". Слегка склонена голова Богородицы. Микеланджело решительно отошёл от привычных установок: в скульптурной группе "Скорбящая Мадонна" его Мария молодая, но за её сдержанностью угадывается вся глубина её горя. Микеланджело Буонарроти (14751564) одно из величайших светил в нескольких художественных областях одновременно. Создавалась скульптура Микеланджело «Пьета» для французского кардинала Жана Билэра де Лагрола еще в 1496 году.
Скульптура Микеланджело Буонарроти «Пьета» – первая из общего числа работ, которая прославила великого итальянца на всю страну. Юноша заперся на ночь в храме и подписал статую.
Это произведение внесло новизну в передачу драматизма. После завершения всех работ, в ноябре 1626 г. – ее переместили в новый хор. На то время тема Библейского мотива была просто недопустимой для мастеров. Имелись также и другие небольшие повреждения.
В1568г. Четырнадцатилетним юношей он поступил на учебу к одному флорентийскому живописцу. Но все-таки Микеланджело больше влекла скульптура. Ее сын божественный Иисус мертв. Дело в том, что в германских землях, начиная с XIV-XV вв., было широко распространено почитание 7 скорбей Девы Марии (цифры разнились: могло быть и 5 по числу ран Христа и 9 и 15 и даже 21 скорбь): при словах Симеона о будущих страданиях при бегстве в Египет скорбь в течение трех дней исчезновения Иисуса во время путешествия в Иерусалим во время Крестного пути при Распятии при снятии с Креста при погребении.
Отныне скульптор стал узнаваемым гением. Скорбь матери протекает в мучительной безмолвности, где нет ни страха, ни слез. Дело в том, что при окончании работы она ее выставили на всеобщее созерцание. В ту же ночь на идущей через левое плечо Девы Марии перевязи он высек надпись – «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил».
При этом потребовалось сделать новое основание для статуи. Согласно Библии, на таинстве погребения присутствовала Мария Магдалина. Почему. В противном случае Вы рискуете упустить львиную долю впечатлений: каждый квадратный метр Базилики преисполнен символизма, а каждая из статуй в нем имеет свою, необычную и чрезвычайно интересную историю. Но кто он.
Шедевральной скульптуре было нанесено 15 ударов молотком, в результате которых, кроме многочисленных мелких увечий, у Девы Марии были повреждёны – нос, левый глаз, а левая рука вообще отбита (до уровня локтя). Учёные подсчитали, что, если обе фигуры встанут, то Иисус будет ростом 1, 75 м, а Мария – 2, 04 м. На перевязи идущей через левое плечо Мадонны, Микеланджело в первый и последний раз вырезал надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец исполнил». В одном из писем Микеланджело пишет, что ему даже грозили смертью. Восхитительная пьета Микеланджело создана таким образом, что любой из видящих ее чувствует в своем сердце близость осознания, происходящего в Марии. Другая особенность исходит из предположения искусствоведа Димитрио Мартинелли. И когда он убедился, что его творение признано, что оно вызывает восхищение и слезы восторга, то ночью пробрался в церковь, в которой была выставлена его работа и резцом на постаменте высек надпись: «Микеланджело Буонарроти флорентиец исполнил».
Реставрация скульптуры потребовала времени более полугода. Среди толпы находился и сам молодой скульптор, но он не признавался в своем авторстве.
Фигуры образуют низкий треугольник, точнее – это коническая структура. Незаконченная, она стала для Микеланджело отпечатком его смерти. Может быть тогда, в свои 23 года, он догадывался, что это гениальнейшая скульптура. Все считали, что это дело рук прославленного мастера. Случилось это в 1972 году.
К сожалению, даже на это «святое» творение было совершено нападение. Священнослужитель пожелал изготовить достойный своей персоны надгробный памятник.
Его изготовил Франческо Борромини. И Микеланджело принял единственное правильное решение – бежать из Флоренции в Болонью. Действуя молотком и резцом, он отсекал от камня все «лишнее» и создавал совершенство. Девы Марии при этом не было. Ботичелли, попавший под сильное влияние Савонаролы, своими руками бросил несколько своих работ в так называемые «костры покаяния». Прибыв в 1496 году в Рим, 21-летний Микеланджело довольно скоро знакомится с состоятельным финансистом и знаменитым собирателем памятников прошлого Якопо Галли.
Микеланджело, конечно, был полностью за справедливость. Однажды, став невольным свидетелем разговора двух зевак об авторстве скульптуры, которое они приписывали миланскому мастеру Гоббо, Микеланджело решил подписать свою работу. Они оценили работу начинающего мастера как величайшее произведение искусства.
Вскоре последовал новый заказ – на изготовление "Скорбящей Мадонны". Его сняли с креста, перенесли к гробнице. Такое решение Микеланджело резко контрастирует со спокойствием его первой пьеты.
Более того, ученые обнаружили косвенные свидетельства того, что одна из задумок скульптора – отражение в композиции канонического треугольника (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух), что крайне нетипично для католической культуры. Эта надпись была неслучайной. Однако работал Микеланджело около двух лет. Ему было важно услышать мнение других. Отныне руки Христа были прижаты к телу. Но, невзирая на все преграды, эта личность взошла на новую ступень в истории искусств.
Скульптуре «Пьета» потребовалась реставрация. Но кто ее создатель, кто мог выполнить подобный шедевр. После празднования Дня Святой Троицы на произведение искусства было абсолютно нападение одним австралийским геологом – Ласло Тота. В конце 1495 года Микеланджело ненадолго возвратился во Флоренцию, где новое республиканское правительство никак не могло справиться с городскими волнениями. Безусловно, Микеланджело – выдающийся скульптор всех времен, даже в его незавершенной скульптуре чувствуется мощь, одухотворяющая душу любого православного человека. Он возомнил себя восставшим из мертвых и стремительно нанес молотком 15 ударов по скульптуре Микеланджело. Скульптура Микеланджело «Пьета» повредилась – у Девы Марии были отбиты рука до локтя и левый глаз.
В настоящее время "Вакх" считается первым шедевром Микеланджело. Уже в столь юном возрасте (ему исполнился тогда только 21 год) Микеланджело заключил контракт с кардиналом на создание надгробной Пьеты. Но Микеланджело не уложился в обозначенные сроки, он трудился почти два года.
Она смотрит на лицо сына, лежащего на ее коленях, глаза которого сомкнуты глубоким сном. К тому же, нагрянула эпидемия чумы. Но даже среди этого обилия шедевров Пьета Микеланджело занимает особое место. На данный момент эта мраморная скульптурная композиция, которая именуется еще как «Оплакивание Христа», находится в соборе Святого Петра в Ватикане.
Пьета Ронданини, начатая через 55 лет после первой, была последней его работой. Скульптурное произведение Микеланджело «Пьета Ронданини» было создано за шесть дней до его смерти. Этот факт подчеркивает его трудолюбие и умение доводить свои произведения до совершенства. Интересно, что «Пьета» является единственной подписанной работой Микеланджело. Интересным является то, что это единственная его скульптура, которая была подписана.
После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в соборе Святого Петра. И через год так успешно копировал рисунки старых мастеров, что их не могли отличить от оригинала. В этом и заключается сила творчества художника, его воздействия на зрителя. Он вызывал у Микеланджело противоречивые чувства. Реакция людей была поразительна и однажды в поздний час Микеланджело тайно пробрался в собор с инструментами и указал на поясе Мадонны полную достоинства надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец».
И происходит это, несмотря на сотни лет, восставшие между человеком, лицезреющим скульптуру и ее зарождением в воображении мастера.