«мона Лиза» была источником вдохновения для многих художников более поздних эпох, в том числе МарселяДюшана, ФернанаЛеже, иЭндиУорхола. Художник представил Мону Лизу в сидящем положении на фоне прекрасного пейзажа и уже при первом взгляде ассоциация ее сильно увеличенной фигуры с просматривающейся вдалеке большой горы и ландшафтом придает образу присутствие необыкновенного величия. Согласно Джорджио Вазари (1511—1574), автору биографий итальянских художников, Мона Лиза (сокр. Недавнее исследование преподавателем геоморфологии в университете Урбино и художником-фотографом показало удивительные сходства пейзажей Моны Лизас к некоторым взглядам в регионе Montefeltro в итальянских областях Пезаро, Урбино и Римини.
Согласно Джорджио Вазари (1511—1574), автору биографий итальянских художников, Мона Лиза (сокр. Рисуя «Мона Лизу», художник следил за тем, чтобы натурщица пребывала в прекрасном настроении и чтобы ей не было скучно. То, как могла выглядеть Мона Лиза, нам демонстрирует копия картины из музея в Прадо, которая выполнялась, как считается, одновременно с оригиналом в мастерской художника.
Мона Лиза (также известная как Джоконда) — портрет молодой женщины, написанный итальянским художником Леонардо да Винчи около 1503 года. «мона Лиза с усами» — произведение, принадлежащее художнику-сюрреалисту Марселю Дюшампу.
Эти картины сделаны при помощи разноцветных катушек с нитками. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало.
«Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари.
С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. Никто не знает, кто обрезал картину.
Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Где любовь, там и ревность. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача».
Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни.
А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Искусствовед Ротенберг считает, что «немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных Моне Лизе по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Чувственные кривые волос и одежды женщины отражены в холмистых воображаемых долинах и реках позади нее. Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11.
И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
Разразился страшный скандал. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Бельгиец Пьере был его секретарем. Леонардо сознательно избегает тяжёлых драпировок, которые могли бы затемнить выразительность рук и лица. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Скептики утверждают, что уникальную славу Джоконда завоевала не красивыми глазами и загадочной улыбкой.
Не было ее и у реставраторов. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Есть два вида зрения: прямое и периферическое. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом.
После этих событий картина набрала небывалую популярность. До охраны наконец дошло, что картину украли. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Потом разошлись по всему миру. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга».
Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. «Джокондомания» охватила Америку. Большое их количество вызвало на свет недоказуемую версию, что существовал вариант обнажённой Моны Лизы, написанный самим мастером.
Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Кроме эротических фресок и скульптур ее украшали любимые картины Франциска, а он предпочитал все светлое и радостное. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Когда-то между 1888 и 1905 или возможно во время кражи картины, верхняя скоба выпала.
Записка датирована октябрем 1503 и была написана современным Агостино Веспуччи Леонардо. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Этому имперсональному психологизму отвечает космическая отвлечённость пейзажа, почти полностью лишённого каких-либо признаков человеческого присутствия.
В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Только чувство утраты рождает любовь. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Ученым удалось разгадать эту загадку. По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера.
Мона Лиза продолжает вдохновлять художников во всем мире. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см).
Роль главного героя в деле о краже Моны Лизы досталась не полиции, а прессе и она щедро отплатила портрету Леонардо за возможность продемонстрировать своё растущее могущество. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы». Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. В некоторый момент в ее истории, Мона Лиза была удалена из ее оригинальной структуры. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен.
Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали.
Художник испытывал потребность вернуться в места, где он родился, провёл детство и юность. 35 фотографических объектов – из серии Мона Лиза отправляется в Россию (1997 – 2001) представляют это путешествие. Известность живописи была подчеркнута, когда она была украдена 21 августа 1911. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». 2 августа 2009 российская женщина, обезумевшая по тому, чтобы быть отрицаемым французское гражданство, бросила керамическую кружку или чайную чашку, купленную в музее, в живописи в Лувре судно разрушилось против стеклянного вложения.
Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре.
В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) — «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают. Оба этих случая не нанесли картине вреда.
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. раздел Техника). Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Еще одна схожая версия. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной.
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы».
Вот таким образом глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи. Эта версия считается просто домыслом.
Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо. Мона Лиза выживала больше 500 лет и международная комиссия, созванная в 1952, отметила, что «картина находится в замечательном состоянии сохранения». Художник не расставался с портретом до самой смерти.
Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон. Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде.
Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Vincenzo Peruggia). Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи.
На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца.
«Джоконда» впала в полное забвение. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия — беременность. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21.
Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. По мнению художника, поместить Мону Лизу в экран монитора, а точнее, в квадрат окна операционной системы Windows, требует само время – нынешний человек чаще смотрит в окошко Windows, чем в обычное окно. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась.
Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета.
Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Сопровождаемый его творческим alter ego, Георгий Пузенков фиксировал на пленку напряженный и эстетически насыщенный диалог, возникавший между Моной Лизой и российской реальностью, Западом и Востоком, прошлым и настоящим. Одна из загадок связана с глубокой привязанностью, которую автор испытывал к этому произведению.
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Он говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля».
Публика разделилась на два враждующих лагеря. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Сколько мы знаем личностей Дюшана и как много его работ.
Но затворницей Мона Лиза не была. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал.
В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Искусствоведы часто объясняют гениальность картины как раз тем, что на нем изображена земная женщина в образе Богоматери. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. 4.
30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Она придаст твоему лицу таинственное выражение.
Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. Только в 1860-х, критики начали приветствовать его как шедевр ренессансной живописи и только в тонкой части французской интеллигенции. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю.
Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала.
Нам не известно. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы.
Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его французской мастерской. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Опасно попасть под обаяние этого призрака. Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. На картине преобладают зеленый, который передает цвет одежды Моны Лизи и также подтверждает, что она находится за лесом. Состав является статическим, но открытым. Сама дама хоть и находится на переднем плане, не отмечена яркими цветами, что позволяет ей вписаться в ландшафт. Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Отсутствие резких контуров, насыщенных цветов и сложность диагностики различных элементов делает атмосферу в картине идиллической, сказочной и загадочной. Голова слегка повёрнута.
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года.
Одно— это чудесное леонардовское сфумато. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто. А это означает: Мона Лиза неправильно питалась. Леонардо да Винчи анатомировал трупы. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Нейрофизиолог Гарвардского университета Маргарет Ливингстон полагает, что причина тому – не магия искусства Леонардо да Винчи, а особенности человеческого зрения: появление и исчезновение улыбки зависит от того, на какую часть лица Джоконды направлен взгляд человека. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена.
Существует версия, что картины на самом деле две. История искусств очень сложная вещь. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
В 1997, с картиной Single Mona Lisa 1:1 (70 х 70 см) и фотокамерой, художник Георгий Пузенков отправился в путешествие по деревенской и городской России. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи».
Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. () Джоконда— не портрет.
В обоих случаях живопись была неповреждена. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Именно сфумато создаёт влажный взгляд Джоконды, легкую, как ветер, её улыбку, ни с чем не сравнимую ласкающую мягкость прикосновения рук». Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3.
7. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Может быть, эта история и соответствует действительности, но скорее всего Вазари просто добавил её к биографии Леонардо для развлечения читателей. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства.
Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза.
Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Эту картину надо просто один раз увидеть. Исследователь Игорь Ладов обнаружил в нем цикличность: кажется, стоит провести несколько линий, чтобы соединить края пейзажа. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Он приходит в музей. В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза». А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка.
Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Подробный анализ в 1933 мадам де Жиронд показал, что более ранние реставраторы «действовали с большой сдержанностью». Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках).
В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него.
Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Будем считать, что мне повезло. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией.
«Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которое впечатляет и любителей живописи и профессионалов. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. А еще – техника. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Голова слегка повёрнута10.
Программа проанализировала основные черты лица изгиб губ и морщинки вокруг глаз, а затем оценила лицо по шести главным группам эмоций. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Субодх Гупта в 2009 году придал трехмерную форму произведению «L. H. O. O. Q» Марселя Дюшана, превратив репродукцию знаменитого полотна с пририсованными усами в бронзовую скульптуру. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель. Фон за Лизой Герардини сделан исключительным образом: коррозия и горные породы, формируемые реками, с легкой фильтрацией создают пейзаж. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Была уволена администрация музея.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Скорее, здесь было что-то из области колдовства. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов.
Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
И сама улыбка ее отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности её глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся губы её сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Вьющиеся пути и отдаленный мост дают только малейшие признаки человеческого присутствия.
Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа.
раздел Техника). Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Мотивом такого неразумного поступка оказалась вовсе не страсть к наживе, а патриотическое желание вернуть итальянскую жемчужину на родину. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция».
Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени.
Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. Так и с данной статьей. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра.
Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Маленькие, красиво вырезанные ноздри, розоватые и нежные исполнены с величайшей правдивостью. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. О матери Леонардо почти ничего не известно. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения.
Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Пабло Пикассо также находился под подозрением. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Предмет был описан как глухой, в трауре, беззубый, «высокооплачиваемый пирог», возлюбленный различных людей, отражение неврозов художника и жертва сифилиса инфекции, паралича, паралича, холестерина или зубной боли. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы». Так как ярко освещенное лицо практически создано с различными намного более темными элементами (волосы, завеса, тени), привлекательность наблюдателя к нему принесена до еще большей степени. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина».
() Джоконда— не портрет. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Немецкие газеты платили той же монетой.
С 2005 живопись была освещена светодиодной лампой и в 2013 новая светодиодная лампа на 20 ватт была установлена, особенно разработана для этой живописи. Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Грустит она или улыбается.
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции.
Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо). Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
«Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам (итал. Vincenzo Peruggia). Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления).
Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Музей – это публичное заведение. На его стихи есть неплохие песни. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки.
Собственно, следуют советы современным женщинам: подумай, какая ты замечательная, милая, добрая, неповторимая – ты стоишь того, чтобы радоваться и улыбаться себе. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь два года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Назревала большая европейская война.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Там он написал знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика изобретателя механизмов, музыканта.
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. В течение 20-го века живопись была украдена, объект для массового воспроизводства, коммерческого планирования производства, порицания и предположения и была воспроизведена в «300 картинах и 2000 рекламных объявлений».
Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину.
Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Эта версия считается просто домыслом.
Мона Лиза – автопортрет художника. Эти идеи вызрели в квартале поэтов – Латинском квартале Парижа, в дискуссиях в кафе романтической молодежи. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Абсолютно бессознательно он писал новое существо, наделенное всеми возможными признаками материнства. Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция.
Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо.
Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи.
Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
То есть разобраться в этом механизме. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. В 1517 году кардинал посетил Леонардо в его французской мастерской. 6 апреля 2005 — после периода кураторского обслуживания, записи и анализа — живопись была перемещена в новое местоположение в пределах Salle des tats музея. Вывод: правая половина тела модели парализована, а, значит, таинственная улыбка – тоже лишь судорога.
Борис Виппер указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет».
Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске.
Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени. Цель этого похищения не выяснена одназначно. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе».
Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Так он и спал на картине больше двух лет. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью.
К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов. Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами.
В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Vincenzo Peruggia). Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение.
Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см.
Нет никакого признака близкого диалога между женщиной и наблюдателем, как имеет место в Портрете Бальдассаре Кастильоне (Лувр), покрашенный Рафаэлем приблизительно десять лет спустя и несомненно под влиянием работы. В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов.
Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики.
Например, тот Леонардо, вероятно, нарисовал свою модель искренне, так как ее красота не замечена как являющийся среди лучшего, «даже когда измерено последним кватроченто (15-й век) или даже стандарты двадцать первого века». У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
«Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. В то же время улыбается она как-то двусмысленно. В ответ на деформирование и опухоль, страдавшую во время ее хранения во время Второй мировой войны и подготовить картину к выставке, чтобы соблюдать годовщину 500-го дня рождения Леонардо, Мона Лиза была приспособлена в 1951 с гибкой структурой дуба с буковыми крестовинами. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Сделав портрет поколенным по формату, художник получил возможность демонстрировать более широкий диапазон изобразительных приёмов.
Я имею ввиду его черный квадрат. Использование пуленепробиваемого стекла оградило Мону Лизу от более свежих нападений. По ней его детища неожиданно обнаруживаются через века. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. Прямое хорошо воспринимает детали, хуже – тени.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два.
Двора Спербер создала целую серию картин, все из которых несут одно название – «После Моны Лизы» – и различаются лишь порядковыми номерами. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Monna — это сокращение от ma donna — Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4.
Были допрошены сотни людей. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Её сущность заключается в том, что здесь даётся одна из первых в итальянском искусстве попыток изобразить естественное психическое состояние ради него самого, как самоцель, без каких-либо привходящих религиозно-этических мотивировок.
Однако приведенное в соответствие с инфляцией использование американского Индекса потребительских цен, 100 миллионов в 1962 составляют 760 миллионов в 2012, делая его, на практике, безусловно самой ценной живописью в мире. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3.
Лувр был закрыт на всю неделю, чтобы помочь в расследовании воровства. Таким образом, Мона Лиза действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо— Лизой Герардини. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Ее перевели в покои министров. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Такой вывод историк искусства, впрочем, сделал не только из-за внешнего сходства моделей, а после изучения фотографий в высоком разрешении, которые позволили разглядеть Винченти в глазах модели L и S – первые буквы имен автора картины и изображенного на ней юноши, по убеждению специалиста. Что вы видите перед собой. Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней.
Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. До него никто не видел в ней никакой тайны.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам».
Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. О картине особенно не вспоминали до середины XIX века, когда художники, близкие к символистскому движению, начали восхвалять её, ассоциируя со своими идеями относительно женской загадочности. Они избрали ее объектом своих экспериментов. С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение».
Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари».
«Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. Картина, как доказывают в этом случае учёные, была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына, названного Андреа. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. 3. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Алпатов добавляет, что «в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Пачифика (если это она) на картине вышла как живая. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики.
Джоконду осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы.
Гибкая структура дуба (добавленный 1951) и взаимные скобы (1970) помощь, чтобы препятствовать группе деформироваться далее. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». Леонардо умер в Амбуазе 2 мая 1519 его картины к этому времени были рассеяны в основном по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях почти в полном забвении еще несколько веков.
В своей новаторской работе Леонардо перенёс главный центр тяжести на лицо портретированной. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Страховка не была куплена. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра.
Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Приблизительно 6 миллионов человек рассматривают живопись в Лувре каждый год. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». Перед ее воровством Мона Лиза не была широко известна вне мира искусства. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Только вот женщин там вы не найдете.
Гений художника позволял ему увидеть за живой телесностью форм подлинную сущность естества. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Свет дает разнообразие живущих поверхностей основная геометрия сфер и кругов.
Однако уже сейчас его исследования удостоились чести находиться рядом с полотнами великого Леонардо да Винчи. да там толпа. Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Авангардистский мир искусства сделал примечание бесспорного факта популярности Моны Лизы. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США.
Все детали её исполнены с величайшим усердием. Дюшан способен заставить нас воспринимать все по-иному. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Король Франциск I, как считается, купил картину у наследников Салаи (за 4 000 экю) и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV.
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр.
Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
Но она ли на картине. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Перед этими 1962–3 турами живопись была оценена для страховки в 100 миллионах. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе».
Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Хотелось бы еще раз побывать в Париже бно я не думаю что опять пойду в Лувр, кто знает, какая будет реакция на этот раз, зачем искушать судьбу. Лучшего воспоминания уже не буде. т Кстати. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы».
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Меня удивило, что он маленький. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см.
Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Время шло – картина не появлялась.
Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице.
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо.
Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт. Искусство наделено властью выражать чувства и идеи оно заставляет нас понять то, что было не понятным. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту.
Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». В 1920 году в журнале Дада художник-авангардист Марсель Дюшан пририсовал к фотографии загадочнейшей из улыбок пышные усы и сопроводил шарж начальными буквами слов ей невтерпеж. Несмотря на лечение, о Моне Лизе хорошо заботились всюду по ее истории и хотя деформирование группы вызвало хранителей «некоторое беспокойство», 2004–05 команд сохранения было оптимистично о будущем работы. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Ее грудь, шея и жар лица в том же самом свете это моделирует ее руки. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ).
Леонард был арестован. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Как Мерилин Монро или Микки-Маус.
Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Где-то между 1503 и 1506-м. Я думал, что я довольно неплохо разбираюсь в живописи, но я понял, что я не только дилетант, но и просто абсолютно непосвященный в искусство человек. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. В такой компании и оказалась «Мона Лиза».
Пабло Пикассо также находился под подозрением. Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Подлокотник стула функционирует как делящийся элемент между Моной Лизой и зрителем. Так же изображение из катушек, собираясь в сфере, переворачивается на 180 градусов, тот же процесс происходит и при передаче образа от человеческого глаза к мозгу. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.
Позади нее обширный пейзаж отступает к ледяным горам. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Как было с Малевичем.
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». К тому же он доверял профессионалам. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Во время Второй мировой войны картина была в целях безопасности перевезена из Лувра в замок Амбуаз (место смерти и погребения Леонардо), потом в аббатство Лок-Дьё и наконец в музей Энгра в Монтобане, откуда после победы благополучно вернулась на место.
Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Я не говорю, что я совершенно прав. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь.
В 1952 слой лака по знаниям в живописи был выровнен. Более поздний реставратор склеил и выровнял получающееся гнездо и трещину с тканью. Это вмешательство было умело выполнено и успешно стабилизировало трещину. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. Было много предположения относительно модели и пейзажа живописи.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Дюшан добавил надпись, которая, когда прочитано вслух на французском языке походит «на Elle chaud au cul» значение: «у нее горячая задница», подразумевая, что женщина в живописи в состоянии сексуального волнения и предназначена как фрейдистская шутка. Но меня интересовало его мнение о Высоцком, на что он самоуверенно стал дословно говорить: "Мы поэты его поэтом не считаем. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения».
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. В апреле 1974 «хромая женщина», опрокинутый политикой музея для инвалидов, распылила красную краску в живописи, в то время как это демонстрировалось в Национальном музее Токио. Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Он хотел при помощи приемов, уже выработанных и испробованных им раньше, особенно при помощи своего знаменитого sfumato, дававшего и раньше необыкновенные эффекты, сделать больше, чем он делал раньше: создать живое лицо живого человека и так воспроизвести черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт до конца внутренний мир человека». Женщина появляется осознающий необычную меру, который Леонардо, достигнутый его новым методом, чтобы не потянуть схемы (sfumato), «главным образом, в двух особенностях: углы рта и углы глаз» (Gombrich). Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Родился он в 1452 году, умер в 1519 году.
Работа связала очистку с алкоголем, ретушью цвета и перелакировкой живописи. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Мона Лиза «. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка».
Вместо этого больше было потрачено на безопасность. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине.
Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача».
К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды».
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Но в картине Мона Лиза воплощено не только разумное начало — образ ее исполнен высокой поэзии, которую мы ощущаем и в ее неуловимой улыбке и в таинственности развертывающегося за ней полуфантастического пейзажа. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. Французы, сначала Людовик XII, а затем Франциск I, восхищались произведениями итальянского Возрождения, особенно Тайной вечерей Леонардо. В 1963 после визита живописи в Соединенные Штаты, Энди Уорхол создал serigraph печати многократной Моны Лизас под названием Тридцать, Лучше, чем Один, как его работы Мэрилин Монро (Двадцать пять Цветных Marilyns, 1962), Элвис Пресли (1964) и суп Кэмпбелла (1961–1962). Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушкаЛизаДжерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Она представлена в середине работы, хотя вы можете увидеть ее довольно пышную, женскую фигуру, картина имеет достаточно точную сбалансированность. Девушка изображенная на картине имеет длинный, темный, прямой и падающий на плечи волос, миндалевидные глаза, с тонкими бровями, расположенными над ними и маленьким ртом. Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке. Вся работа дополняется фоном — скалистым пейзажем коричневато-зеленых гор, слегка покрытых туманом.
До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Историк Дональд Сэссун каталогизировал рост известности живописи.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся.
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал.
Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Уже в 1883 смех Le изображение Моны Лизы, куря трубу, Sapeck (Эжен Батай), показали на шоу «Incoherents» в Париже. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19.
Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. На раме он заметил отпечаток пальца. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична.
Ее свернутые руки формируют передний угол пирамиды. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II.
Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. Раньше искусство служило церкви, власти и знати.