Тема оплакивания Христа («Пьета»), которой Микеланджело начинал свой творческий путь, завершает творчество скульптора. Пьета Микеланджело «Оплакивание Христа» – единственная работа, которая была им подписана. Заключительный период творчества Микеланджело совпадает по времени с концом Возрождения: это период великих произведений, с фрески «Страшный Суд» до последней его скульптуры «Оплакивание Христа» (Пьета Ронданини). По ее просьбе Микеланджело нарисовал оплакивание Христа: безжизненное тело Иисуса, кажется, вот-вот рухнет к ногам Пресвятой Матери, но два ангела подхватывают его.
Тема Оплакивания Христа («Пьета»), которой Микеланджело начинал свой творческий путь, завершает творчество скульптора.
Незаконченная, она стала для Микеланджело отпечатком его смерти. Другая особенность исходит из предположения искусствоведа Димитрио Мартинелли. Павла.
Излюбленные стихотворные формы Микеланджело – мадригал и сонет. Алпатов). 3а внешней сдержанностью молодой матери угадывается вся глубина ее горя скорбный силуэт склоненной головы, жест руки, звучащий как трагическое вопрошение, все складывается в образ просветленной скорби. За годы служения Христос не часто бывал со своей матерью Марией. Он трудился долго и усердно, ведь предстояло пририсовать немало всевозможных драпировок.
После завершения всех работ, в ноябре 1626 г. – ее переместили в новый хор. Ко времени окончания «Оплакивания Христа» Микеланджело исполнилось всего 25 лет и многие не верили в его авторство. Священнослужитель пожелал изготовить достойный своей персоны надгробный памятник.
В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. Дело в том, что при окончании работы она ее выставили на всеобщее созерцание. Безумец успел причинить серьезный вред творению Микеланджело – рука Марии была отбита до локтя, ее нос и левый глаз тоже пострадали от действий вандала. ". Наконец-то, наконец он вырвется из жизненного плена.
Головы фигур пропорциональны друг другу, но тело Марии больше, чем Христа. В1568г.
Он возомнил себя восставшим из мертвых и стремительно нанес молотком 15 ударов по скульптуре Микеланджело. Скульптура Микеланджело «Пьета» повредилась – у Девы Марии были отбиты рука до локтя и левый глаз. Нет здесь никакого классического композиционного разделения: фигуры наполняют стену на фоне глубокого лазурного неба. Он изображен в окружении Богоматери и святых его поднятая правая рука, обрушивающая проклятие слева от Него, одновременно оказывается динамическим центром композиции, словно приведя в бурное движение массу тел возносимых праведников и низвергаемых в бездну грешников. Вышедшие из под его пера сонеты, стансы и другие лирические произведения отличаются философской глубиной мысли и напряженной выразительностью языка, силой и сжатостью оборотов фразы, возвышенностью выраженных идей и искренностью чувства, но в них ощущается недостаток огня и свободного полета фантазии. Все считали, что это дело рук прославленного мастера. 16 августа 1501 года был заключен договор.
Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо. Скульптурное произведение Микеланджело «Пьета Ронданини» было создано за шесть дней до его смерти. Это — своего рода идеальный автопортрет художника. Удивительно молодой лик матери полон смирения и принятия неизбежного.
Смерть и сопровождающая ее скорбь словно содержатся в мраморе из которого изваяна скульптура. «Оплакивание Христа» Микеланджело (1496) находится в базилике Святого Петра в Ватикане. Ему было важно услышать мнение других. Бенедикт XVI на встрече с деятелями культуры со всего мира, 21 ноября 2009 года (и встреча состоялась именно в Сикстинкой капелле) сказал: «»Страшный Суд» за моей спиной напоминает, что история человечества – это движение и восхождение, это неиссякаемое стремление к полноте, к окончательному счастью, к горизонту, который постоянно превосходит настоящее, пересекая его. Среди толпы находился и сам молодой скульптор, но он не признавался в своем авторстве. Была сломана левая рука, при падении которой сломались пальцы.
Ей, аминь» (Откровение 1:8). Венгр по имени Ласло Тот набросился на статую с молотком и нанес ей серьезные повреждения. С конца 1540-х годов до 1555 г. Микеланджело работал над скульптурной группой «Пьета с Никодимом». Интересно, что «Пьета» является единственной подписанной работой Микеланджело. Скульптуре «Пьета» потребовалась реставрация.
Пресвятая Мария, как известно, зачала Христа от Святого Духа, согласно пророчествам. Девы Марии при этом не было. Реставрация скульптуры потребовала времени более полугода.
Микеланджело промолчал и ему показалось по меньшей мере странным, что его труды приписываются другому. Камень живет и дышит, сквозь его оболочку угадывается живое тело, глубокое чувство любви и нежности женщины к своему мертвому сыну» (М. Микеланджело очень много работал над этим фрагментом фрески исправляя его, чтобы усилить выразительность движения Петра – единственного персонажа сцены, который смотрит за ее пределы. «В одном из поздних своих произведений, «Пьета Ронданини» (Милан, замок Сфорца), Микеланджело как бы возвращается к самым простым мотивам и формам средневекового искусства.
Этим жестом автор подчеркивает священность тела Христа. Одной из последних мыслейИисуса была забота о матери. Она смотрит на лицо сына, лежащего на ее коленях, глаза которого сомкнуты глубоким сном. Скульптура Микеланджело Буонарроти «Пьета» – первая из общего числа работ, которая прославила великого итальянца на всю страну. В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери вышло же это так, что однажды Микеланджело, подойдя к тому месту, где помещена работа, увидел там большое число приезжих из Ломбардии, весьма ее восхвалявших и когда один из них обратился к другому с вопросом, кто же это сделал, тот ответил: Наш миланец Гоббо.
Его сняли с креста, перенесли к гробнице. Дело в том, что в германских землях, начиная с XIV-XV вв., было широко распространено почитание 7 скорбей Девы Марии (цифры разнились: могло быть и 5 по числу ран Христа и 9 и 15 и даже 21 скорбь): при словах Симеона о будущих страданиях при бегстве в Египет скорбь в течение трех дней исчезновения Иисуса во время путешествия в Иерусалим во время Крестного пути при Распятии при снятии с Креста при погребении. Мария кладет руку на плечо своего сына и горестно склоняет над ним голову. Фигуры были высечены из монолитной глыбы каррарского мрамора высотой 1 м 74 см. Об этом рассказал миру Вазари, поэт и биограф нескольких итальянских художников.
Глыба имела девять футов высоты.
Создавалась скульптура Микеланджело «Пьета» для французского кардинала Жана Билэра де Лагрола еще в 1496 году. Микеланджело, конечно, был полностью за справедливость. К тому же, нагрянула эпидемия чумы. После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем.
Вся группа покоряет глубокой человечностью, особой одухотворенностью и глубиной чувств. «Пьета» (pieta – жалость итал. ) или «Оплакивание Христа» — иконографический образ Богоматери с телом Христа на коленях. Скульптор должен быть наблюдательным и отображать действительность. Четырнадцатилетним юношей он поступил на учебу к одному флорентийскому живописцу. Ее сын божественный Иисус мертв. Тогда уязвленный юноша на перевязи идущей через левое плечо Мадонны, в первый и последний раз вырезал подпись: «Микеланджело Буонарроти флорентинец исполнил». Может быть тогда, в свои 23 года, он догадывался, что это гениальнейшая скульптура. И Микеланджело принял единственное правильное решение – бежать из Флоренции в Болонью.
Этот факт подчеркивает его трудолюбие и умение доводить свои произведения до совершенства. «Пьета» Микеланджело Буонарроти одна из самых выдающихся скульптурных композиций в истории искусства.
В 1972 году на скульптуру было совершено нападение. Но Микеланджело не уложился в обозначенные сроки, он трудился почти два года. Почему же Микеланджело так вольно обращается с сюжетом. Фигуры образуют низкий треугольник, точнее – это коническая структура. При этом потребовалось сделать новое основание для статуи. И через год так успешно копировал рисунки старых мастеров, что их не могли отличить от оригинала. К сожалению, даже на это «святое» творение было совершено нападение.
Вскоре последовал новый заказ – на изготовление "Скорбящей Мадонны". После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в соборе Святого Петра. Несколько осколков найти не удалось. Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей. Пострадало лицо и рука фигуры Богородицы.
Имелись также и другие небольшие повреждения. Для самого Микеланджело «Пьета» долго оставалась одним из любимейших творений, ведь только она удостоилась подписи автора. Пьета Ронданини, начатая через 55 лет после первой, была последней его работой.
Решение было принято в пользу полного восстановления. На коленях у Девы Марии — одной из самых почитаемых католиками святых, родительницы Христа, - покоится его безжизненное тело. Христос увидел их и обратился к своему ученику, чтобы тот заботился о матери. Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро». Шедевральной скульптуре было нанесено 15 ударов молотком, в результате которых, кроме многочисленных мелких увечий, у Девы Марии были повреждёны – нос, левый глаз, а левая рука вообще отбита (до уровня локтя). К началу XVI века заброшенный мрамор представлял собой жалкое зрелище.
Испытывая с 1532 года страстную и платоническую любовь к молодому римлянину Томазо Кавальери, Микеланджело после смерти своего отца (1534) окончательно обосновался в Риме. Однако работал Микеланджело около двух лет. На данный момент эта мраморная скульптурная композиция, которая именуется еще как «Оплакивание Христа», находится в соборе Святого Петра в Ватикане. Другой инцидент связан с подписью скульптора. Рука скульптора виртуозно превратила камень в тончайшую ткань одеяний.
И когда он убедился, что его творение признано, что оно вызывает восхищение и слезы восторга, то ночью пробрался в церковь, в которой была выставлена его работа и резцом на постаменте высек надпись: «Микеланджело Буонарроти флорентиец исполнил». Был сколот нос. Вероятно, два великолепных рисунка «Воскресения», находящиеся в Лувре и в Британском музее также были созданы под влиянием Виттории. Уйти из этого мира, от этих людей, ползающих у его ног, поверженных в тупом страхе. Это произведение внесло новизну в передачу драматизма.
Интересным является то, что это единственная его скульптура, которая была подписана.
Начиная с фресок свода Сикстинской Капеллы до фрески «Страшный суд», Микеланджело рассказывает историю человека. Несмотря на сложность соединения в одной скульптурной группе двух крупных фигур, композиция "Пьеты" безупречна. В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери вышло же это так, что однажды Микеланджело, подойдя к тому месту, где помещена работа, увидел там большое число приезжих из Ломбардии, весьма ее восхвалявших и когда один из них обратился к другому с вопросом, кто же это сделал, тот ответил: "Наш миланец Гоббо".
И продолжает: «Два лица находятся друг напротив друга. В этом и заключается сила творчества художника, его воздействия на зрителя. Сначала мастер вырезал левую руку Давида. Это одна из наиболее известных работ в истории мирового искусства. Действуя молотком и резцом, он отсекал от камня все «лишнее» и создавал совершенство.
Еще при жизни Микеланджело папа Павел IV, который весьма неодобрительно относился к «Страшному суду», будучи еще кардиналом Карафой, вообще хотел уничтожить фреску, но потом решил «одеть» всех персонажей и приказал обнаженные тела записать драпировкой. скульптурную группу поместили на алтарь Санта Симона и Иуды в старом Сикстинском хоре базилики Святого Петра. Центральное место на фреске занимает лицо Св.
Телу Христа скульптор придал ту же нежность и мягкость. В его поэзии не было легкости его современников. Но кто он. «Пьета Ронданини» (Милан, Кастелло Сфорцеско) — последнее из скульптурных произведений Микеланджело, над которым он работал еще за несколько дней до смерти.
Он вызывал у Микеланджело противоречивые чувства. А теперь Микеланджело отказывается от всего остального: начиная с 1545 года единственным сюжетом, который он осмелился воплотить в скульптуре, была Пьета – «Оплакивание Христа». Молодая Мария изображена с мертвым Христом на коленях.
Бенедикт XVI выдвинул глубокую и убедительную гипотезу на этот счет: «В предсмертный час есть какая-то растерянность, есть пронзительный взгляд, устремленный вдаль, как будто ищущий кого-то или что-то», — замечает Бенедикт XVI. Юноша заперся на ночь в храме и подписал статую. За свою работу он еще при жизни получил прозвище «брачетоне», которое буквально означает «оштаненный», «исподнишник». Скорбь матери протекает в мучительной безмолвности, где нет ни страха, ни слез.
Этот лик воплощает образ человека, нуждающегося в высшем свете. Почему и на кого он смотрит. Но кардиналу так и не посчастливилось увидеть шедевр, он умер в том же году. Ботичелли, попавший под сильное влияние Савонаролы, своими руками бросил несколько своих работ в так называемые «костры покаяния». Их восстановили из кусков, вырезанных из незаметных мест. Христос и Мария здесь словно слиты воедино.
Микеланджело в своей группе решительно отходит от привычных установок. Душевнобольного удалось быстро обезвредить, но ущерб уже был причинён. В ту же ночь на идущей через левое плечо Девы Марии перевязи он высек надпись – «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил». Вопрос о реставрации вызвал дебаты в Ватикане.
На том рисунке, что в Лувре, Христос, сложенный как Геркулес, в гневе отбросил тяжелую надгробную плиту одна нога его еще в могиле, а сам он, подняв голову и воздев руки, в страстном порыве устремляется к небу, чем-то напоминая одного из луврских «Пленников». Случилось это в 1972 году. Вернуться к Богу. В одном из писем Микеланджело пишет, что ему даже грозили смертью. Все передано только в самых общих чертах, только намечено в камне.
Согласно Библии, на таинстве погребения присутствовала Мария Магдалина. Один из них утверждал, что статуя создана миланским ваятелем по фамилии Гоббо. Перед нами самые яркие примеры и свидетельства христианского гуманизма эпохи Возрождения.
Почему. Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг., сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г. ) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену.
Работа была закончена около 1500 года, уже после смерти кардинала, умершего в 1498 году. На то время тема Библейского мотива была просто недопустимой для мастеров. Микеланджело Буонарроти (14751564) одно из величайших светил в нескольких художественных областях одновременно. Но самый большой урон нанесен скульптуре в 1972 году.
Но для верующих воскресший Христос есть Путь, Истина и Жизнь. Это начало Суда или, лучше сказать, тот момент, который ему предшествует (adventus Domini): Христос карающим жестом поднятой руки выносит окончательный приговор. Эту деталь заметил Папа Бенедикт XVI во время открытия капеллы после завершения реставрационных работ: по словам Папы, необычно изображение Апостола в образе старца, «тогда как мы знаем – и Микеланджело тоже прекрасно об этом знал, – что Савлу было около 30 лет, когда он услышал призвание Бога по пути в Дамаск». После некоторых колебаний завершение «Давида» было поручено известному своей амбициозностью 26-летнему скульптору Микеланджело Буонарроти.
Эта тема была для него первой, она же стала и последней. Такое решение Микеланджело резко контрастирует со спокойствием его первой пьеты.
Правая рука Марии покрыта тканью и не касается напрямую тела сына. После этого инцидента скульптуру отреставрировали и поместили под защиту пуленепробиваемого стекла. Современная история этого шедевра не обошлась без неприятностей. Микеланджело внёс своё слово в традиционную иконографию: он был первым, кто соединил в скульптуре две фигуры, взятые в одном изваянии в натуральную величину и положил взрослого мужчину на колени женщине. И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти. Начиная со времен готической скульптуры и искусства Раннего Возрождения, мастера Италии в других соседних с ней европейских стран воспевали скорбный образ Марии, утратившей Первенца.
Но даже среди этого обилия шедевров Пьета Микеланджело занимает особое место. Он даже не глядит на них. Но все-таки Микеланджело больше влекла скульптура. Петра), графике и, в последние дни жизни, скульптуре. Несмотря на страдания, черты обеих фигур идеализированно прекрасны.
Эта надпись была неслучайной. В этот период он написал стихотворения, выражавшие отчаяние и выполнил очень тонкие рисунки (Ганимед, Тиций, Фаэтон). Фоторепортаж подготовил Вадим Савицкий. В страшный день распятия Дева Мария, ее сестра и Мария-Магдалена пришли на Голгофу. Он уже не Князь милосердия, а Верховный Судья, грозный и устрашающий. Реакция людей была поразительна и однажды в поздний час Микеланджело тайно пробрался в собор с инструментами и указал на поясе Мадонны полную достоинства надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец».
Отныне руки Христа были прижаты к телу. Микеланджело показывает нам Альфу и Омегу, Начало и Конец истории и приглашает нас радостно, смело, с надеждой идти по жизненному пути.
Свой путь художника Микеланджело начинал именно во Флоренции, которая считалась архитектурным и скульптурным музеем под открытым небом. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. Порывистый и ранимый Микеланджело тут же взял резец и молот и выбил фавну несколько зубов. Но, невзирая на все преграды, эта личность взошла на новую ступень в истории искусств.
Скульптор подготовил более сотни набросков будущей статуи изготовил небольшую глиняную модель, которую заливал в емкости молоком, с помощью чего определял последовательность работы над мраморным блоком. Уже в столь юном возрасте (ему исполнился тогда только 21 год) Микеланджело заключил контракт с кардиналом на создание надгробной Пьеты. «Оплакивание Христа» — единственная работа Микеланджело, которую он собственноручно подписал своим именем. Слегка склонена голова Богородицы. Его изготовил Франческо Борромини.
В настоящее время "Вакх" считается первым шедевром Микеланджело. Произведение было закончено в 1500 году и помещено в соборе Святого Петра. Оскорбленный Микеланджело той же ночью вернулся в собор Святого Петра и высек на ленте, перекинутой через плечо Богоматери, слова «Сделал Микеланджело Буонарроти, флорентиец». Он проповедовал и исцелял, целиком отдавал себя свой миссии.
С этим прозвищем его имя навсегда осталось связанным в истории. Самая большая несправедливость заключается в том, что настоящее месторасположение скульптуры противоречит художественной идее творца: сегодня "Пьета" доступна для изучения зрителей только с одной точки из-за этого теряется полная композиция обозрения. Для человека, верно следующего за Ним, Он есть Дверь, ведущая к тому видению Бога «лицом к лицу» из которого проистекает полное и окончательное счастье, ничем уже не ограниченное. В церковный праздник 21 мая психически ненормальный геолог Ласло Тот перепрыгнул через перила и нанес 15 ударов молотком по скульптуре.
Учёные подсчитали, что, если обе фигуры встанут, то Иисус будет ростом 1, 75 м, а Мария – 2, 04 м. На перевязи идущей через левое плечо Мадонны, Микеланджело в первый и последний раз вырезал надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец исполнил». Они оценили работу начинающего мастера как величайшее произведение искусства.
Но кто ее создатель, кто мог выполнить подобный шедевр. Легкость в выполнении работ подчеркивает уникальность этого человека, произведения которого и сегодня можно увидеть в музеях. Нанесены повреждения голове, векам, шее, одежде. Интерпретация Микеланджело Буонарроти, воплощенная в мраморе, представляет собой религиозное видение смерти через спокойный и умиротворенный облик Божьего сына.
Отныне скульптор стал узнаваемым гением.