Микеланджело – третья горная вершина Ренессанса. Собственно, Микеланджело и был этим самым Ренессансом.
В 1496 г. он выезжает в Рим, где остается до 1501 г. В Риме к этому времени были уже открыты многие знаменитые древние скульптуры, в том числе «Лаокоон» и «Бельведерский торс» и Микеланджело был захвачен образами античного искусства. Он ушел в себя, погрузившись в глубокую думу. Впоследствии он раскаивался в таком тщеславном порыве и свои произведения оставлял анонимными.
В 1496-1501 гг. Что касается мебели, то она отчасти продолжает традиции Средневековья – огромные сундуки (из которых потом «вырастет» итальянский низкий шкаф – креденца), грубые стулья, тяжёлые столы. Здесь ему поручается выполнение гробницы папы. Человек свободолюбивый, дерзновенный, он вынужден был служить папам. Он изваял из единой мраморной глыбы прекрасного в своем сдержанном гневе молодого гиганта.
Эфроса, переводчика поэзии Микеланджело). Известно о нем очень мало. Ему мы обязаны усыпальницей Медичи интерьером библиотеки Лауренцианы (тоже во Флоренции, первой публичной библиотеки в Европе) со знаменитой лестницей, что, по словам В. Н. Лазарева, подобна потоку лавы, вытекающему из узкого дверного проема и чьи криволинейные ступени кажутся нам вечно подвижными в своем как бы неудержимом чередовании. На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор.
Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения— статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме— скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек».
Данный факт объясняется не только личными качествами Микеланджело как патриота и гражданина – он закономерно связан с существенными особенностями его искусства. Флоренции, однако, пришлось капитулировать и художник был вынужден скрываться, опасаясь гнева папы. Лучший образ этой росписи – первый человек Адам. Он не любил пускать свои стихи в свет. ок.
При этом все у него в превосходной степени. Крупнейшим живописным произведением этого периода был «Страшный суд» (1535–1541) – огромная фреска на алтарной стене Сикстинской капеллы. Несмотря на необычные размеры статуи (около пяти с половиной метров) и на очень большие композиционные трудности, связанные с необходимостью вписать фигуру в крайне неудобные габариты мраморной глыбы, работа шла без задержек и через два с небольшим года, в 1504 году, была завершена. Начиная с 1530-х годов в архитектуре Рима все яснее намечаются два течения.
Вот, собственно, все, что просочилось наружу. В «Давиде» впервые у Микеланджело появляется новая черта внутренней характеристики – невиданная дотоле концентрация волевого напряжения, сообщающая образу героя грозную, устрашающую силу, которую современники обозначали словом terribilit. На фресках проиллюстрировано сотворение мира, в центре которого помещено человечество. Святой Варфоломей -- символ устрашающего отчаяния.
Связывая все три здания и подчеркивая большую высоту дворца Сенаторов, эти пилястры вместе с тем вносят разнообразие в ансамбль. В 1494г. Кроме того, Микеланджело сделал набросок лестницы в нише брамантевского Бельведера (1550 г. ), рисунки для церкви Сан Джованни деи Фьорентини (с 1550 г. ), модель дворца для Павла III (1551 г., не сохранилась), перестроил Порта Пиа (с 1561 г., не окончена) и создал в руинах терм Диоклетиана церковь Санта Мария дельи Анджели (1563—1564 гг. ).
Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Эта архитектура расчленяет роспись на отдельные составные части, каждая из которых обладает самостоятельной законченностью, а во взаимодействии с другими частями образует редкое по ясной структуре и логике целое. Флоренция, правда, вскоре его простила и просила вернуться. Микеланджеловская «Битва кентавров», по существу, открыла собой новую эпоху в ренессансном искусстве, а для истории скульптуры она была предвестником подлинной, революции. Сборник, подготовленный было под давлением друзей к печати, так и остался неизданным по рукам ходило несколько стихотворных посланий житейского назначения несколько философических сонетов вызвали отклик комментаторов академий одно ответное четверостишие получило широкую огласку.
Рядом с ней играют четверо детей: трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за её плеча (возможно, это намёк на четырёх евангелистов). 27), капеллу Сфорца в церкви Санта Мария Маджоре в Риме и много укреплений. 5). Предполагалось, что его украсят 40 статуй высотой больше человеческого роста. Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной35. Пятый проект (договор 1532 г. ) еще скромнее и рассчитан на установку надгробия в церкви Сан Пьетро ин Винколи, где оно было завершено в 1545 г. на основании последнего проекта, разработанного шестидесятилетним художником после 1542 г. К тому времени из композиции надгробия уже исчезли последние отголоски темы античных триумфов. Они заложили в Микеланджело основы гуманистического мировоззрения и познакомили с флорентийским неоплатонизмом (учением о высоком достоинстве и призвании человека), что повлияло на все его творчество.
Микеланджело знаменует не только кульминацию эпохи Возрождения, но и ее завершение. Он подчеркивал, что «архитектурные члены зависят от членов тела. Его тело было тайно вывезено во Флоренцию и погребено в церкви Санта-Кроче. Но Флоренция была его родным домом, за который болела его душа.
Его современники работали с глыбой мрамора одновременно со всех сторон. Эта ось определяет направление ведущей на холм великолепной широкоступенчатой лестницы, начатой еще самим Микеланджело (Разделенная на наклонные ступени с уменьшенными до предела подступенками, эта лестница стала прообразом многочисленных лестниц такого рода в парках итальянских вилл во второй половине XVIв. ). Как сказал один исследователь: «Микеланджело опередил свой век даже в своих ошибках».
Микеланджело родился в 1475 г. в городе Капрезе (в окрестностях Флоренции), где его отец Лодовико Буонарроти занимал должность градоправителя. Исчезли и тонкие масштабные градации внутренних пространств. Та живая пластическая стихия, которая как предвестие прорвалась в юношеской «Битве кентавров», выразилась здесь во всей своей мощи в качестве характерной особенности художественного метода зрелого Микеланджело. Контрасты в масштабах и расстановке в пространстве отдельных сцен и фигур глубоко продуманны в согласии с единым архитектурно-живописным планом и в результате пропорции картин ко всей массе потолка выдержаны бесподобно.
Рельеф «Битва кентавров» изображающий схватку лапифов с кентаврами, свидетельствует об исключительной быстроте, с которой происходило творческое формирование Микеланджело. скульптор работает над заказами римского папы Юлия II в Риме – тот заказал ему гробницу.
ок. 25) (начата в 1530г. В распалубках и люнетах расположился цикл «Предки Христа», в угловых парусах фрески изображающие спасение иудейского народа. Вскоре семья переехала во Флоренцию. В семье было много детей, вот таким образом Микеланджело отдали на воспитание в семью кормилицы, а вскоре умерла мать (будущему художнику было всего 6 лет). Особой склонности к наукам он не имел, его влекли краски, резец.
Савонарола входил в один ряд с Библией и Евангелием. Грозный, непреклонный, прекрасный в гневной беспощадности, он больше похож на языческого бога-громовержца. Именно так работал Микеланджело. А поверх всего этого царит другое: смятение, ужас, величайшая определенность ощущения надвигающейся «двойной смерти» – физической, когда, в могилу должно лечь тело и духовной, когда на вечные муки за грехи будет осуждена душа» (все цитаты из статьи А. М. Биография Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони начинается 6 марта 1457 г. в Капрезе (сейчас – Капрезе-Микеланджело). Там, где речь традиционно идет о грехе человека, художник утверждает его величие. Уже этому произведению свойствен героический дух, отличающий образы Микеланджело.
Высота: 226 см. Среди тесной застройки, окружавшей Капитолийский холм (ныне эта застройка значительно разрежена в связи с возведением в конце XIX в. огромного памятника Виктору Эммануилу), Микеланджело безошибочно выбрал основные оси композиции. Пьета. В 1505 г. по приглашению папы Юлия II Микеланджело едет в Рим.
Одно из них, крепко связанное с идеологией воинствующей католической церкви, вскоре привело к барочному искусству другое, пытавшееся сохранить верность архитектурным идеалам Возрождения и примирить их с новыми общественными требованиями, в свою очередь разделилось на два русла: маньеризм, связанный с аристократической верхушкой (он развивался преимущественно вне Рима) и академизм виньоловского толка, подготовивший появление в Европе стиля «классицизм». К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра).
Поступки, отмеченные незаурядной смелостью, сменяются приступами слабодушия. К сожалению, была выполнена лишь его подробная модель. Первое знакомство с живописью Микеланджело приобрел у Гирландайо. Ряд подобных композиций выполнен Микеланджело в 30–40-х гг. На это указывает желание мастера выполнить ее из дерева (Амманати сделал ее каменной), примененного в отделке зала в таком изобилии.
Большинство её стихотворений посвящено духовной тематике, любви к Богу. Второе десятилетие активного поэтического творчества Микеланджело (1547 – 1556 гг. ) – после её кончины, когда ожидание собственной смерти стало заключительной темой всей поэзии Микеланджело. «Микеланджело в эти заключительные годы своей поэзии словно подбирал исконные, самые ходовые слова, чтобы выразить обычные, самые простые чувства старого, умирающего человека но только человек этот был великаном, умирал как великан и слова смерти вырывались у него по-великаньи». До фрески «Страшный суд» стихи «были для Микеланджело ещё обителью отдыха. С Рафаэлем был в хороших отношениях, хотя и не был равнодушен к его славе. В общей массе и грешники и праведники их сложно различить. Тут же автор изобразил пророка Иеремию – это скорбный старец, сидящий, скрестив ноги. Капелла Медичи отразила умонастроение Микеланджело, беспокойное из-за тщеты усилий и порывов создать «своей архитектурой и скульптурой» нечто абсолютное, что «станет зеркалом всей Италии». Микеланджело должен подчиниться, но меняет предписанную ему программу капитально.
Это должно было быть самостоятельное сооружение в три яруса, которое можно обойти кругом. Начиная с 20-х гг. Вскоре Римская империя, терзаемая набегами варваров, прекратила своё существование, а Византия окрепла и стала могущественной империей – наследницей античной (греческой) культуры. Более высокий мраморный рельеф «Битва кентавров» того же собрания, с изображением яростной битвы сильных и стройных людей и кентавров, тела и движения которых воспроизведены с совершенным пониманием дела, обнаруживает непосредственное влияние рельефов античных саркофагов.
Все их он предполагал выполнить собственноручно. Мы не знаем, какой общей идейной программой граничит содержание композиций, расположенных посредине свода до сих пор убедительно не объяснено, почему Микеланджело ориентировал эти композиции таким образом, что осмотр их должен начинаться с «Опьянения Ноя», а завершаться «Отделением света от тьмы», то есть в порядке, обратном последовательности событий в Библии темным остается смысл сцен и образов в композициях распалубок и люнетов. Именно о последнем пойдет сегодняшнее повествование.
Микеланджело добился впечатления неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла бы нарушить эстетический эффект. По мнению советского искусствоведа Виктора Лазарева, «Вакх» – «наименее самостоятельная из работ Микеланджело», так как в ней легко читается влияние античной пластики. Хотя Микеланджело при своём пристрастии к пластике придавал колориту второстепенное значение, тем не менее колорит у него силен и гармоничен, Фресковую живопись Микеланджело ставил выше масляной и последнюю называл женской работой.
К тому же в городе началась эпидемия чумы. Во Флоренции вспыхнуло народное восстание и Медичи были свергнуты. В. Лазарев:Микеланджело был ваятель, архитектор, художник и поэт. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Как ни изуродован был этот мраморный блок, Микеланджело сразу увидел в нем своего «Давида».
Но как раз этого не произошло. Обнажённый Давид сосредоточен на предстоящей схватке с Голиафом. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских»4.
На свешивающемся свитке помещены начальные буквы его пророчеств «Стала вдовою владычица народов государыня областей подпала под иго. Еще более противоречивое впечатление производят стены вестибюля трехчетвертные колонны заглублены в стену и так же неоправданы, как и консоли под ними контрастное применение темно-серого и белого цветов не способствует (в отличие от интерьеров Брунеллеско) ясности композиционного замысла и производит резкое, почти суровое и в то же время беспокойное впечатление. Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine). По своей отточенности и тонкости она соперничает с лучшими произведениями Бернини.
Ему было 13 лет, когда он стал учеником художника Гирландайо. Замечательный роман написал о Микеланджело Ирвинг Стоун. Но, с другой стороны, в это время появляются шкафы, напоминающие палаццо в миниатюре, а изобретение фанеры позволяет украшать поверхность мебели маркетри – столь же изысканно, как стены и потолок, великолепно декорированные лепниной из гипса. Это было, помимо всего прочего, очень богатое государство и на этом «базисе» прекрасно развивалась культурная «надстройка». Композиция с Богоматерью и мертвым Христом, лежащим на ее коленях, воплощает знаменитые строки Данте: «Дочь своего Сына».
монастыре Сан Марко. 13). Новым папой – Львом X – стал Джованни Медичи. В 1496 году молодой художник перебирается в Рим. Он ни разу не упоминал ее в его обширной переписке с родственниками.
Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni 6 марта 1475, Капрезе— 18 февраля 1564, Рим)— итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Здесь было, где проявиться героическому складу дарования Микеланджело. Трудно все же вместе с Боде и Карлом Юсти признать первого в «Джиованнино» Берлинского музея, а второго вместе с Конрадом Ланге и Фабрици в одной вещи Туринского собрания. Это будет непросто рассказ: родился, умер, учился, сделал, несделал, любил, нелюбил. Младенец изображён без нимба.
Как и Леонардо, он был учеником известного флорентийского мастера кватроченто. Вскоре папа охладел к сооружаемой ему усыпальнице, посчитав это дурной приметой. В исполненном несколько лет спустя после луврских «Пленников» «Моисее» Микеланджело возвращается к образу человека несокрушимой мощи.
он создаёт «Бахуса» и «Римскую Пьету». Мадонна с младенцем (Мадонна Медичи). Вместо скромного по размерам приставленного к стене надгробия Микеланджело задумал гробницу Юлия II в виде величественного мавзолея, который со всех сторон должен был быть украшен мраморными статуями (общим числом около сорока) и бронзовыми рельефами.
Но гробницу в том виде, в каком её задумал Микеланджело, создать так и не удалось. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек»56. Из предназначенных для гробницы статуй до нас дошли «Скованный раб» -- сильный, коренастый юноша, который тщетно стремится освободиться от оков и «Умирающий раб» -- прекрасный юноша, который ожидает смерти как избавления от мук (около 1513 г. ). Экскурсия музейная. 18—22).
Но более всего и во всем – ваятель: его фигуры, написанные на плафоне Сикстинской капеллы, можно принять за статуи, в его стихах, кажется, чувствуется резец скульптора. Задумав работу, Микеланджело мог годы проводить в каменоломнях, отбирая мрамор и строя дороги для перевозки он хотел быть всем зараз – инженером, чернорабочим, каменотесом хотел делать все сам – воздвигать дворцы, церкви – один, собственноручно. Мраморный плоский рельеф «Мадонна на лестнице» в Доме Буонарроти во Флоренции напоминает еще позднюю манеру школы Донателло, но мощные формы главной группы и детей играющих на передней лестнице, резко удаляются от этой школы. Вслед за ярким возвышением Савонаролы последовало столь же ошеломительное падение.
Выступив на стороне города против Медичи как военный инженер, Микеланджело не выдерживает тревоги перед близким падением Флорентийской республики и бежит в Феррару и в Венецию (1529), думал даже уехать во Францию. Лагерь маньеристов, напротив, восхищался его работами. Вазари, будучи зависимым от Козимо, вынужден был замаскировать конфликт в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» и объяснить уклончивость художника тяжелым климатом республики.
По замыслу градоначальников, она символизировала свободу республики. Она отличалась безупречным целомудрием и благочестием. Благодаря этой статуе к Микеланджело пришла всемирная известность. Зато симметрично поставленные по сторонам верха лестницы античные группы Диоскуров (вопринимаемые словно авангард всей армии античных скульптур имеющих такое важное значение в общем замысле ансамбля) ясно отмечают воздушную границу площади и окружающего ее пространства.
Мастер взялся их изваять сам. Обе эти работы сходны уже по своему назначению: и картина Леонардо и группа Микеланджело — это композиции, предназначенные для украшения алтаря церкви или капеллы. Майолика использовалась и ранее, однако делла Роббиа определил, как сделать ее «практически вечной», по словам Вазари и первым применил в скульптуре.
Скульптуру он ставил выше других искусств, как Леонардо считал царицей искусств живопись. Только наглость и невежество он карал неумолимо. Дух ремесленной мастерской уступал здесь место более свободной и артистической атмосфере. Искусство, расцветшее при Франциске, быстро приходило в упадок, но Пилон не сдавался.
Из арсенала Древнего Рима заимствуются колонны лаконичного и грубоватого тосканского ордера, а также пышных коринфского и композитного стиля (их венчает причудливая лепнина из гипса, напоминающая издалека корзину с охапкой цветов). Поникшая Богоматерь полна глубокой скорби перед лицом безмерных человеческих страданий. Напоследок он произнес лаконичную фразу, свойственную для него: «Я отдаю душу Богу, тело – земле имущество – родным». Оно образовалось в 395 году н. э. Сооружение гробницы отходило вследствие этого на второй план.
Работа Микеланджело над картоном была прервана в 1505г. В 1495–1496 гг. Сравнение «Моисея» с наиболее близким ему по духу «Давидом» дает возможность уловить особенности искусства Микеланджело на новом этапе его творческой эволюции.
Четкое разграничение и вместе с тем связь архитектурно организованного пространства площади (или системы площадей) с природой (или с окружающим городом) искусный показ сооружений в живописной смене аспектов и с разных уровней, чередование манящих перспектив и полных покоя архитектурных мизансцен — все эти свойства, лежащие в основе непревзойденного обаяния старых итальянских городов и их ансамблей, реализованы в Капитолии более сознательно, чем прежде, с новой динамикой и драматизмом. Мастера «вспоминают» о римской технологии «стукко» – создания лепнины с мраморной крошкой имитирующей мрамор. Лишь одно из них — палаццо Консерваторов — частично получило новый внешний облик при жизни мастера, другое — Капитолийский музей (сокровищница античной скульптуры, на плане слева) — было закончено в XVII в. По всей длине боковых зданий на высоте первого этажа устроены глубокие портики.
В 1519 г. Микеланджело начал работу над четырьмя другими статуями пленников для гробницы Юлия II, оставшимися незаконченными и использованными впоследствии архитектором Буонталенти при украшении грота в садах Боболи во Флоренции (ныне они находятся во Флорентийской академии). В 1534 г. он покинул родной город и переехал в Рим, где по заказу папы Павла III написал на торцевой стене Сикстинской капеллы знаменитую фреску «Страшный суд» (1536-- 1541 гг. ) На фоне холодного сине-пепельного неба множество фигур охвачено вихревым движением Господствует трагическое чувство мировой катастрофы. Талантливый человек способен создать то, что большенство людей создать не способны.
Кажется, что Вакх готов упасть вперед, он шатается, но сохраняет равновесие. Тут его вера в безграничную творческую мощь художника вновь проявляется полностью. Искусство он называл своею возлюбленной, картины – своими детьми. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. В 1503 г. Микеланджело выполняет работы по заказу: «Двенадцать Апостолов» для флорентинского собора. Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей, – писал о себе великий итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт Микеланджело. Он считал, что нет никакой разницы между работой каменотеса и скульптора, а занятие artes mechanicae («механическими искусствами», в это понятие входила архитектура, скульптура, торговля и т. д. ) казалось ему недостойным рода Буонарроти.
В 1488 году Лодовико смирился с творческими наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо. Остались два картона «Битва при Ангиари» Леонардо и «Битва при Кашине» Микеланджело, которые служили, по словам Челлини, «школой для всего света».
К своим вершинам искусство Возрождения поднималось на поэтических крыльях. Общий замысел сикстинского плафона для нас в некоторых отношениях остается неясным. Спроектированный два года спустя вестибюль библиотеки приближается в плане к квадрату. Но введение дополнительного горизонтального яруса и сложная рельефная обработка стен придали композиции скрытую динамику, лишив ее ясного спокойствия и легкости, присущих сакристии Брунеллеско.
Это, без сомнения, значительно органичнее связало бы античную скульптуру с современным итальянским искусством, которое должно было быть представлено лежащими фигурами «Нила» и «Тибра» работы самого Микеланджело (обе предназначались в свое время для гробницы Медичи).
Необычайную уплотненность этого периода можно объяснить тем, что количество одновременно (в один исторический период) работающих гениальных художников является неким рекордом даже для всей истории искусства. После падения Флоренции и восстановления господства Медичи над ним нависла смертельная угроза. У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. При подходе к лестнице и площади Капитолия видны лишь узкие торцы боковых зданий и верхняя часть скрытого за подпорной стенкой палаццо Сенаторов. И одна из первых его работ – Мадонна у лестницы, высеченная им в мраморе, когда ему было едва шестнадцать лет, не изнеженная патрицианка и даже не трогательная в своей любви к младенцу юная мать, а суровая и величавая дева, которая осознает свою славу и знает об уготованном ей трагическом испытании. Но судьба все же снова приводила его к живописи.
По боковым сторонам свода изображены семь пророков и пять сивилл (прорицательниц). Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». Они утратили волю.
Краткая биография художника упоминает о том, что первоначально в 326 г. здесь была построена базилика. Петра (руководство работами — с января 1547 г., окончание главного барабана и изготовление терракотовой модели купола в 1557 г., деревянной модели в 1558—1561 гг. ) окончание строительства палаццо Фарнезеи реконструкция площади и дворцов на Капитолии, которые были завершены после смерти мастера (новый цоколь для статуи Марка Аврелия — 1538 г. начало строительства дворцов — 1560 г. ). Микеланджело подходил к старым канонам вольно и фантазийно, смело нарушая их. Каждое из произведений, созданное им, стоит особняком в мировом искусстве. Мрамор.
Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Что смерть, что время здесьне побеждает. Эта капелла должна была стать монументальным мавзолеем семьи Медичи.
Задумка Микеланджело была грандиозной. Победа линии над неподвижной массой обозначает в данном случае победу духа над телом и уже здесь начинается тот стиль Микеланджело в передаче движения, который увлек за собой весь мир. Не менее значительно его воздействие на искусство последующих эпох.
Этой огромной теме посвящены тома исследований. По сравнению с этими статуями моделировка «Давида» может показаться недостаточно энергичной, даже чуть суховатой. Микеланджело добился большей простоты и слитности наружной композиции, отказавшись от ордерных галерей и угловых кампанил (во внешнем облике собора это выявило равносторонний крест, лежавший в основе его плана) и объединив основные помещения в общем объеме, завершенном центральным куполом (купол возведен Джакомо делла Порта после смерти Микеланджело, в основном по его модели, но с одним важным отступлением: стрела подъема была несколько повышена). Наконец, новый папа Павел III позволяет Микеланджело вернуться в Рим и поручает роспись алтарной стены Сикстинской капеллы на тему «Страшный суд» по Библии.
Трудолюбие было главной чертой Микеланджело. Город принял вызов.
Но затем на его долю выпала первая большая живописная задача. Мастера того времени создают в интерьере «систему рефренов», повторяя и варьируя похожие декоративные мотивы в мебели, декоре стен, тканях, благодаря чему пространство выглядит очень гармонично. по проекту Я. Сансовино. Созданный им в конце 1530-х гг. Это будут его страсть иего разочарования, его взлеты ипадения.
Много говорят также об утрате веры в творческую мощь человека у Микеланджело, будто весь пройденный им жизненный путь представляется отныне сплошным заблуждением (речь о «Пьете Ронданини»), с чем соглашается и Алексей Лосев в «Эстетике Возрождения», мол, лучше и нельзя формулировать трагическую сущность Ренессанса. Он создал гениальные, произведения. 8 месяцев он в Карраре (каменоломня в итальянской провинции Масса-Каррара, регион Тоскана) выбирает необходимый для работы мрамор.
Однако этому дерзновенному замыслу не суждено было сбыться. призывом его в Рим, но и в неоконченном виде он стал школой для всего света. XVI в. отношение к рисунку в искусстве Возрождения меняется. А вскоре он получил заказ на «Римскую Пьету», которая быстро стала знаменитой (сейчас находится в соборе Святого Петра). Он отдал им дань в своем «Вакхе» – произведении, однако, еще не глубоком и не обладающем подлинной оригинальностью.
Здесь мы добавим, что Виттория Колонна (маркиза де Пескара) (1490/1492-1547) – знаменитая итальянская поэтесса периода Возрождения, влиятельный интеллектуал своего времени, друг Микеланджело, занимавшая в его сердце главное место на протяжении десятилетия (с 1537 г., когда они сблизились и до дня её смерти). Количество осуществленных произведений сильно уступает задуманным им. Пирамидальный верх мавзолея увенчивался саркофагом со скульптурными изображениями папы.
Современники же почти не знали их совсем. Об этом пишет Асканио Кондиви – итальянский художник, скульптор, ученик, друг и предполагаемый автор ранней биографии Микеланджело: «Кондиви не обошел одной подробности имеющей определяющее религиозного мышления Микеланджело: упоминания, что художник «с величайшей ревностью и тщанием читал Священное писание и Ветхий завет столько же, сколько Новый» биограф добавляет, что Микеланджело «трудился над писаньями Савонаролы, к которому всегда чувствовал великое почтение, храня еще в своем уме воспоминание о живом его голосе». Все сооружения Микеланджело отмечены рядом родственных черт и ярко отражают ему одному свойственное стремление к величавой монументальности и одновременно к динамичности архитектуры. Среди самых известных его скульптурных работ— «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II. Найти ответ поможет история, а именно история Византийского государства. Так, обходя статую «Скованного пленника» справа налево, зритель сначала ощущает бессилие тела, сохраняющего вертикальное положение только потому, что оно приковано движение закинутой назад головы выражает мучительное страдание. В 1508 г. Юлий II предложил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Гениальному же человеку открывается окошко, через которое он видит Бога.
В ней он занимался общим проектированием помещения, во многом в стилистике Брунеллески. 1530. Это изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. Статуя предназначена для кругового обзора.
С этого именно времени он желал, чтобы на него смотрели исключительно как на скульптора. после окончательного раздела Римской империи. Уже на пятнадцатый день мастер закончил глиняную модель. Некоторые исследователи видят в этом переход художника от «языческого» культа красоты и платонизма к «строгой», т. е. церковной религиозности. собственную архитектурную основу, на которую возложена главная организующая функция.
Роспись Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. В это же время Микеланджело проектирует библиотеку Лауренциана, также во Флоренции. Смерть Лоренцо Медичи (1492) прервала недолгие ученические годы Микеланджело, который, выходит, был самоучкой и в живописи и в ваяньи и в архитектуре и в лирике, словно всеми приемами мастерства в различных видах искусства он владел изначально.
И этот образ Микеланджело выковал в искусстве, чтобы превзойти природу. А называется роман «Муки и радости». Мрамор для статуи пожертвовал стесненному в средствах скульптору сам кардинал. Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров».
Так, если в ансамблях кватроченто зритель обычно уже «с порога» видит между зданиями перспективу улицы или ясные дали, то на Капитолии он может удовлетворить свое любопытство, лишь миновав центр площади, когда перед ним раскроются новые объекты интереса, а с ними и новые качества ансамбля. В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин). Микеланджело избрал нечаянное нападение на купающихся солдат в сражении при Касчине. Итальянский Ренессанс и арс нова (северное Возрождение) привлекают меня совершенством линий и удивительной палитрой, нюансами религиозных и мифологических сюжетов и гармонией, которая отчетливо видна в Гентском алтаре братьев ван Эйк и Урбинском диптихе Пьеро делла Франческо.
И тогда вся земная суета для него прекращает существовать. Академия изящных искусств, Флоренция. Микеланджело Буонаротти. Одних современников это раздражало: Витрувианская академия в Риме называла искусство Микеланджело «варварским». Это издание было неполным и содержало определённые неточности31.
На ровной крышке три изваяния – Мадонны с младенцем и святых покровителей семьи Медичи. Об одном из этих рельефов — о «Битве кентавров» — можно с уверенностью сказать, что это пример самой «чистой» скульптуры, которую только знает столь богатое памятниками пластики 15 столетие. Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени. В небольшом рельефе «Мадонна у лестницы» от кватрочентистской скульптуры еще сохранилась техника низкого, тонко нюансированного в пластическом отношении рельефа. Смерть Юлия II и избрание папой в 1513 году Льва X из семейства Медичи после долгих проволочек приводят к тому, что Микеланджело, вместо продолжения работы над скульптурами для гробницы Юлия II, приступает во Флоренции к разработке проекта Новой сакристии для церкви Сан-Лоренцо – Капеллы Медичи (1520-1534), осуществление которой тоже будет затруднено, в частности из-за восстания против Медичи и военных действий у стен города.
Над церковью в прошлом уже работал Филиппо Брунеллески: он не только возглавил общую перестройку, но и возвел усыпальницу для отдельных членов семьи Медичи (Старую сакристию). Именно вот таким образом его творчество так привлекает и поражает. Он происходил из древнего рода графов Каносса, родился в 1475 г в Кьюзи, близ Флоренции.
«Поэзия была младшей из микеланджеловских муз и он держал ее на положении Золушки. Период Высокого Ренессанса представляет собой апогей эпохи Возрождения. Он знал себе цену среди людей и не мог найти её перед Богом.
Мать прикрывает головку ребёнка. «Рабы» как будто пытаются вырваться из камня, а их напряженные позы только усиливают впечатление.
Завершение строительства датируется 1667 годом. Приняв этот заказ, Микеланджело загорелся творческой страстью и отдался ей целиком. Петра и ансамбля Капитолия, чтобы поставить его в ряд крупнейших зодчих эпохи. Роллан:В 26 лет художник берется за невероятно трудную работу – статую Давида. То, что в центре внимания у него всегда находится человек-борец, сама действенность его героев объясняют активность его отклика на события своего времени. Здесь начинается последний, но не менее яркий период его творчества.
При всей своей универсальности Микеланджело наиболее знаменит в качестве скульптора. Близится час возмездия, ангелы возвещают о наступлении Страшного суда. Скоро после того он исполнил «Распятие» для монастыря Санто Спирито. В 1494-1495 гг.
В настоящее время оригинал находится в Академии Искусств Флоренции. Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне. Его Бог – вдохновенный творец, создающий Вселенную и человека. Самые значительные его скульптурные предприятия дошли до нас выполненными только частично, между тем в живописи, проникнутой его пластическим духом, он оставил величайшие, объединенные общей связью произведения. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами— Флоренцией и Римом. Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир (жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова). Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной.
Первые работы Микеланджело еще в Садах Медичи – «Битва кентавров» и «Мадонна у лестницы», рельефы, в первом случае ярко выраженные, сейчас видно, юношеские во всем, во втором – едва намеченные, – это вдохновенная проба резца с обращением к классическому мифу и тут же к священному сюжету из Библии. В «Сотворении Адама» пробуждение человека к жизни истолковано Микеланджело как высвобождение дремлющих в нем сил в результате волевого импульса творца. Микеланджело жил в Болонье и выполнил здесь ангела с канделябром на саркофаге св. Сюжет для этой работы был предложен скульптору поэтом Анджело Полициано в качестве первоисточников его в пластическом искусстве исследователи называют «Битву» Бертольдо во флорентийском Национальном музее и рельефные композиции античных саркофагов.
В качестве начинающего живописца Микеланджело на тринадцатом году своей жизни поступил в учение к Доменико Гирландайо, как начинающий скульптор годом позже, а не раньше 1488г. Джулиано и Лоренцо Медичи представлены в глубоком раздумье помещенные на их саркофагах статуи – «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь», символы быстротекущего времени – представляют собой своего рода образную конкретизацию их размышлений.
Он трудился как каторжный. Р. После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой. Главным сооружением ансамбля, расположенным по оси площади и замыкающим ее заднюю сторону, является трехэтажное палаццо Сенаторов, украшенное парадной двусторонней лестницей и увенчанное башней (фасад выполнен Джироламо Ринальди (1592 г. ), башня — М. Лунги Старшим (1579 г. ). В 1488 году отец смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо.
(как показал Фрей)— к некоему Бертольдо, тогдашнему смотрителю медичейского собрания древностей при Сан-Марко, ученику Донателло, в позднюю пору его жизни. У последних он фактически отнял власть над Флоренцией и присвоил ее себе. Микеланджело спасло лишь то, что тщеславие папы победило его мстительность: Климент VII Медичи хотел обессмертить свой род в произведениях великого мастера. Закончена к 1588 г. по проекту Дж.
Микеланджело Буонарроти (1475–1564) является самой могучей художественной личностью, которую когда-либо носила земля. При всей неясности отдельных сюжетных мотивов и нерасшифрованности возможных символических сопоставлений подлинная основа содержания росписи абсолютно очевидна – она с исключительной яркостью выражена не только в сюжетных композициях, но и в «бессюжетных» образах и даже в фигурах имеющих чисто декоративное назначение, – это апофеоз творческой мощи человека, прославление его телесной и духовной красоты. Самые ранние его скульптуры показывают когти льва. Они перекрыты горизонтальным архитравом, покоящимся на ионических колоннах.
Методы обработки мрамора Микеланджело отличались от современников-скульпторов. Достаточно назвать такие имена как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело. Французский скульптор эпохи Возрождения Жермен Пилон был выходцем из семьи резчика по камню. Выполненная на рубеже XV и XVI столетий, «Пьета» открывает в творчестве Микеланджело период, отмеченный непоколебимой верой в торжество гуманистических идеалов Ренессанса, цельностью героических образов, классической ясностью монументального художественного языка.
В это время там правил доминиканский проповедник Джироламо Савонарола, который имел сильное влияние на религиозные взгляды Микеланджело. Микеланджело — гениальный скульптор, художник и архитектор — был одним из последних «универсальных людей» Возрождения, со всей страстностью своего темперамента преданным передовым идеалам итальянского гуманизма — не только эстетическим, но и общественным. Это будут ответы намножество «Почему». Вместе с архитектурой изменился и интерьер. Во время междоусобных войн художник был взят в плен и подвергнут пыткам.
Папа охладел к задуманному памятнику и оскорбительно отнесся к Микеланджело. Планировалось также сооружение трех гробниц (но были построены только две: для Джулиано, погибшего во время «заговора Пацци» и для его брата Лоренцо Медичи). И здесь главенствуют другие: в противоположных нишах статуи герцога Неймурского, младшего сына Лоренцо Великолепного и герцога Урбинского, внука Лоренцо Великолепного, над их саркофагами, на крышках которых Микеланджело поместил по две аллегорической скульптуры: «День» и «Ночь», «Утро» и «Вечер». Микеланджело приступил к выполнению очень крупного заказа, полученного им здесь еще в 1503 году, когда он взял на себя обязательство исполнить двенадцать больших статуй апостолов для Флорентийского собора.
Образ человека здесь наделен безграничной силой демиурга, создающего миры. Уже само название романа говорит о трудной судьбе гения на тропе искусства ваяния. Суровая простота архитектуры, отсутствие декора и скульптур дают повод ряду исследователей усомниться в соответствии гравюры микеланджеловскому проекту.
Настали другие времена. Тогда сквозь разрывы по сторонам палаццо Сенаторов он видит уходящие в стороны лестницы, одна из которых ведет к боковому фасаду церкви Санта Мария дельи Арачели, другая к портику на так называемой Тарпейской скале (лестницы и замыкающие их арочные портики построены Виньолой). Вместо этого в1508г.
Сопутствуемый славой, Микеланджело в 1501 г. возвращается во Флоренцию. 11), выполненный Микеланджело в 1505 г. по поручению папы, желавшего при жизни построить себе мавзолей. В искусстве же века последующего, т. е. И от дочери Сиона ушло благолепие ее».
Самое раннее детство будущий художник провел в Сеттиньяно, где у отца было небольшое имение. Микеланджело воспринимал Бога в савонароловской обработке. Но он внес в первоначальный план Браманте абсолютно новые черты изменившие не только отдельные элементы, но и общий характер всего сооружения. Гигантская фигура олицетворяет безграничную мощь свободного человека.
Микеланджело снова получил покровительство влиятельной семьи. В «Сотворении Солнца и Луны» летящий в космическом пространстве Саваоф, представленный в облике старца титанической мощи, в бурном порыве, как бы в экстазе творческой энергии, одним движением широко распростертых рук творит светила. Петра (рис.
Давид. У Микеланджело ощущение вселенского трагизма бытия лишь усиливалось – до «Страшного суда». Круг философов и гуманистов, во главе которого стояли Контарини, Поле и Садолето, ратовали за моральное очищение церкви, за принципы Савонаролы и выдвигали новые мистические идеи общения с Богом. Это издание было неполным и содержало определённые неточности.
В те годы произошли угрожающие благополучию республики исторические события: Рим был разграблен испанскими войсками, после чего новый папа Климент VII (в миру Джулио Медичи) был вынужден заключить союз с Карлом V против Флоренции. Религиозную тему Микеланджело воплощает как человеческую трагедию космического масштаба. За три столетия они совершили больше, чем иные цивилизации – за тысячелетие. В результате в архитектуре утвердился именно стиль Микеланджело. Он считал себя призванным воплощать её в скульптуре, живописи и архитектуре.
Но только КРАСОТА, которая, как мы знаем, «спасет мир». Гигантские размеры статуи (ее высота – около 5, 5 м), невиданные еще в ренессансной скульптуре, неразрывно связаны с одним из главных качеств героического образа в искусстве Высокого Возрождения, впервые с такой наглядностью выраженным в этом произведении, – образ человека приобретает здесь подлинно титанический характер. Наверху находилась бы фигура спящего папы Юлия II. Он не был хрестоматийным идеалом.
Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII20). Мастер пытался отказаться, заявляя, что он скульптор, а не художник. Ваятель работает иначе. Крупнейшей же работой этих лет, выдвинувшей молодого скульптора в число первых мастеров Италии, была мраморная группа «Пьета» (1498–1501). Этого, однако, не случилось.
В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды. Прекрасное лицо юноши полно гнева, взор грозно устремлен на врага, рука сжимает пращу.
В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин)36. Это были тревожные, по сути, потерянные годы. Было решено поставить ее перед палаццо Веккио на том месте, где стояла статуя «Юдифь» Донателло.
В соответствии с этим преобладающая сторона в содержании «Давида» – пафос героического действия. В 1520 г. Микеланджело получил заказ от папы Климента VII из рода Медичи. Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 г. в Капрезе (регион Тоскана) в семье обедневшего дворянина, который занимал государственные должности. В столь простой деревенской среде прошли его детские годы. Роспись потолка и фреску алтарной стены "Страшный суд" (1508 – 1512) Сикстинской капеллы в Ватикане папа Юлий II также возложил на Микеланджело. Высокие, светлые идеалы, которым мастер поклонялся всю жизнь, ушли в прошлое.
Таков его «Давид». В 1505 году Микеланджело вызывают в Рим, папа Юлий II поручил ему создавать свое надгробие. Вакх (Бахус, Дионис) – младший из олимпийцев в древнегреческой мифологии, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Скульптурная группа предназначена для кругового обзора. Семья Медичи была богатейшей во Флоренции.
Все это находит отражение в его творчестве. И это в годы работы над фреской «Страшный суд». В 1505 г. папа Юлий II призвал Микеланджело в Рим, для создания своей гробницы.
Но они догнали его искусство в 1540-х годах и даже перегнали в 1550-х годах, когда с угасанием и кончиной Виттории Колонна стали главным глашатаем микеланджеловских раздумий. Страшный суд изображается не в момент свершения, когда грешники и праведники уже отделены друг от друга, а самое его начало.
Он не собирался изображать смятение битвы.
В числе любимых литературных произведений гения была «Божественная комедия» Данте, которую он почти всю знал наизусть. 1501-1504. Сюжетные мотивы, положенные в основу этих образов, остаются для нас неясными установившиеся за статуями названия – «Пробуждающийся раб», «Атлант» – носят чисто условный характер. В 1513 году умер Юлий II.
По многим параметрам она отступает от церковных канонов. Но моральная рефлексия и обращение приводят к смирению. Точно так же скульптурные произведения Микеланджело при всем драматизме замысла и динамике пластических форм своей ярко выраженной гуманистической идейной основой отличаются от экстатических образов барокко, патетика которых порождена не силой характера и волевым напряжением героя, а вызвана некими внешними силами, увлекающими их, в общем динамическом потоке.
И по отъезду Микеланджело в Рим (1534 году) работа была не готова, статуи установили лишь в 1546 году. в Риме. Он хотел сделать этот фасад «зеркалом Италии», однако работа не состоялась – не хватило средств. 40 лет жизни Микеланджело отдал этой работе, выполнив 3 статуи. Размеры самих сцен не одинаковы, меняются и масштабы фигур.
Лоренцо Великолепный приблизил к себе поэта и драматурга Анджело Полициано, философа-гуманиста Пико делла Мирандолу, живописца, скульптора архитектора и поэта Микеланджело Буонарроти (1475-1564), который начинал как ваятель. «Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело» – говорил Микеланджело. Он в шестьдесят влюбляется и пишет сонеты в духе и на уровне Шекспира в тридцать лет. В 1546 году Микеланджело получает назначение возглавить строительство собора св.
Христос, кажется, уже готов покинуть мать и вступить в мир людей. В 1504 г. Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине». С 1505 по 1508 гг. Он занимал должность городского советника (подеста) в Капрезе, а затем и в Кьюзи, позднее стал управляющим флорентийской таможни. Впоследствии он занимался ею с увлечением. Главным мастером в ней был скульптор Бертольдо ди Джованни.
Он начал работать в парижской корпорации ювелиров, что приносило ему неплохой доход. Динамика картины создана диссонирующими позами персонажей, они полны отчаяния. В 1546 году руководителем был назначен Микеланджело. Стиль Микеланджело Буонарроти отличается величием и благородством.
Он боготворил Данте и любил Петрарку. Микеланджело Буонарроти (1475–1564), знаменитый итальянский скульптор, художник и архитектор, один из величайших художников итальянского Возрождения. К 1500 году художник завершает работу над скульптурной композицией «Пьета» («Мадонна, оплакивающая Христа»), заказанную для Собора св. св. «Пьета» и «Распятия» – таковы наиболее характерные темы в поздней скульптуре и графике Микеланджело.
Роспись потолка свыше 500 кв. м и включает 343 фигуры. Черты трагического мироощущения Микеланджело наиболее отчетливо проявились в его скульптурных произведениях и в рисунках. На отдельные богословские воззрения из нее мастер опирался в своих творениях. В последние десятилетия жизни мастер занимался только архитектурой и поэзией. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Возрожденческий неоплатонизм – это «трепетный энтузиастический восторг, страстная порывистость и жизненная напряженность в самых идеальных устремлениях». Об этом сообщают оба биографа – Вазари и Кондиви, – и сведения выглядят правдоподобно.
«Верховный судия, обнаженный, атлетический, – пишет Арган, – без каких-либо традиционных атрибутов Христа, является олицетворением высшей справедливости, которую не в силах умерить даже сострадание и милосердие, представленные молящейся Богоматерью». Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. Будущий гений эпохи Возрождения происходил из не очень богатой семьи: его отец – Лодовико Буонарроти (1444-1534) был обедневшим дворянином. В 1505 году Микеланджело был вызван новоизбранным римским папой Юлием II в Рим. По первому из шести проектов надгробие представляется свободно стоящим сооружением (напоминающим античные квадрифроны), обработанным ордером, арками и нишами для размещения сорока больших (в рост человека) скульптур. Многое в творчестве Микеланджело оставалось либо неосуществлённым, либо незаконченным.
Мастер провел в каррарских каменоломнях восемь месяцев, выбирая подходящий для такого огромного проекта мрамор. Он стремился показать человека таким, каким он должен быть. В 1501 году Микеланджело возвратился во Флоренцию, где за несколько лет создал ряд скульптурных произведений, в том числе грандиозную по размерам и значению статую «Давид», ставшую символом эпохи Высокого Возрождения. Первоначально рисунок – в качестве этюда или наброска с натуры и композиционного эскиза – имел в творчестве Микеланджело, как и у других мастеров Ренессанса, чисто вспомогательное значение. Эфрос «Поэзия Микеланджело»). В это время Микеланджело создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон».
Главная его работа 1530-х годов – огромная фреска «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы, над которой мастер трудился около шести лет (1535-1541). Несомненно, на юного скульптора сильно подействовали бурные политические события, захватившие Флоренцию в 1490-х годах. Но папа смог его уговорить – и этот шедевр обессмертил имя гения.
Высота: 410 см. Он всегда тяготел к укрупненным формам, что отражается уже в первых работах мастера – «Битва Кентавров» и «Мадонна у лестницы». Взгляд бога обращен на чашу с вином.
Для сада в Фонтенбло он создает деревянные фигуры античных богов, а затем Генрих II получает смертельную рану на турнире и по заказу Екатерины Медичи Пилон создает надгробную скульптуру – «Три грации». делла Порта). Он занимался там в течение одного года.
Особое значение «Битвы кентавров» состоит также в том, что этот рельеф уже содержит в себе своеобразную программу будущего творчества Микеланджело. Главная тема этих статуй та же, что и в луврских «Пленниках», но здесь она получила иное преломление.
Однако трагические события в Италии прервали работу над капеллой. Он скончался 18 февраля 1564 года в Риме в возрасте 89 лет. Лия – персонаж из Ветхого Завета, первая жены Иакова, старшая сестра Рахили. Обращение смиряет и снимает трагизм бытия. Микеланджело в своих архитектурных творениях строго относился ко всем мелочам, проектировал здания так, что все детали были обусловлены и взаимозависимы, конструктивны план был живым организмом в его понимании. Он проникается новыми идеями и, в итоге, работая над фреской «Страшный суд» для Сискстинской капеллы Микеланджело отходит от традиционной иконографии.
Но, в отличие от венецианских мастеров позднего Возрождения, Микеланджело еще не достигает той степени взаимосвязи между людьми, когда возникает образ единого человеческого коллектива и трагическое звучание образов «Страшного суда» от этого только усиливается. Майолика использовалась и ранее, однако делла Роббиа определил, как сделать ее «практически вечной», по словам Вазари и первым применил в скульптуре. 1498-1499. Отчасти авторству Микеланджело принадлежит Собор св. Что Прокул есть произведение Микеланджело, на этом настаивает также Юсти, вопреки Фрею. Известно о нем очень мало.
Никогда, ни до, ни после него ни один художник не оказывал такого преобладающего и прочного влияния на современников и потомство и хотя он как образец оказался роковым для следующего поколения, для которого язык его форм не был, как для него самого, внутренней необходимостью, все же его собственное величие благодаря этому тем более победоносно выступает на первый план. 1521-1534. Ее эсхатологический смысл поражает воображение.
В 1496 г. кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим. Микеланджело – особая фигура в истории искусств. Среди самых известных его скульптурных работ— «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие).
На потолке Сикстинской капеллы он создал мир титанов. В ансамбле Капитолия (как и в замысле завершения палаццо Фарнезе) Микеланджело проявил себя замечательным градостроителем. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Три года скульптор работал над статуей. Он убедился при этом, что выбрал для фигур недостаточно крупный масштаб, а в «Потопе» и в «Жертвоприношении Ноя» перенасытил композиции фигурами, — при большой высоте свода это ухудшало их обзор. Микеланджело приступил к работе с огромным энтузиазмом.
Во время последнего пребывания в Риме Микеланджело выполнил свою вторую грандиозную живописную работу в Сикстинской капелле — фреску «Страшный суд» на алтарной стене (начата в 1533 г., картон был готов в 1535 г., окончена в 1541 г. ).
В идеале он стремился к синтезу всех трех искусств.
Это был небольшой период, продожавшийся около 30 лет, но в количественном и качественном уровне, этот отрезок времени подобен векам. После того как политические страсти во Флоренции немного поутихли, он вернулся в родной город, где вскоре получил заказ на скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». Образы луврских «Пленников» – ярчайшее свидетельство того, что Микеланджело, быть может, первым из художников Возрождения осознал трагедию ренессансной Италии. Петра, будучи одним из характерных произведений первой, «классической» фазы Высокого Возрождения, занимает в ренессансной скульптуре примерно такое же место, какое в живописи заняла завершенная еще между 1490 и 1494 годами леонардовская «Мадонна в гроте».
Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII). После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой.
Его сочли бунтовщиком и дезертиром, то есть он оказался меж двух огней.
Составленный мастером проект еще больше превосходил своей смелостью и грандиозностью традиционные гробницы XV в., нежели его «Давид» превосходил кватрочентистские статуи. Образ победителя, сметающего на своем пути все преграды, сменяется образом героя, гибнущего в борьбе с противодействующими ему силами. Статуи Микеланджело – это титаны, которых твердый горный камень одарил своими свойствами. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. Он занимался грандиозной реконструкцией древнеримской площади Капитолия с установлением посредине античной конной статуи императора Марка Аврелия, увенчал огромным карнизом, шедевром ренессансного зодчества, палаццо Фарнезе в Риме.
Известно, что композиционный строй главных сцен — «историй» — был найден художником не сразу, а в самом процессе работы. Для начала художник отверг проект, предложенный ему для работы. О способах его работы свидетельствуют четыре статуи, неоконченные мастером – цикл «Рабы» изначально они предназначались для надгробия папы. Чтобы занять его, Юлий II в 1508 году поручает расписать свод Сикстинской капеллы.
За этот период сменилось тринадцать Пап Римских— он выполнял заказы для девяти из них. Работая над гробницей, одновременно создаёт скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».
Основная тенденция архитектурных образов Микеланджело, отличающихся при своей героической мощи особой телесностью, «человечностью», принципиально противоположна тяге мастеров барокко к иррациональному, к растворению форм в безудержной пространственной динамике. Эти произведения знаменуют следующую ступень в творческом методе Микеланджело. Замысел был слишком велик в отношении одного из пап, которые то и дело сменяли друг друга, да и Юлий II не спешил с гробницей при жизни, это же понятно, а Микеланджело думал: по причине «зависти Браманте и Рафаэля Урбинского». Таков, несомненно, был его основной замысел.
Мрамор. Образ «Моисея», напротив, свидетельствует о том, что воля человека наталкивается на препятствия, для преодоления которых необходимо напряжение всех его сил. В этот период созданы рельефы «Мадонна около лестницы» и «Битва кентавров». Прожил долгую (89 лет) и трагическую жизнь, боролся за независимость Флоренции, видел унижение Родины, разгром Рима.
Атлант. Высота: 174 см. Вазари написал о значении фигуры Давида для Флорентийской республики: Микеланджело «создал Давида в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, – так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять». Потолок так же прорабатывается при помощи гипсовой лепнины, членя его на выпуклые прямоугольники. Но куда.
Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Идеалы народной свободы попраны абсолютизмом. Работа длилась пять лет. Боковые пояса свода украшены изображениями двенадцати огромных фигур Сивилл и Пророков. В 1496-1501 годах Микеланджело создал «Вакха». В центре высится могучая обнажённая фигура Христа, вершащего Суд.
в искусстве стиля барокко, частное полностью подчиняется целому и, утрачивая свою самостоятельность, как бы растворяется в нем. Цикл включает в себя темы из книги Бытия от «Сотворения мира» до «Всемирного потопа». Дух этого времени ярко отразился в одном факте: Павел IV Караффа, основатель инквизиции, счел микеланджеловский «Страшный суд» произведением слишком смелым и – из-за наличия в нем множества обнаженных фигур – недостаточно пристойным, приказав внести во фреску соответствующие исправления. Из 40 задуманных фигур из мрамора были высечены скульптуры «Моисея», «Связанного раба», «Умирающего раба», «Лии». Обман, как и имя настоящего автора скульптуры, вскоре открылся.
м, а число фигур достигает нескольких сотен. Контуры становятся легче, расплывчатей, перо вытесняется сангиной итальянским карандашом.
В этой школе учился и Рафаэль, который в это время, благодаря Микеланджело, получил заказ написать портрет Маддалены Дони (около 1505 г. ). На протяжении всего своего творечского пути Микеланджело оставался ярким реформатором и основоположником авангардизма искусства Ренессанса.
Петра – грандиозное сооружение, которое строили несколько поколений архитекторов. Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. После Фидия ни один художник не умел так достигать возвышенного, как Микеланджело. Мрамор. Один современный писатель различил талант и гениальность следующим образом.
Художник отрешился от всего, ни с кем не встречался и погрузился исключительно в роспись: «Я не забочусь ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений». Он явственно стремился представить в самых благородных образах каждого человека, каждую группу и передать разнообразие, естественность и возбужденность движений. По-новому решает Микеланджело тему в «Грехопадении», подчеркивая в своих героях чувство гордой независимости: весь облик Евы, смело протягивающей руку, чтобы принять запретный плод, выражает вызов судьбе. Мрамор. Слушал звон колоколов, вдыхал благоухание цветущих садов и видел нас, через века пришедших ему поклониться. Вот именно.
Но из-за сложностей с финансированием проект был остановлен. Она задумчива, полна благородства и тихого величия. Микеланджело часто повторял: «Тот, кто убивает тирана, убивает не человека, а зверя в образе человека». традиции: для 15 века рельеф был одним из самых важных разделов скульптуры. Микеланджело обрабатывал глыбу мрамора с одной стороны, как бы высвобождая скульптуру.
Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. Предполагают, что статуя изначально предназначалась для церковного алтаря. Особенное мастерство он показывает в изображении нагого тела.
Возвратившись вторично во Флоренцию, мастер в 1501г. Вот человек поистине одержимый гением. Два города разделили его жизнь пополам — Флоренция и Рим. К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра). В ранней юности начальное образование получил во Флоренции, в Латинской школе.
«Академия» в садах Медичи была школой более высокого уровня. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». Через плечо бога смотрит ангел изумленный красотой человека. Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine)34.
Вырубленная Микеланджело во время его пребывания здесь маска фавна и рельеф изображающий борьбу Геракла с кентаврами, обратили на него внимание. Микеланджело считал себя обязанным приемным родителям за то, что лепить из глины и владеть резцом он научился раньше, чем читать и писать (по сведениям, кормилица была дочерью каменотеса и мальчик, вероятно, помогал их семье в работе). В 1527 г. испанские войска Карла V заняли и разгромили Рим. В живописи фигур пластическое начало доминирует безраздельно – в этом отношении фрески плафона служат наглядным выражением известных слов Микеланджело: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Сам Микеланджело написал «Святое семейство» (т. н.
Работа над огромным потолком капеллы (40, 23 х 13, 41 метра) длилась четыре долгих года – с мая 1508-го по октябрь 1512 года.
Это были годы изнурительного, нечеловеческого труда. Во Флоренции Микеланджело не чувствовал себя в безопасности.
Сами флорентийцы, по свидетельству Вазари, сознавали гражданственный смысл «Давида», установленного перед Палаццо Веккьо – зданием городского самоуправления – в качестве призыва к мужественной защите города и справедливому управлению им. В то же время он сумел устроиться на службу ко двору. Закончив три первые по времени исполнения сцены — «Опьянение Ноя», «Потоп» и «Жертвоприношение Ноя», — Микеланджело разобрал леса, что позволило ему проверить условия восприятия фресок зрителем.
Его долгая жизнь – жизнь Геркулеса, вереница подвигов, которые он совершал, скорбя и страдая, словно бы не по своей воле, а вынуждаемый своим гением. Отчасти это произошло из-за накалившейся политической обстановки, требовавшей участия Рима в междоусобной войне, но отчасти и из-за интриг, которые развязали против Микеланджело его враги (по слухам, среди них был и Браманте).
«Мадонна Дони») (1504-1505 гг. ) Это первая живописная работа Микеланджело и столь же исключительная, как и рельеф «Битва кентавров», когда ученичество оборачивается созданием уникального шедевра. Высота: 277 см. Достаточно сказать, что общая площадь росписей плафона составляет более 600 кв. Во время осады Микеланджело руководил строительством укреплений.
Все эти сильные люди одушевлены лишь одним чувством страха приближающейся опасности, одним желанием спастись. Это был один из самых благоприятных периодов в жизни художника. Петра, его спроектировал и начал строить которое Браманте. Сам он говорил, что не является архитектором, как, впрочем и живописцем. Уточним понятие неоплатонизма у Алексея Лосева: «Но если под неоплатонизмом мы будем понимать примат идеального над материальным и свечение этого идеального в материи, так что красотой выступает идеально оформленная в материи сама же идея, то Микеланджело оказывается самым настоящим неоплатоником».
И Микеланджело Буонарроти (Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони, 6 марта 1475 года, Капрезе – 18 февраля 1564 года, Рим) был одним из наиболее выдающихся среди них. Диаметр: 69 см. Юношеская отвага «Давида» выражала безграничную уверенность человека в способности преодолеть любые преграды. В пафосе познания природы вещей была сила восторга, пьянящая радость открытия. Правой рукой он опирается на колено.
Теперь они повели борьбу с верховным промыслом из-за болезни и смерти подруги и из-за собственных недугов и близящегося ухода из жизни. Драматизм общего замысла во фреске «Потоп», ее отдельные трагические мотивы – мать, прижимающая к себе ребенка, старик-отец, несущий бездыханное тело сына, – не могут поколебать веру в несокрушимость человеческого рода. Первые дошедшие до нас скульптурные работы Микеланджело – созданные в начале 90-х гг.
Во Франции существовала традиция отдельного захоронения тела, внутренностей и сердца и «Три грации» хранили золотую чашу, где хранилось сердце короля. Взамен он повелевает Микеланджело украсить потолок Сикстинской капеллы. В Риме, где он обосновался, художник становится эмигрантомреспубликанцем, предпочитавшим общество таких же изгнанников, как и он сам.
По обеим сторонам площади, сужающейся к ее открытой (это расположение обусловлено античными руинами, включенными в палаццо Консерваторов, но отвечает композиционным принципам, заложенным Росселино в центральном ансамбле Пиенцы), обращенной к подходу стороне, симметрично поставлены двухэтажные здания с одинаковыми фасадами. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие).
Основа веры и идеал Микеланджело в том, что из всех крупнейших представителей Возрождения, он наиболее последовательно и безоговорочно верил в великие возможности, заложенные в человеке, в то, что человек, постоянно напрягая свою волю, может выковать свой собственный образ, более цельный и яркий, чем сотворенный природой. Внешний облик собора приведен в соответствие с разработкой интерьера: и там и здесь применены пилястры колоссального коринфского ордера (чуть более высокие снаружи), расположенные парами в родственном ритме. Первые самостоятельные скульптурные работы – «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров» – в настоящее время представлены во флорентийском музее Каса Буонарроти.
Однако окончательная доработка их несколько отличается от первоначального замысла. Это будут дороги покоторым онходил икамни ккоторым онприкасался.
Ему больше были по душе Джотто и Мазаччо, то есть те художники, в работах которых было ярко выражено монументальное и скульптурное начало (сохранились учебные копии Микеланджело с их работ). Вазари сообщает такой факт: когда Микеланджело узнал, что авторство «Пьеты» приписали другому мастеру, он выбил свое имя на поясе Богоматери.
В 1504г. Два источника вдохновения и миросозерцания проступают отчетливо и в двух произведениях римского периода (1496-1501). Сверху все это расписывается и покрывается листовым золотом. Проект Микеланджело не был осуществлен полностью им подготовлялись для капеллы еще некоторые скульптуры, в число которых, по-видимому, входили так называемый «Аполлон» (или «Давид») и «Скорчившийся мальчик» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). В 1534 году Микеланджело перебирается жить в Рим.
Он занимался там в течение одного года. Эта работа шла с перерывами. Тем временем подходит 50- летний рубеж, сил не становится больше и Микеланджело все чаще чувствует усталость: «Если я поработаю день, – пишет он в июле 1523 года, – то я должен отдыхать четыре». Помимо новых качеств образно-композиционного мышления луврские «Пленники» дают пример нового чувства пластической формы, необычайно живой, ощутимой и в то же время одушевленной передачи человеческого тела.
Тяжесть второго, более высокого этажа умеряется могучими коринфскими пилястрами большого ордера (один из первых примеров применения этого приема в гражданской архитектуре Италии), объединяющего оба этажа. XV в. рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров», как и первые картины Рафаэля, – это уже произведения искусства Высокого Возрождения. «Вакх» – это античность, эпоха классики времен Праксителя «Пьета» отдает северной готикой – на коленях Богоматери лежит мертвый Христос.
Они были произведены учеником Микеланджело Даниеле да Вольтерра, задрапировавшим некоторые фигуры. Подобные образы были включены и в грандиозный проект гробницы Юлия (рис. Здесь он смело берется за исполнение колоссальной статуи Давида из огромного блока мрамора, над которым уже в свое время работал один неудачливый скульптор и, как всеми считалось, безнадежно его испортил.