День Воспоминания Горечи и Скорби Благословенной Девы Марии был приурочен к Страстной Пятнице. И Микеланджело принял единственное правильное решение – бежать из Флоренции в Болонью. Создавалась скульптура Микеланджело «Пьета» для французского кардинала Жана Билэра де Лагрола еще в 1496 году.
В 1972 году на скульптуру было совершено нападение. Скульптурное произведение Микеланджело «Пьета Ронданини» было создано за шесть дней до его смерти.
Телу Христа скульптор придал ту же нежность и мягкость. После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем. Такое решение Микеланджело резко контрастирует со спокойствием его первой пьеты. Незаконченная, она стала для Микеланджело отпечатком его смерти.
Решение было принято в пользу полного восстановления. Она смотрит на лицо сына, лежащего на ее коленях, глаза которого сомкнуты глубоким сном. Дело в том, что при окончании работы она ее выставили на всеобщее созерцание. Безумец успел причинить серьезный вред творению Микеланджело – рука Марии была отбита до локтя, ее нос и левый глаз тоже пострадали от действий вандала. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники.
В страшный день распятия Дева Мария, ее сестра и Мария-Магдалена пришли на Голгофу. Вероятно, два великолепных рисунка «Воскресения», находящиеся в Лувре и в Британском музее также были созданы под влиянием Виттории. Флоренция. Дерево, масло.
Был сколот нос. Случилось это в 1972 году. Италия. Правая рука Марии покрыта тканью и не касается напрямую тела сына.
Несколько осколков найти не удалось. Фигуры были высечены из монолитной глыбы каррарского мрамора высотой 1 м 74 см. Согласно Библии, на таинстве погребения присутствовала Мария Магдалина.
Действуя молотком и резцом, он отсекал от камня все «лишнее» и создавал совершенство. Вопрос о реставрации вызвал дебаты в Ватикане. Излюбленные стихотворные формы Микеланджело – мадригал и сонет.
Но самый большой урон нанесен скульптуре в 1972 году. Выразителен вопрошающий жест ее левой руки. Имелись также и другие небольшие повреждения. Для этих высоких целей, помимо прочих, Папе нужна сила искусства.
Учёные подсчитали, что, если обе фигуры встанут, то Иисус будет ростом 1, 75 м, а Мария – 2, 04 м. На перевязи идущей через левое плечо Мадонны, Микеланджело в первый и последний раз вырезал надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец исполнил». В нем и отчаяние и вопрос. Вскоре последовал новый заказ – на изготовление "Скорбящей Мадонны". Среди толпы находился и сам молодой скульптор, но он не признавался в своем авторстве. Последующие проекты (1516, 1526, 1532, 1542 годов) всё больше упрощали гробницу и уменьшали количество статуй. Уйти из этого мира, от этих людей, ползающих у его ног, поверженных в тупом страхе.
Пьета "Ронданини", начатая через 55 лет после первой, была последней его работой. Она словно отказывается верить в непоправимую утрату. В её фигуре ощутимо то оцепенение, какое видишь в спящих. Интересным является то, что это единственная его скульптура, которая была подписана. Почему.
Четырнадцатилетним юношей он поступил на учебу к одному флорентийскому живописцу. Пострадало лицо и рука фигуры Богородицы. И может ли быть иначе, ведь этим предшественником был Папа Родриго Борджиа. Нанесены повреждения голове, векам, шее, одежде. Другой инцидент связан с подписью скульптора. Более того, ученые обнаружили косвенные свидетельства того, что одна из задумок скульптора – отражение в композиции канонического треугольника (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух), что крайне нетипично для католической культуры.
Из уст зрителей лился бескрайний восторг, некоторые из них читали молитвы и божились на такое великолепное творение. Их восстановили из кусков, вырезанных из незаметных мест. Соотношение фигур таково, что они образуют низкий треугольник, точнее, коническую структуру. Петра в Риме, была заказана скульптору благодаря поручительству банкира Якопо Галли, который приобрел для своей коллекции статую «Вакх» и некоторые другие произведения Микеланджело. Скульптуре «Пьета» потребовалась реставрация. Его сняли с креста, перенесли к гробнице.
В1568г. Слегка склонена голова Богородицы. Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей.
Каскадом ниспадают складки ее длинной одежды. Фигуры образуют низкий треугольник, точнее – это коническая структура. Пресвятая Мария, как известно, зачала Христа от Святого Духа, согласно пророчествам.
На том рисунке, что в Лувре, Христос, сложенный как Геркулес, в гневе отбросил тяжелую надгробную плиту одна нога его еще в могиле, а сам он, подняв голову и воздев руки, в страстном порыве устремляется к небу, чем-то напоминая одного из луврских «Пленников». В это время по всему потолку (возможно, что изначально он представлял собой огромное звездное небо работы художника Пьер Маттео дАмелия) пошла огромная трещина.
Микеланджело, конечно, был полностью за справедливость. В одном из писем Микеланджело пишет, что ему даже грозили смертью. Несмотря на сложность соединения в одной скульптурной группе двух крупных фигур, композиция "Пьеты" безупречна. При этом потребовалось сделать новое основание для статуи. Он вызывал у Микеланджело противоречивые чувства. Мёртвого же тела, подобного телу Христа, не увидишь нигде: падая срасслабленными членами, оно в своём положении абсолютно отлично не только от других изображавшихся им мертвых тел, но и от всех когда-либо изображавшихся: работа трудная, редкая — из одного куска — и поистине божественная и она «Пьета» Микеланджело Буонарроти одна из самых выдающихся скульптурных композиций в истории искусства. Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо.
Оскорбленный Микеланджело той же ночью вернулся в собор Святого Петра и высек на ленте, перекинутой через плечо Богоматери, слова «Сделал Микеланджело Буонарроти, флорентиец». На данный момент эта мраморная скульптурная композиция, которая именуется еще как «Оплакивание Христа», находится в соборе Святого Петра в Ватикане. Склонив голову, Богородица смотрела на своего сына. Но даже среди этого обилия шедевров Пьета Микеланджело занимает особое место.
«Оплакивание Христа» и ныне неотразимо воздействует совершенством и глубиной художественного решения. Время подтвердило слова Галли, оказавшегося дальновидным и тонким ценителем искусства. Взгляд Марии не настолько печален, насколько торжественен. И приказал приступать к росписи свода Сикстинской капеллы. Незаконченная, она стала для Микеланджело отпечатком его смерти.
Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына». Большинство из дошедших до нас почти 200 стихотворений Микеланджело было написано в последний римский период. И ритм этих складок подчеркивает изгиб неподвижного тела Христа.
Но Микеланджело не уложился в обозначенные сроки, он трудился почти два года. Испытывая с 1532 года страстную и платоническую любовь к молодому римлянину Томазо Кавальери, Микеланджело после смерти своего отца (1534) окончательно обосновался в Риме. ". Этим жестом автор подчеркивает священность тела Христа. К тому же, нагрянула эпидемия чумы. Наконец-то, наконец он вырвется из жизненного плена.
Этот факт подчеркивает его трудолюбие и умение доводить свои произведения до совершенства. Однако работал Микеланджело около двух лет. Группа «Оплакивание Христа», предназначавшаяся для капеллы девы Марии в соборе Св. Его изготовил Франческо Борромини. Эта надпись была неслучайной.
Возрождение. Один из них утверждал, что статуя создана миланским ваятелем по фамилии Гоббо. Шедевральной скульптуре было нанесено 15 ударов молотком, в результате которых, кроме многочисленных мелких увечий, у Девы Марии были повреждёны – нос, левый глаз, а левая рука вообще отбита (до уровня локтя).
Начиная со времен готической скульптуры и искусства Раннего Возрождения, мастера Италии в других соседних с ней европейских стран воспевали скорбный образ Марии, утратившей Первенца. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте.
Но, несмотря на отход от канонических событий, зафиксированных в Библии и считающихся непреложными, Микеланджело настолько реально удались библейские фигуры, что невольно начинаешь верить: так все и было на самом деле. Оно оставалось на стадии первоначальной обработки идейная аналогия которой имела также библейский мотив. Священнослужитель пожелал изготовить достойный своей персоны надгробный памятник. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса.
Христос увидел их и обратился к своему ученику, чтобы тот заботился о матери. Отныне скульптор стал узнаваемым гением. Была сломана левая рука, при падении которой сломались пальцы. Это произведение внесло новизну в передачу драматизма. И происходит это, несмотря на сотни лет, восставшие между человеком, лицезреющим скульптуру и ее зарождением в воображении мастера. Микеланджело в своей группе решительно отходит от привычных установок. Он возомнил себя восставшим из мертвых и стремительно нанес молотком 15 ударов по скульптуре Микеланджело. Скульптура Микеланджело «Пьета» повредилась – у Девы Марии были отбиты рука до локтя и левый глаз. Многослойная драпировка одежд Марии придает фигуре еще большую массивность и демонстрирует мельчайшие грани мастерства Микеланджело.
Юноша заперся на ночь в храме и подписал статую. Договор был заключён 26 августа 1498 года, заказчиком был французский кардинал Жан де Вилье Фезанзак. Заказ на скульптурную композицию Микеланджело получил в 1498 году, спустя два года после приезда в Рим. Одной из последних мыслейИисуса была забота о матери.
В этом и заключается сила творчества художника, его воздействия на зрителя. Рука скульптора виртуозно превратила камень в тончайшую ткань одеяний. Но, невзирая на все преграды, эта личность взошла на новую ступень в истории искусств. Скорбь матери протекает в мучительной безмолвности, где нет ни страха, ни слез. «Оплакивание Христа» Микеланджело (1496) находится в базилике Святого Петра в Ватикане.
Ее сын божественный Иисус мертв. Ему было важно услышать мнение других. «Пьета» (pieta – жалость итал. ) или «Оплакивание Христа» — иконографический образ Богоматери с телом Христа на коленях. Скульптура Микеланджело Буонарроти «Пьета» – первая из общего числа работ, которая прославила великого итальянца на всю страну. Ботичелли, попавший под сильное влияние Савонаролы, своими руками бросил несколько своих работ в так называемые «костры покаяния».
Реставрация скульптуры потребовала времени более полугода. Произведение было закончено в 1500 году и помещено в соборе Святого Петра. «А что же смогу я сказать о Ночи, статуе не то что редкостной, но и единственной. Это высшая точка творчества молодого Микеланджело.
А именно на росписи потолка Сикстинской капеллы. Микеланджело Буонарроти (14751564) одно из величайших светил в нескольких художественных областях одновременно. В графических этюдах этой поры исчезает прежняя микеланджеловская твердая линия и в воцарившейся легкой световой тени он едва намечает фигуры изливая в поразительно мягком рисунке свои глубокие, тихой грустью или глубоким страданием отмеченные переживания.
Итак, 1503 год. Фигуры Марии, Иосифа и младенца Христа образуют винтообразную группу, внося сильный заряд пластической энергии в композиционное целое. Юлий II передумал, о чем и сообщил только что прибывшему Микеланджело. Все считали, что это дело рук прославленного мастера.
Венгр по имени Ласло Тот набросился на статую с молотком и нанес ей серьезные повреждения. Он даже не глядит на них. Все прочие созданы учениками по эскизам Микеланджело. Но кардиналу так и не посчастливилось увидеть шедевр, он умер в том же году. В этот период он написал стихотворения, выражавшие отчаяние и выполнил очень тонкие рисунки (Ганимед, Тиций, Фаэтон). Мы видим некую внешнюю бессвязность двух фигур, но при этом чувствуется нераздельность их духовного характера, внутренняя, которая создает единую форму. «.
И когда он убедился, что его творение признано, что оно вызывает восхищение и слезы восторга, то ночью пробрался в церковь, в которой была выставлена его работа и резцом на постаменте высек надпись: «Микеланджело Буонарроти флорентиец исполнил». После завершения всех работ, в ноябре 1626 г. – ее переместили в новый хор. Отныне руки Христа были прижаты к телу. В его поэзии не было легкости его современников.
Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. «Оплакивание Христа» — единственная работа Микеланджело, которую он собственноручно подписал своим именем. Несмотря на страдания, черты обеих фигур идеализированно прекрасны. На то время тема Библейского мотива была просто недопустимой для мастеров. Реакция людей была поразительна и однажды в поздний час Микеланджело тайно пробрался в собор с инструментами и указал на поясе Мадонны полную достоинства надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец». Так как эта часовня была разрушена архитектором Донато Браманте в ходе начавшегося в 1506г строительства нового собора Святого Петра, Пьета Микеланджело до 1517 года временно заняла свое место в ризнице часовни Санта Мария делла Феббре, располагавшейся рядом со старой базиликой. Он проповедовал и исцелял, целиком отдавал себя свой миссии.
Вернуться к Богу. Ее чувство живое человеческое переживание, воплощенное с такой глубиной и богатством оттенков, что здесь впервые можно говорить о внесении в образ психологического начала. Девы Марии при этом не было. В начале молитвы Св. Современная история этого шедевра не обошлась без неприятностей. За годы служения Христос не часто бывал со своей матерью Марией. Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок).
Вещи эти возбудили желание у кардинала Св. Может быть тогда, в свои 23 года, он догадывался, что это гениальнейшая скульптура. Уже после установки в соборе Св. Они оценили работу начинающего мастера как величайшее произведение искусства. Пьета Ронданини, начатая через 55 лет после первой, была последней его работой. Об этом рассказал миру Вазари, поэт и биограф нескольких итальянских художников.
Но кто он. Но кто ее создатель, кто мог выполнить подобный шедевр. Галерея Уффици. Уже в столь юном возрасте (ему исполнился тогда только 21 год) Микеланджело заключил контракт с кардиналом на создание надгробной Пьеты. Интересно, что из статуй, что и сегодня украшают надгробие, не все принадлежат Микеланджело: великий мастер создал лишь Моисея и ветхозаветных сестёр, Рахиль и Лию (справа и слева от Моисея). Точно нередан контраст между безжизненным телом Христа и полной жизни мадонной.
Удивительно молодой лик матери полон смирения и принятия неизбежного. В Риме новый Папа, Юлий II из важнейшей семьи Делла Ровере. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. Решающим аргументом для папы стала запредельная дороговизна гробницы. Петра скульптурной группы «Пьета», стало очевидно превосходство Микеланджело над остальными современными ему скульпторами.
Диаметр 120 см. Микеланджело изобразил Богоматерь молодой, словно это не Мать и Сын, а сестра, оплакивающая безвременную смерть брата. Дело в том, что в германских землях, начиная с XIV-XV вв., было широко распространено почитание 7 скорбей Девы Марии (цифры разнились: могло быть и 5 по числу ран Христа и 9 и 15 и даже 21 скорбь): при словах Симеона о будущих страданиях при бегстве в Египет скорбь в течение трех дней исчезновения Иисуса во время путешествия в Иерусалим во время Крестного пути при Распятии при снятии с Креста при погребении. Головы фигур пропорциональны друг другу, но тело Марии больше, чем Христа.
Для самого Микеланджело «Пьета» долго оставалась одним из любимейших творений, ведь только она удостоилась подписи автора. Душевнобольного удалось быстро обезвредить, но ущерб уже был причинён. К сожалению, даже на это «святое» творение было совершено нападение.
Она является показателем непоколебимой веры самого создателя, глубины и драматизма Библейской истории, которая подчеркивает гуманистические идеалы Ренессанса. В настоящее время "Вакх" считается первым шедевром Микеланджело. Такое решение Микеланджело резко контрастирует со спокойствием его первой пьеты.
Статуи эти отличаются великолепнейшей формой их поз и искусной проработкой их мышц и если бы погибло все искусство, они одни могли бы вернуть ему его первоначальный блеск». Свой понтификат он начинает стого, что желает предать забвению «славу» своего недостойного предшественника.
Другая особенность исходит из предположения искусствоведа Димитрио Мартинелли. Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг., сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г. ) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену. Но все-таки Микеланджело больше влекла скульптура.
Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo). И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти.