Искусствовед Борис Виппер при описании картины подчеркнул, что лицо Моны Лизы отображает моду кватроченто: у Моны Лизы выбриты брови вместе с волосами на верхушке лба.
Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Увлечение Леонардо объясняется другим. Оба этих случая не нанесли картине вреда. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «.
Современники восхищались насколько реалистичен этот портрет. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». С ним соглашается Лазарев: «Вряд ли существует на свете какая-либо другая картина, о которой художественные критики написали бы такую бездну глупостей, как это прославленное произведение леонардовской кисти. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски.
После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. Пачифика (если это она) на картине вышла как живая.
Фигура изображена в пол-размера от головы до пояса, сидящая в кресле. Третий брак состоялся в 1476 году с Лукрецией дель Качио. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13.
Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Кто изображён на картине – это до сих пор является загадкой, которая волнует многих художников и исследователей до настоящего времени. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа.
А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. На его стихи есть неплохие песни. Художник не расставался с портретом до самой смерти. Леонардо работал над ним не один год.
Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. О картине не вспоминали особенно до середины XIX века, когда художники, близкие к символистскому движению, начали восхвалять её, ассоциируя со своими идеями относительно женской загадочности. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её репутация потускнела.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз.
Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Он хотел при помощи приемов, уже выработанных и испробованных им раньше, особенно при помощи своего знаменитого sfumato, дававшего и раньше необыкновенные эффекты, сделать больше, чем он делал раньше: создать живое лицо живого человека и так воспроизвести черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт до конца внутренний мир человека.
Подозрение в краже падало на многих лиц, в том числе известных художников. Он приходит в музей. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Объяснения предлагали разные, например, романтическое: Леонардо влюбился в мону Лизу и умышленно затягивал работу, чтобы подольше оставаться с ней, а она дразнила его своей загадочной улыбкой и доводила до величайших творческих экстазов.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению.
Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности.
Через отца ему передают пожелание, чтобы он написал портрет молодой флорентийки. Она сидит с прямой спиной, слегка повернув туловище, с очень притягательным жестом рук. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам».
Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Париж. Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. Голова слегка повёрнута. В то же время улыбается она как-то двусмысленно.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Вазари пишет, что он четыре года продолжал работу, но, возможно, еще дольше.
Тем самым Леонардо сумел настолько оживить свою модель, что в сравнении с ней все более старые портреты кажутся как бы застывшими мумиями»16. Состав является статическим, но открытым. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. Мону Лизу также спрятали, однако то место куда и спрятали было покрыто строжайшей тайной. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. У Моны Лизы – реальность жизни, у пейзажа – реальность сна. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. То, что Луврскую Джоконду написал сам Леонардо, почти никто не сомневается.
Об улыбке Джоконды писали очень много и совершенно по-разному интерпретировали её. Поэт Гийом Аполлинер был арестован по подозрению в совершении преступления и позже освобождён. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. До него никто не видел в ней никакой тайны. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.
Дерево, масло. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). Поиски полиции были безуспешными. Подобные слова принесли произведению всемирную славу.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Эта версия считается просто домыслом. Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины.
Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности. Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы».
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Одно— это чудесное леонардовское сфумато.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». Модель ставит точную грань, которую зритель не может преодолеть.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Я не говорю, что я совершенно прав. Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально.
На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Мучительное присутствие собственной матери, бросающий нежный взор и одаривающей двусмысленной улыбкой, толкает его на преступление. Музей – это публичное заведение. Далее он пишет о силе воздействия картины: «Если мы спросим себя, в чем заключается великая притягательная сила Моны Лизы, её действительно ни с чем не сравнимое гипнотическое воздействие, то ответ может быть только один— в её одухотворенности.
В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен. Ее одежда ничем не примечательна. Дживегелов объясняет это так: «романтические домыслы не подтверждаются ничем.
Мона Лиза из Лувра явно старше. Но это чрезвычайно трудная задача.
Как вы все знаете Мона Лиза это самая дорогая и самая известная картина в мире. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал.
Леонардо да Винчи.
Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Это общепризнанный источник, которому доверяют все искусствоведы. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу.
Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. В 1920 году в журнале Дада художник-авангардист Марсель Дюшан пририсовал к фотографии загадочнейшей из улыбок пышные усы и сопроводил шарж начальными буквами слов ей невтерпеж.
Искусство – одно из достижений человечества, предмет его заслуженной гордости. Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Мона Лиза (фрагмент).
Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь два года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици.
() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни.
Михаил Алпатов указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полуфигура её образует нечто целое, сложенные руки придают её образу завершенность. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления).
Во всем этом Леонардо проявляет свое умение творить согласно законам ритма и гармонии». Живопись была для него экспериментальной лабораторией, где он вел постоянный поиск все новых и новых выразительных средств. Если смотреть глубже — это воплощение идеала человека эпохи ренессанса. 1476 г. Национальная галерея Вашингтона.
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Грудь преподнимется. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Цель этого похищения не выяснена одназначно. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину.
В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду».
Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушка Лиза Джерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Тогда уволили все администрацию музея и во Франции перекрыли границы.
Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Но это уже другая история.
В лице её мягкость, человечность, одухотворённость. Как было с Малевичем. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. И кстати она у него очень хорошо вышла. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк.
Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. да там толпа. Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах даёт понятие о противоречивости её переживаний. Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею.
Лувр, Париж Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме.
Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). По мнению Е. Ротенберга: «Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица и прекрасных холеных рук». От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Улыбка и взгляд, то есть лицо – это главное в портрете. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В.
Эта загадка практически решена. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
Но Мона Лиза потрясла весь мир после ейо выхода. Антонмария ди Нолдо Герардини – отец Лизы, дважды овдовел. Также Вазари говорит о бровях.
«Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка – душа живописи. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Так и с данной статьей. «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. Которых у Моны Лизы нет. Все детали ее исполнены с величайшим усердием.
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и ее плавного обобщенного силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов.
А это означает: Мона Лиза неправильно питалась. Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника. Михаил Алпатов указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полуфигура ее образует нечто целое, сложенные руки придают ее образу завершенность. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля».
Это уже дама, которой за 30-35 лет. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом).
Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении.
Рот, уголки губ, где розовый оттенок переходит в естественный живой цвет лица, написаны так превосходно, что кажутся не нарисованными, а как бы живой плотью и кровью. «Мона» переводится как «госпожа». Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Это и есть одна из главных тайн изображения.
Среди подозреваемых был даже Пабло Пикассо. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
Однако это можно списать на плохую реставрацию. Как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу». Голова слегка повёрнута10. Часть работ попала в титульный список и существует там уже не зависимо от достоинств самой картины. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.
Мону Лизу Леонардо да Винчи написал в 1505 году. Мона Лиза — самый ранний итальянский портрет, пристально сфокусированный на натурщице. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Италия. Все то богатство человеческих чувств и переживаний, которое характеризует библейские и мифологические образы живописцев XV века, обычно не являлось достоянием их портретных работ. Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного».
Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо. Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13.
Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его французской мастерской. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи.
Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»). Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Публика разделилась на два враждующих лагеря. В 1957 году итальянец Карло Педретти выдвинул иную версию: на самом деле это Пачифика Брандано, еще одна любовница Джулиано Медичи.
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Все щитают что сначало рукава её, платя были красными это видно из копии в Прадо. Это ничего не означающее мимолётное движение уголков её рта, словно отдалённое, слившееся в один звук эхо, доносит до нас из беспредельной дали красочную полифонию духовной жизни человека»14. Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного».
Эту картину надо просто один раз увидеть. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Перуджу, с одной стороны, хвалили за итальянский патриотизм, с другой— дали ему небольшой срок в тюрьме. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других.
Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи. Леонардо да Винчи.
Справа: Мона Лиза. Она вздохнёт. Слева: Портрет Джинервы Бенчи. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь.
Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы. Меня удивило, что он маленький. Это одно из чудес этого портрета. Мона Лиза является одним из самых притягательных произведений искусства.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. 1490 г. Музей Чарторыйских, Краков. Положение тела, рук, ландшафт и многое другое – это детали, которые подчинены лицу. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Я увидел то, что написал, тем более, когда я пришел к этому своему убеждению, мне было очень сродни состояние влюбленности и взаимности.
Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. «Джоконда» – не портрет.
Эта версия считается просто домыслом. Но значение его гораздо шире: великий художник Леонардо да Винчи сумел внести в образ ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно. Также неизвестно, кто и когда именно обрезал края картины с колоннами, которые, по мнению большинства исследователей, основывающемуся на сравнении с другими портретами, существовали в первоначальном варианте.
Ейо автор замичатильный человек Леонардо да-Винчи, который нарисовал очень много хороших и красивых и самое главное очень дорогих. Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. Одна из загадок связана с глубокой привязанностью, которую автор испытывал к этому произведению.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Мона Лиза – автопортрет художника. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. золотых экю. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Улыбка смягчит твое лицо, сотрет с него следыусталости, неприступности, жесткости, которые так отпугивают мужчин.
По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». Свидетельство тому – типичной для подобного недуга узелок на коже между левым веком и основанием носа. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
После этих событий картина набрала небывалую популярность. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). Поэт Гийом Аполлинер был арестован по подозрению в совершении преступления и позже освобождён. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт.
Второе средство – это отношение между фигурой и фоном. Была нарисована примерно в 1504 году в Париже. В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия».
По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Ни желтые рукава халата, ни ее плиссированное платье, ни шарф изящно задрапированный вокруг ее плеч, не являются признаками аристократического статуса. () Джоконда— не портрет.
придумал загадочную улыбку Джоконды. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Один японский врач совершенно уверен в том, что у Моны Лизы был высокий уровень холестерина.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную.
Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза. Именно в этом портрете придуманный мастером метод сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) раскрыт максимально. для картины такого уровня это много. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Искусство вечно и многозначно, любой человек найдет в нем что-то созвучное с собственным видением и переживаниями. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на неё не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19.
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. Скорее, здесь было что-то из области колдовства.
Это можно сделать, почитав «Жизнеописания» Джорджо Вазари. Vincenzo Peruggia). «Голова и руки— вот несомненный центр картины, которому принесены в жертву остальные её элементы. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка.
По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей.
Была уволена администрация музея. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Доска (тополь), масло.
Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс.
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Если вы сосредоточены не глазах натуры или пытаетесь охватить взглядом все ее лицо – Джоконда вам улыбается. Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь.
Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую— святой Иоанн Креститель в молодости и третью— Святая Анна с Марией и младенцем Христом все в высшей степени прекрасные. Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Почти также он рисовал тайную вечерю, но только там он без тренировки ейо начал рисовать и рисовал он ейо довольно долго.
Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. Она очень потемнела из-за того что Леонардо рисовал специфическими и быстропортищемися красками.
Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Может вы не знали, но полное название — Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
История искусств очень сложная вещь. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». () Джоконда— не портрет. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные.
4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Далеко не всем она кажется таковой. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. Две фрагментарные колонны обрамляют фигуру и образуют «окно», смотрящее на пейзаж.
На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
Людовик ХIII, резвившийся еще ребенком в Большой галерее, где она висела, отказался уступить ее герцогу Букингемскому, заявив: Невозможно расстаться с картиной, которую считают лучшей в мире. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. Дживелегов выдвигает следующую версию: «То, что работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа». Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Фантастический, скалистый, словно увиденный сквозь морскую воду пейзаж на портрете Моны Лизы обладает какой-то другой реальностью, чем сама ее фигура. Убедиться в этом и предлагает изложенная ниже подборка.
Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения». Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой. Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала.
Посередине: Дама с горностаем. Принадлежит к позднему периоду его творчества. Еще одна схожая версия. Лувр.
Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка. Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии.
От по своему привязался к этой картине. Будем считать, что мне повезло.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ». С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Семейство Герардини было древним, аристократическим, но обедневшим и потерявшим во Флоренции свое влияние.
Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Вокруг них мы видим слабые красновато-синие круги, а ресницы могли быть написаны только очень искусной кистью. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк.
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Наибольшую загадку вызывает выражение лица изображённой здесь женщины. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника.
Быть может, Леонардо не решил этой задачи сполна, но он сделал портретом Моны Лизы так много, что все дальнейшее искусство портрета должно всегда возвращаться к «Джоконде» как к образцу недосягаемому, но обязательному». Он отозвался на опубликованное в газете объявление и попытался продать эту картину. 77 x 53 см.
Одно – это чудесное леонардовское сфумато. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Разве что Рафаэль. Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. В ХХ ст. Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. Полет души, высокие порывы, абсолютная гармония – вот то, что предлагает искусство в каждом творении. Она изображена на фоне пейзажа, который даёт хороший контраст для изображения человека. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Вот это уже серьёзная несостыковка.
Если посмотреть на оригинал, то все вопросы о том, как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу», отпадут сами собой. Vincenzo Peruggia). Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром.
Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. Она положила свою левую руку на ручку стула, который помещен перед лоджией, предполагаемой по парапету позади нее. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи». В ней хотели читать гордость и нежность, чувственность и кокетство, жестокость и скромность. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. От роботы с Моной Лизой он не уклонялся, как это было с его остальными заказами.
В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы.
Я имею ввиду его черный квадрат. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель.
В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели. Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме.
Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую — святой Иоанн Креститель в молодости и третью — Святая Анна с Марией и младенцем Христом все в высшей степени прекрасные. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам. Картина была обнаружена спустя 2 года в Италии.
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы».
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Имя портретируемой не удалось установить до сих пор иногда даже ведутся споры о том, кого в действительности изобразил художник, мужчину или женщину, однако все это отступает на задний план перед удивительным мастерством исполнения этой картины, с ее легкой воздушной дымкой, окутывающей фигуру и ландшафтную среду. Она придаст твоему лицу таинственное выражение. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. Но это уже дело вкуса.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как легкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Для этого была организована целая компания охоты за картинами. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Наиболее громкое похищение картины было в 1911 году.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Кроме того, самое последнее дело пытаться объяснить, что хотел художник выразить своим творчеством. В 1925 г. исследователь-искусствовед Вентури выдвинул теорию, что на полотне запечатлена герцогиня Констанца из семьи дАваллос. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь.
Это— зримый символ самой жизни человека и природы, соединенных в одно целое и представленных отвлеченно от своей индивидуально-конкретной формы. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Есть мнение, что Леонардо долго писал и Мону Лизу — но сколько точно установить невозможно, так как уже говорилось в описании жизни да Винчи — он переезжал из города в город в один из периодов своей жизни.
Но в применении метода сфумато все равно ему уступал. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон. () Джоконда— не портрет. Собственно портретные работы XV века при всем их бесспорном физиономическом сходстве и излучаемом ими ощущении внутренней силы отличались ещё внешней и внутренней скованностью.
«Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которое впечатляет и любителей живописи и профессионалов. С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет».
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов». Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена. Возрождение. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3.
А. С. Пушкина в Москве. В это время перед женщиной выступали шуты, певцы игроки на лире, удаляя меланхолию и поддерживая веселье. 1503-1519 гг. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра). Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. И что же происходит со злополучным беднягой-зрителем, находящимся во власти Эдипова комплекса.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. раздел Техника). Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. Здесь он начинает работу над портретом моны Лизы. раздел Техника). Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук».
Еще очень давно писали о том Леонардо любил и восхищялся этой картиной. Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал.
Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением. Она притягивает и одновременно закрывается от зрителя. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке. Леонардо да Винчи анатомировал трупы.
Размер ейо довольного большой 75, 650 см. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. 1503-1519 гг. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. 76х53 см. Картина достаточно большая по своим размерам, чтобы включать руки и кисти. После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри.
Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. А сколько тайн и загадок скрыто за именем, жизнью и трудами любого из мастеров. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Мона Лиза» (1503-1519). Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена.
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство. Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет».
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджиа (итал. Vincenzo Peruggia). Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить. Ротенберг пишет, что «Леонардо сумел внести в свое создание ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом.
В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. Наверняка вы знаете, что Мона Лиза самая дорогая и самая известная картина в мире. Современники восхищались достигнутым художником поразительным сходством и необычайной жизненностью портрета.
Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12.