Подробно описание картины Микеланджело «Страшный суд» представить невозможно – это настолько хаотичное и многочисленное расположение множества обнажённых тел, что невозможно ни подсчитать его точное количество – примерное же составляет около 400 человек – ни передать всю гамму чувств на их лицах.
Кроме того, понимание «Страшного суда» как трагедии вселенского бытия было недоступно современникам Микеланджело. Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро». Цензурные записи продолжились и позднее, после смерти да Вольтерры их выполняли и. Необычен облик безбородого Христа (восходящий к раннехристианскому типу Христа Эммануила) и обнаженных бескрылых ангелов.
Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ. Работа, которой мастер посвятил более пяти лет, впоследствии стала величайшим шедевром западного искусства. Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов».
Всё это время Микеланджело руководил возведением оборонительных сооружений города. Это единственная статичная фигура, являющаяся центром картины.
Ещё один факт: депрессивное состояние Микеланджело сыграло с ним недобрую шутку. Фреска поражает монументальностью и размахом. Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один— в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Тот был в шоке от водоворота обнаженных скрученных тел и беспощадно критиковал работу художника еще до ее завершения, говоря, что «в таком священном месте не должно быть подобного позора, а сама картина более подходит для общественной бани или таверны».
Фичино, отвергая христианский аскетизм истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957 Лосев, 1960 Горфункель, 1970 Лавриненко, Ратникова, 1999). Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Когда же Флоренция пала, папа Климент VII объявил, что забудет об участии скульптора в обороне города в том случае, если Микеланджело немедленно возобновит работы в усыпальнице Медичи при церкви Сан-Лоренцо.
Лишь Христос, как основа и стержень, способен им руководить. Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «». Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис. Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять». Титаническим страстям соответствовали и титанические фигуры.
Позже такое указание будет отдаваться еще несколько раз. Искусствовед В. Н. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы.
Варфоломея кожи. Этот мир разнообразных движений отражает весь спектр человеческих чувств.
1514—1519). Христос изображен в момент разделения людей на праведников и грешных. «Страшный суд» Микеланджело вызвал яростные споры как среди его поклонников, так и среди противников. Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене.
Совпадение даже таких мелких деталей не оставляет сомнений по поводу того, что изобразил художник. И он люто возненавидел художника. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин».
В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. Кроме того, понимание «Страшного суда» как трагедии вселенского бытия было недоступно современникам Микеланджело. Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонаротти и один — в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Да Вольтерра переделал этот фрагмент фрески, вырезав кусок штукатурки с авторской живописью Микеланджело, в новом варианте святой Власий смотрит на Христа-Судию, а святая Екатерина одета. Остальные изображенные персонажи создают круговорот.
Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия. Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Тема Второго Пришествия Христа, являясь основополагающей христианской концепцией относительно будущего возвращения Иисуса и апокалипсиса, была взята за основу в грандиозной картине Микеланджело «Страшный суд». Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником.
Вероятно, папа хотел, чтобы его имя встало в ряд с именами его предшественников: Сикста IV, по заказу которого флорентийскими художниками в 1480-х годах были созданы циклы фресок на сюжеты из историй о Моисее и Христе, Юлия II, в понтификат которого Микеланджело расписал потолок (1508—1512) и Льва X, по желанию которого капелла была украшена шпалерами по картонам Рафаэля (ок. Художник работал над фреской четыре года— с 1537 по 1541. В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком. «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма.
Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»).
Единственным исключением стали изображения святого Власия и святой Екатерины Александрийской, вызывавшие самое сильное возмущение критиков, считавших их позы непристойными, напоминающими совокупление. Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон)24, в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью25. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Если фрески плафона посвящены первым дням творения и проникнуты верой в человека, то «Страшный суд» несёт идею крушения мира и возмездия за содеянное. Новым папой был избран представитель рода Медичи – Климент VII.
Здесь сподвижники Христа — апостолы, здесь горе и мрак, здесь зло и добро. Аретино хотел видеть в «Страшном суде» традиционную средневековую трактовку, то есть изображение Антихриста. Это единственная статичная фигура, являющаяся центром картины.
Объяснение напрашивается само собой. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль28. Конферансье Папы Римского, Бьяджо да Чезена сказал относительно этой фрески такие слова: «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что эта картина не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы.
Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов. Пусть он мир приведёт в пристойный вид»15.
Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано». Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон), в его атлетической фигуре находят желание Буонаротти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью. Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело.
И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. Имя сей звезде "полынь" и третья часть вод сделалась полынью и многие из людей умерли от вод, так как они стали горьки. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Люди их поступки и дела их мысли и страсти их деяния — вот что было главным в картине. В католической контрреформации, Страшный суд был объектом тяжелого спора между критиками и теми, кто понял идею художника и его стиль, стиль маньериста живописи.
Он хотел видеть вихри стихий — огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца. Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена. Свободолюбивый дух был более не в чести.
«Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви. Он подобен не всепрощающему Богу, но неумолимому карателю, могучему грозному Зевсу. Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси. А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь. Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано»11 (то есть Себастьяно дель Пьомбо).
«Страшный суд» Микеланджело – картина, производящее довольно сильное и даже несколько тяжелое впечатление. По-прежнему Микеланджело изображает мощные фигуры с мужественными лицами, с широкими плечами, с хорошо развитым торсом, с мускулистыми конечностями. Вазари отмечал богатство и глубину выражения духа, а также непревзойденный талант в изображении человеческого тела «в странных и различных жестах молодых и старых, мужчин и женщин»27. Кардиналом и послом Мантуи Сернини была организована цензурная кампания (известная как «Кампания Фигового листка»), целью которой было уничтожение «неприличной» фрески. Первоначально он предполагал полностью сбить фреску с алтарной стены, но позже передумал.
м (1370х1220 см) изображено четыреста фигур в разных и никогда не повторяющихся, позах. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»)9. Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии. Иногда это принимается за аллегорию искупления греха.
Но этого ему показалось мало. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. Во время последней реставрации, законченной в 1994 году все поздние правки фрески были удалены, в то время как записи, относящиеся к XVI веку остались как историческое свидетельство требований к художественному произведению, предъявлявшихся эпохой Контрреформации. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос — Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса.
Это было тяжелое время для Флоренции, да и для всей Италии. Длина изображения почти полтора метра. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы.
Прежде алтарная стена Сикстинской капеллы была расписана фресками Пьетро Перуджино на темы «Нахождение Моисея» и «Рождение Христа», которые известны нам только в описаниях. На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии. Аретино хотел видеть в «Страшном суде» традиционную средневековую трактовку, то есть изображение Антихриста. Недаром он изобразил себя в виде содранной со св. Подлый и мстительный, он великолепно улавливал веяния времени. Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом».
Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина. Возможно. И из дыма вышла саранча на землю и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. «Страшный суд» стал причиной конфликта между кардиналом Каррафой и Микеланджело: художник обвинялся в безнравственности и непристойности, так как он изобразил обнажённые тела, не скрыв гениталии, в самой главной христианской церкви.
Чезена остался в аду. Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»).
Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов21». При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Микеланджело, узнав об этом просил передать папе, что «удалить наготу легко.
Это означало, что он обвинял художника в ереси. Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. На ней запечатлено около 400 фигур в разнообразных, ни разу не повторяющихся позах. Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом. Виртуозная работа художника, написавшего ангелов в самых сложных положениях, вызвала восхищение одних зрителей и критику других.
Чтобы оказаться в числе понтификов, принявших участие в основании и украшении капеллы, Климент VII был готов призвать Микеланджело, несмотря на то, что пожилой художник работал на него во Флоренции без прежней энергии и с привлечением всё большего количества помощников из числа своих учеников. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Художник Даниеле да Вольтерра – искренний и ярый поклонник Микеланджело, которому было поручено закрасить гениталии, пытался максимально сохранить оригинальную роспись и свести изменения к минимуму. Грешники, взывающие к справедливости, ангелы, свергающие крест и колонну (символы мученичества и преходящей власти) в верхней части фрески, праведники, поднимающиеся в небо – их трудно отличить друг от друга, круговорот может смести всех. Лишь Христос, как основа и стержень, способен им руководить.
Драпировки на фигурах писал художник Даниэле да Вольтерра, которого римляне наградили уничижительным прозвищем Il Braghettone («штанописец», «исподнишник»). Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции. Сцену «Страшного суда» художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. И снова Микеланджело постигло разочарование. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон. Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру.
И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. Необычно и включение в сцену Страшного суда напоминания о страстях Христа. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV.
Новый папа Павел IV принадлежал к числу противников работы. Почему же Микеланджело при жизни даже не намекнул своим современникам, что он на самом деле изобразил. Написанный Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» — описание библейского финала человеческой истории, сильно отличающееся от привычных средневековых живописных образов. Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине».
Тогда Аретино принялся доказывать, что Микеланджело за его «Страшный суд» следует причислить к сторонникам Лютера. Он трудился долго и усердно, ведь предстояло пририсовать немало всевозможных драпировок.
Бывают ли помощники у поэтов. Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера.
Сам по себе «Страшный суд» – это, согласно Библии, победа Христа над Люцифером. Вероятно, среди всех фигур фрески ангелы ближе всего к идеалам красоты, анатомической силы и пропорции скульптур Микеланджело, это объединяет их с фигурами обнажённых юношей на потолке капеллы и героями «Битвы при Кашине»21. С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет.
1514—1519)3. Но и это ещё не всё. И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом и дано им семь труб. Да и кто, собственно, мог помочь ему — мыслителю, творцу. Он воплощает собой не надежду и спасение, но закон и воздаяние.
По свидетельству Вазари, папа Павел IV в 1550-е гг. Жесты, выражение лиц персонажей, показывают возбуждение намного большее, чем у тех, кто находится рядом с Христом30. Нагота персонажей «Страшного суда» была скрыта 24 года спустя (когда Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве) по распоряжению папы Павла IV.
Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину. Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Церемонимейстер папы римского, Бьяджо да Чезена, увидев роспись заявил, что «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что это фреска не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко.
За свою работу он еще при жизни получил прозвище «брачетоне», которое буквально означает «оштаненный», «исподнишник». Его звали Пьетро Аретино. В ответ на такие обвинения, Микеланджело пририсовал лицо Чезены Миносу, судье загробного мира, которого он изобразил с ослиными ушами (намек на его глупость), а его наготу прикрыл завитками змеи. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль. В свои 60 лет он выглядел сгорбленным и усталым стариком. собирался сбить фреску.
Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй. Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Микеланджело в ответ изобразил в «Страшном суде» Чезену в аду в виде царя Миноса, судьи душ умерших (самый нижний правый угол), с ослиными ушами, что было намёком на глупость, обнажённого, но прикрытого обмотавшейся вокруг него змеёй.
Художник, как и в период работы над потолком капеллы, самостоятельно расписывал стену, пользуясь помощью лишь при приготовлении краски и при нанесении подготовительного слоя штукатурки под роспись. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса5. И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4, 54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики. «Последний суд» или «Последний приговор») — фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Дело в том, что Микеланджело специально изобразил правую кисть в большем масштабе по сравнению с другими частями тела.
Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом23, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их». Иллюзия движения возникает всякий раз, когда пристально смотришь на центр фрески. Уничтожение старых фресок должно было быть трудным решением, в первых подготовительных рисунках Микеланджело пытался сохранить часть существующего оформления стены, но потом, чтобы сохранить целостность композиции в пространственной абстрактности безграничного неба, пришлось отказаться и от этого8.
Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына. Ему не удалось создать цельной сцены. Новым папой был избран представитель рода Медичи — Климент VII. Но вместо этого в 1565 году, через год после смерти Микеланджело, художнику Даниэле да Вольтерра было поручено «одеть» святых или прикрыть набедренными повязками их наготу, это да Вольтерра получил кличку «исподнишник», с которой его имя и осталось связанным навсегда. Центром композиции «Страшного суда» является единственно устойчивая фигура Христа, не поддающаяся движению действующих лиц. Люди их поступки и дела их мысли и страсти — вот что было главным в картине.
Целый мир разнообразных движений отображает движения внутренние. Большой поклонник творчества своего учителя, да Вольтерра ограничил своё вмешательство тем, что «прикрыл» тела одеждами, написанными по-сухому темперой, в соответствии с решением Собора от 21 января 1564 года. Идея заменить фреску «Страшный суд» новой росписью над алтарем Сикстинской капеллы неоднократно всплывала при понтификате Пия V, Григория XIII и Климента VIII.
Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. Во время подобных доработок фреска пострадала в плане визуальной целостности. Через несколько веков исследователь итальянского искусства Дворжак, который тоже не воспринимал «Страшный суд» как космическую катастрофу, видел в гигантских изображениях только «ветром закрученную пыль». Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её185. Не отказывается он от участия и в самой войне.
С этим прозвищем его имя навсегда осталось связанным в истории. Его отравленного ядом пера боялись даже папы и князья. «Меня не оставляют без ответа ни короли, ни императоры», — писал он художнику. Это было тяжелое время для Флоренции, да и для всей Италии. Он знал: времена менялись. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко. Вскоре художник столкнулся с угрозой обвинения в ереси9.
Он хотел видеть вихри стихий – огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца. Нашлось немало критиков, объявивших творение Микеланджело непристойным. Не отказывается он от участия и в самой войне. Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 джорнат (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса. Он должен был решать все сам так, как подсказывали ему его ум, совесть, его чувства.
Но Микеланджело не написал ему. К тому же, у художника были серьёзные проблемы со здоровьем: он страдал от артрита, мигрени, невралгии, у него болели зубы. Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один— в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. Так Джилио писал в 1564 году: «Я не одобряю усилия, которые демонстрируют ангелы в «Суде» Микеланджело, я говорю о тех, что поддерживают Крест, колонну и другие священные предметы. Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене.
Женщина, к которой обращается святой Андрей, возможно, Рахиль. При позднейших исследованиях фрески, помимо добавления драпировок, не обнаружено никаких вмешательств в авторскую живопись Микеланджело8.
Микеланджело удалось решить сложную задачу – объединить в одном ансамбле роспись потолка, представляющую собой сложную систему композиций и образов, с громадной композицией «Страшного суда» на алтарной стене таким образом, что они не мешают восприятию каждой. Однако, Микеланджело «Страшный суд» – фреска Сикстинской капеллы – изобразил, как страх всего человечества перед неизбежностью. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия. Но не Микеланджело.
Еще при жизни художника папа Павел IV, который весьма неодобрительно относился к «Страшному суду», будучи еще кардиналом Караффой, вообще хотел уничтожить фреску, но потом решил «одеть» всех персонажей и приказал обнаженные тела записать драпировкой. А мученики.
Когда он свыкся с тем, что ему все-таки придется писать «Страшный суд», когда он вновь очутился один на один на своем помосте с гигантской белой стеной, в которую должен был вдохнуть жизнь, он вновь (в который уже раз. ) оказался сам у себя в плену. Микеланджело, узнав об этом, просил передать папе, что «удалить наготу легко. Большая часть работ была выполнена в 1565 году, уже после смерти мастера. И взял Ангел кадильницу и наполнил ее огнем с жертвенника и поверг на землю: и произошли голоса и громы и молнии и землетрясение. Микеланджело верил в Бога, но он верил и в свободную мысль человека, в его физическую мощь и красоту.
Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации. Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны. Грешники, взывающие к справедливости, ангелы, свергающие крест и колонну (символы мученичества и преходящей власти) в верхней части фрески, праведники, поднимающиеся в небо — их трудно отличить друг от друга, круговорот может смести всех. Он больше похож на Геракла или Аполлона. Грандиозная работа на лесах по сырой штукатурке требовала колоссальных не только моральных, но и физических усилий, которыми, сотворив «Страшный суд», Микеланджело поверг современников в благоговейный ужас 31 октября 1537 года. Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Но проходил век за веком и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся.
Он подобен не всепрощающему Богу, но неумолимому карателю, могучему грозному Зевсу. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их». Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком. Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом»28. И семь Ангелов имеющие семь труб, приготовились трубить.
Были заделаны также два окна, находившиеся в алтарной стене. В свое время Аретино пытался набиться Микеланджело в друзья и чуть ли не в советники. Лазарев писал о «Страшном суде»: «Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок. В это время он был уже немолод, ему было 62 года.
Кроме того имеется ещё одна манипуляция с возрастом. Фигуры и группы выглядят оторванными друг от друга, между ними нет единства. Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле.
Многочисленные фигуры этого ряда не поддаются идентификации. Фреска Микеланджело «Страшный суд» вызвала ожесточенные споры между критиками в католической Реформации и сторонниками гениальности художника. Что мог Микеланджело.
Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом, по Вазари: «Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их». Первые попытки реставрации были предприняты в 1903 и в 1935—1936 годах. Когда художник приступил к работе над «Страшным судом», Аретино прислал ему льстивое письмо изложив свой план этой картины. Благодаря мастерству художника, каждая фигура кажется трехмерной, словно она не написана, а изваяна. Иллюзия движения возникает всякий раз, когда пристально смотришь на центр фрески.
Еще один секрет есть в скульптуре изображающей герцога Джулиано Медичи (ок. Микеланджело категорически отказался выполнять заказ в какой-либо другой технике, кроме «чистой фрески», заявив, что расписывать стену маслом «занятие для женщин и богатых лентяев вроде фра Бастиано» (то есть Себастьяно дель Пьомбо). 1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции.
Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно. Иногда это принимается за аллегорию искупления греха. Этим карающим жестом Христос приводит в действие медленное, но неумолимое круговое движение, которое вовлекает в свой поток и праведников и грешников и ангелов и святых, не отличимых друг от друга. Есть ли они у философов. Это смерть вторая. 15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.
Таким образом пытались избежать оседания пыли на поверхность фрески в процессе работы. Они похожи скорее на паяцев и жонглёров, чем на ангелов». Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Он воплощает собой не надежду и спасение, но закон и воздаяние. Справа от Христа— святой Андрей с крестом, на котором был распят, драпировка, появившаяся на нём в результате цензурных записей, была удалена во время реставрации. Эти записи были частично удалены во время реставрации, закончившейся в 1993 году. Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон), в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью.
Несмотря на это, фреска и в последующие годы (в течение XVIII века, когда авторская живопись проявилась через позднейшие записи в 1825 году) подвергалась критике, предлагалось даже уничтожить её. Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. В ней все в движении, в этой картине и не сразу охватишь глазом ее бесчисленные персонажи. При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). При подготовительных работах с помощью кирпичной кладки была изменена конфигурация алтарной стены: ей был придан уклон внутрь помещения (верх её выступает примерно на 38 см). Сохранившиеся эскизы (один в байоннском Музее Бонне, один в Каса Буонарроти и один — в Британском музее) освещают работу художника над фреской в развитии. На смену ей пришла новая идеология и новое искусство.
Скульптура Давид идеально пропорциональна однако, взгляд наблюдателя приковывает кисть правой руки, сжимающая камень, который через мгновение сразит Голиафа.
Через несколько веков исследователь итальянского искусства Дворжак, который тоже не воспринимал «Страшный суд» как космическую катастрофу, видел в гигантских изображениях только «ветром закрученную пыль». Вероятно, папа хотел, чтобы его имя встало в ряд с именами его предшественников: Сикста IV, по заказу которого флорентийскими художниками в 1480-х годах были созданы циклы фресок на сюжеты из историй о Моисее и Христе, Юлия II, в понтификат которого Микеланджело расписал потолок (1508—1512) и Льва X, по желанию которого капелла была украшена шпалерами по картонам Рафаэля (ок. «Страшный суд» Микеланджело — картина, производящее довольно сильное и даже несколько тяжелое впечатление.
Вначале он стал писать, что картина Микеланджело безнравственна. Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Другими словами – описание «Страшного суда» Микеланджело отображает не радость победы, а показывает весь ужас этого события.
Только ответить своим искусством. На росписи размером около 200 кв. Лишь один Урбино ассистировал Микеланджело, вероятно он писал фон.
Сцену «Страшного суда» художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. Аретино стал его врагом. Справа от апостолов — мученики с орудиями их пыток (символами страданий, перенесенных ими за веру): Андрей с крестом, Себастьян со стрелами в руке — по легенде, стрелы метали в него римские императорские гвардейцы-язычники, Екатерина с зубчатым колесом — между двумя такими колесами с шипами святая была, по легенде, разорвана по указу римского префекта в Александрии (современный Египет), Лаврентий с решеткой, на которой он был заживо изжарен по приговору Римского суда в языческом Риме, столице империи с железной решеткой. Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником.
Специалисты насчитали в «Страшном суде» приблизительно 450 (дневных норм фрескописи) в виде широких горизонтальных полос— Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса. Христос Микеланджело – не милосердный защитник, а карающий Владыка. Решение темы «Страшного суда» у Микеланджело отличается от традиционного: выбран момент не свершения суда, а его начала.
Страшный суд (итал. Giudizio universale, букв. Остальные изображенные персонажи создают круговорот. Когда папа Павел IV предложил ему привести картину «в порядок», то есть «прикрыть срамные части», мастер ответил: «Передайте папе, что это дело пустячное.
При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела.