Леонардо да Винчи изобрел ножницы играл на альте, а также потратил 12 лет на то, чтобы нарисовать губы Мона Лизы. Так, З. Фрейд пишет: «В улыбке Моны Лизы Леонардо удалось воспроизвести обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». И сейчас вы узнаете про самые невероятные и интересные факты о Мона Лизе Леонардо да Винчи. Мона Лиза – это самое известное произведение в художественном мире, которое создал самый известный автор – Леонардо да Винчи.
А это означает, что вы можете смотреть Леонардо: Миссия Мона Лиза онлайн с любых устройств – планшетов и смартфонов под управлением Android или iPhone и iPad использующих iOS. Одним из самых знаменитых и популярных произведений мирового искусства, несомненно, является «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства. Все это – «Мона Лиза», написанная в начале XVI века знаменитейшим Леонардо да Винчи.
Которых у Моны Лизы нет. Разразился страшный скандал. Они пытаются отвлечь внимание пиратов. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза.
То, что Луврскую Джоконду написал сам Леонардо, почти никто не сомневается. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. Лео понимает, что сокровище может быть где-то рядом. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Они избрали ее объектом своих экспериментов. После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри.
Пираты пугаются и бросаются за борт. По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3.
Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра). Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Об улыбке Джоконды писали очень много и совершенно по-разному интерпретировали её. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Существует версия, что картины на самом деле две.
76х53 см. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ.
Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Лео удается перехитрить Флая и выкинуть его за борт к остальным пиратам. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой.
В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы».
Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична.
Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Лиза тем временем сильно переживает за Лео. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Глядя на ее леонардовский карандашный портрет можно уловить сходство со знаменитой картиной из Лувра. Николо притворяется магом. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на неё не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19.
Лео и Лиза успешно возвращаются на берег. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. Тут на помощь Лео приходят дельфины. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Что бы помочь своей подруге, Леонардо разрабатывает настоящий план, что бы найти и поднять со дна богатства и помочь девушке и ее семье в их горе.
Таким образом, Мона Лиза действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо— Лизой Герардини8. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. А. С. Пушкина в Москве.
Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы». Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения.
Мона Лиза из Лувра явно старше. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Герои замечают пиратов, которые пытаются опуститься на дно, но у них ничего не получается. В благодарность дельфин приносит Лео ожерелье. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами.
А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Леонардо да Винчи. А со стороны за мальчиками иронически надзирает милая девчонка которую звать Мона Лиза. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. придумал загадочную улыбку Джоконды. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
Там он написал знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика изобретателя механизмов, музыканта. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22.
21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». То есть разобраться в этом механизме. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой.
Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. Также Вазари говорит о бровях.
Мона Лиза» (1503-1519). Только чувство утраты рождает любовь.
Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды».
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Оба этих случая не нанесли картине вреда. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет».
Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция.
Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. К тому же он доверял профессионалам. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. Только мало кто понимал эти ненужные и опасные забавы парня, тем более, отец не очень жаловал стремления сына, видя в нем лишь продолжение своего дела. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы».
Разве что Рафаэль. Пираты стреляют из пушки по нему, но ядро падает обратно на корабль и оставляет пробоину. Потратив на неё 4 года и покидая Италию в зрелом возрасте, художник увёз её с собой во Францию. Николо изучает карту, а также рассказывает остальным, что завтра будет солнечное затмение.
До него никто не видел в ней никакой тайны. Дживелегов выдвигает следующую версию: «То, что работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа». Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушка Лиза Джерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом.
Флай требует отдать ему сокровища. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин.
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Время шло – картина не появлялась. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Ученым удалось разгадать эту загадку. Таковой и считали ее Франциск и его придворные.
Далеко не всем она кажется таковой. Внезапно на поверхности перестают идти пузырьки. Меня удивило, что он маленький. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить.
Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени. 1490 г. Музей Чарторыйских, Краков. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Картина была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Грустит она или улыбается. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов.
Лео собирается погрузиться на глубину в сто шагов. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Лоренцо выпутывается из веревок и бежит к маэстро Чеко. Мальчик Леонардо всецело посвящает себя чертежам и изобретениям.
Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины.
Немецкие газеты платили той же монетой. «Джоконда» – не портрет. золотых экю. Далее он пишет о силе воздействия картины: «Если мы спросим себя, в чём заключается великая притягательная сила Моны Лизы, её действительно ни с чем не сравнимое гипнотическое воздействие, то ответ может быть только один— в её одухотворенности. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной».
Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Именно в этом портрете придуманный мастером метод сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) раскрыт максимально. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Все же в апреле 1974 года женщина, расстроенная политикой музея в отношении инвалидов, попыталась распылить из баллончика красную краску, когда картина находилась на выставке в Токио, а 2 апреля 2009 года россиянка, не получившая французского гражданства, запустила в стекло глиняной чашкой.
Вот таким образом неудивительно, что в 1516 Франциск I, хорошо осведомленный о разнообразных талантах Леонардо, пригласил его ко двору, который тогда располагался в замке Амбуаз в долине Луары. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Благодаря им, Лео взмывает в высь. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
Лео и Лиза пробираются на корабль пиратов. Она сидит с прямой спиной, слегка повернув туловище, с очень притягательным жестом рук. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. В 1956 году нижняя часть картины была повреждена, когда один из посетителей облил её кислотой.
Состав является статическим, но открытым. Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов. Леонард был арестован.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Он говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Там они находят почтовых голубей, а также послание для некоего Флая. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Искусствовед Ротенберг считает, что «немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных Моне Лизе по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Агнес и Николо строят плот. Только о задумке героя узнают злые и безжалостные люди. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть.
На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей.
Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан. Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы».
Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи. Были допрошены сотни людей. Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. Где-то между 1503 и 1506-м. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца.
«Джоконда» впала в полное забвение. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. 1503-1519 гг. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Утром Лео спасает дельфина, который запутался у берега острова в сетях. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения». Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. Лувр, Париж Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете. Лиза рассказывает Лео, что маркиз требует от ее отца выплаты долга. Программа проанализировала основные черты лица изгиб губ и морщинки вокруг глаз, а затем оценила лицо по шести главным группам эмоций.
В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. История искусств очень сложная вещь.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка».
Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Она изображена на фоне пейзажа, который даёт хороший контраст для изображения человека. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся.
Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Но Лео совершенно серьезен. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска.
С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Но в применении метода сфумато все равно ему уступал. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и ее плавного обобщенного силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками.
Леонардо да Винчи. Пабло Пикассо также находился под подозрением. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Мона Лиза (фрагмент). От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.
Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо). Пираты поднимают их на борт. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Современники восхищались насколько реалистичен этот портрет. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США.
Принадлежит к позднему периоду его творчества. Каждый может и должен видеть то, что произвело на него именно это художественное произведение. Но он вовремя замечает это и подача кислорода возобновляется. Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы».
По мнению Е. Ротенберга: «Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица и прекрасных холеных рук». Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»).
Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Пока герои приходят в себя, пираты забирают сундук. Быть может, Леонардо не решил этой задачи сполна, но он сделал портретом Моны Лизы так много, что все дальнейшее искусство портрета должно всегда возвращаться к «Джоконде» как к образцу недосягаемому, но обязательному».
Что вы видите перед собой. Будем считать, что мне повезло. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию.
По ней его детища неожиданно обнаруживаются через века. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Вместе с остальными героями Лео отправляется домой на корабле Флая. Тем временем герои прибывают на остров.
Не было ее и у реставраторов. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. Как Мерилин Монро или Микки-Маус.
Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». И сама улыбка её отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания»12. И если у них не будет денег, то ей придется выйти за маркиза.
«Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. На раме он заметил отпечаток пальца. После этих событий картина набрала небывалую популярность. Грабитель, которого в действительности звали Винченцо Перуджа, некоторое время работал в Лувре. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Эта загадка практически решена.
Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». До охраны наконец дошло, что картину украли. Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Так он и спал на картине больше двух лет. Как было с Малевичем. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки.
Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам.
Сказочный ландшафт как бы просвечивает сквозь морские воды, настолько он кажется далеким и неосязаемым. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». Была уволена администрация музея. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда.
В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Так и с данной статьей. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью.
Опасно попасть под обаяние этого призрака. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы».
В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса.
Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. Есть два вида зрения: прямое и периферическое. Лоренцо случайно передавил ногой шланг с кислородом. Лаконичнее, далеко-далеко. В трюме они находят запертый сундук и вытаскивают его на берег. Но затворницей Мона Лиза не была.
Герои попадают на корабль к Лоренцо и маэстро. Потом разошлись по всему миру. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы».
Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо».
Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Я имею ввиду его черный квадрат.
Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. А в это же время Лео спускается на дно. Джоконду осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место.
Ее перевели в покои министров. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. Даже ответственные и гениальные люди были ребятней и о, кошмар. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Где любовь, там и ревность.
Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Пираты забираются к ним на корабль.
В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Даже по сравнению с более ранними портретами самого Леонардо, Луврская Мона Лиза – это очевидный прогресс.
Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Но это уже дело вкуса. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. А самым важным в образном строе портрета является— это подчинение всех частностей руководящей идее.
Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. 1503-1519 гг.
Герои понимают, что за ними шпионили. Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Вазари, родившийся в 1511 году, никак не мог увидеть Джоконду своими глазами и был вынужден сослаться на информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным. Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано.
Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, даёт возможность постичь это наилегчайшим образом ибо в нём воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи.
Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Вот что он писал в 1550 году, через 30 лет после смерти мастера: Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершеннымглаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человекаБрови не могли быть более естественными: волосы растут густо в одном месте и реже в другом в соответствии с порами кожи Рот, слегка приоткрытый с краями, соединенными алостью губ мона Лиза была очень красива улыбка дана столь приятной, что кажется, будто ты созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо Заметьте, насколько многие детали из описания Вазари не совпадают с Моной Лизой из Лувра. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией.
Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). Слева: Портрет Джинервы Бенчи. Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Храбрый и добрый мальчишка Леонардо, в анимационной приключенческой ленте «Леонардо: Миссия Мона Лиза», жил в прекрасном и сказочном месте на планете, небольшой деревушке на краю бескрайнего моря. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка.
() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Необычность впечатления от знаменитой Моны Лизы отчасти и заключается в том, что Леонардо ловит свою натуру именно в момент этого игривого движения повернув голову в одну сторону, она смотрит в другую— на предмет своего интереса. Лео возвращается на берег. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии».
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Михаил Алпатов указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полуфигура её образует нечто целое, сложенные руки придают её образу завершенность. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь.
Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Лиза подозревает, что пираты могут знать больше них. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. Маэстро интересуется, что случилось с сокровищами.
Лоренцо думает, что он шутит. Дельфин пугает их, притворяясь акулой. На его стихи есть неплохие песни. да там толпа.
Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Доска (тополь), масло. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Голова слегка повёрнута. «Джокондомания» охватила Америку.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». отроками. Она вздохнёт. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе.
В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Увлечение Леонардо объясняется другим. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Ошибка заключалась, во-первых, в том, что искали во что бы то ни стало индивидуальных, субъективных душевных свойств в образе Моны Лизы, тогда как несомненно, что Леонардо добивался именно типической одухотворенности. Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной. Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза». Голова слегка повёрнута10.
Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. Мона Лиза является одним из самых притягательных произведений искусства. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Там, заваленную грязными рубашками и носками, ее и увидел потрясенный антиквар, когда пришел в номер гостиницы, где остановился грабитель. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну.
Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей. Он все рассказывает ему и тот решает отправиться на остров вслед за Лео. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки.
Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul.
Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами, которая простирается к высоко поднятой линии горизонта позади фигуры.
Часть работ попала в титульный список и существует там уже не зависимо от достоинств самой картины. Искусство для него было наукой и каждая художественная работа — серией научных экспериментов. () Джоконда— не портрет. А значит и корабля было два. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Эту картину надо просто один раз увидеть. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе.
() Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Эта версия считается просто домыслом. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка – душа живописи. В лице её мягкость, человечность, одухотворённость. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра.
В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы. И сама улыбка ее отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания. И ещё более был бы удивлен Леонардо, поставивший себе здесь гораздо более скромную и, одновременно, гораздо более трудную задачу— дать такое изображение человеческого лица, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки кваттрочентистской статики и психологической неподвижности.
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. До него никто не видел в ней никакой тайны. Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней.
У Моны Лизы – реальность жизни, у пейзажа – реальность сна. Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться.
Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Лиза целует Лео. Тут по ним делают выстрел из пушки с пиратского корабля. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. Она отнимает у лица все жесткое, напряжённое, застылое, она превращает его в зеркало смутных, неопределённых душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью»16.
В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Справа: Мона Лиза. Я не говорю, что я совершенно прав.
1476 г. Национальная галерея Вашингтона. А еще – техника. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет. Вот это уже серьёзная несостыковка.
Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
При этом за ними кто-то наблюдает из-за кустов. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато).
Храбрая тройка без замедления снаряжается на разыскивание сокровища, более того не догадываясь, что поначалу они сыщут приключения на собственные головы: ибо овладеть богатством охота не лишь им. Это уже дама, которой за 30-35 лет. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Однако это можно списать на плохую реставрацию. Назревала большая европейская война. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21.
сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Именно профессионалы были ее первыми поклонниками.
В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Его друг Лоренцо во всём ему помогает, веря в талант и интересные идеи. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался.
Борис Виппер указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица. Утром Лео вспоминает, что под водой видел два штурвала. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях.
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Николо вновь обыгрывает шутку с затмением. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». В море за героями следят злодеи.
Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор.
Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Они сносят и Флая, но тот возвращается и вступает в бой с Лео. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Если смотреть глубже — это воплощение идеала человека эпохи ренессанса. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Прямое хорошо воспринимает детали, хуже – тени.
Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Он отправляется под воду, а Лоренцо качает воздух ему в костюм. раздел Техника). Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».
Бельгиец Пьере был его секретарем. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Только вот женщин там вы не найдете. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим.
21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Он надевает свой подводный костюм и отправляется на дно.
Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. Второе средство – это отношение между фигурой и фоном. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу».
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Погорелице остается лишь присоединиться к сумасшедшему дуэту проказников. Лео и Лиза отправляются искать второй корабль. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
Оказывается, что маэстро и был тот самый Флай, который все это устроил. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Дживегелов объясняет это так: «романтические домыслы не подтверждаются ничем. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины.
Он находит проход за водопад, где и стоит второй корабль. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Грудь преподнимется.
() Джоконда— не портрет. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом).
Цель этого похищения не выяснена однозначно. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Посередине: Дама с горностаем. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра.
Одно – это чудесное леонардовское сфумато.