Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Это сейчас мы знаем десятки фотожаб на Мону Лизу (смотри ниже) и только улыбаемся им. Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства. Впрочем, есть и немало других кандидаток на звание Моны Лизы, которые конкурируют с Салаи: это Изабелла Гуаланди, Джиневра Бенчи, Констанца дАвалос, распутница Катерина Сфорца, некая тайная любовница Лоренцо Медичи и даже кормилица Леонардо.
С этой целью были приглашены шестеро музыкантов, которые играли специально для Мона Лизы и был установлен музыкальный фонтан изобретённый самим же да Винчи. Мона Лиза протянула руку и он молча поцеловал эту руку, в первый раз с тех пор, как они друг друга знали, – и в то же мгновение почувствовал, как, быстро наклонившись, она коснулась губами волос его. Если наложитьдве картины «Мона Лиза», то возникает 3-D эффект, что, собственно, делает эту картину первым стереоскопическим изображением в истории. Впрочем, в искусствоведческой среде ходят слухи о том, что знаменитая «Мона Лиза» кисти Леонардо да Винчи и его же «Джоконда» — это две совершенно разные картины.
Но до сих пор самое интересное, что «углядели» многие в «Моне Лизе», – это якобы скрытое в слоях красок тайное послание. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, в следствии чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к Моне Лизе. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, в следствии чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».
Рафаэль, этот бессмертный гений, этот превосходный рисовальщик, был страстным поклонником «Моны Лизы» Леонардо и даже, вдохновлённый шедевром, оставил нам свой эскиз этой картины. Все это – «Мона Лиза», написанная в начале XVI века знаменитейшим Леонардо да Винчи.
Голова слегка повёрнута. Не было ее и у реставраторов. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра.
Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. Леонардо да Винчи. На известном всем портрете колонны отсутствуют. Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой.
А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача».
От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц.
Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. «Джокондомания» охватила Америку. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях.
В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Там у Св. Мона Лиза – автопортрет художника. На протяжении этого времени Мона Лиза не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Это одно из чудес этого портрета.
С некоторой долей воображения можно увидеть явное сходство, особенно в формах носа и губ. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. Но это чрезвычайно трудная задача. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения.
И он удалялся от этого уродства, от сладострастной борьбы самцов и самок, точно так же, как от кровавой бойни пожирающих и пожираемых, не возмущаясь, не порицая и не оправдывая, признавая закон естественной необходимости в борьбе любви и голода, только сам не желая участвовать в ней, подчиняясь иному закону – любви и целомудрия. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности её глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся губы её сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приёму: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Однако это можно списать на плохую реставрацию.
Анны. Анны было лицо его матери Катерины. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью.
Чуткая лань, вытянув шею, насторожилась. Еще в XIX столетии французский писатель Стендаль отмечал, что после долгого любования картиной у него приключился необъяснимый упадок сил Работники Лувра, где сейчас висит полотно, рассказывают, что зрители нередко падают перед «Моной Лизой» в обморок. А еще – техника. У любого могут возникнуть сомнения по этому поводу. Достаточно прочитать описание портрета Джорджо Вазари, младшего современника Леонардо да Винчи. Была уволена администрация музея.
Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий.
Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи.
() Джоконда— не портрет. Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы14. Но она ли на картине. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции.
К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). Было ли то, что их соединяло, любовь. То есть разобраться в этом механизме.
Идею основоположника психоанализа позднее поддержал Сальвадор Дали: В современном мире существует настоящий культ джокондопоклонства. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Публика разделилась на два враждующих лагеря.
О матери Леонардо почти ничего не известно. Так в сознании читающей Европы возник любовный треугольник – молодой красавец художник, старый муж-купец и прекрасная Джоконда. Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики20. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю.
В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Данная версия тоже объясняет, почему портрет остался у великого художника. Частота вспышек в зале— примерно 2 Гц.
Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Она придаст твоему лицу таинственное выражение. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. Яков Фрейдин (Jacob Fraden) в первой жизни жил в Свердловске, кандидат технических наук, работал в НИИ и одновременно кинокорреспондентом на ТВ.
Картина была извлечена из чемодана с двойным дном. Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Эта версия считается просто домыслом.
И это давало ему радость великого освобождения. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Прато, Пистойя, Пиза, Лукка, – писал он в своих заметках, – приняв участие в этом предприятии, возвысили бы свой ежегодный оборот на 200. 000 дукатов. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию2. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности.
И кое-где вдали засверкали оконные стекла, точно раскаленные уголья. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Это ей положительно нравилось, так почему бы и не улыбаться. Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка.
В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Никакой тайны тут как-то не видно. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
Мне показалась такая реакция странной. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. Теперь казалось ему, что он видит его впервые. Довольно странно. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо.
У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы. Были допрошены сотни людей. Музей – это публичное заведение. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. В 1920 году в журнале Дада художник-авангардист Марсель Дюшан пририсовал к фотографии загадочнейшей из улыбок пышные усы и сопроводил шарж начальными буквами слов ей невтерпеж. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина».
Портрет казался чем-то, скорее, божественным, чем человеческим и почитался произведением чудесным ибо сама жизнь не могла быть иной». Никто не говорит, не сыпятся шутки, не читаются никакие письма, не надо обедать, нянчиться с младенцами, гладить котят: в чем же причина. Цель этого похищения не выяснена одназначно.
Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Первые попытки найти картину ни к чему не привели.
да там толпа. Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия».
В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался.
В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. Ветер на мосту усилился свистел в ушах, колол лицо ледяными иглами. Анны. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Немецкие газеты платили той же монетой. Они избрали ее объектом своих экспериментов. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Но исходя из принципа «количество-качество» можно предположить, что хотя бы на тысячу картин (а репродукций конкретно на Джоконду еще больше) найдется хоть одна приличная. Здесь он начинает работу над портретом моны Лизы. В 1957 году итальянец Карло Педретти выдвинул иную версию: на самом деле это Пачифика Брандано, еще одна любовница Джулиано Медичи. В дымчатой светотени не только смягчаются все очертания фигуры и пейзажа и все цветовые тона.
Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта.
Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Держала себя и говорила так просто, что многие считали ее неумной. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. Свидетельство тому – типичной для подобного недуга узелок на коже между левым веком и основанием носа. Художник не расставался с портретом до самой смерти.
Она притягивает и одновременно закрывается от зрителя. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Как-то утверждалось, что подделывают даже рецептуры красок, фактуру холста и пр.
Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Третий брак состоялся в 1476 году с Лукрецией дель Качио.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. А самым важным в образном строе портрета является— это подчинение всех частностей руководящей идее. Все в ней было ясно, точно – до последней складки одежды, до крестиков тонкой узорчатой вышивки, обрамлявшей вырез темного платья на бледной груди.
Ротенберг пишет: «хотя художники кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах— в композициях на религиозную и мифологическую тематику. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. Король же поместил картину в баню не потому, что не понял, какой шедевр ему достался, а как раз наоборот. Был исследователем в CWRU (университет в Кливленде) и ряде американских фирм, основал 4 компании и преподавал в Калифорнийском Университете. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками»11.
Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Ее перевели в покои министров. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Это его глубоко волновало, всплывали воспоминания детства и он чувствовал некую эмоциональную связь между ней и своей матерью.
На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. Судя по источникам, «Джоконда» также была большего размера, чем известный нам оригинал «Моны Лизы». Также Вазари говорит о бровях. Это можно сделать, почитав «Жизнеописания» Джорджо Вазари. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи.
Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Он теперь не жалел ее и не боялся. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет.
В то же время улыбается она как-то двусмысленно. Но действительно ли перед нами жена торговца шелком Франческо дель Джокондо, фамилия которого стала вторым именем этой загадочной дамы. Но в этом было что-то привлекательное, совсем не пустота. И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы. Самое непонятное в ней это её композиция. Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды».
Если я прав, то портрет Девы Марии это единственный дошедший до нас автопортрет Леонардо без бороды, хотя и несколько феминизированный. На его стихи есть неплохие песни. Полицейские решили, что, украв статуэтки, авангардисты вошли во вкус и устроили провокацию с картиной Леонардо. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Мона Лиза (фрагмент).
В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Публикует рассказы в русских журналах в Америке, Европе и России.
Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».
1476 г. Национальная галерея Вашингтона. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу.
С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Он женился на Томмазе Виллани и после смерти ее уже в третий раз – на моне Лизе. Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него. Она вздохнёт. На нем натурщица позирует меж двух греческих колонн. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Еще одна схожая версия.
1503-1519 гг. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. И это был, в конце концов, венец славы Моны Лизы, коварный акт исчезновения. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам».
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской.
И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Для Леонардо в этом был какой-то пока нам непонятный смысл. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали.
Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Слово «мона» это сокращение от слова «мадонна», а оно, в свою очередь, означает «моя дама» (mia donna). На известном всем портрете колонны отсутствуют. И Джованни, хотя сам ничего еще не слышал, по лицу его понял, что это – она. Анной, её дочкой и внуком. Трещины по красочному слою были идентифицированы и Джери сразу вызвал полицию. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра.
Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Но Леонардо молчал. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. Пять рук ухватились за него и с яростью тащат разные стороны. Только вот женщин там вы не найдете. Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь.
Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения. Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
Антонмария ди Нолдо Герардини – отец Лизы, дважды овдовел. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) — «Портрет госпожи Лизы Джокондо».
Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. По тому, Как рты разинуты, видно, что неистовый крик вылетает из них. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»11.
К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Модель ставит точную грань, которую зритель не может преодолеть. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия — беременность. Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва.
Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке. До него никто не видел в ней никакой тайны. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Некоторые утверждали, что чувствовали ее вибрацию, как при прощании с покойным.
Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Соглашаясь принять участие в работах по отводу Арно от Пизы, Леонардо был почти уверен, что это военное предприятие повлечет за собою, рано или поздно, другoe, более мирное и более важное.
Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Таким образом Леонардо сделал два портрета своей матери – молодой и пожилой. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду».
Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы.
Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Художник молча слушал, делая вид, что соглашается. Слева, над предгорьями Монте-Альбано, лиловыми и нежными, дрожала одинокая звезда. Я имею ввиду его черный квадрат.
Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Прохожих мало. Тишина нарушалась только шумом воды на мельничной плотине за Понте алла Карайя.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа11. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). И высоты Муджелло сразу побелели, точно поседели, от инея. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Опасно попасть под обаяние этого призрака. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». «Мона» переводится как «госпожа».
В его сознании всплывали воспоминания детства, когда любящая мать качала его на коленях. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Из ущелья Муньоне подул северный ветер, пронзительный, точно сквозной. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую — святой Иоанн Креститель в молодости и третью — Святая Анна с Марией и младенцем Христом все в высшей степени прекрасные.
Бельгиец Пьере был его секретарем. Но в применении метода сфумато все равно ему уступал. 1490 г. Музей Чарторыйских, Краков.
Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»3. Погода к вечеру изменилась внезапно, как это часто бывает во Флоренции осенью.
«Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
Таким образом, он заставляет выступать последние с особой силой, тем большей, чем скромнее и нейтральнее ландшафт и одеяние, уподобляющиеся тихому, едва заметному аккомпанементу». Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. В тот же год, когда он работал над Моной Лизой, ему заказали картину со Св. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Когда же дошла очередь до фильма, - то тут он вообще начал рассказывать басни, что это гениальное его творчество, но его не поняли и враги плетут козни вокруг него. Однако, тот же Вазари, рассказывая об этой картине, дал нам детальное описание: «Ресницы, сделанные наподобие того, как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью» Похоже, что он говорит о какой-то другой картине.
И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство. Только случайно он узнал, что она читает по-латыни и по-гречески. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Тогда как художник в абсолютном спокойствии, в изящной одежде, сидя в мастерской, водит легкою кистью с приятными красками. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
К тому же он доверял профессионалам. Где любовь, там и ревность. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. Впрочем, злые языки их таких во Флоренции было не мало – не могли сказать ничего дурного о Джоконде.
Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена19. С моей точки зрения, эта картина куда более загадочна, чем «Мона Лиза».
Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа.
Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Часто говорят о её «загадочной» улыбке. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали.
Это война во всем своем ужасе, бессмысленная бойня, самая зверская из глупостей – pazzia bestialissima, по выражению Леонардо, которая не оставляет ни одного фовного места на земле, где бы не было следов, наполненных кровью. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Время шло – картина не появлялась.
Анна и младенец Иисус. Кроме того, музейные служащие заметили, что, когда в зал не пускают публику, картина как бы тускнеет, а стоит появиться посетителям, как краски будто становятся ярче, а загадочная улыбка проступает более отчетливо Парапсихологи объясняют феномен тем, что «Джоконда» — картина-вампир, она пьет жизненную силу человека Впрочем, это лишь предположение.
Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Цель этого похищения не выяснена одназначно.
Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. Когда все сроки прошли, муж Джоконды был разъярён и заявил, что ждать более не намерен и платить отказывается. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его французской мастерской. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе.
Накрапывал дождь. Если вглядеться в лицо «Моны Лизы», то можно заметить, что у неё абсолютно нет ни бровей, ни ресниц. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»10. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Так он и спал на картине больше двух лет.
Зачем математикой проверять гармонию, переводя на совремменный бытовой язык известное высказывание. Мне довелось портрет увидеть. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо. Дождь сделался похожим на медную пыль. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции.
«Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Как было с Малевичем. Изящная молодая женщина казалась ему самым пристойным украшением в доме. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Зигмунд Фрейд пишет: «Кто представляет картины Леонардо, у того всплывает воспоминание о странной, пленительной и загадочной улыбке, затаившейся на губах его женских образов. Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки.
Впрочем, как ни смягчены все контуры, волнистая прядь волос Джоконды созвучна прозрачной вуали, а брошенная через плечо свесившаяся ткань находит себе отзвук в плавных извивах далекой дороги. Для любого вменяемого человека все вышеописанные загадки покажутся бредом сбежавших из дурдома «Вечный Путь» буйнопомешанных. В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена.
Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. Также учёный пишет об ошибочном указании на неоконченность портрета— «портрет несомненно писался долго и был доведён до конца, что бы ни говорил Вазари, который в своей биографии Леонардо стилизовал его как художника, принципиально не умеющего окончить ни одну крупную работу. Где-то между 1503 и 1506-м.
Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. Это уже дама, которой за 30-35 лет. Через отца ему передают пожелание, чтобы он написал портрет молодой флорентийки. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»12. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Что за юноша.
Что на самом деле соединило лицо и имя, так это освещение в прессе, вызванное кражей. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно. Это общепризнанный источник, которому доверяют все искусствоведы. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см).
Но сто лет назад слава картины была ограничена западом, где она была превознесена до небес романтической популярности с тех пор, как Вальтер Пейтер (Walter Pater) написал в 1869 году: Она старше скал, среди которых расположилась, как вампир, она умирала много раз. То, что Луврскую Джоконду написал сам Леонардо, почти никто не сомневается. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Таким образом, можно предположить, что на картине «Джоконда – Мона Лиза» Леонардо да Винчи нарисовал свою мать Катерину в молодом возрасте. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Разразился страшный скандал. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой.
Которых у Моны Лизы нет. У Марчелло Арджилли (тоже итальянца) был юмористический рассказ из цикла «Десять городов» о том, как один человек решил постебаться над маститыми искусствоведами, больными ФГМ и СПГС на всю голову. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. Козлов пишет14, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ.
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи2. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»12. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Она утверждает, что на портрете изображён юноша в женском платье.
Джери подыграл, даже пригласил директора галереи Уффици на встречу в Albergo Tripoli-Italian (само собой разумеется, что его быстро переименовали в Отель Джоконда). На раме он заметил отпечаток пальца. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция.
Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Глядя на масштабы шумихи, раз за разом возникающей вокруг несчастной картинки и на количество морально ущербных любителей высокого, ежегодно прущих в Лувр, дабы «припасть к истокам», можно предполагать, что вся эта история является одним большим вбросом лютой хуеты непосредственно в мозжечок подопытных. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Это даёт нам возможность их сравнить.
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати., что хотя и не слишком галантно, но донесло ее странное очарование до сотен тысяч. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. В воздухе скрещены сабли. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. И вот в том самом борделе он видит изображение, которое представляет собой прототип собирательного образа всех матерей.
К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. Будем считать, что мне повезло. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
Небольшой по размерам портрет не очень красивой и скромно одетой женщины не первой молодости. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Внизу, в кровавой грязи, под копытами, один человек убивает другого, схватив его за волосы, ударяя головой о землю и не замечая, что тотчас они оба вместе будут раздавлены.
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». раздел Техника). Родился он в 1452 году, умер в 1519 году. Скорее, здесь было что-то из области колдовства.
В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь два года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. На ней должны были быть изображены Дева Мария, её мать Св. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён.
Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Но мона Лиза, приходившая в мастерскую Леонардо, казалась ему совсем другою женщиною. Если посмотреть на оригинал, то все вопросы о том, как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу», отпадут сами собой.
Затем она переходила по наследству из поколения в поколение. Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Леонардо прислушался. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды.
Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности. Но правители Республики предпочли, по своему обыкновению, средний путь. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Леонардо да Винчи. Анны усадить её дочь Марию, символизируя тем тесную связь между матерью и дочерью. Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника.
Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Это ученик великого художника по имени Салаи. История искусств очень сложная вещь. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное.
плотная толпа окружает картин. у но может быть это и мистика: впереди стоящий мужчина без просьб пропустил меня вперед и я оказалась в абсолютно свободном пространстве. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала.
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Далеко не всем она кажется таковой. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. Картину эту он написал и она сейчас, как и «Мона Лиза», находится в Лувре.
В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которое впечатляет и любителей живописи и профессионалов. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда.
К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Как же выглядит сей шедевр IRL. Пачифика (если это она) на картине вышла как живая.
Именно в этом портрете придуманный мастером метод сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) раскрыт максимально. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. «Джоконда» впала в полное забвение. Вазари пишет, что он четыре года продолжал работу, но, возможно, еще дольше. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров.
Леонардо работал над ним не один год. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Не менее чуждо ему было и то, что большинство людей называет любовью.
Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Из-за черного холма Сан-Миньято подымался месяц. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела.
Vincenzo Peruggia). Я этого не понимаю – улыбка, как улыбка, ничего в ней особенного нет. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам. Другой художник, Рафаэль, свидетельствует, что видел Джоконду в мастерской да Винчи. Оба этих случая не нанесли картине вреда.
На самом деле она никогда не покидала Парижа, пока вор, Винченцо Перуджиа (Vincenzo Perruggia), не отправился во Флоренцию в декабре 1913 года после обращения к флорентийскому дилеру по имени Альфред Джери (Alfred Geri), который, как он надеялся, должен был помочь ему избавиться от этого не продаваемого заложника за наличные. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы. Через два года она умерла. Это был портрет моны Лизы Джоконды.
Во время Второй мировой войны картина была в целях безопасности перевезена из Лувра в замок Амбуаз (место смерти и погребения Леонардо), потом в аббатство Лок-Дьё и наконец в музей Энгра в Монтобане, откуда после победы благополучно вернулась на место. Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов.
Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения».
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Автор более 90 научных статей, 60 изобретений и популярного учебника по датчикам.
Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.
Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь. Вот все, что знал о ней Джованни. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. День был жаркий. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. Леонард был арестован. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение.
Ничего, кроме скуки или смеха, не возбуждали в нем тогдашние платонические бредни, томные вздохи небесных любовников, слащавые сонеты во вкусе Петрарки. Как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу». Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
«Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. На нем натурщица позирует меж двух греческих колонн. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. Возможно, Перуджа хотел возвратить Джоконду на историческую родину. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде.
Лувр, Париж Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете. После огня – веяние тихого ветра, – и там Господь. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной.
Автор книги (по-английски) «Приключения Изобретателя – Adventures of an Inventor». Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. После этих событий картина набрала небывалую популярность. Что вы видите перед собой.
Эту картину надо просто один раз увидеть. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
О, сколько их разбилось, сколько потонуло. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. В том и состоит гениальность произведения и потому оно стало символом начала новой эры в искусстве. Картина была в Швейцарии или Аргентине.
Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари»1. Брови Моны Лизы были на месте при жизни Леонардо. Или в холодной квартире в Бронксе или секретной комнате в особняке JP Morgan.
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Это и есть одна из главных тайн изображения. Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить.
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Не хватало улыбки или она висела в воздухе, как у пресловутого Чеширского кота. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. В тот самый 1503 год, когда он писал «Мону Лизу» ему заказали картину для алтаря во флорентийской церкви.
Вокруг них красноватые пятнышки и волоски изображенные с чрезвычайной искусностью. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Большое их количество вызвало на свет недоказуемую версию, что существовал вариант обнажённой Моны Лизы, написанный самим мастером.
Monna — это сокращение от ma donna — Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Он не открывал его с тех пор, как работал над ним в последний раз, в последнее свидание. На ней изображена взрослая Дева Мария (ей должно быть лет 18-20, по тем временам средний возраст), сидящая на коленях (. ), как ребёнок, у своей мамы, Св. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека.
Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. В 1481 году вышла за него дочь Мариано Ручеллаи. Положение тела, рук, ландшафт и многое другое – это детали, которые подчинены лицу. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей.
Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. Для массовости такой понт не выгоден, а значит, никому не нужен. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Улыбка и взгляд, то есть лицо – это главное в портрете. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Но затворницей Мона Лиза не была. Тем самым Леонардо сумел настолько оживить свою модель, что в сравнении с ней все более старые портреты кажутся как бы застывшими мумиями»15. Женщина, как предмет композиции, не противоречит этой теме, а скорее представляет последний шаг эволюции в этом списке. Другой художник, Рафаэль, свидетельствует, что видел «Джоконду» в мастерской да Винчи.
Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. И что же. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. И он это знает и ненавидит вас за то, что вы сильнее его – как тишина сильнее бури.
Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. И опять он писал свою мать, но уже в более зрелом возрасте и как «Мону Лизу», писал её по памяти. Скорее всего, он вообще не мог видеть «Мону Лизу». И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Только чувство утраты рождает любовь. Moнa Лиза не была одной из тех женщин, которых в те времена называли учеными героинями.
«Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Всем известны имена Рафаэля, Тициана, Беллини, Микеланджело — они лишь некоторые из достойных упоминания. К сожалению, до нас дошли лишь несколько изображений самого Леонардо и все они с бородой.
Анне лицо Катерины. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Никогда не выказывала она своих книжных сведений.
Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Он решил использовать для неё свой старый эскиз, который он сделал ещё в Милане. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью.
А это означает: Мона Лиза неправильно питалась. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца).
Извилины потоков между скалами напоминали извилины губ ее с вечной улыбкой. Вот уж более 500 лет самая знаменитая и загадочная картина в мире – это портрет Моны Лизы (Джоконды) работы Леонардо да Винчи.
Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить.
Но нет у, него тишины, в которой Господь. Но загадка Мона Лизы автопортретом Леонардо не ограничивается.
Мона Лиза улыбается, но почему. Король Франциск I, как считается, купил картину у наследников Салаи (за 4 000 экю) и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Вот таким образом неудивительно, что Мону Лизу копировали чаще всех других картин. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину.
В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»17. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». 1503-1519 гг. Конечно, не всегда это такие же тонкие работы, да и делают их на холстине, а не на дереве.
Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Все детали её исполнены с величайшим усердием. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. Разве что Рафаэль. Картина вызывает противоположное ощущение, что она намного больше, чем я могла ожидать.
Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Леонардо и Салаи были вместе 25 лет. Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Но это уже дело вкуса. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция.
По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы., по пресловутому замечанию американцев в 1950-х. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Есть ещё одна экзотическая версия. Потом разошлись по всему миру.
На мосту пахло теплою летнею водою. Потому, он решил на колени Св. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии.
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают.
Леонардо да Винчи анатомировал трупы. Так и с данной статьей. Он был выбран одним из XII буономини и скоро должен был сделаться приором.
() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари».
Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Голова слегка повёрнута9.
Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Четыре железных крючка и пыльное очертание: призрачный след живописи. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции.
Грудь преподнимется. Младенец Иисус пытается от неё уйти, чтобы поиграть с ягнёнком.
Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Леонардо умер, когда Вазари был ребёнком, а когда он вырос, «Мона Лиза» была у французского короля, куда Вазари вряд ли имел доступ. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины.
Назревала большая европейская война. Никогда ни один художник ни до, ни после не изображал взрослую Деву Марию на коленях у своей матери (40-45 лет, то есть пожилой женщины по меркам античности). Время было позднее. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Вот это уже серьёзная несостыковка. Франсуа является причиной того, что любой из нас может увидеть этот портрет. Я не говорю, что я совершенно прав. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца.
Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». Есть предположение, что в Эпоху Возрождения так выглядели большинство женщин и эта была дань моде того времени.
21 августа 1911 года картина была похищена18 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Наполеон повесил портрет в своей спальне дворца Тюильри, затем она вернулась обратно в музей. Но перед вечером прошел дождь и освежил воздух. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»12.
С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Vincenzo Peruggia). До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Грабитель, которого в действительности звали Винченцо Перуджа, некоторое время работал в Лувре. До охраны наконец дошло, что картину украли.
Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Затем оно переходило по наследству из поколения в поколение. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. С тех пор, как художник и историк Джорджо Вазари в 1560 году подробно описал эту картину в своей книге «Жизнеописания», считается, что Мона Лиза это 24-летняя жена флорентийского торговца шёлком Франческо Джокондо. Посетитель его дома во Франции, где художник работал в свои последние годы на французского короля Франциска I, упоминает их.
В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Он приходит в музей. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало.
Он сделал набросок портрета. Посередине: Дама с горностаем. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»1.
Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. В донесении гонфалоньеру и синьорам советовал он или тотчас отказаться от предприятия или кончить его, не останавливаясь ни перед какими расходами. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Справа: Мона Лиза. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Вот таким образом в выражении лица прекрасной флорентийки они усматривали самое абсолютное изображение антагонизма, управляющего любовной жизнью женщины, сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядно-требовательной чувственности, поглощающей мужчину как нечто постороннее. Морщины были ее безошибочным паспортом. Пусть война в действительности такова, как вы ее представили. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Мона Лиза из Лувра явно старше. Он сделал набросок портрета.
() Джоконда— не портрет.
Впрочем, последнее— полная херня. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. В США (вторая жизнь) живёт с 1977 года. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничегоо, кроме «Моны Лизы».
Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Франческо дель Джокондо был большим поклонником искусства и живописи, покровительствовал художникам.
Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Синьоры ужаснулись. Слева: Портрет Джинервы Бенчи. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления).
Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
Меня удивило, что он маленький. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»1. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча.