Пророк Иона является одним из семи Ветхозаветный пророк малюют итальянским мастером Высокого Возрождения Микеланджело (ок. На этой немного необычной фреске изображен Иона, один из семи ветхозаветных пророков, написанных Микеланджело. Историки отмечают, что Микеланджело изобразил папу наодной изсвоих картин вобразе пророка Захарии иодин изангелов позади него показывает крайне непристойный жест.
Еврейское слово «karan» или «karnaim», означающее «лучи», могло быть спутано с другим словом «keren», то есть «рога». По мнению многих критиков, это была одна из любимых работ Микеланджело, считавшего, что Моисей получился, как живой. Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи.
И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа. Вот таким образом как и последующие переводы Библии, так и Елизаветинская Библия (1751), которую, надо сказать, до сих пор использует Русская Православная Церковь правильно переводят: 29 яко прославися зракъ плти лица его 30 бяше прославленъ зракъ плти лица его.
Для восстановления утраченной композиции Микеланджело могут быть использованы его подготовительные рисунки, гравюры Марка Антонио Раймонди и Агостино Венециано, воспроизводящие ее детали и гризайль Бастиано да Сангалло (илл. Поднявшись по узким ступеням, вы выйдете на площадь Сан-Пьетро-ин-Винколи (piazza di San Pietro in Vincoli), над которой возвышается фасад одноименной церкви, отстроенный в шестнадцатом веке. Церковь Святого Петра в оковах (Chiesa di San Pietro in Vincoli)Сан-Пьетро-ин-Винколи была основана в пятом веке императрицей Евдоксией для хранения драгоценной реликвии: вериг, которыми был скован святой Петр во время заключения в Иерусалиме и поныне находящихся под главным алтарем и выставляющихся для поклонения верующих ежегодно первого августа. Церковь была перестроена в VIII веке, позже, в шестнадцатом веке, был возведен новый фасад и портик, а в восемнадцатом столетии был изменен и интерьер. Илл. В живописном квартале Монти в Риме (Roma), в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи, спрятан один из величайших шедевров итальянского искусства – «Моисей» Микеланджело, образец великого мастерства и несравненной красоты. Где находится: район МонтиМонти Monti – один из самых популярных и красивых районов Рима. Но тайна, которою он при этом окружил себя, сильно возбуждала общее любопытство. Он первый стал упоминать после «Ветхого завета» «Новый завет».
Илл. 7, 8. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. Как, например, в христианстве нимб обозначает святость.
Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке. При этом движение лишено всякой скованности.
Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. А не «так как рогато было лицо его» или «так как кололось рогами лицо его». С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности.
Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года).
Его авторству приписывается «Книга пророка Даниила». Отсюда и грозный взгляд и отведенная назад левая нога – готовность встать. Средний пояс, обрамленный светлым карнизом, включает в себя сцены библейской легенды о сотворении мира и сцены из жизни Ноя.
Это помогало ему сохранять чувство целого. Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. Последняя была предназначена для хора старого собора св.
23, 24. Хроники рассказывают, что, закончив работу, художник ударил ее и воскликнул: «Но почему ты не говоришь. »Недавно группа ученых из Римского университета «Ла Сапиенца» исследовавших, насколько сильное эмоциональное воздействие оказывает красота вообще и в частности красота художественного произведения, производили измерения мозговой активности посетителей, любовавшихся «Моисеем» Микеланджело. Архитектор Донато Браманте (по версии Кондиви), завидуя превосходству Микеланджело, присоветовал папе Юлию II поручить флорентийскому скульптору расписать своды Сикстинской капеллы.
37. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). Илл.
Илл. Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной.
Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). только в этой истории про Моисея. Надо отметить, что впервые Вульгата была издана при Сиксте V, под заглавием: «Biblia sacra vulgatae editionis» (Рим, 1590). «В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения Тогда он записал этот сон изложив сущность». (Дан.
86-91. Родина этого пророка – Анафора, город, расположенный неподалеку от Иерусалима. В ней есть такая свежесть и мужественность, такая дантовская суровость, что хотя она была не основной, а побочной линией в творчестве Микеланджело, у нас все же есть все основания считать его одним из великих поэтов Италии. Это человек действия (vir activus). Не могу не отметить, что там же сидят вот такие вот рогатые и ушастые чертята Так как же так вышло, что Моисей стал рогат. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе.
Действительность не оправдала их надежд. При подобном толковании абсолютно непонятными остаются оковы, тактично замененные скульптором тугой перевязью.
Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. Илл. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий.
Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. 158, 159. Его душа болела, он был очень добрым человеком. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны).
Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. Но едва лишь он принялся за дело, как чуть было не пришлось отказаться от работы. Моисей разгневан, он, кажется, намеревается встать и уничтожить все вокруг. Несмотря на драматичность сюжета, фреска эта не оставляет чувство безнадежности и безысходности и у зрителя как будто еще остается надежда на спасение отчаявшихся людей.
Зададимся другим вопросом: откуда рога у дьявола, если он – падший ангел.
Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Имея дело с уже готовой конструкцией, мастер ограничился незначительным изменением местоположения окон и приступил затем к проектированию внутренней отделки, полностью восходящей к его замыслу.
Регистр его фактурных приемов был необычайно широк. 151. Об этом шедевре искусствовед В. Н. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной.
Религиозность была привита Иеремии еще с детства, ведь его отец был священнослужителем. К этому же времени относится и первая дошедшая до нас работа Микеланджело-живописца — Святое Семейство (Тондо Дони) (1503—1504, Флоренция, Галерея Уффици). А вот ответ на этот вопрос найти куда сложнее, чем выяснить о рогатости Моисея. Будучи провозвестниками Христа, пророки и сивиллы провозглашают христианство.
Я сказал Папе, что, если я изображу одних Апостолов, впечатление будет бедным. С необычайным искусством объединил Микеланджело две перекрещивающихся фигуры в неразрывную группу, сумев так скомпоновать фигуру Христа, что она не выходит за пределы замкнутого силуэта, обладающего большой пластической выразительностью. Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. Художник охотно принял это предложение. С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции.
Но она в основном рассчитана на фронтальное восприятие и на восприятие под углом справа, куда повернуто лицо Давида и куда направлен его взгляд. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья. Илл.
Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы. И основывали они его на упомянутой выше Септуагинте.
Последними живописными работами Микеланджело были две парные фресковые композиции «Распятие апостола Петра» и «Обращение апостола Павла» (1542—1550, Рим, Ватикан, Капелла Паолина), написанные по заказу Папы Павла III Фарнезе для его небольшой личной капеллы.
Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными.
Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300).
А другой — протирает себе глаза, как символ пробуждения души, озаренной светом знания. Здесь был установлен колоссальный катафалк, украшенный аллегорическими фигурами и картинами (тело Микеланджело при этом по-прежнему пребывало в церкви Санта Кроче), прославленный эрудит Бенедетто Варки произнес надгробную речь. Совсем иные настроения и психологические оттенки воплощены в тех фресках, которые украшают распалубки и люнеты и на которых изображены предки Христа.
46. На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). Она напоминает мощную лавину.
И если на представленной выше старинной канонической иконе ни рогов, ни лучей из головы Моисея не выходит, то вот например, росписи из Исаакиевского собора в Петербурге: Ф. С. Завьялов, Предсмертное завещание Моисея (1848-1850):Хотя вот там же: И. К. Дорнер, Пророки Самуил, Моисей, Елисей (1848-1852):А вот этот вот Моисей живет в храме Христа-Спасителя:Но так или иначе ни лучистый ни рогатый Моисей православному сердцу не люб. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц. Все фигуры полны бьющей через край жизненной энергии, полны необычайной активности, возрастающей по мере приближения к алтарной стене. Сохранился замечательный эскиз к росписи, выполненный сангиной, запечатлевший отдельные моменты поиска художником наилучшего способа передачи движения (1512, Метрополитен-музеи, Нью-Иорк).
Но роспись обладает и другим аспектом. Наконец, росписи треугольных распалубок и люнет стен посвящены предкам Христа. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики. Илл.
Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. Илл. В своем труде «О Граде Божьем» Аврелий Августин указывает на то, что сивилла из Эритреи предсказала пришествие Христа: «Звуки суднои трубы раздадутся и лик земли потом покроется. И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути.
Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре. Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. Илл. Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности.
К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. Внутреннее пространство церкви сохраняет базиликальную планировку, оно разбито на три нефа, разделенные двадцатью дорическими колоннами из греческого мрамора. СкульптураС 1545 года в правом трансепте церкви выставлен один из шедевров искусства шестнадцатого века – «Моисей» Микеланджело. Колоссальная статуя, созданная в 1513 году для гробницы Юлия II, была выполнена по заказу Папы еще при его жизни. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. 36.
По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа.
Илл. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. Как ни странно, но рогатый Моисей Микеланджело далеко не единственный в своем роде. Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года.
Частично уцелевшие рисунки Микеланджело и хранящаяся в Каза Буонарроти деревянная модель позволяют восстановить замысел мастера. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. То, что стремится к освобождению и то, что мешает, сливается воедино и явление предстает зрителю как бы внезапно остановившимся в то великое мгновение, когда решающие силы жизни подымаются друг на друга.
Справа на скале группа беженцев пытается укрыться от ливня под большим куском холста. Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год. Илл. Он должен думать о смерти.
1519 г. – вдоль боковых стен и парная гробница внуков Козимо-Лоренцо и Джулиано – около входной стены). На втором плане один путто разжигает лампаду, как символ предсказания. Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном.
Необыкновенно экспрессивный образ. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. Илл. Из этого противоречия между глубоко пессимистическим замыслом и во многом сохранившим былой сенсуализм художественным языком рождается трагизм совсем особого рода. Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый).
Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением. Но как раз этого не произошло. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны.
Пророки и сивиллы Микеланджело — шедевр из шедевров изобразительного искусства. Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. Они вручили пророку прибор с двумя антеннами, с помощью которого он общался с ними всегда. Был момент в его судьбе, когда он отказался от своего предназначения и замолчал. Охваченный потрясением от явленного ему, Иона словно откидывается назад, свешивая ноги над головами зрителей и, запрокидывая голову, обращает свой взор на сцену «Отделения света от тьмы», символически соединяя тем самым Ветхий и Новый Заветы.
Илл. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. Это два составных звена единой архитектурной концепции.
Например вот:Кафедральной собор в Зальцбурге:А вот Рогатый Моисей из собора в Анжере, Франция (источник)Место прописки этого Моисея мне найти не удалось. Илл.
Уже спустя 30 лет после смерти Папы, согласно шестому по счету договору в 1545 в римской церкви Сан-Пьетро ин Винколи было установлено двухъярусное пристенное надгробие, включившее 6 статуй, выполненных Микеланджело в «свободное время». Он показан в бесплодной борьбе со смертью, которая обрушивается на него проливным дождем с хмурого неба. Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8).
Глубокие тени зрительно придают ее фигуре объемную выпуклость, рельефность. 1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. Родился Микеланджело в небольшом итальянском городке Капризе, близ города Флоренция.
Пейзаж пустынен и гол. наверное лукавый попутал, дабы посмеяться и над одним и над другим. Строительство собора, начатое Браманте, после смерти последнего (1514) продвинулось очень мало, к тому же назначенный главным архитектором Рафаэль, а после его смерти — Сангалло, отступили от замысла Браманте. Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. Все эти изменения привели к тому, что Положение во гроб уступило место Оплакиванию Христа, по своему композиционному типу близкому к позднеготическим изображениям на ту же тему. Двумя длинными продольными иллюзорными мраморными тягами он разделил поверхность огромного свода на центральную часть (зеркало) и боковые, в которые врезаны треугольные распалубки.
Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. Микеланджело изобразил тех, кто предсказал явление Христа в мир.
С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. Другие пословицы указывают начеловеческую глупость. Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию.
116-119.
Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Пейзажные элементы сведены почти на нет, пространство строится на основе одних пластических объемов. Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию.
Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. Илл. Он даже потребовал, чтобы тот затер некоторые фигуры. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка.
Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет. Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. Т. е. Вообще-то, рога у людей действительно бывают. По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia).
Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. это сам Микеланджело и символ всей его жизни. Многие флорентийцы, в том числе и девятнадцатилетний Микеланджело, покинули город.
Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. 80. Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. Илл.
И в этом трудность этой работы и к тому же это не моя профессия. Разумеется, несоблюдение его советов привело к краху. Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. 109, 111.
Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. 155, 156.
Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. Вазари, верный клеврет Козимо, целиком от него зависевший и всячески добивавшийся герцогского благоволения, поставил себе задачей завуалировать конфликт между Козимо и Микеланджело, для чего в жизнеописании художника он прибег к явной фальсификации. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки).
Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. — Стенная живопись — это нелегкое дело, не справится с ней этот тщеславный молодчик. Моисей Марка Шагала:Инопланетная версияС Моисеем общались представители иных цивилизаций. «Старец Захария, который, разыскивая в книге что-то, чего найти не может, стоит, опершись на одну ногу и подняв другую, — пишет Вазари, — а так как увлечение поисками того, чего он не находит, заставляет его стоять в этом положении, он забывает о тех неудобствах, которые оно ему доставляет.
Илл. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Его правая рука, дающая жизнь неодушевленной материи, вытянута. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца.
Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. В марте 1505 года Микеланджело был вызван в Рим Папой Юлием II. И это понимает только один человек – апостол Петр.
Картина дошла до нас в старой раме, украшенной головами сивилл, пророков и Христа, символизирующих, согласно представлениям христианских теологов, три этапа в развитии человечества – ante legem, sub lege, sub gratia. Но какой ценой.
Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. И здесь его постигает страшный удар. Илл. С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ).
Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. Особенно выразительна правая фигура. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными. Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело.
38. Тем самым ей отводится центральное место. (А благородное семейство Медичи в то время правило городом Флоренция). Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге.
Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. Его рука сгибается к плечу. Илл.
В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту. Илл.
Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. Исайя, «сильно углубившись в свои мысли, скрестил ноги и одну руку заложил в книгу, отмечая то место, где остановил свое чтение, локоть другой поставил на книгу, подперев рукой щеку, а так как его окликнул один из путти, что сзади него, он повернул к нему только голову, ничем не нарушая всего остального». Другое дело, что европейская художественная традиция оказала влияние и на Россию. Народ будет страдать, но слышать его никто не хотел.
Не только библейские пророки, но и сивиллы имеют брутальные мужские формы с мощными мускулистыми руками и ногами. Илл. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви.
Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель. 109-112, 116-119. Последователи Контарини были разгромлены и партия умеренных реформ, которой симпатизировали в свое время Виттория Колонна и Микеланджело, потерпела окончательное поражение.
К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон. При этом консоли кажутся пребывающими в непрерывном движении, как будто это лента, то уходящая в стену, то вновь из нее появляющаяся. Но какие тут у него рога. Моисей из Рослинской часовни, Шотландия. 21, 22. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Недаром его любимым материалом была бронза.
Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев. В Мадонне Дони Микеланджело с редкостной последовательностью реализовал свое понимание живописи, которое он четко сформулировал в ответе на запрос гуманиста Варки: Я говорю, что живопись, как мне кажется, считается лучше тогда, когда она больше склоняется к рельефу и что рельеф считается лучше, когда он больше склоняется к живописи. Микеланджело не желал, чтобы его посещал даже папа. Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь.
Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. Здесь она была призвана символизировать свободу республики. Статуя осталась незаконченной.
В городе все кипело и бурлило, фракции и партии вступили в яростную борьбу друг с другом, общая обстановка накалялась с каждым днем. Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. Считается, что иконографические образы античных предсказательниц художник почерпнул в труде Филиппо Барбьери (Filippo Barbieri, «Discordantiae sanctorum doctorum Hieronymi et Augustini», 1481), в котором теолог доминиканец XV века описывает сивилл их внешний вид, возраст, манеру одеваться и сопровождает описание известными пророчествами. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков.
119, 111. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя.
Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. И я только бесплодно теряю время. Но школярская учеба не привлекала мальчика. Илл.
Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Три года напряженнейшей работы пропали даром. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии.
86-88. Он победил.
145. Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. В «Сотворении Адама» он медленно плывет по небесам в сопровождении укрывшихся под его широким плащом ангелов, одним мановением руки наполняя жизнью прекрасное тело Адама, распростертого на краю земной тверди — историки искусства не устают повторять, что между протянутыми навстречу друг другу пальцами Творца и первого человека как бы проскакивает искра. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир.
33, 34. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства.
Петра. Но и Микеланджело не любил, чтобы ему мешали, вот таким образом не пускал Юлия II. 34: 29. Главным героем сегодняшней публикации будет еще один гениальный художник, поэт, скульптур, архитектор эпохи Возрождения, младший современник Леонардо да Винчи — Микеланджело Буонарроти (1475-1564).
Начатых работ Микеланджело не показывал никому. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. 122-125. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим.
Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). Здесь невольно вспоминается фактура картин позднего Тициана, в которых индивидуальный почерк мастера выступает не менее ощутимо. Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности.
47.
Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения.
99, 101, 102. Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. И с иврита его можно перевести, в том числе и как «рога» и как «лучи».
Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. Он уходил жить в пустыню, чтобы там молиться и страдать за свой народ. Первый путь толкал на полный разрыв с гуманистическими традициями Ренессанса, второй – не исключал возможности сохранения многих пережитков ренессансного мировоззрения. 184. Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. Вряд ли в мастерской Гирландайо, где Микеланджело пробыл лишь год, могла архитектура занять сколько-нибудь видное место в системе его обучения.
Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. По-видимому, это была статуя Вакха.
В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому.
Творения Микеланджело стали вызывать резкую критику в церковном окружении.
Семь библейских пророков и пять сивилл Древнего мира, предсказавших пришествие Спасителя изобразил Микеланджело по сторонам от основного цикла и в торцах капеллы. Илл. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. Илл.
Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность.
Ева послушно следует слову творца. Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. Оскорбленный художник уехал во Флоренцию.
Например, деревянная модель собора св. В разных странах можно встретить множество собратьев известного пророка, наделенных таким же атрибутом. И притом отразить в формах столь универсальных, что они приобретают общечеловеческую значимость. Каждый его поступок был символичен, нес в себе предупреждение для народа.
И результаты были самыми плачевными.
Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой.
Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. 13, 14, 15. Тут столкнулись два сильных характера. 92, 93, 94.
Республику отныне возглавлял гонфалоньер, которым был избран пожизненно Пьетро Содерини, доброжелатель и поклонник Микеланджело. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу.
Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело.
Илл. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски).
Он избегает детализированной характеристики места.
Вазари прямо пишет:. В «Сотворении светил» Создатель, представленный в образе могучего седовласого старца, дважды стремительно проносится над нами, зажигая своим прикосновением Солнце и Луну. Простые и мощные по очертаниям, тяжелые массы одежды давят на его тело. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло.
41. Илл.
В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. Таков, несомненно, был его основной замысел. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. Илл.
Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). Волосы обработаны скарпелью, лицо – троянкой, зубья которой оставили на поверхности камня следы тончайших перекрещивающихся линий. Илл.
146-148. Иначе говоря, движение тела, включая и самый резкий контрапост, воспринимается как органическое выражение аффекта, причем конфликт между телом и душой раскрывается скульптором как борьба противоречивых тенденций в жизни самого тела. Окруженный сиянием, странный безбородый Христос, похожий на молодого атлета, поднимает руку и этот жест, скорее грозный, карающий, чем благословляющий, приводит в движение захваченную вихрем Вселенную в люнетах стремительно низвергаются сверху ангелы, несущие орудия мучений Христа, с двух сторон на Спасителя почти гневно наступают мученики, стремительно низвергаются в Ад грешники и столь же стремительно воспаряют праведники, внизу, в отблесках адского пламени, Харон перевозит в своей ладье души грешников. 25, 26. Илл. Между сентябрем 1501 и апрелем 1504 года Микеланджело создал статую Давида, одно из лучших своих произведений.
Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. 149.
Комментировать их не буду. Вот что:Исх. 130. Илл.
Кстати слово qeren в Ветхом Завете встречается лишь в трёх местах: Исх. Моисей восседает в торжественной позе. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). Илл. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. Илл.
Его мировоззрение приобретает трагический характер. В свое время она получила от Аполлона в дар способность видеть будущее. К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых.
И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. Тяжелое тело Христа по контрасту противопоставлялось усилиям фигур, которые его поддерживали. И это приводит к трагической разобщенности образов.
Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. «Когда сходил Моисей с горы Синая и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним». Как святой Иероним мог так ошибиться. Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов.
Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. Илл. Я не был в Риме (надеюсь, когда-нибудь побывать), но видел гипсовый слепок с этой величественной статуи в московском Пушкинском музее. Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам.
30), довольно точно передающая ее общий вид. Она по-старчески дальнозоркими глазами смотрит в огромный фолиант. Ее сложнейшая поза одновременно отражает два действия, как пишет Вазари, «одновременно и встать и захлопнуть книгу: вещь труднейшая, чтобы не сказать невозможная, для любого (художника), кроме ее создателя».
Илл. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. Илл. Илл. И не прижился он у нас ни в какую. Это, конечно, не так.
В этой фигуре прекраснейшим образом показана старость». Страшный Суд Микеланджело вызвал бурную, но весьма неоднозначную реакцию у современников.
Таким представил его и Микеланджело. Трудно не согласиться, что это не может быть простым совпадением.
56-71). Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. Но плата за обеспеченность художника была дорогой. Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал.
Кроме того, необходимо было сконструировать особые строительные леса. Внезапно раздался крик: мы пропали. Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Так или иначе это уже дело Моисея и Иеронима, а они уж Там разберуться.
Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. Такая трактовка невольно заставляет вспомнить изображения небесных видений в раннехристианской и средневековой живописи. Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим.
В 1534 году, незадолго до своей смерти, Климент VII призвал Микеланджело в Рим и великий мастер навсегда покинул Флоренцию, где правил ненавистный ему тиран герцог Алессандро (который, по свидетельству ученика Микеланджело — Кондиви, столь же сильно ненавидел художника). Союз с французским королем Людовиком XII обеспечивал ему безопасность и независимость в раздираемой войнами и распрями Италии. Вот таким образом статуя Моисея не рассчитана на низкую постановку, которую она получила в окончательном варианте гробницы. Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. Но затем, почти десять лет спустя, он вновь вернулся к работе над группой, подвергнув ее существенным изменениям.
Однако художника все время не покидало ощущение, что он занимается не своим делом. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха. Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу.
Иеремии. В действительности оно так и получилось. В этих фигурах мы наблюдаем мучительную борьбу между стремящейся к счастью и полному раскрепощению силой и тяжелой, аморфной, ревниво оберегающей свои права массой камня. Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя.
Среди них мужчины, женщины и дети. Рассматривать роспись свода Сикстинской капеллы следует как одно единое целое. В тексте на иврите сказано, что израильтянам было трудно смотреть в лицо Моисея, (ки каран ор пнав). О логичности этой версии говорить не будем.
Илл. Эритрейская сивилла, пророчица II тысячелетия до н. э. из малоазийской Эритреи, как отмечал христианский писатель IV века Лактанций, пророчествовала о едином Боге: «Только один есть Бог, Высочайший и все сотворивший: небо, яркое солнце, луну и горящие звезды и плодородные земли и воды глубокого моря Чтите только Его, единого мира Владыку, Он лишь Сущий от века и впредь и вовеки пребудет». В результате они предстают зрителю трагически одинокими. Илл. 79, 142. Они утратили волю.
Когда Папа спросил: почему. Этот образ — воплощение грусти. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино.
И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). 17, 18, 19, 20. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. Главной идеей «Потопа» является не всемирная катастрофа, а человек со всеми его сильными и слабыми сторонами. 126.
Здесь все построено на контрастах. Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках.
Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. Илл. В борьбу включился и Микеланджело. 134. Они не просто сидят: они живут, думают, двигаются, волнуются, переживают, страдают.
Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера. Мощная фигура Марии доминирует в композиции. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. Все это настраивало Микеланджело на пессимистический лад и в одном из своих писем он пишет: вино тут дорогое и неважное, как и все остальное, а жизнь тут плохая.
Вероятнее всего, он сотрудничал с богословами папского двора и следовал их указаниям. Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя. Слева мы видим райский сад.
На самом же деле между ними лежала бездна. Но на этом движении лежит печать мучительной скованности.
Илл. 3, 4. 114, 115.
Это были тяжелые годы. Выразителем и защитником этого второго мира выступает юноша в центре, собирающийся произнести страстную обвинительную речь против палачей. Совсем необычен иконографический тип Мадонны.
Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). Пятикратная попытка художника увидеться с папой кончается ничем и в конце концов его выкидывают за порог папского дворца. Иеремия был очень мягким и добродушным человеком.
Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. Илл.
140, 141. Чтобы полностью уйти в религию, он хотел начать вести в пустыне аскетический образ жизни.
Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела. Микеланджело расположил их в обратном по отношению к входу порядке.
В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. Но все усилия напрасны. Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой.
Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов. Это люди, обладавшие необычайным даром предвидения и редкостными душевными качествами.
И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом.
Иеремия очень мучился из-за того, что не мог донести своих слов. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. Прокалывал на картоне отверстия по контуру рисунка и потом, прикладывая картон к потолку, набивал рисунок полотняным мешочком, заполненным углем, — сквозь отверстия порошок проникал внутрь и оставлял на потолке рисунок в виде точек. Моисея чтут последователи трех религий – иудеи, христиане и мусульмане.
Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. Вазари с помощниками изваяли эффектное мраморное надгробие. Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына.
И здесь мрамор, местами грубо обработанный, а местами и совсем сырой, обладает такой благородной фактурой, что незаконченность статуи невольно воспринимается как сознательный прием великого скульптора, умевшего ценить красоту дикого камня. Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. Он побежден. 183. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад.
По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. 10, 11, 12.
И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). И тогда полностью раскрываются ее красоты. Илл. Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений.
Это предназначенные для украшения гробницы Св. И для него героизированный образ человека был главной темой искусства и для него не существовал столь ценимый нидерландскими мастерами мир бесконечно малых величин и для него скупая, обобщенная форма являлась основным средством художественного выражения. Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. Дальнейшие вариации варьируются от степени безумия автора. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. Важнейшим элементом композиций являются свитки и книги.
Эти фрески, написанные сразу после окончания Страшного Суда, разительно отличаются от него, а тем более — от росписей Сикстинской капеллы. Петра. Арсенал его технических приемов был безмерно богат. 182, 187, 188, 189. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело.
Десять заповедей, после получения которых у Моисея как раз рога и выросли поминать не будем. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. 97, 98. Задуманной Браманте планировке собора в виде равноконечного «греческого креста», соответствующего ренессансной идее «идеального храма», они предпочли «латинский крест» с сильно вытянутым главным нефом. Однако и здесь царит дух отчужденности.
Это действительно потрясающее произведение искусства. Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния.
Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). Илл. Илл.
В восьми треугольных пазухах свода — жанровые сценки с участием библейских персонажей. По бесконечному космическому пространству летит Бог-Отец, окруженный ангелами.
К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. Архитектору Браманте было поручено разработать проект нового собора Святого Петра, который должен был сменить обветшавшую базилику, а Микеланджело было предложено создать монументальную, украшенную множеством статуй и рельефов гробницу, которую Папа хотел узреть еще при жизни. как же так.
Он знал, что роспись свода — дело трудное, всячески старался уклониться от этой работы и предлагал папе поручить это дело Рафаэлю. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии).
32. 110, 112. Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности.
Сам Микеланджело ответил посланцу Папы известившему художника о решении понтифика: «Скажите Папе пусть он мир приведет в пристойный вид, а придать картинам пристойность можно очень быстро». 150. Илл. На всем его искусстве лежит печать прозаизма, а это было как раз совершенно чуждо Микеланджело.
Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. 75-78. Илл. Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus).
Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. По сути это аномалия, но в интернете можно встретить и такую версию:Дело в том, что такая мощная мозговая структура как гиппокамп (по сути, рога внутри мозга) проецирует излучение двух своих миндалин на лобную часть головы, где, при интенсивной мыслительной работе и наблюдаются выросты костных тканей. Левая рука, освободившая лицо от покрывала, как бы застывает в воздухе, не завершив начатого движения. Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое.
Дар долгой жизни не предусматривал вечной молодости. Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. Вождь иудеев в глазах великого мастера эпохи Возрождения стал прообразом для Папы Юлия II.
107, 108. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. В своих наиболее ранних из дошедших до нас скульптурных работах – в двух рельефах в Каза Буонарроти во Флоренции – Микеланджело выступает незаурядным мастером, с ярко выраженными индивидуальными чертами.
Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. Но этим роль античного наследия не была исчерпана. Илл.
На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался.
Молодых художников восхищала необыкновенная сложность и экспрессия поз, ракурсов, жестов, которые они пытались воспроизвести в своих работах, по поводу чего Микеланджело скептически заметил: «Скольких мое искусство сделает дураками». В угловых распалубках — драматические библейские истории «Юдифь и Олоферн», «Давид и Голиаф», «Медный змий», «Наказание Амана».
Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки. Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло.
После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. 135, 139. Он взывал к Богу искал ответа. К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы.
Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы.
Видимо общались с Моисеем обитатели планеты Нирибу (О ней и о конце света 2012)Он просто рогатый. В 1505 г. Папа Римский Юлий II заказал у Микеланджело Буонарроти своё надгробие. Его основными пророчествами было, то, что если власти не изменят своей политики и не направят деятельность в благое русло, то произойдет крах Иерусалима. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой.
Потом она неоднократно возобновлялась и прерывалась. В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. По всей Европе бродят его не менее рогатые собраться. Падение республиканской Флоренции в 1530 году послужило сигналом к наступлению феодальной реакции. 34:29, 30, 35.
В архитектуре его проекты стали началом архитектурного стиля барокко. За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим. После первичной обработки камня шпунтом мастер прибегал к троянке, которой владел с бесподобным совершенством. Я ему ответил, что Апостолы и сами были людьми небогатыми.
Цикл фресок должен был иконографически расширить тему, заданную росписями, рассказывающими об истории Моисея и Христа, выполненными художниками в конце XV века и представить историю человечества эпохи «ante legem» («до Закона»), то есть до того, как Моисею на горе Синай были даны Богом «Десять заповедей». все члены изменяются по ширине и длине во время движения. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело. Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт. Напротив Персидской сивиллы — пророк Даниил. Микеланджело полностью подчиняет его форме.
Однако, слово «карнайим» () имеет на иврите несколько значений (аналогично, например, русскому слову «ключ», так же имеющему множество значений). Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). Вся земля покрыта водой, только гребни гор, как маленькие островки, виднеются среди безбрежного океана. И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций.
«Когда сходил Моисей с горы Синая и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним». Сornuta esset facies suaПо-русски рогато было лицо егоЛюбопытства ради посмотрим в текст на иврите: Ну и для тех, кто, как я не читает на ивритеky qrn wr pnwНас интересует слово qrn. И здесь бог изображен в активном действии. В стансах особенно ясно видно, что Микеланджело, хотя он стал в зрелые годы богатым человеком и хотя он вращался в самых высоких кругах патрицианского общества, никогда не порывал с народом, который был в его глазах великой и чистой силой.
Подлинных поэтических высот Микеланджело достигает в своих поздних стихотворениях, в которых полностью раскрываются благородство его души и чисто философская глубина мысли. Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). Первый раз в 1518 году, когда он сжег наброски, этюды и картоны, служившие ему подспорьем при выполнении росписи потолка Сикстинской капеллы, второй раз – за несколько дней до своей смерти, когда он приказал уничтожить все находившиеся в доме рисунки. Илл.
Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. Еще при жизни Микеланджело Папа Павел IV приказал художнику Даниэле да Вольтерра прикрыть набедренными повязками наготу персонажей Страшного Суда, за что остроумные римляне наградили Даниэле довольно неприличным прозвищем. Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. Она состояла из восемнадцати обнаженных, статуарно трактованных фигур, представленных в самых разнообразных мотивах движения, многие из которых были почерпнуты из античной пластики.
Это послужило сигналом к тому, что все воины начали быстро одеваться, хватать оружие и готовиться к отражению атаки пизанцев. 39. 48-55. Общая композиция росписей плафона, над которым Микеланджело работал четыре года (1508—1512), такова: девять огромных прямоугольных полей центральной часть плафона посвящены Книге Бытия — начальной части первого раздела Библии — Пятикнижия Моисея. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. У ног Христа, справа, восседает на облаке св.
Илл. 106, 113. Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений.
Фигура коренастая, сильная, мужественна. 131, 132. Седьмое и восьмое десятилетия жизни Микеланджело были периодом, когда он писал особенно много стихов. Оно обогатило его представления о человеческой фигуре и воочию показало ему, какие гигантские возможности таит она в себе для скульптора.
Илл. Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. Ну, куда и же без альтернатив. Этот жест символизирует молчание.
Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей.
Илл. 34: 29. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. По исключительной тщательности отделки деталей и по характеру полировки мрамора данная вещь близка к Пьета.
Если раньше художник рассматривал человеческую фигуру как сосредоточие имманентных ей сил, то в Капелле Медичи фигура все чаще выступает орудием сверхличных, вне ее находящихся сил. Илл.
Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши.
Работал он над ней медленно и с большими перерывами. Он то и дело требовал, чтобы художник пустил его к себе наверх и показал свою работу. В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни.
Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. 81-84. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи.
Он был нетерпелив до предела и постепенно им овладевало все большее нетерпение. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей.
Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. « мастерство это поднялось еще выше и показало себя куда более великим в пяти сивиллах и семи пророках, написанных здесь с высотой каждой фигуры в пять локтей и более, во всех разнообразных их позах, в красоте тканей и разнообразии одежд, как и вообще в чудесных выдумках и рассудительности художника, почему они кажутся божественными всякому, кто различает страсти, которыми охвачены каждая из них».
Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно. Да поможет мне Бог». 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. Эту постыдную работу продолжали и позднее.
Расположив фигуру Адама на покатой поверхности, художник как бы создает у зрителя иллюзию, будто фигура покоится на самом краю земли, за которой начинается бесконечное мировое пространство. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. Микеланджело, вошедший в состав нового республиканского правительства — Коллегии Девяти, руководил строительством укреплений.
Его гений искал более широкого поля деятельности. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение.
5, 6. А православный народ о рогах Моисея и слухом не слыхивал. «Не удастся ему ничего сделать, — говорили они. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. Он стал уже высекать статую св.
Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. 159. 89-91.
Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды. Отсюда и грозный взгляд и отведенная назад левая нога – готовность встать.
Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). В «Грехопадении» и «Изгнании из рая» оплетенное Змием Древо познания Добра и Зла разделяет два мира — Эдем, райский сад, чье цветение скупо обозначено зеленой ветвью дерева, зеленью травы и очерченную прямой линией горизонта пустыню, куда, гонимые гневным архангелом, удаляются прародители. Юноши даны в самых разнообразных позах и положениях раскрывающих совсем неожиданные по своей красоте аспекты, в которых пластика тела выступает с особой осязательностью. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет.
Илл. И этой же цели служит цвет. С самых ранних лет у мальчика проснулась огромная тяга к творчеству и отец отдает его в художественную школу при дворе герцога Лоренцо Медичи, который был великим покровителем науки и искусства. Его пересекает улица Виа Кавур (Via Cavour), которая отходит от Виа-деи-Фори-Империали и достигает Эсквилинского холма. Ближе к середине Виа Кавур, справа вы увидите крутую лестницу Виа Сан-Франческо-ди-Паола. На центральном поясе свода представлены в хронологическом порядке от алтаря ко входу в капеллу девять эпизодов из Книги Бытия: «Отделение света от тьмы», «Сотворение светил и растительного мира», «Отделение суши от воды», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Грехопадение и изгнание из Рая», «Жертвоприношение Ноя», «Всемирный потоп», «Опьянение Ноя».
Пророк взывал мольбы к Богу, не понимая и не веря в свои силы. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора.
Пророк изображён с рожками вследствие неверного перевода Вульгатой нескольких строчек библейской книги «Исход». — Основной стержень художественной реформы Микеланджело заключается в том, что весь потолок, со всеми сводами и люнетами, он берет как нечто целое, как воображаемый героический мир, стелющийся над головами зрителей. Работа над монументом была завершен уже после смерти Папы, который похоронен в соборе Святого Петра в Ватикане (basilica di San Pietro in Vaticano). Статуя, для создания которой Микельанжело обратился к образам, созданным Рафаэлем и Донателло изображает величественного Моисея, опирающегося одной рукой на Скрижали завета, в то время как другая рука прикасается к длинной бороде, высеченной, по словам Вазари, с таким совершенством, что казалась «сотворенной кистью художника, а не резцом скульптора». Микеланджело изображает момент после получения Моисеем заповедей на горе Синай, когда пророк обнаруживает израильтян, поклоняющихся золотому тельцу, знаку других богов. В Исх.
Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода. Зато вид группы справа мало удачен. Следовательно, фразу можно перевести как «так как излучало свет лицо его».
В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо. Вот таким образом Кумская жрица медленно старела, пока не превратилась в высохшую старуху. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено.
Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. Илл. Такой ее и изобразил Микеланджело. По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора. до н. э.
В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. Эти фигуры как бы вырастают из пилястров боковых поясов и находят себе логическое продолжение в светлых поперечных членениях среднего пояса. Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий.
Вообще у Микеланджело был очень смелый и прямолинейный характер. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного.
В этой группе тоже все по-разному реагируют на происходящее. 155. Петра, с чем папа был полностью согласен. С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. Скульптура сделана в 1504 году и самими флорентийцами была воспринята как символ Флорентийской республики, которая будто Давид противостояла в поединке таким политическим великанам как Рим и Венеция. Разработанный Микеланджело проект остался неосуществленным, в отличие от двух других — архитектурного оформления Новой Сакристии (Капеллы Медичи) церкви Сан Лоренцо и создания для нее скульптурных надгробий двух представителей рода Медичи — Лоренцо, герцога Урбинского и Джулиано, герцога Немурского.
Этому его научила скульптура. Он действует только словом. Илл. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка.
И, быть может, нигде титанизм его натуры не сказался столь ярко, как в том факте, что ему самому его творения казались ничем по сравнению с новыми задачами, которые он перед собой ставил. Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). Уже современники мастера расходились во мнениях относительно идейного толкования этих фигур.
Поникшая голова почти не чувствует ласку света. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское. Переходы от света к тени стали мягче, более деликатной сделалась и колористическая гамма, в которой наблюдается возврат к колористическим принципам росписи распалубок и люнет Сикстинского потолка.
В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. Илл. Тогда Папа позволил мне действовать по моему усмотрению».
Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. Он даже не дотрагивается до нее. Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. На самом деле Рогатый Моисей Микеланджело Буонарроти – в своем роде не уникален. е. уважением классической традиции). Илл. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений.
И для этого он должен был радикально изменить свое представление о человеке и человеческой фигуре, которая должна была бы стать хрупкой, легкой, бесплотной. В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне).
Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. В постройках Микеланджело, писали они, мы видим искаженной любую деталь согласно случаю и произволу.
Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. Страшный Суд предстает у Микеланджело как Dies irae, День Гнева древнего текста Реквиема. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). Отправляясь от евангельского текста (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31), Микеланджело изображает не сцену суда, в которой царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему непосредственно предшествует (adventus Domini): появление Христа на облаках когда восплачутся все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою.
Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. Но несомненно, что по мере завершения росписи у Микеланджело все более нарастала тревога за судьбу его родины, раздираемой на части вторгшимися в Италию французскими и испанскими войсками. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом.
Здесь же он познакомился с прославленными итальянскими поэтами и гуманистами – Анджело Полициано, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола. С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. 1490—1492, Флоренция, Музей Буонарроти). Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим.
В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). Илл. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери.
Вот таким образом присутствие персонажей языческого мира в Сикстинской капелле вполне закономерно. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. Однако подготовительный картон художник использовал не всегда. Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей.
В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско.
Фигура погружается в сон. На табличках внизу под тронами, которые поддерживают путти, указаны их имена.
2. Рисунок в натуральную величину Микеланджело выполнял заранее на картоне, а потом переносил его на подготовленный слой штукатурки используя технику «припороха». Тревога и волнение отразились на его лице.
– не знаю. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. А тут Буонарроти изображает его рогатым. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533).
Недаром они украшали пилястры. Плавный полет Творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. 16. В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры.
В данном конкретном случае, зная, что слово «ор» () на иврите обозначает «свет», то словосочетание «карней ор» ( ) можно перевести однозначно как «лучи света». Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой.
Илл. Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы). Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). 185, 186.
Нередко фигуры остаются едва намеченными, настолько невесомы прикосновения карандаша к бумаге. Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон.