Остро чувствуя эту обреченность, Микеланджело отразил ее трагизм в скульптурных образах прекрасного и могучего, но скованного человеческого тела, выражавших пафос героической борьбы духа с косной материей. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. В 1503 г. Микеланджело выполняет работы по заказу: «Двенадцать Апостолов» для флорентинского собора. Микеланджело был убеждён в том, чтобы взять на себя проект.
Он спроектировал как интерьер самой библиотеки, так и её вестибюль.
Недаром папа, почувствовавший в этом свое величие и решившийся на еще большие начинания, деньгами и богатыми подарками всячески вознаградил Микеланджело и тот не раз говаривал, что, судя по столь великим милостям этого папы, последний явно очень высоко ценил его достоинство и если иной раз он, любя и обижал его, то заглаживал это особыми милостями и дарами: как и случилось, что однажды, когда Микеланджело обратился за разрешением на поездку во Флоренцию для работ в Сан Джованни и попросил у него на это денег, он на вопрос папы: «Ну, ладно, а когда же ты покончишь с капеллой. » ответил: «Когда смогу, святой отец». В последующие месяцы он вырезал полихромное деревянное «Распятие» (1493), в качестве подарка настоятелю флорентийской церкви Санто-Спирито, который позволил ему некоторое время исследовать анатомию на трупах в больнице церкви. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. Здесь мы добавим, что Виттория Колонна (маркиза де Пескара) (1490/1492-1547) – знаменитая итальянская поэтесса периода Возрождения, влиятельный интеллектуал своего времени, друг Микеланджело, занимавшая в его сердце главное место на протяжении десятилетия (с 1537 г., когда они сблизились и до дня её смерти).
Четкое разграничение и вместе с тем связь архитектурно организованного пространства площади (или системы площадей) с природой (или с окружающим городом) искусный показ сооружений в живописной смене аспектов и с разных уровней, чередование манящих перспектив и полных покоя архитектурных мизансцен — все эти свойства, лежащие в основе непревзойденного обаяния старых итальянских городов и их ансамблей, реализованы в Капитолии более сознательно, чем прежде, с новой динамикой и драматизмом. (Сегодня, Капрезе известна как Капрезе-Микеланджело) На протяжении нескольких поколений его семьи были мелкими банкирами. В ансамбле Капитолия (как и в замысле завершения палаццо Фарнезе) Микеланджело проявил себя замечательным градостроителем. Наиболее талантливым был художник Даниэле да Вольтерра.
Рядом с ней играют четверо детей: трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за её плеча (возможно, это намёк на четырёх евангелистов). Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских».
Зато симметрично поставленные по сторонам верха лестницы античные группы Диоскуров (вопринимаемые словно авангард всей армии античных скульптур имеющих такое важное значение в общем замысле ансамбля) ясно отмечают воздушную границу площади и окружающего ее пространства. Самой громкой из его подделок может оказаться скульптура «Лаокоон и его сыновья», которую сейчас приписывают трем родосским скульпторам. Говорят о том, что во время осады ему удалось заполучить привезенную из Каррары мраморную глыбу в девять локтей, которую ему хотелось и раньше иметь, но которую папа Климент отдал Баччо Бандинелли, когда между ними возникли соперничество и соревнование но, так как она была общественной собственностью, он выпросил ее у гонфалоньера, который и передал ему ее с тем, чтобы он сделал то же, что и Баччо, который уже изготовил модель и отколол порядочный кусок мрамора для болванки. Завершение этой работы заняло около четырёх лет (1508–1512).
Он занимался там в течение одного года.
К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра). Хотя в конце XVI века гравюра изображает купол в разрезе как полусферический, модель купола Микеланджело отчасти овальной формы и является окончательным вариантом, поскольку его завершил Джакомо делла Порта, сделав лучше. Одних современников это раздражало: Витрувианская академия в Риме называла искусство Микеланджело «варварским». Однако Пьер Содерини уговорил его явиться к папе (хотя ему этого не хотелось) в качестве должностного лица, обезопасив его титулом флорентийского посла и в конце концов направил его к своему брату кардиналу Содерини, дабы тот представил его папе и отослал его в Болонью, куда уже прибыл тогда из Рима Его Святейшество.
По обеим сторонам площади, сужающейся к ее открытой (это расположение обусловлено античными руинами, включенными в палаццо Консерваторов, но отвечает композиционным принципам, заложенным Росселино в центральном ансамбле Пиенцы), обращенной к подходу стороне, симметрично поставлены двухэтажные здания с одинаковыми фасадами. В это время Микеланджело учился трудным рельефам, которые высекал Якопо делла Кверча вокруг главного входа Базилики Сан-Петронио, включая фреску «Сотворение Евы», композиция возродившуюся на потолке Сикстинской капеллы.
В 1546 году Микеланджело назначили архитектором собора Святого Петра в Риме. Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». Великолепное произведение искусства изображает божий суд над человечеством, первоначально вызвавший осуждение из-за наготы. Эта капелла должна была стать монументальным мавзолеем семьи Медичи. На это папа дубинкой, которую он держал в руках, начал колотить Микеланджело, приговаривая: «Когда смогу, когда смогу, я-то заставлю тебя ее закончить».
Впоследствии он занимался ею с увлечением. Вот таким образом Микеланджело вылепил модель из воска, задумав изобразить в ней в качестве дворцовой эмблемы юного Давида с пращой в руке, с тем чтобы, подобно тому как Давид защитил свой народ и справедливо им управлял и правители этого города мужественно его защищали и справедливо им управляли. Это должно было быть самостоятельное сооружение в три яруса, которое можно обойти кругом. Её должны были разместить снаружи Кафедрального собора Флоренции.
В числе любимых литературных произведений гения была «Божественная комедия» Данте, которую он почти всю знал наизусть. К сожалению, город не смог отстоять свои права и в конечном итоге пал. Кончина Льва привела в такое смятение художников и искусство и в Риме и во Флоренции, что при жизни Адриана VI Микеланджело оставался во Флоренции и занимался гробницей Юлия. А поверх всего этого царит другое: смятение, ужас, величайшая определенность ощущения надвигающейся «двойной смерти» – физической, когда, в могилу должно лечь тело и духовной, когда на вечные муки за грехи будет осуждена душа» (все цитаты из статьи А. М. В 1534 г. состоялся его окончательный переезд в Рим.
Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие). Контраст ее молодости с безжизненным телом Христа еще более усиливает трагизм ситуации. Кондиви описывал, что он был безразличен к пище и напитку, ел «больше из потребности, чем для удовольствия» и что он «часто спал в одежде.
По первому из шести проектов надгробие представляется свободно стоящим сооружением (напоминающим античные квадрифроны), обработанным ордером, арками и нишами для размещения сорока больших (в рост человека) скульптур.
Его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения ещё при жизни самого мастера. На что Микеланджело отвечал попросту: «Святой отец, в те времена люди золота на себе не носили, а те, что там изображены, слишком богатыми никогда не были, но были святыми людьми, так как презирали богатство». Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения— статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме— скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин).
Эта ось определяет направление ведущей на холм великолепной широкоступенчатой лестницы, начатой еще самим Микеланджело (Разделенная на наклонные ступени с уменьшенными до предела подступенками, эта лестница стала прообразом многочисленных лестниц такого рода в парках итальянских вилл во второй половине XVIв. ). Статуя эта была поставлена в нишу над дверьми Сан Петронио. Микеланджело противился этому всеми силами, ссылаясь на обязательства в отношении гробницы, взятые им перед кардиналом Четырех Святых и Аджинензе. После смерти Буонарроти Вазари во втором издании (1568) опубликовал опровержение. В ноябре 1497 года французский посол Святого Престола кардинал Жан Билэр де Лагрола поручил ему высечь «Пьету», скульптура показывает Деву Марию, оплакивающую тело Иисуса. На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников.
Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Небо же, казалось, улыбалось потому, что душа папы вознеслась к небесной славе. 8 месяцев он в Карраре (каменоломня в итальянской провинции Масса-Каррара, регион Тоскана) выбирает необходимый для работы мрамор. Микеланджело игнорировал обычные художественные традиции в изображении Иисуса и показал его юным, без бороды и обнажённым, с массивным, мускулистым телом.
Две работы – статуя «Вакх» и группа «Пьета» – созданные в конце XV в., принесли Микеланджело широкую известность и славу. В 1501 году Микеланджело возвратился во Флоренцию, где за несколько лет создал ряд скульптурных произведений, в том числе грандиозную по размерам и значению статую «Давид», ставшую символом эпохи Высокого Возрождения. Семья Буанарроти утверждала, что происходят от графини Матильды ди Каносса. Микеланджело какое-то время работал над скульптурой Бертольдо ди Джованни. Однако еще больше поражает всякого, что, замыслив надгробия герцога Джулиано и герцога Лоренцо деи Медичи, он решил, что у земли недостаточно величия для достойной их гробницы, но пожелал, чтобы все стихии Вселенной в этом участвовали и чтобы четыре статуи их окружали, покрывая собою усыпальницы: на одну из них он положил Ночь и День, а на другую Аврору и Сумерки.
Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной35. В стране вспыхивает революция.
На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno). Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других.
По приезде его в Рим папа Климент, который собирался пользоваться его услугами, посоветовал ему свести счеты с представителями герцога, так как полагал, что, судя по тому, что он сделал, он был скорее кредитором, чем должником. Юлий II постоянно торопил Микеланджело, доходило даже до угроз сбросить его с лесов, а однажды папа ударил его посохом.
Сюжет близок к бытовому жанру. Новым папой – Львом X – стал Джованни Медичи. Незадолго до своей смерти в 1534 году папа Климент VII заказал Микеланджело нарисовать фреску «Страшный суд» на стене алтаря Сикстинской капеллы.
Вслед за ярким возвышением Савонаролы последовало столь же ошеломительное падение. В тот период, у него была самая большая мастерская во Флоренции. На отдельные богословские воззрения из нее мастер опирался в своих творениях. Иллюстрацией настроений стала огромная композиция «Страшный суд» – снова в Сикстинской капелле, на алтарной стене над ней Микеланджело трудился в 1536-1541 гг. На последней панели, представлено «Отделение света от тьмы». Тем временем подходит 50- летний рубеж, сил не становится больше и Микеланджело все чаще чувствует усталость: «Если я поработаю день, – пишет он в июле 1523 года, – то я должен отдыхать четыре».
Он подчеркивал, что «архитектурные члены зависят от членов тела. Петра (рис. В те годы произошли угрожающие благополучию республики исторические события: Рим был разграблен испанскими войсками, после чего новый папа Климент VII (в миру Джулио Медичи) был вынужден заключить союз с Карлом V против Флоренции. И только в тех случаях, когда это необходимо.
На барельефе изображена женщина, сидящая у лестницы и играющие вокруг нее дети. Рубенс написал копию работы Леонардо, а Бастиано да Сангалло – работы Микеланджело. Когда же он увидел, что, не считаясь с древним образцом и руководствуясь собственной фантазией, тот выдолбил у него рот так, что стали видны все зубы и приделал язык, синьор этот, по обычаю своему мило подшучивая, сказал ему: «Тебе следовало бы только знать, что у стариков не все зубы бывают целы, сколько-нибудь их всегда не хватает».
Вся композиция этого произведения состоит из шести распалубков по сторонам и по одному в каждой торцовой стене на них он написал сивилл и пророков в шесть локтей высотой в середине же – от сотворения мира до потопа и опьянения Ноя, а в люнетах – всю родословную Иисуса Христа. Своим необычным представлением предметов Микеланджело заложил основу для более позднего художественного направления Маньериста. Именно здесь, Микеланджело изучает шедевры античной культуры и начинает постигать мастерство скульптуры и живописи. Иоанна ребенком и тут же из другого куска мрамора спящего Купидона натуральной величины и когда он был закончен, через Бальдассарре дель Миланезе его, как вещь красивую, показали Пьерфранческо, который с этим согласился и сказал Микеланджело: «Если ты его закопаешь в землю и потом отошлешь в Рим, подделав под старого, я уверен, что он сойдет там за древнего и ты выручишь за него гораздо больше, чем если продашь его здесь». Спроектированный два года спустя вестибюль библиотеки приближается в плане к квадрату.
Тяжесть второго, более высокого этажа умеряется могучими коринфскими пилястрами большого ордера (один из первых примеров применения этого приема в гражданской архитектуре Италии), объединяющего оба этажа. При всей своей универсальности Микеланджело наиболее знаменит в качестве скульптора. Микеланджело ответил, что он увещевает болонский народ вести себя благоразумно. Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». На ней изображен Давид перед схваткой с Голиафом.
Кроме того, Микеланджело сделал набросок лестницы в нише брамантевского Бельведера (1550 г. ), рисунки для церкви Сан Джованни деи Фьорентини (с 1550 г. ), модель дворца для Павла III (1551 г., не сохранилась), перестроил Порта Пиа (с 1561 г., не окончена) и создал в руинах терм Диоклетиана церковь Санта Мария дельи Анджели (1563—1564 гг. ). Картины включали детали местности и группы фигур, «Опьянение Ноя» было первым в этой группе. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них. Некоторые мастера XVII в. стиля барокко копировали его, но так, чтобы исключить буквальное сходство.
Предположение о том, что эта работа может быть подделкой Микеланджело, высказала в 2005 году исследовательница Линн Каттерсон, которая ссылается на то, что Микеланджело был в числе первых, кто оказался на месте обнаружения и был одним из тех, кто идентифицировал скульптуру. Петра и ансамбля Капитолия, чтобы поставить его в ряд крупнейших зодчих эпохи. Его биограф Паоло Джовио рассказывает: «По натуре он был настолько грубым и неотёсанным, а его внутренние привычки — невероятно убогими, что лишили последующего поколения учеников, которые, возможно, последовали бы за ним». Увиденное потрясло воображение многих людей.
Это было благодатное время для Микеланджело Буонарроти. Посему маркиз Альбериго, потерпевший убытки и стал после этого большим врагом ни в чем не повинного Микеланджело.
Его преемник, Павел III сыграл важную роль вначале и завершении проекта художником. Над церковью в прошлом уже работал Филиппо Брунеллески: он не только возглавил общую перестройку, но и возвел усыпальницу для отдельных членов семьи Медичи (Старую сакристию). «Тондо Таддеи» 1502 года показывает младенца Христа, который испугался снегиря, символа распятия. Микеланджело — гениальный скульптор, художник и архитектор — был одним из последних «универсальных людей» Возрождения, со всей страстностью своего темперамента преданным передовым идеалам итальянского гуманизма — не только эстетическим, но и общественным. Вскоре её стали рассматривать как один из великих шедевров скульптуры в мире, «раскрытие всех возможностей и силы искусства скульптуры».
Моисея. Мелоццо изображал фигуры с разных сторон, словно они плывут в Небесах и их видят снизу. Он изменил план, западную часть заканчивали по проекту Микеланджело, а купол – после его смерти с некоторыми изменениями. Между 1493 и 1494 годами Микеланджело купил кусок мрамора и вырезал большую, чем в натуральную величину, статую Геркулеса, которую отправили во Францию, а затем она исчезла приблизительно в 18-ом веке.
Якопо узнал о посещении Микеланджело, но, не застав его во Флоренции, отослал ему тысячу скудо в Каррару. Группа «Пьета» изображает мертвое тело Христа, лежащее на коленях Мадонны, скорбно склонившейся над ним. С 1490 по 1492 год., Микеланджело поступил на обучение в Академии Гуманизма, которую основали Медичи совместно с направлением неоплатоников.
Петра. Микеланджело родился 6 марта 1475 года в городке Капрезе, недалеко от Флоренции. Обнажённый Давид сосредоточен на предстоящей схватке с Голиафом.
Фигура Мадонны создает монументальность произведения, несмотря на его небольшие размеры. Она была весьма напряженной и не только из-за сложности поставленной задачи: еще с давних времен вокруг мастера плелись интриги.
Петра вокруг церкви Санта Катарина, между церковью и проходом к замку. Согласно Кондиви, Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, для которого Микеланджело работал над скульптурой святого Иоанна Крестителя, попросил Микеланджело «исправить её таким образом, чтобы выглядело, будто она была погребена» следовательно, он сможет «отправить её в Рим. К моменту завершения скульптуры Микеланджело было 24 года.
стал одним из наиболее непростых в биографии Микеланджело, прошел под знаком крушения планов, метания «между двумя огнями» – службой папе Льву Х и наследниками Юлия II. Мать Микеланджело — Франческа ди Нери дель Миниато ди Сиена.
В «Распятии Петра» солдаты занятые своей обязанностью рыть яму и поднимать крест, в то время как на них смотрят люди и обсуждают происходящее. Однако стоит приглядеться к деталям. Безупречная композиция делает их удивительно правдивыми и достоверными. Ему больше были по душе Джотто и Мазаччо, то есть те художники, в работах которых было ярко выражено монументальное и скульптурное начало (сохранились учебные копии Микеланджело с их работ). Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго.
В то время, Флоренция была крупнейшим центром искусства и учения в Италии. В это же время начал он мраморную статую св. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко.
В часовне также находится Мадонна Медичи созданная Микеланджело. Стиль Микеланджело Буонарроти отличается величием и благородством. Он боготворил Данте и любил Петрарку. Смерть Лоренцо Медичи 8 апреля 1492 года повлекло изменения в обстоятельствах Микеланджело.
Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 г. в Капрезе (регион Тоскана) в семье обедневшего дворянина, который занимал государственные должности. Потолок имеет сплющенный цилиндрический свод, который поддерживают двенадцать треугольных парусов поднимающиеся между окнами часовни. И Микеланджело Буонарроти (Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони, 6 марта 1475 года, Капрезе – 18 февраля 1564 года, Рим) был одним из наиболее выдающихся среди них.
Обман, как и имя настоящего автора скульптуры, вскоре открылся. Особенное мастерство он показывает в изображении нагого тела. 27), капеллу Сфорца в церкви Санта Мария Маджоре в Риме и много укреплений.
Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni 6 марта 1475, Капрезе— 18 февраля 1564, Рим)— итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. В 1516-1519 годах он неоднократно ездил за мрамором для фасада церкви Сан-Лоренцо в Каррару и Пьетразанту, а на следующем этапе, в 1520-1534 годах, архитектор начал трудиться над капеллой Медичи или Новой сакристией.
Между тем он закончил Леду, которую, как упоминалось, он писал по просьбе герцога Альфонсо и которая позднее была увезена во Францию его учеником Антонио Мини. Он вернулся к работе у Медичи. созданные для гробницы папы Юлия II – «Моисей», «Скованный раб», «Умирающий раб», «Просыпающийся раб», «Скорчившийся мальчик». В будущем его стихи были подвергнуты цензуре внучатым племянником перед опубликованием. Но папа смог его уговорить – и этот шедевр обессмертил имя гения. Фреска изображает Второе пришествие Христа и его суд над душами. В ангеле Микеланджело всё динамично.
Она задумчива, полна благородства и тихого величия. Гробницы отображают статуи двух представителей из Медичи, а аллегорические фигуры, олицетворяют день и ночь, сумрак и рассвет. Маньеристы использовали его пространственное сжатие и извивающиеся позы его скульптуры «Победа». Потолок Сикстинской капеллы был расписан между 1508 и 1512 годами. Он являет собой образ человека-борца.
С завершением Давида пришёл другой заказ. Самым знаковым изображением является композиция «Сотворение Адама» изображающая Бога, прикасающегося пальцем к человеку.
Картина получила широкое признание от пэров. Внешний облик собора приведен в соответствие с разработкой интерьера: и там и здесь применены пилястры колоссального коринфского ордера (чуть более высокие снаружи), расположенные парами в родственном ритме. А когда по тому же случаю к нему пришел сын Франчи и кто-то назвал его очень красивым юношей, Микеланджело, обратившись к нему, сказал: «Твой отец изготовляет живые фигуры более красивыми, чем написанные».
В результате в архитектуре утвердился именно стиль Микеланджело. Напоследок он произнес лаконичную фразу, свойственную для него: «Я отдаю душу Богу, тело – земле имущество – родным». На фреске изображено большое и уродливое тело старухи. В это время Микеланджело работал над рядом архитектурных проектов. Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени. В то время как деятельные и отменные умы, просвещенные знаменитейшим Джотто и его последователями изо всех сил стремились даровать миру образцы доблести, коей благосклонность созвездий и соразмерное смешение влажных начал одарили их таланты и в то время как они, полные желанием подражать величию природы превосходством искусства, дабы достичь, насколько было им возможно, высшего познания именуемого многими «интеллигенцией» повсеместно, хотя и напрасно, этого добивались, тот, кто благосклоннейше правит небесами, обратил милосердно очи свои на землю и, увидев бесконечную пустоту стольких усилий, полную бесплодность самых жарких стремлений и тщеславие людского самомнения, отстоящего от истины дальше, чем мрак от света, порешил, дабы вывести нас из стольких заблуждений, ниспослать на землю такого гения, который всесторонне обладал бы мастерством в каждом искусстве и в любой области и который один, собственными усилиями показал бы, что совершенство в искусстве рисунка заключается в проведении линий и контуров и в наложении света и тени для придания рельефности живописным произведениям для правильного понимания работы скульптора и для создания жилья удобного и прочного, здорового, веселого, соразмерного и обогащенного разнообразными архитектурными украшениями и, помимо этого, он пожелал снабдить его истинной моральной философией, украшенной нежной поэзией, дабы мир избрал его единственным в своем роде зерцалом, любуясь его жизнью, его творениями, святостью его поведения и всеми его человеческими поступками и дабы и мы именовали его чем-то скорее небесным, чем земным. За три столетия они совершили больше, чем иные цивилизации – за тысячелетие.
Среди тесной застройки, окружавшей Капитолийский холм (ныне эта застройка значительно разрежена в связи с возведением в конце XIX в. огромного памятника Виктору Эммануилу), Микеланджело безошибочно выбрал основные оси композиции. В «Страшном суде» у Микеланджело была возможность, в беспрецедентном масштабе изобразить фигуры, которые в действии также стремятся ввысь или падают и их стаскивают.
Уже на пятнадцатый день мастер закончил глиняную модель. Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Полагают, что художник нарисовал ее в возрасте 12 — 13 лет на основе гравюры немецкого живописца 15-го века Мартина Шонгауэра. Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх. В столь простой деревенской среде прошли его детские годы.
Снаружи кругом шел ряд ниш, между которыми были размещены гермы, одетые в верхней их половине и несущие головами первый карниз и к каждой герме в необыкновенном и причудливом положении был привязан обнаженный пленник, опиравшийся ногами на выступ цоколя. Фигура передаётся в контексте с увиденным на фреске «Отделение света от тьмы». ботинках». Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора.
Тогда сквозь разрывы по сторонам палаццо Сенаторов он видит уходящие в стороны лестницы, одна из которых ведет к боковому фасаду церкви Санта Мария дельи Арачели, другая к портику на так называемой Тарпейской скале (лестницы и замыкающие их арочные портики построены Виньолой). В таком теле ее и изобразил Микеланджело. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. На следующий день он опять пошел поговорить с папой, но, когда его не впустили, так как привратник заявил, что ему следует запастись терпением ибо ему приказано не впускать его, один епископ сказал привратнику: «Да ты разве не знаешь этого человека. » – «Слишком хорошо его знаю, – ответил привратник, – но я здесь для того, чтобы исполнять приказания начальства и папы». Лодовико Буонарроти говорил, что высшие силы внушили ему назвать сына Микеланджело. Вазари сообщает такой факт: когда Микеланджело узнал, что авторство «Пьеты» приписали другому мастеру, он выбил свое имя на поясе Богоматери.
Исследователь Нортон утверждал, что «его стихи к ней подчас трудно отличить от сонетов к юноше Томмазо Кавальери, к тому же известно, что Микеланджело сам подчас заменял обращение синьор на синьора перед тем, как пустить свои стихи в народ». Это издание было неполным и содержало определённые неточности31. Когда он с величайшим рвением и любовью работал над творениями подобного рода, в 1529 году началась осада Флоренции (она-то и помешала завершить их) по этой причине пришлось ему работать совсем мало или вовсе прекратить работы ибо сограждане поручили ему укрепить помимо холма Сан Миньято и всю землю, как об этом уже говорилось. По многим параметрам она отступает от церковных канонов.
Петра. – «Теперь мне нравится больше, – сказал гонфалоньер, – вы его оживили». Петра (руководство работами — с января 1547 г., окончание главного барабана и изготовление терракотовой модели купола в 1557 г., деревянной модели в 1558—1561 гг. ) окончание строительства палаццо Фарнезеи реконструкция площади и дворцов на Капитолии, которые были завершены после смерти мастера (новый цоколь для статуи Марка Аврелия — 1538 г. начало строительства дворцов — 1560 г. ).
В идеале он стремился к синтезу всех трех искусств. Художник отрешился от всего, ни с кем не встречался и погрузился исключительно в роспись: «Я не забочусь ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений». он создаёт «Бахуса» и «Римскую Пьету». Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1499 году. Действительно, учеба менее всего интересовала Микеланджело.
Ни одна из работ не была закончена и обе потеряны, когда зал заседаний восстановили. Он считал, что нет никакой разницы между работой каменотеса и скульптора, а занятие artes mechanicae («механическими искусствами», в это понятие входила архитектура, скульптура, торговля и т. д. ) казалось ему недостойным рода Буонарроти. Как сказал один исследователь: «Микеланджело опередил свой век даже в своих ошибках». В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. Словом, так или иначе, папу он разгневал, а потом испугался, что он не затребует его обратно.
Об отъезде его из Рима рассказывают и по-другому: что папа разгневался на Микеланджело за то, что тот не позволял никому смотреть на свои работы и подозревая своих людей, он не раз предполагал, что папа видел то, что он сделал, приходя переодетым в некоторых случаях, когда Микеланджело не было дома или когда он работал и будто вот таким образом папа подкупил однажды его подмастерьев, чтобы они впустили его посмотреть капеллу дяди его Сикста, которую он заказал ему расписать, как об этом будет рассказано дальше, а Микеланджело там спрятался, так как подозревал предательство подмастерьев и начал швырять досками в вошедшего в капеллу папу, будто не зная, кто это, так что пришлось разъяренному папе удалиться. Выполнена она по его личному архитектурному проекту.
Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. В 1513 году умер Юлий II. Мадонна у Микеланджело не изображена хрупкой или слабой, ее душа не наполнена болью. Предполагают, что статуя изначально предназначалась для церковного алтаря.
В то же время работа очень отличается от работы Микеланджело по характеру. Это утверждение остаётся недоказанным, однако, сам Микеланджело верил в него. В ней он занимался общим проектированием помещения, во многом в стилистике Брунеллески. После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 году, когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около двадцати девяти лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей, причем подорожных через папских казначеев ему было выплачено сто скудо. Микеланджело приступил к росписи начиная с более поздних сцен повествования.
Микеланджело именовал их как «ignudi».
Микеланджело посвятил архитектуре лишь долю своих поистине титанических творческих сил, но достаточно было бы лишь купола собора св. Живую форму ребёнка позже адаптировал Рафаэль в картине «Мадонна Бриджуотер».
Там не хватало двух фигур высотой около локтя: ангела, несущего подсвечник и св. Для мастера это было единственным средством выразительности. Две гробницы герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи представляют собой саркофаги с покатыми крышками, на которых расположено по две фигуры – «Утро» и «Вечер», «День» и «Ночь».
Также Микеланджело писал прекрасные стихи, был неординарным мыслителем, остро переживал религиозные искания эпохи. Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Когда Микеланджело начал обучаться искусству у Доменико, было ему четырнадцать лет. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Он скончался 18 февраля 1564 года в Риме в возрасте 89 лет. Первая публикация поэзии Микеланджело была посмертной (1623).
скульптор работает над заказами римского папы Юлия II в Риме – тот заказал ему гробницу. Занятие несколькими видами искусств в его время не было чем-то необычным.
Слава Буонарроти также имела следствием сохранение бесчисленного количества документов, в том числе сотен писем, очерков и стихов. Одно из них, крепко связанное с идеологией воинствующей католической церкви, вскоре привело к барочному искусству другое, пытавшееся сохранить верность архитектурным идеалам Возрождения и примирить их с новыми общественными требованиями, в свою очередь разделилось на два русла: маньеризм, связанный с аристократической верхушкой (он развивался преимущественно вне Рима) и академизм виньоловского толка, подготовивший появление в Европе стиля «классицизм». Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам. Искусство он называл своею возлюбленной, картины – своими детьми.
Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости. На двух фресках капеллы Паолина, «Распятие Петра» и «Распятие Павла», Микеланджело использовал различные группы фигур, чтобы передать сложное повествование.
В 1496-1501 годах Микеланджело создал «Вакха». Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно.
Эфрос «Поэзия Микеланджело»). В это время Микеланджело создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». После того как политические страсти во Флоренции немного поутихли, он вернулся в родной город, где вскоре получил заказ на скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. Мастер пытался отказаться, заявляя, что он скульптор, а не художник.
Улица Арачели, служившая главным подходом к ансамблю, несколько расширялась у подножия холма. В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем.
Однако позднее от очевидцев было узнано, что Купидон был сделан во Флоренции и кардинал, выяснив правду через своего посланца, добился того, что человек, действовавший за Миланезе, принял обратно Купидона, который попал затем в руки герцога Валентине, а тот подарил его маркизе мантуанской, отправившей его в свои владения, где он находится и ныне. Павла и св. Только в 1531 году Микеланджело возобновил свой проект капеллы.
Петра в Риме, чтобы, как об этом рассказано в другом месте, поместить в нее и гробницу. Синьория (городской совет), торговые гильдии, богатые покровители, такие как Медичи и их банковские партнеры оказывали поддержку искусству. В личной жизни, Микеланджело был воздержан. Его тело было тайно вывезено во Флоренцию и погребено в церкви Санта-Кроче. Большинство её стихотворений посвящено духовной тематике, любви к Богу. Второе десятилетие активного поэтического творчества Микеланджело (1547 – 1556 гг. ) – после её кончины, когда ожидание собственной смерти стало заключительной темой всей поэзии Микеланджело. «Микеланджело в эти заключительные годы своей поэзии словно подбирал исконные, самые ходовые слова, чтобы выразить обычные, самые простые чувства старого, умирающего человека но только человек этот был великаном, умирал как великан и слова смерти вырывались у него по-великаньи». До фрески «Страшный суд» стихи «были для Микеланджело ещё обителью отдыха.
Встречаясь с Микеланджело, папа напоминал ему часто: «Не сделать ли капеллу красками и золотом побогаче, ведь она бедновата». Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал. Среди самых знаменитых фресок на потолке – «Сотворение Адама», «Грехопадение и изгнание Адама и Евы», «Потоп», «Пророк Иеремия» и «Кумская сивилла». Кардинал недолго гневался и, видя талант юноши, пригласил его для работы в Рим, что стало началом первого римского периода в жизни мастера. Вот, собственно, все, что просочилось наружу.
Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным.
С Рафаэлем был в хороших отношениях, хотя и не был равнодушен к его славе. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. На что Аньоло, которому работа понравилась, заявил: «Дай ему семьдесят». Жил Микеланджело с патриархальной простотой, много делал добра, был, вообще, ласков и мягок. Однако окончательная доработка их несколько отличается от первоначального замысла. В роли помощников для небольших сцен, художник нарисовал двадцать юношей. В процессе росписи потолка, Микеланджело исследовал различные тела. 18—22).
Их толковали по-разному, как ангелов, муз или просто как художественное оформление. После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой. 6 марта 1475 г. в семействе городского советника, бедного флорентийского дворянина, проживавшем в небольшом городе Капрезе (Тоскана), родился мальчик, чьи творения будут возведены в ранг шедевров, лучших достижений ренессансного искусства еще при жизни их автора.
Микеланджело воспринимал Бога в савонароловской обработке. В 1494-1495 гг. » Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж. Микеланджело добился большей простоты и слитности наружной композиции, отказавшись от ордерных галерей и угловых кампанил (во внешнем облике собора это выявило равносторонний крест, лежавший в основе его плана) и объединив основные помещения в общем объеме, завершенном центральным куполом (купол возведен Джакомо делла Порта после смерти Микеланджело, в основном по его модели, но с одним важным отступлением: стрела подъема была несколько повышена). Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные. И Микеланджело сделал для него картон изображавший св.
За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них. Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони (6 марта 1475–18 февраля 1564), широко известен как Микеланджело – итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и инженер эпохи Высокого Возрождения, который оказал беспрецедентное влияние на развитие западного искусства. Ученик Донателло, он преклонялся перед античным искусством и привил любовь к нему Микеланджело. Но из-за сложностей с финансированием проект был остановлен. Республика изменялась после падения антиренессансного священника и правителя Флоренции Джироламо Савонаролы (казнён в 1498 г. ) и восхождения гонфалоньера Пьеро Содерини. И тут же под этой памяткой или договором, также рукою Лодовико подписано: «Из них вышеназванный Микеланджело получил сего 16 апреля два золотых флорина золотом: я, его отец Лодовико, сын Лионардо, получил за его счет 12 лир и 12 сольдо». Из других статуй, предназначенных для гробницы, две известны как «Умирающий раб» и «Скованный раб», находятся сейчас в Лувре.
Мастер XIX в. Огюст Роден применил эффект незавершенных мраморных блоков.
Главная его работа 1530-х годов – огромная фреска «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы, над которой мастер трудился около шести лет (1535-1541). Недаром, когда Доменико возвратился и увидел рисунок Микеланджело, он заявил: «Ну, этот знает больше моего» – так он был поражен новой манерой и новым способом воспроизведения натуры, которым по приговору неба был одарен этот юноша в возрасте столь нежном, да и в самом деле рисунок был таков, что большего нельзя было бы и пожелать от умения художника, работавшего уже много лет. Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино. Так, если в ансамблях кватроченто зритель обычно уже «с порога» видит между зданиями перспективу улицы или ясные дали, то на Капитолии он может удовлетворить свое любопытство, лишь миновав центр площади, когда перед ним раскроются новые объекты интереса, а с ними и новые качества ансамбля. Скульптор Лоренцо Гиберти трудился пятьдесят лет для создания бронзовых дверей Баптистерия, которые Микеланджело описал как «Врата рая». Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал.
«Скованный раб» — одна из более поздних статуй для гробницы папы Юлия. Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу. Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир (жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова). Ее основал флорентийский правитель Лоренцо Медичи.
И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции. Среди самых известных его скульптурных работ — «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи «Моисея», «Лии» и «Рахили» для гробницы папы Юлия II.
Начиная с 1530-х годов в архитектуре Рима все яснее намечаются два течения. Купол, завершенный только после его смерти, Банистер Флетчер назвал «величайшим творением эпохи Возрождения». Из 40 задуманных фигур из мрамора были высечены скульптуры «Моисея», «Связанного раба», «Умирающего раба», «Лии». Библиотеку открыли в 1571 году, а вестибюль оставался неполным до 1904 года.
Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. Он как-то сказал своему ученику, Асканьо Кондиви: «Однако, богатый я, возможно, был, я всегда жил как бедный человек».
Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек»56. Микеланджело создавал конструкцию часовни Медичи по собственному усмотрению. Обе фигуры слиты в единое целое. Количество осуществленных произведений сильно уступает задуманным им. выдать как античную работу и. продать гораздо дороже». Микеланджело добился впечатления неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла бы нарушить эстетический эффект. По мнению советского искусствоведа Виктора Лазарева, «Вакх» – «наименее самостоятельная из работ Микеланджело», так как в ней легко читается влияние античной пластики.
Он занимался там в течение одного года. Вазари кратко сформулировал современное мнение: «Безусловное чудо, что бесформенный кусок камня превратился в совершенство, которое природа вряд ли способен воссоздать во плоти». В картине подчёркиваются крутящие движения присутствующее в «Мадонне Брюгге».
Нужно сказать правду, что и все остальные молодые люди, обучавшиеся в саду, получали содержание, одни больше, другие меньше, по щедрости этого великолепного и благороднейшего гражданина и вознаграждались им в течение всей его жизни. Микеланджело не мог иметь единомышленников, так как от природы был отшельником и меланхоличной личностью, «bizzarro e fantastico», человек, который «уходил от компании мужчин». В те времена Лоренцо деи Медичи Великолепный держал у себя в саду, что на площади Сан Марко, скульптора Бертольдо не столько сторожем и хранителем многочисленных прекрасных древностей, собранных там и приобретенных им за большие деньги, сколько потому, что, желая во что бы то ни стало создать школу превосходных живописцев и скульпторов, он хотел, чтобы они имели своим руководителем и начальником названного Бертольдо, который был учеником Донато и хотя он был уже стар настолько, что работать более не мог, был тем не менее учителем весьма опытным и обладавшим большой известностью не только потому, что тщательнейшим образом отчищал литье кафедр учителя своего Донато, но и за многочисленные собственные бронзовые литые работы с изображением сражений и других мелких вещей, в мастерском исполнении которых равного ему во всей Флоренции найти тогда было невозможно. Именно такие чувства испытывал сам Микеланджело, поскольку его Флоренция была захвачена испанцами. делла Порта).
Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина Мучения Св. Затем, нагнувшись к гонфалоньеру, который следил за ним, он сказал: «А ну-ка, посмотрите на него теперь».
В течение нескольких месяцев срисовывал он в Кармине живопись Мазаччо, воспроизводя работы эти с таким толком, что поражались и художники и не художники и зависть к нему росла вместе с его известностью. Недаром, беседуя как-то с Вазари, Микеланджело сказал в шутку: «Джордже, если и есть что хорошее в моем даровании, то это оттого, что я родился в разреженном воздухе аретинской вашей земли, да и резцы и молот, которыми я делаю свои статуи, я извлек из молока моей кормилицы». Великодушный государь этот, на протяжении всей своей жизни покровительствовавший талантам, тотчас же послал нескольких главных своих придворных, с тем чтобы они от имени Его Превосходительства привели Микеланджело во дворец, туда, где находился герцог и, захватив коней и все его пожитки, предоставили ему во дворце наилучшее помещение. Договор согласовали в августе следующего года.
Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. Об этом сообщают оба биографа – Вазари и Кондиви, – и сведения выглядят правдоподобно. Примеров почти полного копирования всего несколько. Художественное творчество Микеланджело кратко можно охарактеризовать следующим образом. Такой комплекс беспорядочных фигур редкость для флорентийского искусства, где его, как правило, можно найти только в изображениях, показывающих либо «Избиение младенцев» или «Муки ада».
В 1863 году Чезаре Гуасти (итал. Фойе Библиотеки Лауренциана было одним из первых зданий, в котором использовались классические формы в пластичной и экспрессивной манере. Только наглость и невежество он карал неумолимо. По своей отточенности и тонкости она соперничает с лучшими произведениями Бернини. В качестве модели для «Сотворения», Микеланджело изобразил себя в процессе росписи потолка. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Эта фреска самая широкая в манере изображения и была написана за один день. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских»4.
Петра а так как доставку следовало оплатить, Микеланджело отправился, как обычно, к папе но так как в тот день Его Святейшество был занят важными делами, относившимися к событиям в Болонье, он воротился домой и расплатился за мрамор собственными деньгами, полагая, что Его Святейшество тотчас же даст на этот счет распоряжение. Мать прикрывает головку ребёнка.
Роль Микеланджело, творчество которого нередко связывают исключительно со становлением стиля барокко, в действительности значительно более сложна и противоречива. Данный образ широко использовался как художниками, так и скульпторами XV века. Художник закупал мрамор в огромных количествах, но вот результаты его работы так никто и не видел (логично, что авторство приходилось скрывать). Лист этот я храню теперь у себя как святыню, а получил я его от Граначчи и поместил его в Книгу вместе с другими рисунками, полученными мною от Микеланджело, а в 1550 году, когда Джорджо был в Риме, он показал этот рисунок Микеланджело, который узнал его и которому приятно было вновь посмотреть на него, а из скромности он сказал, что больше понимал в этом искусстве, когда был мальчиком, чем понимает теперь, когда стал стариком. Обоих Лоренцо и Микеланджело обманул посредник с реальной стоимостью работы.
Во время последнего пребывания в Риме Микеланджело выполнил свою вторую грандиозную живописную работу в Сикстинской капелле — фреску «Страшный суд» на алтарной стене (начата в 1533 г., картон был готов в 1535 г., окончена в 1541 г. ). Вскоре семья переехала во Флоренцию. В семье было много детей, вот таким образом Микеланджело отдали на воспитание в семью кормилицы, а вскоре умерла мать (будущему художнику было всего 6 лет). Особой склонности к наукам он не имел, его влекли краски, резец.
Однако то. Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII). Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек». Будущий гений эпохи Возрождения происходил из не очень богатой семьи: его отец – Лодовико Буонарроти (1444-1534) был обедневшим дворянином.
К сожалению, была выполнена лишь его подробная модель. Он занимал должность городского советника (подеста) в Капрезе, а затем и в Кьюзи, позднее стал управляющим флорентийской таможни. Кажется, что Вакх готов упасть вперед, он шатается, но сохраняет равновесие. В начале 1504 года Леонардо да Винчи поручили изобразить «Битва при Ангиари» между силами Флоренции и Милане в 1434 году в зале заседаний совета в Палаццо Веккьо. И хотя составивший его жизнеописание после 1550 года, когда я впервые написал настоящие жизнеописания и утверждает, что иные, дела с ним не имевшие, наговорили о нем вещей, каких никогда и не было, пропустив многое, достойное быть отмеченным и в частности касаясь этого времени и называет Доменико завистником, никогда никакой пользы Микеланджело не принесшим, все это оказывается явной неправдой, в чем можно удостовериться по собственноручной записи Лодовико, отца Микеланджело, в книге Доменико, перешедшей ныне к его наследникам, а запись эта гласит так: «1488.
А так как он одолжил республике тысячу скудо и был назначен членом Военной девятки, учрежденной на время войны, он всеми своими помыслами и всей душой стремился усовершенствовать эти укрепления. Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). Другие архитектурные работы включали: церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини, часовня Сфорца (капелла Сфорца) в церкви Санта-Мария-Маджоре и Порта Пиа.
Как-то Альдовранди пошел с ним посмотреть на раку св. Наверху находилась бы фигура спящего папы Юлия II. А вскоре он получил заказ на «Римскую Пьету», которая быстро стала знаменитой (сейчас находится в соборе Святого Петра).
«Поэзия была младшей из микеланджеловских муз и он держал ее на положении Золушки. Вся эта история послужила в укор кардиналу св. А так как Микеланджело показалось, что он похвалил скорее его бронзу, чем его мастерство, он заявил: «Значит, я стольким же обязан папе Юлию, от которого я получил ее, скольким вы москательщикам, от которых вы получаете краски для живописи», – и в гневе обозвал его дураком в присутствии благородных господ. Все они базировались на рисунке. К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра).
Планировалось также сооружение трех гробниц (но были построены только две: для Джулиано, погибшего во время «заговора Пацци» и для его брата Лоренцо Медичи).
Всемирный потоп – самая удачная композиция по силе выражения, драматизму, смелости мысли, мастерству рисунка, по разнообразно множества фигур в труднейших и неожиданных позах. Позже написать «Битву при Кашине» доверили Микеланджело. Лия – персонаж из Ветхого Завета, первая жены Иакова, старшая сестра Рахили. Лишь одно из них — палаццо Консерваторов — частично получило новый внешний облик при жизни мастера, другое — Капитолийский музей (сокровищница античной скульптуры, на плане слева) — было закончено в XVII в. По всей длине боковых зданий на высоте первого этажа устроены глубокие портики. Два из наиболее известных своих творений «Пьета» и «Давид», Микеланджело создал, прежде чем ему исполнилось тридцать. «Восставший раб» — одна из двух более ранних статуй такого рода для гробницы папы Юлия, которую скульптор довёл до почти законченного состояния.
В так называемом «Умирающем рабе», Микеланджело вновь использовал фигуру с выраженным контрапостом, предложив специфическую позу человека, в этом случае просыпающегося ото сна. Через год Микеланджело поступает в художественную школу «Сады», находящуюся при монастыре в Сан Марко. Последняя основана на теме предложенной Полицианом и заказана Лоренцо де Медичи.
Народ требовал соблюдения своих прав и получения свободы от диктата. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа. Работы над ним осуществлялись с перерывами и были закончены лишь в 1545 г. В 1508 г. выполняет еще одну просьбу Юлия II – приступает к росписи фресками свода в Сикстинской капелле Ватикана и заканчивает это грандиозное живописное произведение, работая с перерывами, в 1512 г. Период с 1515 по 1520 гг. Микеланджело приступил к работе с огромным энтузиазмом. Микеланджело снова получил покровительство влиятельной семьи.
Теперь биография Микеланджело пополнилась знакомством с молодыми Медичи, которые потом стали римскими папами. Там он познакомился с техникой фрески. Как архитектор, он положил начало маньеризма в Библиотеке Лауренциана. Некоторые фигуры на рельеф переданы достаточно смело. В начале работ он предложил им написать что-нибудь в качестве образца.
Он происходил из древнего рода графов Каносса, родился в 1475 г в Кьюзи, близ Флоренции. Еще более противоречивое впечатление производят стены вестибюля трехчетвертные колонны заглублены в стену и так же неоправданы, как и консоли под ними контрастное применение темно-серого и белого цветов не способствует (в отличие от интерьеров Брунеллеско) ясности композиционного замысла и производит резкое, почти суровое и в то же время беспокойное впечатление.
Антония – первая из известных картин Микеланджело. Для «Страшного суда» Микеланджело черпал вдохновение из фрески Мелоццо да Форли в церкви Санти-Апостоли в Риме. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме — скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Он закончил и мраморного Моисея высотой в пять локтей и со статуей этой не может по красоте сравниться ни одна из современных работ, впрочем, то же можно сказать и о работах древних: в самом деле, он сидит в величественнейшей позе, опираясь локтем на скрижали, которые придерживает одной рукой, другой же он держит ниспадающую прядями длинную бороду, выполненную из мрамора так, что волоски, представляющие собою трудность в скульптуре, тончайшим образом изображены пушистыми, мягкими и расчесанными, будто совершилось невозможное и резец стал кистью.
Сегодня она находится в Лувре. Георгия за двести дукатов.
Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой. Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи. Главным мастером в ней был скульптор Бертольдо ди Джованни. Покончив со своими обязанностями по должности подесты, Лодовико воротился во Флоренцию в селении же Сеттиньяно, что в трех милях от города, где у него был земельный участок, полученный по наследству (а место это скалистое и полное залежей мачиньо, постоянно обрабатываемых каменотесами и скульпторами, большинство которых оттуда и родом) в это селение Лодовико и отдал Микеланджело на кормление жене одного каменотеса. Крупнейшим произведением этого периода, работа над которым длилась с конца 40-х гг. За полгода во Флоренции, Микеланджело работал над двумя статуями, «Молодого Иоанна Крестителя» и «Спящего Амура».
Тем не менее благодаря истории этой известность Микеланджело стала такова, что он тут же был вызван в Рим, где по договоренности с кардиналом св. В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин)36. В этот период созданы рельефы «Мадонна около лестницы» и «Битва кентавров». В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды. Он не любил пускать свои стихи в свет. 25) (начата в 1530г. Среди самых известных его скульптурных работ — «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II.
Это издание было неполным и содержало определённые неточности. Спустя какое-то время он сам замечает талантливого подростка и приглашает его во дворец, знакомит с дворцовыми коллекциями. Микеланджело изображает Мадонну юной и прекрасной. В 1505 году Микеланджело был вызван новоизбранным римским папой Юлием II в Рим. Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы (Sistine Chapel).
Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины. Когда же он спросил, как полагает Его Святейшество, не вложить ли ему в левую руку книгу, тот ответил: «Дай мне в руку меч – я человек неученый». 11), выполненный Микеланджело в 1505 г. по поручению папы, желавшего при жизни построить себе мавзолей.
Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек». Тогда хозяин, у которого он стоял, стал исподволь получать для него от герцога бесчисленное множество почетных даров, а также получил распоряжение при отъезде ничего с него не брать за постой. Прибыв в Рим, он провел там много месяцев, прежде чем его заставили за что-либо взяться. «Мадонна Брюгге», во время её создания, в отличие от других таких статуй, которые показывают Деву Марию, с гордостью представляет своего сына.
Микеланджело провел лишь год в мастерской, когда у него появилась уникальная возможность. Микеланджело родился 6 марта 1475 года в Капрезе возле провинции Ареццо, регионе Тоскана.
Микеланджело принимает участие в этом конфликте и выступает в качестве военного инженера. В 1496 г. кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим.
Первая представляла собой последнюю главу книги о жизни художников (1550) живописца и архитектора Джорджо Вазари. Он покинул безопасный двор Медичи и вернулся в дом своего отца. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие).
В работах известных под общим названием «Рабы», каждая показывает фигуру, отчаянно пытающуюся освободиться из уз скалы, в которой застрял. Микеланджело вернулся во Флоренцию, но не получив заказа от нового правительства города под управлением Савонаролы. Отходя от традиции. Папа рассердился и дубинкой, которую он держал, ударил епископа с такими словами: «Это ты невежда, что говоришь о нем гнусности, каких мы ему не говорим». Несмотря на такое восхваление, он был не совсем доволен и поручил своему помощнику Асканио Кондиви написать отдельную краткую книгу (1553), вероятно, основанную на комментариях самого художника.
Главным сооружением ансамбля, расположенным по оси площади и замыкающим ее заднюю сторону, является трехэтажное палаццо Сенаторов, украшенное парадной двусторонней лестницей и увенчанное башней (фасад выполнен Джироламо Ринальди (1592 г. ), башня — М. Лунги Старшим (1579 г. ). Сам он говорил, что не является архитектором, как, впрочем и живописцем. Папа римский Лев X умер в 1521 году, ненадолго его преемником стал аскетический Адриан VI, а затем его двоюродный брат Джулио де Медичи как Папа Климент VII. Это, без сомнения, значительно органичнее связало бы античную скульптуру с современным итальянским искусством, которое должно было быть представлено лежащими фигурами «Нила» и «Тибра» работы самого Микеланджело (обе предназначались в свое время для гробницы Медичи). Младенец Христа, которого сдерживает рука его матери, уже готов выйти в мир.
Взгляд бога обращен на чашу с вином. Ими были семь пророков Израиля и пять сивилл, прорицательниц античного мира. Она отличалась безупречным целомудрием и благочестием. Лишь уступая просьбам посыльных, он написал наконец несколько слов в ответ Его Святейшеству, что он просит прощения, но возвратиться к нему не собирается ибо он выгнал его как какого-нибудь бродягу, чего он за верную службу не заслуживал и что папа может где-нибудь еще поискать для себя слугу. Возблагодарите же за это небо и стремитесь подражать Микеланджело во всем. К числу высших достижений Микеланджело относятся также работы. За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы.
Все сооружения Микеланджело отмечены рядом родственных черт и ярко отражают ему одному свойственное стремление к величавой монументальности и одновременно к динамичности архитектуры. До сегодняшнего дня в базилике не хватает фасада. Посему, воодушевленный этим, папа Юлий решил заново перестроить церковь Св.
Во время этой поездки на Микеланджело произвели сильное впечатление античные памятники, с которыми он, конечно, уже соприкасался во Флоренции, но не так близко и не так часто, как в Риме, где можно было почувствовать живое дыхание Античности. Лагерь маньеристов, напротив, восхищался его работами. Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти.
Младенец изображён без нимба. Рельеф Микеланджело «Битва кентавров» создан в то время, когда он был ещё юношей, связанный с Академией Медичи. Обеими фресками восхищаются и сохранены их копии. Он ни разу не упоминал ее в его обширной переписке с родственниками. Вазари, будучи зависимым от Козимо, вынужден был замаскировать конфликт в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» и объяснить уклончивость художника тяжелым климатом республики. Некоторые исследователи видят в этом переход художника от «языческого» культа красоты и платонизма к «строгой», т. е. церковной религиозности.
Раньше, чем грамоте, мальчик обучился работе с глиной и резцом. Мрамор для статуи пожертвовал стесненному в средствах скульптору сам кардинал. Современники же почти не знали их совсем.
В том же году, Медичи изгнали из Флоренции в результате восстания Савонаролы. Другие художники, такие как Понтормо, привлекали скрученные фигуры «Страшного суда» и фресок капеллы Паолина. Потолок Сикстинской капеллы — работа беспрецедентного величия, как по своим архитектоническим формам, которым подражали многие художники по росписи потолка в стиле барокко, так и по богатству его изобретательности в изучении фигур.
Микеланджело Буонарроти (1475–1564), знаменитый итальянский скульптор, художник и архитектор, один из величайших художников итальянского Возрождения. С 20-х гг. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи.
Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Христос, кажется, уже готов покинуть мать и вступить в мир людей. В 1504 г. Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине». С 1505 по 1508 гг. мироощущение художника становится более пессимистичным, окрашивается в трагические тона.
Герцог провел его по дворцу, как это делал и раньше и показал ему все находившиеся там красивые вещи, вплоть до своего портрета кисти Тициана. Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII20). Микеланджело подходил к старым канонам вольно и фантазийно, смело нарушая их. Известно, что в это время Пьетро Торриджано, который тоже был учеником Бертольдо, поссорившись с Микеланджело, ударом в лицо сломал нос парню21.
Эфроса, переводчика поэзии Микеланджело). что ваятель успел создать, считается, величайшими шедеврами мирового искусства. Данная композиция напоминает живопись, но в то же время отличается от нее. Вскоре, во Флоренции разгораются массовые мятежи против тирании Медичи. Работая над гробницей, одновременно создаёт скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия». Несмотря на невысокое мнения о живописи, Микеланджело также написал две наиболее влиятельных работы в стиле «фреска» в истории западного искусства: сцену из Генезиса на потолке и Страшный суд на стене алтаря в Сикстинской капелле в Риме.
Савонарола входил в один ряд с Библией и Евангелием. Композиция с Богоматерью и мертвым Христом, лежащим на ее коленях, воплощает знаменитые строки Данте: «Дочь своего Сына». Его отец был градоправителем или по-другому подеста. Вазари написал о значении фигуры Давида для Флорентийской республики: Микеланджело «создал Давида в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, – так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять».
Когда они предстали перед папой, Микеланджело пал на колени, Его же Святейшество взглянул на него искоса, будто гневно и сказал ему: «Вместо того чтобы тебе к нам прийти, ты ждал, когда мы придем к тебе. » – желая сказать этим, что Болонья ближе к Флоренции, чем Рим. После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой. Ее эсхатологический смысл поражает воображение. Было решено поставить ее перед палаццо Веккио на том месте, где стояла статуя «Юдифь» Донателло.
Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. Теперь она находится в базилике святого Петра. Говорят и так, что продан он был кем-то, действовавшим за Миланезе и написавшим Пьерфранческо, обманывая кардинала, Пьерфранческо и Микеланджело, что Микеланджело следовало выдать тридцать скудо, так как больше за Купидона будто бы получено не было. Достаточно вспомнить, что в 1527 году произошел практически полный разгром Рима германскими войсками.
Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане. Первое знакомство с живописью Микеланджело приобрел у Гирландайо. Они заложили в Микеланджело основы гуманистического мировоззрения и познакомили с флорентийским неоплатонизмом (учением о высоком достоинстве и призвании человека), что повлияло на все его творчество.
Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. Его тело наполнено смелостью и отвагой.
Тогда, видя, что Его Святейшество упорствует, Микеланджело решил, наконец, за это взяться Браманте, получив распоряжение от папы устроить подмостья для росписи, целиком подвесил их на канатах, продырявив весь свод. Хотя Микеланджело при своём пристрастии к пластике придавал колориту второстепенное значение, тем не менее колорит у него силен и гармоничен, Фресковую живопись Микеланджело ставил выше масляной и последнюю называл женской работой. Скоро после того он исполнил «Распятие» для монастыря Санто Спирито.
Отчасти это произошло из-за накалившейся политической обстановки, требовавшей участия Рима в междоусобной войне, но отчасти и из-за интриг, которые развязали против Микеланджело его враги (по слухам, среди них был и Браманте).
Этой огромной теме посвящены тома исследований. Мучение Св. «Мадонна Дони» изображающая Святое семейство имеет элементы всех трёх предыдущих работ: фриз с фигурами на заднем плане имеет вид барельефа, в то время как круглая форма и динамичность фигур напоминают «Тондо Таддеи». Работа над огромным потолком капеллы (40, 23 х 13, 41 метра) длилась четыре долгих года – с мая 1508-го по октябрь 1512 года. У последних он фактически отнял власть над Флоренцией и присвоил ее себе. Предполагалось, что его украсят 40 статуй высотой больше человеческого роста. В 1496-1501 гг.
по 1555 г., была скульптурная группа «Пьета». Они перекрыты горизонтальным архитравом, покоящимся на ионических колоннах. Это был один из самых благоприятных периодов в жизни художника.
Об этом пишет Асканио Кондиви – итальянский художник, скульптор, ученик, друг и предполагаемый автор ранней биографии Микеланджело: «Кондиви не обошел одной подробности имеющей определяющее религиозного мышления Микеланджело: упоминания, что художник «с величайшей ревностью и тщанием читал Священное писание и Ветхий завет столько же, сколько Новый» биограф добавляет, что Микеланджело «трудился над писаньями Савонаролы, к которому всегда чувствовал великое почтение, храня еще в своем уме воспоминание о живом его голосе». Мадонна Брюгге была единственной скульптурой Микеланджело, покинувшей Италию при жизни художника. Картина все еще находится в своей оригинальной рамке, созданной из дерева самим Микеланджело. Вакх (Бахус, Дионис) – младший из олимпийцев в древнегреческой мифологии, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Скульптурная группа предназначена для кругового обзора.
Пирамидальный верх мавзолея увенчивался саркофагом со скульптурными изображениями папы. Микеланджело считал себя обязанным приемным родителям за то, что лепить из глины и владеть резцом он научился раньше, чем читать и писать (по сведениям, кормилица была дочерью каменотеса и мальчик, вероятно, помогал их семье в работе).
Римский художник Рафаэль, видимо изменил свой стиль после того, как увидел эту работу. Город принял вызов. В это время Микеланджело высекал рельефы «Мадонны у лестницы» (1490—1492) и «Битву кентавров» (1491—1492).
В конце 1494 года политическая ситуация во Флоренции стала спокойнее. по проекту Я. Сансовино. Это были годы изнурительного, нечеловеческого труда. Скульптуру «Бахуса» Микеланджело заказали с указанием специфической темы, молодой бог вина.
Исчезли и тонкие масштабные градации внутренних пространств. Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор.
Работа на потолке Сикстинской Капеллы изображает девять историй из Книги Бытия и считается одной из величайших работ Высокого Ренессанса. Пророк Иеремия, предвидевший падение Иерусалима, является изображением самого художника. Подобные образы были включены и в грандиозный проект гробницы Юлия (рис. Школьный друг Микеланжело, Франческо Граначчи, который был на шесть лет старше его, познакомил своего товарища с художником Доменико Гирландайо.
Одно из центральных изображений, «Сотворение Адама» — одна из самых известных и наиболее воспроизведённых работ в истории искусства. В это же время Микеланджело проектирует библиотеку Лауренциана, также во Флоренции. На это указывает желание мастера выполнить ее из дерева (Амманати сделал ее каменной), примененного в отделке зала в таком изобилии. Внучатый племянник Микеланджело, Микеланджело Младший, опубликовал стихи в 1623 году с родовыми изменениями местоимений и это длилось до тех пор, пока Джон Аддингтон Саймондс не перевёл их на английский язык в 1893 году и восстановил в них оригинальный пол.
Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям. На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр. Яркие виньетки на потолке Сикстинской капеллы производят эффект калейдоскопа. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами— Флоренцией и Римом. Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне. Закончена к 1588 г. по проекту Дж.
Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. Все это находит отражение в его творчестве. Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы.
Что же можно сказать о четырех историях по углам в распалубках этого свода. Пятый проект (договор 1532 г. ) еще скромнее и рассчитан на установку надгробия в церкви Сан Пьетро ин Винколи, где оно было завершено в 1545 г. на основании последнего проекта, разработанного шестидесятилетним художником после 1542 г. К тому времени из композиции надгробия уже исчезли последние отголоски темы античных триумфов. Микеланджело трудился над фреской с 1534 года до октября 1541 года. Семья Медичи была богатейшей во Флоренции. Эпоха Возрождения уникальна благодаря количеству настоящих титанов в искусстве, которых она подарила миру. В барельефе «Мадонна у лестницы» узнается влияние Донателло, прослеживаются элементы зрелого Микеланджело. Некоторые из фресок, как, например выжившая «Ливийской Сивиллы», демонстрируют внимательность художника к деталям, таким, как руки и ноги.
13). О блаженные мастера искусства.
Роспись Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. Мёртвые восставшие из могил, будут отправлены либо в Рай или в Ад. В это время Микеланджело создает свое бессмертное произведение — капеллу Медичи. К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра). Giuntine).
В 1488 году, в возрасте тринадцати лет, Микеланджело отдали на обучение Гирландайо. Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine)34. Лоренцо «Великолепного» и его брата Джулиано похоронили недалеко от них. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских».
Тот же на это ответил, что подумает об этом после, по-другому же сделать нельзя. Все фигуры выглядят безрадостными, они выражают тревогу и мрачное настроение.