Всё её лицо покрыто язвами и рубцами, поэтому Мона очень переживает из-за своей внешности и разозлится на Одинокого Путника, если тот скажет, что она выглядит так, потому что упала в питтскую реку или если Одинокий Путник назовёт её гулем. Комплекс отеля состоит из основного корпуса с номерным фондом, в котором находятся ресторан Мона, банкетный зал D и двух дополнительных зданий, предназначенных для проведения различных по формату мероприятий – «Форум Холл» и «Monaco». Во время Второй мировой войны картина «Мона Лиза» дважды перевозилась из Лувра. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, в следствии чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».
На картине у Мона Лизы нет ни ресниц, ни бровей. Общество любителей «Моны Лизы» издает специальный каталог, где регистрируются «новинки» : носки, пылесосы, бюстгальтеры, спички. Картина Мона Лиза (Джоконда) музея Лувр, без сомнения является поистине прекрасным и бесценным произведением искусств, однако причины её столь невероятной популярности следует объяснить.
«мона Лиза с усами» — произведение, принадлежащее художнику-сюрреалисту Марселю Дюшампу. В истории с баней Франциска рано проявилась невероятная удачливость «Моны Лизы». Если бы Акбар считал, что Мон Мотме присуща ботанская изощренность, он решил бы, что ее покои были специально переустроены, чтобы усыпить тревоги адмирала.
Название картины Мона Лиза было результатом ошибки правописания. Искусствовед Борис Виппер, описывая картину, указывает, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба11. Однако рано или поздно парижскому музею Лувр всё равно придётся заняться реставрацией картины Мона Лиза (Джоконда), поскольку, как считают реставраторы, тонкая основа из тополиного дерева, на котором она написана, со временем деформируется и долго не выдержит. Находиться в ассистентской наедине с братцем, похожим на убитую в моем шикарном дворце при крайне таинственных обстоятельствах братца Мону Лизу, которая мне померещилась, едва я вошел в ассистентскую, мне было что-то не очень весело.
По одной из версий Мона Лиза сжимает руку вместо стула перед ней. Рисуя «Мона Лизу», художник следил за тем, чтобы натурщица пребывала в прекрасном настроении и чтобы ей не было скучно. Мона Лиза (также известная как Джоконда) — портрет молодой женщины, написанный итальянским художником Леонардо да Винчи около 1503 года. В 1974 году в Токио очередной «любовник» бросил в «Мону Лизу» пузырек с краской.
Посередине просторной, низкой горницы -- та же громадная четырехугольная кровать, где могло поместиться целое семейство, где добрая бабушка, мона Лучиа, жена Антонио да Винчи некогда спала вместе с маленьким Леонардо. После американского триумфа «Мона Лиза» прорвалась в рекламу и стала торговой маркой. Местами покрытая скудной одеждой, с целым рядом любопытных кожных заболеваний, Мона— специалист по искусству рукопашного боя. Это привело к повреждению краски на небольшом участке, рядом с левым локтем Моны.
В музее Прадо в Испании хранится вторая картина «Мона Лиза», которая, вероятно, была нарисована одним из учеников да Винчи. Мона Лиза ещё долго была бы известна только тонким знатокам изобразительного искусства, если бы не её исключительная история, которая сделала ей всемирную известность. Аналогичным образом Сальвадор Дали в 1964 году написал «Автопортрет в образе Моны Лизы».
Мона Лиза ещё долго была бы известна только тонким знатокам изобразительного искусства, если бы не её исключительная история, которая обеспечила ей всемирную известность. С этой целью были приглашены шестеро музыкантов, которые играли специально для Мона Лизы и был установлен музыкальный фонтан изобретённый самим же да Винчи. Леонардо да Винчи изобрел ножницы играл на альте, а также потратил 12 лет на то, чтобы нарисовать губы Мона Лизы.
Если наложитьдве картины «Мона Лиза», то возникает 3-D эффект, что, собственно, делает эту картину первым стереоскопическим изображением в истории. Через час, когда целый отряд альгвазилов оцепил всю рыночную площадь, нищий и монах уже пробирались горными тропами к Барселоне. Искусствовед Борис Виппер, описывая картину, указывает, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба.
Но до сих пор самое интересное, что «углядели» многие в «Моне Лизе», – это якобы скрытое в слоях красок тайное послание. Знаменитый граффитчик Бэнкси создал рисунок Моны Лизы изображённой во весь рост, поворачивающейся спиной к зрителю, поднимающей подол и показывающей голую попу. «мона Лиза» считается одним из лучших произведений в жанре портрета, повлиявших на произведения Высокого Возрождения и опосредованно через них— на все последующее развитие портретного жанра, которое было «должно всегда возвращаться к Джоконде как к образцу недосягаемому, но обязательному»2.
Настоящее имя — Мона обычно дают новорожденным девочкам имеющим английские корни по происхождению. Это значит, что вы можете Мона 2016 смотреть онлайн на телефоне и планшете. «мона Лиза» считается одним из лучших произведений в жанре портрета, повлиявших на произведения Высокого Возрождения и опосредованно через них— на все последующее развитие жанра, которое было «должно всегда возвращаться к Джоконде как к образцу недосягаемому, но обязательному». По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Это был портрет Моны Лизы, завершенный и очень тщательно выполненный – ведь акриловые краски гораздо лучше масляных.
Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства. Она написана по всем законам гармонии и ритма: модель вписана в пропорциональный прямоугольник, волнистая прядь волос созвучна с полупрозрачной вуалью, а сложенные руки придают картине особую композиционную завершенность. Но ураган, разбушевавшийся над Карибским морем, разлучил галион с его охраной и загнал с поврежденной грот-мачтой в пролив Мона. «мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства.
Выбирайте и заказывайте клеи и ленты в ЗАО «МОНА» в Москве оптом и в розницу. Братец Мона Лиза, которая была убита, стояла в своей маленькой бронированной ассистентской возле окна на улицу, повернутая ко мне спиной. «мона Лиза» — лишь сокращенное название картины. Улыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины.
В Моне по-настоящему классно проводить летние ивенты. Лею сменила Мон Мотма и теперь оба дроида топтались в коридоре возле ее приемной вместе с толпой сенаторских секретарей, благожелателей и соискателей. Согласно Джорджио Вазари (1511—1574), автору биографий итальянских художников, Мона Лиза (сокр. Ректором состоял русский, монах Гермоген инспектором -- грузин, монах Абашидзе, самая грозная и ненавистная фигура в семинарии.
Во время Второй мировой войны картина была в целях безопасности перевезена из Лувра в замок Амбуаз (место смерти и погребения Леонардо), потом в аббатство Лок-Дьё и наконец в музей Энгра в Монтобане, откуда после победы благополучно вернулась на место. Вообще, название по-русски полностью "Портрет госпожи Лизы дель Джокондо", госпожа – соответствует слову мона. Вот и вся информация, которую можно использовать для идентификации картины Мона Лиза (Джоконда).
Монахини сдавали внаймы эту землю и дом алхимику Галеотто Сакробоско и его племяннице, дочери Галеоттова брата, мессера Луиджи, знаменитого собирателя древностей, моне Кассандре, которые недавно вернулись в Милан. Мона Лиза, пожалуй, самое популярное произведение изобразительного искусства в мире. Скоро уж четыре столетия, как Мона Лиза лишает здравого рассудка всех, кто, вдоволь насмотревшись, начинает толковать о ней. На «Мону Лизу» покушались дважды: один раз на выезде, другой – дома. Проживающим в гостинице, а также их гостям, разрешается курить только в специально отведенных для этого местах: на балконах номеров, на открытых террасах кафе Dolce и ресторана Мона, а также у центрального входа в отель.
Знаменитая картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» «переоделась» в спортивную форму в честь победы Франции в чемпионате мира по футболу-2018. Еще одно свидетельство сохранилось от секретаря кардинала Луиса Арагонского, последнего человека, который встречался с Леонардо да Винчи во Франции, где художник провел свои последние годы жизни при дворе монарха Франциска I в Амбуазе. Когда 21 августа 1911 года картина Мона Лиза была украдена итальянским охранником, а вскоре найдена в декабре 1913 года, «примадонне» эпохи Ренессанса было отведено в музее Лувра отдельное место.
Существует версия, что портрет Мона Лизы на самом деле является автопортретом да Винчи в женской одежде. Отель Мона идеальное место для организации свадьбы Вашей мечты. Мона Лиза была источником дискуссий в течение многих столетий.
Современное состояние картины достаточно плохое из-за чего сотрудники Лувра объявили, что больше не будут отдавать её на выставки: «На картине образовались трещины, а одна из них останавливается в считанных миллиметрах над головой Моны Лизы». Все паруса грот-мачты были зарифлены и, неся полными только фок-бизань и кливер, галион неуклюже продвигался левым галфиндом по направлению к проливу Моны. Мона по-итальянски означает краткую форму Мадонна, что означает миледи. Остров Мона — остров, расположенный в проливе Мона Карибского моря в Атлантическом океане между островами Пуэрто-Рико и Гаити.
Тут Вы можете слушать и скачать Мона в формате mp3 бесплатно без регистрации, а также много другой интересной музыки.
Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Михаил Алпатов указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полуфигура её образует нечто целое, сложенные руки придают её образу завершенность. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Леонард был арестован.
Министр культуры СССР Екатерина Фурцева сделала невозможное, чтобы советские люди увидели шедевр: благодаря ее энергии была изыскана огромная страховая сумма (100 млн. долларов) и по ее личному заказу изготовлен специальный пуленепробиваемый футляр для экспонирования «прекрасной флорентийки». Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия».
Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками»12. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. раздел Техника).
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Вот это уже серьёзная несостыковка. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. 1503-1519 гг.
Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза». А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Бельгиец Пьере был его секретарем.
Vincenzo Peruggia). Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Потом разошлись по всему миру. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения». Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя.
Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Это уже дама, которой за 30-35 лет. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики.
Справа: Мона Лиза. Цель этого похищения не выяснена одназначно. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта.
Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы. На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота.
«Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Флиртующая улыбка, хотя при этом соблазнитель и отводит глаза в сторону от объекта своего интереса, чтобы затем вновь бросить на него лукавый взгляд, который опять же мгновенно отводится, едва лишь будет замечен. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду».
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. Только вот женщин там вы не найдете.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Лувр, Париж Современники Леонардо описывали совсем другую Мону Лизу Сомнений в авторстве Леонардо нет. На раме он заметил отпечаток пальца.
Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul.
30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров.
Предоставляя свои персональные данные Клиент соглашается на их обработку (вплоть до отзыва Клиентом своего согласия на обработку его персональных данных) компанией АО «Компания ПАНАВТО» (далее – "Продавец"), в целях исполнения Продавцом и/или его партнерами своих обязательств перед Клиентом, продажи недвижимости и предоставления услуг, предоставления справочной информации, а также соглашается на получение сообщений рекламно-информационного характера и сервисных сообщений. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4.
Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году.
Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Зелёное платье в тонких сборках, с жёлтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
Вот таким образом в выражении лица прекрасной флорентийки они усматривали самое абсолютное изображение антагонизма, управляющего любовной жизнью женщины, сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядно-требовательной чувственности, поглощающей мужчину как нечто постороннее. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Эта монументальность, присущая возвышенным божественным существам, держит нас, простых смертных, на почтительном расстоянии и одновременно заставляет нас безуспешно стремиться к недосягаемому.
Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22.
В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Тем самым Леонардо сумел настолько оживить свою модель, что в сравнении с ней все более старые портреты кажутся как бы застывшими мумиями»16. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться.
Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Сделав портрет поколенным по формату, художник получил возможность демонстрировать более широкий диапазон изобразительных приёмов. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне.
Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Пабло Пикассо также находился под подозрением. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Именно в этом портрете придуманный мастером метод сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) раскрыт максимально.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Все то богатство человеческих чувств и переживаний, которое характеризует библейские и мифологические образы живописцев XV века, обычно не являлось достоянием их портретных работ. Что вы видите перед собой. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его.
Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Разве что Рафаэль. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало.
Ее перевели в покои министров. С апреля по июнь 1974 года «Джоконда» — возможно, самый известный портрет за всю историю человечества — проездом из Японии, где ее посмотрели 1, 5 миллиона человек, остановилась в Москве и два месяца выставлялась в Пушкинском музее. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Так, Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей.
Мона – каталог спортивной одежды и одежды для дома. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда.
Исследователь ренессансного искусства Виктор Гращенков пишет о том, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. Слева: Портрет Джинервы Бенчи. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Ротенберг пишет: «хотя художники кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах— в композициях на религиозную и мифологическую тематику.
Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. () Джоконда— не портрет. Немецкие газеты платили той же монетой. 1490 г. Музей Чарторыйских, Краков.
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Были допрошены сотни людей.
Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. 1503-1519 гг. Как Мерилин Монро или Микки-Маус.
Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Полицейские решили, что, украв статуэтки, авангардисты вошли во вкус и устроили провокацию с картиной Леонардо. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак.
Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена. Продавец обязуется не передавать полученную от Клиента информацию третьим лицам. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Одно— это чудесное леонардовское сфумато.
Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Она одновременно кажется сладострастной и холодной.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари»2.
Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал.
По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту.
К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде.
«Джокондомания» охватила Америку. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Борис Виппер указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. До него никто не видел в ней никакой тайны. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. Оба этих случая не нанесли картине вреда.
Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги.
Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Где-то между 1503 и 1506-м. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Разразился страшный скандал.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. 5 июня 1940 года она была перевезена в Шовиньи на мягких носилках в машине скорой помощи, В сентябре её перевезли в Музей Энгра в Монтобане, а затем в 1942 году в Монталь. Не было ее и у реставраторов. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше.
Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. «Голова и руки— вот несомненный центр картины, которому принесены в жертву остальные её элементы.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. К тому же он доверял профессионалам. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну.
А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Комфортные жакеты из вискозы, пуловеры из кашемира и чистейшего хлопка, теплые жилетки. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II.
Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени. 2. 1. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы».
Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Голова слегка повёрнута. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом.
Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Посередине: Дама с горностаем.
Опасно попасть под обаяние этого призрака. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.
Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Мона Лиза (фрагмент). Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Поэт Гийом Аполлинер был арестован по подозрению в совершении преступления и позже освобождён.
А еще – техника. Где любовь, там и ревность.
Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Ошибка заключалась, во-первых, в том, что искали во что бы то ни стало индивидуальных, субъективных душевных свойств в образе Моны Лизы, тогда как несомненно, что Леонардо добивался именно типической одухотворенности. Но в применении метода сфумато все равно ему уступал.
Мона Лиза из Лувра явно старше. Каталог Mona (Мона) Весна-Лето 2018. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа.
Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи. Они избрали ее объектом своих экспериментов. Изображение это давало возможность всякому, кто хотел постичь, насколько искусство способно подражать природе, легко в этом убедиться ибо в нем были переданы все мельчайшие подробности, какие только доступны тонкостям живописи. Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат.
Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками.
Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками». 1476 г. Национальная галерея Вашингтона. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура.
Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». То, что Луврскую Джоконду написал сам Леонардо, почти никто не сомневается. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на неё не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
«Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. В такой компании и оказалась «Мона Лиза».
Лувр, Париж Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Но отец первой в мире системы опознания преступников по комбинации размеров пяти частей тела ненавидел главного конкурента своей методики – дактилоскопию. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
«Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.
Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. Но это уже дело вкуса. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий.
Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. От холодных весенних ветров женщин спасут куртки разных цветов и фасонов. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Улыбка, застывшая на вытянутых, трепетных губах, стала характерной для него и чаще всего называется леонардовской.
Вы будете выглядеть элегантно, строго, неформально или спортивно. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет.
Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть.
Эта версия считается просто домыслом. 1. 2. Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы». Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Но затворницей Мона Лиза не была.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Каталог для женщин Mona – это выразительные модные тренды, богатый деталями дизайн и безупречное исполнение. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер.
До охраны наконец дошло, что картину украли. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Флиртующая улыбка, хотя при этом соблазнитель и отводит глаза в сторону от объекта своего интереса, чтобы затем вновь бросить на него лукавый взгляд, который опять же мгновенно отводится, едва лишь будет замечен. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал.
Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Леонардо да Винчи. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Сказочный ландшафт как бы просвечивает сквозь морские воды, настолько он кажется далеким и неосязаемым. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения». В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Михаил Алпатов указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полуфигура её образует нечто целое, сложенные руки придают её образу завершенность. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Грудь преподнимется.
() Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве.
Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3.
Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой. Только чувство утраты рождает любовь. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». В вопросах качества каталог Мона не терпит компромиссов.
Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Однако это можно списать на плохую реставрацию. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем.
Голова слегка повёрнута10. Они идеально подходят для поездок и бизнеса.
Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине.
Назревала большая европейская война. Которых у Моны Лизы нет. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах.
Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую— святой Иоанн Креститель в молодости и третью— Святая Анна с Марией и младенцем Христом все в высшей степени прекрасные. Все то богатство человеческих чувств и переживаний, которое характеризует библейские и мифологические образы живописцев XV века, обычно не являлось достоянием их портретных работ. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу».
Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы». Леонардо да Винчи. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника.
Также Вазари говорит о бровях. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Время шло – картина не появлялась. Она вздохнёт. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Безусловно, настоящая женщина не может жить без платьев. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни.
Таким образом, Мона Лиза действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо— Лизой Герардини. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. () Джоконда— не портрет. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения.
Брюки из каталога Mona легки в уходе и почти не мнутся. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. То есть разобраться в этом механизме.
Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали.
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18.
«Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали.
21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Так он и спал на картине больше двух лет. «Джоконда» впала в полное забвение. Впервые портретный образ по своей значимости стал на один уровень с самыми яркими образами других живописных жанров». Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи.
Вазари высказывает очень хвалебное мнение о качестве этой картины: «Любой человек, желающий увидеть, как хорошо искусство может имитировать природу, может с лёгкостью в этом убедиться на примере головы, т. к. здесь Леонардо воспроизвёл все детали Глаза наполнены блеском и влагой, как у живых людей Нежный розовый нос кажется настоящим. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней.
А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
«Голова и руки— вот несомненный центр картины, которому принесены в жертву остальные её элементы. Также учёный пишет об ошибочном указании на неоконченность портрета— «портрет несомненно писался долго и был доведён до конца, что бы ни говорил Вазари, который в своей биографии Леонардо стилизовал его как художника, принципиально не умеющего окончить ни одну крупную работу. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». Далеко не всем она кажется таковой.
Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац.
21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой.
Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы.