В женщинах Пикассо ценил два качества: красоту и относительную молодость. Пикассо тогда было сорок шесть, а молодой девушке семнадцать. Пикассо писал картину в общежитии молодых художников, куда частенько заглядывал подросток изображенный в венке из роз. Пикассо в молодости пристрастился к употреблению опиума, но резко бросил это занятие, когда сосед – художник из Германии – покончил с собой, не выдержав ломки.
Это лето оставило посебе дурные воспоминания. Идея подарить Франсуазе зеленые волосы принадлежала Матиссу. В центре композиции, наподобие фриза, в комбинаторике кубистическо-сюрреалистических элементов показаны павший воин, подбегающая к нему женщина и раненая лошадь. Он не хотел рисовать как художники прошлого, а хотел создавать что-то новое. Вернувшись в 1900 году в Барселону, он часто посещал знаменитое кафе, ориентированное на встречи интеллигенции и художников «Четыре кота». Его визит в Орта-де-Эбро в период с 1898 по 1899 год и его связь с группой в кафе в 1899 года имели решающее значение для раннего художественного развития. Именно в Барселоне он отошел от традиционных классических методов, склонившись к экспериментальному и инновационному подходу к живописи. В этой литературно-художественной среде собиралось множество приверженцев современного французского искусства из Франции, равно как каталонского традиционного и народного искусства.
Сюжеты для керамики самые простые и незамысловатые — женщины, птицы, лица, сказочные персонажи Керамике Пикассо даже посвящена книга «Керамика Пикассо»И. В 1953 году Франсуаза Жило и Пикассо расходятся18. В 1904 году он переехал в Париж.
Одним словом Пикассо начал вращаться в светской среде, что ранее ему было чуждо. Однажды увидев репродукцию «Герники», гестаповцы спросили: «Это вы сделали. ». Иногда Пикассо ходил в гости к Доре Маар или приглашал ее на обед. Франсуаза была в то время единственной женщиной, которая делила с Пикассо постель. Светлые и тёмные монохромные краски словно передают ощущение от всполохов пожара.
Позже она заметила: Пикассо заставлял меня жить как затворницу. Техника коллажа соединяет грани кубистической призмы в большие плоскости («Гитара и скрипка», 1913) или передаёт в спокойной и юмористической манере открытия, сделанные в 1910—1913 («Портрет девушки», 1914). Его явно тянуло что-то другое. Она стала чем-то вроде секретарши и помощницы. Надо сказать, что возвращение в Испанию мастеру не планировалось.
По Делакруа» (1955) «Менины. Вот таким образом он отказывал в визитах как конкурентам, так и друзьям. Чрезмерно завышенная самооценка Пикассо, чувство совершенного превосходства и уникальности и крайний эгоцентризм соответствуют критериям нарциссического расстройства личности, описанного в Международной Классификации Болезней (МКБ) четвертого издания. Особенно важны в тот период скульптуры («Беременная женщина», 1950).
В 1937 году симпатии Пикассо— на стороне республиканцев, борющихся в Испании (серия акватинт «Мечты и ложь генерала Фрнко», отпечатанная в виде открыток, разбрасывалась с самолётов над позициями франкистов). Женщины остаются главными жертвами его жестоких бессознательных причуд, возможно, так как сам Пикассо плохо ладил со своей собственной женой или потому, что простая красота Марии-Терезы Вальтер, с которой он познакомился в марте 1932 года, вдохновляла его на откровенную чувственность («Зеркало», 1932). Первый раз художник покинул Испанию в 1900 году, предприняв расширенную поездку в Париж. Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря. Франсуаза больше не могла терпеть постоянные измены художника и его тяжелый характер.
Чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо и Жорж Брак вводят в свои картины типографский шрифт, элементы «обманок» и грубые материалы: обои, куски газет, спичечные коробки. Именно в этом городе он увлекся керамикой. Им обоим было по 23 года, но Пикассо всегда говорил, представляя Фернанду друзьям: Очень красивая девушка. Именно там, в Риме, Пабло Пикассо знакомится с балериной, полковничьей дочерью Ольгой Хохловой (Пикассо называл её «Коклова»). О нём уже знали как о начинающем художнике-классицисте.
С 1904 года, когда Пикассо переезжает в Париж, где поселяется в бедняцком общежитии для художников, здесь и берет начало «розовый период». Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами стали в основном бродячие артисты— клоуны, танцовщики и акробаты картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных, романтической жизни странствующих комедиантов («Семья акробата с обезьяной», 1905). Начало оживления жизни. В палитре мастера преобладают голубые оттенки.
Пикассо и молодая художница Франсуаза Жило познакомились в 1943 году. Отец Пабло, Хосе Руиз Бласко, работал профессором в школе изящных искусств. Бытует миф, что отец был настолько впечатлен способностями сына, что в 1894 году он зарекся рисовать сам, но на деле Хосе продолжал рисовать до самой смерти. Отношения Пикассо с его родителями стали напряженными, когда он прекратил учебу. Светлые и тёмные монохромные краски словно передают ощущение от всполохов пожара. Этой любви, самой чувственной в его жизни, он обязан созданием своих лучших шедевров, таких как «Обнаженная, зеленые листья и бюст» (Nu au Plateau de Sculpteur), «Сон» (Le Rve), «Чтение» (La Lecture).
Пикассо был не только выдающимся художником, но и довольно известным донжуаном. Первое, что он воскликнул, когда Пикассо привел ее в гости: «Дорогая, если бы я рисовал ваш портрет, волосы были бы зелеными». Некоторые из них («Коза», 1950 «Обезьяна с малышом», 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа.
В настоящее время полотно «Герника» выставлено на всеобщее обозрение в Музее королевы Софии в Мадриде. По Курбе» (1950) «Алжирские женщины. На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ («Сидящая купальщица», 1929), орущих («Женщина в кресле», 1929), раздутых до абсурда и бесформенных («Купальщица», рисунок, 1927) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы («Фигуры на берегу моря», 1931). Всегда и во всем он должен был быть единственным. Можете забрать на память».
Ужас, охвативший Пикассо перед угрозой варварства, нависшего над Европой, его страх перед войной и фашизмом, художник не выразил прямо, но придал своим картинам тревожную тональность и мрачность («Рыбная ловля ночью на Антибах», 1939), сарказм, горечь, которые не коснулись только лишь детских портретов («Майя и её кукла», 1938). В 1913 году ее приобрел коллекционер и потомок Саввы Морозова у писательницы Гертруды Стайн, которая открыла для молодого художника двери в богемную жизнь. Они прожили вместе 18 лет, в ходе которых родился их сын Пауло в 1921 году. Там Пикассо встречает Фернанду Оливье или «Прекрасную Фернанду». Выдающейся балериной она не была, ей недоставало «высокого горения» и выступала она преимущественно в кордебалете.
Он пишет несколько портретов друга в гробу. В 1912 году Пикассо начал сочетать кубизм и коллаж. Несмотря на несколько более спокойных произведений, которые являются в живописном плане наиболее значительными, стилистически это был весьма переменчивый период («Девушка перед зеркалом», 1932). После смерти Ольги в 1955 году Пикассо оказался, наконец, свободным от брачных уз человеком. Загадочный мир женщины и особенно её логики до сих пор никто не смог расшифровать. Апримерно через год еепортрет «Рыдающая женщина» был продан нааукционе за37миллионов франков.
Пикассо исполнилось уже 60. В «синтетический» период появляется также стремление к гармонизации колорита, уравновешенным композициями, которые временами вписываются в овал. Немецкая оккупация не могла испугать Пикассо: он оставался в Париже с 1940 по 1944 год. Именно так Пикассо не рисовал больше никого.
В этих обстоятельствах в начале 1902года Пикассо стал писать в стиле, по которому впоследствии период творчества художника в Барселоне в 1903—1904 годах был назван «голубым». Женщины остаются главными жертвами его жестоких бессознательных причуд, возможно, так как сам Пикассо плохо ладил со своей собственной женой или потому, что простая красота Марии-Терезы Вальтер, с которой он познакомился в марте 1932 года, вдохновляла его на откровенную чувственность («Зеркало», 1932). Он влюбился во француженку и прожил с ней до 1912 года. Потеря какой-то вещи. За такой резкий переход от кубизма к классицизму Пикассо многие критиковали.
Может что-то и из этого списка, а может и вовсе всё вместе сразу. Это расставание художник переживал очень тяжело, что не могло не отразиться на творчестве. Пикассо было девятнадцать лет, когда он приехал в Париж в1900 году, чтобы посетить Всемирную выставку, где в Гран Пале, в разделе, посвященном испанскому искусству, была выставлена его большая картина «Последние мгновения» исполненная в академической манере. Среди них – Дора Маар, с которой художник сблизился в 1936 году и красивое лицо которой он деформировал и искажал гримасами («Плачущая женщина», 1937). По Веласкесу» (1957) «Завтрак на траве. Ее отношения с ним были гораздо сложнее, чем у любой из ее предшественниц.
Чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо и Жорж Брак вводят в свои картины типографский шрифт, элементы «обманок» и грубые материалы: обои, куски газет, спичечные коробки. Наиболее яркими примерами, наглядно иллюстрирующими развитие направления, служат полотна: «Фруктовая тарелка» (1909), «Портрет Амбруаза Воллара» (1910) и «Женщина с гитарой» (1911-12). В работах этого времени ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали («Женщина с пучком волос», 1903 Пикассо считал: «кто грустен, тот искренен») движения людей замедлены, они словно вслушиваются в себя («Любительница абсента», 1901 «Женщина с шиньоном», 1901 «Свидание», 1902 «Нищий старик с мальчиком», 1903 «Трагедия», 1903). Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приёмы вплоть до 1921 («Три музыканта», 1921).
Будучи женщиной исключительно порядочной, Ольга имела шансы стать доброй матерью семейства и осчастливить какого-нибудь почтенного буржуа, но с Пикассо она «не справилась». Однако же, ничего не продавал. Несчастная любовь.
Он женился на Жаклин в 1961 году. Художник в 1937 году создает полотно «Герника» в черно-белых тонах по заказу правительства Испании для Всемирной выставки в Париже.
Брак с влиятельной женщиной не помешал ему заводить отношения на стороне. Ужас, охвативший Пикассо перед угрозой варварства, нависшего над Европой, его страх перед войной и фашизмом, художник не выразил прямо, но придал своим картинам тревожную тональность и мрачность («Рыбная ловля ночью на Антибах», 1939), сарказм, горечь, которые не коснулись только лишь детских портретов («Майя и её кукла», 1938). Дора стала интеллектуальной и сексуальной спутницей Пикассо. После реставрации картина была выставлена на аукцион «Кристис», где 27 марта 2013 года её всё же приобрёл Коэн уже за 155 миллионов долларов.
И вновь женщины стали главными жертвами этого общего мрачного настроения. А одно лишь полотно работы мастера уходит на аукционе более чем за 100 миллионов долларов. Про мать Пикассо известно очень мало: донна Мария была простой женщиной. Примириться с этим было невозможно и борьба с Пикассо шла по разным направлениям.
И только когда военный режим пал, картина наконец-то вернулась на родину. В 1921 году у супругов родился сын Паоло (Поль). Особенно важны в тот период скульптуры («Беременная женщина», 1950). В молодости Пикассо особенно вдохновляли улочки Монмартра и работы Тулуз-Лотрека, Ван Гога и Сезанна. В 2006 году владелец казино Стив Винн, купивший в 1990-х годах за 48, 4 миллиона долларов картину Пикассо «Сон», согласился продать этот шедевр кубизма за 139 миллионов американскому коллекционеру Стивену Коэну.
В годы испанской революции и войны Пабло Пикассо находится в Париже. Для этого необходимо было время, а Пикассо ждать не хотел. Тем не менее за небольшой период пребывания в учебных заведениях молодой Пабло кое-чему научился у хороших преподавателей. Это видно по его ранним работам. В следующем десятилетии из-под кисти художника выходит полотно «Резня в Корее», где были изображены американские солдаты в образе футуристических рыцарей, что собирались напасть на беременных женщин и детей. Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения («Портрет художника, в подражание Эль Греко», 1950) и элементы тавромахии (Пикассо был страстным поклонником популярной на юге Франции корриды), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959—1968). Ольга была дочерью полковника русской армии. Ивану Морозову она продала картину за 13 тысяч франков.
С одной стороны— коммунист, прогрессивный деятель, борец за мир и трогать его было опасно с другой Дело не в том, что, с их точки зрения, он был «буржуазный формалист», с этим еще можно было примириться, главное— он был великий мастер и при сопоставлении с его работами все великие достижения советского искусства меркли и отбрасывались на столетие назад. Жили влюбленные внищете. Он не выносил бездарных людей так же, как талантливых.
Его сексуальная энергия, тем не менее, била ключом. Они открыли новое направление в живописи — кубизм. Иони расстались— Пикассо иФернанда. Между прочим, это полотно называется «Плачущая женщина, 12».
Из-за возникшего у Пикассо на стороне романа с молодой француженкой, повлекшего беременность и рождение внебрачного ребенка семья распалась. Супруга разорвала отношения и уехала на юг Франции. А такие слёзы только от горя или от отчаяния. Он торопился жить. Впрочем, для этого не обязательно быть психиатром.
После эпикурейского изящества 1920-х («Танец») Пикассо создаёт атмосферу конвульсий и истерии ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить отчасти влиянием поэтов-сюрреалистов, проявившимся в некоторых рисунках, стихотворениях, написанных в 1935 и театральной пьесе, созданной во время войны. Его предъязвенное состояние. В жизни Пабло появляется модель Фернанда Ольвье, которая стала его вдохновителем. В семье было три ребенка – мальчик Пабло и его сестры Лола и Консепсьон.
В 1904году Пикассо поселяется в Париже, где находит пристанище в знаменитом монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар: начинается так называемый «розовый период», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка. Именно он приглашает Пабло принять участие в создании декораций к балету Дягилева «Парад». В Валлорисе художник начал в 1954 году серию портретных изображений «Сильветт»1920.
С 1926 года она хранится в Чикаго. Такое учение оказалось не для него. Иунего иунее были романы сдругими. В 16 лет он поступил в Королевскую Академию Святого Фернанда.
По мнению искусствоведов, картина открывает «голубой период» творческой деятельности Пикассо, наполненного драматическими событиями в его жизни. При этом его работы становились все более абстрактными. На все претензии художник ответил в одном из своих интервью: «Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой, по-моему ощущению это должно быть сказано». За закрытыми дверьми он повторял: «Приходите завтра или, лучше, через месяц», а при всех похлопывал незадачливого дилера по плечу, делая вид, что сделка состоялась.
Он написал несколько произведений на тему бродячего цирка, которым был увлечен. Но что же случилось. В работах этого времени ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали («Женщина с пучком волос», 1903 Пикассо считал: «кто грустен, тот искренен») движения людей замедлены, они словно вслушиваются в себя («Любительница абсента», 1901 «Женщина с шиньоном», 1901 «Свидание», 1902 «Нищий старик с мальчиком», 1903 «Трагедия», 1903). Пикассо подходит к «голубому периоду» своего творчества, во время которого тоска и депрессивность сквозят сквозь холсты изобилующими голубыми тонами. Тогда были написаны: «Шут», «Сидящий арлекин», «Девочка с козлом» и др. Там он создал занавес для готового балета Дягилева Парад.
Однако из Пикассо не вышло бы прославленного художника, если бы его отец, учитель искусства, не научил мальчика азам рисования. Начиная с 20-летнего возраста Пабло стал подписывать свои творения дивичьей фамилией матери, как того требовал испанский обычай. Ольга стала нервной, требовательной и раздражительной. Однако поездка в столицу искусства была омрачена.
Нобыло время, когда они жили врозь (лето иосень 1907года). То же самое можно сказать и о женщинах. Просто может мы, не всегда обращаем внимание на то, как люди плачут. Наказания удалось избежать исключительно благодаря влиятельным друзьям. В его отношениях к ним всегда, впрочем, были и какие-то отголоски гнева и ненависти.
Он сам назвал случившееся «самым неуклюжим и глупым жестом в мире». Несмотря на несколько более спокойных произведений, которые являются в живописном плане наиболее значительными, стилистически это был весьма переменчивый период («Девушка перед зеркалом», 1932). Я делю женщин на два вида: любовницы и тряпки для вытирания ног. Не удостаивал вниманием равнодушных с той же миной, что и поклонников.
Этот случай сам Блессид, ставший известным благодаря фильму 1980 года «Флэш Гордон», назвал «суровым финансовым уроком». В 1902 году были организованы две выставки художника. В течение следующих четырех лет в его картинах доминировал синий цвет.
Произведения, созданные в 1945—1955 годах, очень средиземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят своё выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 года в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо («Радость жизни»). Можно было б назвать ее «Слепой музыкант», но художник сделал акцент на старости, в которой единственной отдушиной является творчество.
Первая работа нового стиля – «Авиньонские девицы» – повергла в настоящий шок друзей художника. Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами стали в основном бродячие артисты – клоуны, танцовщики и акробаты картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных, романтической жизни странствующих комедиантов («Семья акробата с обезьяной», 1905). Основной теме сопутствуют изображения плачущей женщины с мёртвым ребёнком и быком за её спиной и женской фигуры в пламени с воздетыми вверх руками.
Его первая дочь Майя родилась в 1935 году у его любовницы и натурщицы Марии-Терезы Уолтер. Экзаменаторы были потрясены, когда Пабло за сутки прошел вступительные испытания, рассчитанные на целый месяц. Пережив начетверть века того, кто, пословам Андре Бретона, был «безумной любовью» еежизни, Дора Маар скончалась виюле 1997 года в90-летнем возрасте водиночестве ивбедности. При крещении малышка получила имя Мария де ла Консепсьон. Если ты уйдешь в монастырь, ты вернешься оттуда Папой.
Она также не ослабила его деятельности: портреты, скульптуры («Человек с агнцем»), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи («Натюрморт с бычьим черепом», 1942). Посмотрите внимательно на его автопортрет 1896 года. Он заявил: Ничто не похоже так на пуделя, как другой пудель. Однако сам Пикассо часто упоминал про нее в своих интервью. Вот Мария-Тереза открывает своим ключом домик художника (ключ всегда прописывался достаточно четко) играет с мячом на пляже, забавляется с друзьями. Его богемный образ жизни умер вместе с Евой он становился богатым и знаменитым.
Друзья организовали вЛондоне выставку ееработ, ноона прошла незамеченной. Свой знаменитый шедевр «Герника» Пикассо написал для ярмарки в Париже, которая состоялась в 1937 году. Некоторые из них («Коза», 1950 «Обезьяна с малышом», 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа.
По словам Блессида, Пикассо ответил ему, что впервые слышит такую критику. Пикассо обожал Фернанду и был страшно ревнив. Позже у Пикассо и Франсуазы родились двое детей — Палома и Клод. Отображая человеческие страдания, Пикассо в этот период рисовал слепых, нищих, алкоголиков и проституток. Юный Блессид подошёл к художнику и попросил нарисовать ему что-нибудь, если тот «действительно Пикассо».
Спустя полгода после знакомства ихотношения переросли вроман. Это глубоко впечатлило Пикассо и он прожил с Дорой еще несколько лет втайне от Хохловой. После этого супруги поселились в шикарно обставленной и богато украшенной парижской квартире. Каретников, вышедшая в 1967 году.
Споявлением вжизни Пикассо Франсуазы вего картины возвращается лирика. Известную во всем мире «Девочку на шаре» относят к переходному времени.
Он рисовал людей с удлиненными чертами лица. Потеря близкого. Она была молодой зеленоглазой красавицей, с которой Пикассо познакомился около обшарпанного дома на Монмартре, в котором они оба жили. Переполненный отвращением к войне, художник написал гигантское обвинение фашизму: так родилась на свет «Герника» (Guernica), картина тираническая, пугающая и многословная. Франсуаза позже вышла замуж за доктора Джонаса Салка. Будущий актёр бросил листок с рисунком на пол, «выбросив около 50 миллионов фунтов» (примерно 75 миллионов долларов).
Будущий художник родился на Южном побережье Испании в солнечной Малаге в 1881 году. «Женщина-цветок», написанная в1946 году— это ода женственности инежности. Среди его законных жен была амбициозная советская танцовщица Ольга Хохлова. Британский актёр Брайан Блессид (Brian Blessed) рассказал изданию The Telegraph о том, как в возрасте 12 лет встретился со всемирно известным художником Пабло Пикассо.
Их бледные, отчасти удлинённые тела на картинах напоминают работы испанского художника Эль Греко. Карлос покончил жизнь самоубийством, выстрелом в висок. Испанец сделал на листе бумаги набросок в виде голубя мира, однако молодой англичанин не оценил рисунок и заявил: «Это показывает, что вы не Пикассо, это не голубь». Вызволил ееоттуда ивывел изкризиса давний приятель известный психоаналитик Жак Лакан.
В 1953 году Франсуаза Жило и Пикассо расходятся. В 1930—1934 годах именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса («Лежащая женщина», 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма («Мужчина с букетом», 1934) и особенно металлические конструкции имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (он создаёт их с помощью своего друга испанского скульптора Хулио Гонсалеса— «Конструкция», 1931). Полотно «Авиньонские девицы» считается одним из самых революционных произведений автора, которые положили начало кубизму и абстракционизму, стилям предпочитающим искажать натуральные изображения до геометрических форм.
Пабло возвращается на родину, но сердце его в Париже. В разные времена и с разной степенью страстности он любил их всех. Пабло Пикассо стал, пожалуй, самым известным художником 20 века.
Конечно, Пикассо это всячески отрицал. Марселла Амбер умерла в 1915 году от туберкулеза. Франсуаза в результате стала матерью двоих детей: у нее родились сын Клод и дочь Палома. В 1947 году художник переезжает на юг Франции, в город Валлорис. Производительность мастера была настолько всеобъемлющей, что на момент смерти, 8 апреля 1973 года, на счету великого испанца было несколько десятков тысяч картин, в том числе новаторские абстрактные работы, такие как «Герника». Розовый цвет становится на два года главным в творчестве Пикассо.
Она была старше его на 4 месяца. Первый сын Пикассо Пауло родился у Ольги в семье, которая уже практически начала распадаться. Встреча произошла во время Всемирного конгресса мира в британском Шеффилде в 1950 году.
Благодаря работе с «Русским балетом Дягилева» Пабло знакомится с балериной Ольгой Хохловой, которая становится его женой. Она была не только его другом, но и покровителем, покупая его картины за небольшие деньги. Он хотел быстрой славы и денег. Пожалуй, еще ни один женский образ не был так изуродован, как в серии «Плачущая женщина», где отвращение к Доре и к войне слились воедино.
Именно он стал одним из первых щедрых покупателей Пикассо и помог ему выбраться из нищеты. Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к «Метаморфозам» Овидия (1930) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения. Каждое направление его деятельности было воплощением радикально новой идеи. «Нет, — ответил художник, — это сделали вы.
Эта молодая женщина с тёмным прошлым (сбежала из дома со скульптором, который потом сошёл с ума) и шатким настоящим (позировала художникам) на несколько лет стала любовницей и музой Пикассо. По Мане» (1960). Как часто это бывало раньше, все изменила женщина. Там он стал работать вместе с Жоржем Браком. Пикассо обессмертил ее другим образом.
Натурщица Фернанда Оливье была первой женщиной Пикассо (ейбыло18, ему 23года), с которой у него установились долгосрочные отношения (1904—1912). С 1992 года полотно хранится в музее Мадрида. Историки искусства называют это время в жизни Пабло «розовым периодом». Поутрам они воровали круассаны имолоко. Ужас перед нависающей бедой придал картинам Пикассо тревожную тональность, но по-настоящему его сразил налет на Гернику, шеститысячный городок, разбомбленный в считанные часы и горевший потом еще три дня. Эта картина оказалась первой из произведений художника, которую приобрел музей.
И повторюсь, всё это в цвету, всё это жизненно. Кто знает. В апреле 1937 года немецкая и итальянская авиация бомбила и разрушила небольшой городок басков Герника— культурный и политический центр жизни этого свободолюбивого народа. Вариантов много и в каждом вроде та же поза.
Он часами заставлял своих покупателей ждать в приемной и, пока чинный дворецкий утверждал, что «мсье очень занят», сам наотрез отказывался вылезать из кровати. Очень скоро родился знаменитый образ «женщины-цветка» — именно так художник видел свою новую музу. Франсуаза Жило была моложе Пикассо почти на 40 лет. Для страстной Доры разрыв сПикассо стал катастрофой. В 14 лет он поступил в школу изящных искусств Ла Лонха в Барселоне.
Пикассо уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки («Фабрика в Орта-де-Эбро», 1909), увеличивает и ломает объёмы («Портрет Фернанды Оливье», 1909), рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам он считает твёрдым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины («Портрет Канвейлера», 1910). Он снова бросает учёбу. Обратимся к интересным фактам из жизни признанного гения. В 1917 году Пикассо упросил съездить в Рим с Жаном Кокто и труппой Русский балет. В композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имён возлюбленных, названий улиц, кабачков.
Среди них— Дора Маар, с которой художник сблизился в 1936 году и красивое лицо которой он деформировал и искажал гримасами («Плачущая женщина», 1937). Инструмент он подчеркнул другим цветом в мире грязно-голубого: оттенка, характеризующего бедность и отсутствие надежд.
В этих обстоятельствах в начале 1902 года Пикассо стал писать в стиле, по которому впоследствии период творчества художника в Барселоне в 1903-1904 годах был назван «голубым». Она заставила Пикассо определить свои политические пристрастия. В свободное время он знакомился с богемой Барселоны. С её появлением в жизни мастера завершается так называемый «голубой период» (сумрачные картины в сине-зелёных тонах) и начинается «розовый», с мотивами любования обнажённой натурой, тёплым колоритом. Это Дора Маар. Создается ощущение, что в одной судьбе творца, поместилось сразу несколько художественных жизней. Некоторое время она позировала художнику ибрала унего уроки.
Пикассо был в восторге. За два месяца Пикассо создаёт свою «Гернику»— громадное полотно, которое было выставлено в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже. Это было для художника началом тяжёлого морального кризиса, который эхом отдаётся в замечательной серии рисунков исполненных между концом 1953 и концом зимы 1954 года в них Пикассо по-своему, в озадачивающей и ироничной манере, выразил горечь старости и свой скептицизм по отношению к самой живописи. Пикассо познакомился сней в1904 году, после того как поселился в Париже.
После рождения Майи отношения между ее матерью и Пикассо осложнились, поскольку появилась и родительская ответственность. Художник был настолько поражен случаем, когда фашистские самолеты бомбили мирных жителей в городе Герника, что отразил в работе свое собственное видение войны в черно-белой гамме. Франсуаза была единственной, кто не позволила довести себя до психиатрической лечебницы или самоубийства, как это случалось неоднократно с другими любовницами Пикассо, но ее уход обернулся началом тяжелой депрессии для художника. Старая, правда.
Но глядя на это полотно, понимаешь, что случилось нечто страшное и неразумное. В Париже четверги и воскресенья были днями, когда Пикассо посещал Марию-Терезу и Майю. В 1956 году на французские экраны вышла документальная лента о художнике «Таинство Пикассо».
В 1900 году, убегая от печальных мыслей после самоубийства своего друга Карлоса Касагемаса, Пабло Пикассо оказывается в Париже, где вместе с другими бедынми художниками снимает комнаты в ветхом доме не площади Равиньян. В 1936 году началась гражданская война в Испании. В подростковом возрасте у Пикассо неплохо получались реалистичные портреты и пейзажи. Однако Пабло были скучны классические приемы художественной школы.
Из него мог бы получиться хороший портретист или мастер пейзажей, как Диего Веласкес. Очередной любовницей Пикассо стала Франсуаза Жило, молодая художница. Осенью 1947 года Пикассо начинает работать на фабрике «Мадура» в Валлорисе увлечённый проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных («Кентавр», 1958) иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия. В 1925 году начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо.
Еежизнь остановилась, быть может в1944году, когда произошел разрыв сПикассо. Дора попала впарижскую психиатрическую лечебницу святой Анны, где еелечили электрошоками. И вновь женщины стали главными жертвами этого общего мрачного настроения.
Никогда ещё женоненавистничество художника не выражалось с такой ожесточённостью увенчанные нелепыми шляпами, лица изображённые в фас и в профиль, дикие, раздробленные, рассечённые потом тела, раздутые до чудовищных размеров, а их части соединены в бурлескные формы («Утренняя серенада», 1942). Пикассо был вне себя от гнева. Краски на полотнах художника оживляются, появляются розовые и золотистые тона. Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неравны по качеству («Мастерская в Каннах», 1956).
В композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имён возлюбленных, названий улиц, кабачков. Пикассо был очарован. Там она знакомится сПикассо, становится его моделью иего девушкой.
В 1904 году Пикассо поселяется в Париже, где находит пристанище в знаменитом монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар: начинается так называемый «розовый период», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка. В 1904 он снова приезжает в Париж, чтобы обосноваться тамокончательно. В палитре мастера преобладают голубые оттенки.