сезана при жизни не понимали даже и художники. И что же.
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну.
Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью.
Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. Леонард был арестован. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.
Vincenzo Peruggia). 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой.
Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза.
Голова слегка повёрнута10. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Живопись мало кому доступна. Во-вторых, — и это, пожалуй, ещё важнее— одухотворенности Моны Лизы пытались приписать эмоциональное содержание, между тем как на самом деле она имеет интеллектуальные корни.
Если написать подделку, то определить что это подделка можно только с помощью высококлассных специалистов и средств, для 99 людей внешне не будет никакой разницы, даже просто сделать высококачественную фотографию и то не будет разницы. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше.
Так и с данной статьей. Через два года в Италии картина была найдена. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы».
Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Отголоски этого можно видеть в более ранних портретах самого Леонардо, созданных им в первые годы пребывания в Милане. Пачифика (если это она) на картине вышла как живая. Они избрали ее объектом своих экспериментов. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Интересен и тот факт, что нарисовав портрет Моны Лизы, да Винчи держал его при себе, а затем он перешёл в коллекцию французского короля Франциска I. Почему, выполнив работу, художник не отдал её заказчику, остаётся неизвестным. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. Этому имперсональному психологизму отвечает космическая отвлечённость пейзажа, почти полностью лишённого каких-либо признаков человеческого присутствия. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы».
Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Я не говорю, что я совершенно прав. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов.
От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ». MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19.
Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. А это означает: Мона Лиза неправильно питалась.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Никто не знает, кто обрезал картину. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда.
Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Как выглядит «Мона Лиза».
А само изображение покрывает толстая броня. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Картина написана маслом на доске из тополя. «Джоконду» вы можете увидеть только в Лувре и нигде больше. Например великих ученных которые изобретали то все что делало нас лучше.
Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Где-то между 1503 и 1506-м. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа.
Сделав портрет поколенным по формату, художник получил возможность демонстрировать более широкий диапазон изобразительных приёмов. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. История искусств очень сложная вещь. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Как-то утверждалось, что подделывают даже рецептуры красок, фактуру холста и пр. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся.
Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой.
Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики.
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Потом разошлись по всему миру. То есть разобраться в этом механизме. Зрители изумились, нередко пугались: им казалось, что вместо женщины на картине вот-вот возникнет чудовище, какая-нибудь морская сирена. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Однозначно никому так и не удалось выяснить истинную цель содеянного преступления. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом.
И вот в том самом борделе он видит изображение, которое представляет собой прототип собирательного образа всех матерей. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь два года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. В середине прошлого века шедевр дважды вывозился из музея, но руководство учреждения приняло решения никогда больше не транспортировать «Мону Лизу» за его пределы. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно.
Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон. До охраны наконец дошло, что картину украли.
Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски. Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Более того, аналитики считают, что она превысит и 135 миллионов – сумму, отданную за самую дорогую, на данный момент, картину в мире – «Портрет Адели Блох-Бауэр I» художника Густава Климта.
Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Для любого вменяемого человека все вышеописанные загадки покажутся бредом сбежавших из дурдома «Вечный Путь» буйнопомешанных.
Японское телевидение в королевском дворце выкупило под портрет целый зал. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри.
Хотя и охрана у этой картины, наверняка, очень серьезная. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Его ученики всегда были скорее красивы, нежели талантливы особым же расположением пользовался его слуга Джакомо Салаи. Картина Мона Лиза в Лувре. Были допрошены сотни людей. Может быть, Винченцо намеревался вернуть полотно на его историческую родину. В то же время улыбается она как-то двусмысленно.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Биографии художников почитайте. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Но исходя из принципа «количество-качество» можно предположить, что хотя бы на тысячу картин (а репродукций конкретно на Джоконду еще больше) найдется хоть одна приличная. Бельгиец Пьере был его секретарем. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды.
Впрочем, последнее— полная херня. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Художник рисовал портрет жены богатого флорентийца по имени Франческо Джокондо. Леонардо первые годы своей жизни воспитывался матерью, простой крестьянкой, затем отец взял мальчика к себе.
Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Что вы видите перед собой. Опасно попасть под обаяние этого призрака. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста.
После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра). Она сберегается в Лувре.
Впрочем, нет смысла ее красть, как нет смысла красть и саму Мону Лизу. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка.
Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Черный квадрат как был примитивной работой так и останется. Она расположилась на фоне пейзажа. Джозеф Борковски, американский стоматолог и эксперт по живописи, считает, что женщина на картине, судя по выражению ее лица, потеряла много зубов. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Время шло – картина не появлялась.
Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой иконографии портретных изображений. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Второе название полотна – Джоконда – как-то ближе широкой аудитории. Вот таким образом в выражении лица прекрасной флорентийки они усматривали самое абсолютное изображение антагонизма, управляющего любовной жизнью женщины, сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядно-требовательной чувственности, поглощающей мужчину как нечто постороннее.
Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4.
Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Отец еще раз женился и опять стал вдовцом. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Каждый из музейных указателей ведет именно к этому полотну.
Хотя его избирательный бюджет активно наполняла Уолл-стрит. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой.
Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное. А еще – техника. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи.