Таким образом, основные направления культуры в России в 16 веке отражали религиозное мировоззрение и происходившие исторические события. Культура России 16 века сформирована под влиянием начавшегося периода освобождения русского народа от масштабного татаро-монгольского ига, добравшегося до самых удалённых частей страны.
От самых ранних лет его художественной жизни произведений не сохранилось. XVIв. Наиболее интересно в нем множество разнообразных фигур (в треть человеческого роста и меньше), которые в изобилии населяют это сложное полуархитектурное, полускульптурное произведение. Проскальзывают элементы эротики.
В скульптуре «Аполлон и Дафна» Лоренцо Бернини запечатлел в летящем движении момент превращения юной беззащитной Дафны, настигнутой легконогим Аполлоном, в лавр. В том же листе мы находим тщательно выполненные изображения травы, кустов и почвы. classicisme, от лат. В этом случае помощь могут оказать так называемые синхронистические таблицы, в которых можно проследить развитие тех или иных областей культуры (видов искусства) на протяжении различных периодов русской истории. Грановитой.
Взятие Казани было воспринято людьми какизбавление отразорительных татарских набегов, какитог вековой борьбы сордынским игом. Примером может служить московская «Мадонна с младенцем», где темная тяжелая зелень кустов составляет прекрасный красочный аккорд со светло-зеленой полосой пейзажа второго плана и с голубой далью. 9 ноября монархия в ней была свергнута, а 11 ноября Германия признала себя побежденной. В конце 1640 – нач.
ивустном народном творчестве. вМоскве начинает свою деятельность первая типография. Все литературные произведения XVI столетия распространялись в виде рукописей.
Один изсписков Никоновской летописи представлял собой роскошный иллюстрированный «Лицевой свод».
Единственным способом решения обеих задач было книгопечатание. Примером этого может служить украшенная старинным фонтаном маленькая площадь в Мильтенберге.
пишет свои челобитные царю Ивану Грозному Иван Пересветов. Блестящее мастерство Бернини проявилось в строительстве знаменитых римских фонтанов – «Фонтан Тритона» и «Фонтан четырех рек». Впеснях звучало отрицательное отношение к«Малюте злодею Скуратову», «Малюте-врагу». (скульптор С. Волнухин, архитектор И. Машков). На первый план в изобразительном искусстве и прежде всего в живописи выходят Нидерланды.
Строительством каменных стен Китай-города в1535–1538гг. Печатание книг началось лишь в середине XVIв., при Иване Грозном. Тайна классического идеала человеческой фигуры с этой минуты не дает ему покоя. Таковы «Вид Иннсбрука» (1494—1495 Вена), «Заход солнца» (ок. Комната св. Избегая резких цветовых контрастов, Кранах умеет создать изысканные сочетания тонов. На темном небе вьются светлые сонмы ангелочков. Язык и литература считались основными сокровищами арабской культуры.
Первой крупной работой Дюрера была серия гравюр на дереве большого формата из пятнадцати листов на тему Апокалипсиса (напечатано в двух изданиях с немецким и латинским текстом в 1498 г. ) (По обыкновению того времени доски для гравюр на дереве резал не сам художник, а специалисты-резчики. В1564г. Господство в этих росписях мифологических сюжетов не мешало наличию в них определенной морализующей программы (что весьма характерно для немецкого гуманизма). В том же году Гольбейн пишет самого Томаса Мора (Нью-Йорк, музей Фрик), в 1528 г. выполняет портрет немецкого астронома Кратцера (Париж). Сюжет Троицы нередко выливается в бытовую сцену со столом, поставленным подиагонали.
Эта книга, посвященная искусству «вести дом», помимо богатейшего бытового материала интересна и своей основной мыслью: порядок в доме, по Сильвестру, возможен только при совершенной власти главы семьи, который держит прочих домочадцев в страхе и трепете. миниатюр — цветных иллюстраций, за что получил название Лицевого свода («лицо» — изображение). турками Константинополя мировым центром «истинного христианства». Самое имя его до сих пор остается условным. Большое значение получают окруженные галлереями и ренессансными колоннадами внутренние дворы. Дюрер жадно ухватывается за сообщенные ему сведения.
Удельный вес числа заданий по истории русской культуры в контрольно-измерительных материалах не слишком велик, но подчас, невыполнение именно этих заданий не позволяет набрать выпускникам необходимых им баллов. Над ним располагался «верх» – дублирующий голос, под ним – «низ». Они интересны особенно тем, что показывают в нем пытливого наблюдателя природы. Около 1500 г. Дюрер выполнил несколько монументальных заказных работ. Не менее характерны для Буше и так называемые пасторали или пастушеские сцены.
1525—1530) изящная и лирическая, сохраняющая некоторые традиционные готические черты. Для иконописи XVI в. было характерно и возвеличивание официальных политических идей средствами искусства. Чрезвычайно интересны автопортреты художника. 1515 г. ), а также третий сын Фишера—Ганс (ок. Из более поздних вещей те же черты сохраняет «Мадонна с младенцем» (1512 Вена).
Группа палачей и солдат ставит большой крест с пригвожденным к нему Христом. Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. Старые церкви были ветхи и тесны и не отвечали возросшему политическому значению столицы.
Ряд военных сцен восходил, несомненно, к событиям тех лет. Впервой четверти XVIв. Эту идею поддержала церковь, которая к тому же связала ее с концепцией «Москва – Третий Рим».
Лицо распятого Христа искажено предсмертной мукой. Стиль Рококо зародилось в среде французской аристократии. Особенно характерны в этом смысле мадридские «Адам и Ева». Люди на его портретах живут в полном единении с окружающими их предметами.
Правитель долен нести закон и правду. Это полудетское произведение определяет многое типичное для Дюрера. В 1490-е гг. (ересь стригольников). Однако величайшая творческая честность Дюрера и никогда не изменяющая ему искренность заставляют его внести и в этот образ оттенок беспокойства и тревоги.
Москва как бы подчеркивала этим свои древние связи. Новый стиль возник в Италии, потом распространился на ряд европейских стран. Этот стиль не становится господствующим в последующем творчестве Дюрера. Его оппонент, не приемля царской «лютости», считает, что монарх должен править вместе с «мудрыми советниками», слушать их, а не быть неограниченным самовластцем-тираном. он находился в Вене в 1504 г. Кранах был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого, а потом до конца жизни работал при дворе его преемников. Шатровые храмы не имеют внутри столбов и вся масса здания держится на фундаменте. Иван – о праве на самовластие, Курбский – о долге государя заботиться о своих подданных.
Огромное значение имело появление в России книгопечатания. Уже в ранних юношеских работах, например в портретах базельского бургомистра Мейера и его жены 1516 г. (Базель), полностью выражается характерное для него отношение к человеку. Те же качества отличают и берлинский «Портрет венецианки». Это всецело относится и к художественным приемам Грюневальда. Определяющую роль играет пейзаж в его известной берлинской картине «Отдых на пути в Египет», 1504 г. Здесь мы встречаемся с наиболее живым изображением родной природы у Кранаха.
Перед нами уже не скромный мальчик-ремесленник, а зрелый исполненный чувства собственного достоинства человек, нарядно одетый и эффектно причесанный, с рассыпающимися по плечам прядями круто завитых волос. Во Франции XVII века господствовал классицизм. Начну с Максима Грека (причислен к лику святых) Максим Грек (настоящие имя и фамилия — Михаил Триволис). Направление просветительского реализма получило успешное развитие в Англии.
Его гравюры носят исключительно жанровый характер библейские или религиозные сюжеты в отдельных случаях дают им только название («История блудного сына», «Подвиги Геркулеса» и т. д. ). Говоря опричинах падения Византии, царь утверждал, что чрезмерная доля власти вруках знати ведет государство кгибели ибо ослабляет самодержавное правление. Отец Дюрера был родом из Венгрии.
В 1560-х гг. Первый этап в развитии арабской словесности (5-7 вв. ) был «устным», так как обычай запрещал авторам записывать свои произведения. Этоосложнило развитие культуры изамедлило темпы культурного прогресса, начто влияли также Ливонская война, опричнина, закрепостительная политика государства.
Только в гравюре «Св. — «Распятие», «Св. Так появилась знаменитая икона «Церковь воинствующая» или «Благословенно воинство Небесного Царя». Вней проповедовалась национальная исключительность, неприятие всего нового, религиозная нетерпимость. К этому времени Дюрер приобретает широкую известность.
Все его творчество было гимном человеку, его телу и духу, силе и глубине его интеллекта. Магической силой обладал звук, а не буква. Между 1526 и 1528 гг. Он был привержен к жизненной полноте, силе, размаху, буре движения.
В войну было вовлечено большинство стран мира. Таковы две очаровательные картины Дрезденской галереи, например «Общество в парке», где все проникнуто тонким лирическим настроением и даже мраморные статуи античных богов, кажется, с благосклонностью взирают на влюбленных. Важнейшим среди сохранившихся творений мастера является цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря (Вологодская область), дошедший до нас почти полностью. От 1527 г. сохранился подготовительный к неосуществленной картине рисунок пером изображающий многочисленную семью Томаса Мора (Базель). Поводом к войне послужило убийство 28 июня 1914 года в городе Сараево (в Боснии на Балканском полуострове) наследника престола Австро-Венгерской империи Франца Фердинанда. В1568г. Егобелокаменные стены протяженностью 9км. В старших классах, даже там где реализуется профильное обучение, в т. ч.
Главные темы живописи рококо – изысканная жизнь придворной аристократии, «галантные празднества» идиллические картины «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы. С особенной жестокостью расправилась княжеская власть с движением крестьян, которое было окончательно подавлено в течение 1525 г. Феодальная реакция усилила свое наступление на деревню. Основные черты творчества Альтдорфера полностью раскрываются уже в одном из его ранних дошедших до нас произведений — «Отдых на пути в Египет» (1510 Берлин). Сюжет Троицы нередко выливается в бытовую сцену со столом, поставленным подиагонали. Ганс Бальдунг Грин (1476—1545) — чрезвычайно своеобразный мастер, в творчестве которого причудливо переплетаются ренессансные черты со средневековой символикой, фантастикой и элементами нарождающегося маньеризма — художественного направления, получившего в Германии развитие в годы реакции, которая наступила после подавления крестьянских войн. Антонию скромные дары — петуха и свинью, все же жизненные реалистические элементы во всех этих статуях почти полностью парализованы готической условностью поз, жестов и неслаженностью пропорций.
Лабенвольфу принадлежит также хорошо моделированная статуя амура для фонтана во дворе нюрнбергской ратуши (1550—1557). У Дюрера не было большой мастерской с множеством учеников. Только Москва осталась верна православию и вот таким образом является мировым центром христианства. В начале 50-х гг.
Старые церкви были ветхи и тесны и не отвечали возросшему политическому значению столицы. Московская Русь за два с половиной столетия органично усвоила многие идеи и принципы Орды. Во главе страсбургской школы архитекторов, распространившей свое влияние по всей Германии, стоял архитектор и теоретик Вендель Диттерлейн (1550—1599), участвовавший в постройке Фрауэнхауса в Страсбурге и явившийся одним из проводников классического стиля на почве Германии (им написана книга «Architektura», посвященная разбору античных ордеров, законов перспективы и т. д. ).
Мастерски передано ночное освещение. Игуменом псковского Елизарова монастыря Филофеем была сформулирована идея оМоскве как«отретьем Риме». Музыка. Возрастал интерес к античности, древним языкам. Грамоте обучали в частных школах в основном священники и дьячки.
История физической культуры и спорта – интересная и увлекательная наука. Большое собрание таких книг имел царь Иван Грозный (Либерея). Согласно легенде, библиотека изначально принадлежала византийским императорам и собиралась на протяжении многих веков. Двор перестал быть единственным центром, к которому все стремились. Он охотно обращается при этом к темам античного мира. Об этом свидетельствуют сохранившиеся великолепные портретные зарисовки самого Мейера, его жены и дочери (ныне в Базельском музее).
Талантливый мастер за короткое время сумел понять красоту и логику древнерусской архитектуры и, введя в постройку наиболее существенные древнерусские формы, творчески соединил их со своими ренессансными представлениями. Базель был в то время университетским городом и значительным культурным центром.
Это направление получило название "строгановской школы", по имени купцов Строгановых, способствовавших его развитию своими заказами. В марте 1918 они заключили с Германией «Брестский мир», отдали западные земли России и прекратили участие в войне. было напечатано двадцать книг церковно-религиозного содержания. На ней изображено возвращение русского войска после Казанской победы. 1460/65—1523/24), родившийся в Ульме и с 1491 г. поселившийся в Аугсбурге. Вялые исполненные манерности фигуры облачаются художником в аристократические костюмы.
Реалистические ренессансные принципы, выраженные без особенной индивидуальной яркости, но достаточно последовательно и отчетливо, свойственны также его большой группе «Оплакивание Христа» в алтаре той же капеллы. Книга о Робинзоне это не что иное, как история изолированной личности, предоставленной воспитательной и исправительной работе природы, возвращение к естественному состоянию.
Изменяются и живописные приемы художника сглаживаются переходы между границами красочных оттенков, тени мягко скользят по округлым формам, линейные контуры стушевываются, отступая на второй план. Чрезвычайно значительны они и своим мастерством. Года через два Федоров перебрался в Великое княжество Литовское и умер во Львове в 1583 г. В Москве издавали книги сотрудники и последователи Ивана Федорова (Андроник Невежа Тимофеев, Петр Мстиславец, Никифор Тарасиев) всего появилось около 20 книг богословского содержания. Вокруг расположились славословящие Богородицу святые и простые смертные.
В последнее время учеными найден ряд документов, в которых упоминается некий Мастер Маттиас, по-видимому носивший двойную фамилию Готхардт-Нейтхардт (возможно, что имя Готхардт было псевдонимом художника, а Нейтхардт — его настоящей фамилией). Изображенные космические просторы (воздух, солнце, луна, земля, ангелы), а также пути человеческой жизни (Спас, евангелисты, врата рая, земной, огненный, лунный и временной круги) сопровождались аллегорическими образами, среди кых иногда встречались довольно фривольные. Эти же идеи Вольтер проповедовал в своих драматических произведениях и философских повестях («Кандид или Оптимизм», «Простодушный», «Брут», «Танкред» и др. ). вознаменование рождения будущего царя ИванаIV. Например, фигура коня в листе «Всадник, смерть и дьявол» возникла на основании натурных зарисовок лошадей и работы над идеальными пропорциями лошади.
Если согласиться с тем, что все эти скупые архивные упоминания относятся к одному художнику, то придется признать в нем мастера, работавшего в Ашаффенбурге, Зелигенштадте (на Майне), Франкфурте-на-Майне и умершего в Галле, бывшего придворным художником архиепископа Майнцского Альбрехта. Изображенные космические просторы (воздух, солнце, луна, земля, ангелы), а также пути человеческой жизни (Спас, евангелисты, врата рая, земной, огненный, лунный и временной круги) сопровождались аллегорическими образами, среди которых иногда встречались довольно фривольные. 1551), основатель восточнославянского книгопечатания. Художник достигает теперь зенита своего мастерства. Русское население осознавало свое этническое единство.
Полны жизни и пейзажные фоны. Иконопись в XVI в. испытывает все большие сложности. В постройках южной Германии выступают такие ренессансные черты, как гармоничность пропорций, упорядоченность плана и распределение архитектурных масс по горизонтали. В своей переписке они выдвигают два варианта такого устройства: Грозный свой идеал видел в деспотической монархии, в которой царь обладает совершенной властью, а подданные должны ему безоговорочно подчиняться Курбский же считал, что царь не может нарушать права своих подданных и должен управлять, опираясь на мудрых советников, причем не только из боярской аристократии, но и «всенародных человек». Развитие культуры вXVI столетии взначительной мере определили следующие факторы: образование единого Российского государства, свержение ордынского ига иформирование русской (великорусской) народности. Втеории подчеркивалась незыблемость существующих вРоссии порядков.
Типичные сюжеты — «Триумф Венеры», «Туалет Венеры», «Купание Дианы». Его злого смеха, способного разрушить в прах вековые традиции, страшились более чьих-либо обвинений. Теперь богатыри вели вних борьбу снабегами Казанского иКрымского ханств. исполла эи деспота «многая лета тебе, господин»).
Но в то же время на них лежит неприятный налет преувеличенной экспрессивности, порой принимающей грубо физиологический или эротический характер (особенно в серии рисунков, посвященных изображению ведьм, — в Вене, Париже, Карлсруэ). Еще совсем юношей, вскоре после приезда в Базель, он создал восемьдесят перовых рисунков к «Похвале глупости» Эразма Роттердамского (1515—1516). В XVI в. продолжало развиваться русское летописание.
Действия царя никем изподданных немогут обсуждаться. Об этом прежде всего свидетельствуют две гравюры на меди, созданные около 1500 г., — «Морское чудо» (ок. Но по сохранившимся рисункам, старым копиям и описаниям можно судить об их содержании. В немецкой архитектуре 16 в. в основном можно проследить два течения. Кранах (1472 —1553) родился в местечке Кронах во Франконии.
Прекрасным образцом в этом смысле является известный портрет молодого гуманиста Бонифация Амербаха (1519 Базель) — одно из лучших портретных изображений Гольбейна, показывающее всю привлекательность его уравновешенного крепкого реализма. Среди них особое место занимает учение старца Филофея о Москве как о «третьем Риме» изложенное им в письмах к Не стоит забывать, что василию III.
Анны» Франкфурт), пытается воплотить идеальные пропорции обнаженного тела («Венера», 1509 Ленинград). Помимо пасторалей и мифологических картин он писал жанровые сцены из быта аристократического общества, портреты (особенно часто портреты маркизы Помпадур), религиозные изображения, решаемые обычно в том же декоративном плане («Отдых на пути в Египет»), цветы, орнаментальные мотивы. Георгий в лесу» (1510 Мюнхен) художник изображает сказочный дремучий лес с исполинскими деревьями, закрывающими все пространство неба. Позднее, переехав во Львов, Федоров напечатал там «Букварь». Все это произведения чисто ренессансного характера.
Было много убитых и пленных. В искусстве этих художников также заметен отпечаток неустойчивости немецкой художественной культуры 10 в., во многом живущей пережитками прошлого, объединяющей в себе новые, реалистически разумные взгляды на мир с путаными иррациональными представлениями. Мы находим у Кранаха темы и сюжеты, порожденные идеями современных ему гуманистов. Георгия на коне абсолютно поглощена наступающим на нее вековым бором.
Из этих образов исчезла всякая угловатость и нервность обычных дюреровских фигур. Жесты их отличаются сдержанностью и изяществом, выражение лиц — мечтательностью.
Оно сделано в период наибольшей близости Кранаха с главой реформации. Рядом с Гольбейном Старшим в Аугсбурге работал Ганс Бургкмайр (1473—1531), который в своем творчестве также был проводником классических тенденций. Подобное расположение и построение текста как бы символизируют нерушимость союза церкви и царя. Одним из величайших мастеров французского искусства 18 века был Антуан Ватто (1684—1721), художник тонкого поэтического чувства и большого живописного дарования. Он якобы послал на берега Вислы своего брата Пруса, основавшего род легендарного Рюрика. В базельские годы, особенно в 1516—1526 гг., он развертывает широкую деятельность как мастер книги.
В живописи XVI в. еще более усиливается символическое начало, стремление к отвлеченному «мудрствованию» истолкованию важнейших христианских догматов в художественных образах. Наиболее ярким их образцом является ратуша в Эмдене, построенная в 1574—1576 гг.
Моменты обобщающей оценки сквозят только в их особой напряженности, нервности известном внутреннем беспокойстве — то есть качествах, отражающих состояние мыслящего человека в Германии в то сложное, полное трагизма и неустоявшихся исканий время. Кроме того, Гольбейном выполнены были росписи частного дома золотых дел мастера Бальтазара Ангельрота (так называемого Дома танца) с изображениями танцующих крестьян (1520—1522) и фасада дома, принадлежавшего Бонифацию Амербаху в Базеле. Установлен недалеко от того места, где была типография. Им легко дышится в отведенном для них пространстве. В этом смысле они продолжают традиции зрелых и поздних работ Дюрера.
Тщательно и мастерски обрисован каждый листок. Фёдор Карпов русский князь, политический деятель и писатель 1 й половины XVI века. пишет свои челобитные царю Ивану Грозному Иван Пересветов. В этом смысле особенно характерны его поздние картины на мифологические темы—«Аполлон и Диана» (1530 Берлин), «Венера с амуром» (Рим), «Суд Париса» (1529 Нью-Йорк, Метрополитен-музей), «Венера» (1532 Франкфурт-на-Майне).
Общество и государство должны строиться на соблюдении закона. В 1525 г. Максим Грек был подвергнут опале за участие в политической борьбе двух религиозных группировок, обвинён в том, что намеренно портил книги и неправильно переводил и редактировал тексты, за что был осуждён и посажен «за сторожи». Пому строители почти полностью сохранили старое расположение стен, сделав их еше более величественными и высокими. В живописи он достигает большой мягкости и гармоничности красочных сочетаний, в гравюре — удивительной тонкости и нежности фактуры, в рисунке — лаконизма и неукоснительной точности линии. В них не ощущается и тени душевной раздвоенности или мятежности героев Дюрера.
Наиболее радикальным среди еретиков вXVIв. В картине «Св. пишет свои челобитные царю Ивану Грозному Иван Пересветов. Предлагаемые таблицы легко модифицируются (можно обобщить необходимый материал или наоборот детализировать (см. таблицу «История развития русской живописи») из них хорошо видно, на каком этапе исторического развития возникла русская наука, появился театр, было создано национальное музыкальное искусство. Под их руководством были возведены Тайницкая, Водовзводная, Спасская, Боровицкая башни.
В обоих листах главенствует некрасивая, но полная жизни фигура обнаженной женщины. Слово «русский» стало применяться дляобозначения принадлежности крусской народности, аслово «российский» употреблялось дляобозначения принадлежности кРоссийскому государству. III. КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВ-ВАIII. КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВ-ВАIII. КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВ-ВААдаптивная физическая культура в системе среднего профессионального образования. Адаптивная физическая культура в системы высшего профессионального образования. Адаптивная физическая культура в специально-коррекционных учреждениях 1-8 видовАдаптивная физическая культура как интегративная наука. Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и область социальной практики. Антропоцентристская культура и идентичность «Я»: от организмического посредника к гештальту средыАрхаическая культура и её культурологическое объяснениеБилет Культура России в 18 векаВ культуру физической и психической репродукции человека не входит культура. ВМоскве с1534г.
Бальдунгу не чужд интерес к работе над пропорциями человеческого тела, о чем свидетельствует ряд его рисунков («Ева около райского дерева», 1510, Гамбург «Мария Египетская в облаках», Базель) и над идеальными лицами («Голова Христа», Париж «Мужская голова», Берлин «Голова девушки», Базель).
Один из списков Никоновской летописи содержит около 16 тыс. Водной утверждалось происхождение московских князей отримского императора Августа.
В многофигурной картине 1511 г. «Поклонение волхвов» (Берлин) он явно подражает Дюреру. В качестве образца в живописи формально провозглашалось творчество Андрея Рублева. В XVII в. созданы последние летописные сочинения. Тонко обыграно колористическое сопоставление темно-зеленого фона с черным костюмом, сквозь прорези рукавов которого выступает ослепительно белый цвет рубашки (илл. 337). Борьба синоземными захватчиками оставалась ведущей темой вXVIв.
Об ожесточенных сражениях с захватчиками и страшном опустошении земли Русской рассказывают летописные повести о битве на р. Калке «Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского». О Грюневальде искусствоведческой науке долго ничего не было известно. Часто применяются разнообразные башни и выступы стены, которые придают всему зданию характер большой живописности и подвижности. Подих руководством к1516г. 1494—1496 гг., «Три крестьянина», ок.
Привычному образу на этот раз придан несколько иной оттенок. В Карлсруэ хранится альбом его зарисовок (1508/09—1517), сделанных серебряным карандашом, которые по большей части как по своему характеру, так и по мастерству чрезвычайно близки к Дюреру. Своего рода уникальным произведением немецкого искусства 16 в. может считаться картина Альтдорфера «Битва Александра Македонского с Дарием» (1529 Мюнхен), по своему замыслу представляющая нечто вроде космического ландшафта. Этих черт ищет Дюрер прежде всего в лицах своих современников.
Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский букварь — «Азбуку». В храме представлены три крупные торжественные композиции – «Собор Богородицы», «Отебе радуется» и «Покров Богородицы». Рядом с прекрасными реалистическими портретами Бальдунг помещает такие рисунки, где экспериментирует над человеческим лицом, подчас придавая ему искаженное, безумное выражение («Голова Сатурна», Вена). Сложение основных элементов русского национального костюма. В течение Этого периода страна переживала высокий духовный подъем. Настоящим событием в распространении знаний стало издание первого печатного исторического труда – «Синопсиса» (с греч.
Легенда. В Службе кабаку, Повести о куре и лисе, Калязинской челобитной содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов. Он не был иноком, у него было двое сыновей, кые работали вместе с ним. Первая мировая война началась 1 августа 1914 года.
С этого времени в его искусстве начинают в какой-то мере проявляться черты упадка. Белоозерского монастыря из беглых холопов. В 30-е годы XVI в. прилежащая с востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной, названной Китайгородской (одни историки считают, что название произошло от слова «кита» — вязка жердей используемых при строительстве крепостей, другие — что либо от итальянского слова «город», либо от тюркского «крепость»). Но первый опыт не удался.
Ктем, кто мешает царю выполнять эту миссию, оправдано применение самых жестоких мер. Цикл слагался на протяжении многих веков и окончательно оформился в старообрядческой «Книге, глаголемой летописец» (конец XVIII в. ). Каждая из этих построек чрезвычайно индивидуальна, хотя и следует некоему общему идеалу.
Высказывался против существования холопства и кабальной зависимости. Правдиво и точно обрисовывает он некрасивый профиль Лютера. Укрепление единства великорусской народности привело ктерриториальному, хозяйственному икультурному единству русских (великороссов). В XVI в. продолжало развиваться русское летописание. Направление искусства Гольбейна определилось здесь очень быстро. Петра, 1501 церкви Сан Джованни в Латерано, 1502 и другие, — все в Аугсбурге), еще близки к немецкой живописи 15 в. Но уже в «Марии с младенцем» 1509 г. (Нюрнберг) Бургкмайр вводит элементы полувымышленной, полузаимствованной из итальянских образцов классической архитектуры и ренессансного орнамента.
Литература опиралась на общественное мнение, которое формировалось в кружках и салонах. Лесная чаща переливается зеленоватыми, синими и красными оттенками. Он считал, что искусство должно напоминать человеку «о созерцании и мудрости, с помощью которых он сумеет остаться твердым и непоколебимым перед ударами судьбы». Особенно интересен своим великолепно разработанным тропическим пейзажем «Иоанн на Патмосе».
Эпоху XVII века в культуре и в искусстве принято называть эпохой барокко. Покорность царю должны проявлять нетолько светские люди, ноидуховенство. Во второй половине XVII в. было создано несколько государственных школ. Коран было запрещено переводить с арабского на другие языки. Храм Василия Блаженного (Покровский собор) Он возведен по случаю взятия Казани в 1552 г. Храм в народе именовался Покрова на Рву: собор был построен рядом с глубоким рвом, проходившим вдоль восточной стены Кремля. Лучшая среди них — картина «Аркадские пастухи» (Лувр), выполненная, по-видимому, в начале 1650-х годов.
В XVI в. велось широкое строительство каменных кремлей. Германия заплатила победителям большие суммы в возмещение ущерба (кроме России, которая после Октябрьской революции вышла из Антанты).
Затем последовали "Часослов" и другие книги. ВXVIв. На рубеже XV-XVI вв. вМоскве приступает к работе Иван Федоров.
В конце 1640 — нач. Искусство Ганса Зебальда Бехама с особенной силой отражает демократические взгляды. 1500—1550) известных главным образом в качестве мастеров гравюры малого формата (так называемые клейнмейстеры они работали также и как художники). Высшим достижением портретного искусства Кранаха является профильное изображение Лютера (1520—1521, гравюра на меди). Взгляды Феодосия Косого известны по произведениям, написанным его обличителями, – «Послание многословное к вопросившим на зломудрие Косого» – Зиновия Отенского Отрицал христианскую символику, так крест – орудие казни Христа.
Иконопись в XVI в. испытывает все большие сложности. В XV-XVI вв. Наступление сорвалось. Оннепризнавал троичности Бога, видел вХристе обыкновенного человека-проповедника, непризнавал обряды иконопочитание, священников.
В первую очередь его принципы стали разделять художники из Франции и Нидерланд. упрочился компромисс между ними. Примером может служить тонкая, пронизанная светом и воздухом «Мадонна у окна», представляющая собой прелестную жанровую сцену.
1 апреля 1564 г. Иван Федоров издал "Апостол". Дюрер был немецким художником и творчество его глубоко национально. Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн оставил описание русской национальной одежды.
Как художник Ватто был гораздо глубже и сложнее своих многочисленных последователей.
Иероним» (1514) и «Меланхолия» (1514). «Мадонна бургомистра Мейера» является едва ли не самой итальянизирующей из всех религиозных композиций -в искусстве немецкого Ренессанса. Онсостоял из10 томов, содержавших 16 тысяч миниатюр. В ряде замечательных портретов, выполненных на протяжении 1510—1520 гг., Дюрер как бы подводит итоги многолетнему изучению человеческой личности. К 1490—1494 гг.
От традиционных приемов художественной интерпретации церковного сюжета отступает он и в «Распятии» 1503 г. (Мюнхен). Лучшие постройки этого направления сосредоточиваются в Вестфалии и по Нижнему Рейну. Летописание вXVIв. Художник создает в своих картинах ясный гармонический мир. 1500 г. ) и «Немезида» (ок.
Ему самому угрожали расправой. Наиболее впечатляющий образ создан в третьей гравюре — прославленной «Меланхолии». Фёдор Косой еретик, вольнодумец, монах Кирилло. Рукописная книга занимала ведущее место и в XVI и в XVII вв. Последняя работа — одно из наиболее выдающихся произведений зрелого стиля Гольбейна. Поражения на фронтах, разруха привели к революции и в Германии.
Кранах становится родоначальником немецкого маньеризма.
Кульмбах известен также как портретист («Портрет молодого человека», 1520, Берлин «Мужской портрет», Нюрнберг). Он обосновался на территории современной Украины, во Львове, где и прожил остаток жизни, продолжая заниматься печатанием книг. Младенец Христос, лежа на коленях у матери, тянется к ним рукой. Здесь использовались культурные достижения других районов страны. Эти фигуры составляют своеобразный групповой портрет, в основу которого положена тщательная работа с натуры.
Третьей линией каменных укреплений вокруг Москвы был Белый город (Бульварное кольцо). К лучшим произведениям этих лет должны быть отнесены «Портрет королевского сокольничего Роберта Чизмена» (1533 Гаага, Маурицхейс) и дрезденский «Портрет Моретта» (1534—1535). Ермолай-Еразм, противник нестяжателей и еретиков, предлагает облегчить положение крестьян.
На первом плане под сенью великолепного дерева расположились герои библейской легенды. Пейзаж утрачивает свое значение, подчиняясь трафаретной схеме.
Наиболее четко она прозвучала в«Сказании окнязьях Владимирских». Крупнейшим русским живописцем, жившим в конце XV – начале XVI в., был Дионисий. Первые его издания в Москве – книги Святого писания.
Его скульптура «Давид» – изображает момент стремительного движения, порыва навстречу гиганту Голиафу, переход одного движения в другое. Он выступает сторонников "правды" ("Бог не веру любит, а правду"), "книг", "мудрости", противником холопства, кабальной зависимости, "которая земля порабощена, в той земле зло сотворяется. Не стоит забывать, что важнейшим среди сохранившихся творений мастера будет цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря (Вологодская область), дошедший до нас почти полностью. 1495 г. Лондон), «Вид Триента» (Бремен), «Пейзаж во Франконии» (Берлин).
началось строительство каменных церквей сшатровым завершением. Лучшими изображениями Альтдорфера являются те, где наибольшее место отведено пейзажу. Эта икона фактически подводит вплотную к светской картине. Пожилой косматый крестьянин — Иосиф подает Марии корзинку с вишнями. В храме представлены три крупные торжественные композиции – «Собор Богородицы», «Отебе радуется» и «Покров Богородицы». Принадлежащая к числу шедевров мастера эрмитажная картина «Персей и Андромеда» (1620—1621) дает пример того, как свободно и реалистично использует он образы классической древности.
Таков, например, Николаус Хагенауэр, создавший центральную скульптурную часть Изенгеймского алтаря Маттиаса Грюневальда. Фило- фей использовал идею «странствующего царства», возникшую еще в Византии, согласно кой центральное место в христианском мире занимает православный Константинополь, заменивший прежний Рим. Типографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Никольскую улицу, где построили специальное здание для типографии. Творческий путь Гольбейна отличается ясностью и определенностью. Ни в одном произведении не стоит Кранах так близко к Дюреру, как здесь.
В XVI в. была проведена кропотливая работа по сбору и составлению единых летописных сводов. О любви и внимании художника к природе говорят его упорные зарисовки с натуры— человеческого лица и тела, животных, растений, пейзажей, а также его теоретические занятия по изучению человеческой фигуры, которым он посвятил целый ряд лет. Другим крупным сочинением того времени является «Книга Степенная царского родословия».
Все эти явления принимали в Германии своеобразные формы. На ней изображено возвращение русского войска после Казанской победы. Церковь все сильнее подчинялась светской власти. Развитие государства сопровождалось усилением позиций церкви вовсех сферах духовной жизни.
1498 г. гравюры на дереве — «Геркулес», «Мужская баня»), в которых со всей ясностью определились искания молодого мастера. пишет свои челобитные царю Ивану Грозному Иван Пересветов. Всередине XVIв.
На стороне Антанты (Англия, Франция, Россия) — 34 государства, на стороне Германии и Австрии — 4. Идеи эти развиваются и на страницах «Домостроя» (говоря современным языком – домоводства)– своде житейских, моральных правил, поучений, который он редактировал.
И лишь судьба восставших сословий оказалась общей. Февральская революция уничтожила все победные планы армии. Большую роль в этом сыграл и Стоглавый собор 1551 г. Он регламентировал искусство, утвердив образцы, которым надлежало следовать. Но, так же как в пейзажных акварелях, мелочи нигде не заслоняют главного. В Западной Европе оно началось в середине XV в. : в 1445 г. в Германии Иоганн Гуттенберг впервые стал печатать книги в начале XVI в. в Вильно трудился печатник Франциск Скорина (ок.
Сам Дюрер после «Четырех апостолов» тоже не создал ничего значительного. Эта серия состоит из маленьких гравюр аллегорического содержания изображающих выразительные эпизоды, полные недвусмысленной насмешки над высокопоставленными лицами — императором, королем, папой, кардиналом и т. д. Первая из этих работ — роспись дома люцернского бургомистра Якоба Гертенштейна (1517—1518).
В полную силу разворачиваются его научные занятия. В более раннем из них — луврском автопортрете 1493 г. — налицо еще известные архаизмы. Широко известные портреты Гольбейна последних пяти лет его жизни: Генриха VIII (1539—1540 Рим), королевы Джен Сеймур (1536 Вена), Христины Датской (1538 Лондон), Эдуарда принца Уэльского (1538—1539 Нью-Йорк) хотя и выполнены с большим вниманием и виртуозностью, в то же время отличаются некоторой сухостью, однообразием характеристик и мелочностью в отделке деталей. Особенно ярко эту мысль он выразил в своем трактате «Благохотящим царем правительница и землемерие». В 1918 году распалась и Австро-Венгрия.
В 1532 г. Гольбейн окончательно переезжает в Англию. Матвей Башкин, осужденный церковным судом в1554г., отвергал иконопочитание, критически относился кписаниям «святых отцов». В этом смысле Дюрера можно рассматривать как одного из крупнейших гуманистов Возрождения. Иероним», «Искушение св. Как крестьянские, так и рыцарские восстания потерпели поражение. Она продолжалась более 4 лет (закончилась 11 ноября 1918 года).
В Англии он пробыл в этот раз два года. Последним из императоров, владевших библиотекой, называют Константина XI. Эта книга, посвященная искусству "вести дом", помимо богатейшего бытового материала интересна и своей основной мыслью: порядок в доме, по Сильвестру, возможен только при совершенной власти главы семьи, который держит прочих домочадцев в страхе и трепете. Это — подлинный герой Ватто.
Даже названия его произведений говорят сами за себя: «Капризница», «Праздник любви», «Общество в парке», «Затруднительное положение». За весь XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг. При неясных обстоятельствах Иван Федоров вынужден был перебраться во Львов. Россия потеряла больше всех: более 6 млн убитых, раненных искалеченных. Существует даже понятие «неоманьеризм», под которым принято понимать подражание некоторых современных художников этому направлению.
там был напечатан «Апостол»– первая русская печатная книга, ав1565г. – «Часослов». Достоверные его ученики неизвестны. В Москве принял деятельное участие в спорах между нестяжателями и иосифлянами. Спокойный ритм мягких округлых контуров подчас ласкает глаз своим плавным движением ювелирная проработка деталей приковывает внимание зрителя. Главным из голосов был средний – «путь», так как он вел мелодию знаменного распева.
«Немезида» воплощает определенный философский замысел, несомненно связанный с событиями тех дней фигура женщины весьма далекая от классического идеала, с сильно развитой мощной мускулатурой и большим животом много рожавшей матери, претворена в монументальный образ крылатой богини— Судьбы, парящей над Германией. Дальний план картины занят пейзажем, насыщенным множеством деталей. К сочинениям этого жанра относится «Летописец начала царства», в котором описаны первые годы правления Ивана Грозного и доказывается необходимость установления царской власти на Руси. Мечтательный и меланхоличный мастер «галантных празднеств», он внес в изображение жизни светского общества подлинную поэзию и глубину чувств, а в трактовку любовных сцен и беспечных увеселений оттенок какой-то тоски и неудовлетворенности. Последний был приглашен в качестве русского князя. Произведения народного творчества осуждали жестокость Ивана Грозного поотношению кпростым «мужикам новгородцам» идругим безвинным жертвам самодержца.
1485—1546). Вокруг расположились славословящие Богородицу святые и простые смертные. вопросы государственного устройства Руси оказываются в центре внимания Ивана Грозного и бежавшего в Литву Андрея Курбского. Его произведения отличают глубокие идеи, мысли и чувства.
Здесь нет погодной формы изложения истремления кдокументальной точности. Он усердно изучал природу, много писал с натуры. Но уже со второго десятилетия 16 в. в творчестве мастера нарастают другие тенденции. За весь XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг.
В «Меланхолии» со всей силой воплощается проникновенность его как психолога. Вгосударстве все больше утверждались понятия «Россия» ипроизводное отнего «российский», которые употреблялись дляопределения всей страны иее населения. Еще одну вариацию темы рождества дает «Святая ночь» (Берлин). В своих архитектурных и декоративных деталях этот памятник содержит еще много отголосков готики, правда, сильно смягченных и успокоенных строгим и ясным ритмическим строем всего произведения (илл. 308б). Очень быстро между ними обнаружились глубокие разногласия.
Оставаясь в границах одноголосного хорового пения, русские распевщики сумели создать несколько новых распевов. Написанный под руководством киевского ученого, монаха Иннокентия Гизеля, «Синопсис» включал историю Руси с древнейших времен. КНИГОПЕЧАТАНИЕПоворотное для просвещения значение имело появление книгопечатания. Примерами могут служить памятники юго-западной Германии— так называемый Фрауэнхаус в Страсбурге (1579 —1585) и замок в Штутгарте с замечательными трехэтажными галлереями, окружающими внутренний двор.
Печатная книга создавала почву для развития образования. виттенбергскими курфюрстами была предпринята постройка замка в Торгау (строитель — архитектор Конрад Кребс), в которой проявляется редкое для немецких зданий единство архитектурного массива, центр которого выделяется огромной лестничной башней. Во Франции художественная культура была тесно связана с придворной средой.
Главное его живописное произведение — большой многостворчатый алтарь собора во Фрейбурге (1516), еще сравнительно спокойный, с симметрично построенной средней частью («Коронование Марии») абсолютно лишен пространственности и перегружен фигурами. Элементы героики соединялись здесь с жанровостью. Лишь наличие определенных атрибутов дает представление о том, что это изображения святых. С замечательным мастерством написано сильное лицо Моретта, его руки, перчатки, все детали костюма.
Старый мастер, по-видимому, не был в Италии, но он посылал туда своих сыновей его главный помощник — второй сын, Петер Фишер Младший (1487— 1328)—является автором «Геркулеса» и других античных фигур, которые расположены у подножия раки и вносят в ее полуготическое оформление неожиданный языческий элемент. К 1506—1507 гг. Это вызвано как объективными причинами (невысокий культурный уровень основной части современного общества, снижение интереса к истории культуры, к жизни и деятельности её выдающихся представителей, к культурно-историческим памятникам), так и субъективными (особенности организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях). – обзор, описание). В результате Австро-Венгрия уже через месяц объявила войну Сербии. Стефана», 1522, Страсбург «Две ведьмы», 1523, Франкфурт «Аллегория бренности», 1529, перерастают в неприкрытую манерность. В середине XVI в. московские летописцы подготовили огромны летописный свод, своеобразную историческую энциклопедию XVI в. — так называемую Никоновскую летопись (в XVII в. принадлежала патриарху Никону).
В самом конце XVI в. архитектором Федором Конем были возведены белокаменные стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное кольцо). Ярким проявлением этого было возникновение еретических учений. Наибольший интерес среди всех этих мастеров представляет Петер Фишер Старший (ок. Вэтом свете, считал Иван Грозный, возрастает роль царя враспространении иутверждении вмире истинной веры– православия.
Новые тенденции в живописи оформились в самостоятельное направление к 1540-м гг. Это в первую очередь три гравюры на меди, знаменитые «Всадник, смерть и дьявол» (1513), «Св. Вернувшись на родину, он создал классический образ монументально алтарного образа барокко – «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» (1610-1614). Изменился и традиционный знаменный распев.
В основе классицизма лежат идеи рационализма. Он пишет своего учителя Вольгемута — слабого старика с крючковатым носом и обтянутым пергаментной кожей лицом (1516 Нюрнберг), властного и гордого императора Максимилиана (1519 Вена), молодого интеллигента того времени Бернгарда фон Рестена (1521 Дрезден) мастерски обрисовывает характер Гольцшуэра (1526 Берлин). Стена Китай-города защищала торг на Красной площади и близлежащие слободы. церковь развернула борьбу с«латинством», светским знанием инакомыслием, установила жесткую регламентацию всей духовной жизни, дабы препятствовать свободному «самомышлению».
Движения их плавны и неторопливы, лица — спокойны. Ее сковывает жесткий канон — образец, за рамки которого иконописцу выходить запрещалось. Стоит сказать, для сооружения собора из Италии пригласили архитектора Фиораванти, прозванного Аристотелем за «строительную мудрость». Учили сначала азбуку, потом – Часослов (молитвы, богослужебные тексты по часам церковной службы), письмо, Псалтирь (псалмы царя Давида).
Композиция церкви складывается из четырех основных элементов: подклета, мощного четверика с выступами – притворами, образующими крестообразный план, восьмерика и шатра с главкой. При этом в них окончательно исчезают последние пережитки прошлого — внешняя дробность и угловатость, красочная и линейная жесткость.
Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей. Книги на Руси были только в рукописном виде.
Показателен тот факт, что ренессанс и маньеризм разошлись в определении принципов художественного творчества. Светские жанры в время активно развиваются. Он скончался через два года после завершения этой работы — в 1528 году. Антонием в центре также и маленькие фигурки крестьян, подносящих св. В 1563г.
В них же и в церквах имелись библиотеки рукописных, позднее и печатных книг, подчас весьма значительные (например, в Соловецком, Троице-Сергиевом, Иосифо-Волоколамском, Кирилло-Белозерском, Ростовском и других обителях, в новгородском Софийском соборе и т. д. ). Учителями были монахи, дьяки. Москва как бы подчеркивала данным и древние связи. им выполнено в Лондоне несколько работ. 1530 г. Вена), явно восходящей к итальянским образцам. Более широкое распространение получила рукописная книга.
Строгий этикет сменился легкомысленной атмосферой, жаждой наслаждения и веселья. «Домострой» состоит из 64 глав, сгруппированных по следующим основным направлениям: О строении духовном (Как веровати) О строении мирском (Как царя чтити) Об организации семьи (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами) Об управлении семейным хозяйством (О строении домовном) Кулинарная группа Послание и наказание ото отца к сыну Последняя глава является посланием Сильвестра своему сыну — Анфиму. Главной темой Рубенса был человек, живая и земная любовь, можно даже сказать страсть.
В узкий просвет между стволами видна темно-синяя даль. Деятельность Дюрера в эти зрелые годы продолжает быть весьма разнообразной. Мастер работает тонкой кистью, накладывая нервные острые мазочки фактура его живописи, несколько сухая и пестрая искрится зеленоватыми, красными, желтыми и синими точками. Ее сковывает жесткий канон — образец, за рамки которого иконописцу выходить запрещалось. В это же время он занимается декоративным искусством и книжной графикой изображая в гравюре по заказу императора Максимилиана грандиозную триумфальную арку (1515) и украшая рисунками на полях его молитвенник (1513).
Канонизирован Русской церковью в лике преподобных Максим Грек и его последователи, осуждая недостатки внутренней и внешней политики России, критиковали образ жизни части русского духовенства («стяжателей»), систему поддержки местных властей, «дойку» крестьян, а особенно ростовщичество в церкви, начисление процентов на проценты Максим оставил после себя многочисленные сочинения разнообразного характера: богословские, апологетические, духовно-нравственные кроме того от Максима сохранились послания и письма к частным лицам. уже начинало уходить навторой план, вытесняемое историческими повестями, посвященными недавним событиям, вроде «Повести оКазанском взятии», где автор безстеснения приукрашивал события впользу ИванаIV. Как «Троица» Рублева стала наивысшим выражением богословского учения, так идея триединства выразилась в русской церковной музыке особой формой многоголосия – троестрочием.
В результате все наступления русской армии провалились. Церковь Вознесения в Коломенском является наиболее знаменитым шатровым храмом. Втоже время надежда налучшую долю, насправедливость связывалась вних с«хорошим» царем, апотому прославлялась борьба Ивана Грозного сбогатинами-боярами. Он сближается с кругом немецких ученых-гуманистов— В. Пиркгеймером и другими. В начале октября положение Германии стало безнадежным. Наразвитие культуры значительное влияние, какипрежде, оказывала церковь.
В конце 1640 — нач. В литературе появляются произведения, поддерживающие новую государственную политику. Ездили "паробки" с аналогичными целями и в европейские страны. Новые тенденции в живописи оформились в самостоятельное направление к 1540-м гг. Основными центрами хранения книг были монастыри. В России первые достоверные сведения о нём относятся к эпохе Ивана Грозного. От него осталась целая серия изображений крестьян, большая часть из которых относится именно к этим годам (гравюры на меди—«Танцующие крестьяне», 1514 «Волынщик», 1514 «На рынке», 1519). Ононеможет вмешиваться вмирские дела. В 1560-х гг.
«Морское чудо» по теме восходит к народной сказке, образ «Немезиды», по-видимому, заимствован художником из поэмы Полициано «Манто». Кранах состоял в дружеских отношениях с Лютером иллюстрировал несколько его сочинений. Из-под его резца выходят проникновенные гравированные на меди портреты ученых-гуманистов Виллибальда Пиркгеймера (1524), Филиппа Меланхтона (1526) и Эразма Роттердамского (1526). Московская живопись представлена крупнейшим художником эпохи Дионисием. В живописи Бальдунга берет верх эта последняя сторона его творчества.
Но он идет при этом иным путем. ИТОГИ: После октября 1917 года большевики пришли к власти. Это прекрасно видно в портрете отца 1497 г., где мастерски переданы старческие складки и морщины лица и дряблой шеи, жидкие пряди седеющих волос, тяжелые складки простой суконной одежды. семейство с кузнечиком», ок. Ее сковывает жесткий канон – образец, за рамки которого иконописцу выходить запрещалось.
Они– холопы иобязаны беспрекословно выполнять царские повеления. В конце 1640 — нач. исполла эи деспота «многая лета тебе, господин»). Это изображение явно граничит с современной Дюреру жизнью: несомненно, что четыре всадника символизируют в представлении художника разрушительные силы — войну, болезни, божественное правосудие и смерть, не щадящие ни простых людей, ни императора.
Главные промышленные районы были разрушены. Кстати, эта икона фактически подводит вплотную к светской картине. Художник часто возвращается к мотивам смерти, похищающей женщину (рисунки во Флоренции, Берлине) или борьбы, которые служат ему для передачи повышенно экспрессивной жестикуляции, весьма часто переходящей в гротеск и манерность («Геркулес и Антей», Кассель и другие). Под их руководством были возведены Тайницкая, Водовзводная, Спасская, Боровицкая башни.
Это направление получило название «строгановской школы», по имени купцов Строгановых, способствовавших его развитию своими заказами. Вся группа представлений и мечтаний о лучшем естественном строе получила художественное выражение в знаменитом романе Даниеля Дефо (1660-1731годы) «Робинзон Крузо». Вних вошли специально отобранные иинтерпретированные известия местных летописей.
Тяготение к живописности архитектурного построения, типичное для немецкого искусства 16 в., не пропадает и в этих зданиях, а сосуществует в них рядом с упомянутыми чертами. Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде. Выступал за равенство народа. Произведения Альтдорфера легко узнаются по присущему им особому живописному почерку.
Как «Троица» Рублева стала наивысшим выражением богословского учения, так идея триединства выразилась в русской церковной музыке особой формой многоголосия – троестрочием. Однако теперь Эти свойства получают новое качество. Втеории «Москва– третий Рим» отразилось неприязненное отношение церковников ковсему иноземному. Замечательны потретные рисунки Этих лет: трогательный портрет девочки (1515 Берлин), пронизанные глубоким чувством изображения родных художника — брата Андрея (1514 Вена) и матери (1514 Берлин).
Он не был иноком, у него было двое сыновей, которые работали вместе с ним. Во второй половине 16 в. в Германии выдвигается несколько крупных архитекторов. Изменился и традиционный знаменный распев.
Иконопись в XVI в. испытывает все большие сложности. Особый интерес представляет выполненная Гольбейном серия гравюр на дереве «Образы смерти» (1523—1526), вырезанная замечательным резчиком Гансом Лютцельбургером (первое издание гравюр датируется 1538 г. ). Всюду на первом месте человек, а все остальное играет роль его окружения. Большим событием было начало книгопечатания.
Те же черты сильнее всего выступают в ряде его гравюр на дереве, выполненных около 1510 г. (например, в серии аллегорий добродетелей, пороков и планет изображающих фигуры, окруженные богатой, тщательно разработанной ренессансной орнаментикой). Именно в Нюрнберге и Аугсбурге работали крупнейшие немецкие скульпторы времен реформации и Крестьянской войны — Петер Фишер Старший и Адольф Даухер, так же как и наиболее интересные художники второго ранга — Панкрац Лабенвольф, Грегор Эрхарт, Адам Крафт, Венцель Ямницер. 1500 г. оказывается переломным в творчестве Дюрера. 1490 – ок. Осовременивались былины.
Портреты Дюрера неизменно остро индивидуальны. была сформулирована политическая теория Российского государства. Они относятся к государству как к творению божественному. Ряд домов, в которых можно отметить черты нидерландского воздействия, сохранились также в Висмаре, где работало несколько нидерландских архитекторов и в Вестфалии (группа вестфальских замков). Произведения его всегда овеяны лирической грустью. Церковный собор 1553–1554гг. Помимо оригинальной архитектурной идеи здание поражало современников архитектурным декором – капителями, карнизами и орнаментальным узором кирпичной кладки самого шатра.
относится вторая поездка Дюрера в Венецию. В «Купанье Сусанны» (1526 Мюнхен) Альтдорфер воздвигает пестрое многоэтажное фантастическое здание-дворец, от которого ступени спускаются к окруженным балюстрадами террасам, усеянным десятками мелких фигурок. Еще в XVIII в. он оставался единственным печатным пособием для изучения истории. 1650-х гг. Оба цикла фресок до нас не дошли. Может быть, она замурована в кремлевских подземельях.
В Италии он был, по-видимому, дважды — в 1518—1519 и, возможно, также в 1530—1531 гг. была «Повесть оприхождении Стефана Батория наград Псков». Большое место уделено бытовым деталям. Руффо иСолари построили Грановитую палату дляприема иностранных послов.
Но за неделю до этого враги устроили революцию в Петрограде. Он развивает в них идею сильной царской власти, которая должна противостоять «ленивым и нерадивым» боярам, опираясь на надежных «воинников» — дворян.
Внимание к природе свойственно мастеру, начиная с самых ранних дошедших до нас работ. 1497 г., «Блудный сын», ок. Такие росписи требовали мудрого прочтения, следовательно, определенных знаний. он посетил Венецию. Иероним», где художник создает представление о мире научного мышления, царствует гармония.
Максим Грек религиозный публицист, писатель и переводчик. Пальцы рук и ног сведены судорогой, все тело покрыто кровоточащими ранами. Гольбейн — художник абсолютно другого типа и темперамента, нежели Дюрер. Новый взгляд на мир получил название гуманизма. В конце XVI в. появился большой распев, характеризующийся неисчерпаемостью мелодического богатства. В отличие от предыдущих веков нет единого стиля эпохи, единства художественного языка. В этом отношении можно говорить, что московский царь был наследником монгольского хана. Альбрехт Дюрер родился в 1471 г. в Нюрнберге в семье ремесленника — золотых дел мастера.
ВXVIв. Сначала это бьша т. н. Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло духовную Жизнь общества.
ЛИЧНОСТИ. вокруг Великого посада стала возводиться вторая линия обороны– Китай-город (отслова «кита»– решетки изпрутьев, которыми укреплялись первоначально земляные стены). В XV-XVI вв.
Иван Грозный исходя из своего родства с Мономахом, с гордостью писал шведскому королю: «Мы родством от Августа кесаря ведемся». относится его путешествие по южной Германии и Швейцарии, в 1494—1495 гг.
Некоторые знатные люди собирали у себя дома библиотеки рукописных книг. В 1560-х гг. 1488—1550), автор незаурядной для немецкого Возрождения бронзовой статуэтки юноши (ок. Для сооружения собора из Италии пригласили архитектора Фиораванти, прозванного Аристотелем за «строительную мудрость».
то, что несоответствовало канону. Главным учителем Дюрера в его исканиях была природа.
Но еще интереснее то обстоятельство, что маньеризм оказался очень популярным в 20 веке. Наиболее ярким после Фишера Старшего немецким скульптором 15 в. был Адольф Даухер (ок. Приглашая иностранных мастеров, Иван III хотел использовать новейшие достижения европейского инженерного искусства, но не забыть при этом национальные традиции.
Мы не найдем в них бурного веселья, резких и звучных красок. Основоположником классицизма во французской живописи был Никола Пуссен (1594-1665). Ансамбль Московского Кремля стал уникальным произведением зодчества. е годы XVв.
Вершиной же русского зодчества XVI в. является собор Покрова на Рву, посвященный взятию Казани (более известен как храм Василия Блаженного — в честь знаменитого московского юродивого, постоянно ночевавшего в одном из его приделов). Классицизм (фр. Подобно Леонардо да Винчи, Дюрер интересовался самыми разнообразными научными вопросами. Светские жанры в это время активно развиваются. Противники Ивана Фёдорова сожгли её, объясняя, что он занимался «бесовским делом». Умонастроения эпохи, укладывавшиеся в рамки религиозного мировоззрения (эсхатология исихазм, ересь и др. ), определили характер культурных процессов, присущих эпохе.
Стоит заметить, что они написаны на темы одноименных церковных песнопений, вместе составляя «акафист» (цикл песен в честь Богоматери). руководил итальянский архитектор Петрок Малый. В 1553 г. взят под стражу и привезен в Москву, откуда бежал в Литву.
По-видимому, против них было выдвинуто обвинение в ереси. Значительно ослабела роль религиозной тематики. Московское летописание XVIв. В полной мере новаторский характер носят лесные пейзажи Альтдорфера.
Стоит отметить, что оставаясь в границах одноголосного хорового пения, русские распевщики сумели создать несколько новых распевов. Флориана (начало 1520-х гг. ). Он был не только издателем, но и редактором книг. Вовторой половине XVIв. Слова Людовика XV (1715-1754) «После нас — хоть потоп» можно считать характеристикой настроения, царившего в придворных кругах. В портретах Рубенса аксессуары, фоны – пышные занавеси и т. д. не мешали, а наоборот способствовали раскрытию характера персонажа, проникновению в его внутренний мир («Портрет камеристки»).
Так появилась знаменитая икона «Церковь воинствующая» или «Благословенно воинство Небесного Царя». Дюрер выполнил ряд значительных живописных работ из которых особенный интерес представляют портреты: два портрета отца (1490 Уффици и 1497 Лондон) «Автопортреты» (1493 Лувр и 1498 Прадо), «Портрет Освальта Крелля» (1499 Мюнхен). «Ачетвертому Риму небывать», – писал Филофей. В рамках сюжетов из античной мифологии и Библии Пуссен раскрывал темы современной эпохи. Паумгартнеровский алтарь, «Оплакивание Христа» (оба в Мюнхенской Пинакотеке), «Поклонение волхвов» 1504 г. Флоренция, Уффици) являются первыми в немецком искусстве религиозными композициями чисто ренессансного характера. В искусстве произошел переворот, сравнимый с открытием Коперника.
Тем, кто побогаче, удавалось его продолжить – на очереди были "Апостол", Евангелие. Диттерлейн имел много учеников и пользовался большой известностью. Наиболее яркое выражение в скульптуре это течение находит в творчестве Лоренцо Бернини. Еретическое движение возникло вНовгороде в70.
В качестве лучших живописных произведений Бургкмайра следует отметить два триптиха — «Иоанн на Патмосе» 1518 г. и «Распятие» 1519 г. (оба в Мюнхене). В этом отношении доказательны росписи кремлевских палат, в том числе Грановитой. Характерно, что внешнее спокойствие этого образа не скрывает за собой внутреннего покоя. РимиКонстантинополь пали из-за измены «истинному христианству». («Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков» и др. ) Создавались новые хронографы.
Долгое время учился в Италии. Проповедовал социальное и политическое равенство людей. В центре нового мировоззрения находился человек, а не Бог как высшее мерило всего сущего. Над ним располагался «верх» – дублирующий голос, под ним – «низ». В школах изучали Псалтырь, а в некоторых – начальную грамматику и арифметику. В начале XVI в. было создано литературно-публицистическое и историческое сочинение «Сказание о великих князьях Владимирских».
Потому так популярна внароде была песня овзятии Казани. указанием места, года издания и т. д. ). Только присутствие заказчиков у ног богоматери указывает на северное происхождение картины.
Среди нюрнбергских мастеров более младшего поколения наиболее интересной фигурой может быть признан Панкрац Лабенвольф (1492—1563), автор широкоизвестной статуэтки «Человек с гусями» (ок. Иконопись в XVI в. испытывает все большие сложности. Окончательно это утвердилось вначале XVIIв.
В живописи XVI в. еще более усиливается символическое начало, стремление к отвлеченному «мудрствованию» истолкованию важнейших христианских догматов в художественных образах. Онутверждал, что самодержавие установлено самим Богом.
Нет в них и ничего индивидуального, неповторимого. В1487–1491гг. Средой, где зародилась ересь, были простые горожане. Воснове ее лежат две легенды.
Из убеждения в необходимости «праведного стяжания» (т. е. В 1533—1535 гг.
В середине XVI в. московские летописцы подготовили огромный летописный свод, своеобразную историческую энциклопедию XVI в. – так называемую Никоновскую летопись (в XVII в. принадлежала патриарху Никону). Волевое начало выражено в них в более сдержанной форме. Создавая «Апостолов», Дюрер вдохновлялся образами лучших людей своей эпохи, которые представляли тип человека-борца в те революционные годы. Маленькая фигурка св.
В 1521 г. художник получает заказ на роспись большого зала базельской ратуши (закончена позже, в 1530 г. ). Гравюра поднята здесь на уровень большого, монументального искусства. 1650-х гг. Решающее значение для развития культуры имел единый государственный центр – Москва.
Началом русского книгопечатания принято считать 1564 г., когда была издана первая русская датированная книга «Апостол». О ранних годах жизни художника мы знаем только то, что в 1500—1504 гг. Высокий горизонт позволяет видеть необозримые дали с морями и реками, горами, лесами и зданиями. По возвращении из Венеции Дюрер выполнил ряд гравюр на меди и на дереве (на меди — «Продажная любовь», 1495—1496, «Св. Куда делась его библиотека, неизвестно. Вершину реалистических достижений творчества Бургкмайра представляют его иллюстрации к сочинениям императора Максимилиана «Вейскунинг» (1516) и «Тейерданк» (1517), где дается ряд живых жанровых сцен, включающих множество бытовых деталей и элементов классического орнамента. С 1536 г. Гольбейн стал придворным художником английского короля Генриха VIII.
Так, он пишет «Елена Фоурмен в шубке». Ярким и своеобразным памятником является «Домострой», написанный членом Избранной рады священником Сильвестром. Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в честь рождения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани. Доконца XVIв.
В деле обучения, просвещения был сделан большой шаг вперед. ВНиконовскую летопись вошел «Летописец начала царства», который охватывал период с1534 по1553г. 1650-х гг. Ярким произведением литературы XVIв. Памятник Ивану Федорову в Москве.
Главным из голосов был средний – «путь», так как он вел мелодию знаменного распева. Темой его полотен были мифологические и библейские сюжеты исторические сцены. Он всячески подчеркивал ценность культуры. Они написаны на темы одноименных церковных песнопений, вместе составляя «акафист» (цикл песен в честь Богоматери).
Он имел громадное влияние на умы всей просвещенной Европы. Формирование новой европейской культуры было граничит со стремительно меняющейся «картиной мира» и кризисом идеалов итальянского Возрождения. 1650-х гг. С особенной силой эти черты выступают в нескольких поздних картинах художника («Адам и Ева», «Царство Марса и Вакха», Лугано «Лот с дочерьми», 1537 Вена).
он посетил Францию и Нидерланды. Все многолетние искания Дюрера находят себе завершение в замечательных «Четырех апостолах» (1526 Мюнхен, Пинакотека). В XVII в. бумага окончательно вытеснила дорогой пергамент.
Правда, в скульптуре развитие ренессансных элементов наталкивается на несравненно большее сопротивление церковных готических традиций, чем в живописи (тем более что скульптура в это время связана главным образом с церковными заказами). В августе-сентябре армии союзников используя свое превосходство в войсках и технике (в марте 1918 году на Западный фронт стали прибывать войска из США, вступивших в войну в 1917 году), перешли в наступление и вынудили немецкие войска уйти с территории Франции.
Свое название она получила отграней внешней обработки фасада. Целый ряд таких чисто ренессансных моментов, как четкое деление фасада, упорядоченность и ритмичность в декорации (не говоря уже об антикизирующем орнаменте, колоннах, пилястрах и т. д. ), укореняются ко второй половине века в созданиях многих зодчих. Среди них особое место занимает учение старца Филофея о Москве как о «третьем Риме» изложенное им в письмах к Василию III. Одним из первых решает он проблему соотношения цвета и света ищет средств передачи впечатления прорыва в бесконечную глубину пространства изображения солнечного сияния и непроницаемой темноты ночи. В 1526 г. Гольбейн совершил свою первую поездку в Англию.
Сопоставлением более светлых поверхностей лица и одежды с серебристыми тенями и темным фоном он придает образу особенную живость, отличающую его от других портретов художника. В80. Но сами фигуры отличаются вялостью, а композиция лишена необходимой цельности.
Эразма и Маврикия» (1521 — 1523 Мюнхен). всему царству оскудение великое". К портрету Гисце близко примыкает насыщенный множеством аксессуаров двойной портрет французских посланников (1533 Лондон).
Новый летописец (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Гроз-ного до окончания смутного времени. Близкой к страсбургской школе была возникшая в середине 16 в. школа архитекторов в Штутгарте (главным образом Георг Берг и его ученики). публицист, писатель, переводчик. Семнадцати-восемнадцатилетним юношей Гольбейн вместе со своим братом Амброзиусом, рано умершим художником, покинул родной город и переехал в Базель.
Большое влияние наразвитие фортификационного зодчества оказали итальянские мастера. Золотая Царицына палата Кремлевского дворца была расписана помотивам «Сказания окнязьях Владимирских». Онавсе больше превращалась виллюстрацию того илииного текста Священного Писания ижитий. Изображения стали перегружаться деталями, становились дробными.
антверпенским архитектором Лауренсом ван Стеен-винкелем. В м отношении доказательны росписи кремлевских палат, в т. ч. В водоеме фонтана плещутся ангелочки. 1400—1529), родившийся в Нюрнберге и проживший там всю свою жизнь. Этнический грек. После смерти Ватто его место при дворе занял Франсуа Буше (1704-1770).
Насколько можно судить, Гольбейн свободно располагал на стенах домов многофигурные сцены с развернутым действием, содержащие реалистически трактованные фигуры, которые окружала архитектура или классическая орнаментика. Художник обнаруживает тонкое колористическое чутье. Правда, делают они из этого противоположные выводы. Им написано более 200 работ различных жанров: стихов, романов, политических очерков исторических и этнографических произведений. Но лучшим работам Кранаха присущи черты своеобразной утонченности. Работе над овладением ею он посвятил многие годы, впоследствии подведя итоги в известных трех «Книгах о пропорциях», над составлением которых он трудился начиная с 1515 г. более десяти лет. Дюрер фиксирует в них то неповторимое, частное, характерное, что заключено в каждой человеческой личности.
Все его портреты сохраняют свою неизменную характерность. Это легендарное сочинение начиналось с рассказа о Великом потопе. был Феодосии Косой. 1550 г. ), выполненной из дерева и повторенной в бронзе на одном из нюрнбергских фонтанов.
Оттого. ВXVIв.
Предположительно связывают с ним прежде всего трех нюрнбергских художников — братьев Ганса Зебальда (1500—1550) и Бартеля (1502—1540) Бехам и Георга Пенца (ок. С юных лет и в течение всей своей жизни он обращался к изучению растений и животных (сохранился целый ряд его чудесных рисунков с изображениями различных трав, цветов и зверей), занимался он также изучением строительного дела и фортификации.
В 1513—1514 гг. Об этом свидетельствует великолепный портрет немецкого купца Георга Гисце (1532 Берлин).
Публицисты. Ганс фон Кульмбах (ок. Условная идеализация образов соединяется с натурализмом деталей. В1505–1509гг.
Пятому сыну Фишера— Паулю (ум. В знаменитом Гейдельбергском замке (1556—1559) дается особенно яркое воплощение этого стиля.
Возведен он был в честь взятия Казани Постником Яковлевым по прозвищу Барма. Ее сковывает жесткий канон — образец, за рамки которого иконописцу выходить запрещалось. При этом важно было добиться строгого единообразия в богослужебных текстах. В 1560-х гг. В автопортрете 1498 г. (Прадо) обнаруживаются уже основы творчества сложившегося мастера.
Родился в Греции. Создал и проповедовал новое учение, в котором критиковал догматы христианской церкви. Московская живопись представлена крупнейшим художником эпохи Дионисием. Несмотря на присутствие некоторых деталей, типичных для позднеготического искусства, в частности нарочито наглядного, как бы «рассказывающего» жеста, уже в какой-то мере выявлена индивидуальность человека. Очень хороши орнаментальные работы Бальдунга — иллюстрации к молитвеннику императора Максимилиана и рисунки для цветных оконных стекол.
Авторами собора Василия Блаженного летопись называет русских зодчих – Постника и Барму. «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать». Об обмирщении культуры свидетельствует написанная в это время книга, содержащая разнообразные полезные сведения, руководства как в духовной, так и в мирской жизни, — «Домострой» (в переводе — домоводство), автором которой считаю Сильвестра. Историю общества он изображал как историю развития культуры и образования человека.
Анны в Аугсбурго (1512—1518 затем в Берлинском музее) особенно интересна своей жизненной полнотой и пластической силой его «Юдифь с головой Олоферна». «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать». завершилось строительство кирпичных стен Московского Кремля сдвадцатью башнями. К числу интереснейших произведений Петера Фишера принадлежит также гробница графа Отто фон Хеннеберга (илл. 309). 1480—1538) работал в Регенсбурге. Последние одиннадцать лет своей жизни он почти всецело посвятил портретному искусству.
Юношеских работ художника не сохранилось. Многие детали обработаны с преувеличенным, почти физиологическим натурализмом. Музыка. Однако для быстро растущего Московского государства требовалось всё больше и больше книг.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640) подобно великим фигурам Возрождения, проявил себя в разных сферах деятельности: он был дипломатом, придворным, удостоился дворянского звания, дружил и сотрудничал с выдающимися людьми эпохи. Антония»).
Основоположником рококо в живописи можно считать Антуана Ватто (1684-1721) — придворного живописца. Шатровые храмы были уникальны итехнически сложны (отсутствие опорных столпов, шатровое перекрытие, небольшое внутреннее пространство). Самая ранняя из них — это выполненный серебряным карандашом рисунок — «Автопортрет» (1484 Вена). Религиозные сюжеты насыщались жизненным содержанием.
Действие происходит возле большого фонтана, украшенного фантастической скульптурой. Стоит сказать, для перестройки Кремля были приглашены миланские инженеры Пьетро АнтониоСолари, Марко Руф- фо, Антон Фрязин (настоящее имя Антонио Джиларди) и др.
В лучшем случае, часть учащихся имеет об этом смутные представления. Церковь Вознесения в Коломенском будет наиболее знаменитым шатровым храмом. Персонажи Гольбейна — это исполненные разумной уверенности люди Возрождения. Общие условия развития культуры. Рисунок еще лишен уверенности, но острота характеристики уже налицо.
«безвыходная печать» (с 1550-х гг. ), потом – с выходными данными (т. е. Он становится виртуозом в передаче окружающих человека аксессуаров, одежды. Для перестройки Кремля были приглашены миланские инженеры Пьетро АнтониоСолари, Марко Руф- фо, Антон Фрязин (настоящее имя Антонио Джиларди) и др.
Нотехническая сложность сочеталась вних свысоким художественным эффектом. Государственная власть значительно усилилась и во второй половине XVI в. приобрела откровенно деспотический характер. Его работы пронизаны духом бунтарства, боли и протеста. Как и все немецкие художники того времени, он много путешествовал.
Хотя этот мастер включил в торжественную и экспрессивную группу святых со св. От руки переписывали и церковные книги. Как и Альтдорфер, Кранах любовно передает все детали пейзажа — деревья, цветы, травы. Бесхитростный жанровый мотив вплетен в причудливую обстановку народной сказки.
Новое мировосприятие по-особенному преломилось в художественной культуре: все необычное, неясное, призрачное стало казаться красивым, привлекательным, а ясное и простое – скучным и неинтересным. Появились многофигурные иконы. укреплялось единство русской народности.
широкоизвестные бронзовые статуи легендарных королей средневековья — короля Артура и Дитриха Бернского (или Теодориха), которые украшают гробницу императора Максимилиана I в дворцовой церкви в Иннсбруке. Только Москва осталась верна православию и пому будет мировым центром христианства. Альбрехт Альтдорфер (ок. Он создает изображения мадонны, уподобляющиеся по типу итальянским образцам («Мария с младенцем» Вроцлав), вводит в фигурные композиции элементы ренессансной архитектуры («Алтарь св.
Именно вот таким образом Грюневальд ищет ответа на злободневные вопросы исключительно в сфере искони привычных и понятных народу религиозных образов, которые он трактует не в плане ортодоксальной церковности (старой католической или новой протестантской), а в духе мистических ересей, вышедших из недр народной оппозиции. Оноотвечало государственным потребностям. Таковы исполненные покоя и гармонии две картины на религиозную тематику—«Праздник четок» (1506 Прага) и «Мадонна с чижиком» (1508 Берлин), «Портрет венецианки», (1506 Берлин) и «Адам и Ева» (1507 Прадо). Однако существуют семь книг без точной даты издания. Главными сухопутными фронтами в Европе, на которых решался исход войны, были Западный (во Франции) и Восточный (в России). В творчестве Буше получают широкое распространение мифологические сюжеты, дающие повод для изображения обнаженного женского и детского тела.
прибыли) исходит Сильвестр, духовник царя. Затем в Москве возвели Земляной вал—15-киломстровую деревянную крепость на валу (современное Садовое кольцо). На этом учение обычно заканчивалось. Он по своей сути эклектичен, вот таким образом в некотором роде универсален. Россия– оазис православия ипротивостоит чуждому ей миру.
В образах святых воинов представлены люди той эпохи, мужественные и сильные, без малейшего намека на благочестивость. Сетовал по поводу падения нравов.
Дюрер создал ряд произведений, знаменующих вершину его творчества. Все лишнее удалено из этих картин, в них нет даже намека на былую дробность и перегруженность деталями. В 1564 г. произошло важное событие – основание книгопечатания. Зебальда в церкви этого святого в Нюрнберге (1507—1519). напечатал первый русский букварь.
Фило- фей использовал идею «странствующего царства», возникшую еще в Византии, согласно которой центральное место в христианском мире занимает православный Константинополь, заменивший прежний Рим.