Ротенберг пишет, что «Леонардо сумел внести в свое создание ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список.
Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. Принадлежит к позднему периоду его творчества. Перуджи ошибался, «Мона Лиза» была Продана самим Леонардо Франциску I за огромную сумму в 4000 золотых экю. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Подобно пропорциям леонардовских фигур, она построена на тончайших математических измерениях, на строгом учете выразительных ценностей отдельных частей лица. Но это уже дело вкуса. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Но Мона Лиза потрясла весь мир после ейо выхода.
21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. для картины такого уровня это много.
Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Здесь он начинает работу над портретом моны Лизы.
Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. Дживегелов объясняет это так: «романтические домыслы не подтверждаются ничем. Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением.
Под подозрением также находился Пабло Пикассо. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Ещё первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника.
Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. Лувр, Париж Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела.
В 1925 г. исследователь-искусствовед Вентури выдвинул теорию, что на полотне запечатлена герцогиня Констанца из семьи дАваллос. По мнению Е. Ротенберга: «Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица и прекрасных холеных рук». К середине столетия она становится одним из (еще только одним из. ) самых известных произведений искусства мира. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. () Джоконда— не портрет. Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Также виден край парапета. Которых у Моны Лизы нет. Слева: Портрет Джинервы Бенчи. Это была дерзость неслыханная.
Объяснений множество. Леонардо накладывал десятки, а то и сотни тончайших слоев краски – то есть ему пришлось возвращаться к картине великое множество раз.
Сделав портрет поколенным по формату, художник получил возможность демонстрировать более широкий диапазон изобразительных приёмов. «Мона» переводится как «госпожа». Одно – это чудесное леонардовское сфумато. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других.
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Грабитель, некто Перуджи итальянский стекольщик, работавший в Лувре, считал» что «бесценное сокровище итальянцев» было увезено Наполеоном во время его итальянского похода и мечтал вернуть полотно на родину. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки.
Мона Лиза — самый ранний итальянский портрет, пристально сфокусированный на натурщице. Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения».
Сегодня тот факт, что «Мона Лиза», также именуемая «Джокондой», является самым известным (популярным) произведением искусства планеты Земля не вызывает, вне зависимости от личного отношения к этому творению Леонардо да Винчи, сомнений. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». которая находится в положении вполоборота. После этих событий картина набрала небывалую популярность.
Этому имперсональному психологизму отвечает космическая отвлеченность пейзажа, почти полностью лишенного каких-либо признаков человеческого присутствия. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Объяснения предлагали разные, например, романтическое: Леонардо влюбился в мону Лизу и умышленно затягивал работу, чтобы подольше оставаться с ней, а она дразнила его своей загадочной улыбкой и доводила до величайших творческих экстазов. Французские националисты обвиняли Германию. А сколько тайн и загадок скрыто за именем, жизнью и трудами любого из мастеров. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. А звёзды поп-арта – Энди Уорхол, Джаспер Джонс, Роберт Раушенберг и граффитчик Бэнкси – стали эксплуатировать этот образ в своих работах. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Об улыбке Джоконды писали очень много и совершенно по-разному интерпретировали её.
Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Все то богатство человеческих чувств и переживаний, которое характеризует библейские и мифологические образы живописцев XV века, обычно не являлось достоянием их портретных работ.
Но главным произведением мировой культуры она еще не стала. Леонардо работал над ним не один год. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали.
Под воздействием света и воздуха окислились использованные в работе пигменты, лак и связующее вещество. И не только был закончен, но и является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо»2. () Джоконда— не портрет.
Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари»2. Все детали ее исполнены с величайшим усердием. Поверить, что может или могло быть иначе трудно. Но это чрезвычайно трудная задача.
Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его французской мастерской. Главным было, конечно, знаменитое леонардовское сфумато. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Была нарисована примерно в 1504 году в Париже. Monna — это сокращение от ma donna — Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Хотя точная дата этого события нам неизвестна.
Меня удивило, что он маленький. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». Положение тела, рук, ландшафт и многое другое – это детали, которые подчинены лицу. Будем считать, что мне повезло. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15.
Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Размер ейо довольного большой 75, 650 см. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни.
Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) — «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Поиски полиции были безуспешными. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13.
Без мифа о Леонардо легенды о «Джоконде» не было бы. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен.
Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»). Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал.
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Однако это так. Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия». Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. С лоджии открывается вид на пейзаж с пустынной местностью и извилистыми потоками ручьев и озер их окружают снежные горы, расположенные на заднем плане картины. Эту картину надо просто один раз увидеть.
Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Однако художник обещал отписать ее в своем завещании французской короне. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13.
А позже, когда французский король Франциск I предложил за это произведение 4 тысячи золотых экю – колоссальные деньги в ту эпоху – мастер тоже ответил ему отказом. Италия. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Во всяком случае история такими сведениями не располагает. До XVIII столетия мировым центром искусств была Италия.
Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. На поздних картинах Леонардо все контуры размыты: между источником света и предметом помещен, как выражался мастер, «некий род тумана». () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4.
Тем самым Леонардо сумел настолько оживить свою модель, что в сравнении с ней все более старые портреты кажутся как бы застывшими мумиями»16. «Джоконда» – не портрет. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Современное состояние картины очень плохое из-за чего сотрудники музея огласили, что не будут давать ее на выставки. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза».
Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках).
Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Пабло Пикассо также находился под подозрением. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици.
Кроме «физического» рождения, овеществления из красок талантом художника, «Мона Лиза» пережила и второе рождение, как миф. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка – душа живописи. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира».
А, кстати, в чью же. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Париж.
Это одно из чудес этого портрета. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Цель этого похищения не выяснена одназначно.
Мона Лиза» (1503-1519). Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Если говорить о причинах появления мифа «Мона Лиза», версия, что прославленная картина есть автопортрет самого художника, будет очень близка к истине. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
Она сидит с прямой спиной, слегка повернув туловище, с очень притягательным жестом рук. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Вот это уже серьёзная несостыковка. Подозревали журналистов, но единого мнения относительно их мотивов не было. Чем больше мы смотрит на Лизу, тем больше появляется желание проникнуть в глубины ее сознания. Как было с Малевичем.
В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Последний очень быстро стал международным и политическим. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции.
В 2005 году была обнаружена книга, на полях которой Агостино Веспуччи, помощник Никколо Макиавелли (с которым Леонардо был дружен), написал: «Сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. Исследователь провел 20 лет на Востоке изучая связь местных традиций с итальянской эпохой Возрождения и обнаружил документы, свидетельствующие, что у отца Леонардо, нотариуса Пьеро был богатый клиент, а у того была рабыня, которую он привез из Китая.
В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Голова слегка повёрнута10. И ещё более был бы удивлен Леонардо, поставивший себе здесь гораздо более скромную и, одновременно, гораздо более трудную задачу— дать такое изображение человеческого лица, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки кваттрочентистской статики и психологической неподвижности. Мережковский в книге, посвященной Леонардо. Фигура изображена в пол-размера от головы до пояса, сидящая в кресле.
В своих «Жизнеописаниях» Джордже Вазари так написал о создании этой картины: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его». Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Она вздохнёт.
От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Борис Виппер указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица. Однако это можно списать на плохую реставрацию.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов». Рот, уголки губ, где розовый оттенок переходит в естественный живой цвет лица, написаны так превосходно, что кажутся не нарисованными, а как бы живой плотью и кровью. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном.
Так что, если хотите увидеть «Мону Лизу», вам придется отправиться в Париж. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. придумал загадочную улыбку Джоконды. золотых экю. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Так, Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Сейчас уже мало кто знает, что первоначально картина выглядела несколько по-другому. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. От роботы с Моной Лизой он не уклонялся, как это было с его остальными заказами.
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». А. С. Пушкина в Москве. Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в абсолютно иной, преимущественно лирической образной тональности. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. И сама улыбка её отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания»12. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Но она ли на картине.
Однако теперь установлено почти что точно, что Лиза Герардини действительно позировала Леонардо. Увлечение Леонардо объясняется другим. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Женщины в то время, следуя моде выбривали брови и волосы на верхушке лба, высокий лоб считался невероятно красивым и дамы шли на такие хитрости.
Улыбка и взгляд, то есть лицо – это главное в портрете. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Рассказ о том, что Мастер нанимал певцов и музыкантов, чтобы они развлекали женщину и она все время улыбалась, скорее всего история, сочиненная самим Вазари, – в его «Жизнеописаниях» немало таких украшательств. Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. Эта версия считается просто домыслом.
Это можно сделать, почитав «Жизнеописания» Джорджо Вазари. Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ).
В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Родился он в 1452 году, умер в 1519 году. 1476 г. Национальная галерея Вашингтона. Мона Лиза (фрагмент). Одновременно, мифологизируются шедевры французских коллекций (не могла в этом отношении Франция уступать Италии, ставшей безнадежной европейской провинцией). Я не говорю, что я совершенно прав.
Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Эта загадка практически решена. Исходящее от Моны Лизы ощущение силы – это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Леонардо писал картину несколько лет.
И чему. Шумели долго и со вкусом.
Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы. Она изображена на фоне пейзажа, который даёт хороший контраст для изображения человека. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу.
() Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджиа (итал. Vincenzo Peruggia). Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». После краткого (относительно) периода забвения, последовавшего в век Просвещения, начинается «современная» история «Моны Лизы». Мир не перевернулся, небесные светила не погасли и не вспыхнули с новой силой в момент рождения великой картины (предполагают, что случилось это 1502 году). Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Дживелегов выдвигает следующую версию: «То, что работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа».
Все детали её исполнены с величайшим усердием. История искусств очень сложная вещь. «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. Михаил Алпатов указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полуфигура её образует нечто целое, сложенные руки придают её образу завершенность.
Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Для окончательного становления мифа не хватает некого завершающего штриха. Исходящее от Моны Лизы ощущение силы— это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Ротенберг пишет: «хотя художники кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах— в композициях на религиозную и мифологическую тематику. Как вы все знаете Мона Лиза это самая дорогая и самая известная картина в мире.
Две фрагментарные колонны обрамляют фигуру и образуют «окно», смотрящее на пейзаж. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Справа: Мона Лиза. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Есть и еще одна полярная «медицинская» версия — беременность. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Мне Мoна Лиза улыбалась. Ее глаза двигались, румянец был живой и теплый, это было так, как если смотреть обьемный фильм. Приятно, но на психику давит.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Разве что Рафаэль. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. При этом каждый предыдущий слой должен был высохнуть.
Но в применении метода сфумато все равно ему уступал. Зигмунд Фрейд пишет: «Кто представляет картины Леонардо, у того всплывает воспоминание о странной, пленительной и загадочной улыбке, затаившейся на губах его женских образов. Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой иконографии портретных изображений.
И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Поэт Гийом Аполлинер был арестован по подозрению в совершении преступления и позже освобождён. Искусство – одно из достижений человечества, предмет его заслуженной гордости. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Заказы, получаемые Леонардо, были незначительны, но один из них подарил нам «Мону Лизу».
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». Оба этих случая не нанесли картине вреда.
В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Здесь в противоборстве классицистов и романтиков рождалось современное искусство. Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. 77 x 53 см.
Через отца ему передают пожелание, чтобы он написал портрет молодой флорентийки. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Потрет можно отнести к поясным так как Мона Лиза изображена лишь до пояса. Vincenzo Peruggia).
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой.
До него никто не видел в ней никакой тайны. Вазари сообщает, что четыре года и в это время картина все еще оставалась незаконченной. Все щитают что сначало рукава её, платя были красными это видно из копии в Прадо.
Ее одежда ничем не примечательна. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Вазари пишет, что он четыре года продолжал работу, но, возможно, еще дольше. Третий брак состоялся в 1476 году с Лукрецией дель Качио.
Картина достаточно большая по своим размерам, чтобы включать руки и кисти. В более раннем варианте картина была более крупных размеров. Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена.
Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. 1503-1519 гг.
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет).
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Это общепризнанный источник, которому доверяют все искусствоведы.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Это и есть одна из главных тайн изображения.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её репутация потускнела. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной.
С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Михаил Алпатов указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полуфигура её образует нечто целое, сложенные руки придают её образу завершенность. Это уже дама, которой за 30-35 лет.
На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой.
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. да там толпа. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12.
Современники восхищались насколько реалистичен этот портрет. В первом браке он был женат на Лизе ди Джованни Филиппо де Кардуччи, а во втором – на Катерине ди Мариотто Ручеллиа, которые обе умерли во время родов. Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной».
Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях.
В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Я имею ввиду его черный квадрат. Именно в этом портрете придуманный мастером метод сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) раскрыт максимально. Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики.
А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. Леонардо отказал.
По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. «Улыбка Джоконды», кому из нас незнакомы эти слова. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели.
И ещё более был бы удивлен Леонардо, поставивший себе здесь гораздо более скромную и, одновременно, гораздо более трудную задачу— дать такое изображение человеческого лица, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки кваттрочентистской статики и психологической неподвижности. Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы». По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить. Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. Была уволена администрация музея.
На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет. Когда речь заходит о великих произведениях живописи, наверное, первое, что вспомнится любому культурному человеку, — это картина «Мона Лиза» великого итальянского живописца, скульптора изобретателя и учёного Леонардо да Винчи (1452-1512).
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини.
Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. Также Вазари говорит о бровях. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Лувр, Париж Современники Леонардо описывали совсем другую Мону Лизу Сомнений в авторстве Леонардо нет. Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить. От по своему привязался к этой картине. Платье на девушке зеленого цвета с тонкими сборками и рукавами желтого цвета в кладках.
Быть может, Леонардо не решил этой задачи сполна, но он сделал портретом Моны Лизы так много, что все дальнейшее искусство портрета должно всегда возвращаться к «Джоконде» как к образцу недосягаемому, но обязательному». Но это уже другая история. Vincenzo Peruggia). Леонардо да Винчи. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
У Моны Лизы – реальность жизни, у пейзажа – реальность сна. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Зелёное платье в тонких сборках, с жёлтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
Им стало исчезновение картины в 1911 году и скандал вокруг этого криминального события. Вот таким образом глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Если смотреть глубже — это воплощение идеала человека эпохи ренессанса.
На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Наверняка вы знаете, что Мона Лиза самая дорогая и самая известная картина в мире. Так и с данной статьей. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал.
Тайну поразительного воздействия этой картины пытаются разгадать уже много лет. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению.
В ХХ ст. Ещё первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. Эта версия считается просто домыслом. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. По некоторым данным известно, что во время работы над этой картиной Леонардо да Винчи отказался от целого ряда выгодных заказов и полностью отдался работе над «Моной Лизой», которая заняла у него три года (1503-1506).
Голова слегка повёрнута. Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Вот таким образом в выражении лица прекрасной флорентийки они усматривали самое абсолютное изображение антагонизма, управляющего любовной жизнью женщины, сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядно-требовательной чувственности, поглощающей мужчину как нечто постороннее. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. Этому имперсональному психологизму отвечает космическая отвлечённость пейзажа, почти полностью лишённого каких-либо признаков человеческого присутствия. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
Джоконда стала персонажем криминальной и светской хроник вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
() Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Дерево, масло.
Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. Лувр.
Как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу». Каждый исследователь дает на поставленный вопрос свой ответ. На его стихи есть неплохие песни. И потому не исключено, что кто-то иной позировал художнику в дальнейшем.
Грудь преподнимется. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. С великим рядом жить было слишком некомфортно. Его искусство уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо.
Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности. О матери Леонардо почти ничего не известно.
В лице её мягкость, человечность, одухотворённость. Произошло это недавно, в XIX столетии от Рождества Христова. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение.
Sfumato – «дымка», «туман» или полутень, в которой на картинах Леонардо тонут все контурные линии. Историю написания полотна великолепно изобразил Д. С. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром.
Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме.
Также учёный пишет об ошибочном указании на неоконченность портрета— «портрет несомненно писался долго и был доведен до конца, что бы ни говорил Вазари, который в своей биографии Леонардо стилизовал его как художника, принципиально не умеющего окончить ни одну крупную работу. В результате получилась настолько страшная картина, что непонятно, как эта женщина вообще жила. 76х53 см. Посередине: Дама с горностаем.
Мона Лиза является одним из самых притягательных произведений искусства. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Критикам (в этом амплуа в те годы выступали писатели и поэты преимущественно романтической формации) фигура Леонардо сама по себе казалась крайне привлекательной.
Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Лазарев анализировал её как учёный-искусствовед: «Эта улыбка является не столько индивидуальной чертой Моны Лизы, сколько типической формулой психологического оживления, формулой, проходящей красной нитью через все юношеские образы Леонардо, формулой, которая позднее превратилась, в руках его учеников и последователей, в традиционный штамп. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Итак, в следующее, XIX столетие, Франция вошла уже как центр европейской (читай мировой) культуры. В этом секрет ее обаяния. Немецкие шовинисты французское правительство.
Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». Ее страстно любят и столь же страстно ненавидят. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Первые попытки найти картину ни к чему не привели. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на неё не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19.
Мы привыкли к такому положению дел. раздел Техника). Возрождение.
По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». раздел Техника). Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. История культурного феномена и легенды. Подобные слова принесли произведению всемирную славу.
Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным. В галантный век таким центром, почти незаметно стала Франция. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11.
Второе средство – это отношение между фигурой и фоном. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. Также учёный пишет об ошибочном указании на неоконченность портрета— «портрет несомненно писался долго и был доведён до конца, что бы ни говорил Вазари, который в своей биографии Леонардо стилизовал его как художника, принципиально не умеющего окончить ни одну крупную работу.
В Фонтенбло «Мона Лиза» пребывала почти двести лет и лишь в начале XVIII века была перевезена в Версаль. Далеко не всем она кажется таковой. И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи». Собственно портретные работы XV века при всем их бесспорном физиономическом сходстве и излучаемом ими ощущении внутренней силы отличались ещё внешней и внутренней скованностью. Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как легкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Раньше искусство служило церкви, власти и знати. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой.
Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Но картину вернули в Лувр. Если посмотреть на оригинал, то все вопросы о том, как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу», отпадут сами собой. Улыбается она или нет.
Король решил простить выжившего из ума, как он полагал, старика, а знаменитый портрет в конце концов оказался в Лувре. Кто такая Мона Лиза.
Якобы это провокация устроена им ради отвлечения внимания от ближневосточных событий. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Улыбка, застывшая на вытянутых, трепетных губах, стала характерной для него и чаще всего называется леонардовской. И кстати она у него очень хорошо вышла. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
В итоге Леонардо написал не портрет конкретной женщины, а некий обобщенный образ, который оказался столь дорог Мастеру, что он так и не передал картину заказчику, а увез с собой во Францию. Мона Лиза из Лувра явно старше. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Может вы не знали, но полное название — Портрет госпожи Лизы дель Джокондо.
Убедиться в этом и предлагает изложенная ниже подборка. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Антонмария ди Нолдо Герардини – отец Лизы, дважды овдовел. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Еще очень давно писали о том Леонардо любил и восхищялся этой картиной.
Теперь лучшими в глазах всего мира были произведения созданные на земле Франции. Во всем этом Леонардо проявляет свое умение творить согласно законам ритма и гармонии». Цель этого похищения не выяснена однозначно. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
() Джоконда— не портрет.
Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. Модель ставит точную грань, которую зритель не может преодолеть. 1490 г. Музей Чарторыйских, Краков. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. Разводя краски скипидаром до прозрачного состояния, Мастер добился удивительного эффекта, но его эксперименты привели к тому, что цветовая гамма сильно изменилась – сейчас преобладают сине-зеленые тона, в то время как написанные в традиционной манере копии сохранили первоначальный колорит – к примеру, на этих копиях рукава одеяния (они обычно пристегивались к платью отдельно) красного цвета. На роль шедевра мирового масштаба Мона Лиза подходила как нельзя лучше. Она притягивает и одновременно закрывается от зрителя. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Оно было достаточно обеспеченным и пользовалось доходами ферм в Кьянти, на которых производилось оливковое масло, вино, выращивались пшеница и скот. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которое впечатляет и любителей живописи и профессионалов.
Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь два года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
Моделировка эта вызывает настолько сильное впечатление живой телесности, что Вазари писал, будто в углублении шеи Моны Лизы можно видеть биение пульса. Доска (тополь), масло. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. 1503-1519 гг. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Леонардо да Винчи. То, что Луврскую Джоконду написал сам Леонардо, почти никто не сомневается.
Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки.