Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Великий мастер отошел в мир иной, а картина досталась его помощнику Салаи. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Разве что Рафаэль. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
Так он и спал на картине больше двух лет. Оба этих случая не нанесли картине вреда. То, что Луврскую Джоконду написал сам Леонардо, почти никто не сомневается. 1490 г. Музей Чарторыйских, Краков. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии.
Еще очень давно писали о том Леонардо любил и восхищялся этой картиной. Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. До него никто не видел в ней никакой тайны. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Флиртующая улыбка, хотя при этом соблазнитель и отводит глаза в сторону от объекта своего интереса, чтобы затем вновь бросить на него лукавый взгляд, который опять же мгновенно отводится, едва лишь будет замечен. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини.
Все щитают что сначало рукава её, платя были красными это видно из копии в Прадо. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Также виден край парапета. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Критикам картина Леонардо сама по себе казалась крайне привлекательной.
Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Модель ставит точную грань, которую зритель не может преодолеть. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения».
Потом разошлись по всему миру. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии.
Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Увлечение Леонардо объясняется другим.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Мона Лиза из Лувра явно старше. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Это уже дама, которой за 30-35 лет. И что же. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить. Время шло – картина не появлялась. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов.
Только чувство утраты рождает любовь. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Эта женщина старше, чем скалы, рядом с которыми она находится подобно вампиру, она уже много раз умирала и познала тайны загробного мира, она погружалась в морскую пучину и ныне хранит воспоминания об этом. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. Объяснения предлагали разные, например, романтическое: Леонардо влюбился в мону Лизу и умышленно затягивал работу, чтобы подольше оставаться с ней, а она дразнила его своей загадочной улыбкой и доводила до величайших творческих экстазов. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал.
Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. На допросе Перуджио не смог внятно объяснить мотив преступления. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на неё не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19.
Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. У Моны Лизы – реальность жизни, у пейзажа – реальность сна. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана).
Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы».
Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. 76х53 см.
Потом она спускалась все ниже и ниже по лестнице придворной иерархии, пока не оказалась в одном из темных закоулков Версаля. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. А когда надежда найти картину окончательно угасла, на её место повесили портрет, написанный Рафаэлем, под названием «БальдассареКастильоне».
Голова слегка повёрнута. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2.
Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства. Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей.
Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую — святой Иоанн Креститель в молодости и третью — Святая Анна с Марией и младенцем Христом все в высшей степени прекрасные. Как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу». Однако это можно списать на плохую реставрацию.
Размер ейо довольного большой 75, 650 см. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Леонардо да Винчи.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Также учёный пишет об ошибочном указании на неоконченность портрета — «портрет несомненно писался долго и был доведен до конца, что бы ни говорил Вазари, который в своей биографии Леонардо стилизовал его как художника, принципиально не умеющего окончить ни одну крупную работу. Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год.
Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи.
() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней.
Эту картину надо просто один раз увидеть. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. 1476 г. Национальная галерея Вашингтона.
Не было ее и у реставраторов. сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Под подозрением также находился Пабло Пикассо.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Впрочем, последнее— полная херня. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Загадочная Джоконда продолжает улыбаться каждому посетителю главного парижского музея. Наследники Салаи продали картину французскому королю Франциску I и тот хранил портрет Джоконды в замке Фонтебло до тех пор, пока Людовик XVI не перевез ее в Версаль.
Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка – душа живописи. Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить.
«Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которое впечатляет и любителей живописи и профессионалов. По мнению Е. Ротенберга: «Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица и прекрасных холеных рук». В ХХ ст. Каждый может и должен видеть то, что произвело на него именно это художественное произведение. Эта загадка практически решена.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Посередине: Дама с горностаем. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов.
Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
О том, что Франция купила картину за триста лет до прихода к власти Наполеона, Леонард просто не знал. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Это— зримый символ самой жизни человека и природы, соединённых в одно целое и представленных отвлечённо от своей индивидуально-конкретной формы.
() Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Леонард был арестован. После этих событий картина набрала небывалую популярность. Но затворницей Мона Лиза не была. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца.
В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. У любого могут возникнуть сомнения по этому поводу. Достаточно прочитать описание портрета Джорджо Вазари, младшего современника Леонардо да Винчи. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. Париж.
Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Репутация картиныНесмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела.
Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена. От по своему привязался к этой картине. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал.
Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. «Джоконда» впала в полное забвение.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. придумал загадочную улыбку Джоконды. Небольшой по размерам портрет не очень красивой и скромно одетой женщины не первой молодости.
Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Но это уже дело вкуса.
Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Италия.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13.
Её сущность заключается в том, что здесь даётся одна из первых в итальянском искусстве попыток изобразить естественное психическое состояние ради него самого, как самоцель, без каких-либо привходящих религиозно-этических мотивировок. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Доска (тополь), масло.
То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. Через два года поисков "Джоконду" обнаружили, но теперь уже на ее исторической родине. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». О Джоконде было написано множество книг и снято несколько фильмов. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя.
Как кажется именно эта «физическая» особенность шедевра оставила глубокое впечатление у посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию.
Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Где любовь, там и ревность. По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить. «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей.
1503-1519 гг. В это время перед женщиной выступали шуты, певцы игроки на лире, удаляя меланхолию и поддерживая веселье. Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. Эта монументальность, присущая возвышенным божественным существам, держит нас, простых смертных, на почтительном расстоянии и одновременно заставляет нас безуспешно стремиться к недосягаемому.
Похититель Винченцо Перуджио попытался продать портрет директору галереи Уффици. Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Может быть, эта история и соответствует действительности, но скорее всего Вазари просто добавил её к биографии Леонардо для развлечения читателей. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2.
На его стихи есть неплохие песни. Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности.
Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Как же выглядит сей шедевр IRL. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. Дживелегов выдвигает следующую версию: «То, что работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа». Так и с данной статьей. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа.
Возрождение. Цель этого похищения не выяснена одназначно. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. Грудь преподнимется.
Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. Она вздохнёт.
Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Vincenzo Peruggia).
Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
Которых у Моны Лизы нет. Это можно сделать, почитав «Жизнеописания» Джорджо Вазари.
30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Мона Лиза – самая узнаваемая картина в мире. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности.
Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения». В чём секрет знаменитой улыбки, кто изображен на картине, почему картина стала такой популярной. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Бельгиец Пьере был его секретарем.
Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину.
«Джокондомания» охватила Америку. От роботы с Моной Лизой он не уклонялся, как это было с его остальными заказами. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. К тому же он доверял профессионалам.
После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Портрет Лизы Джоконды веками был головоломкой для многих искусствоведов. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет».
Улыбка и взгляд, то есть лицо – это главное в портрете. Когда же дошла очередь до фильма, - то тут он вообще начал рассказывать басни, что это гениальное его творчество, но его не поняли и враги плетут козни вокруг него. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Также Вазари говорит о бровях. Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». А фильм не просто слабый, - он вообще никакой.
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Но отец первой в мире системы опознания преступников по комбинации размеров пяти частей тела ненавидел главного конкурента своей методики – дактилоскопию. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Вот что он писал в 1550 году, через 30 лет после смерти мастера: Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершеннымглаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человекаБрови не могли быть более естественными: волосы растут густо в одном месте и реже в другом в соответствии с порами кожи Рот, слегка приоткрытый с краями, соединенными алостью губ мона Лиза была очень красива улыбка дана столь приятной, что кажется, будто ты созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо Заметьте, насколько многие детали из описания Вазари не совпадают с Моной Лизой из Лувра. Свой поступок он объяснил желанием вернуть "Джоконду" на родину.
Она сидит с прямой спиной, слегка повернув туловище, с очень притягательным жестом рук. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Но в применении метода сфумато все равно ему уступал.
Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»).
Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Оба этих случая не нанесли картине вреда. После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена.
Мона Лиза является одним из самых притягательных произведений искусства. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть.
Меня удивило, что он маленький. Если учёным удастся воссоздать её облик, может быть раскрыта одна из самых занимательных тайн Леонардо да Винчи. Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра.
Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. После долгих переговоров "Джоконда" была передана галерее, а Винченцо – в руки правосудия.
Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Картина находилась при художнике до самой его смерти.
Отголоски этого можно видеть в более ранних портретах самого Леонардо, созданных им в первые годы пребывания в Милане. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Мона Лиза» (1503-1519). Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13.
Гийом провёл в тюрьме неделю, но был отпущен за недостаточностью улик. Подобные слова принесли произведению всемирную славу.
Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». Для любого вменяемого человека все вышеописанные загадки покажутся бредом сбежавших из дурдома «Вечный Путь» буйнопомешанных. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.
21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. В более раннем варианте картина была более крупных размеров.
Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Может вы не знали, но полное название — Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. ниже, раздел Кража), благодаря чему она не сходила со страниц газет. Современник её приключения критик Абрам Эфрос писал: «музейный сторож, не отходящий ныне ни на шаг от картины, со времени её возвращения в Лувр после похищения 1911 г., сторожит не портрет супруги Франческе дель Джокондо, а изображение какого-то полу-человеческого, полу-змеиного существа, не то улыбающегося, не то хмурого, господствующего над охладевшим, голым, утесистым пространством, раскинувшимся за спиной». «Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства.
Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Зачем математикой проверять гармонию, переводя на совремменный бытовой язык известное высказывание. Мне довелось портрет увидеть.
На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. Таким образом, Мона Лиза действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо— Лизой Герардини. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями.
Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. В своеобразно прекрасном облике флорентийки Моны Лизы дель Джоконды она сильнее всего захватывает и повергает в замешательство зрителя. Принадлежит к позднему периоду его творчества. А. С. Пушкина в Москве. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики.
Она изображена на фоне пейзажа, который даёт хороший контраст для изображения человека. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. для картины такого уровня это много. Предположение о том, что Леонардо просто взял и нарисовал криворукую косоглазую бабу с дебильной ухмылкой, способно вызвать ураган лютой ненависти силой в 5 баллов по шкале Саффира-Симпсона. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Частота вспышек в зале— примерно 2 Гц. золотых экю. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь два года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею.
Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Среди подозреваемых в пропаже были самые знаменитые люди того времени. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде.
Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Об улыбке Джоконды писали очень много и совершенно по-разному интерпретировали её. Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней.
Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. Дживегелов объясняет это так: «романтические домыслы не подтверждаются ничем. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо.
Эта версия считается просто домыслом. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Леонардо да Винчи. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта.
Современники восхищались насколько реалистичен этот портрет. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции.
Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. На роль шедевра мирового масштаба Мона Лиза подходила как нельзя лучше. Просто исторически картина вызвала шок и осталась в перечне известных в виду исторического места, а не качества самой работы. Если смотреть глубже — это воплощение идеала человека эпохи ренессанса. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Второе средство – это отношение между фигурой и фоном. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Все детали ее исполнены с величайшим усердием. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари».
Лувр. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Опасно попасть под обаяние этого призрака.
Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Мона Лиза (фрагмент). На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Именно он и пишет о торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею.
Немецкие газеты платили той же монетой. Н. Гращенков, российский искусствовед, специализировавшийся на искусстве итальянского Ренессанса, считал, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. Vincenzo Peruggia). Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу.
Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. «Мона» переводится как «госпожа». Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением. Это одно из чудес этого портрета. () Джоконда— не портрет.
Вот это уже серьёзная несостыковка. Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Позже возникла версия о том, что Перуджа был всего-навсего исполнителем, а заказчиком кражи выступил аргентинский мошенник Эдуардо де Вальфьерно. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. У Марчелло Арджилли (тоже итальянца) был юмористический рассказ из цикла «Десять городов» о том, как один человек решил постебаться над маститыми искусствоведами, больными ФГМ и СПГС на всю голову.
Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. История искусств очень сложная вещь.
Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов». Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо.
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Вазари высказывает очень хвалебное мнение о качестве этой картины: «Любой человек, желающий увидеть, как хорошо искусство может имитировать природу, может с лёгкостью в этом убедиться на примере головы, т. к. здесь Леонардо воспроизвёл все детали Глаза наполнены блеском и влагой, как у живых людей Нежный розовый нос кажется настоящим. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен.
Только вот женщин там вы не найдете. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Сейчас картина находится на своем месте в Лувре.
На раме он заметил отпечаток пальца. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. «Голова и руки— вот несомненный центр картины, которому принесены в жертву остальные её элементы. Была уволена администрация музея. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи».
Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Она притягивает и одновременно закрывается от зрителя.
«Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. () Джоконда— не портрет. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Дерево, масло. «Джоконда» – не портрет. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга».
После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12.
Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22.
Вазари пишет, что он четыре года продолжал работу, но, возможно, еще дольше. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Они избрали ее объектом своих экспериментов. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Лувр, Париж Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете. А еще – техника. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. Без мифа о Леонардо легенды о Джоконде не было бы.
Конечно, не всегда это такие же тонкие работы, да и делают их на холстине, а не на дереве. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Были допрошены сотни людей. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году.
Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Где-то между 1503 и 1506-м.
Вспомните, как усаживает курортный фотограф отпускников на фоне задника с намалеванной горой Ай-Петри. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Улыбка ДжокондыУлыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Далеко не всем она кажется таковой.
Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции.
Разразился страшный скандал. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлёт славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя (см. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер.
Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Справа: Мона Лиза. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Третий брак состоялся в 1476 году с Лукрецией дель Качио. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Что вы видите перед собой. Но Мона Лиза потрясла весь мир после ейо выхода. Антонмария ди Нолдо Герардини – отец Лизы, дважды овдовел.
Это зримый символ самой жизни человека и природы, соединённых в одно целое и представленных отвлечённо от своей индивидуально-конкретной формы. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
Голова слегка повёрнута10. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии.
Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Глядя на масштабы шумихи, раз за разом возникающей вокруг несчастной картинки и на количество морально ущербных любителей высокого, ежегодно прущих в Лувр, дабы «припасть к истокам», можно предполагать, что вся эта история является одним большим вбросом лютой хуеты непосредственно в мозжечок подопытных. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
Это общепризнанный источник, которому доверяют все искусствоведы. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Безмятежное лицо выражает уверенность женщины в том, что она всегда будет привлекательной». раздел Техника). Это и есть одна из главных тайн изображения. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами.
Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Через некоторое время он привез картину из Парижа во Флоренцию в дорожном сундучке с двойным дном. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет).
И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. Быть может, Леонардо не решил этой задачи сполна, но он сделал портретом Моны Лизы так много, что все дальнейшее искусство портрета должно всегда возвращаться к «Джоконде» как к образцу недосягаемому, но обязательному». Женщины в то время, следуя моде выбривали брови и волосы на верхушке лба, высокий лоб считался невероятно красивым и дамы шли на такие хитрости. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Она одновременно кажется сладострастной и холодной.
Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). Я имею ввиду его черный квадрат. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Ее перевели в покои министров.
Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. До него никто не видел в ней никакой тайны. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. 77 x 53 см.
Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Искусствовед Ротенберг считает, что «немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных Моне Лизе по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Но исходя из принципа «количество-качество» можно предположить, что хотя бы на тысячу картин (а репродукций конкретно на Джоконду еще больше) найдется хоть одна приличная.
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Леонардо работал над ним не один год. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его французской мастерской.
И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи». Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Улыбка, застывшая на вытянутых, трепетных губах, стала характерной для него и чаще всего называется леонардовской.
С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы.
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе.
Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально.
1503-1519 гг. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Как-то утверждалось, что подделывают даже рецептуры красок, фактуру холста и пр. Это слово немедленно вызывает в памяти сфинкса красоты, который так загадочно улыбается с картины Леонардо.
Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца.
Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Но это чрезвычайно трудная задача. Для массовости такой понт не выгоден, а значит, никому не нужен. Наверняка вы знаете, что Мона Лиза самая дорогая и самая известная картина в мире. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной».
Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение.
Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. Вокруг них мы видим слабые красновато-синие круги, а ресницы могли быть написаны только очень искусной кистью.
Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности её глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся губы её сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят.
Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. То есть разобраться в этом механизме. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Положение тела, рук, ландшафт и многое другое – это детали, которые подчинены лицу.
Может быть эта история и соответствует действительности, но, скорее всего, Вазари просто добавил её к биографии Леонардо для развлечения читателей. Здесь он начинает работу над портретом моны Лизы. Как вы все знаете Мона Лиза это самая дорогая и самая известная картина в мире. Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром.
Слева: Портрет Джинервы Бенчи. Я не говорю, что я совершенно прав. Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет».
Одно – это чудесное леонардовское сфумато. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15.
Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Если посмотреть на оригинал, то все вопросы о том, как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу», отпадут сами собой. До охраны наконец дошло, что картину украли. Назревала большая европейская война. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. Существует несколько версий, кто на самом деле изображен на портрете.
С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ.
Как было с Малевичем. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Была нарисована примерно в 1504 году в Париже. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного».
Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Потрет можно отнести к поясным так как Мона Лиза изображена лишь до пояса. Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q».
Через отца ему передают пожелание, чтобы он написал портрет молодой флорентийки. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. В лице её мягкость, человечность, одухотворённость. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни.
В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы». Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Но это уже другая история. Таковой и считали ее Франциск и его придворные.
И кстати она у него очень хорошо вышла. Именно в этом портрете придуманный мастером метод сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) раскрыт максимально. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. да там толпа. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Будем считать, что мне повезло.
В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. И сама улыбка её отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания».
Её страстно любят и так же страстно ненавидят.